Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Макроэк. политика гос-ваЗАДАЧИ – устойчивый эк. рост, полная занятость, стабильность цен, внешнеэк. сбалансированность. ФОРМЫ – фискальная, кредитно-денеж., внешнеэк. ИДЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - сбалансированность совокуп. спроса и совокуп. предложения при полной занятости. КОНЕЧ. ЦЕЛЬ – max-ия обществен. блага. 12. Модели рыноч. эк-ки. Особ-ти бел. нац. модели. 1) либеральная рыноч. эк-ка (модель США) - min вмешательство гос-ва в рыноч. процессы с целью выравнивания возможностей эк. субъектов. Черты: господство частной собств-ти; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и тов-в; незначительное гос. регулирование; ↓ налоги. 2) соц. рыноч. эк-ка (европейская модель) - большая степень гос. регулирования, при котором не только уравниваются возможности, но и сглаживаются различия в результатах. Черты: поддержка конкурентной среды; либерализация цен; законодат-ое оформление эффективных форм собств-ти; свобода заключения договоров; ↑ степень перераспределения доходов, ↑ уровень налогов; рост безработицы. 3) Скандинавский социализм (Сев. Европа, Швеция) – нац. эк-ка базируется на частной собств-ти; соблюдение осн. рыноч. принципов с существенным вмешательством гос-ва в функционирование рынка; ↑ налоги уравновешиваются значительными соц. пособиями; велика роль гос-ва и различ. обществен. организаций. 4) Японская эк. модель -преобладание частной собств-ти; роль гос-ва невелика (не напрямую указывает, а рекомендует); конкуренция м/у фирмами; люди долго работают на одной фирме, даже во время кризиса им снижают з/п, но не увольняют (в США сразу сокращают людей). 5) Китайская эк. модель - смешаная эк-ка с доминированием соц. принципов гос. регулирования; бурный приток иностран. инвестиций; развитие частной собств-ти и рыноч. отношений; значительная регионал. дифференциация (в одних регионах рынок, в др. – социалистич. режим). 6) Белорусская эк. модель - модель с социально ориентированной рыноч. эк-кой. Черты: процессы разгосударствления и приватизации; формирование рыноч. отношений носит постепенный хар-р; система ценообразования и/смешанный хар-р, (рыноч. принцип + гос. регулированием цен); распредел. доходов постепенно либерализируется; система планирования частично сохранила черты советской системы; трансформация эк-ки РБ носит постепенный хар-р. 13. Спрос и предложение. Рыноч. равновесие. Последствия гос. вмешательства в рыноч. ценообразование. Спрос – это желание и возможность отдел. потребителя или группы потребителей приобрести определ. блага в данных эк. условиях. Закон спроса: при прочих равных усл-ях чем выше цена тов., тем меньше величина спроса на него, и наоборот, чем меньше цена, тем больше величина спроса. Предложение – это конкрет. тов. и услуги, кот. производители желают произвести, а также реализовать в данных эк. усл-ях. Закон предложения: при росте цены величина предложения растет, при снижении цены величина предложения снижается. Рыночное равновесие соответствует равенству величины спроса и величины предложения товара. Д/него хар-но отсутствие товар. дефицитов и излишков на рынке в теч. определ. периода. Установившиеся цена и V продаж на рынке называются равновесными. Объединим на одном графике кривые рыночного спроса и рыночного предложения. В какой-то точке Е они пересекутся, при этом величины спроса и предложения будут равны и достигнут равновесный V производства Qе при равновесной цене Ре. (D – спрос, S – предложение). Последствия: - потолок цены – цена снизится, однако не все производители продолжат поставлять свой тов. на рынок, т.к. им пришлось бы работать себе в убыток; тов. может исчезнуть из официальной продажи (будет продаваться на «черном рынке»); - «пол» цены – производители значительно увеличивают V выпуска, однако потребителям не требуется такое значительное кол-во тов., на рынке возникает излишек тов., не сумев продать весь тов., одни фирмы отправляют его на склады, др. – снижают цены, третьи вовсе разоряются. Гос-ву приходится либо дотировать фирмы, либо выкупать излишки товара; - дотации и налоги – дотации снизят издержки произв-ва фирм, т.е. увеличат рыноч. предложение, приведут к снижению рыноч. цен и росту V продаж. Ч/з дотации потребителям увеличится спрос, цены и V продаж. Снижая подоходный и др. налоги – увеличиваются доходы потребителей, поднимается спрос на нормал. товары и предметы роскоши, снижается спрос на тов. низшей категории. 14. Понятие эластичности и её виды. Эластичность спроса (С.) и предложения (П.) по цене. Практическое значение анализа эластичности. Эластичность – это мера реакции одной переменной на изменение др. Виды: - прямая - показывает как изменится С. на тов., если измениться на него цена; - перекрестная - показывает %-ое изменение С. на тов., вызванное изменением цены др. тов. на 1 %; - точечная - определ-ся значение k в одной точке; - дуговая – определ-ся значение k на отрезке кривой С. Эластичность Спроса но цене - это относительное изменение величины С. на тов., деленное на относительное изменение цены данного тов.. Она показывает, как колич-но (на сколько %) изменится величина С. на тов., если цена тов. изменится на 1 %: ED/P = (∆D/D)/(∆P/P), где ∆D (∆P) – изменение С. (цены). Признаки k эластичности С.: ED/P > 1 – С. по цене эластичен (величина С. меняется быстрее, чем ур-нь цены); ED/P < 1 – С. по цене неэластичен (величина С. меняется медленнее, чем ур-нь цены); ED/P = 1 – С. изменяется пропорционально цене тов.; ED/P → к ∞ – С. абсолютно эластичен; ED/P → к 0 – С. абсолютно неэластичен. k перекрестной эластичности – показывает, как изменится величина С. на данный тов. при изменении цены др. тов.: EDa/Pb = (∆Da/Da)/(∆Pb/Pb). Факторы, влияющие на эластичность спроса – 1) наличие товаров –заменителей; 2) доля затрат на приобретение данног товара в общем объеме потребления; 3) временной. Эластичность Предложения по цене — это относительное изменение величины П. тов., деленное на относительное изменение цены тов. Она показывает, как колич-но (на сколько %) изменится величина П. тов., если цена тов. изменится на 1 %: ES/P = (∆S/S)/(∆P/P), где ∆S (∆P) – изменение П. (цены). Признаки k эластичности П.: ES/P > 1 – П. эластично (величина П. меняется сильнее, чем ур-нь цены); ES/P < 1- П. неэластично (величина П. меняется медленней цены); ES/P = 1 – П. с единичной эластичностью (цена растет пропорционально величине П.); ES/P → к ∞ – П. абсолютно эластично; ES/P → к 0 – П. абсолютно неэластичен (изменение цены не приводят к каким-либо изменениям П.) При оценке эластичности П. рассматривается временной период: краткосроч. (П. неэластично); среднесроч. (эластичность П. повышается); долгосроч. (эластичность П. max). 15. Теория потребительского выбора. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности. Поведение потребителя - это процесс формирования рыноч. спроса покупателей, осущ-щих выбор благ с учётом существующих цен. В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ из всех возможных комбинаций. Полезность – это удовлетворение, кот. получает чел. от приобретения тов и услуг. Общая полезность – удовлетворение, кот. чел. получает от потребления определ. кол-ва благ. Предельная полезность – это дополнительная полезность, кот. получает потребитель от дополнительной ед. этого блага. Закон убывающей предел. полезности (закон Госсена) – в одном непрерывном акте потребления полезность последующей ед. потребляемого блага убывает; при повторном акте потребления полезность каждой ед. блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении. Осн. теории, анализирующие поведение потребителя: 1) кардиналистский (колич.) подход: при расходовании бюджета потребитель стремится получить max удовлетворения; потребитель способен произвести колич-ую оценку полезности благ; предел. полезность блага убывает. 2) ординалистский (порядковый) подход: а) А > В, набор А предпочтительнее, чем набор В; б) А< В, А менее предпочтителен чем В; в) А = В, А столь предпочтителен, как и В. Максимизация полезности - потребитель с определ. ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, кот. одинаково полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворенной больше или меньше, чем др. 16. Понятие и классиф-ия издержек (И.). Бух. и эк. И. И. произв-ва в краткосроч. и долгосроч. периоде. И. произв-ва – выраженные в денеж. форме затраты факторов произв-ва, использованных в процессе выпуска продукции (их можно представить в виде денеж. доходов, кот. предприниматель мог бы получить в случае альтернатив. использ-ия ресурсов, находящихся в его собственности). Классиф-ия: - постоян. – затраты по использ-ию постоян. факторов произв-ва, не зависящие от V выпуска; - перемен. – связанные с применением перемен. факторов произв-ва затраты, величина которых зав. от V выпускаемой продукции. - общие (постоян.+перемен.); - средние – хар-ют уровень затрат на ед. продукции. - предел. – это прирост общих издержек, связанный с произв-вом дополнит. ед. продукции. Бух. И. – это внеш. (явные) И., кот. представляют собой денеж. выплаты поставщикам ресурсов, з/п, % за кредит. Эк. И. – сумма внеш. (явных) и внутр. (неявных) И., кот. связаны с использ-ем собственных ресурсов фирмы и не принимающие форму денеж. выплат. В краткосроч. периоде – при росте производит-ти переменных ресурсов И. произв-ва на ед. продукции уменьшаются, а при снижении – увеличиваются. В долгосроч. периоде средние И. произв-ва зависят от хар-ра действия эффекта масштаба произв-ва. При положительном эффекте масштаба средние долгосроч. И. ↓, а при отрицательном – ↑. Их min уровень соответствует оптимал. размеру произв-ва. 17. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предел. доход. Нормал., эк. и бухгалтер. прибыль. Общий доход - денеж. доход, получаемый фирмой в результате продажи определ. кол-ва произведенной продукции. Он зависит от кол-ва реализованной продукции и ее рыноч. цены (TP=P×Q). Средний доход – это общий доход, приходящийся на ед. реализованной продукции (AR=TR/Q). Предел. доход – прирост общего дохода, полученный в результате реализации дополнит. ед. продукции. Валовая прибыль - разность м/у ее общим доходом и общими издержками произв-ва д/данного V выпуска (Pr =TR-TC). Ф-ии прибыли: оценочная; стимулирующая; распределительная. Она м/б: - бухгалтер. – разность м/у общим доходом фирмы и бух. издержками, кот. представляют собой фактически осуществленные фирмой выплаты за приобретенные ею ресурсы; - эк. - разность м/у общим доходом и эк. издержки, состоящими из внешн. и внутр. издержек предприятия. Нормальная прибыль – min прибыль, получение кот. способно удержать предпринимателя в данной сфере. Средняя прибыль – величина, на кот. средний доход превышает средние издержки. Предел. прибыль – получают от реализации дополнительной ед. продукции. Это разность м/у предел. доходом и предел. издержками фирмы. 18. Нац. эк-ка: понятие, цели, стр-ра. Нац. эк-ка – это исторически сложившаяся в определенных территориальных гнраницах система общественного воспроизв-ва страны, взаимосвязанная система отраслей, видов произв-в и территориал. комплексов, охватывающая все формы общественного труда и хоз. Д.. Основу нац экономики составляют фирмы и дом хоз -ва, экономич взаимоотношения которых соединяют их в общую систему. Конечная цель - обеспечение усл-ий оптимал. жизнеД. всех членов общества на основе эк. роста. Она складывается из ряда конкрет. целей: обеспечение стабильно ↑(высоких) темпов роста нац. V произв-ва; достижение стабильности цен; поддержание ↑ ур-ня занятости; сохран. внешнеторг. баланса и стабильности обмен. курса нац. валюты; эк. эффект-ть, справедливое распредел. доходов, эк. свобода. Стр-ра - устойчивые колич-ые соотношения м/у ее составными частями. Она м/б: - воспроизводственная – хар-ет деление нац. эк-ки на наиболее массовые виды эк. субъектов, кот. воспроизводятся сами и воспроизводят потоки тов-в и услуг, перемещающиеся м/у субъектами; - соц. – деление нац. эк-ки на секторы – сов-ти соц.-эк. ед., объединенные определ. соц.-эк. отношениями; - отраслевая – деление нац. эк-ки на отрасли – качественно однород. группы хозяйствующих единиц, выполняющие одинаковые по соц.-эк. содержанию ф-ии в общественном воспроизв-ве, выпускающие однотипную по видам продукцию, применяющие сходные технологич. процессы независимо от их территориал. расположения; - территориал. (регионал.) – определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление нац. эк-ки на части (эк. районы) по территориал. принципу. Открытая эк-ка – все резиденты совершают сделки с внеш. миром без ограничений. Закрытая эк-ка - все резиденты не совершают сделки с внеш. миром. 19. ВВП и методы его расчёта. Номинал. и реал. ВВП. ВВП – это ст-ть тов-в и услуг, произведенных в стране во всех отраслях эк-ки и предназначенных д/конечного потребления, накопления и чистого экспорта. Конечный продукт – это товар, кот. покупается д/конечного использ-ия, а не д/дальнейшей обработки, переработки и перепродажи. Промежуточный продукт – это совокупная ст-ть тов-в и услуг, произведенных в данном году и приобретенных д/промежуточного потребления, т.е. д/дальнейшей переработки или перепродажи. Добавленная ст-ть – это ст-ть, созданная в процессе произв-ва (разность м/д ст-тью продукции фирмы и ст-тью ресурсов, приобретенных у др фирм). Методы расчёта: - производственный – сложение добавленных ст-тей всех производителей по всем отраслям страны. Этот ВВП содержит налоги; - распределительный – суммирования доходов, кот. получают владельцы факторов произ-ва. ВНД = ВВП + первич. доход из др. стран ЧНД = ВНД – амортизация. - конечного использования – суммирование ст-ти конеч. продукции (ВВП=потреб. расходы +инвестиции+госрасходы+чистый экспорт). Номинал. ВВП – это ВВП, исчисленный в текущих рыноч. ценах, т.е. в ценах данного года.=∑Р1Q1, где Р1- цены отч года; Q1 – количество конечных товаров и услуг отч года). Реал. ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизмененных ценах), в ценах базисного года.∑Р0Q1 Связь между реальным и номинальным ВВП уст с помощью дефлятора ВВП. Дефлятор ВВП – это отношение номинал. ВВП к реал. ВВП в % ((IdВВП = ВВПН/ВВПР)×100%). Индекс цен – это %-ное отношение средневзвеш. цен определ. набора тов-в и услуг в данном периоде к средневзвеш. сов-ти цен схожего набора в базис. периоде. Индекс потреб. цен (ИПЦ) – это отношение ст-ти фиксир-го набора потребительских тов-в и услуг в текущем году к его ст-ти в базисном году. Индекс цен производителей (ИЦП) –это отношение ст-ти фиксир-го набора тов-в-представителей и услуг производственного назначения в текущем году к его ст-ти в базис. году. 20. Сущность денег и их ф-ии. Современ. деньги. Деньги играют важную роль в эк-ке, влияют на ее состояние, воздей-ют на V нац. произв-ва, ур-нь цен, занятость, %-ую ставку, курс нац. валюты, а также на ур-нь благосостояния каждого члена общества. ДЕНЬГИ _ ЭТОЛ ТОВАР, который выполняет роль всеобщего эквивалента. ДЕНЬГИ единственный товарный вид, который является продуктом общ труда. ОНИ произведены и призваны обществом. Деньги - этоособый тов., кот. выполняет роль всеобщего эквивалента. Это способ общественного выражения эк. ценности блага. Это абсолютно ликвидное средство обмена. Деньги обладают ст-тью и потребительской ст-тью. Функции: средства обращения; меры ст-ти (цены всех тов-в выражаются в денеж. ед.); средства сохранения ст-ти (сбережения); средства платежа(тов. продаются в кредит, т.е. в долг); мировые деньги (валюта). Резервная валюта - это официальные запасы иностран. валюты, предназнач. д/внешнеэк. и внутр. операций (могут принадлежать гос-ву, банкам, международ. валют.-кредит. и фин. О.). Эволюция денег: 1) товар. деньги (товар -› серебро, золото -› монеты); 2) бумаж. деньги; 3) безналич. деньги (депозиты до востребования, на кот. м/б выписан чек и др. виды вкладов); 4) электрон. деньги (не имеющие вещественного выражения носителя инфо, явл. именными (м/б использованы только конкрет. лицом) и и/интернац. хар-р) - кредитные пластик. карточки. Современ. деньги явл. ликвидным, легкореализуемым и общепризнанным средством обмена. Ликвидность – это способность какого-либо актива превращаться в платежное средство. Реал. деньги – как средство обращения выступало золото в слитках, постепенно менялись в монеты. Кредит. деньги – векселя, банкноты, чеки. 21. Денеж. рынок: спрос, предложение, равновесие. На денежном рынке предложение это деньги, спрос – это деньги. Равновесие на денежном рынке определяется количеством денег. Точка равновесия – цена в форме количества денег в обращении. Денеж. рынок – это сов-ть фин. институтов, обеспечивающих взаимодей-ие спроса на деньги и предложения денег. Спрос на деньги – общее кол-во денег, кот. домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. Он м/б: - номинал. – это спрос на определ. кол-во конкрет. денеж. знаков (руб., $). - реал. – это спрос на такое кол-во денег, за кот. можно купить определ. товары и услуги. Мотивы спроса: - трансакционный – спрос на деньги д/сделок; - предосторожности – необходимость хранить деньги д/незапланированных покупок, непредвид. расходов; - спекулятивный – спрос на деньги как на имущество. Предложение денег – общее кол-во денег в стране. Денежная масса разбивается на денежные агрегаты: М0 – самый узкий агрегат, наличные деньги в обороте; М1 = М0 + депозиты до востребования физ. и юр. лиц; - это деньги используемые в качестве средств обращения. М2 = М1 + срочные депозиты физ. и юр. лиц; иначе его называют денежной масой в нац определении. М2* = М2 + цен. бумаги, выпущенные банками в нац. валюте; М3 = М2* + все депозиты в иностран. валюте, цен. бумаги, выпущенные банками в иностран. валюте, депозиты в драгметаллах.. Денеж. рынок находится в состоянии равновесия -спрос на деньги = их предложению. Такое соотношение определяет равновесную ставку ссудного %, т.е. цену денег. Равновесие денеж. рынка может нарушаться вследствие изменений спроса на деньги, или предложения денег. На изменения конъюнктуры рынка реагирует %-ая ставка. Ее повышение или понижение восстанавливает равновесие на денеж. рынке. 22. Ден.-кредит. система (ДКС) и её стр-ра. ДКС РБ. ДКС – сов-ть денеж.-кредит. отношений и учреждений, выполняющих специфич. ф-ии по аккумуляции и распределению денеж. средств на усл-ях срочности, платности и возвратности. Стр-ра ДКС двухуровневая!!!!!: 1) высший – Централ. банк страны; 2) второй – ком. банки; ДКС РБ = централ. банк страны + ком. банки. Ф-ии ЦБ: разрабатывает и проводит единую ДКП; монопольно осущ-ет эмиссию наличных денег; выдает ссуды кредит. институтам; устанавливает правила осущ-ия расчета в стране; устанавливает правила проведения банк. оп-ий; осущ-ет валют. регулирование; проводит анализ и прогноз-ие эк-ки. ГЛАВНАЯ задача ЦБ – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью ДКС. НБ НЕ ком организация, они не нацелены на получение прибыли!!!! Ф-ии ком. Банков(они обслуж п/п, населения): прием и хранение депозитов вкладчиков; выдача средств со счетов и перечисление денег; размещение аккумулированных денеж. средств путем выдачи ссуд, покупки ЦБ. Группы оп-ии банков: 1) активные (размещение средств); 2) пассивные (привлечение средств); 3) посреднич. (оп-ии по поручению клиентов). Цели Нацбанка РБ: защищать и обеспечивать устойчивость бел. рубля; укреплять и развивать банк. систему страны; обеспечивать эффективное, надежное и безопасное функционирование платеж. системы. Важнейшие функции НБ _ разработка и реализация ДКП; осущ эмиссии денег; регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулировани. НБ выдает лицензии на осущ банковских операций, кредитует др банки; осущ надзор за банк деят, выпуск ценных бумаг, хранит золотовал резервы страны и управляет ими. КОМ банки след осн функции: привлечение ден средств физ и юр лиц во вклады; размещение привлеченных ден средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физ и юр лиц. 23. Фин. система и её стр-ра. Фин. система РБ. Финансы – система сложившихся в обществе эк. отношений по формир-ию и использ-ию фондов денеж. средств или фин. ресурсов ч/з особые фонды и учреждения. Ф-ии: 1) аккумулирующая – формирование фондов денеж. средств гос-ва и др. хоз-щих субъектов; 2) регулирующая – стимулирует Д. субъектов фин. отношений в соответ-ии с макроэк. целями; 3) распределительная – распредел. и перераспредел. денеж. средств м/у субъектами фин. отношений; 4) контрольная – контроль поступления и использ-ия денеж. средств. Стр-ра Ф: 1) Гос. Ф. – это сфера эк. отношений, связ. с распределением, перераспредел. и потреблением части нац. продукта в целях образования денеж. фондов, необходимых гос-ву д/осущ-ия своих ф-ий (гос. бюджет, местный бюджет, Ф. гос. предприятий). 2 ) Ф. негос. предприятий и корпораций – выражают денеж. отношения, кот. возникают в ходе эк. Д. и обеспечивают процессы произ-ва и получения прибыли. 3) Ф. дом. хоз-в – денеж. фонды 1 чела или группы людей, объединивших свои доходы. Фин. система – это институты гос. и частных Ф., действующие в тесной взаимосвязи с кредит. институтами различ. назначения. Главным звеном явл. гос. бюджет – централизован. фонд денеж. ресурсов, которым располагает правительство страны д/содержания гос. аппарата, вооруж. сил. Фин. система РБ: 1) гос. Бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания госуд аппарата, вооруж сил, а также выполнения необходимых соц-эконом функций.; 2) консолидированный бюджет (бюджеты нижестоящих территориал. уровней, используемые д/анализа совокупных фин. показателей). Ф-ии гос.бюджета: перераспределение нац. дохода, финансирование соц. политики; контроль за фин. состоянием эк-ки; регулирование и стимулирование эк-ки и НТП. 24. Налогообложение: сущность и принципы. Виды и ф-ии налогов. Налог. система РБ. Налог – это средства, принудительно изымаемые гос-ом или местными властями у физ. и юр. лиц, необходимые д/осущ-ия гос-ом своих ф-ий. Налоги – это экономически выраженное существование гос-ва. (есть налоги-есть гос-во; нет налогов-нет гос-ва!) Ф-ии: 1)фискальная – сбор денеж. средств д/создания гос. денеж. фондов и материал. усл-ий, обеспечивающих функционирование гос-ва; 2) соц. – поддержание соц. равновесия путем изменения соотношения доходов отдел. соц. групп с целью сглаживания неравенства м/у ними; 3) эк. (регулирующая) – использ-ие налогов в кач-ве инструмента перераспределения нац. дохода, воздей-ия на расширение или сдерживание произв-ва путем стимулирования производителей к развитию разнообраз. видов хоз. Д. Виды налогов: 1) прямые – облагается доход или имущ-во налогоплательщика; 2) косвенные – налоги на тов. и услуги, включаемые в их цену, тариф. По хар-ру налог. ставки м/б твердые (фиксирован.) – устанавливаются в абсолютной сумме на ед. обложения независимо от размера дохода, ур-ня произв-ва, продажи; прогрессив. – ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессив. - ставка понижается по мере возрастания дохода; пропорциональные – остается неизменной независимо от размера дохода. Налог. система – это сов-ть взимаемых в гос-ве налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а также форм и методов их формирования и налог. контроля. Элементы налогообложения: 1) субъект налога – физ. или юр. лицо, кот. по закону обязано уплачивать налог; 2) носитель налога – в случае с косвенными налогами эту роль играет потребитель (при уплате НДС, акциза); 3 ) объект налога – это доход или имущ-во, с кот. начисляется налог; 4 ) источник налога - это доход субъекта, за счет кот. уплачивается налог; 5 ) ставка налога – величина налога с ед. измерения объекта; 6) единица обложения – рубли, метры и т.д. 6) налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая с 1 объекта. Принципы налогообложения: 1) ур-нь налог. ставки д/устанавливаться с учетом доходов налогоплательщика; 2) налогообложение доходов д/носить однократ. хар-р; 3) обязательность уплаты налогов; 4) система уплаты налогов д/б простой, понятной, удобной д/налогоплательщиков. Налог. система РБ функционирует на основе: Конституция РБ, Налог. кодекс РБ, законы РБ. Бюджет.-налог. политика РБ направлена на создание макроэк. усл-ий д/стимулирования эк. роста, снижение налог. нагрузки и повышение жизненного уровня населения. Продолжается налог. реформа, в основе кот. лежит требование упрощения налог. системы. 25. Госбюджет, его ф-ии и структура. Бюджет. дефицит и бюджет. профицит, гос. долг. Бюджет РБ. Гос. бюджет – централизованный фонд денеж. ресурсов, которым располагает правительство страны д/содержания гос. аппарата, вооруженных сил, а также д/выполнения необходимых соц.-эк. ф-ий. Принципы построения гос. бюджета: полнота; единство; реальность; гласность. Ф-ии гос.бюджета: 1) перераспределение нац. дохода, финансирование соц. политики; 2) контроль за фин. состоянием эк-ки; 3) регулирование и стимулирование эк-ки и НТП. Бюджет. дефицит – превышение расходов над доходами (последний не д/превышать 3% ВВП). Причины дефицита – осущ-ие крупных гос. программ развития эк-ки, войны, стих. бедствия, эк. кризисы. Методы покрытия бюджет. дефицита: увеличение налогов; денеж. финансирование; внутр. и внеш. долговое финансирование посредством выпуска и продажи гос. ЦБ. Профицит бюджета — когда доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета. С учетом всех современных тенденций и традиций, чаще всего присутствует дифицит гос бюджета. ГОС_ВО ИМЕЕТ 88 % дифицита. По отношению торговому балансу — превышение V экспорта над V импорта (в денеж. выражении). Гос. долг – это сумма задолженности страны др. странам, своим или иностран. юр. и физ. лицам. Виды: 1) внутр. (это долг гос-ва населению, предприятия, О. своей страны); 2) внеш. (задолженность гос-ва иностран. гос-ам, О. и отдел. лицам др. стран). Методы погашения гос. долга: 1) рефинансирование – выпуск новых займов; 2) консолидация – изменение усл-ий заимствования, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосроч. обязательств превращаются в долго- и среднесрочные; 3) конверсия – изменение усл-ий заимствования относительно доходности. Бюджет РБ: 1) республиканский бюджет; 2) местные бюджеты: - бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские); - бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); - бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). Принципы бюджет. системы РБ: единства; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; гласности; САМ-ти бюджетов; эффект-ти использ-ия бюджет. средств; достоверности бюджетов; ответ-ти участников бюджет. процесса. Существует 3 способа покрытия дифицита гос бюджета: 1)краткосрочный – за счет доп эмиссий денег. Последствия – инфляция. 2)среднесрочный:делится на 2 части А)рост налогов и др обьязат платежей регулирующих замедление роста экономики, сокр собственных средств необходимых для инвестирования. Б) выпуск госуд ценных бумаг и продажа их дом хозяйствам или субъектам хозяйствования (юр и физ лицам). Последствия – рост внутр гос долга! 3)долгосрочная – выпуск и продажа ценных гос бумаг инностранным госуд или иност субъектам хозяйствования+внешние госуд валютные займы, результирующие рост внешнего госуд долга. Гос долг представляет собой сумму внутр и внешн долга. 26. Совокупный спрос и совокупное предложение. Общее макроэк. равновесие в модели AD-AS. Совокуп. спрос - это общая сумма всех расходов населения, фирм, гос-ва и заграницы на конеч. тов. и услуги, произведенные в нац. эк-ке. Кривая совокуп. спроса AD - это геометрическое место точек, каждая из кот. соответ-ет определ. сочетанию V выпуска и ур-ня цен в эк-ке в конкрет. промежуток времени. Ее нисходящий хар-р обусловлен наличием эффекта %-ой ставки, эффекта богатства и эффекта импортных закупок. Динамика уровня цен вызывает изменения в V совокуп. спроса, а воздей-ие неценовых факторов ведет к изменениям в самом совокуп. спросе и при прочих равных усл-ях сдвигает кривую AD вправо при его увеличении или влево — при снижении. Неценовые факторы совокуп. спроса: потребительские расходы, кот. зависят от уровня благосостояния и числ-ти населения, политики гос-ва в области налогообложения, а также от ожиданий относительно будущих доходов и уровней цен; инвестицион. расходы, динамика которых определяется уровнем %-ой ставки, ожидаемой прибылью от инвестиций, изменениями в налогообложении, инновациями, наличием у предприятий не задействованного оборудования; гос. расходы. Совокуп. предложение - это кол-во благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке при каждом данном уровне цен. Кривая совокуп. предложения AS показывает реальный V нац. произв-ва, кот. м/б произведен при каждом уровне цен. Под воздей-ем изменения уровня цен происходят изменения в V нац. произв-ва, что выражается в движении вдоль кривой совокупного предложения. Макроэк. равновесие в модели AD-AS отражает состояние эк. конъюнктуры, при котором достигается равенство совокуп. спроса и совокуп. предложения. Такое положение означает, что платежеспособный спрос всех субъектов эк-ки по V, стр-ре и ст-ти совпадает с произведенным нац. продуктом. Точка пересечения кривых AD и AS показывает равновесный уровень цен и равновесный V нац. произв-ва. Увеличение совокуп. спроса на горизонтал. отрезке кривой совокуп. предложения вызывает рост V ВВП при стабил. уровне цен. Установление равновесия на промежуточном отрезке сопровождается ростом V нац. продукта и положительной динамикой уровня цен. На вертикал. участке кривой AS рост совокуп. спроса вызывает только рост цен без изменений в V нац. произв-ва, т.к. эк-ка работает с max использ-ем всех привлеченных факторов произв-ва. Уменьшение совокуп. спроса приводит к обратным последствиям. При этом ситуация на вертикал. участке кривой совокуп. предложения вызывает эффект храповика: при уменьшении совокуп. спроса цены не и/тенденции к снижению из-за жесткости з/п и существования монополий. 27. Циклический хар-р эк. развития и его причины. Эк. цикл и его фазы. Эк. цикличность – это периодически повторяющиеся нарушения равновесия в нац. эк-ке, кот. сопровождаются периодическим сокращением, а затем ростом V произв-ва и совокупного спроса при эпизодическом восстановлении равновесия. Эк. цикл - регулярные колебания уровней произв-ва, инвестиций, занятости и доходов, продолжающиеся от 3 до 12 лет. Его фазы: - кризис (спад) – резкое сокращение деловой активности, падение цен; - депрессия – приспособлени хоз. жизни к новым усл-ям и потребностям; - оживление – восстановление, когда деловой мир отваживается на первые шаги вперед и обнаруживает, что они вполне успешны; - подъем – эк-ка осваивает ↑ темпы, достигая ускорения эк. развития (обновление осн. капитала, внедрение инноваций, возникновение массы новых тов-в, рост курсов ЦБ, %-ых ставок, цен и з/п). Тренд – долгосроч. динамика реального ВВП, исчисленная как ср. величина его колебаний в ходе эк. циклов. Эк. циклы м/б: 1) краткосроч. (2-4 года) – колебания мир. запасов золота; 2) среднесроч. (7-12 лет) - периодичность инвестицион. процесса, функционированием кредитной сферы; 3) строительные (16-25 лет) - периодичность обновления осн. фондов и жилья; 4) долгосроч. колебания (48-55 лет) – их периодичность связывается с закономерностями накопления и обновления научных знаний, с революционными переворотами в науке и технике. 28. Безработица: понятие, типы, виды, соц.-эк. последствия. Безработица в РБ. Безработица – это соц.-эк. явление, заключающееся в том, что определ. часть трудоспособного населения не находит себе применения на произв-ве согласно полученной специальности и становится незанятой. К безработным относятся временно не занятые люди трудоспособного возраста, которые не могут реализовать способность и готовность трудиться из-за отсутствия подходящей работы и принимают усилия по ее поиску. Трудоспособный возраст с 16 лет!!! В соответствии с Законом РБ О занятости населения РБ безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 58 лет, мужчины до 63 лет) постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся ПД, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной слжбы и зарегистрированные в службе занятости. В самом общем виде рынок труда состоит из 1) не квалифицирован раб силы; 2) квалифиц раб силы; 3) высококвалиф раб силы (в этом секторе безработицы в основном нет!!!). В основном безработьица существует на рынке квалифик раб силы. Типы: - фрикцион. – связана с поиском, ожиданием работы; - структурная – возникает в связи с технологич. сдвигами в стр-ре совокупного спроса и совокупного предложения, со структур. преобразованиями в той или иной отрасли либо эк-ке в целом; - естествен. – фрикцион.+структур. Безработица, уровень 4-6 %.. Виды безработицы: - добровол. – когда люди м/найти себе работу, но не хотят этого делать; - вынужденная – люди хотят работать, но не могут найти работу по определ. обстоятельствам; - сезонная – сезон. колебания произ-ва (с/х); - традиционная – часто в среде квал раб силы, при переезде с одного места джит на др. - регионал. – хар-на д/отдел. регионов, имеющих демографич., этнич. и др. особенности развития; - молодежная, женская. В условиях кризиса (в начале) появляется циклическая Б – связана с фазами эк цикла: когда та или иная отрасль вынуждена сократить свои объемы. Скрытая Б – это обычно определенная часть активного населения, которая негде не работает и нигде себя не фиксируют. Соц.-эк. последствия: - эк. издержки в виде недобора ВВП из-за ее роста; - фрикцион. ее форма способствует перераспредел. раб. силы в места наиболее эффективного использ-ия последней, а структурная – реализации различ. форм повышения квалификации, переподготовки кадров, что определяет качественное совершенствование совокупной раб. силы общества. Безработица в РБ: - на фоне не↑ показателей официально зарегистриров. безработицы наблюдается ↑ уровень реал. безработицы; - ↓ уровень пособия по безработице; - ограниченные возможности кач-ой переподготовки с малой вероятностью последующего трудоустройства; - значительное кол-во раб-в занято без подписания контрактов (в т.ч. труд. договоров), без гарантий з/п; - проблема женской и молодеж. безработицы. К безработным не относят лиц, ухажив дома за детьми, достигших пенсионного возраста, а также прекратившие поиск работы; военнослуж, и лица в местах лишения свободы. Уровень Б в РБ – 1%!!!! Скрытой Б – 7-9%. 29. Инфляция: понятие, причины, типы, виды, соц.-эк. последствия. Инфляция в РБ. И – это процессы происходящие на денежном рынке;;; - это процесс переполнения каналов денежного обращения излишней ден массы.
|