Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Основные принципы антимонопольной политики





Очевидно, что при несовершенной конкуренции экономика теряет множество положительных черт и качеств, свойственных ей при конкуренции совершенной. Определить эти потери можно при проведении сравнительного анализа различных рыночных структур. Так олигополия и чистая монополия немногим отличаются друг от друга по негативным проявлениям и отрицательным воздействиям на экономику. В качестве конкретных аргументов против существования крупных олигополистических и монополистических образований обычно приводят следующие доводы, большинство из которых нам уже известны:

1. В условиях монополий (подразумеваем в том числе и олигополии) экономические ресурсы распределяются неэффективно. Это проявляется в том, что в условиях рынка несовершенной конкуренции товаров производится меньше, чем в случае конкуренции совершенной, а цена устанавливается на уровне, превышающем конкурентные цены.

2. Непрогрессивность монополий, которые очень часть не заинтересованы во внедрении новой техники и достижений НТП, поскольку их монопольное положение, связанное с отсутствием конкурентной среды, позволяет получать экономическую прибыль и без введения новшеств и совершенствования производственных процессов.

3. Монополии порождают существенное неравенство в распределении доходов. Существование монополий позволяет зафиксировать на достаточно продолжительное время экономические прибыли, которые, с точки зрения общества, представляют собой некоторую дополнительную нагрузку на население. Ведь в условиях существования совершенной конкуренции население не переплачивало бы за данный продукт. Несколько условно можно считать, эта разница между ценой монополиста и конкурентной ценой и составляет основу прибыли монополии. Монопольная прибыль распределяется среди узкого круга лиц – владельцев монополии, а формируется за счет оплаты всеми гражданами цены монопольного продукта. Эта ситуация отличается от конкурентного рынка, где существование экономических прибылей мимолетно и быстро уничтожается переливом капитала (вступлением новых фирм на рынок).

4. Политические опасности. В рамках монополизированного бизнеса сосредоточены значительные финансовые ресурсы, следовательно, есть возможность политического влияния. При этом интересы монополий крайне редко совпадают с интересами общества.

Среди экономистов не сложилось единой точки зрения на существование монополий. Выделяют также и некоторые положительные стороны их существования:

1. Считается, что монополии производят товары и услуги более высокого качества. Бытует мнение, что монополии и олигополии достигли своего господствующего положения на рынке, предлагая лучшие по качеству товары. Потребители же сами и приняли коллективное решение о том, что продукция данных фирм для них более предпочтительна, чем способствовали монополизации рынка.

2. Нельзя забывать, что кроме внутриотраслевой конкуренции существует конкуренция с иностранными производителями, а также межотраслевая конкуренция. Кроме того, выделяют еще и потенциальную конкуренцию, вынуждающую монополии учитывать небольшую по вероятности, но все-таки существующую возможность появления в отрасли конкурирующих фирм. Перечисленные обстоятельства являются стимулом для крупного бизнеса к внедрению достижений НТП, что является способом закрепления и упрочения монопольного положения на рынке.

3. Положительный эффект масштабов производства, связанный с тем, что иногда только крупная фирма в состоянии производить товар с наименьшими затратами, что в итоге порождает естественные монополии.

4. В современных условиях только крупные фирмы могут внедрять новую технику, предполагающую осуществление крупномасштабных финансовых затрат, осуществить которые под силу только монополиям и олигополиям.

Несмотря на отсутствие единой точки зрения по рассматриваемому вопросу, из-за существования монополий, тем не менее, общество несет значительные потери. Существование монополий обуславливает и недопроизводство, и завышение цен, и неэффективное производство и т.д. Так по приблизительным оценкам потери, связанные с их деятельностью, составляют, например, для США порядка 0,5-2% производимой в обществе продукции.

Кроме того, потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но в ряде случаев и с плохим качеством продукции, и прочими пренебрежениями своими интересами, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка. Серьёзную опасность представляет собой монополии в том смысле, что их существование подавляет действие рыночного механизма саморегуляции.

Наличие отрицательных последствий функционирования монополий приводит к необходимости сглаживания этих последствий государством, посредством регулирования деятельности этих компаний, ведь рыночные механизмы здесь не «работают» и не в состоянии решить данные проблемы. Антимонопольное регулирование направлено на ограничение рыночной власти монополии, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены.

Подчеркнем, что в большинстве случаев речь идет не о борьбе с монополиями как таковыми, а именно об ограничении монополистических злоупотреблений.

Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее, некоторые общие черты антимонопольного законодательства разных стран выделить можно:

• Обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли каким-либо товаром.

• Запрет соглашений о разделе рынка. Контроль за слияниями фирм.

• Запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку.

• Запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого.

• Запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли.

• Запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т.е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке[5].

• Запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках одной фирмы.

• Разнообразные штрафы, за ненадлежащее рыночное поведение.

• Прямая демонополизация, т.е. принудительное дробление предприятия-монополиста на множество самостоятельных конкурирующих фирм, в случаях, когда это возможно сделать.

Применение тех или иных мер антимонопольной политики зависит от каждого конкретного случая. Если давать общую оценку, то заметны такие закономерности. Обычно более строгая правоприменительная практика имеет место в случае завышения цен монополистами, а также при слияниях фирм, особенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая – в случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или же имеющих конгломератный характер.

Особо подчеркнем, что выше речь шла о формах государственном регулировании искусственных или предпринимательских монополий. Такая монополия возникает обычно в отраслях, где функционирует единственный производитель, не обладающий повышенной эффективностью по сравнению с конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка здесь не является объективно обусловленным и неизбежным, как в случае естественной монополии. А об особенностях регулирования естественных монополий речь пойдет ниже.

 


[1] Поскольку фирмы невелики по размерам, всегда найдется возможность продать бизнес, т.е. проблем в связи с выходом из отрасли не возникает.

[2] Напомним, что именно в точке минимума АТС пересекаются графики МС и АТС.

[3] Кроме первой единицы продукции.

[4]Ценовая конкуренция предполагает использование цен для обеспечения наилучшего положения фирмы на рынке при существующих условиях, конкурентное преимущество достигается в этом случае обычно за счет снижения цены. Одни фирмы таким путем обеспечивают себе доминирующее положение на рынке, для других - это единственный способ удержаться на рынке перед лицом более мощных конкурентов. В целом имеются два резерва для маневрирования ценами: снижение издержек производства и уменьшение прибыли. К этому методу конкурентной борьбы прибегают, например, при внедрении ресурсосберегающей технологии и связанной с этим экономией на издержках производства.

[5] В данном, собственно, как и в предыдущем пункте, речь идет о переплетении с конкурентами, которое носит характер сговора.

Date: 2016-05-25; view: 541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию