Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Из воспоминаний государственного деятеля.
«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу... В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган....Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России...
Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.
...То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них — убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне... стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли... После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».
| О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?
|
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
|
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) событие — Февральская революция (свержение монархии);
2) год — 1917 г.;
3) органы власти:
— Временное правительство;
— Петросовет (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов)
|
|
|
| Правильно указаны событие, год и органы власти
|
|
|
| Правильно указаны любые два элемента
|
|
|
| Правильно указан один любой элемент.
ИЛИ Ответ неправильный
|
|
|
| Максимальный балл
| 2
|
| | | | | |
| | На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин описанного в тексте события.
|
|
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
|
| Могут быть названы следующие причины Февральской революции:
— нерешённость аграрного вопроса;
— нерешённость рабочего вопроса;
— нерешённость национального вопроса;
— противоречия между царским режимом и оппозицией по вопросам политического устройства России;
— поражения и потери в ходе Первой мировой войны;
— усталость армии, нежелание солдат продолжать войну;
— непопулярность правительства;
— падение авторитета царской власти в результате «распутинщины»
Могут быть указаны другие направления
|
|
|
| Правильно указаны три направления
|
|
|
| Правильно указаны два направления
|
|
|
| Правильно указано одно направление
ИЛИ Ответ неправильный
|
|
|
| Максимальный балл
| 2
|
|
| Каким было отношение автора к событию? Укажите не менее двух положений из текста, свидетельствующих об этом отношении.
|
|
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы: отношение автора - автор приветствует революцию; доказательства, например:
— автор подвергает критике прежний (царский) режим, пишет о «ненавистной всем монархии»;
— он активно участвует в создании новой власти, в создании «новой России»;
— автор считает благословленной судьбу человека, которому выпало жить в переломный момент истории
Итог может быть сформулирован иначе. Могут быть указаны другие причины
|
|
| Правильно сформулирован итог, указаны две причины
|
|
| Правильно сформулирован итог, указана одна причина
|
|
| Правильно сформулирован только итог.
ИЛИ Правильно указаны одна-две причины.
ИЛИ Ответ неправильный
|
|
| Максимальный балл
| 2
| | | | | | | | | | | |
| Первая четверть XVIII в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения петровских преобразований (приведите три объяснения).
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Могут быть приведены следующие объяснения:
1) экономическое и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету;
2) служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны;
3) бунташный характер XVII в. порождал необходимость укрепления и совершенствования государственного аппарата управления и армии;
4) духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры.
Могут быть приведены другие объяснения.
|
| Правильно приведены три объяснения
|
| Правильно приведены два объяснения
|
| Правильно приведено одно объяснение
|
| Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 3
|
| В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке на причины возвышения Москвы в XIV в.:
Историк С. М. Соловьев полагал, что главным фактором было выгодное географическое положение Москвы.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
| Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Аргументы в подтверждение.
при выборе первой точки зрения может быть указано, что:
— Москва была расположена по дороге переселенцев с юга, посредине между Киевской землей, с одной стороны. и Владимиро-Суздальской — с другой
— через Москву проходили важные торговые пути
— она обладала плодородными землями, притягивавшими к себе трудовое население и бояр
— Москва была защищена от набегов ордынских отрядов лесами
Аргументы в опровержение
— московские князья сделали ставку на союз с Золотой Ордой
— использовали все средства в борьбе за лидерство Москвы
— Иван Калита получил ярлык на великое княжение, который с тех пор оставался у московских князей
— Иван Калита получил право собирать дань со всей Русской земли
— право сбора дани позволило московским князьям сосредоточить в своих руках большие материальные средства, которые они использовали для расширения и укрепления своих владений.
Могут быть приведены другие аргументы
|
| Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки
|
| Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки
|
| Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки
|
| Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки
|
| Приведён только один любой аргумент.
ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 4
|
| Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 912—972 гг.; 2) 1645—1676 гг.; 3) 1953—1964 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
|
|
| Критерии оценивания
| Баллы
|
|
| К1
| Указание событий (явлений, процессов)
|
|
|
| Правильно указаны два события (явления, процесса)
|
|
|
| Правильно указано одно событие (явление, процесс)
|
|
|
| События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно
|
|
|
| К2
| Исторические личности и их роль в данный период истории России
|
|
|
| Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
|
|
|
| Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России
|
|
|
| Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно.
ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана.
ИЛИ Исторические личности указаны неверно.
ИЛИ Исторические личности не указаны
|
|
|
| К3
| Причинно-следственные связи
|
|
|
| Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)
|
|
|
| Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами)
|
|
|
| Причинно-следственные связи указаны неверно.
ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны
|
|
|
| К4
| Историческая оценка событий
|
|
|
| Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков
|
|
|
| Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана
|
|
|
| К5
| Использование исторических терминов, понятий
|
|
|
| При изложении корректно использованы исторические термины, понятия
|
|
|
| При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий.
ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы
|
|
|
| К6
| Наличие фактических ошибок.
1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5
|
|
|
| В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
|
|
|
| Допущена одна фактическая ошибка
|
|
|
| Допущены две или более фактические ошибки
|
|
|
| К7
| Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов
|
|
|
| Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)
|
|
|
| Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
|
|
|
| Максимальный балл
|
|
| | | | | | |
|