Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика преподавания знаний о допусках и технических измерениях





Мировая стандартизация — результат векового прогресса об­щетехнической дисциплины, изучаемой в вузах, техникумах и ПТУ под названием «Взаимозаменяемость, стандартизация и техниче­ские измерения», В школьной программе такого названия не встре­тишь, хотя она нужна всем, Поэтому единственным «монополис­том» по формированию знаний по допускам и техническим изме-

 

 

рениям в школе является преподаватель технологии. Это наклады­вает на его деятельность особую ответственность. Следовательно, от знаний методики изложения основных положений этой непро­стой дисциплины, от личного проникновения учителя в приемы измерений и овладения мерителем, наконец, от умения согласо­вать допуски и техизмерения с работой над изготовлением конк­ретного изделия зависит успех (или неуспех) подготовки целого пласта нашего будущего общества. Если быть предельно откровен­ными, неподготовленный в этом плане в школе человек сможет освоить эти знания, будучи взрослым. Казалось бы, упущения школы исправимы. Но это в масштабах страны оборачивается потерями от осознания людьми своего непрофессионализма, необходимости переучиваться, а в конечном счете — упущениями в экономике.

Изучение вопросов стандартизации, допусков и технических измерений невозможно без общепринятых технических понятий и определений, которые в специфической, ГОСТированной форме для детей почти недоступны. Поэтому каждую понятную профес­сионалу формулировку надо объяснять. К сожалению, в методи­ческой литературе нет в полной мере разработанных рекоменда­ций, позволяющих реализовать деятельностно-параметрический принцип, принятый в программе «Технология», с использовани­ем знаний по допускам и техническим измерениям.

Покажем, как можно формировать названные представления у школьников.

Учащимся дается упрощенная (по сравнению с ГОСТовской) формулировка понятия «номинальный размер»: номинальный раз­мер — это основной расчетный размер, от которого производят от­счет отклонений.

Далее учитель объясняет, что изготовить деталь без отклонений вообще невозможно, да это и не нужно. Поэтому на чертеже кон­структор проставляет верхнее и нижнее отклонения по каждому размеру. Здесь оправдан показ возможных вариантов простановки отклонений в чертежах:

Обязательно следует подчеркнуть, что там, где отклонение не проставлено, вовсе не означает, что его нет. Просто оно равно О (нулю), и его не пишут.

Необходимо пояснить, что любая требуемая точность обеспе­чивается тем допуском на изготовление, который установлен в чертеже. Учащимся предлагается запомнить определение: «Допус­ком размера Т называется разность между верхним и нижним от­клонениями».

Если теперь предложить для использования два правила, кото­рые помогут быстро определять величину допуска, то можно быть уверенным в осмысленном решении подобных задач.


Правило 1. Если отклонения имеют одинаковые знаки, то до-пуск находят вычитанием из большего числа меньшего.

Правило 2. Если отклонения имеют разные знаки, то допуск находят сложением.



Учащимся дается пример алгоритма действий:

Завершает объяснение фраза, которую учащимся вначале нуж­но просто запомнить: «Допуск знака не имеет».

Одним из профессиональных качеств многих специалистов со­временного производства является умение оценить соответствие размеров изготовленного изделия требованиям чертежа.

Учитель знакомит школьников с измерительными инструмен­тами, вначале с простейшими, а потом и с более сложными. Мы отдаем себе отчет в том, что последними учащиеся вряд ли вос­пользуются. Но очень важно уже сейчас внушить им, что, освоив в совершенстве простой меритель, можно овладеть и самым высо­коточным. Вероятнее всего, первое знакомство у них состоится со штангенциркулем типа ШЦ-1 с глубиномером. Однако важно по­казать и современные штангенциркули со встроенным индикато­ром или микропроцессором, точность измерения которыми со­ставляет сотые и тысячные доли миллиметра. Это позволяет оце­нить уровень современной техники.

Представляется необходимым познакомить учащихся с табли­цами выбора измерительных инструментов в зависимости от до­пуска на изготовление и измеряемого размера (см. табл. 8, 9).

При объяснении определения «Посадкахарактер соединения деталей» обращаются к бытовому опыту школьников. Если по за­зору и, соответственно, свободному перемещению деталей отно­сительно друг друга недостатка в примерах нет, то для объяснения натяга нужна помощь учителя. Подшипник, насаженный на роли­ковые каталки, на ось велосипеда и т. п., известен, пожалуй, боль­шинству подростков, а вот мимо других примеров они, по неведе­нию, проходят. Можно обратить их внимание на реборды трамвай-

 

Таблицa 8

Date: 2016-05-24; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию