Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феминистские исследования 1960 – 1970-х гг





Рассмотрим здесь подробнее работы главных теоретиков феминистских исследований указанного периода.

 

Так, британская исследовательница Энн Оукли (род. в 1944; социолог, феминистка, писатель) посвящает свою работу различию пола и гендера. Сама терминология («пол» и «гендер») заимствована у Р. Столлера.

Оукли рассматривала пол как биологические и физиологические характеристики человека, которые определяют его как «мужское» и «женское» поведение, а гендер – как социально сконструированную маскулинность или фемининность, выступающие продуктами социальных, культурных и психологических факторов и приобретаемые в процессе становления мужчины или женщины в определённом обществе и в определённое время.

Еще одним важным шагом в становлении гендерных исследований были работы Гейл Рубин (род. в 1949; культурный антрополог, активист и теоретик сексуальности и гендерной политики), соединившие психоанализ с антропологией.

Рубин связала понятия пола и гендера в систему «пол/гендер», которая существует в каждой культуре. При помощи этой системы биологический материал человеческого пола формируется путем вмешательства человека, как социального существа, и культуры, в которой происходит это формирование. Этот процесс может варьироваться в различных культурах и формах регуляции отношений между полами, особенно в структурировании отношений родства и брака.

Согласно Рубин, брак является главной первобытной формой обмена подарками, а женщина – наиболее ценным даром. Такая установка объясняет всеобщность табу на инцест – мир делится на «разрешенных» и «запрещенных» партнеров. Согласно мнению Г. Рубин, предпосылкой самого возникновения культуры является обмен женщинами, а половое разделение труда имеет целью обеспечение полноценного и жизнеспособного союза между мужчиной и женщиной.

Брачный союз, основанный на гетеросексуальности, враждебен по отношению к другим отношениям полов из-за «страха одинаковости», ведущей к деконструкции социального порядка. Биологический пол трансформируется культурой в гендер и культурные конструкты мужественности и женственности.

 

Согласно другой антропологической концепции, предложенной Шерри Ортнер (род. в 1941; антрополог, феминистка), женское неравенство является глубинным и фундаментальным и может рассматриваться как культурная универсалия. По мнению Ортнер, женщина во всех культурах символизирует природу, которую человек стремится покорить и рассматривает как нечто «низшее». Исследовательница отмечает значимость репродуктивной функции женщины, которая подчеркивает близость женщины к природе (в отличие от мужчины, принадлежащего культуре), а также отводит женщине более низкие социальные роли по сравнению с мужчинами, что порождает так называемую женскую психологию.

В данной концепции оппозиция «мужское/женское» эквивалентна оппозиции «природа/культура», результатом чего является девальвация всей деятельности женщины и сексистская идеология. Необходимо отметить что данная идеология работает только применимо к западной культуре, т.к. во многих незападных теориях не существует противопоставления природы культуре.

 

В рамках исследований, посвященных проблеме гендерной иерархии, были также предприняты попытки связать разделение труда по гендерному признаку с общей социальной стратификацией.

В середине 1970-х гг. такая модель была предложена Джоан Хубер (род. в 1925 г.; американский социолог), причем в ней учтены такие факторы, как женская домашняя работа, не включаемая обычно в совокупный национальный продукт, а также выполнение женщинами задач воспроизводства. По мнению Хубер, для жизнеспособности общества необходимо обеспечение женщины такой работой, которая была бы совместима с задачами воспроизводства. При этом наибольший престиж остается за теми, кто контролирует распределение материальных ценностей за пределами семьи.

Дж.Хубер анализирует различные типы культур: охоту и собирательство, кочевье, земледелие, индустриальное производство. Согласно ее выводам, статус женщины непосредственно связан с ее участием в обеспечении пищей, но в некоторых обществах женщина полностью исключена из этой деятельности, причем это исключение носит не биологический, а социальный характер.

 

Т.о., гендер, по мнению большинства представителей феминизма этого периода – это социокультурная характеристика, а не продукт биологического пола.

 

 

Date: 2016-05-13; view: 717; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию