Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы движения материи





ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ ………………………………………………….3

2. ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ ………………………………………….7

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА……………………11

4. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА ……………...15

5. ВЕЛИЧИЕ И ТРАГЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЫ………………...21

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………25

ТЕСТ……………………………………………………………………………...27

 

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ

 

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения – это мифология, религия, философия. В своей работе мы будем рассматривать такие типы мировоззрения как философия и религия. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Мы считаем, что религия и философия – довольно близкие родственники, ветви одного древа познания. Это становится очевидным при историческом анализе условий их появления и развития в рамках человеческой цивилизации: при достаточно внимательном взгляде назад по оси времени и религия, и философия опираются на мифологию. Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Отделение ветвей

философии и религии от единого древа жизни происходило не по причине их взаимного антагонизма, или глубинных противоречий в позициях – но по принципу взаимодополнения в системе человеческой души как целого: точно так же при росте реального, а не метафорического дерева делятся его ветви, обогащая и украшая единую крону. С давних времён и по настоящее время идут споры: могут ли философия и религия прийти к одному решению проблемы бытия человека.

Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как о целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п[1].

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный…. Специфика религии – в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их в главенствующую роль в мироздании и жизни людей[2].

Главное сходство религии и философии состоит в том, что они ставят на предельно абстрактном уровне метафизические вопросы бытия мира и человека; различие их состоит в том, что религия при решении этих вопросов опирается на веру, а философия – на теоретическое мышление.

В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализм философский есть теоретическая основа религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1733 – 1799), сравнивая религию с философией считал, что религия имеет общее содержание с философией, а различны лишь их формы. Различие между религией и философией Гегель видел в том, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет.

Обратимся к более современным мнениям. В своих работах Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности:

1) мировоззрения (в философии опора на рационально-теоретическое знание, в религии - на веру, вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения);

2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств);

3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный)[3].

В понимании задач философии традиционная ориентация рассматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (учение о боге), ибо считается, что вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. И основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи.

Смена ориентиров сегодняшнего времени состоит в том, что религиозные философы ХХ – начала ХI веков, по большей

части не посягая на пересмотр традиционной «иерархии проблем», в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке.

Идеологи официального католичества, включая философов, активно выступали и выступают на арене идейной борьбы, и поворот к новому развитию религиозной идеи - одна из причин, объясняющих выдвижение религиозных мыслителей в ряды ведущих философов ХХ века. Притом всё это были высокопрофессиональные философы, знатоки истории философии, талантливые авторы. К тому же почти все они - яркие социальные критики. Именно их усилиями был осуществлен в религиозной мысли ХХ столетия - опять-таки при упорном сопротивлении ортодоксов – «антропологический поворот», т.е. превращение проблемы человека в наиважнейшую проблему философии. Однако внимательный анализ произведений неортодоксальных религиозных философов показывает: они, подобно ортодоксам, также считают предпосылкой и конечной целью философствования сохранения понятия бога, а также (по крайней мере) центральных догм и устоев религиозного сознания. В этом, как ни покажется странным, также заключен один из источников влияния крупных религиозных философов на современную философскую мысль.

На протяжении всей своей истории, включая и современность, важнейшим, если не первейшим предметом теологии и религиозной философии остается проблема бытия Бога. Правда, в наше время, в век информационных технологий, в адрес религиозной философии все чаще высказывается такой упрек: если Бог действительно и несомненно существует, почему необходимо столь упорно доказывать его существование? Большинство религиозных мыслителей исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества преодолевать сомнения верующих относительно существования бога и опровергать аргументы атеистов относительно его несуществования. А это особенно нужно, заявляют религиозные философы, в наш

век, когда все подобные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.

Каково же место человека в религиозных картинах мира? В древнегреческих представлениях этот вопрос не становится предметом специальной рефлексации. Человек создан богами, которые, в сущности, очень похожи на людей, хотя и тесно связаны с природными стихиями. Подобно богам, он имеет свою судьбу и должен идти по жизни как героический фаталист, принимающий все, что посылает ему неумолимый рок. Он полон духа соревновательности и самоутверждения, ищет побед, его достоинство состоит в возможности смело глядеть в глаза смерти, над которой он может и посмеяться презрительным смехом Олимпийских богов. Когда приходит его час, он превращается в тень в царстве мертвых, где подземные власти решают, должен ли он расплачиваться за свои грехи и дерзости, либо может отправиться на блаженные острова. Для греков – жизнь человека – не проблема, а просто жизнь, которую надо прожить как положено… Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Человек принадлежит к низшим ступеням мира форм, он подчинен закону кармы – причин и следствий… Христианство, как никакая другая религия рассматривает бытие человека в качестве трагического и разорванного. Дело в том, что человек создан по образу и подобию божьему, он может быть поистине «сыном божьим, соработником Бога», но грех Адама и Евы выбросил человечество из райских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенства и смерти. Человек грешен. Грешен любой, даже новорожденный младенец, который наследует первородных грех уже в силу того, что рожден на земле плотскими родителями потому несет в себе зерна всех страстей, плодящих зло…»[4].

Проблема человека занимает заметное место в классической религиозной философии. Августин, Фома Аквинский и другие классики религиозной философии неизменно включали в свои философские системы раздел о человеке.

Проблема человека тесно связана с этической проблематикой. В религиозной этике идет также борьба традиционализма и новых подходов. Проблема добра и зла всегда стояла в центре религиозной философии. История религиозной мысли накопила множество ответов на трудный для нее вопрос: если мир сотворен и управляем мудрым и благим богом, то как это согласуется с бедствиями и злом? Или как «оправдать» Бога, если существует зло? Особенно радикальных позиций придерживаются философы, которые остро ставят проблемы свободы и социальной справедливости - это относится, например, к очень популярному сегодня движению латиноамериканских религиозных мыслителей, получившему название «теология освобождения».

Подводя итог вышесказанному и проведя сравнительный анализ таких понятий как «философия» и «религия», мы делаем вывод, что:

• в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни;

• религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией;

• религии и философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного;

• Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное;

• Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму и всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

 

ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ

 

Прежде, чем рассматривать формы движения материи, мы исследуем такие понятия, как: «материя» и «движение» с философской точки зрения. Все мы живем в материальном мире. В этом мире очевидно наличие движущейся материи. Все же,

проблемы взаимосвязи форм движения материи еще не решены и не могут быть решены по одной причине – бесконечная сложность реального мира и его процессов приводит к бесконечности их познания. Невозможно создать окончательную классификацию форм движения. Предпринимаются попытки уточнить положения энгельсовского учения о формах движения и их классификации. Выдвигаются гипотезы о существовании ранее не известных форм движения – наличие космологической, кибернетической, ландшафтной форм движения[5].

Материя (от лат. materia - вещество) – это философская категория для обозначения объективной реальности[6]. Термин использовался ещё древнегреческим философом Платоном (428 до н. э. – 347 до н. э.), для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Ученик Платона, Аристотель (384 до н. э. – 322 до н. э.), признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире из которого сооружены все другие тела во Вселенной. В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует только в многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был французский философ, писатель - Денни Дидро (1713 – 1784).

Весь материальный мир делится на три системы: неживая природа, живая природа и общество. В неживой природе выделяются:

• субмик-роэлементарный,

• микроэлементарный,

• ядерный,

• атомный,

• молекулярный уровни,

• уровень макроскопических тел разной величины,

• геологический и космический уровень, охватывающий звезды, планеты, системы планет и объединяющие их метагалактики.

Живая природа представлена такими уровнями, как:

• молекулярный и клеточный,

• уровни микроорганизмов,

• тканей и органов,

• организмов в целом и колоний организмов,

• видов и популяций,

• биогеоценозов и всей биосферы, т.е. области распространения жизни на Земле.

Общество имеет следующие уровни:

• индивид,

• семья,

• коллектив,

• социальные группы;

• племена,

• расы,

• национальности, нации;

• государство,

• союзы государств,

• общество в целом[7].

Исторически первым было изучено движение механических систем. В последующие периоды развития философии наблюдалась тенденция абсолютизации механической формы движения материи. Движение трактовалось как перемещение тел в пространстве. Такое понимание движения не охватывало всего многообразия изменений, свойственных материи. Диалектическим материализмом было дано определение движения как изменения вообще. Материалистическая философия утверждает, что движение есть способ существования материи, что нельзя мыслить материю без движения и, наоборот, движение без материи.

В современной науке развиваются представления о том, что механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это скорее аспект, срез, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней.

Стало необходимым различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

За последние десятилетия обогатились представления о биологической форме движения материи. Были уточнены представления о её первичных материальных носителях. Кроме белковых молекул, в качестве молекулярного носителя жизни были выделены кислоты ДНК и РНК. Учение о формах движения материи совершенствуется с прогрессом научного знания о мире.

Формами движения называют группы

изменений, объединенные подчинением действию определенных законов. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его специфических форм, поскольку общее, не существует наряду с единичным.

Окружающий нас мир богат своими формами и многообразием происходящих в нем явлений. Всё, существующее представляет собой различные виды движущейся материи, которые находятся в состоянии непрерывного движения и развития. Движение как постоянное изменение присуще материи в целом и каждой ее мельчайшей частице. Можно выделить следующие формы движения материи:

• нагревание и охлаждение тел;

• излучение света;

• электрический ток;

• химические превращения;

• жизненные процессы[8].

Формы движения характеризуются тем, что одни могут переходить в другие, например, механическое движение может переходить в тепловое, тепловое — в химическое, химическое — в электрическое и т.д. Эти переходы свидетельствуют о единстве и непрерывной связи качественно разных форм материи. Но при всех разнообразных переходах одних форм движения в другие соблюдается основной закон природы — закон вечности материи и ее движения, который распространяется на все виды материи и все формы ее движения: ни один из видов движения материи и ни одна из форм ее движения не могут быть получены из ничего и превращены в ничто.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что: чем сложнее данный вид материи, тем разнообразнее формы движения, в которых она одновременно находится. Это можно видеть на примере живых организмов, они сложнее любого физического образования, состоящего из молекул, кристаллов и т. п. Им присуща биологическая форма движения, но вместе с тем они подчиняются и физическим законам, например законам притяжения, и химическим законам, которые управляют соединением молекул, образующих органы животных или растений и т. д. Человек включен в общественную форму движения, но

одновременно - как живое существо - и в биологическую форму движения и т. д. Точно так же планеты Солнечной системы включены в особые планетарные формы движения (например, Земля - в геологическую). Вместе с тем они представляют собой очень сложные системы, части и элементы которых включены в физическую, химическую и другие формы движения.

Высшие, более сложные формы движения включают в себя более простые формы, сложившиеся на предшествующих ступенях развития. При этом более сложные формы нельзя свести к более простым. Так, общество как особую форму движения нельзя свести к биологической форме движения. Попытка такого сведения означала бы разрушение общества и превращение людей в животных. Каждой форме движения материи соответствуют свои особые объективные законы. Как нельзя свести более сложные формы движения материи к более простым, так и законы более сложных форм движения нельзя свести к законам более простых форм. Движение происходит во времени и пространстве. Поэтому дальнейшее изучение вопроса о материи и законах движения и формах требует ответа на очень важный для науки, философии вопрос, что такое время и пространство.

 

Date: 2016-06-06; view: 469; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию