Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация





Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, то кривая спроса на весь объем производимого ею товара, т.е. рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополиста. Таким образом, в отличие от совершенной конкуренции, где спрос на товар фирмы абсолютно эластичен, и фирма может продавать разные количества товара по одной и той же цене, спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая спроса на его продукцию имеет классический нисходящий вид, причем низкая степень ценовой эластичности спроса на монопольный продукт, порожденная отсутствием товаров-заменителей, будет иметь следствием резко падающий характер этого графика. Нисходящий характер графика спроса означает, что монополист обязан понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную его единицу. Данный факт скажется на динамике показателей валового и предельного дохода рассматриваемой фирмы.

• В отличие от продавца, действующего в условиях совершенной конкуренции, монополист сталкивается с ситуацией, когда его валовой доход имеет сначала положительную динамику (возрастает), а потом, достигнув максимума, начинает падать. Изучая проблемы эластичности, мы выяснили, что, если спрос эластичен, то при снижении цены выручка фирмы (валовой доход) возрастает, и наоборот.

У фирмы-монополиста график предельного дохода всегда лежит ниже графика спроса. Это объясняется тем, что для монополиста MR будет ниже цены[3], в отличие от конкурентной фирмы, для которой MR=РХ. Это связано с тем, что увеличивая объемы продаж, монополистическая фирма вынуждена снижать цену не только на каждую следующую единицу продукции, но и на все предыдущие, которые ранее продавались по более высокой цене.

На графике спроса на продукт монополиста (DX) можно выделить два отрезка:

• эластичного спроса (ЕРd>1), т.к. здесь TR растет по мере того, как снижается цена (Р),

• неэластичного спроса (ЕРd<1), т.к. здесь TR сокращается по мере того, как снижается цена (Р).

Максимизирующий прибыль монополист будет стремиться избегать неэластичного участка кривой спроса на свой товар, т.к. на этом отрезке предельный доход (MR) принимает отрицательные значения.

Зная об особенностях спроса на продукт монополиста, о «поведении» графиков его предельного и валового дохода, можно перейти к рассмотрению проблемы оптимального объема производства монопольного производителя. Мы будем использовать уже известные нам подходы – сначала применим метод сопоставления валового дохода и валовых издержек (ТR и ТС), а потом метод уравнивания предельных показателей, т.е. МR и МС.

 

Рх max TR 0 Qх Рх 1 отрезок 2 отрезок DX 0 MR Qх Графический анализ ситуации в соответствии с первым подходом предполагает совмещение в одних осях координат двух графиков ТR и ТС и поиск такого значения Qх, для которого расстояние между этими кривыми будет максимальным (рис.12.2.). Итак, при объемах производства от 0 до QА и от QВ и более фирма монополист несёт убытки, т.к. в этих интервалах валовой доход ниже валовых издержек (график ТR ниже графика ТС). В интервале от QА до QВ монополист получает прибыль.  
Рис. 12.1. Валовой и предельный доход монополиста

На рисунке 12.2. максимальная прибыль будет достигаться монополистом при Qopt, а величина прибыли составит разницу между ТR и ТС, соответствующих данному объему выпуска, т.е. πmax=TRD –ТСC.

ТR, ТС ТRD D ТС В Аπmax ТСС С 0 QА Qopt QВ Рх МС РА А АТС АТСВ В Е Dх   0 Qopt МR Qх Qх
Рис. 12.2.Определение оптимального объема производства для фирмы монополиста методом сопоставления валового дохода и валовых издержек Рис. 12.3.Определение оптимального объема производства для фирмы-монополиста методом МR=МС

 

Графическая интерпретация метода МR=МС для случая монопольного производителя представлена на рис. 12.3. Точка пересечения графиков МR и МС (точка Е) и её параметр Qopt отражает оптимальный объем производства. Причем Qopt на данном рисунке и на рис. 12.2. количественно совпадут. Далее по графику DХ определяем, по какой цене данный объем производства может быть реализован монополистом – это параметр точки А – РА. Проекция точки В на ось ординат (АТСВ) отражает величину средних валовых издержек, соответствующих объему Qopt. Таким образом, валовой доход монополиста будет соответствовать площади прямоугольника ОРААQopt, а величина валовых издержек - площади прямоугольника ОАТСВВQopt. Прибыль мы рассчитаем следующим образом: πmax=TR–ТС=(РА•Qopt)–(АТСВ•Qopt)=S0РААQoptt-S0АТСВQopt=SАТСВРААВ, что соответствует площади заштрихованной фигуры. Или: πmax=TR–ТС=РА•Qopt–АТСВ•Qopt=QoptА–АТСВ)=SАТСвРААВ.

Date: 2016-05-25; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию