Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конечное же есть Причастие Святых Таин».





 

Из текста этого правила мы видим, что существовало четыре ступени покаяния, которые последовательно проходил кающийся грешник.

на 1-й ступени Находящиеся именовались плачущими или обуреваемыми. Они не допускались внутрь храма, но, стоя вне Церкви, с плачем сокрушались о своих грехах и умоляли входивших в храм помолиться о них.

2-я ступень — слушающие. Это те, кто, стоя в притворе, слушал Священное Писание и проповедь, а затем перед началом Таинства Евхаристии покидал храм вместе с оглашенными.

к 3-й ступени именовались припадающими Принадлежавшие или коленопреклоненными. Они могли стоять в храме и допускались до самого амвона. После удаления из церкви оглашенных и слушающих припадающие повергались ниц на землю, и епископ читал над ними молитвы, возлагая на них руки, после чего и они покидали храм.

на 4-й ступени находившиеся И, наконец, «купно стоящие», или вместе стоящие, могли оставаться

в храме до конца Божественной литургии, но не допускались до Чаши и к принесению жертвенных даров в храм. Пройдя все ступени покаяния, раскаявшиеся грешники принимались в церковное общение.

 

В дисциплинарных правилах святого Василия Великого

сохраняется разделение срока покаяния на четыре ступени.

 

В своих канонах в зависимости от тяжести греха святой Василий Великий определяет им разные сроки пребывания на каждой из этих ступеней.

В правиле Василия Великого 75-м каноне, где речь идет о кровосмешении, говорится:

U «Пришедши в сознание страшнаго греха, три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу.

U После сего на другое трехлетие да будет допущен токмо до слушания Писаний, по слушании же Писаний и поучений да изгоняется же из Церкви и да не удостаивается общения в молитве. Потом, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание. И таким образом, когда покажет плоды, достойные покаяния,

U в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения:

U два лета стоя во время молитвы с верными, наконец да удостоится приобщения Святынь».

 

Но в древней дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния не имели безусловного и неизменного характера.

 

В 8-м правиле святой Григорий Нисский:

«Во всяком же роде преступления прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемаго,

и ко уврачеванию достаточным почитати не время (ибо какое исцеление может быти от времени),

 

но произволение того, который врачует себя покаянием».

 

На смертном одре все кающиеся допускаются до Причастия, но в древности,

 

если они выздоравливали после причащения Святых Таин, то возобновляли покаянное делание, начиная с той ступени, на которой застала их угрожавшая смертью болезнь.

 

Большая часть дисциплинарных правил, связанных с отлучением от Причастия на разные сроки, принадлежит святому Василию Великому.

Согласно его 73-му правилу Василия Великого,

Ø произвольное отречение от христианской веры наказывается пожизненным лишением Святых Таин,

Ø а отречение по страху мучений — отлучением на 8-9 лет (прав. 81).

Ø Вольное убийство влечет за собой, по 56-му правилу святого отца, отлучение от Святых Таин на 20 лет,

Ø невольное (нечаянное) — на 10 лет (прав. 57),

Ø прелюбодеяние, равно как и блуд монаха, наказывается 15-летним (прав. 60),

Ø блуд мирянина — 7-летним (прав. 59),

Ø мужеложство и скотоложство — 15-летним (прав. 7)

Ø и кровосмешение — 20-летним отлучением (прав. 67).

Ø Убийство плода во чреве по 8-му правилу Василия Великого влечет за собой 10-летнее отлучение от Святых Таин.

 

Тема абортов, ставшая в наше время чрезвычайно актуальной, нашла отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых, в частности, говорится:

 

«Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и как явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием “свободы выбора” женщины в распоряжении судьбой плода... Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта.

Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах» (XII, 2).

 

При этом, следуя путем икономии, Архиерейский Собор 2000 г. в « Основах социальной концепции» рекомендует в пастырской практике проявлять снисхождение

«в случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей... Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь» (XII, 2).

 

В «Основы социальной концепции» вошло также положение о том, что

«ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта» (XII, 2).

Одновременно этот документ напоминает византийскую правовую норму, содержащуюся в 22-й новелле императора Юстиниана,

11 мая 483, Тавресий— 14 ноября 565, Константинополь

Согласно которой

«если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака» (XII, 2).

 

В конце IV в. древняя практика покаяний подверглась существенным изменениям. Как писал профессор Н.С.Суворов,

«...публичное покаяние на Востоке вышло из употребления, и правила о долгосрочном публичном покаянии заменились в практике епитимийными правилами покаянных сборников, получивших позднее в Восточной Церкви широкое употребление с именем Иоанна Постника».

 

Продолжительность покаяния сокращалась, но взамен того от кающегося требовалось совершать предписываемые ему подвиги:

· усиленный пост (сухоядение),

· земные поклоны,

· благотворительность.

Иногда кающихся отправляли в монастыри, где они должны были, помимо молитв, поста и поклонов, совершать и монастырские работы. Все это стало называться епитимией, хотя по первоначальному значению слова «епитимия» (запрещение) — это отлучение от Причастия.

 

Дисциплина церковных покаяний перешла к нам на Русь из Византии.

малое отлучение

До эпохи Петра I

полная власть в назначении церковных наказаний принадлежала архиереям.

Публичную епитимию в Древней Руси грешники часто проходили в монастыре, под началом «доброго и кроткожительного старца» или старицы.

 

Согласно «Духовному регламенту», малое отлучение должно состоять

· во временном удалении от участия в храмовой молитве,

· в запрещении входить в церковь и причащаться Святых Таин.

 

Малое отлучение мог налагать епархиальный архиерей за «великий и явный грех». Епископ, по Регламенту, должен через духовника или лично увещевать бесчинника принести публичное покаяние;

в случае же ослушания он, без особой торжественности (это особо оговаривалось в «Духовном регламенте») подвергает его отлучению, написав вину его «на малой хартийке».

В синодальную эпоху малое отлучение обыкновенно назначалось заодно с уголовной карой или как единственное наказание преступника в тех случаях, которые были предусмотрены Уложением о наказании.

Церковное покаяние осужденные проходили либо в приходских церквах, либо в монастырях.

 

Анафема - великое отлучение

Анафема, великое отлучение, по «Духовному регламенту», состоит в совершенном отсечении преступника от Церкви.

 

В Регламенте сказано:

Ø «Чрез анафему человек делается подобно убиенному,

Ø а отлучением или запрещением подобен есть взятому под арест».

 

Терминология, весьма характерная для Петровской эпохи и для вкусов царя и архиепископа Феофана Прокоповича.

Ø Анафеме подлежали упорные еретики и тяжкие преступники, совершившие злодеяния или политические преступления, за которые назначалась смертная казнь.

Анафеме должно было, по Регламенту, предшествовать троекратное увещание.

 

Но, согласно фундаментальному церковному закону —

52-му канону, —

даже лица, подвергшиеся анафеме, имеют право надеяться, что врата Церкви не затворены для них бесповоротно, ибо Иисус Христос пришел спасти не праведников, а грешников кающихся.

В эпоху средневековую и в Византии, и у нас на Руси, и на Западе анафематствованные, в том числе и еретики, часто подвергались смертной казни.

 

В «Духовном регламенте» и позднейшем церковном законодательстве

Ø почти не затрагивались епитимии,

Ø Длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически не применялись.

 

Более того, указом Святейшего Синода от 28 февраля 1722 г. повелевалось:

«Кающегося и исповедующего грехи свои, какие бы ни были, к Причастию Святых Таин пропускать безотложно, ведая, что Бог истинно кающихся приемлет скоро.

А в 1734 г. Святейший Синод издал указ, согласно которому священник лишался права своею властью, без правящего архиерея, налагать епитимии в виде отлучения от Причастия».

 

отлучение от Церкви

В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви

U отлучение от Церкви налагается правящим архиереем, с последующим утверждением его решения патриархом.

Date: 2016-11-17; view: 223; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию