Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №2. Древняя Русь и социально-политические изменения





в русских землях в XIII – XV веках

(4 часа)

Лекция 1. Этапы развития Древней Руси. Киевская Русь

(2 часа)

1.1 Киевская Русь (Древнерусское государство) – раннесредневековое государство восточных славян, возникшее в IX в. и просуществовавшее до начала 30-х годов XII веке. Центром государства был город Киев. Изначально ядро территории Древнерусского государства составляли земли, расположенные вдоль великого водного пути «из варяг в греки». К концу существования Киевской Руси она представляла собой крупнейшее государство Европы, простиравшееся от Балтики до Черного моря и от Карпат до междуречья Волги и Оки. Государственной организации у восточных славян предшествовали племенные княжения, союзы племен (состояли из нескольких десятков племенных княжений) и, наконец, суперсоюзы племен, тяготевшие к определенным центрам государствообразования. По мере перехода от одной формы политической организации к другой происходило формирование признаков государственности, главными из которых являются: 1) размещение жителей по территориальному признаку, а не на основе кровных уз; 2) наличие публичной власти, отделенной от массы народа; 3) взимание налогов на содержание этой власти.

Возникновение Древнерусского государства было результатом длительного, естественного процесса развития общества. Оно появилось, когда для этого сложились объективные предпосылки и общество стало испытывать потребность в подобном институте.

Немецкими учеными И.Г. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлецером, работавшими в Академии наук в 30-60-х годах XVIII в., были заложены основы «норманнской теории» происхождения Древнерусского государства, базировавшейся на данных «Повести временных лет» – важнейшего летописного источника по истории Древней Руси. Согласно этой теории, восточно-славянское государство появилось на свет в результате призвания варягов (см. таблицу 1 Приложения 3.6).

Однако варяги были призваны на княжение, когда у восточных славян уже имелись признаки государственности: кровные узы уступали место территориально-политическим, формировался общественный слой и властные атрибуты, которые можно считать публичной властью, отделенной от народа. На ранних этапах развития государственности, когда отношения внутри общества еще не отрегулированы едиными законами, выполнять такую функцию государства, как поддержание внутреннего порядка, разрешение конфликтных ситуаций, можно было, опираясь преимущественно на военную силу. Поскольку уже с конца VIII в. варяги были известны как храбрые и искусные воины, славяне, так же как и другие европейские народы, практиковали приглашение их дружин к себе на военную службу. Поэтому призвание Рюрика и его дружины новгородцами, состоявшееся по предложению местной властной элиты, не являлось чем-то из ряда вон выходящим. У славян к тому времени давно существовали свои княжения, и варяги пришли на уже имевшийся престол. Варяги внесли определенней вклад в формирование государства у восточных славян, ускорив его. Однако они не инициировали этот процесс, а лишь подключились к нему на одной из его стадий, далеко не самой ранней. Среди первых Рюриковичей обычно называют князей: Олега, Игоря, Ольгу, Святослава, Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха и многих других.

Первоначально князь у восточных славян – это лишь предводитель дружины, приглашаемый по постановлению веча, которое при этом в первую очередь учитывало его воинские качества и заслуги. В эпоху частых войн, нападений враждебных племен значение князя неизбежно возрастало. Постепенно он сосредотачивает в своих руках не только функцию военачальника, но также административную и судебную. Его власть приобретает государственный характер и со временем становится наследственной. Вместе с тем в Киевской Руси действовали факторы, препятствовавшие становлению единовластия киевского князя (см. таблицу 2 Приложения 3.6).

В выполнении своих функций князь опирался на дружину, которая в его руках была средством принуждения и взимания дани, защиты собственных интересов и населения страныот врагов. Она делилась на «старейшую» и «молодшую». Те, ктовходил в «старейшую» дружину, назывались княжьими мужам или боярами. Младших же дружинников именовали в разное время и в различных регионах по-разному: отроки, детские, гриди. Отношения между князем и старшими дружинниками носили вассальный характер. Бояре признавали авторитет киевского князя, обязаны были ему служить. В то же время они обладали правом докинуть князя, перейти на службу к другому сюзерену. Многие из старших дружинников, в свою очередь, имели собственные дружины, опираясь на которые они управляли подвластными территориями. Источниками доходов князя и его дружины служили: дань с подвластного населения, средства от торговли ею, военная добыча, торговые и судебные пошлины, штрафы-виры, а позднее – вотчинное хозяйство. Князья должны были серьезно считаться с мнением дружины при решении того или иного вопроса. Так, в 944 г. во время похода на Византию Игорь именно по совету дружинников заключил мир с византийским императором. Позднее Святослав, несмотря на настойчивые предложения матери, княгини Ольги, отказывался креститься, ссылаясь на то, что этого не одобрит его дружина. Сын же его, Владимир, решил принять христианство опять-таки в результате совета с дружиной. В 945 г. именно по настоянию дружины князь Игорь вернулся в землю древлян для повторного сбора дани, что и привело его к гибели.

Пытаясь справиться с мятежами насильственно включенных в состав государства племен, первые киевские князья зачастую топили их в крови, что, однако, не давало серьезного и длительного эффекта. В 988 г. Владимир Святославич с целью прочного закрепления земель в составе государства вводит институт князей-наместников, посадив своих сыновей на княжение в наиболее важных стратегических пунктах Руси, а также в тех землях, где до этого особенно сильны были сепаратистские тенденции.

Основной социальной ячейкой земледельцев Древней Руси являлась соседская община – вервь. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а также пашенной землей, хотя она и была поделена между отдельными хозяйствами земледельцев. Таким образом, в Киевской Руси преобладающей являлась коллективная форма землевладения. Община являлась не только хозяйственной единицей, но носила многофункциональный характер. Она регламентировала практически все виды деятельности человека; трудовую обрядовую, культурную. Община базировалась на принципах коллективизма и уравнительности. Члены ее были связаны круговой порукой, неся коллективную ответственность за уплату дани, за совершенные на ее территории преступления. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: выборность старейшин, коллективное принятие решений и т. п. Люди, порвавшие связи с общиной, лишались защиты и заботы с ее стороны и назывались изгоями.

Поначалу писаных законов и правил не существовало, а потому общество жило по нормам обычного права, т.е. по обычаям. В одном из договоров Руси с Византией, заключенном в X в. упоминается о «Законе русском», который, как считают историки, и представлял собой обычное право. Среди существовавших на Руси обычаев можно назвать талион – обычай кровной мести. В случае убийства одного из членов рода его сородичи должны были отомстить убийце. Однако обычаи различных племен часто противоречили друг другу, и по мере их дробления, расселений вперемешку с другими племенами и родами, т. е. по мере складывания единого государства, требовался уже не обычай, а закон, исходящий от этого государства. Свод законов, получивший название «Русская Правда », постепенно формируется на Руси с начала XI в. до середины XIII в. Начало ему было положено при Ярославе Мудром созданием «Правды Русской», или, как ее еще называют, «Древнейшей Правды». «Правда» Ярослава ограничивала (но еще не отменяла полностью) кровную месть. Теперь в круг мстителей входил уже не весь род, а лишь самые близкие родственники потерпевшего. Кровную месть можно было заменить штрафом. Так, за убийство свободного человека предусматривался штраф в размере 40 гривен. «Древнейшая Правда» определяла также наказания за другие преступления. Позднее «Древнейшая Правда» была дополнена «Правдой Ярославичей», т.е. сыновей Ярослава, появившейся в начале 70-х годов XI в. в ответ на волну крестьянских и городских восстаний. «Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. По размерам штрафов, взимавшихся за убийство лиц, относившихся к различным социальным категориям, можно судить о степени общественного расслоения ко второй половине XI века. За убийство приближенных князя (огнищанина, тиуна, мечника, старосты) полагался штраф в 80 гривен. Он в 16 раз превышал штраф за убийство смерда, составлявший 5 гривен. Предусматривались также наказания и за посягательство на имущество князя (землю, скот и т.п.).

Завершается кодификация в Древней Руси созданием в 1113 г. «Устава» Владимира Мономаха, ставшего еще одной составной частью «Русской Правды». Таким образом, в «Русской Правде» определялись наказания за посягательство на жизнь и здоровье людей, а также на их имущество. Основным наказанием за подобные преступления в Древней Руси после отмены кровной мести стали штрафы. Иногда, например за заранее обдуманное убийство, наказанием были поток (изгнание) и разграбление имущества преступника. За убийство же в ссоре или в драке с виновного взимался штраф. Если убийца не был известен, штраф (дикую виру) платила община-вервь, на территории которой совершилось убийство.

«Русская Правда»:

«Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а (члены верви) убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить виру (князю) в 40 гривен».

Основная масса населения Киевской Руси состояла из лично свободных людей, обязанных лишь платить дань-налог государству. (см. таблицу 3 Приложения 3.6). Собирали дань как натурой, так ив денежной форме. Единицы налогообложения: «дым», т.е. один крестьянский двор, «рало», «плуг» (единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного крестьянского хозяйства).

Варяги называли Древнюю Русь Гардарикой, т.е. страной городов. Однако, в отличие от западноевропейских городов, возникавших как центры ремесла и торговли, русские в первую очередь выполняли роль административно-политических центров. Большинство городов Древней Руси были невелики и представляли собой всего лишь укрепленные поселения. Но наряду с ними существовали и довольно крупные города, состоявшие из укрепленного центра – детинца, или кремля, вокруг которого располагались посады, населенные ремесленниками, торговцами. Население городов было вооружено. Во главе этого народного ополчения города стоял тысяцкий, некогда избиравшийся городским вечем, а впоследствии назначавшийся князем. В период складывания Древнерусского государства в городах еще довольно значительную роль играло вече, решавшее вопросы, связанные с приглашением и изгнанием князей, объявлением войны и заключением мира, принятием каких-то законов и т. п. Избранная демократическим путем на вечевых собраниях городская администрация – «старцы градские» – входила в состав княжеского совета наряду с дружинниками. Однако уже в XI в. вече в большинстве регионов Руси постепенно утрачивает былую роль и значение, многие его функции переходят к князьям.

Принятие христианства. В период становления Древнерусского государства основная масса населения еще придерживалась язычества. Один ряд языческих верований был связан с оживотворением природы. Жители Киевской Руси поклонялись богам, олицетворявшим различные природные стихии: солнце, ветер, воду, землю и т. п., поклонялись священным источникам, деревьям, камням, животным и птицам. Другой ряд верований – обоготворение умерших предков, пращуров. Пращур, или чур, считался хранителем своего рода, родовых владений и имущества.

В то же время геополитическое положение Руси» окруженной народами, исповедовавшими различные монотеистические религии, способствовало превращению ее в объект воздействия с целью приобщения к ним, что имело и политическую подоплеку. Тесное переплетение религии и политики, свойственное средневековью, побуждало к использованию религиозного фактора как в сношениях с другими-странами и народами, так и во внутреннем управлении, что, вероятно, хорошо осознавал и князь Владимир Святославич, осуществивший две религиозно-политические реформы.

Выбор Византии в качестве религиозного ориентира можно объяснить рядом обстоятельств. В то время она являлась мощным, процветающим государством, стабильным внутренне и ведущим успешную внешнюю политику и оказывала огромное политическое, экономическое и культурное влияние на окружающие страны и народы. Византийская религия должна была импониро-вать Владимиру, поскольку отвечала внутренним задачам, которые он пытался решить: стабилизировать общество, объединив его на основе норм христианской морали, принципов милосердия и человеколюбия. Привлекательной для князя, добивавшегося укрепления своей власти, повышения ее престижа, должна была стать господствовавшая в Византии идея божественного происхождения императорской власти, учение о едином Боге, освящающем власть одного государя. Кроме того, в Византии существовала «симфония» церковной и светской властей. Между ними не было соперничества, церковь была зависима от императора, который играл в ее жизни первостепенную роль.

Учитывая остроту проблем, в решении которых большую роль должна была сыграть религия, важно было ускорить ее распространение. И с этой точки зрения Владимира больше, чем другие, князей была устраивать религия Византии. Римская христианская церковь позволяла проводить богослужение только на латыни. Византийская же церковь допускала проведение службы на местных языках. Между тем еще в IX в. просветители Кирилл и Мефодий осуществили перевод богослужебных книг на славянские языки. Это облегчало распространение христианства в Древней Руси. В соответствии с летописными сведениями в исторической литературе утвердилось мнение о 988 г. как официальном годе крещения Руси. Однако некоторые современные ученые признают ее лишь как условную, поскольку сопоставление данных «Повести временных лет» со сведениями из других источников позволяет считать, что это событие произошло несколько позднее.

Выбором религии Русь связала себя с Западом, восприняв его систему ценностей, содержащуюся в христианстве, впитывая его культурные достижения. Вместе с тем, как показало время, принятие христианства в его византийском, восточном варианте имело свои особенности. Православие ориентировало человека на духовное преображение, на самосовершенствование, на движение не вперед, а вверх, к небу, к Богу. Это способствовало формированию духовности русского православного человека. На Западе было развито богословие, и богословские дискуссии были весьма распространены. При этом духовенство различных стран свободно общалось друг с другом посредством латинского языка. Это способствовало активному обмену культурными достижениями. Догматические споры стимулировали развитие схоластической мысли, что привело к появлению протестантизма и к развитию светской философии и науки, а в результате – к ускорению развития. Восточно-христианская церковь, наоборот, не поощряла богословских споров, призывала неукоснительно следовать религиозным догматам, утверждая, что истина установлена раз и навсегда. До середины XV в., когда русская церковь находилась под контролем византийской, еще сохранялись возможность через Византию воспринимать достижения Запада. Но в середине XV в. русская православная церковь, не одобрившая Флорентийской унии 1439 г., становится фактически автокефальной – т. е. самостоятельной, а с учреждением в 1589г. патриаршества – и юридически автокефальной. В результате православная Русь с автокефальной церковью и славянским языком богослужения оказалась в культурной изоляции от остального христианского мира, что отрицательно сказалось на ее развитии.

Таким образом, в IX в. в результате длительного естественного процесса развития восточно-славянского общества возникает государство Киевская Русь. Пройдя в своем развитии период становления, в конце X – первой половине XI в. она достигает наивысшего расцвета и превращается в крупнейшее государство Европы. Этому способствовало и принятие Русью в конце Х в. христианства, что позволило ей стать частью христианского мира, установить разнообразные связи со странами Европы и приобщиться к ее культуре.

Со второй половины XI в. начинается закат Киевской Руси, вызванный объективными социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в стране. Происходит усиление и обособление отдельных земель, входивших в состав государства, что в 30-х годов XII в. приводит к политическому распаду Киевской Руси.

Последний период существования Киевской Руси сопровождался серьезными изменениями в социально-экономической и политической сферах, приведшими к ее политическому распаду. К нему неумолимо вел, прежде всего, экономический прогресс, достигнутый в конце X – первой половине XI в., усиление отдельных городов и земель: Чернигова, Переяславля, Смоленска, Владимира-Волынского, Ростова, Суздаля и др. Отдельные регионы Киевской Руси обосабливались, превращаясь в быстро прогрессирующие самостоятельные экономические единицы. Ускорению их развития способствовало и возникновение крупного вотчинного хозяйства. В то же время снижалось экономическое значение Киева и окружавшей его Полянской земли. Регион пустеет, происходит отлив населения, которое, спасаясь от половецких набегов и княжеских усобиц, мигрировало в основном на юго-запад и северо-восток. Киев лишается значительной части дани, поступавшей с мест. В результате формирования в Европе новых торговых путей и экономических зон утрачивает свое прежнее значение путь «из варяг в греки», а вместе с этим – и Киев как крупный торговый город, находившийся на середине этого пути.

Развитие общества сопровождалось усложнением отношений внутри него, нарастанием вала проблем и противоречий, требовавших вмешательства властей. В то же время центральная власть не справляется с их решением, отстает от запросов времени. На местах население передает своим князьям некоторые государственные функции, в частности защиту от внешнего врага, для чего те укрепляют границы своих владений и пополняют свои дружины.

Формирование и укрепление местной власти отвечало и интересам бояр-вотчинников, стремившихся ограничить вмешательство центра в свои внутренние дела. Таким образом, происходит экономическое, военное и политическое усиление местных князей. Поддерживаемые горожанами, они ограничивают политические амбиции боярства и успешно противостоят центральной власти, в которой уже не нуждаются. Мало-помалу они сосредоточивают в своих руках все основные государственные функции и становятся полноправными правителями своих территорий.

Князья по-прежнему вели борьбу за киевский престол, но уже, скорее, в силу инерции или традиции. Завоевав его, они сохраняли за собой свои прежние владения и предпочитали постоянно проживать в них, а не в Киеве. Первыми таким образом «отделили старшинство от места» князья Северо-Восточной Руси Юрий Долгорукий и его преемники. Юрий Владимирович Долгорукий (90-е годы XI в. – 1157) – князь суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Мономаха. С начала 1130-х годов боролся за Переяславль-Южный и Киев (за что получил прозвище Долгорукий). При нем впервые упомянута в летописи Москва под 1147 г., укрепленная им в 1156 г.

Внешним проявлением процесса политического распада становятся участившиеся княжеские усобицы, которыми заполнен этот период истории Древней Руси. Они становятся важнейшим фактором политической жизни Киевской Руси. Возникновению усобиц способствовала сложная и запутанная система «лествического восхождения» князей, в соответствии с которой происходило наследование княжеских престолов. После смерти князя престол переходил к старшему в роде мужчине. Старшинство же определялось не возрастом, а генеалогическим положением претендента. Так, дядя мог быть моложе племянника, но формально считался старшим. Наследниками престола становились не сыновья умершего князя, а его братья и их старшие сыновья. Усобицы между князьями становятся особенно частыми и жестокими со второй половины XI в. Результатом было разорение русских земель, ослабление Руси перед лицом половецкой опасности.

Начиная с 1061 г. половцы постоянно совершали набеги на русские земли, нанося им огромный урон.

В.О. Ключевский:

«Русь истощалась в средствах борьбы с варварами. Никакими мирами и договорами нельзя было сдержать их хищничества, бывшего их привычным промыслом. Мономах заключил с ними 19 миров, передал им множество платья и скота, – и все напрасно. С той же целью князья женились на ханских дочерях; но тесть по-прежнему грабил область своего русского зятя без всякого внимания к свойству. Русь окапывала свои степные границы валами, огораживала цепью острожков и военных поселений, предпринимала походы в самые степи; дружинам в пограничных со степью областях приходилось чуть не постоянно держать своих коней за повод в ожидании похода».

Половецкая опасность превращается также и в фактор политической жизни Руси, поскольку князья используют половцев в борьбе друг с другом.

Против зримых проявлений процесса распада Древнерусского государства пытался бороться Владимир Мономах. По его инициативе в 1097 г. в г. Любече собрались наиболее влиятельные русские князья для обсуждения вопроса о том, как сохранить единство Руси, объединить ее для борьбы с половцами. Решение съезда: «Каждо да держит отчину свою», – было направлено не на закрепление политического раздробления Руси, а на прекращение раздиравших и ослаблявших ее усобиц. Усилия Владимира Мономаха не пропали даром: предпринятый русскими князьями в 1111 г. совместный поход в степь надолго лишил половцев возможности совершать набеги на Русь. Успех был закреплен новым походом в половецкие степи, состоявшимся в 1116 г.

В 1113 г. Мономах был призван на киевский престол и владел им до самой смерти в 1125 г. Он сумел стабилизировать ситуацию, не допуская усобиц и разорительных набегов половцев. После смерти Владимира Мономаха политику, направленную на сохранение единства Руси, укрепление ее могущества, продолжил его сын, Мстислав Великий. За сохранение единства русской земли боролась также и церковь. Представители духовенства не раз выступали посредниками между князьями, пытаясь примирить их и прекратить усобицы. Однако светские и церковные власти общими усилиями могли лишь на время затормозить процесс распада Киевской Руси. Остановить же его совсем было не в силах даже самых могущественных князей, поскольку он был обусловлен объективными причинами.

С распадом единого государства обострились противоречия между князьями, более жесткие и открытые формы приняли усобицы, прежде пресекавшиеся киевской властью. Одним из наиболее драматических событий ее стал разгром в 1169 г. Киева после захвата города объединенной ратью ряда русских князей, посланной туда Андреем Боголюбским. После этого погрома Киев еще дважды, в 1203 и в 1235 гг., подвергался разорению со стороны смоленских, а также черниговских князей. В обоих случаях союзниками русских выступали половцы. Распад Киевского государства заставил активизироваться этих кочевников. Они нападали на Русь самостоятельно и в коалиции с отдельными князьями, пока сами не были покорены монголо-татарами

 

Date: 2016-11-17; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию