Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преодоление андроцентрического подхода в исследованиях культуры 1930 – 1950-х гг





Гендерная проблематика в теории культуры

 

 

Преодоление андроцентрического подхода в исследованиях культуры 1930 – 1950-х гг.

Первый серьезный вызов андроцентрическому (мужскому) взгляду на мир был брошен в области науки антропологии. Маргарет Мид ( 1901 – 1978; американский антрополог), первая женщина-антрополог, подкрепила идею о социальной сконструированности отношений пола этнографическим материалом. Она поставила под сомнение натуралистические подход (их мы рассматривали в предыдущей лекции) к отношениям мужчины и женщины. Это она сделала в своей работе, посвященной исследованию трех обществ в Новой Гвинее.

В своем исследовании Мид пришла к выводу, что фемининные (женские) и маскулинные (мужские) роли в обществе были скорее культурно, чем социально обусловленными. Но та деятельность, которая считается маскулинной, всегда оценивается как вышестоящая, какова бы она ни была. По мнению Мид, два пола были фиксированными, но качества, связанные с ними, менялись, а также менялись и связанные с ними задания. В своей работе «Пол и темперамент» (1935) она пишет о слабой связи между «мужскими» или «женскими» чертами личности с биологическим полом.

Еще одна женщина-ученый Виола Клейн (1908 – 1973; британский социолог австрийского происхождения) пошла дальше в утверждении социокультурной детерминированности различий между мужчинами и женщинами. В работе «Женский характер: История идеологии» (1946) В.Клейн утверждает, что фемининность – это конструкция, а не данность. Черты фемининности определяются не биологическими особенностями, а культурой и социумом, причем детерминантой фемининности являются домашние обязанности женщины. Клейн провела одно из первых в общественных науках исследований того, как женщина сочетает оплачиваемую работу с домашним трудом. В послевоенный период участие женщин в рынке труда возросло, и исследовательница видела в этом тенденцию к их эмансипации.

 

Большое влияние на формирование отношения к проблемам взаимоотношения полов оказала работа известной французской писательницы и философа Симоны де Бовуар (1908 – 1986) «Второй пол» (1949). В ней заложены основы феминистского анализа гендера.

Знаменитой стала фраза писательницы – «женщиной не рождаются, ею становятся», которая отделяет социокультурный характер фемининности от биологического характера «женскости».

По мнению Бовуар, биологические различия неизбежны, но их значение зависит от контекста, в котором проходит жизнь мужчин и женщин. Книга «Второй пол» предваряет установление четкого различия между биологическим понятием пола и социокультурным понятием гендера, которое занимает все большее место в других работах.

 

 

Date: 2016-05-13; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию