Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как Платонов развенчивает лозунги Советской властиСтр 1 из 2Следующая ⇒ А.Платонов Усомнившийся Макар
В 1929 году А. Платонов публикует в журнале «Октябрь» рассказ «Усомнившийся Макар». В 1929 г. произошел «великий перелом», изменивший политическую обстановку в стране и политику партии в литературе. На пленуме ЦК ВКП (б) в июле 1928 г. был выдвинут лозунг обострения классовой борьбы. Обращаясь к руководителям РАПП, Сталин призывал «воевать с "классовым врагом" в литературе». В судьбе Платонова происходят события, после которых ему уже не удалось выйти из разряда идеологически враждебных и «неугодных» власти писателей. Оценка И. В. Сталина была весьма краткая, немногословная, в точном виде она никем не приводится. Прозвучали такие слова, возможно, сказанные в узком кругу, «двусмысленное произведение», «двусмысленный рассказ». Руководители РАППа Л. Авербах и А. Фадеев дословно повторили именно мысль о двойственности, сложности идей рассказа Платонова. Генеральный секретарь РАППа Л. Авербах опубликовал статью «О целостных масштабах и частных Макарах». Авербах понял смысл и пафос платоновского рассказа абсолютно точно: «Тяжело и трудно жить низовому трудящемуся... Тяжело и трудно ему потому, что заботимся мы о домах, а не о душе, о целостном масштабе, а не об отдельной личности, о будущих заводах, а не о сегодняшних яствах». Обвинение, сформулированное Авербахом, полностью отвечало социальному заказу: «А нас хотят разжалобить! А к нам приходят с проповедью гуманизма!» Литература должна утверждать волю «целостного масштаба», а не права «частного Макара» — вот что требуется от «настоящего» писателя.
Рассказ по манере повествования напоминает сказку: · это и герой, ищущий правду и напоминающий сказочного Ивана-дурака, · и постоянные многочисленные повторы, проигрывания одной и той же ситуации, · и лексика (трамвайная хозяйка, уличное помойное ведро, городской овраг, ущелья дома и пр.), · и интонационный строй фразы («Досидел Макар на кирпичах до вечера и проследил поочередно, как солнце угасло, как огни зажглись, как воробьи исчезли с навоза на покой»).
МАКАР – счастливый, довольный, богатый (греч.) Фамилия ГАНУШКИН – от слова «ганить» (хаять, хулить, порицать, осуждать), по М.Геллеру ЛЕВ – могучий, смелый (греч.) ПЁТР – твёрдый, надёжный (греч.) В экспозиции, знакомя нас с героями изображаемых событий, Платонов сразу противопоставляет двух своих персонажей. Льва Чумового и Макара Ганушкина: у первого — «умная голова, только руки пустые», а второй имеет «порожнюю голову над умными руками», но порожняя голова у Макара была «по заключению Чумового». Лев Чумовой даёт своему уму высокую оценку: «Но такая голова одна на всё село, и ты должен мне подчиниться». Это, конечно, сразу настораживает: не зависть ли заставила Льва оклеветать своего талантливого односельчанина? Поищем в поступках Макара подтверждение или опровержение этого. Уже в следующей сцене подозрения подтверждаются: «умный» Чумовой не может понять, как сделать самоход, а Макар Ганушкин, даже не думая, объясняет ему, что это устройство состоит из обручей и веревок. «Голым умом живёт» герой рассказа Лев Чумовой, потому что у него «руки пустые». Как много говорит читателю о человеке, который «руководил движением народа вперёд», всего один эпитет — «пустые руки»! Ничего не умеет делать этими руками Чумовой, не может прокормить себя своим собственным трудом, а потому его ум «голый» — непрактичный, обеднённый, способный только на то, чтобы изобретать причины для привлечения «к законной ответственности за незаконные зрелища» односельчанина, «нормального мужика» Макара Ганушкина. Текст насыщен доминантными словами «голова — руки» с различными оттенками. Можно отметить их всевозрастающую сатирическую выразительность от легкого юмора, колкой иронии до сарказма кульминационного эпизода фантастического сна Макара и поистине страшного пророческого финала, в котором «умные руки» Макара и «пустая голова» Льва Чумового и «думающего за всех работающих пролетариев» рябого Петра объединились в борьбе «за ленинское и общебедняцкое дело» и засели в учреждении рядом, чтобы «думать для государства», отчего трудящиеся перестали ходить в учреждение и «стали думать за себя на квартирах». На уровне сюжета можно увидеть глубину тревоги писателя, предупреждавшего современников об опасности деления людей на думающих за всех и работающих, об угрозе утверждения государственной системы, где личность не будет ничего значить, где во имя «целостных масштабов» будут принесены в жертву «миллионы живых жизней». Товарищ Чумовой требует подчинения, любит на селе царствовать и зверствовать (недаром он Лев) и принимает безумные решения (недаром он Чумовой). Платонов говорит лишь о пустых руках Чумового, да ещё о том, что он знал «прямую линию к общему благу». Собственно, всё достояние, стержень жизни Чумового и ему подобных – в «линии» и «руководстве». Можно предположить, что «единоличник» Макар, показавший своей неработающей каруселью Льву Чумовому явный «штиль» в мире, отсутствие бури, и сам Лев Чумовой, тоже не желающий прозябать и оставлять народ без движения по прямой линии, - это не столько два лица, сколько две позиции, два взгляда, два обобщения. Есть ещё и нечто третье: помимо позиций, «точек» зрения есть «линия». Её непременно надо уловить, иначе твоя позиция станет «уклоном», т.е. чем-то опасным, зыбким. Сам Чумовой не совсем ясно представляет то, где кончается линия, а где «уклон», «перегиб». Он и вынуждает Макара, который не согласен с тем, что воцаряется торжество Чумовых, людей с пустыми руками, не учитывающих его «умные руки», ехать в Москву. А затем – срывается в нетерпении и сам! Платонов формирует, составляет характер своего героя по законам притчи – из неожиданных поступков, везений и неудач, состояний блаженного неведенья и внезапных прозрений. Макар Ганнушкин – намерено «неучёный» человек среди «учёных», даже «научных». Но такой простак вдруг обнажает на каком-то этапе своих непритязательных приключений многозначительные сложности времени. Линия жизни Макара явно расходится с господствующей «прямой» линией таких, как Лев Чумовой, который «руководил движением народа вперед». Через весь рассказ проходит окрашенное иронией и сарказмом противопоставление двух этих «членов государства» и тех путей, по которым они идут. Притчеобразный сюжет вовлекает читателя в размышления о бездушной, бюрократической практике руководства чумовых. Они менее всего помышляют о судьбах конкретных Макаров и о народной жизни, трагически подвластной этим стратегам, но отнюдь не умещающейся в сконструированную «выдающимися» головами прямую, как столб, генеральную линию. Народный взгляд на жизнь — это не устремленный поверх голов бесчеловечный и незрячий взор вперед, а объемный, многосторонний обзор действительности «и вдаль, и вблизь, и вширку, и вглубь, и вверх». Именно благодаря этому наблюдения Макара становятся столь проницательными, позволяют ему «зреть в корень» и видеть ненормально устроенную действительность. На этой почве и возникают его сомнения. Он знает, что руководящий товарищ, хотя и «более выдающийся, имеет «руки пустые», «голым умом живет», уважаем народом, не может догнать даже жеребенка. Пройдя ад психушки («института душевноболящих»), друзья — Макар и Петр — попадают в РКИ, где совершается сказочно-фантастическое превращение правдоискателей в новоявленных чиновников. Герои «сели за столы», причем напротив пресловутого Льва Чумового, и преуспели на новой стезе так, что скоро народ вообще перестал ходить в это учреждение за ненадобностью. Такой сказочно «счастливый» финал понадобился автору для того, чтобы показать власть «чумовой», нелепо-безумной действительности, которая поглотила даже искателя истины Макара и «твердого» пролетария Петра. Макар и Пётр в РКПвстречаются с товарищем Львом Чумовым, который там чем-то заведовал, оставив свою деревню на произвол бедняков. В РКП, а затем и в комиссии по делам ликвидации государства Чумовой проработал 44 года и умер среди забвения и канцелярских дел. Таким образом, в конце произведения два героя, Ганушкин и Чумовой, противопоставленные ранее автором, выполняют одну и ту же функцию. Труженик Макар и бездельник и демагог Лев оказались на одной ступени и одинаково бесполезны для государства и общества: «С тех пор Макар и Пётр сели за столы против Льва Чумового и стали говорить с бедным приходящим народом, решая все дела в уме — на базе сочувствия неимущим. Скоро и народ перестал ходить в учреждение Макара и Петра, потому что они думали настолько просто, что и сами бедные могли думать и решать так же, и трудящиеся стали думать сами за себя на квартирах». А ведь круг-то сомкнулся – ушёл Макар за истиной от Чумового, но тот и на московском отрезке пути опередил его, сел в контору в Москве. Правда, в самом конце Чумовой остается «один в учреждении», значит, Макар и Петр куда-то бесследно исчезают, о чем автор многозначительно умалчивает. И открывается горько-иронический смысл имен героев: Макар означает «счастливый», а Петр — «каменный». Видимо, оба попадают туда, куда Макар телят не гонял. Торжествует «научная», «прямая линия», решительно не допускающая каких-либо отступлений. Сон Макара с обрушившейся на него махиной громадного тела сбывается.
Как Платонов развенчивает лозунги Советской власти. Сюжет произведения, на первый взгляд, отличается запутанностью и частой сменой места действия. Но всё же он логичен и последователен. 1) Именно с помощью сюжета автор опровергает все лозунги Советской власти, и первый из них: «Земля — крестьянам». Оказалось, что крестьянина со своей земли согнать очень легко. Макар, смастеривший «народную карусель», добывший железо из руды, найденной им в заглохшем колодце, сделавший колесо, тем не менее был «оштрафован кругом» за то, что скрывал «открытие народно-хозяйственного значения», и отправился на промысел в Москву, чтобы оплатить штраф, «оставив карусель и хозяйство под рачительным попечением товарища Чумового». Чувствуется авторское отношение в этих строках. Явная ирония: какое уж тут «рачительное попечение» над чужим хозяйством, если Лев собственного жеребёнка поймать не может! 2) По пути в Москву Макар наблюдает советскую действительность, считая «Советскую твёрдую власть» своей, родной, потому как он является тем самым трудящимся, ради которого эта власть установлена. Ганушкин наивно принимает на веру все лозунги нового времени, в том числе и главный из них — «Вся власть народу». Он искренне верит в то, что всё вокруг делается «ради пользы труда», и поэтому билета на поезд у него с собой не было, так как, по его предположению, «власть... задаром возит всех нуждающихся». Но так ли это? Стражник-контролёр высадил Макара на первом полустанке, где есть буфет, чтобы тот не умер от голода на глухом перегоне («Макар увидел, что о нём власть заботиться, раз не просто гонит, а предлагает буфет, и поблагодарил начальника поездов»). Вот только беда: денег у него нет, чтобы что-то купить в этом буфете. 3) Отметим символичность пейзажа, наблюдаемого героем повествования близ железнодорожной платформы: деревья там росли жидкие, под ними валялись конфетные бумажки, винные бутылки, колбасные шкурки и прочее испорченное добро. Трава под гнётом человека здесь не росла, а деревья тоже больше мучились. Какие мысли приходят в «порожнюю» голову Макара при виде этой картины запустения?Они обнаруживают в нём умение анализировать и делать выводы: «Не то тут особые негодяи живут, что даже растения от них дохнут! Ведь это весьма печально: человек живёт и рожает близ себя пустыню! Где же тут наука и техника?» А ведь именно при помощи науки и техники должны прийти люди ко всеобщему благу — таков был основной путь развития советского общества. «Научный и технический прогресс — на пользу человеку!» — вот ещё один лозунг, намеченный правительством и опровергнутый писателем. 4) Е щё один лозунг советской действительности принимался Ганушкиным безоговорочно — «Кто не работает, тот не ест!» Поэтому он и заявляет стражнику на стройке: «Мне бы поработать чего-нибудь, а то я отощал». Впоследствии оказывается, что трудиться вовсе не обязательно, чтобы вкусно поесть: в больнице для сумасшедших, куда бездельник Пётр привёл Макара, соврав, что тот псих, которого он на улице поймал, Макару принесли тройную порцию вкусной еды. Лозунги о воздействии индустрии на деревню, о «политике быстрого темпа» уже не успокаивали писателя: он видел за этими в принципе верными словами бесконтрольное самоупоение бюрократической стихии, возможность жестоких просчётов.
Сцена в больнице. Это ещё одна символичная сцена. Именно там, в больнице для сумасшедших, Пётр начал читать Макару книжки Ленина вслух, а «другие больные душой тоже заслушались Ленина». Не сумасшедшие, а «больные душой». Вот ещё один пример выразительности платоновского языка: больница в речи дежурного милицейского надзирателя — «институт психопатов», автор же называет это учреждение «институтом душевноболящих», а когда Макара с Петром накормили и оставили ночевать, — «душевной больницей», а вот Ленина читали «больные душой» люди в «безумном доме». Именно там, в «безумном доме», Макар увидел своё назначение, своё место в борьбе «за ленинское и общебедняцкое дело» — служить революции тем, что будет думать для государства. «- Наши учреждения – дерьмо, - читал Ленина Петр, а Макар слушал и удивлялся точности ума Ленина. – Наши законы – дерьмо. Мы умеем предписывать и не умеем исполнять. В наших учреждениях сидят враждебные нам люди, а иные наши товарищи стали сановниками и работают, как дураки… Другие больные душой тоже заслушались Ленина – они не знали раньше, что Ленин знал всё». Весь фрагмент представляет собой парафраз – отчасти комический по стилистике, но весьма точный по смыслу – статьи В.И.Ленина «Лучше меньше, да лучше» (1923).
В чём усомнился Макар? Макар впервые усомнился в правильности действий представителей власти, когда посоветовал молочному начальнику построить до Москвы молочную трубу и этот начальник предложил Макару обратиться в Москву за помощью. По мнению крестьянина, каждый должен отвечать за своё дело и совершенствовать условия труда: «Ты ведь возишь молоко, а не они! Они его просто пьют, им лишних расходов техники не видно!» Но начальник с себя ответственность за порученное ему дело снял: «...я исполнитель, а не выдумщик труб». Попав в Москву, «под золотые головы храмов и вождей», Макар сомневается еще более. Неясно, для чего и для кого здесь строят грандиозный «вечный дом из железа, бетона, стали и светлого стекла», когда «пролетариат» живет в бараках. Непонятно, почему его не пускают на это строительство, если у него «умные руки». Для чего надо «сквозь классовый надзор пройти» и от воли освободиться? Почему «твердая» власть трудящихся отказывается «задаром возить всех нуждающихся» и из поезда его, Макара, тоже выпихивают? Отчего царит голод? На каком основании «трава под гнетом человека» не растет и мучаются деревья? Видимо, «тут особые негодяи живут, что даже растения от них дохнут!». И где хваленая техника, которая «решает все»? Ее заменяет по-прежнему «черная работа». Почему инженеры заняты писанием, «не касаясь руками строительного дела»? Отчего происходит «утрата ценностей»? С какой стати в профсоюзном доме надо «бродить по ущельям» и зачем всем заправляют конторы и «ход всей жизни» дают писцы (то есть бюрократы)? Сомнения Макара усилились в Москве: и их он высказал, не найдя поддержки у начальников, пролетариату, который «разлёгся на государственных койках и перевёл дыхание от дневного строительства»: — Товарищи работники труда! Вы живёте в родном городе Москве, в центральной силе, государства, а в нём непорядки и утрата ценностей. Тоже и в Строительстве домов и сараев — их надо из кишки отливать, а вы их по мелочам строите. Какой ответ получил от пролетариата Макар? — Нам сила недорога — мы и по мелочам дома поставим, — нам душа дорога. Раз ты человек, то дело не в домах, а в сердце. Мы здесь все на расчётах работаем, на охране труда живём, на профсоюзах стоим, на клубах увлекаемся, а друг на друга не обращаем внимания – друг друга закону поручили… Даёшь душу, раз ты изобретатель! И Макар понял, что «всю жизнь занимался непролетарским делом»: изобретал разные вещи, но души не касался, а это оказалось для здешнего народа главным изобретением, и Макар стремится «найти своё назначение». Это тоже типичный путь русских правдоискателей: видя неполадки вокруг себя, они силились их устранить и, в конце концов, объявлялись чуждыми пролетариату элементами. И, тем не менее, увидев в Москве «несколько новых чистоплотных домов», а затем попав в ночлежный приют для пролетариата, Макар, несмотря на свои сомнения, «остался доволен Советской властью». «Ничего себе властишка! — оценил Макар. — Только надо, чтобы она не избаловалась, потому что она наша!» Попав, наконец, в РКИ (рабоче-крестьянскую инспекцию), Макар с удивлением увидел Льва Чумового, который здесь уже «чем-то заведовал». Значит, «чума», как эпидемия, охватила уже все снизу доверху. И теперь понятно, какой подлинный смысл вложил Макар в свое восклицание: «Ничего себе властишка!» Такие же сомнения охватывают и нового товарища Макара — Петра (ему есть хочется, а партия о заводах и железе заботится), и даже коменданта общежития, который «точно не знал, в каком виде должен представиться социализм — будет ли в социализме удивительная радость, и какая?». Чуждым пролетарскому делу Макар себя не считал и потому, измученный своими сомнениями, уснул, но и во сне страдал, а страдание его перешло в сновидение.
Сон Макара Сон символичен: ему приснился идол власти, от которого герой ожидал либо слова, либо дела, но не дождался ничего. Учёнейший человек, лицо которого «освещено заревом дальней массовой жизни», оказался мёртвым. Он потому и мёртв, что мертвы всякие мысли, слова и дела, не наполненные заботой о конкретном человеке. В конце концов, это «неизвестное тело шевельнулось, как живое», и обрушилось на вполне конкретного «нормального мужика» Макара Ганушкина. Становится художественно оправданным содержание всех трех снов Макара, введенных в структуру рассказа:
Громадное тело «кумира» страшно еще и оттого, что давит на Макаров, что обрушивается на них своей губительной силой, что, наконец, бросает свой отсвет на «едущих и пеших» людей, которые начали «походить на того... мощного человека». И хотя явь оказывается для Макара пострашнее сна (правду он находит в доме для душевнобольных), именно идол обретает свой особо зловещий, символический, современный смысл. И тогда-то «сокровенному» Макару с его обостренной восприимчивостью и напряженной душевной жизнью особенно «сделалось жутко во внутреннем чувстве». Это уже не просто сомнения, а ужас, охвативший его чуткое сердце.
Герой рассказа Макар Ганушкин не может взять в толк, отчего выполнение столь благородных целей, которые поставило перед собой молодое Советское государство, сопровождается элементарной бесхозяйственностью и головотяпством, запущенностью людей, не знающих, ради чего они живут и трудятся. Платонов создал фигуру безмолвного сфинкса бюрократизма. Это страшное воплощение бюрократической бесчувственности.
|