Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вестибулометрия в профессиональном отборе
По данным литературы, от 10 до 20 % специалистов, профессия которых связана с действием вестибулярных раздражителей (пилоты, моряки, водители транспорта и др.), вынуждены со временем менять свою специальность из-за вестибулярной дисфункции. Подобные случаи являются результатом неудовлетворительного профессионального отбора лиц для работы в условиях ускорения. Вестибулометрия при профессиональном отборе имеет свои особенности. В отличие от клинического обследования, где основное внимание уделяется функции полукружных каналов, а из регистрируемых реакций — нистагму, в профессиональном отборе водителей, пилотов, моряков, космонавтов интерес представляет, прежде всего, состояние аппарата статоконий, его чувствительность и выносливость в отношении различных прямолинейных ускорений.
Отолитовая реакция — проба с вращением, разработанная В.Г. Воячеком (1929) для профессионального отбора. Она объединяет раздражение полукружных протоков вращением и аппарата статоконий путем последующего изменения положения головы. Обследуемому предлагают сесть в кресло Барани, наклонить голову и туловище вниз на 90° и закрыть глаза. В таком положении осуществляется 5 оборотов кресла в течение 10 с со скоростью 1 оборот за 2 с (180°/с). Кресло останавливают, выдерживают паузу в течение 5 с, затем обследуемому предлагают быстро выпрямиться. В зависимости от вестибулярной реактивности у обследуемых могут возникать вестибуловегетативные реакции (ВВР) и защитные движения (ЗД) — отклонение головы и туловища в сторону, противоположную вращению.
Проба K.JI. Хилова. Для определения стойкости аппарата статоконий к продолжительным прямолинейным ускорениямK.JI. Хилов (1937) предложил исследования на специальной четырехштанговой качели. Качели устроены таким образом, что при раскачивании обследуемого платформа, на которой они размещены, постоянно остается параллельной горизонту. Это обеспечивает преобладающее раздражение рецепторов статоконий и сводит до минимума раздражение полукружных каналов. Обследуемого, сидящего с закрытыми глазами на горизонтальной платформе, качают в течение 15 мин. О стойкости аппарата статоконий судят по времени появления у него ВВР — бледности, пота, тошноты, ухудшения самочувствия. Результаты опыта на кумуляцию оцениваются по степени выносливости обследуемого: О степень — хорошая переносимость качания в течение 15 мин при отсутствии ВВР; I — ВВР появляются на 11—15-й минуте качания; II — реакции появляются на 5—-10-й минуте качания; III степень — реакции появляются на первых пяти минутах качания. Стойкими к раздражителям статоконий считаются лица, которые перенесли качание в течение 15 мин без вегетативных нарушений (0 степень), неустойчивыми — лица с кумуляцией II и III степени. Лица с сомнительным результатом (I степень кумуляции) должны пройти повторное обследование. В практике врачебной экспертизы особые требования предъявляют не только к вестибуловегетативной стойкости, но и к состоянию вес- тибулосенсорной реактивности. В результате повышенной сенсорной возбудимости у летчиков могут появиться разные иллюзорные ощущения во время полета (ненастоящего крена, перевернутого положения самолета), у водителей транспорта — неправильная оценка расстояния до приближающегося объекта, у танцоров и лиц, работающих на высотных зданиях, — головокружение с нарушением равновесия. В литературе описаны примеры аварий и катастроф, связанных с возникновением у пилотов, водителей транспорта иллюзий пространственного положения и нарушения ориентировки. Методика исследования вестибулосенсорной чувствительности, в частности определение иллюзии противовращения с целью профессионального отбора, аналогична применяемой в клинической лабиринтологии. Обследуемого с закрытыми глазами (или в непроницаемых для света очках) вращают в кресле 20 с со скоростью 1807с. После остановки кресла определяют по секундомеру со слов обследуемого продолжительность ВИП и ее выраженность. Результаты иллюзоме- трии оцениваются четырьмя степенями: 0 — ВИП отсутствует, I — продолжительность ВИП не превышает 15 с, II — продолжительность ВИП составляет 15—30 с, III — ВИП длится более 30 с.
|