Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты социалистической действительности, которые показал Платонов в рассказе





 

· Доверчивость и доброжелательность кре­стьян,

· захват власти на местах бездельниками и краснобаями типа Льва Чумового,

· объявление граждан врагами народа за самые невинные за­нятия (постройка народной карусели), по самым ничтожным поводам («Ты здесь народ отвлека­ешь, а у меня за жеребёнком погнаться неко­му...»),

· отход власти от первоначальных целей, ради которых совершалась революция (Макар ездил в поездах девять лет тому назад, в девятна­дцатом году. Тогда его везли задаром... «Езжай далее, — говорила ему, бывало, пролетарская стража, — ты нам мил, раз ты гол». Девять, лет спустя крестьянин по-прежнему гол, но он уже не мил «стражнику-контролёру», и определение «пролетарскому» уже отсутствует),

· бюрократиза­ция государственной жизни,

· всеобщая уравни­ловка в распределении благ,

· бесхозяйственность («Иной одну мысль напишет на квитанции — за это его с семейством целых полтора года кор­мят... А другой и не пишет ничего— просто живёт для назидания другим»)

· отрыв крестьянина от земли, от его пред­назначения, ведь крестьянин составляет фунда­мент любого государственного устройства.

 

 

Концовка рассказа иллюзорно-счастливая: Макар и Пётр научили народ думать самостоятельно и просто – «на базе сочувствия неимущим». Чумовой остался в своём учреждении один: его «организационный гос-ум» стал не нужен. Не слишком ли наивно-утешительна такая концовка?

 

Теперь понятно, что в рассказе могло вызвать державное не­годование Сталина: непозволительное сомнение в правильнос­ти режима, догадка о его ненормальном устройстве, неприятие «единственно правильной» генеральной линии.

Платонов, явно опережая своё время, первым задумался о развитии в людях пассивности и полной безынициативности, отчуждения друг от друга, о желании людей всё переложить на руководящие центры. Безымянный «пролетариат» в ночлежке говорит о насущнейшей нужде сохранить нечто идеальное в людях:

Нам сила недорога — мы и по мелочам дома поставим, — нам душа дорога. Раз ты че­ловек, то дело не в домах, а в сердце. Мы здесь все на расчётах работаем, на охране труда живём, на профсоюзах стоим, на клубах увлекаемся, а друг на друга не обращаем внимания – друг друга закону поручили… Даёшь душу, раз ты изобретатель!

Платонов говорит здесь о казёнщине, формализме, о разрыве душевных связей и отчуждении, о необходимости непрерывно строить и человека. Поручить друг друга закону – это значит умножить пассивность каждой души, её неразвитость, бездуховность.

«Усомнившийся Макар» — пример величайшей прозорливости А.Плато­нова, предупреждавшего об ошибочности и опасности пути по которому шла страна. Таким образом, рассказ обнаруживает не только ху­дожественное мастерство автора, но и его гра­жданское мужество, с каким он заявляет власти о её бесперспективности и несостоятельности.

 

 

Date: 2016-05-25; view: 1551; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию