Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феминистские исследования 1960 – 1970-х ггРассмотрим здесь подробнее работы главных теоретиков феминистских исследований указанного периода.
Так, британская исследовательница Энн Оукли (род. в 1944; социолог, феминистка, писатель) посвящает свою работу различию пола и гендера. Сама терминология («пол» и «гендер») заимствована у Р. Столлера. Оукли рассматривала пол как биологические и физиологические характеристики человека, которые определяют его как «мужское» и «женское» поведение, а гендер – как социально сконструированную маскулинность или фемининность, выступающие продуктами социальных, культурных и психологических факторов и приобретаемые в процессе становления мужчины или женщины в определённом обществе и в определённое время. Еще одним важным шагом в становлении гендерных исследований были работы Гейл Рубин (род. в 1949; культурный антрополог, активист и теоретик сексуальности и гендерной политики), соединившие психоанализ с антропологией. Рубин связала понятия пола и гендера в систему «пол/гендер», которая существует в каждой культуре. При помощи этой системы биологический материал человеческого пола формируется путем вмешательства человека, как социального существа, и культуры, в которой происходит это формирование. Этот процесс может варьироваться в различных культурах и формах регуляции отношений между полами, особенно в структурировании отношений родства и брака. Согласно Рубин, брак является главной первобытной формой обмена подарками, а женщина – наиболее ценным даром. Такая установка объясняет всеобщность табу на инцест – мир делится на «разрешенных» и «запрещенных» партнеров. Согласно мнению Г. Рубин, предпосылкой самого возникновения культуры является обмен женщинами, а половое разделение труда имеет целью обеспечение полноценного и жизнеспособного союза между мужчиной и женщиной. Брачный союз, основанный на гетеросексуальности, враждебен по отношению к другим отношениям полов из-за «страха одинаковости», ведущей к деконструкции социального порядка. Биологический пол трансформируется культурой в гендер и культурные конструкты мужественности и женственности.
Согласно другой антропологической концепции, предложенной Шерри Ортнер (род. в 1941; антрополог, феминистка), женское неравенство является глубинным и фундаментальным и может рассматриваться как культурная универсалия. По мнению Ортнер, женщина во всех культурах символизирует природу, которую человек стремится покорить и рассматривает как нечто «низшее». Исследовательница отмечает значимость репродуктивной функции женщины, которая подчеркивает близость женщины к природе (в отличие от мужчины, принадлежащего культуре), а также отводит женщине более низкие социальные роли по сравнению с мужчинами, что порождает так называемую женскую психологию. В данной концепции оппозиция «мужское/женское» эквивалентна оппозиции «природа/культура», результатом чего является девальвация всей деятельности женщины и сексистская идеология. Необходимо отметить что данная идеология работает только применимо к западной культуре, т.к. во многих незападных теориях не существует противопоставления природы культуре.
В рамках исследований, посвященных проблеме гендерной иерархии, были также предприняты попытки связать разделение труда по гендерному признаку с общей социальной стратификацией. В середине 1970-х гг. такая модель была предложена Джоан Хубер (род. в 1925 г.; американский социолог), причем в ней учтены такие факторы, как женская домашняя работа, не включаемая обычно в совокупный национальный продукт, а также выполнение женщинами задач воспроизводства. По мнению Хубер, для жизнеспособности общества необходимо обеспечение женщины такой работой, которая была бы совместима с задачами воспроизводства. При этом наибольший престиж остается за теми, кто контролирует распределение материальных ценностей за пределами семьи. Дж.Хубер анализирует различные типы культур: охоту и собирательство, кочевье, земледелие, индустриальное производство. Согласно ее выводам, статус женщины непосредственно связан с ее участием в обеспечении пищей, но в некоторых обществах женщина полностью исключена из этой деятельности, причем это исключение носит не биологический, а социальный характер.
Т.о., гендер, по мнению большинства представителей феминизма этого периода – это социокультурная характеристика, а не продукт биологического пола.
|