Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика преподавания знаний о допусках и технических измеренияхМировая стандартизация — результат векового прогресса общетехнической дисциплины, изучаемой в вузах, техникумах и ПТУ под названием «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения», В школьной программе такого названия не встретишь, хотя она нужна всем, Поэтому единственным «монополистом» по формированию знаний по допускам и техническим изме-
рениям в школе является преподаватель технологии. Это накладывает на его деятельность особую ответственность. Следовательно, от знаний методики изложения основных положений этой непростой дисциплины, от личного проникновения учителя в приемы измерений и овладения мерителем, наконец, от умения согласовать допуски и техизмерения с работой над изготовлением конкретного изделия зависит успех (или неуспех) подготовки целого пласта нашего будущего общества. Если быть предельно откровенными, неподготовленный в этом плане в школе человек сможет освоить эти знания, будучи взрослым. Казалось бы, упущения школы исправимы. Но это в масштабах страны оборачивается потерями от осознания людьми своего непрофессионализма, необходимости переучиваться, а в конечном счете — упущениями в экономике. Изучение вопросов стандартизации, допусков и технических измерений невозможно без общепринятых технических понятий и определений, которые в специфической, ГОСТированной форме для детей почти недоступны. Поэтому каждую понятную профессионалу формулировку надо объяснять. К сожалению, в методической литературе нет в полной мере разработанных рекомендаций, позволяющих реализовать деятельностно-параметрический принцип, принятый в программе «Технология», с использованием знаний по допускам и техническим измерениям. Покажем, как можно формировать названные представления у школьников. Учащимся дается упрощенная (по сравнению с ГОСТовской) формулировка понятия «номинальный размер»: номинальный размер — это основной расчетный размер, от которого производят отсчет отклонений. Далее учитель объясняет, что изготовить деталь без отклонений вообще невозможно, да это и не нужно. Поэтому на чертеже конструктор проставляет верхнее и нижнее отклонения по каждому размеру. Здесь оправдан показ возможных вариантов простановки отклонений в чертежах: Обязательно следует подчеркнуть, что там, где отклонение не проставлено, вовсе не означает, что его нет. Просто оно равно О (нулю), и его не пишут. Необходимо пояснить, что любая требуемая точность обеспечивается тем допуском на изготовление, который установлен в чертеже. Учащимся предлагается запомнить определение: «Допуском размера Т называется разность между верхним и нижним отклонениями». Если теперь предложить для использования два правила, которые помогут быстро определять величину допуска, то можно быть уверенным в осмысленном решении подобных задач. Правило 1. Если отклонения имеют одинаковые знаки, то до-пуск находят вычитанием из большего числа меньшего. Правило 2. Если отклонения имеют разные знаки, то допуск находят сложением. Учащимся дается пример алгоритма действий: Завершает объяснение фраза, которую учащимся вначале нужно просто запомнить: «Допуск знака не имеет». Одним из профессиональных качеств многих специалистов современного производства является умение оценить соответствие размеров изготовленного изделия требованиям чертежа. Учитель знакомит школьников с измерительными инструментами, вначале с простейшими, а потом и с более сложными. Мы отдаем себе отчет в том, что последними учащиеся вряд ли воспользуются. Но очень важно уже сейчас внушить им, что, освоив в совершенстве простой меритель, можно овладеть и самым высокоточным. Вероятнее всего, первое знакомство у них состоится со штангенциркулем типа ШЦ-1 с глубиномером. Однако важно показать и современные штангенциркули со встроенным индикатором или микропроцессором, точность измерения которыми составляет сотые и тысячные доли миллиметра. Это позволяет оценить уровень современной техники. Представляется необходимым познакомить учащихся с таблицами выбора измерительных инструментов в зависимости от допуска на изготовление и измеряемого размера (см. табл. 8, 9). При объяснении определения «Посадка — характер соединения деталей» обращаются к бытовому опыту школьников. Если по зазору и, соответственно, свободному перемещению деталей относительно друг друга недостатка в примерах нет, то для объяснения натяга нужна помощь учителя. Подшипник, насаженный на роликовые каталки, на ось велосипеда и т. п., известен, пожалуй, большинству подростков, а вот мимо других примеров они, по неведению, проходят. Можно обратить их внимание на реборды трамвай-
Таблицa 8
|