Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация финансового контроля





Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

1) Времени проведения:

- предварительный;

- текущий (оперативный);

- последующий.

2) Субъектам контроля:

- президентский;

- контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

- контроль исполнительных органов власти; контроль финансово- кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.

3) Сфере финансовой деятельности:

- бюджетный;

- налоговый;

- валютный;

- кредитный;

- страховой;

- контроль за денежной массой и др.

4) Форме проведения:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ финансовой деятельности;

- ревизии.

Рассмотрим основные формы и методы проведения финансового контроля.

В ст. 2 Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля содержатся определения:

предварительный контроль – это проверка до осуществления административных и финансовых действий;

контроль по факту – это проверка после осуществления административных и финансовых действий.

В классификации форм финансового контроля, применяемой в РФ, контроль по факту – это последующий контроль, а предварительный – это текущий и собственно предварительный контроль.

Предварительный контроль в РФ осуществляется:

- Федеральным Собранием РФ (Государственной Думой РФ и Советом Федерации), Счетной палатой РФ, законодательными и представительными органами субъектов РФ, муниципальных образований, контрольно-счетными органами, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, - на этапах рассмотрения и утверждения соответствующего бюджета;

- Минфином России, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядителями и распорядителями средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований – при составлении проекта соответствующего бюджета и проектов бюджетных смет, рассмотрении, согласовании и утверждении заявок, расчетов и т.д.

Текущий контроль осуществляется Федеральным казначейством, Минфином России, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядителями и распорядителями средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований при исполнении бюджетных смет и бюджетов, в процессе совершения и учета финансово-хозяйственных операций, составления отчетов.

Последующий контроль осуществляется после завершения финансово- хозяйственных и учетных операций по ним, при внешней проверке, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

Следует обратить внимание на ст. 1 Лимской декларации, в которой указано, что «контроль является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы регулирования, которая должна вскрыть отклонения от принятых стандартов и нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить возмещение причиненного ущерба или осуществить мероприятия по предотвращении таких нарушений в будущем».

Приведенная цитата свидетельствует о преимуществах предварительного контроля. В России наиболее полно проработаны и функционируют системы последующего контроля, а предварительный и текущий контроль имеют слабую базу методического обеспечения, нормативного правового регулирования, функционируют при отсутствии четко организованной системы, построенной на единых принципах.

В ст. 4 Лимской декларации также приведена другая классификация финансового контроля с разделением на формальный контроль и контроль эффективности выполнения задач. В настоящее время в практике органов финансового контроля РФ преобладает формальный контроль. Контроль эффективности выполнения задач, в том числе эффективности расходования бюджетных средств и материальных ценностей, находится в начальной стадии развития. Разработка и внедрение в практику бюджетного контроля методов, правил и стандартов контроля эффективности выполнения задач будет осуществляться постепенно, по мере внедрения в бюджетную систему РФ программно- целевых методов планирования бюджетных расходов, бюджетирования по результатам, создания автономных некоммерческих учреждений и применения государственных и муниципальных заданий, оценки их выполнения.

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков, со стороны Росстрахнадзора – за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности капиталом и эффективности его использования.

Ревизия – наиболее глубокая и всеобъемлющая форма финансового контроля. Это полное обследование субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии подразделяются на несколько видов.

• По содержанию ревизии делятся:

1) на документальные;

2) фактические.

Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств.

В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

• По времени осуществления ревизии делятся:

1) на плановые;

2) внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах.

Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере - не реже одного раза в два года.

Внеплановой ревизией является ревизия, не включенная в планы контрольной работы соответствующих органов.

• По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся:

1) на фронтальные;

2) выборочные.

При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

• По объему деятельности ревизии подразделяются:

1) на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов;

2) тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

 

Date: 2016-11-17; view: 667; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию