Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Философия в условиях постмодерна (постсовременной эпохи).





ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

(А.И.Лойко, Е.Б.Якимович)

Философия (в переводе с греческого – любовь к мудрости) изучает универсальные закономерности функционирование и развитие природных и социокультурных систем с учетом активного присутствия в них человека.

Предмет философии определился 2 тысячи лет назад. В границах своих теоретических исследований философия все время соотносит, разрабатываемые его концепции с конкретно-исторической реальностью, хронологически фиксируя её и обозначая. Начало ХХІ века связывается с эпохой постмодерна (постсовременности). Термин “постмодерн” впервые употребил Р.Панвиц в 1917 году. Он характеризовал состояние европейской культуры как упадническое и в духе Ф. Ницше мечтал о переходе в историю нового человека как родового существа – “сверхчеловека”, способного придать современности оптимистическое начало.

Постсовременнсть характеризуется особенной социокультурной динамикой связанной с глобализацией, борьбой с терроризмом, антиглобализмом, столкновением цивилизаций, возможным нарушением социоприродного равновесия, устойчивости мировой экономики, эклектикой, порядком и хаосом, информатизацией и симуляцией (господством симуляторов), шизофренией и паранойей, организмом, телом и духом, виртуализацией и актуальностью распознавания, с нарастающей ценностью энергоресурсов.

Постмодернистская философия непосредственно отталкивается от идей философского модернизма. Выступая против других современных философских течений, таких как феноменология, постструктурализм, психоанализ, герменевтика, неомарксизм, она, тем не менее, содержательно связана с ними. По мнению американского философа Ф. Джеймисона, появление постмодернизма можно датировать с конца 1950-х — начала 1960-х гг. В работе "Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма" он указывает на радикальный перелом в культуре и обществе, возникновение которого соотносится с угасанием модернистского движения. Как отмечает Ф. Джеймисон, стирание более ранней границы высокого модернизма между высокой культурой и массовой, и, одновременно, внезапное появление новых видов текстов, слившихся с формами, категориями и содержаниями текстов всех модернистских идеологов, свидетельствует о том, что постмодерн - это смысловое поле, в котором могут находить свое место различные виды культурных импульсов, инкорпорированных в свою собственную субстанцию. Постмодернисты очарованы современным "деградированным" ландшафтом шлака и китча: телевизионными сериалами, рекламой, ночными шоу, голливудскими фильмами категории "В", так называемой паралитературой, с ее налетом готики и романтизма низкого качества, популярными биографиями, таинственными убийствами и научной фантастикой или фантастическими романами – всеми вещами, которые Р. Уильямс удачно назвал "остаточными" и "непредвиденными" формами культурной продукции.

Ведущий теоретик философии постмодерна Ж.-Ф. Лиотар в своей работе "Ответ на вопрос: что такое постмодернизм?" предлагал рассматривать приставку "пост" не как возврат, а как пересмотр всего предшествующего периода развития культуры. Для обозначения этого события французский философ воспользовался словом-символом "Освенцим". Постмодерн начался с "Освенцима" — преступления, которое открывает постсовременность. Трагедия тоталитаризма в Европе, по мнению Лиотара, связана с самим характером европейского мышления, опирающегося на "метанарративы" (великие повествования или главные идеи человечества), такие как диалектика духа, поступательное расширение и увеличение свободы, развитие разума, освобождение труда, прогресс техники и науки, эмансипация личности и т.п. Постсовременное же знание ориентировано не на согласие и устранение различий, но на разногласие, "паралогию". Основной характеристикой постмодерна Лиотар считает утрату метанарративами современности своей легитимирующей силы. Время метаповествований подходит к концу вместе со временем какой-либо господствующей метафизической системы; становится очевидной невозможность одной лишь версии происходящего и происшедшего. Человечество вновь возвращается ко времени мифов. Поэтому в задачи философии сегодня входит не критика всего того, что не соответствует единственной истине, а демонстрация мифологического характера самих философских нарративов. Основная идея Лиотара состоит в акцентировании того факта, что современный мир есть переплетение многих историй, позитивная ценность которых заключается в реализации поливариантной картины происходящего, создающейся не только в рамках философии, но и — глазами женщин, расовых или сексуальных меньшинств, "других" культур, "эмпирических" индивидов.

Подобные взгляды поддерживает и американский теоретик В. Страда, который рассматривает постмодернизм как фазу модерного мира конца ХХ в. и подчеркивает, что "пост" следует понимать не столько исторически, как нечто, что идет после модерности, сколько качественно, как супермодерность, достигшую нового критического осознания собственного прошлого и своих новых и сложных экономических, экологических, политических, социальных, культурных задач уже на планетарном уровне.

Особую позицию среди постмодернистских исследователей занимает Ж. Бодрийяр, в работах которого анализируется целый спектр кризисных явлений, происходящих в культуре ХХ века и затрагивающих все сферы духовной и практической деятельности человека — экономику, политику, производство, религию, психологию, искусство. Многие особенности современной культуры Бодрийяр выводит из концепции симулякров, изложенной им в ряде публикаций, в том числе в книге "Символический обмен и смерть". Под симулякрами он понимает образы, поглощающие, вытесняющие реальность. Симулякры, по мнению автора, возникают лишь на определенном этапе развития культуры: симулякры первого порядка отражают глубинную ральность, симулякры второго порядка маскируют ее, симулякры третьего порядка – симулякры симулякров обозначают ее полное отсутствие. Таким образом, замена реальности знаками реальности становится принципом современной культуры.

Фундаментальной установкой постмодернистской философии стала радикальная критика классических представлений о структурности и переход к идее децентрации. Лакановская концепция децентрованного субъекта, который никогда не тождественен своему "я", поскольку всегда находится в поисках самого себя, стала основой для постмодернистских представлений о "дивиде" - фрагментарном, разорванном, лишенном целостности субъекте. Идея децентрированности в философии постмодерна проявляется в широком диапазоне: принцип "ризомы" у Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Характерным для новой реальности становится не "древовидное", а "ризомное" мышление. Термин "rhizome" был использован в книге Ж. Делеза и Ф. Гваттари "Ризома". Он противопоставлен понятию структуры как четко систематизированному и иерархически упорядочивающему принципу организации. Ризома "парадигматически" соответствует современному положению действительности, поскольку она порождает несистемные и неожиданные различия, неспособные четко противопоставляться друг другу по наличию или отсутствию какого-либо признака. Как определяют постструктуралисты принцип современного "ризомного" мышления: мыслить в вещах, среди вещей и между вещей.


Date: 2016-11-17; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию