Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система оценивания экзаменационной работы по истории
Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.
Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
| Ответом к заданиям 1-21 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
|
| Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Невская битва
2) Походы Олега на Царьград
3) Нормандское завоевание Англии
|
| Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
| ГОДЫ
| А) ввод советских войск в Афганистан
Б) циркуляр о кухаркиных детях
В) Переяславская Рада
Г) Невская битва
| 1) 1240 г.
2) 1654 г.
3) 1380 г.
4) 1979 г.
5) 1989 г.
6) 1887 г.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
| Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.
1) декабристы; 2) народники; 3) петрашевцы; 4) октябристы;
5) марксисты; 6) верховники.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ: ___________________________.
|
| Запишите термин, о котором идёт речь.
Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV— XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками.
Ответ: ___________________________.
|
| Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЯ
| ОПРЕДЕЛЕНИЯ
| А) вира
Б) полюдье
В) удел
Г) вече
| 1) доля члена княжеского рода
2) штраф за совершенное преступление
3) часть дани и оброка, отдаваемая церкви
4) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани
5) народное собрание
6) точный размер дани
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
| Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
| А)
| «Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым... Затем я получил телеграмму от Алексеева... В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».
| Б)
| «До вечера [предыдущего дня] <...> я не имел никакого понятия о том, что замышлялось. <...> Вечером <...> меня пригласил Министр Внутренних Дел Кн. Святополк-Мирский к себе. <... >
Тут впервые я узнал, что среди рабочих ведёт чрезвычайно сильную агитацию священник Гапон и имеет большой успех в том, чтобы склонить рабочих на непосредственное обращение со своими нуждами к Государю и поставить себя под его личную защиту, так как <...> правительство слишком открыто, будто бы, держит сторону хозяев и пренебрегает интересами рабочих. <...> На мой вопрос: почему же мы собрались так поздно <...>, Святополк-Мирский ответил мне, что <...> ещё в четверг, на его всеподданнейшем докладе было решено, что Государь не проведёт этого дня в городе, а выедет в Гатчину, полиция сообщит об этом заблаговременно рабочим, и, конечно, всё движение будет остановлено и никакого скопления на площади Зимнего Дворца не произойдёт.
Ни у кого из участников совещания не было и мысли о том, что придётся останавливать движение рабочих силою, и ещё менее о том, что произойдёт кровопролитие».
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Воспоминания относятся к предвестию события, получившего в истории название «Кровавое воскресенье».
2) События, о которых идёт речь в отрывке, происходили в 1914 г.
3) Одной из причин события, о преддверии которого говорится в отрывке, стало ухудшение положения рабочих в условиях русско-японской войны.
4) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г.
5) Правительство, о котором идёт речь в документе, называлось Временное.
6) Речь идет в отрывке о свержении монархии в России.
Ответ:
| Фрагмент А
| Фрагмент Б
|
|
|
|
| | | | | | |
| Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) присоединение Смоленска
2) введение государственного герба — двуглавого орла
3) присоединение Новгорода
4) расцвет приказной системы
5) создание стрелецкого войска
6) постройка краснокирпичного Московского Кремля
|
| Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Героиня обороны Москвы, Герой Российской Федерации ____________была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково Наро-Фоминского района.
Б) Первый артиллерийский салют в Москве, в честь освобождения Орла и Белгорода, был дан в ____________ году.
В) Встреча наших войск с союзниками произошла на реке ____________.
Пропущенные элементы:
1) Эльба
2) Висла
3) Зоя Космодемьянская
4) Вера Волошина
5) 1945 г.
6) 1943 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
| Установите соответствие между реформами и фамилиями руководителей СССР, в период правления которых эти реформы были проведены.
РЕФОРМЫ
| ФАМИЛИИ
| A) принятие закона об индивидуальном предпринимательстве
Б) передача МТС колхозам
B) ликвидация совнархозов и восстановление отраслевых министерств
Г) преобразование народных комиссариатов в министерства
| 1) И. В. Сталин
2) Н. С. Хрущёв
3) Л. И. Брежнев
4) Ю. В. Андропов
5) М. С. Горбачёв
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
| Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора.
«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».
Ответ: ___________________________.
|
| Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Правитель
| Социально-экономическое
преобразование
| Результат
| ____________ (А)
| Ликвидация внутренних таможен
| Создание благоприятных условий
для развития торговли
| Елизавета II
| Начало политики огораживания
| ____________ (Б)
| ____________ (В)
| ____________ (Г)
| Дробление дворянских имений
| Пётр I
| ____________ (Д)
| ____________ (Е)
|
Пропущенные элементы:
1) Екатерина II
2) увеличение численности налогоплательщиков
3) отмена указа о единонаследии
4) издание указа о секуляризации церковных земель
5) насильственный сгон крестьян с земель, освобождаемых под овцеводство
6) Елизавета Петровна
7) облегчение распределения государственных заказов на изготовление военной продукции
8) введение подушной подати
9) Анна Иоанновна
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
| Прочтите отрывок из летописи.
«…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. <…> Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда… Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен <…> За грехи наши побеждены были русские полки…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар
2) причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска
3) битва на реке Калке состоялась в 1223 г.
4) после битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом
5) описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска
6) описанные в летописи события относятся к последнему десятилетию существования Древнерусского государства как единого целого
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
|
|
| Напишите имя великого Киевского князя, чьи завоевательные походы обозначены на схеме стрелками.
Ответ: ___________________________.
|
| Напишите общее название племён, пришедших в южные степи в сер. XI в. на смену печенегам.
Ответ: ___________________________.
| | Напишите название государства, потерявшего независимость в результате походов данного князя и обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ: ___________________________.
| | Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат
2) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы
3) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь
4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси
5) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай
6) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси
| | Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
| ХАРАКТЕРИСТИКИ
| А) «Переход Суворова через Альпы»
Б) «Война и мир»
В) церковь Вознесения в Коломенском
Г) «Слово о законе и благодати»
| 1) Данный памятник культуры создан в честь рождения Ивана Грозного.
2) Одним из авторов творения стал патриарх Иов.
3) Творение посвящено событиям XIX в.
4) Произведение написано в XI в.
5) Автор творения был родом из сибирских казаков.
6) Памятник создан в традиционном крестово-купольном стиле.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
| А
| Б
| В
| Г
| |
|
|
|
| | Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
|
| | Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе перелёта, которому посвящена марка, его участники преодолели более 2 тыс. километров.
2) Событие, которому посвящена почтовая марка, связано с одним из достижений советского морского флота.
3) Событие, которому посвящена почтовая марка, произошло в 1930-х гг.
4) Руководитель перелёта, которому посвящена марка, прославился в годы Великой Отечественной войны.
5) Участники перелёта, которому посвящена марка, провели несколько дней на Северном полюсе.
| | Укажите изображение, на котором представлен объект, построенный в период руководства страной политического деятеля, при котором состоялась обозначенная на марке экспедиция. В ответе запишите цифры, под которыми они указаны.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
|
|
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
| Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
| Из воспоминаний государственного деятеля.
«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу... В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган....Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России...
Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.
...То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них — убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне... стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли... После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».
|