Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макроэк. политика гос-ва





ЗАДАЧИ – устойчивый эк. рост, полная занятость, стабильность цен, внешнеэк. сбалансированность.

ФОРМЫ – фискальная, кредитно-денеж., внешнеэк.

ИДЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - сбалансированность совокуп. спроса и совокуп. предложения при полной занятости. КОНЕЧ. ЦЕЛЬ – max-ия обществен. блага.


12. Модели рыноч. эк-ки. Особ-ти бел. нац. модели.

1) либеральная рыноч. эк-ка (модель США) - min вмешательство гос-ва в рыноч. процессы с целью выравнивания возможностей эк. субъектов. Черты: господство частной собств-ти; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и тов-в; незначительное гос. регулирование; ↓ налоги.

2) соц. рыноч. эк-ка (европейская модель) - большая степень гос. регулирования, при котором не только уравниваются возможности, но и сглаживаются различия в результатах. Черты: поддержка конкурентной среды; либерализация цен; законодат-ое оформление эффективных форм собств-ти; свобода заключения договоров; ↑ степень перераспределения доходов, ↑ уровень налогов; рост безработицы.

3) Скандинавский социализм (Сев. Европа, Швеция) – нац. эк-ка базируется на частной собств-ти; соблюдение осн. рыноч. принципов с существенным вмешательством гос-ва в функционирование рынка; ↑ налоги уравновешиваются значительными соц. пособиями; велика роль гос-ва и различ. обществен. организаций.

4) Японская эк. модель -преобладание частной собств-ти; роль гос-ва невелика (не напрямую указывает, а рекомендует); конкуренция м/у фирмами; люди долго работают на одной фирме, даже во время кризиса им снижают з/п, но не увольняют (в США сразу сокращают людей).

5) Китайская эк. модель - смешаная эк-ка с доминированием соц. принципов гос. регулирования; бурный приток иностран. инвестиций; развитие частной собств-ти и рыноч. отношений; значительная регионал. дифференциация (в одних регионах рынок, в др. – социалистич. режим).

6) Белорусская эк. модель - модель с социально ориентированной рыноч. эк-кой. Черты: процессы разгосударствления и приватизации; формирование рыноч. отношений носит постепенный хар-р; система ценообразования и/смешанный хар-р, (рыноч. принцип + гос. регулированием цен); распредел. доходов постепенно либерализируется; система планирования частично сохранила черты советской системы; трансформация эк-ки РБ носит постепенный хар-р.


13. Спрос и предложение. Рыноч. равновесие. Последствия гос. вмешательства в рыноч. ценообразование.

Спрос – это желание и возможность отдел. потребителя или группы потребителей приобрести определ. блага в данных эк. условиях.

Закон спроса: при прочих равных усл-ях чем выше цена тов., тем меньше величина спроса на него, и наоборот, чем меньше цена, тем больше величина спроса.

Предложение – это конкрет. тов. и услуги, кот. производители желают произвести, а также реализовать в данных эк. усл-ях.

Закон предложения: при росте цены величина предложения растет, при снижении цены величина предложения снижается.

Рыночное равновесие соответствует равенству величины спроса и величины предложения товара. Д/него хар-но отсутствие товар. дефицитов и излишков на рынке в теч. определ. периода. Установившиеся цена и V продаж на рынке называются равновесными.

Объединим на одном графике кривые рыночного спроса и рыночного предложения. В какой-то точке Е они пересекутся, при этом величины спроса и предложения будут равны и достигнут равновесный V производства Qе при равновесной цене Ре. (D – спрос, S – предложение).

Последствия:

- потолок цены – цена снизится, однако не все производители продолжат поставлять свой тов. на рынок, т.к. им пришлось бы работать себе в убыток; тов. может исчезнуть из официальной продажи (будет продаваться на «черном рынке»);

- «пол» цены – производители значительно увеличивают V выпуска, однако потребителям не требуется такое значительное кол-во тов., на рынке возникает излишек тов., не сумев продать весь тов., одни фирмы отправляют его на склады, др. – снижают цены, третьи вовсе разоряются. Гос-ву приходится либо дотировать фирмы, либо выкупать излишки товара;

- дотации и налоги – дотации снизят издержки произв-ва фирм, т.е. увеличат рыноч. предложение, приведут к снижению рыноч. цен и росту V продаж. Ч/з дотации потребителям увеличится спрос, цены и V продаж. Снижая подоходный и др. налоги – увеличиваются доходы потребителей, поднимается спрос на нормал. товары и предметы роскоши, снижается спрос на тов. низшей категории.


14. Понятие эластичности и её виды. Эластичность спроса (С.) и предложения (П.) по цене. Практическое значение анализа эластичности.

Эластичность – это мера реакции одной переменной на изменение др.

Виды:

- прямая - показывает как изменится С. на тов., если измениться на него цена;

- перекрестная - показывает %-ое изменение С. на тов., вызванное изменением цены др. тов. на 1 %;

- точечная - определ-ся значение k в одной точке;

- дуговая – определ-ся значение k на отрезке кривой С.

Эластичность Спроса но цене - это относительное изменение величины С. на тов., деленное на относительное изменение цены данного тов.. Она показывает, как колич-но (на сколько %) изменится величина С. на тов., если цена тов. изменится на 1 %: ED/P = (∆D/D)/(∆P/P), где ∆D (∆P) – изменение С. (цены).

Признаки k эластичности С.:

ED/P > 1 – С. по цене эластичен (величина С. меняется быстрее, чем ур-нь цены);

ED/P < 1 – С. по цене неэластичен (величина С. меняется медленнее, чем ур-нь цены);

ED/P = 1 – С. изменяется пропорционально цене тов.;

ED/P → к ∞ – С. абсолютно эластичен;

ED/P → к 0 – С. абсолютно неэластичен.

k перекрестной эластичности – показывает, как изменится величина С. на данный тов. при изменении цены др. тов.: EDa/Pb = (∆Da/Da)/(∆Pb/Pb).

Факторы, влияющие на эластичность спроса – 1) наличие товаров –заменителей; 2) доля затрат на приобретение данног товара в общем объеме потребления; 3) временной.

Эластичность Предложения по цене — это относительное изменение величины П. тов., деленное на относительное изменение цены тов. Она показывает, как колич-но (на сколько %) изменится величина П. тов., если цена тов. изменится на 1 %: ES/P = (∆S/S)/(∆P/P), где ∆S (∆P) – изменение П. (цены).

Признаки k эластичности П.:

ES/P > 1 – П. эластично (величина П. меняется сильнее, чем ур-нь цены);

ES/P < 1- П. неэластично (величина П. меняется медленней цены);

ES/P = 1 – П. с единичной эластичностью (цена растет пропорционально величине П.);

ES/P → к ∞ – П. абсолютно эластично;

ES/P → к 0 – П. абсолютно неэластичен (изменение цены не приводят к каким-либо изменениям П.)

При оценке эластичности П. рассматривается временной период: краткосроч. (П. неэластично); среднесроч. (эластичность П. повышается); долгосроч. (эластичность П. max).


15. Теория потребительского выбора. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности.

Поведение потребителя - это процесс формирования рыноч. спроса покупателей, осущ-щих выбор благ с учётом существующих цен. В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ из всех возможных комбинаций.

Полезность это удовлетворение, кот. получает чел. от приобретения тов и услуг.

Общая полезность – удовлетворение, кот. чел. получает от потребления определ. кол-ва благ.

Предельная полезность – это дополнительная полезность, кот. получает потребитель от дополнительной ед. этого блага.

Закон убывающей предел. полезности (закон Госсена) – в одном непрерывном акте потребления полезность последующей ед. потребляемого блага убывает; при повторном акте потребления полезность каждой ед. блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Осн. теории, анализирующие поведение потребителя:

1) кардиналистский (колич.) подход: при расходовании бюджета потребитель стремится получить max удовлетворения; потребитель способен произвести колич-ую оценку полезности благ; предел. полезность блага убывает.

2) ординалистский (порядковый) подход: а) А > В, набор А предпочтительнее, чем набор В; б) А< В, А менее предпочтителен чем В; в) А = В, А столь предпочтителен, как и В.

Максимизация полезности - потребитель с определ. ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, кот. одинаково полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворенной больше или меньше, чем др.


16. Понятие и классиф-ия издержек (И.). Бух. и эк. И. И. произв-ва в краткосроч. и долгосроч. периоде.

И. произв-ва – выраженные в денеж. форме затраты факторов произв-ва, использованных в процессе выпуска продукции (их можно представить в виде денеж. доходов, кот. предприниматель мог бы получить в случае альтернатив. использ-ия ресурсов, находящихся в его собственности).

Классиф-ия:

- постоян. – затраты по использ-ию постоян. факторов произв-ва, не зависящие от V выпуска;

- перемен. – связанные с применением перемен. факторов произв-ва затраты, величина которых зав. от V выпускаемой продукции.

- общие (постоян.+перемен.);

- средние – хар-ют уровень затрат на ед. продукции.

- предел. – это прирост общих издержек, связанный с произв-вом дополнит. ед. продукции.

Бух. И. – это внеш. (явные) И., кот. представляют собой денеж. выплаты поставщикам ресурсов, з/п, % за кредит.

Эк. И. – сумма внеш. (явных) и внутр. (неявных) И., кот. связаны с использ-ем собственных ресурсов фирмы и не принимающие форму денеж. выплат.

В краткосроч. периоде – при росте производит-ти переменных ресурсов И. произв-ва на ед. продукции уменьшаются, а при снижении – увеличиваются.

В долгосроч. периоде средние И. произв-ва зависят от хар-ра действия эффекта масштаба произв-ва. При положительном эффекте масштаба средние долгосроч. И. ↓, а при отрицательном – ↑. Их min уровень соответствует оптимал. размеру произв-ва.


17. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предел. доход. Нормал., эк. и бухгалтер. прибыль.

Общий доход - денеж. доход, получаемый фирмой в результате продажи определ. кол-ва произведенной продукции. Он зависит от кол-ва реализованной продукции и ее рыноч. цены (TP=P×Q).

Средний доход – это общий доход, приходящийся на ед. реализованной продукции (AR=TR/Q).

Предел. доход – прирост общего дохода, полученный в результате реализации дополнит. ед. продукции.

Валовая прибыль - разность м/у ее общим доходом и общими издержками произв-ва д/данного V выпуска (Pr =TR-TC). Ф-ии прибыли: оценочная; стимулирующая; распределительная. Она м/б:

- бухгалтер. – разность м/у общим доходом фирмы и бух. издержками, кот. представляют собой фактически осуществленные фирмой выплаты за приобретенные ею ресурсы;

- эк. - разность м/у общим доходом и эк. издержки, состоящими из внешн. и внутр. издержек предприятия.

Нормальная прибыль – min прибыль, получение кот. способно удержать предпринимателя в данной сфере.

Средняя прибыль – величина, на кот. средний доход превышает средние издержки.

Предел. прибыль – получают от реализации дополнительной ед. продукции. Это разность м/у предел. доходом и предел. издержками фирмы.


18. Нац. эк-ка: понятие, цели, стр-ра.

Нац. эк-ка – это исторически сложившаяся в определенных территориальных гнраницах система общественного воспроизв-ва страны, взаимосвязанная система отраслей, видов произв-в и территориал. комплексов, охватывающая все формы общественного труда и хоз. Д..

Основу нац экономики составляют фирмы и дом хоз -ва, экономич взаимоотношения которых соединяют их в общую систему.

Конечная цель - обеспечение усл-ий оптимал. жизнеД. всех членов общества на основе эк. роста. Она складывается из ряда конкрет. целей: обеспечение стабильно ↑(высоких) темпов роста нац. V произв-ва; достижение стабильности цен; поддержание ↑ ур-ня занятости; сохран. внешнеторг. баланса и стабильности обмен. курса нац. валюты; эк. эффект-ть, справедливое распредел. доходов, эк. свобода.

Стр-ра - устойчивые колич-ые соотношения м/у ее составными частями. Она м/б:

- воспроизводственная – хар-ет деление нац. эк-ки на наиболее массовые виды эк. субъектов, кот. воспроизводятся сами и воспроизводят потоки тов-в и услуг, перемещающиеся м/у субъектами;

- соц. – деление нац. эк-ки на секторы – сов-ти соц.-эк. ед., объединенные определ. соц.-эк. отношениями;

- отраслевая – деление нац. эк-ки на отрасли – качественно однород. группы хозяйствующих единиц, выполняющие одинаковые по соц.-эк. содержанию ф-ии в общественном воспроизв-ве, выпускающие однотипную по видам продукцию, применяющие сходные технологич. процессы независимо от их территориал. расположения;

- территориал. (регионал.) – определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление нац. эк-ки на части (эк. районы) по территориал. принципу.

Открытая эк-ка – все резиденты совершают сделки с внеш. миром без ограничений.

Закрытая эк-ка - все резиденты не совершают сделки с внеш. миром.


19. ВВП и методы его расчёта. Номинал. и реал. ВВП.

ВВП – это ст-ть тов-в и услуг, произведенных в стране во всех отраслях эк-ки и предназначенных д/конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Конечный продукт – это товар, кот. покупается д/конечного использ-ия, а не д/дальнейшей обработки, переработки и перепродажи.

Промежуточный продукт – это совокупная ст-ть тов-в и услуг, произведенных в данном году и приобретенных д/промежуточного потребления, т.е. д/дальнейшей переработки или перепродажи.

Добавленная ст-ть – это ст-ть, созданная в процессе произв-ва (разность м/д ст-тью продукции фирмы и ст-тью ресурсов, приобретенных у др фирм).

Методы расчёта:

- производственный – сложение добавленных ст-тей всех производителей по всем отраслям страны. Этот ВВП содержит налоги;

- распределительный – суммирования доходов, кот. получают владельцы факторов произ-ва.

ВНД = ВВП + первич. доход из др. стран

ЧНД = ВНД – амортизация.

- конечного использования – суммирование ст-ти конеч. продукции (ВВП=потреб. расходы +инвестиции+госрасходы+чистый экспорт).

Номинал. ВВП – это ВВП, исчисленный в текущих рыноч. ценах, т.е. в ценах данного года.=∑Р1Q1, где Р1- цены отч года; Q1 – количество конечных товаров и услуг отч года).

Реал. ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизмененных ценах), в ценах базисного года.∑Р0Q1

Связь между реальным и номинальным ВВП уст с помощью дефлятора ВВП. Дефлятор ВВП – это отношение номинал. ВВП к реал. ВВП в % ((IdВВП = ВВПН/ВВПР)×100%).

Индекс цен – это %-ное отношение средневзвеш. цен определ. набора тов-в и услуг в данном периоде к средневзвеш. сов-ти цен схожего набора в базис. периоде.

Индекс потреб. цен (ИПЦ) – это отношение ст-ти фиксир-го набора потребительских тов-в и услуг в текущем году к его ст-ти в базисном году.

Индекс цен производителей (ИЦП) –это отношение ст-ти фиксир-го набора тов-в-представителей и услуг производственного назначения в текущем году к его ст-ти в базис. году.


20. Сущность денег и их ф-ии. Современ. деньги.

Деньги играют важную роль в эк-ке, влияют на ее состояние, воздей-ют на V нац. произв-ва, ур-нь цен, занятость, %-ую ставку, курс нац. валюты, а также на ур-нь благосостояния каждого члена общества.

ДЕНЬГИ _ ЭТОЛ ТОВАР, который выполняет роль всеобщего эквивалента.

ДЕНЬГИ единственный товарный вид, который является продуктом общ труда. ОНИ произведены и призваны обществом.

Деньги - этоособый тов., кот. выполняет роль всеобщего эквивалента. Это способ общественного выражения эк. ценности блага. Это абсолютно ликвидное средство обмена. Деньги обладают ст-тью и потребительской ст-тью.

Функции: средства обращения; меры ст-ти (цены всех тов-в выражаются в денеж. ед.); средства сохранения ст-ти (сбережения); средства платежа(тов. продаются в кредит, т.е. в долг); мировые деньги (валюта).

Резервная валюта - это официальные запасы иностран. валюты, предназнач. д/внешнеэк. и внутр. операций (могут принадлежать гос-ву, банкам, международ. валют.-кредит. и фин. О.).

Эволюция денег: 1) товар. деньги (товар -› серебро, золото -› монеты); 2) бумаж. деньги; 3) безналич. деньги (депозиты до востребования, на кот. м/б выписан чек и др. виды вкладов); 4) электрон. деньги (не имеющие вещественного выражения носителя инфо, явл. именными (м/б использованы только конкрет. лицом) и и/интернац. хар-р) - кредитные пластик. карточки.

Современ. деньги явл. ликвидным, легкореализуемым и общепризнанным средством обмена.

Ликвидность – это способность какого-либо актива превращаться в платежное средство.

Реал. деньги как средство обращения выступало золото в слитках, постепенно менялись в монеты. Кредит. деньги векселя, банкноты, чеки.


21. Денеж. рынок: спрос, предложение, равновесие.

На денежном рынке предложение это деньги, спрос – это деньги. Равновесие на денежном рынке определяется количеством денег. Точка равновесия – цена в форме количества денег в обращении.

Денеж. рынок – это сов-ть фин. институтов, обеспечивающих взаимодей-ие спроса на деньги и предложения денег.

Спрос на деньги – общее кол-во денег, кот. домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. Он м/б:

- номинал. – это спрос на определ. кол-во конкрет. денеж. знаков (руб., $).

- реал. – это спрос на такое кол-во денег, за кот. можно купить определ. товары и услуги.

Мотивы спроса:

- трансакционный – спрос на деньги д/сделок;

- предосторожности – необходимость хранить деньги д/незапланированных покупок, непредвид. расходов;

- спекулятивный – спрос на деньги как на имущество.

Предложение денег – общее кол-во денег в стране.

Денежная масса разбивается на денежные агрегаты:

М0 – самый узкий агрегат, наличные деньги в обороте;

М1 = М0 + депозиты до востребования физ. и юр. лиц; - это деньги используемые в качестве средств обращения.

М2 = М1 + срочные депозиты физ. и юр. лиц; иначе его называют денежной масой в нац определении.

М2* = М2 + цен. бумаги, выпущенные банками в нац. валюте;

М3 = М2* + все депозиты в иностран. валюте, цен. бумаги, выпущенные банками в иностран. валюте, депозиты в драгметаллах..

Денеж. рынок находится в состоянии равновесия -спрос на деньги = их предложению. Такое соотношение определяет равновесную ставку ссудного %, т.е. цену денег. Равновесие денеж. рынка может нарушаться вследствие изменений спроса на деньги, или предложения денег. На изменения конъюнктуры рынка реагирует %-ая ставка. Ее повышение или понижение восстанавливает равновесие на денеж. рынке.


22. Ден.-кредит. система (ДКС) и её стр-ра. ДКС РБ.

ДКС – сов-ть денеж.-кредит. отношений и учреждений, выполняющих специфич. ф-ии по аккумуляции и распределению денеж. средств на усл-ях срочности, платности и возвратности.

Стр-ра ДКС двухуровневая!!!!!: 1) высший – Централ. банк страны; 2) второй – ком. банки; ДКС РБ = централ. банк страны + ком. банки.

Ф-ии ЦБ: разрабатывает и проводит единую ДКП; монопольно осущ-ет эмиссию наличных денег; выдает ссуды кредит. институтам; устанавливает правила осущ-ия расчета в стране; устанавливает правила проведения банк. оп-ий; осущ-ет валют. регулирование; проводит анализ и прогноз-ие эк-ки.

ГЛАВНАЯ задача ЦБ – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью ДКС.

НБ НЕ ком организация, они не нацелены на получение прибыли!!!!

Ф-ии ком. Банков(они обслуж п/п, населения): прием и хранение депозитов вкладчиков; выдача средств со счетов и перечисление денег; размещение аккумулированных денеж. средств путем выдачи ссуд, покупки ЦБ.

Группы оп-ии банков: 1) активные (размещение средств); 2) пассивные (привлечение средств); 3) посреднич. (оп-ии по поручению клиентов).

Цели Нацбанка РБ: защищать и обеспечивать устойчивость бел. рубля; укреплять и развивать банк. систему страны; обеспечивать эффективное, надежное и безопасное функционирование платеж. системы.

Важнейшие функции НБ _ разработка и реализация ДКП; осущ эмиссии денег; регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулировани.

НБ выдает лицензии на осущ банковских операций, кредитует др банки; осущ надзор за банк деят, выпуск ценных бумаг, хранит золотовал резервы страны и управляет ими.

КОМ банки след осн функции: привлечение ден средств физ и юр лиц во вклады; размещение привлеченных ден средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физ и юр лиц.


23. Фин. система и её стр-ра. Фин. система РБ.

Финансы – система сложившихся в обществе эк. отношений по формир-ию и использ-ию фондов денеж. средств или фин. ресурсов ч/з особые фонды и учреждения.

Ф-ии:

1) аккумулирующая – формирование фондов денеж. средств гос-ва и др. хоз-щих субъектов;

2) регулирующая – стимулирует Д. субъектов фин. отношений в соответ-ии с макроэк. целями;

3) распределительная – распредел. и перераспредел. денеж. средств м/у субъектами фин. отношений;

4) контрольная – контроль поступления и использ-ия денеж. средств.

Стр-ра Ф:

1) Гос. Ф. – это сфера эк. отношений, связ. с распределением, перераспредел. и потреблением части нац. продукта в целях образования денеж. фондов, необходимых гос-ву д/осущ-ия своих ф-ий (гос. бюджет, местный бюджет, Ф. гос. предприятий).

2 ) Ф. негос. предприятий и корпораций – выражают денеж. отношения, кот. возникают в ходе эк. Д. и обеспечивают процессы произ-ва и получения прибыли.

3) Ф. дом. хоз-в – денеж. фонды 1 чела или группы людей, объединивших свои доходы.

Фин. система – это институты гос. и частных Ф., действующие в тесной взаимосвязи с кредит. институтами различ. назначения. Главным звеном явл. гос. бюджет – централизован. фонд денеж. ресурсов, которым располагает правительство страны д/содержания гос. аппарата, вооруж. сил.

Фин. система РБ:

1) гос. Бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания госуд аппарата, вооруж сил, а также выполнения необходимых соц-эконом функций.;

2) консолидированный бюджет (бюджеты нижестоящих территориал. уровней, используемые д/анализа совокупных фин. показателей).

Ф-ии гос.бюджета: перераспределение нац. дохода, финансирование соц. политики; контроль за фин. состоянием эк-ки; регулирование и стимулирование эк-ки и НТП.


24. Налогообложение: сущность и принципы. Виды и ф-ии налогов. Налог. система РБ.

Налог – это средства, принудительно изымаемые гос-ом или местными властями у физ. и юр. лиц, необходимые д/осущ-ия гос-ом своих ф-ий.

Налоги – это экономически выраженное существование гос-ва. (есть налоги-есть гос-во; нет налогов-нет гос-ва!)

Ф-ии:

1)фискальная – сбор денеж. средств д/создания гос. денеж. фондов и материал. усл-ий, обеспечивающих функционирование гос-ва;

2) соц. – поддержание соц. равновесия путем изменения соотношения доходов отдел. соц. групп с целью сглаживания неравенства м/у ними;

3) эк. (регулирующая) – использ-ие налогов в кач-ве инструмента перераспределения нац. дохода, воздей-ия на расширение или сдерживание произв-ва путем стимулирования производителей к развитию разнообраз. видов хоз. Д.

Виды налогов: 1) прямые – облагается доход или имущ-во налогоплательщика; 2) косвенные – налоги на тов. и услуги, включаемые в их цену, тариф.

По хар-ру налог. ставки м/б твердые (фиксирован.) – устанавливаются в абсолютной сумме на ед. обложения независимо от размера дохода, ур-ня произв-ва, продажи; прогрессив. – ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессив. - ставка понижается по мере возрастания дохода; пропорциональные – остается неизменной независимо от размера дохода.

Налог. система – это сов-ть взимаемых в гос-ве налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а также форм и методов их формирования и налог. контроля.

Элементы налогообложения:

1) субъект налога – физ. или юр. лицо, кот. по закону обязано уплачивать налог;

2) носитель налога – в случае с косвенными налогами эту роль играет потребитель (при уплате НДС, акциза);

3 ) объект налога – это доход или имущ-во, с кот. начисляется налог;

4 ) источник налога - это доход субъекта, за счет кот. уплачивается налог;

5 ) ставка налога – величина налога с ед. измерения объекта;

6) единица обложения – рубли, метры и т.д.

6) налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая с 1 объекта.

Принципы налогообложения: 1) ур-нь налог. ставки д/устанавливаться с учетом доходов налогоплательщика; 2) налогообложение доходов д/носить однократ. хар-р; 3) обязательность уплаты налогов; 4) система уплаты налогов д/б простой, понятной, удобной д/налогоплательщиков.

Налог. система РБ функционирует на основе: Конституция РБ, Налог. кодекс РБ, законы РБ.

Бюджет.-налог. политика РБ направлена на создание макроэк. усл-ий д/стимулирования эк. роста, снижение налог. нагрузки и повышение жизненного уровня населения. Продолжается налог. реформа, в основе кот. лежит требование упрощения налог. системы.


25. Госбюджет, его ф-ии и структура. Бюджет. дефицит и бюджет. профицит, гос. долг. Бюджет РБ.

Гос. бюджет – централизованный фонд денеж. ресурсов, которым располагает правительство страны д/содержания гос. аппарата, вооруженных сил, а также д/выполнения необходимых соц.-эк. ф-ий.

Принципы построения гос. бюджета: полнота; единство; реальность; гласность.

Ф-ии гос.бюджета: 1) перераспределение нац. дохода, финансирование соц. политики; 2) контроль за фин. состоянием эк-ки; 3) регулирование и стимулирование эк-ки и НТП.

Бюджет. дефицит – превышение расходов над доходами (последний не д/превышать 3% ВВП). Причины дефицита – осущ-ие крупных гос. программ развития эк-ки, войны, стих. бедствия, эк. кризисы.

Методы покрытия бюджет. дефицита: увеличение налогов; денеж. финансирование; внутр. и внеш. долговое финансирование посредством выпуска и продажи гос. ЦБ.

Профицит бюджета — когда доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

С учетом всех современных тенденций и традиций, чаще всего присутствует дифицит гос бюджета. ГОС_ВО ИМЕЕТ 88 % дифицита.

По отношению торговому балансу — превышение V экспорта над V импорта (в денеж. выражении).

Гос. долг – это сумма задолженности страны др. странам, своим или иностран. юр. и физ. лицам.

Виды: 1) внутр. (это долг гос-ва населению, предприятия, О. своей страны); 2) внеш. (задолженность гос-ва иностран. гос-ам, О. и отдел. лицам др. стран).

Методы погашения гос. долга: 1) рефинансирование – выпуск новых займов; 2) консолидация – изменение усл-ий заимствования, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосроч. обязательств превращаются в долго- и среднесрочные; 3) конверсия – изменение усл-ий заимствования относительно доходности.

Бюджет РБ: 1) республиканский бюджет; 2) местные бюджеты:

- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские);

- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Принципы бюджет. системы РБ: единства; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; гласности; САМ-ти бюджетов; эффект-ти использ-ия бюджет. средств; достоверности бюджетов; ответ-ти участников бюджет. процесса.

Существует 3 способа покрытия дифицита гос бюджета:

1)краткосрочный – за счет доп эмиссий денег. Последствия – инфляция.

2)среднесрочный:делится на 2 части

А)рост налогов и др обьязат платежей регулирующих замедление роста экономики, сокр собственных средств необходимых для инвестирования.

Б) выпуск госуд ценных бумаг и продажа их дом хозяйствам или субъектам хозяйствования (юр и физ лицам).

Последствия – рост внутр гос долга!

3)долгосрочная – выпуск и продажа ценных гос бумаг инностранным госуд или иност субъектам хозяйствования+внешние госуд валютные займы, результирующие рост внешнего госуд долга.

Гос долг представляет собой сумму внутр и внешн долга.


26. Совокупный спрос и совокупное предложение. Общее макроэк. равновесие в модели AD-AS.

Совокуп. спрос - это общая сумма всех расходов населения, фирм, гос-ва и заграницы на конеч. тов. и услуги, произведенные в нац. эк-ке.

Кривая совокуп. спроса AD - это геометрическое место точек, каждая из кот. соответ-ет определ. сочетанию V выпуска и ур-ня цен в эк-ке в конкрет. промежуток времени. Ее нисходящий хар-р обусловлен наличием эффекта %-ой ставки, эффекта богатства и эффекта импортных закупок.

Динамика уровня цен вызывает изменения в V совокуп. спроса, а воздей-ие неценовых факторов ведет к изменениям в самом совокуп. спросе и при прочих равных усл-ях сдвигает кривую AD вправо при его увеличении или влево — при снижении.

Неценовые факторы совокуп. спроса: потребительские расходы, кот. зависят от уровня благосостояния и числ-ти населения, политики гос-ва в области налогообложения, а также от ожиданий относительно будущих доходов и уровней цен; инвестицион. расходы, динамика которых определяется уровнем %-ой ставки, ожидаемой прибылью от инвестиций, изменениями в налогообложении, инновациями, наличием у предприятий не задействованного оборудования; гос. расходы.

Совокуп. предложение - это кол-во благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке при каждом данном уровне цен. Кривая совокуп. предложения AS показывает реальный V нац. произв-ва, кот. м/б произведен при каждом уровне цен.

Под воздей-ем изменения уровня цен происходят изменения в V нац. произв-ва, что выражается в движении вдоль кривой совокупного предложения.

Макроэк. равновесие в модели AD-AS отражает состояние эк. конъюнктуры, при котором достигается равенство совокуп. спроса и совокуп. предложения.

Такое положение означает, что платежеспособный спрос всех субъектов эк-ки по V, стр-ре и ст-ти совпадает с произведенным нац. продуктом. Точка пересечения кривых AD и AS показывает равновесный уровень цен и равновесный V нац. произв-ва.

Увеличение совокуп. спроса на горизонтал. отрезке кривой совокуп. предложения вызывает рост V ВВП при стабил. уровне цен. Установление равновесия на промежуточном отрезке сопровождается ростом V нац. продукта и положительной динамикой уровня цен. На вертикал. участке кривой AS рост совокуп. спроса вызывает только рост цен без изменений в V нац. произв-ва, т.к. эк-ка работает с max использ-ем всех привлеченных факторов произв-ва.

Уменьшение совокуп. спроса приводит к обратным последствиям. При этом ситуация на вертикал. участке кривой совокуп. предложения вызывает эффект храповика: при уменьшении совокуп. спроса цены не и/тенденции к снижению из-за жесткости з/п и существования монополий.


27. Циклический хар-р эк. развития и его причины. Эк. цикл и его фазы.

Эк. цикличность – это периодически повторяющиеся нарушения равновесия в нац. эк-ке, кот. сопровождаются периодическим сокращением, а затем ростом V произв-ва и совокупного спроса при эпизодическом восстановлении равновесия.

Эк. цикл - регулярные колебания уровней произв-ва, инвестиций, занятости и доходов, продолжающиеся от 3 до 12 лет. Его фазы:

- кризис (спад) – резкое сокращение деловой активности, падение цен;

- депрессия – приспособлени хоз. жизни к новым усл-ям и потребностям;

- оживление – восстановление, когда деловой мир отваживается на первые шаги вперед и обнаруживает, что они вполне успешны;

- подъем – эк-ка осваивает ↑ темпы, достигая ускорения эк. развития (обновление осн. капитала, внедрение инноваций, возникновение массы новых тов-в, рост курсов ЦБ, %-ых ставок, цен и з/п).

Тренд – долгосроч. динамика реального ВВП, исчисленная как ср. величина его колебаний в ходе эк. циклов.

Эк. циклы м/б: 1) краткосроч. (2-4 года) – колебания мир. запасов золота; 2) среднесроч. (7-12 лет) - периодичность инвестицион. процесса, функционированием кредитной сферы; 3) строительные (16-25 лет) - периодичность обновления осн. фондов и жилья; 4) долгосроч. колебания (48-55 лет) – их периодичность связывается с закономерностями накопления и обновления научных знаний, с революционными переворотами в науке и технике.


28. Безработица: понятие, типы, виды, соц.-эк. последствия. Безработица в РБ.

Безработица – это соц.-эк. явление, заключающееся в том, что определ. часть трудоспособного населения не находит себе применения на произв-ве согласно полученной специальности и становится незанятой.

К безработным относятся временно не занятые люди трудоспособного возраста, которые не могут реализовать способность и готовность трудиться из-за отсутствия подходящей работы и принимают усилия по ее поиску.

Трудоспособный возраст с 16 лет!!!

В соответствии с Законом РБ О занятости населения РБ безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 58 лет, мужчины до 63 лет) постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся ПД, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной слжбы и зарегистрированные в службе занятости.

В самом общем виде рынок труда состоит из 1) не квалифицирован раб силы; 2) квалифиц раб силы; 3) высококвалиф раб силы (в этом секторе безработицы в основном нет!!!).

В основном безработьица существует на рынке квалифик раб силы.

Типы:

- фрикцион. – связана с поиском, ожиданием работы;

- структурная – возникает в связи с технологич. сдвигами в стр-ре совокупного спроса и совокупного предложения, со структур. преобразованиями в той или иной отрасли либо эк-ке в целом;

- естествен. – фрикцион.+структур. Безработица, уровень 4-6 %..

Виды безработицы:

- добровол. – когда люди м/найти себе работу, но не хотят этого делать;

- вынужденная – люди хотят работать, но не могут найти работу по определ. обстоятельствам;

- сезонная – сезон. колебания произ-ва (с/х);

- традиционная – часто в среде квал раб силы, при переезде с одного места джит на др.

- регионал. – хар-на д/отдел. регионов, имеющих демографич., этнич. и др. особенности развития;

- молодежная, женская.

В условиях кризиса (в начале) появляется циклическая Б – связана с фазами эк цикла: когда та или иная отрасль вынуждена сократить свои объемы.

Скрытая Б – это обычно определенная часть активного населения, которая негде не работает и нигде себя не фиксируют.

Соц.-эк. последствия:

- эк. издержки в виде недобора ВВП из-за ее роста;

- фрикцион. ее форма способствует перераспредел. раб. силы в места наиболее эффективного использ-ия последней, а структурная – реализации различ. форм повышения квалификации, переподготовки кадров, что определяет качественное совершенствование совокупной раб. силы общества.

Безработица в РБ:

- на фоне не↑ показателей официально зарегистриров. безработицы наблюдается ↑ уровень реал. безработицы;

- ↓ уровень пособия по безработице;

- ограниченные возможности кач-ой переподготовки с малой вероятностью последующего трудоустройства;

- значительное кол-во раб-в занято без подписания контрактов (в т.ч. труд. договоров), без гарантий з/п;

- проблема женской и молодеж. безработицы.

К безработным не относят лиц, ухажив дома за детьми, достигших пенсионного возраста, а также прекратившие поиск работы; военнослуж, и лица в местах лишения свободы.

Уровень Б в РБ – 1%!!!! Скрытой Б – 7-9%.


29. Инфляция: понятие, причины, типы, виды, соц.-эк. последствия. Инфляция в РБ.

И – это процессы происходящие на денежном рынке;;; - это процесс переполнения каналов денежного обращения излишней ден массы.

Date: 2016-05-25; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию