Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел II. Представление о душе в античной и средневековой философии
данном разделе хрестоматии представлены тексты представителей античной и средневековой философии, внесших вклад в изучение концепции души. Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв до н.э.. Своим характером и направленностью содержания она отличается от древних восточных философских систем и от мифологических представлений и является первой попыткой рационального постижения мира. Первый этап определяется как досократовский, для него характерны: – интерес к космосу и создание первых космических теорий; – поиск первоосновы мира в виде первоэлементов; – одушевление мира (иллюзии) и приписывание ему свойств разумности. Ярким представителем этого периода является Гераклит из Эфеса (540-480 гг. до н.э.). Из труда Гераклита, который согласно одним источникам назывался «О природе», согласно другим «Музы» сохранилось 130 фрагментов, часть из них приведена в хрестоматии. Второй этап античной философии, приблизительно с половины V в. и до конца IV в. до н.э. – классический, для него характерны: – интерес к человеку, его взаимоотношения с миром; – признание разума как высшей человеческой ценности; – признание нравственного начала и добродетели в человеке; – создание концепции высшего мира с его идеальными свойствами; – изменение представлений о связи души и тела. Первыми, кто начал разработку этой проблематики была т.н. школа софистов и ее представитель Протагор. Наивысшее развитие данные идеи получили в философских концепциях Платона и Аристотеля. С установлением гегемонии Македонии и упадком греческих городов связан заключительный этап в развитии античной философии. Это период определяется как эллинистический, для него характерны: – формирование всевозможных философских направлений и школ; – индивидуалистический взгляд на природу человека; – формирование ценностей душевного равновесия; – акцент на эмоциональных и волевых свойствах, которые стали приоритетными над интеллектуальными. Образ жизни отрешенного мудреца, способного сохранить свою индивидуальность в непрочном мире, нашел отражение в философской школе – Стоя. Стоики: ее основатель – Зенон V – проповедовал свое учение возле стои (портика храма), поэтому его учеников и назвали стоиками. Наибольший интерес представляет римская стоя и ее яркие представители: Сенека и Марк Аврелий. Дальнейшее развитие представлений о душе происходит в рамках средневекового христианского мировоззрения. Представитель этого периода Августин Блаженный открыл новую форму философских размышлений – философствование в вере, полагая, что вера и разум взаимно дополняют друг друга, а понимание – это вознаграждение веры. Философию Августина можно охарактеризовать как теоцентрическую. Психологические знания о душе развивались в трудах арабо-язычных мыслителей X – XII вв. Наиважнейшим духовным источником наряду с исламом для арабов была греческая наука и философия, в частности труды Аристотеля. Значительный вклад в развитие представлений о душе внес Ибн Сина (Авиценна (980-1037 гг.), в трактате «Канон медицины» основные идей Аристотеля комментировались и развивались Ибн Синой с учетом современных ему успехов и достижений медицины. Большое значение в трактате уделено вопросу о локализации психологических функций. Гераклит Тексты [6]
|