Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
Общекультурные компетенции (ОК):
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
Профессиональные компетенции (ПК):
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
способностью к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);
способностью использовать и создавать математические модели для решения научно-исследовательских и практических профессиональных задач с учетом границ их применимости, интерпретировать полученные результаты (ОПК-4).
способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе (ПК-4);
готовностью представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения (ПК-5);
готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-6);
способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека (ПК-7);
В результате изучения дисциплины (учебного курса) студент формирует и демонстрирует следующие компетенции (ОК, ПК):
- осуществление патопсихологического исследования;
- владение психодиагностическими методиками;
- диагностика и дифференциальная диагностика психических расстройств;
В результате освоения компетенций студент должен:
знать:
- виды психологических экспертиз;
- цели и задачи экспертизы;
- основные виды психических расстройств, при которых наиболее часто назначается психологическая экспертиза.
уметь:
- составлять программу экспериментального патопсихологического исследования в зависимости от вида психологической экспертизы, особенностей психического расстройства и поставленных перед экспертом задач;
- правильно интерпретировать полученные результаты в соответствии с диагнозом психического расстройства, особенностями и этапом его течения, личностными характеристиками, уровнем социальной адаптации.
владеть: - методикой проведения экспериментального патопсихологического исследования.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
П/П
| Наименование темы дисциплины
| Содержание темы
| Модуль 1. Общие вопросы психологической экспертизы.
| 1.
| Психологическая экспертиза.
| - Виды психологической экспертизы: трудовая, военная, медико-педагогическая, судебная.
- Цели и задачи экспертизы.
- Организационно-методические вопросы. Стационарная, амбулаторная, посмертная экспертизы.
- Понятие вменяемости и дееспособности.
- Экспертиза трудоспособности, медико-социальные экспертные комисси. Инвалидность. Группы инвалидности.
- Симуляция, диссимуляция, сюрсимуляция, аггравация. Установочное поведение. Психологическая выгода от болезни. Искусственно демонстрируемые расстройства. «Тюремные» психозы.
| Модуль 2. Общая психопатология.
| 2.
| Нарушение сознания. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
| - Сознание и самосознание в норме и при психической патологии. Определение. Феноменология.
- Классификация расстройств сознания.
- Количественные расстройства сознания.
- Качественные расстройства сознания.
- Нозологическая специфичность отдельных расстройств.
- Экспертная оценка.
| 3.
| Нарушения восприятия. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
| 1. Определение. Особенности восприятия в норме.
2. Классификация расстройств восприятия.
3.Отдельные виды расстройств, клинические проявления, нозологическая специфичность.
4.Подход к экспертной оценке расстройств восприятия на базе классификации М.И. Рыбальского.
| 4.
| Нарушения мышления. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
| - Определение. Психология и феноменология когнитивной деятельности. Мыслительные операции. Процесс мыслительной деятельности.
- Онтогенез мышления.
- Виды мышления.
- Классификация расстройств мышления.
- Формальные расстройства мышления.
- Нарушение речи.
- Расстройств мышления по содержанию.
- Бредовое расстройство.
- Сверхценные образования. Доминирующие идеи. Навязчивые идеи. Фанатизм.
- Нозологическая специфичность.
- Экспертная оценка.
| 5.
| Нарушения памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
| - Определение. Виды памяти.
- Классификация расстройств памяти.
- Классификация эмоционально-волевых расстройств.
- Отдельные виды расстройств.
- Нозологическая специфичность
- Экспертная оценка.
| 6.
| Нарушения интеллекта. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
| - Определение. Психология интеллектуальной деятельности.
- Классификация расстройств.
- Отдельные виды расстройств.
- Нозологическая специфичность.
- Экспертная оценка.
| 7.
| Расстройства личности. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
| 1. Определение личности.
2. Акцентуации личности и личностное расстройство.
3. Классификация.
4. Понятие компенсации и декомпенсации личностного расстройства.
5. Коморбидная патология.
6. Отдельные виды расстройств личности.
7. Экспертная оценка.
| 8.
| Введение в психиатрическую клинику. Классификация, виды расстройств. Основные психопатологические синдромы.
| - Классификация в психиатрии.
- Основные виды психических расстройств.
- Понятия эндогенный, органический, экзогенный, реактивный (психогенный), функциональный.
- Симптом – синдром – нозология.
- Основные психопатологические синдромы, их нозологическая специфичность, варианты экспертной оценки.
| Модуль 3. Частная психопатология и экспертиза.
| 9.
| Психологическая экспертиза острых психотических расстройств различного генеза: эндогенных, органических, интоксикационных, реактивных.
| - Клиника, диагностика, экспертная оценка острых психотических расстройств органического генеза.
- Клиника, диагностика, экспертная оценка острых эндогенных психотических расстройств.
- Клиника, диагностика, экспертная оценка острых интоксикационных психотических расстройств.
- Клиника, диагностика, экспертная оценка реактивных психотических расстройств.
| 10.
| Психологическая экспертиза шизофрении и других хронических эндогенных психотических расстройств.
| - Клиника, диагностика, экспертная оценка шизофрении с преобладанием продуктивной и дефицитарной симптоматики.
- Бредовое расстройство.
- Шизоаффективное и шизотипическое расстройство.
| 11.
| Психологическая экспертиза органических поражений головного мозга.
| - Клиника, диагностика, экспертная оценка органических расстройств непсихотического уровня.
- Клиника, диагностика, экспертная оценка органических расстройств личности.
- Эпилепсия. Клиника, диагностика, экспертная оценка.
- Дементные состояния. Клиника, диагностика, экспертная оценка.
| 12.
| Психологическая экспертиза аффективных расстройств.
| - Депрессивные расстройства. Клиника, диагностика, психологическая экспертиза.
- Маниакальное расстройство. Клиника, диагностика, психологическая экспертиза.
- Биполярное аффективное расстройство. Клиника, диагностика, психологическая экспертиза.
- Циклотимия. Дистимия. Короткий депрессивный эпизод. Сезонная дистимия. Предменструальная дистимия.
| 13.
| Психологическая экспертиза расстройств личности.
| - Классификация расстройств личности.
- Отдельные расстройства личности. Клиника, диагностика, психологическая экспертиза.
- Коморбидные расстройства.
| 14.
| Психологическая экспертиза нарушения интеллекта и расстройств развития отдельных психических функций.
| - Различные клинические варианты психических расстройств с нарушением развития отдельных психических функций.
- Нарушение интеллекта, вследствие генетически обусловленных заболеваний.
- Олигофрении, полиэтиологичной обусловленности.
- Синдромы детского аутизма.
- Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Патопсихологическая диагностика, подходы к экспертизе.
| 15.
| Психологическая экспертиза невротических, соматоформных, постстрессовых и соматогенных расстройств.
| - Невротические и соматоформные расстройства. Клиника, патопсихологическая диагностика.
- Постстрессовые, реактивные, расстройства адаптации.
- Психические расстройства вследствие острых и хронических соматических заболеваний. Клинка, диагностика, психологическая экспертиза.
| 16.
| Психологическая экспертиза в наркологической и сексопатологической практике.
| - Острая интоксикация психоактивными веществами. Клиника, диагностика, психологическая экспертиза. Патологическое опьянение.
- Абстинентный синдром. Психические расстройства при хронических интоксикациях различными психоактивными веществами. Клиника, диагностика, психологическая экспертиза.
- Сексуальные девиации. Классификация. Диагностика. Нозологическая принадлежность.
- Экспертная оценка. Нарушение сексуального поведения в клинике психических расстройств и их экспертная оценка.
| | Заочная форма.
|
| 1.
| Психологическая экспертиза.
| - Виды психологической экспертизы: трудовая, военная, медико-педагогическая, судебная.
- Цели и задачи экспертизы.
- Организационно-методические вопросы. Стационарная, амбулаторная, посмертная экспертизы.
- Понятие вменяемости и дееспособности.
- Экспертиза трудоспособности, медико-социальные экспертные комисси. Инвалидность. Группы инвалидности.
Симуляция, диссимуляция, сюрсимуляция, аггравация. Установочное поведение. Психологическая выгода от болезни. Искусственно демонстрируемые расстройства. «Тюремные» психозы.
| 2.
| Основные патопсихологические синдромы в практике психологических экспертиз.
| 1. Шизофрения.
2. Органическое поражение головного мозга.
3. Расстройство личности.
4. Расстройство интеллекта.
| 3.
| Психологические экспертизы при психотических расстройствах различного генеза.
| 1. Острые и хронические эндогенные психозы.
2. Органические психозы.
3. Экзогенно-органические психозы.
4. Реактивные (психогенные) психозы.
| 4.
| Психологическая экспертиза при пограничных психических расстройствах.
| 1. Органические непсихотические расстройства.
2. Невротические соматоформные и постстрессовые расстройства.
3. Расстройства личности.
4. Расстройства интеллекта.
5. Химические и нехимические зависимости.
6. Сексуальные расстройства.
|
Тематический план изучения дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
зачетных единиц,
часов.
Наименования тем (разделов, модулей)
| Количество часов
| Формы текущего контроля
| очная форма
| заочная форма
| всего
| в том числе
| всего
| в том числе
| л
| п
| с
| лаб
| СР
| л
| п
| с
| лаб
| СР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Модуль 1. Общие вопросы психологической экспертизы.
| Тема 1. Психологическая экспертиза.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Устный опрос
| Модуль 2. Общая психопатология.
| Тема 1. Нарушение сознания. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос
| Тема 2. Нарушения восприятия. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос
| Тема 3.Нарушения мышления. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос
| Тема 4. Нарушения памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос
| Тема 5. Нарушения интеллекта. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос
| Тема 6. Нарушения интеллекта. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос
Задачи
| Тема 7. Расстройства личности. Феноменология, патопсихология, роль в экспертной оценке.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Опрос
| Тема 8. Введение в психиатрическую клинику. Классификация, виды расстройств. Основные психопатологические синдромы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мод.
Контр.
№ 1
| Модуль 3. Частная психопатология и экспертиза.
| Тема 1. Психологическая экспертиза острых психотических расстройств различного генеза: эндогенных, органических, интоксикационных, реактивных.
|
|
|
| | | | | | | | |
| Опрос
Задачи
| Тема 2. Психологическая экспертиза шизофрении и других хронических эндогенных психотических расстройств.
|
|
|
| | | | | | | | |
| Опрос
Задачи
| Тема 3. Психологическая экспертиза органических поражений головного мозга.
|
|
|
| | | | | | | | |
| Опрос
Задачи
| Тема 4. Психологическая экспертиза аффективных расстройств.
|
|
|
| | | | |
|
|
| |
| Опрос
Задачи
| Тема 5. Психологическая экспертиза расстройств личности.
|
|
|
| | | | | | | | |
| Опрос
Задачи
| Тема 6. Психологическая экспертиза нарушения интеллекта и расстройств развития отдельных психических функций.
|
|
|
| | | | |
|
|
| |
| Опрос
Задачи
| Тема 7. Психологическая экспертиза невротических, соматоформных, постстрессовых и соматогенных расстройств.
|
|
|
| | | | | | | | |
| Опрос
Задачи
| Тема 8. Психологическая экспертиза в наркологической и сексопатологической практике.
|
|
|
| | | | | | | | |
| Защита рефер.
Мод.
Контр.
№ 2.
| Всего часов
|
|
|
| | |
|
|
|
| | |
| | Форма итогового контроля
| Экзамен
| Экзамен
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|