Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание № 3. Выполните опросник





 

Школьный тур


1. Укажите элементы, которые связаны с жизнью и творчеством И. С. Тургенева.

1) Ясная Поляна; 2) Полина Виардо; 3) Фрегат «Паллада»; 4) «Луч света в темном царстве»;

5) нигилист; 6) сон про «трихины»; 7) «разумный эгоизм»

а) 1, 3, 5; б) 2, 5; в) 1, 6; г) 3, 4, 7

2. Критическому разбору какого произведения посвящена статья И. Гончарова «Мильон терзаний» (1872)?

а) «Мертвые души»; б) «Обломов»; в) «Герой нашего времени»; г) «Горе от ума»

3. Описание какого персонажа приводится в этом отрывке?

«Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. <…> В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел».

а) Обломова; б) Чичикова; в) Болконского; г) Раскольникова

4. Укажите неверное высказывание.

а) Пьер Безухов, ранив на дуэли Николая Ростова, брата своей будущей жены, разрывает с высшим светом и отравляется на войну.

б) В финальной части автор сообщает нам о том, что в семье Кирсановых одновременно сыграли две свадьбы.

в) Восторженно нарисованный Обломовым «идеал» жизни Штольц насмешливо называет «обломовщиной».

г) События романа «Преступление и наказание» происходят в знойном, душном Петербурге.

5. У какого произведения неверно определена жанровая форма?

а) комедия «Банкрут» («Свои люди – сочтемся»);

б) исторический роман «Война и мир»; в) социально-психологический роман «Обломов»; г) поэма «Мертвые души»

6. Какого героя М. Антонович называет «асмодеем нашего времени»?

а) Обломова; б) Чичикова; в) Базарова; г) Раскольникова

7. Как называется жанр лирики, где передается печальное, задумчивое, мечтательное настроение?

а) элегия; б) баллада; в) ода; г) эпиграмма

8. Какое произведение «вызрело» из неоконченного романа «Декабристы»?

а) «Обломов»; б) «Преступление и наказание»; в) «Отцы и дети»; г) «Война и мир»

9. Какая тема не поднимается автором в романе И. Гончарова «Обломов»?

а) противостояние человека и общества; б) испытание героев любовью; в) разоблачение антигуманной сущности нигилизма; г) духовная деградация человека, лишенного возможности реализовать себя в положительной деятельности;

10. Какого персонажа известный русский писатель
В. Набоков назвал «низко оплачиваемым агентом дьявола», потому что пошлость, которую олицетворяет этот добродушный, упитанный господин, – одно из главных отличительных свойств князя тьмы.

а) Дикого; б) Чичикова; в) Штольца; г) Раскольникова

11. О каком произведении идет речь?

«Прямая параллель с шекспировской трагедией, обозначенная уже в названии, отчетливо указывает на то, что зло извечно коренится в душе человека».

а) «Леди Макбет Мценского уезда»; б) «Гроза»;

в) «Преступление и наказание»; г) «Отцы и дети».

12. «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».

Мысли какого персонажа изображены в этом отрывке?

а) дикого помещика; б) пискаря; в) карася-идеалиста;

г) самоотверженного зайца

13. Взаимоотношения каких героев изображены в этом отрывке?

«Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Она разнообразно торжествовала свое первенство в этом поединке».

а) Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов; б) Анна Одинцова и Евгений Базаров; в) Наташа Ростова и Андрей Болконский; г) Соня Мармеладова и Раскольников

14. Значение какого слова указано неверно?

а) анахронизм – пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни;

б) ретроград – бунтарь; человек, не признающий господствующих в обществе взглядов;

в) игнорировать – умышленно не замечать, не принимать во внимание;

г) меркантильность – излишняя расчетливость, торгашество; своекорыстие.

15. Какая черта не свойственна «маленькому человеку» как литературному типу?

а) несет на себе отпечаток жестокой реальности;

б) духовно независимая личность;

в) вызывающий к себе жалость и сочувствие;

г) выражает беспомощный протест против существующей жестокости

16. В каком высказывании сформулировано ключевое положение так называемой «реальной критики» Н. Добролюбова?

а) Критик должен подвергать разбору только те произведения, в которых автор изображает жизнь простого народа.

б) Писатель должен правдиво изобразить действительность, а затем дело критика объяснить, какой смысл вложен в художественное произведение.

в) Критика призвана разоблачать романтизм во всех его видах и обосновывать приоритет реализма в русской литературе.

г) Критик не имеет права скрывать свое мнение за какими-то полунамеками, он должен ясно сказать читателю: стоит или не стоит читать то или иное произведение.

17. Биографический факт из жизни какого писателя приводится в этом отрывке?

«Для юноши все переменилось в один миг: ему запретили носить отцовскую фамилию, увезли на чужбину в закрытый пансионат… Невозможно передать словами, что творилось в страдающем сердце мальчика!»

а) Ф. Тютчев; б) Н. Некрасов; в) И. Тургенев; г) А. Фет

18. Каким примером можно проиллюстрировать следующее высказывание?

«Архаизмы, сложные эпитеты – все эти черты, характерные для одической традиции Державина и Ломоносова, получили распространение в лирике Ф. Тютчева».

а) «огнь», «таинственно-волшебных дум», «зверь стоокий»;

б) «груда дел», «в рот капли не беру», «мои литературные грешки»;

в) «хата бедная», «на какой-то патрет все глядит», «вид вальяжный имела такой…»

г) «Святая Русь», «в дремучем лесу», «черноброва, статна, словно сахар бела …»

19. Кому Н. Некрасов посвятил строчки этого стихотворения, написанного в 1852 году?

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

а) А. Пушкину; б) Ф. Тютчеву; в) И. Тургеневу; г) Н. Гоголю

20. С жизнью и творчеством какого писателя связаны следующие реалии: Овстуг, Елена Денисьева, «Стихи, присланные из Германии», старший цензор при особой канцелярии министерства иностранных дел, пантеизм, «Природа – сфинкс…»?

а) Ф. Тютчев; б) А. Островский; в) Н. Некрасов; г) Н. Лесков

21. Какой мифологический персонаж стал обозначать человека, который силой своего чувства, направленностью своей воли способствует нравственному перерождению другого?

а) Нарцисс; б) Пигмалион; в) Сизиф; г) Прометей

22. Какие качества присущи типу так называемых «тургеневских девушек»?

а) нежные, романтические, мечтают о возвышенной любви, далекие от практической земной жизни;

б) увлеченные наукой, предпринимательством, стремятся во всем подражать мужчинам;

в) властолюбивые, отличаются расчетливым эгоизмом, жадным стремлением к земным благам, рассматривают других людей как средство для достижения личных целей;

г) холодные, недоступные, высокомерно относятся к людям, стремятся сохранять мирный покой, равнодушны ко всему высокому и благородному.

23. Какой смысл имеет сравнение писателя с Антеем?

а) яростно борется против социальный несправедливости;

б) черпает творческие силы в любви к своей стране, к своему народу;

в) несет на себе бремя чужих страданий, чужих горестей;

г) осужден судьбой на вечное одиночество, непонимание со стороны современников;

24. В каких строках выражено некрасовское понимание задач поэзии?

а) Казни корысть, убийство, святотатство!

Сорви венцы с предательских голов…

б) Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои.

в) Я к наслаждению высокому зову

И к человеческому счастью.

г) Дайте, дайте/ Мне умчаться / С вами к свету отдаленному…

25. Расположите эти события из «Войны и мира» в логико-хронологической последовательности.

1) смерть Пети Ростова; 2) Встреча Болконского со старым дубом; 3) женитьба Пьера на Элен; 4) Наташа Ростова отдает подводы раненым солдатам.

а) 3,2,4,1; б) 1, 4, 3, 2; в) 2, 4, 3, 1; г) 4, 3, 1, 2

26. Описание какого персонажа приводится в этом отрывке?

«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба».

а) Обломов; б) Павел Петрович Кирсанов; в) Наполеон; г) Чичиков

27. Какое положение правильно отражает основной пункт «теории» Раскольникова?

а) Современная жизнь изуродовала природу человека, поэтому нужно вернуться к естественному, природному существованию, чтобы излечить больное общество.

б) Человек должен приносить пользу другим, потому что ему самому приятно это делать.

в) Люди является досадной ошибкой Творца, и теперь они должны стать строительным материалом для новой касты – касты сверхлюдей.

г) Все человечество делится на два сорта: на высших и низших, и высшие имеют право на любое преступление, если оно продиктовано заботой об общем благе.

28. Какие средства используются в этом отрывке из романа «Отцы и дети»?

«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками… как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам».

1) ряды однородных членов; 2) сравнения; 3) гиперболы; 4) эпитеты; 5) обращения

а) 1, 3, 4, 5; б) 1, 5; в) 1, 2, 4; г) 2, 3

29. В каком примере используется анафора?

а) «Я жить хочу!» – кричит он дерзновенный.–

Пускай обман. О, дайте мне обман!»

б) Жизнь пронеслась без явного следа.

Душа рвалась. Кто скажет мне куда.

в) Давно мечты твоей полет

Меня увлек волшебной силой…

г) Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия…

30. Какой смысл имеет подчеркнутое выражение в финальной строфе стихотворения А. Фета «Ласточки»?

Не так ли я, сосуд скудельный,

Дерзаю на запретный путь,

Стихии чуждой, запредельной

Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

а) выражает хрупкость человека;

б) показывает могущество человека;

в) обозначает неопределенность, бесформенность человека;

г) воплощает невозможность выразить словом то, что происходит в человеческой душе.

 

 

31. В каких словах выражен утилитарный подход к жизни?

а) «Я не хочу дожидаться "всеобщего счастья". Я и сам хочу жить, а то лучше уж и не жить».

б) «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь».

в) «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

г) «– Ну да ведь я знаю тебя: ведь ты большой мошенник, позволь мне это

сказать тебе по дружбе! Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве».

32. В каком высказывании верно передается содержание этого отрывка?

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы…? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка».

а) Толстой через поступки героини показывает затаенные в глубине души ее мысли и чувства.

б) Автор показывает неразрывную связь Наташи с духовными основами народной жизни.

в) Автор иронизирует над «графинечкой», которая оторвана от естественной прелести простой жизни.

г) Писатель изображает кризисное состояние человека в роковую минуту истории.

33. В каком примере используется антитеза?

а) Но меркнет день – настала ночь…;

б) И человек, как сирота безродный,

Стоит теперь, и немощен, и гол…

в) Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была…

г) Два демона ему служили,

Две силы чудно в нем слились…

34. В каком отрывке раскрывается состояние человека, которому «некуда идти», который стоит перед необходимостью сделать выбор?

а) «А любопытно бы знать, чьих она? что, как ее отец? богатый ли помещик почтенного нрава, или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретенным на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из нее бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек».

б) «Нет. Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

в) «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки…»

г) «И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет - а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

35. Укажите правильный вариант метрико-строфической формулы отрывка из стихотворения

А. Фета «Заря прощается с землею»:

Как незаметно потухают

Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

а) 5Х абаб; б) 4Я АбАб; в) 3Д ААбб; г) 4Ан аБаБ

 

36. Какое качество обозначено понятием «маниловщина»?

а) бесплодная мечтательность; б) патологическая жадность; в) непомерное честолюбие, г) лицемерие

37. Каким смыслом наполняет Н. Чернышевский понятие «диалектика души», рассуждая о творческом своеобразии Л. Толстого?

а) Писатель изображает зарождение, развитие, движение внутренних процессов в душе человека.

б) У Толстого нет деления на отрицательных и положительных героев, все герои несут в себе зачатки разных качеств, плохие люди становятся хорошими, а хорошие нравственно деградируют.

в) Диалектика души отражает то вечное, неизменное, что есть в каждом человеке: трус, например, всегда останется трусом, и никакие внешние условия не смогут изменить его природной сущности.

г) Автора интересует лишь человек, его поступки, а не те побуждения, которые стали причиной этих поступков.

38. Какое высказывание о художественных средствах отрывка является неверным?

«Гоголь беспечно смеялся и высмеивал, сочетал в одно карикатурное целое диковинные, вычурно-изломанные линии, творил один живой курьез за другим – и вдруг оглянулся и, как городничий, увидал перед собой "свиные рыла", оскаленные рожи, застывшие человеческие гримасы. Он забавлялся смешным, играл с этим огнем, и какое-то серьезное начало, царящее над нами, отомстило ему тем, что смешное претворилось для него в страшное, веселое стало печальным».

а) Используются оценочные эпитеты, с помощью которых передается авторское отношение.

б) Слова сниженной эмоциональной окраски придают выразительность мыслям автора.

в) Термины придают тексту протокольную точность, делают авторские выводы более логичными и убедительными.

г) Антитезы, синтаксические параллелизмы усиливают эмоциональное звучание текста.

39. В каком эпизоде из романа «Отцы и дети» раскрывается трагическая раздвоенность Базарова, который обнаруживает в себе чувства «отпрысков дворянских»?

а) встреча с Ситниковым; б) визит к Кукшиной; в) дуэль с П. П. Кирсановым; г) бал у губернатора.

40. «Думайте о своей душе! Берегите ее! Ибо не станет человека, если не станет у него души…»

В этом высказывании воплощается

а) жанр произведения; б) идея произведения; в) сюжет произведения; г) стиль произведения.

 

Задание № 4. Выполните анализ поэтического текста по предлагаемому клише.

Анализ стихотворения И. Бунина «Последний шмель»

 

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

 

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

 

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

26.VII.16

Подготовительные задания

1. Из данного набора выберите слова и выражения, которые характеризуют стиль И. Бунина.

Набор: приторно-слащавый; скупой; лаконичный; угловатый; певучий; поражает своей отделкой; черствый; словно сказочный ковер, поражающий глаз затейливым узором; обладает удивительной глубиной; дышит запахами лесов и лугов; нервно пульсирующее; смысловая емкость; внешняя простота, за которой таится живое авторское чувство; фальшивая позолота, которая облетает со временем; похоже на золотой самородок; прочно и основательно; лишено вычурности; как будто говорит сама природа.

Закончите предложение: Бунинское слово ___ _____ ____ ____ ______ __ ___ ____ _____

2. Создайте словосочетания

символический ____________; пылающее ____________; лирический ____________; композиционное ____________; метафорический ____________; горестный ____________; на первый ____________; суровая ____________; смысловой ____________; ключевое ____________

Набор: план; эпитет; слово; герой; смысл; вздох; комплекс; правда; кольцо, пророчество..

3. Найдите правильные ответы.

1. Образность выражения «тревожное чувство» основано на использовании

а) сравнения; б) метонимии; в) эпитета; г) гиперболы.

2. Группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, называется

а) размер; б) строфа; в) сонет; г) стихотворение

3. Повтор согласных звуков – это

а) аллегория; б) анапест; б) ассонанс; г) аллитерация

4. Трехсложный размер с ударением на первом слоге называется

а) дактиль; б) ямб; в) анапест; г) амфибрахий

5. Слово «элегический» обозначает

а) веселый; б) грустный; в) таинственный; г) иносказательный

6. «живая прелесть былого – угрюмая тень грядущего» – образность этого выражения основывается на использовании

а) сравнения; б) инверсии; в) градации; г) антитезы

7. В строфе

Люблю я в этом мире сочетанья

Прекрасного и тайного, как сон,

Люблю ее за счастие слиянья

В одной любви с любовью всех времен! –

автор использует

а) хорей; б) ямб; в) дактиль; г) анапест

8. В 1916 году по всей Европе бушевал пожар

а) Отечественной войны; б) гражданской войны; в) Великой французской революции; г) первой мировой войны

9. «Гаснут краски лета – льют дожди в моей душе» – общность состояний природы и человека автор передает с помощью

а) смыслового параллелизма; б) градации; в) сравнения; г) антитезы

4. О чем стихотворение И. Бунина «Последний шмель»?

5. Когда оно было написано? Что Вы знаете об этой эпохе?

6. Кто такой шмель? Почему лирический герой использует интонацию обращения?

7. Какая смысловая связь объединяет образ шмеля с судьбой человека?

Выполнение работы

1. Вступление. «Ветка Иерихона».

У И. Бунина есть (в-1; лаконичный, небольшой, миниатюрный, коротенький) рассказ-(в-1; притча; фельетон, зарисовка, легенда) «Ветка Иерихона», в нем автор рассказывает о сухом р..стении пустынь. Среди ____________ песков под палящим солнцем г..рячие ветры носят из стороны в сторону сухие как будто бы (на) веки умершие стебли. Но стоит ____________ ____________ веточку, как сразу же она ____________ и (в-1; ясным, чистым, свежим, нежным) дыханием наполнит (в-1; удивленную, оглушенную, потрясенную, изумленную) человеческую душу. Эта притча как мне кажется ра..крывает (в-1; секрет, загадку, тайну) бунинской поэзии. Как будто бы нет (н..) чего (в-3; причудливого, обжигающе-яркого, странного, необычного, акварельно-яркого, диквинного) в его стихах. Но когда ____________ его строки, то внезапно начинаешь ____________ за их (остальные лакуны заполните материалом из набора)

Набор: внешняя простота; яркая оболочка; истинная прелесть; гулкая смысловая глубина;. внутренне убожество; искрящийся блеск; величие царственного слова.

2. Название ____________ ____________ ____________ ____________

Стихотворение «Последний шмель» было написано в __________ году, когда по всей Европе ____________ ____________ ____________ ____________. Именно в это время в творчестве Ивана Бунина происходит (в-1; внезапная метаморфоза; резкий перелом; неожиданная перемена): от (выберите правильный ответ, используя материал Набора) ____ ___ _____ ___ _____ ____ __ ____ ___ ___ он пр..ходит к____ ________ ____ ________ ____________.

 

Набор: мятежное бунтарство; ненависть к окружающему миру; влюбленное, вдохновенное любование природой; осознание трагичности человеческой жизни; мысль о неизбежности социального катаклизма.

 

Человечество плывет на своем ____________ корабле по (в-1; грохочущим, пенящимся, ревущим, грозным) волнам времени навстречу свое_ ____________. Бунин вместе со всеми плыл на этом корабле, но он не убегал от (в-1; страшной, жуткой, суровой, жестокой) правды в ____________ мир грез, он ____________ смотрел в глаза судьбе и пытался рассказать людям о (в-1; красоте нового мира; той страшной опасности, которая их ждет впереди; страшной неизбежности). Именно поэтому стихотворение «Последний шмель» следует понимать не как ____________ ____________, а как ____________ ____________.

Набор: бытовая сценка, пейзажная зарисовка; пылающее пророчество; выражение тревожных мыслей и чувств поэта.

(В-1; Главная мысль; тема, жанр, авторская идея) стихотворения ____________ уже в его названии. Шмель – это большая земляная пчела, которая иногда залетает в дом, бьется о ____________ и своим нудным жу(ж,жж)анием мешает наше_ ____________. Но у Бунина это не просто шмель, а шмель «____________» Последний из оставшихся в живых. И как будто бы совершенно безоценочн_ (в-1; сравнение, эпитет, метафора, гипербола) «последний» пр..обр..тает глубокий ____________ смысл. Шмель – это ____________ житель жаркого лета, это ____________ житель того времени, когда ярко светило солнце, когда (назовите яркую примету летнего пейзажа) ____________ ____________ ____________. (В-3; Тема поэта и поэзии; Тема времени; тема судьбы; тема трагической обреченности человека; тема земных человеческих радостей) начинают звучать уже на уровне заголовка.

Date: 2016-05-13; view: 905; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию