Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и задачи гигиены
Лекция 1. Гигиена: введение. Биологические факторы среды.
План: 1. Предмет, цели и задачи гигиены.
Предмет и задачи гигиены. Общая гигиена -это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья человека, предупреждении (профилактике) заболеваний и патологических состояний, обеспечении оптимальных условий существования человека, продлении его активного долголетия. Филологически происхождение термина «гигиена» связывается с богиней здоровья Hygieinos - дочерью Эскулапа в греческой мифологии. Гигиена – символ здоровья («целебный», «здоровый», «приносящий здоровье»). Цель гигиены - профилактика нарушений здоровья и возникновения различных заболеваний у человека. Предмет гигиены – влияние различных факторов внешней среды, в том числе физических нагрузок, на функциональное состояние организма человека, состояние его здоровья и работоспособность. Основные задачи гигиены: · - исследование влияния на организм человека различных природных факторов; · - научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление физического и творческого долголетия; · - оздоровление внешней среды и охрана природы в целом.
Внешняя среда (в гигиене) – комплекс природных, социальных, бытовых и других факторов, в которых протекает жизнедеятельность (труд, учеба, отдых) человека. Природные факторы: Физические факторы - температура, влажность и движение воздуха; атмосферное давление и атмосферное электричество; солнечное излучение и др. Химические факторы - различные вещества, являющиеся основой окружающей среды (в составе воздуха, воды, почвы), или их примеси (например, в разных местностях в воздухе могут содержаться различные химические соединения). Биологические факторы - патогенные микробы, вирусы, грибки. Социальные факторы: условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры. Бытовые факторы: проживание в неблагоустроенной квартире, отсутствие централизованного водоснабжения, занятия спортом, посещение спортзалов, бассейнов, курение, употребление алкоголя, перенесенные заболевания, наследственность. Особенно важную роль в развитии гигиены играет её неразрывная связь с физиологией. Организм может существовать только до тех пор, пока происходит процесс уравновешивания между ним и окружающими его внешними условиями; организм перестает существовать, как только этот процесс уравновешивания серьезно нарушается. Естественно, что для гигиены как науки о связи и взаимодействии организма с окружающей средой, это положение Павловской физиологии играет первостепенною роль. В гигиене организм человека и окружающая его среда рассматриваются как неразрывное целое, элементы единой системы «организм—внешняя среда». Именно на основе изучения особенностей влияния на организм человека различных факторов внешней среды разрабатываются конкретные гигиенические рекомендации, санитарные нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, занятий физической культурой и спортом для различных категорий населения. Неблагоприятные изменения условий внешней среды, превышающие по своему уровню и качеству приспособительные возможности организма человека, могут нарушить сформировавшиеся в процессе онто- и филогенеза взаимоотношения организма человека с внешней средой и привести к формированию у него различных функциональных отклонений или тех или иных патологических процессов. К основным неблагоприятным факторам внешней среды относятся: · резкие колебания метеорологических факторов; · загрязнение воздуха пылью и другими загрязнителями; · неблагоприятные бытовые и производственные условия; · недоброкачественная вода; · длительное чрезмерное физическое и психическое перенапряжение; · недостаточный или избыточный уровень привычной суточной двигательной активности; · нерациональное питание. Гигиенический норматив — это установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека Гигиенические требования к факторам окружающей среды реализуются различными путями. Одним из них является санитарное законодательство. В соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы определяются как нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Несоблюдение этих нормативных актов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Санитарные правила должны соблюдать все государственные органы и общественные объединения, предприятия и иные хозяйствующие субъекты, организации и учреждения независимо от подчиненности и форм собственности, должностные лица и граждане (ст. 3). Контроль за выполнением этого закона осуществляется в форме предупредительного и текущего санитарного надзора. В Российской Федерации предупредительный санитарный надзор и текущий санитарный надзор производят органы санитарно-эпидемиологического надзора. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Результаты предупредительного и текущего санитарного надзора оформляются в виде санитарно-эпидемиологического заключения. Санитарно-эпидемиологическое заключение — это документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации. Основные методы исследований, используемые в области общей гигиены. В зависимости от решаемых задач в общегигиенической науке используют следующие методы исследований: санитарное описание, физические, химические, санитарно-статистические, экспериментальные, бактериологические, физиологические, клинические и др. Метод санитарного описания заключается в изучении и подробном описании санитарно-гигиенического состояния различных объектов. Однако он не позволяет получить необходимую качественную и количественную характеристику факторов внешней среды. Физические методы позволяют определить многие важные параметры окружающей среды: температуру, влажность, скорость движения и охлаждающую способность воздуха, атмосферное давление, интенсивность лучистой энергии, освещенность, уровень радиоактивного излучения, шума, вибрации и др. Химические методы применяются для определения химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов, а также для изучения воздействия химических веществ на организм человека в производственных и бытовых условиях. Санитарно-статистический метод позволяет оценивать суммарное влияние изучаемых факторов на важные показатели состояния здоровья населения или отдельных групп людей. Бактериологические методы в гигиенических исследованиях позволяют определять бактериальную загрязненность воздуха, воды, пищевых продуктов, одежды и обуви, инвентаря и др. Физиолого-гигиенические методы позволяют определять различные изменения в функционировании ведущих физиологических систем организма при различных условиях жизни, труда, спортивной деятельности и т.п. Клинические методы в гигиенических исследованиях дают информацию об изменениях состояния здоровья и работоспособности при воздействии различных факторов, в том числе и профессиональных. Это позволяет выявлять ранние признаки заболеваний и проводить соответствующие профилактические и лечебные мероприятия. Использование вышеперечисленных методов на фоне моделирования разнообразных условий внешней среды позволяет изучать влияние отдельных факторов или их комплекса на организм человека, давать гигиеническую оценку различным санитарно-гигиеническим устройствам, новым видам одежды и обуви и т.п. В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука пользуется разнообразными методами: 1. САНИТАРНО-ОПИСАТЕЛЬНЫМ — для изучения санитарного состояния отдельных сооружений (жилых, общественных, спортивных), а так же улиц, районов, городов и различных коллективов. В связи с этим в гигиенических исследованиях широко применяется комплекс объективных физических, химических, бактериологических, радиологических, социологических, токсикологических, клинических, физиологических, биохимических, санитарно-статистических, математико-статистических методов исследования, позволяющих дать количественную и качественную характеристику санитарно-гигиенического состояния изучаемого объекта по тому или иному признаку. Физические методы исследования позволяют оценить микроклиматические условия окружающей среды: уровень освещенности, шума, температуру и влажность, направление и скорость движения воздуха и т.д. Химические методы исследования используются для оценки химического состава воздушной среды и почвы, качества воды, биологической ценности продуктов питания и т.д. Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной загрязненности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных заболеваний. Токсикологические методы исследования применяются для оценки действия различных химических веществ на организм че ловека и установления их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде, воздухе, почве. Клинические и физиологические методы исследования позволяют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональные изменения в организме человека, возникающие при воздействии на него различных факторов внешней среды. 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ - для гигиенической оценки различных факторов внешней среды (воды, воздуха, почвы и пр.) и изучения их влияния на здоровье человека, в этих целях широко используются методики: физиологические, физико-химические, бактериологические и биологические. Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на организм человека или животных. Он осуществляется как в естественных, так и в лабораторных условиях. Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать влияние различных факторов окружающей среды на человека для выявления их возможного воздействия на здоровье. 3. СТАТИСТИЧЕСКИМ - для изучения показателей санитарного состояния страны (рождаемости, заболеваемости, смертности, физического развития населения) и их анализ в зависимости от социальных условий, характера деятельности и пр. Изложенные выше задачи гигиенической науки и применяемые методы исследования, свидетельствуют о тесной связи гигиены с другими естественными медицинскими науками. Санитарно-статистические методы исследования дают возможность оценить количественные взаимодействия между факторами внешней среды, здоровьем и физическим развитием различных групп населения (рождаемость, заболеваемость, продолжительность жизни, смертность и другие показатели). Это осуществляется путем анализа информации о разных видах заболеваемости, демографических показателей и данных о физическом развитии различных групп населения др. Гигиена как отрасль медицинской науки состоит из отдельных отраслей: гигиены окружающей среды, гигиены питания, гигиены детей и подростков, гигиены труда, радиационной гигиены, военной гигиены, социальной гигиены, гигиены физической культуры и спорта. Профессиональная гигиена(гигиена труда) - это раздел профилактической медицины, изучающий влияние на организм человека профессиональной деятельности и условий ее реализации с целью научного обоснования нормативов и методов, позволяющих предупреждать их возможные неблагоприятные последствия, включая профессиональные заболевания, сохранять и, по-возможности, укреплять состояние здоровья лиц, занятых в той или иной профессиональной области. Основными задачами общей профессиональной гигиены являются: - изучение влияния характера и условий реализации различных видов профессиональной деятельности на здоровье человека; - определение в избранном виде профессиональной деятельности опасных (вредоносных) факторов производственной среды; - определение факторов риска в самом трудовом процессе; - выявление сопутствующих факторов риска нарушений состояния здоровья человека при избранном виде профессиональной деятельности и различных условиях ее реализации; - разработка санитарных правил устройства и содержания различного рода предприятий, учреждений и сооружений; - рекомендации по рациональной организации трудовых процессов и рабочих мест, режима труда и отдыха и т.п.; - обоснование и разработка комплексных мер профилактики нарушений состояния здоровья человека, связанных с неблагоприятными факторами, сопутствующими каждому виду профессиональной деятельности и условиями ее реализации; - научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление физического и творческого долголетия; - оценка эффективности используемых оздоровительных мероприятий.
Обратите внимание! Опасный производственный фактор - это фактор среды или трудового процесса, который может быть причиной острого или хронического профессионального заболевания, острого или хронического профессионального отравления и даже смерти. Опасными производственными факторами могут быть: - физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение (естественное - отсутствие или недостаточность; искусственное - недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности); электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы; - химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа; - биологические факторы: микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы; - психофизиологические факторы: монотонность труда, напряжение памяти, внимания, эмоциональные нагрузки и др. Опасными факторами трудового процесса могут быть очень высокая тяжесть и напряженность труда. Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая степень нагрузки преимущественно на опорно-двигательный аппарат и кардио-респираторную систему. Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве. Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные нагрузки, напряженный график работы и т.п.).
Неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно влиять на здоровье как отдельного человека, так и группы населения. Благодаря постоянным морфологическим и функциональным адаптивным изменениям, связанным с необходимостью приспосабливаться к конкретным социально-биологическим условиям, изменениям функционального состояния ведущих адаптивных систем организма формируется устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды. И одна из важнейших задач физической культуры состоит именно в том, чтобы способствовать конкретному человеку в выработке высокой устойчивости к действию комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды. Таким образом, физическая культура является одним из важнейших средств решения главных задач гигиены. В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А.Г.Сухарева и Л.И.Абросимовой. Сотрудниками отдела были разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп в процессе физического воспитания, обоснована применимость различных средств физического воспитания с оздоровительной целью.
Гигиена физической культуры и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся. Гигиена физической культуры и спорта является одной из областей профессиональной гигиены.
Основными факторами, оказывающими влияние на организм занимающихся, являются: · факторы внешней среды — условия, в которых протекают занятия физическими упражнениями в процессе уроков физической культуры, занятий оздоровительной физкультурой, тренировок и соревнований; · организация и содержание занятий физическими упражнениями в процессе уроков физической культуры, занятий оздоровительной физкультурой и тренировок; · объем, длительность и интенсивность физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями в процессе уроков физической культуры, занятий оздоровительной физкультурой, тренировок и соревнований; · характер питания в процессе занятий физической культурой, тренировок и соревнований; · техническое оснащение и состояние спортивных сооружений; · экипировка спортсменов. На основе изучения влияния различных факторов, связанных с занятиями физическими упражнениями, разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, повышение их оздоровительной эффективности, а также повышение общей и специальной (спортивной) работоспособности, уровня спортивных результатов при условии сохранения и укрепления здоровья занимающихся. Цели гигиены физического воспитания и спорта — профилактика различных заболеваний, связанных с воздействиями факторов физической культуры и спорта на лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышение оздоровительной эффективности занятий на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом. К основным задачам гигиены физической культуры и спорта относятся: · - изучение влияния характера и условий реализации различных видов физической культуры и спорта на здоровье человека; · - выявление сопутствующих факторов риска нарушений состояния здоровья занимающихся физической культурой и спортом при различных условиях реализации данных видов мышечной деятельности; · - разработка санитарных правил устройства и содержания различного рода спортивных сооружений; · - рекомендации по рациональной организации режима дня, тренировок, отдыха, питания, личной гигиены, спортивной экипировки; · - обоснование и разработка комплексных мер профилактики нарушений состояния здоровья занимающихся, связанных с неблагоприятными факторами, сопутствующими определенным видам физической культуры и спорта; · - научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление физического долголетия занимающихся физической культурой и спортом; · - оценка эффективности используемых оздоровительных мероприятий. · При решении указанных задач гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки. · разработка практических мероприятий, направленных на предупреждение возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта на занимающихся; · улучшение состояния здоровья, физического развития, повышение общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Эти задачи определяют выделение следующих разделов гигиены физической культуры и спорта: гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений; гигиена закаливания; гигиена питания лиц, занимающихся физической культурой и спортом; гигиена тренировки в отдельных видах спорта. К числу основных гигиенических средств, применяемых в гигиене физической культуры и спорта, относятся: · оптимизация условий, режимов, содержания, форм, средств и методов физической культуры и спорта; · рациональное питание; · оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; · закаливание. Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и требований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физического развития, сохранения и укрепления здоровья лиц, занимающихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.
Date: 2016-05-25; view: 7214; Нарушение авторских прав |