Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем сущность неолитической революции и ее социкультурные последствия? 1 page





Сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм.

Этот переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой. Производящая экономика к 4-3 тыс. до н. э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человечества.

Итогом “неолитической революции” явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе социального-экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации происходит становление раннеклассовых обществ”. Таким образом, “неолитическая революция” переход человечества к производящий экономике приводит первобытное общество объективно в силу своего внутренного развития к финальномк рубежу социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

Характеристика эпохи неолита Неолит (5.5-3 тыс. до н.э.) охватывает теплый и влажный атлантический климатический период. На разных территориях он начался и кончился в разное время. Расселение населения происходило еще интенсивнее, чем в мезолите. На юге осваиваются производящие формы хоз-ва, на севере – остаются потребляющие. Проблема самого определения неолита. Поселения располагались по берегам рек, но также и вблизи запасов камня (кремень). Развивается обмен (г.о. кремнем), расширяются межплеменные связи. Использование пород яшмы и нефрита – одно из отличий неолита от других периодов. Старые техники обработки камня: двусторонняя оббивка, леваллуа, ретушь. Появляются и новые: шлифование, пиление и заточка камня (также одно из отличий неолита). Широкое использование костяных орудий. В южных областях получает развитие микролитическая техника, в северных – наконечники копий, кинжалы, снабженные кремневым вкладышем. Каменный топор был особенно важен для северных лесных районов. Делали плоты, лодки, сани, лыжи. Керамику считают основным признаком неолита (возникла во многих местах одновременно). Основной способ изготовления – ленточный или жгутовый. Горшки чаще всего были полуяйцевидными. Сосуды орнаментированы штампом, наколами или узором. Характерны случайные находки из металла, но металл – это редкость. Высокий уровень рыболовецкого хозяйства, сети. Новые формы экономики («неолитическая революция») раньше всего развивались в Средней Азии, немного отставали области Украины и Молдавии. На стоянках степной и лесостепной зоны нет признаков перехода. Мотыжное земледелие – по течению разливавшихся рек. В это время полирование, пиление и сверление повышали качество орудий труда. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Развитие гончарного производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей. Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших материальных потребностях человека.
Относительно быстрое наступление неолита наблюдается в странах с благоприятными климатическими условиями: Передней и Средней Азии, в Египте, Индии, несколько позже - в Юго-Восточной Европе. На северо-западе Европы, Урале и в Сибири этот процесс протекал весьма медленно, так как природные условия не позволяли отойти от старых способов добывания пищи. В этих районах эпоха неолита прослеживается вплоть до 2-го тысячелетия до н.э.
Там, где природные условия были благоприятными, человек от собирательства переходит к земледелию и разведению скота. Простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Это очень существенный момент. В эпоху неолита возникает новое видение мира, иное представление о месте человека в нем. В верованиях земледельца главное внимание уделяется силам природы: дождю, солнцу, ветру, земле, от которых зависит его существование.
Природа становится более податливой для человека, который уже не только что-то выхватывает из неё силой или ухищрением, а медленно, но упорно приступает к её преобразованию. Он сосредоточивается уже не на частном, а на целом, не на отдельном звере, а на стаде, не на случайной находке каких-то злаков и плодов, а на целых участках земли, которую ему надлежит использовать, и, трудясь в коллективе соплеменников, он более широко и организованно охватывает духовным взором видимый мир.
В то время как в у охотничье-рыболовческих племён сохраняется матриархальный строй, у скотоводческих уже складываются предпосылки к появлению патриархального строя. В конце эпохи неолита в некоторых местах наблюдалось уже разложение первобытнообщинного строя и сложение новой формации классового общества в результате выделения вождей племен в верховную касту.
Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран.
Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.
В северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранялись старые традиции наскального искусства. Но появление новой, более прогрессивной ступени развития можно заметить и здесь: наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесённые краской.
Кроме животных, в наскальных изображениях фигурирует и человек, но по силе выразительности образы людей уступают изображениям зверей, хотя всегда понятно, что хотел выразить художник.
Наскальное искусство эпохи неолита обнаружено не только в Передней и Средней Азии, Европе, но и в более южных областях земного шара, например, в некоторых районах Африки (Южная Родезия, Сахара), в Испании.
В этой живописи и наскальной графике впервые в первобытном изобразительном искусстве появляется стремление к изяществу. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на изображение женщины, собирающей дикий мёд (Арана, Испания). В отличие от могучих "венер" палеолита здесь на камне красками запечатлено юное женское тело, грациозное и пленительное.
Или, к примеру, наскальные росписи, обнаруженные на территории Алжира, в Сахаре, в местности, именуемой Тассили-Аджер. Анализ семян, извлечённых при раскопках, показывает, что несколько тысячелетий назад тут была обильная растительность. Цветущий, красочный и загадочный для нас фантастический мир открывается нам в искусстве Тассили-Аджера.
Тучные пастбища и тучные стада в сотни голов. Стройные пастыри, стерегущие столь же стройных коров. Тела людей и животных намеренно удлинены в стремлении к декоративности и изяществу. Симфония тонов - бурых, чёрных, красноватых и жёлтых с золотистыми переливами. Стилизация и фантастика. Торжественно-изысканная рогатая танцовщица или богиня в роскошном уборе. Могучие быки, грациозные антилопы. Дерущиеся, бегущие от охотников или просто прогуливающиеся жирафы; их шеи и ноги образуют гибкий, сказочно-смелый узор. Нитевидные танцующие фигурки. Охотники со звериными ликами. Фигуры в масках, вероятно выражающих какие-то магические символы. Луки и стрелы, чередующиеся в стремительном, захватывающем зрителя ритме. Боевые колесницы, несущиеся во весь дух. Безудержное движение и вдруг снова покой пасущегося стада.
Временем расцвета земледельческих культур был энеолит (в разных регионах от 4 тыс. до 3 тыс. до н.э.) меднокаменный век, когда наряду с камнем появляются первые орудия труда из меди. В это время вследствие резко возросшей производительности труда происходит накопление излишков производства в руках вождей и окружавших их воинов, жрецов. Тем самым возникает имущественное неравенство, начинается распад родовой общины. Крупнейшей в Восточной Европе в данный период является земледельческая культура триполье-кукутени, относящаяся к зоне Балкано-Дунайского энеолита. Она локализуется на территории Карпат, Верхнего Дуная, Поднепровья, Приднестровья. Ее носители достигли высокого уровня развития и, по мнению некоторых археологов, стояли на пути образования государства. В степях Евразии в это время расцветают скотоводческие культуры – древнеямная, афанасьевская и др. Изобретение бронзы (сплава меди и олова) привело к новому резкому скачку производительности труда: наступил бронзовый век. Теперь в особую отрасль выделилось ремесло (второе разделение труда). Было изобретено колесо. В боевых действиях стала активно использоваться конница. Идет интенсивное складывание основных языковых и этнических групп. Бронзовый век стал эпохой крупных столкновений кочевых племен, ведущих войну за добычу. Происходит дальнейшее социальное расслоение, богатая верхушка все больше отдаляется от массы рядовых общинников. Эпоха бронзы (хронология различается по регионам, но в целом укладывается в рамки от XXXIII–XXXII до XII–XI вв. до н.э.) на территории России представлена высокоразвитыми скотоводческими и земледельческими культурами, занимавшими большие районы: катакомбной, срубной, андроновской, фатьяновской, абашевской и др.



 

 

3.Ранний железный век. Киммерийцы и тавры

Железный век пришедший на смену бронзовому веку, характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Начало I тысячелетия до н. э. в истории России ознаменовалось появлением первых изделий из железа.

В Верхнем Поволжье и в областях Волго-Окского междуречья железный век представлен городищами дьяковской культуры (середина первого тысячелетия до н.э. – середина первого тысячелетия н.э.). Городища её представителей расположены на возвышенных местах, на мысу, укреплены частоколом. На первом этапе металлические предметы встречаются редко, господствует костяная индустрия (стрелы и многозубые гарпуны). Основа хозяйства – оседлое скотоводство, разведение коров, свиней, лошадей/


Киммерийцы - древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов. Границы их расселения - северные берега Черного моря и от устья Дуная на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск.

К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. В течение IX-VIII веков до нашей эры произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды.

В Крыму памятники киммерийского времени известны на Керченском полуострове, в Присивашье, на Тарханкуте и в зоне предгорий. В районе Главной гряды Крымских гор, в том числе на яйлах и Южном берегу характерных киммерийских памятников X-VIII вв. до н.э. не обнаружено. Видимо, это объясняется тем, что в ту пору здесь обитали другие племена - тавры.

тавры - жители горного Крыма и Южного берега.

Тавры раннего, доантичного периода (конец X - первая половина V в. до н.э.). Эта ступень их истории характеризуется разложением родоплеменного строя. Основу хозяйства составляло скотоводство и земледелие (очевидно, главным образом мотыжное). Все продукты, получаемые от этих отраслей хозяйства, уходили на внутренние потребности общества. Всестороннее изучение известных таврских памятников, а также многочисленные расчеты по ним дают основание считать, что численность тавров в этот период вряд ли превышала 5-6 тыс. человек.

Тавры развитого, античного периода (вторая половина V-III в. до н.э.). В это время происходит переход от племени к классовому обществу. Помимо широкого внедрения металла (бронзы и железа), характерен также значительный рост производительности труда, установление тесных торговых контактов (обмен) с окружающими народами - скифами и, в особенности, греками. Отсюда обилие предметов импортного производства, находимых при раскопках. Основа хозяйства развитого периода - разведение крупного и мелкого рогатого скота, в меньшей мере земледелие (очевидно, потому, что часть владений тавров, пригодных для земледелия, занимают племена кизилкобинской культуры, теснимые с севера скифами). Численность таврского населения в тот период - 15-20 тыс. человек.

Тавры позднего периода (II в. до н.э. - V в. н.э.) в археологическом отношении почти не изучены.

 

 

4. Скифы: основные этапы формирования этноса, общественный строй, хозяйство, материальная культура. «Малая Скифия» в Крыму. Сарматы на территории Европейской России

По одной из версий, скифы, изначально жившие «в Азии», вследствие давле­ния на них со стороны народа массагетов перешли реку Аракс и всту­пили в землю, до этого заселенную киммерийцами. Причиной появления скифов в земле киммерийцев была цепная реакция мигра­ций, вызванных рядом межэтнических конфликтов. Царская власть у скифов была наследственной привилегией определенного рода или семьи, в пределах которой она переходила от отца к сыну или другому ближайшему родственнику.

В середине V в. до.н. э. скифы-царские занимали господствующее положение в Северном Причерноморье и всех остальных скифов считали своими рабами, т. е. подвластными себе. Тем не менее, у нас нет никаких данных о существовании у скифов развитого рабовладения.

Кочевое скотоводческое хозяйство скифов не нуждалось в применены рабского труда, так как оно, как правило, осуществлялось коллективно. Скифы кочевали не отдельными хозяйствами, а общинами из семейных хозяйств, вместе передвигались по степи в подвижных домах-кибитках сообща перегоняли животных с пастбища на пастбище и охраняли их от зверей и врагов.

Родство и наследование велось по отцовской линии. Практиковалось многоженство. Жены после смерти мужа переходили к его наследнику, как и имущество. На рубеже IV-III веков до н. э. для скифского государства происходят важнейшие события. В этот период к его границам подходят кочевые племена савроматов (сарматов), которые в VI-IV вв. до н. э. обитали в степях Поволжья и Южного Приуралья. Постепенно продвигаясь на запад, к концу IV века до н. э. сарматы достигают границы Скифии по Танаису (Дону). Все это и приводит к постоянным столкновениям. Скифы встают на защиту своей территории, своих кочевий и зимников, своих очагов.

С этого момента в истории Скифии начинается новый этап. Вытесненные с широких степных пространств и владея относительно небольшой территорией, большая часть которой находилась в Таврике, скифы вынуждены были приспосабливаться к новым условиям, Они постепенно превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в постоянных долговременных поселениях. Коренные изменения в экономике привели к существенным новшествам в образе жизни, в материальной культуре, в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на историю скифов.

В этот период на территории Таврики появляется все больше и больше основательных, постоянных поселений и укреплений. В своей «Географии» Страбон упоминает четыре скифские крепости в Таврике — Неаполь, Хабеи, Палакий и Напит. В результате археологических исследований открыты и изучены четыре крупнейших скифских городища: Керменчик, Кермен-кыр, Булганак и Усть-Альминское. Возможно, эти городища и описывал Страбон.

В III веке до н. э. на перекрестке древних торговых путей в долине Салгира скифы основывают значительный укрепленный пункт (на месте современного Симферополя в районе Петровских скал), который становится столицей.

Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую еще входили саки, жившие в советской части Центральной Азии. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов. Их язык родствен древнему языку Авесты (по крайней мере, язык описанных Геродотом савроматов) и считался диалектом скифского языка, причем более архаичным, чем сам язык.

Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Первые сарматские народности, известные под этим названием, упоминаются в древних источниках под именем «сарматаи». Сарматы были жителями степей; большинство из них вело кочевой образ жизни, а их экономика основывалась на разведении скота.

5. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Причины и основные этапы колонизации.

Начиная со второй половины VII в. до н. э. на северных берегах Черного моря появились греческие поселения, на месте которых затем, в VI в., вырастали города, сыгравшие большую роль в исторических судьбах Причерноморья и Восточной Европы в целом.

Район Керченского пролива занимал выгодное географическое по­ложение, он связывал водным путем бассейны Средиземного и Черного морей с Азовским морем (Меотийское озеро) и устьем Дона. Не случайно поэтому, что по обоим берегам пролива около того же времени возник ряд греческих городов и поселений. Старшим и крупнейшим из них был Пантикапей, на месте современной Керчи, ставший впоследствии сто­лицей Боспорского государства; к югу от Пантикапея, на западном же берегу Керченского пролива, были созданы небольшие города Тиритака и Нимфей, к северу — Мирмекий. Значительным городом была Феодосия, на месте современной Феодосии. Позже, уже во второй половине V в. до н. э., на юго-западном берегу Крыма, у современного Севастополя, возник г. Херсонес, основанный городом южного побережья Черного моря — Гераклеей. Херсонес—единственная дорийская, а не ионийская колония на северном берегу Черного моря.

К востоку от Керченского пролива, на южном берегу Таманского залива, были основаны в VI в. до н. э. Гермонасса, на месте нынешней станицы Таманской, Фанагория (основана в 540 г. теосцами), у современной ст. Сенной, являвшаяся вторым по величине после Пантикапея городом в районе Керченского пролива, Кепы — у восточного угла Таманского залива. Греческая колонизация коснулась и юго-восточного побережья Черного моря, где милетцами были основаны города Диоскуриада, на месте Сухуми, и Фасис, в районе г. Поти.

Все перечисленные города, за исключением находившихся на Керченском и Таманском полуостровах, на протяжении V — начала IV в. вошедших в единое Боспорское государство во главе с Пантикапеем, были самостоятельными отдельными городами-государствами, политически не связанными друг с другом. Поэтому история крупнейших городов и Боспорского государства в дальнейшем будет рассматриваться особо.

Греческие города-колонии возникали не только в виде торговых центров, как это было ранее принято считать. Экономической базой их служили также ремесло и сельское хозяйство. Каждый город имел хотя и небольшую, но хорошо освоенную сельскохозяйственную территорию. Посредническая торговля городов хлебом и другими товарами, продажа продуктов городского ремесла в степь приводили к оживленным связям со скифами, синдами, меотами и другими племенами, оказавшими большое, хотя и неравномерное, влияние на политическое, экономическое и культурное развитие греческих городов. В дальнейшем это влияние неуклонно возрастало. С другой стороны, античные города-государства, основывавшиеся на рабовладельческом способе производства, оказывали значительное влияние на культуру местного населения, они усиливали процесс разложения первобытно-общинных отношений у окружавших их племен.


Первый период главным образом связан с гречески проникновением в Северного и развития здесь греческой культуры - от второй половины VИИст. до н.э., когда было основано поселение на полуострове Березань, к середине Ист. до н.э., когда началась активная экспансия римских войск после гибели в 60-тв года Ист. до н.э., царя Понтийского царства Митридата V и Евпатора. Второй период называют римским. Он начинается во второй половине Ист. до н.э., и заканчивается примерно в 70-е годы ИКТ. В это время римское влияние охватил все Северное Причерноморье, а несколько городов частности Тира, Ольвия и Херсонес, вошли в состав римской провинции Нижняя Мезия

 


 

6. Ольвия, Боспорское царство, Херсонес: основные этапы политической истории и характеристика экономического развития, взаимосвязь с местными племенами. Римское военно-политическое присутствие в Северном Причерноморье.

О́львия (др.-греч. Óλβια — счастливая, богатая) — античная греческая колония, основанная выходцами из Милета в первой четверти VI века до н. э.[1][2][3] на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного Николаева и современного села ПарутиноОчаковского района, Украина. Во времена расцвета (вторая половина V века до н. э. — первая половина III века до н. э.) город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами[4], численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек [5].

Боспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство) — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица — Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства.

Херсоне́с Таври́ческий, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; в византийское время — Херсон, в Генуэзский период — Сарсона, в славянских летописях — Корсунь) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией.

Херсонес с конца II в. до н. э. потерял свою политическую самостоятельность, Ольвпя, разгромленная в середине I в. до н. э. гетами, пришла в упадок. Боспорское царство, подчинившись Митридату, было втянуто в борьбу с Римом. Рим, хотя и не оказал сколько-нибудь серьезного экономического и культурного влияния на античные города Северного Причерноморья, явился здесь новой внешнеполитической силой, сумевшей на время подчинить своей политике ряд городов, особенно западных (Херсонес, Ольвия). I в. до н. э. характеризуется возрастанием военных столкновений.


Певый период длился от второй половины VII и приблизительно к середине І ст. к н.э. Он характеризовался тесными культурными и экономическими связями как с материковой Грецией, так и с окружающими племенами, которые предопределялись относительной стабильностью общеисторического развития.

На втором - классическом - этапе первого периода (начало V - вторая треть IV ст. к н.э.) начинает постепенный расцвет государств; города разрастаются и приобретают вид, обычного для античных полисов из развитой наземной, в том числе жилой, застройкой.

Второй большой период истории античных государств Северного Причерноморья - так называемый римский (середина І ст. к н.э. - 70-те года IV ст. н.э.) - характеризуется прежде всего вхождением Тири, Ольвии, Херсонеса в состав римской провинции - Нижней Мезии. Этот период обозначался нестабильностью военно-политической ситуации, определенной варваризацией население, натурализацией хозяйства, частичной переориентацией культурно-экономических связей.

Третий - последний - этап начинается со второй половины III ст. н.э., когда с целью защиты границ Римской империи от готов гарнизоны римских войск были выведены из Северного Причерноморья в Подунав"я. Нашествия кочевников, в частности готов, фактически уничтожили сельские округи. Почти все античные государства окончательно прекратили свое существование в 70-х годах IV ст. под ударами гуннов. Выжили только Херсонес и Пантикапей, которые со временем вошли в состав Византийской империи.

Северное Причерноморье входила в орбиту военно-политических интересов Римской империи. Проводником в жизнь интересов империи в этом регионе были римские гарнизоны, размещавшиеся во II-III вв. н.э. в Тире, Ольвии, Херсонесе и его округе. Главным опорным пунктом римлян в Северном Причерноморье был именно Херсонес Таврический, где находилась резиденция военного трибуна -высшего римского должностного лица в регионе. Однако римские войска дислоцировались не только в Херсонесе, но и в других пунктах Юго-Западного и Южного Крыма, на территории, которую принято именовать Таврикой.

 

 

7. Эпоха великого переселения народов.Готы и гунны в Европейской части России.

Период с IV по VII в. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на эти четыре столетия приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Территория Римской империи, обладавшая плодородными землями, стала объектом постоянных нападений. Те же причины вынуждали степняков искать новые земли под пастбища.

Во время Великого переселения народов конца IV–V вв. произошли в невиданных ранее масштабах перемещения многочисленных народов, племенных союзов и племен Восточной и Центральной Европы. К середине IV в. из объединения готских племен выделились союзы западных и восточных готов (иначе вест- и остготов), занимавшие соответственно земли между Дунаем и Днепром и между Днепром и Доном, включая Крым. В состав союзов входили не только германские, но также фракийские, сарматские, возможно, и славянские племена

Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э.

Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.

1 век н. э. Тацит говорил о Венедах, которые жили в районах Зап. Польши, Зап. Белоруссии и Зап. Украины. Под венедами ученые понимали неизвестный античному миру народ, который жил за пределами границ государства.

4 век до н. э. – 7 век до н. э. – Великое переселение народов из- за похолодания.

Во II или начале III века после Рождества Христова замечается движение скандинаво-германских дружин под именем готов от берегов Балтийского моря к Черному;

Как после, в XIII веке, русские не знали, откуда пришла на них гроза татарская, так теперь готы не умели определить происхождения гуннов; Поразивши аланов, гунны ударили на готов:

Готы - германские племена II—IX веков, вероятно, скандинавского происхождения, говорившие на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке разработал готское письмо). В первые века нашей эры они проделали путь из Швеции к Чёрному морю и реке Дунай, достигнув самых аванпостов Римской империи. Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза.

Готы и гунны. В 376 г. мощный гуннский поток, ранее зародившийся в далёкой хуннской среде Северного Китая и Монголии, затем подпитанный в суровом Приуралье и в жарких степях Причерноморья местными уграми и сармато-аланами, затопил обширные готские владения. Король готов Германарих, почитавшийся всеми германцами, покончил жизнь самоубийством. Одни готы, вестготы, в значительной части бежали в пределы Восточной римской империи; другие, остготы, остались на прежних местах под властью гуннов и до смерти в 454 г. всемогущего Аттилы верно служили своим поработителям. В результате гуннского нашествия (к счастью, Кавказские горы спасли от него Абхазию) прекратила существование так называемая Черняховская культура, бытовавшая, как считает большинство исследователей, только два столетия (III и IV вв.), что хронологически соответствует времени существования Готского союза племён в Восточной Европе. Эта культура, скорее всего возникшая и исчезнувшая вместе с готами, обнимала разнородное население, входившее в данный союз племён.

 

 

8. Хазарский каганат. Печенеги. Половцы.

Хазарский каганат был первым государством, с которым пришлось столкнуться Древней Руси. От исхода борьбы этих двух государств зависела судьба не только восточно-европейских племен, но и многих племен и народов Европы и Азии. Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м годам VI века, когда они как подчиненные участвуют в походах тюркютов в Закавказье. По-видимому, в начале 90-х годов VI века хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, признавая однако верховную власть Тюркского каганата. Овладев Киевом в 882 году и тем самым подчинив своей власти весь путь "из варяг в греки", князь Олег начинает последовательную и упорную борьбу с Хазарским каганатом, добиваясь освобождения из-под хазарского ига восточнославянских племен и объединения их в одном государстве. При приемнике Олега князе Игоре Киевская Русь несколько раз сталкивалась с Хазарским каганатом. Дважды, в 913/914 гг. и в 943/944 гг. Эти крупные столкновения были из-за невозможности для Руси проходить через Хазарию в Каспийское море и далее в Закавказье. Торгово-военные суда Руси из Азовского моря подымались по Дону до Переволоки, откуда сухим путем их перетаскивали в Волгу. Первый такой поход для Руси окончился разгромом: на обратном пути они, по требованию мусульман, подверглись нападению. Второй прошел для Руси благополучно. Киевской Руси несколько раз тогда же приходилось сталкиваться с Хазарией из-за крымских владений. Но смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии. В 964 г. князь Святослав поход на реке Оке. В 965 году он разгромил Хазарский каганат.







Date: 2016-06-06; view: 1676; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию