Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Память как основной психический процесс. Методы исследования памяти





Память (П) — совокупность процессов, обеспечивающих запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта, а также его забывание. П обеспечивает ориентировку субъекта в его прошлом и связь этого прошлого с настоящим и будущим. Многими иссл-телями П харак-ся как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность псих. процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. П выходит за пределы не только внутренней структуры и внутренних взаимосвязей разных когнитивных процессов, относящихся к разным уровням стр-ры интеллекта, но и за пределы всех процессов, относящихся ко всем классам психолог. триады, и затрагивает интимнейшие механизмы и закономерности внут. орг-ции субъекта-носителя этих процессов, т.е. личности как высшей формы или высшего уровня психич. интеграции. П как универсальный интегратор психики. Вопреки кажущейся очевидности сквозного характера П, ее вкл. во все уровни, формы и классы псих. деят-ти, этот факт теоретически осмыслен явно недостаточно для того, чтобы он смог оказать конкретное структурирующее воздействие на систему основных психолог. понятий, относящихся к мнемическим процессам.

Физиологические Механизмы П - конструкты, призванные объяснить процессы П с физиолог. т.зр. О. Хебб (1949) предложил выделить 2 вида памяти: кратковрем.-, основанную на реверберации-электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, сохранение и долговрем.-, основанную на устойчивых морфофункц. изм. синаптической проводимости. При повторяющимся прохождении нерв. импульсов через одни и те же синапсы - из - за консолидации следа П - кратковрем. форма П может перейти в долговрем.

Классификация видов П. Сущ-ет разл. типологии П:по сенсорной модальности -зрительная (визуальная) П, моторная (кинестетическая) П, звук. (аудиальная) П, вкусовая П, болевая П; по содержанию -образная П, моторная П, эмоц. П; по орг-ции запоминания - эпизодическая П, семантическая П, процедурная П; по врем. харак-кам - долговрем. (декларативная) П, кратковрем. П, ультракратковрем. П; по физиолог. принципам - определяемая стр-рой связей нерв. клеток (она же долговрем.) и опред. текущим потоком электрич. активности нерв. путей (она же кратковрем.)по наличию цели - произвольная и непроизвольная; по наличию ср-тв - опосредованная и неопосредованная; по уровню развития -моторная, эмоц., образная, словесно-логическая.

Кратковрем. Память (КП) су щ. за счет временных паттернов нейронных связей, исход. из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает инф-ция из сенсорной П. КП позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Сенсорная П сохраняет стимульную инф-цию возникающую при воздействии стимулов на органы чувств. Долговрем. память (ДП) может хранить гораздо большее кол-во инф-ции потенциально бесконечное время. ДП поддерж-ется более стабил. и неизм. изм-ями в нейронных связях, широко распред-ных по всему мозгу. П оперативная -вид П, рассчитанный на хранение инф-ции в течение опред. времени, нужного для выполнения некоего действия или операции. Иконическая П дискретный сенсорный регистратор зрит. стимулов. Эхоическая П сохраняет стимульную инф-цию, поступающую через органы слуха. Тактильная П регистрирует стимульную инф-цию, поступающую через соматосенсорную систему. Зрит. (визуальная) П отвечает за сохранение и воспроизведение зрит. образов. Моторная П отвечает за сохранение инф-ции о моторных функциях. Эпизодическая П -П о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Семантическая П -П о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Образная П -это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Словесно-логическая П выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Эмоциональная П - П на пережитые чувства.

Запоминание - это процесс П, в рез-те которого происходит «запечатление», закрепление новой i посредством ее кодирования и связывания с приобретенным ранее опытом. Важн. особ. запоминания избирательность - далеко не вся i, поступающая в мозг, подлежит запечатлению. Запоминание м.б.: мех. и осмысленным; непроизв. и произв. В ходе онтогенетического развития возрастает роль осмысленного запоминания, происходит установление смысловых, семантических связей в запоминаемом материале. Сохранение - это пр-сс удержания i в П, ее переработки и преобраз. Осущ-ся неосознанно, не подчиняется вол. контролю и регул-нию. Необх. усл. запоминания и сохран. i явл. сохран. стр-тур ГМ.

Воспроизведение - это актуализация в сознании ранее сформированного Ψ содержания в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержание. Пр-сс воспроизв. имеет несколько разновидностей: узнавание, воспроизв., припоминание, воспоминание. Забывание – актив. процесс, заключ. в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозмож. воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает насущным потр-тям субъекта и не актуал-тся в контексте реш. им задач.

К. Левин: связь мнемической задачи с деят-тью, в £. она включена. П и мотивация (3 причины сохранения): 1) объект. харак-тика материала (класс. ассоцианизм); 2) субъект. характ-тика материала: Фрейд: П зависит от базовой мотивации; Выготский и Бартлет: субъект. способы преобразования материала; 3) взаимодействие субъекта с объектом, изучение мотивационных усл. непроизвольного запоминания. Запоминание зависит от намерения выполнить задачу и сохранения целостной целевой стр-ры выполняемого действия. Мнемический след – целостная стр-ра, на сохранение кот. влияет целостная стр-ра действия. Ее сохранение зависит от актуал. мотивации. Мотивац. поле – единство внеш. и внут. факторов, в нем действуют силы, создающие напряжение. Они имеют 2 источника: 1) субъектный - квазипотребность, намерение совершить действие; 2) объектный – валентность. Принятие задачи создает цел. стр-ру действия, пока оно не выполнено, его содержание сохраняется. Непроизв. запоминание: память – рез-т сохранения напряжения, сохранение целевой стр-ры действия. Наличие четкого представления о будущем рез-те – критерий сформированности целевой стр-ры действия. Забывание может быть эффектом вытеснения. Любая деятельность имеет мнемический продукт, у нее есть мнемическая направленность: 1) непроизвольная. Мнемическая мотивация и установки: установка на полноту запоминания; установка на последовательность; установка на точность; установка на своевременность; установка на прочность. Развитие П происходит благодаря развитию мнемических способностей. Функц. мех-мы надстраиваются операционными и регулирующими мех. Ключ. моментом развития П явл. операц. механизмы, появление кот. кардинально изменяет строение П и создает условия для системного взаимодействия функц-ных, операционных и регулирующих механизмов, что выражается в увеличении эффективности запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания любого материала.

Непроизв. запоминание — процесс запоминания, протекающий на фоне деят-ти, направленной на решение немнемических задач. Н. з. — продукт и условие познавательных и практических действий. Это закономерный процесс, детерминированный особенностями деят-ти субъекта. Материал, занимающий место осн. цели в деят-ти, запоминается более содержательные связи устанавливаются в нем. Непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий интерес и эмоции. Произвольное запоминание - запоминание происходит намеренное испол. специальных ср-тв для лучшего сохранения материала в П. При формулировке тех или иных мнемических задач, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Эффективными явл. следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой i; связывание нового материала с ранее усвоенным.

Проблема истинности воспоминаний, показано через расхождения между реальными характеристиками запечатленного события и воспоминанием о нем могут вкл. в себя: полную потерю доступа к i о событии; ошибки времени; искажение значения события; достройку воспоминания с помощью вкл. новых, не присутсвовавщих в момент запечатления эл-тов; перепутывание фрагментов в различных воспоминаний; ошибки в установлении источника информации.

Автобиографическая память (АП) – подсистема декларативной ДП, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Субъект. отражение пройденного чел-ком отрезка жиз. пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуал. автобиографически знач. событий и состояний, опред-щих самоидентичность личности как уникального, тождественного самому себе психолог. субъекта.

Развития П 13 видов операц. мех. мнемических способностей: Группировка- разделение материала на группы. Опорные пункты - выделение краткого пункта. Мнемический план - совокупность опорных пунктов. Классиф. - распределение предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общих признаков. Структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутр. строения запоминаемого. Систематизация- установление опред. порядка в располож. частей целого и связей между ними. Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах Аналогии — установление сходства, подобия в опред. отн. предметов, явлений, понятий, в целом различных. Мнемотех. приемы — сов-ть готовых, известных способов запоминания. Перекодирование — вербализация или проговаривание, представление инф-ции в образной форме, преобраз-ние i на основе семантических, фонематических признаков. Достраивание запоминаемого материала — привнесение в запоминаемое субъектом; Серийная орг-ция материала — установление или построение разл. послед-стей; Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности запоминаемого с индивид. опытом субъекта.

Мнемические приемы запоминания – спец. приемы для облегчения запоминания. Образ. смысловых фраз из нач. букв запоминаемой i. Ритмизация - перевод инф-ции в стихи, песенки, в строки, связанные опред. ритмом или рифмой. Запоминание длин. терминов с помощью созвучных слов. Находить яркие, необычные образы, картинки, £ по "методу связки" соединяют с i, £ надо запомнить. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. i, £ вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить инф-цию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе". "Метод зацепок"- замена цифр образами. Приемы заучивания.(П. з.) - это методы, использ. людьми для сбора и сохр. инф-ции. Они требуют усилий со стороны уч-ся и нах. под когнитивным, или сознательным его контролем. Мнемотехника облегчает заучивание и воспроизведение трудного материала. Метод мест. закл. в а) выборе знакомых мест, упорядочив. в опред. послед-сти; б) в создании образов подлежащих запоминанию эл-тов, кот. затем связываются с этими местами; в) в послед. воспроиз. этих эл-тов путем «посещения» выбранных мест.

Приемы орг-ции запоминаемого материала - это эффект. схемы, £ могут испол. для улучшения ДП. Семантическую проработку можно рассматривать как форму когнитивного конструирования. Это процесс формирования значения на основе использования новой i и базы знаний чел. для построения осмысленной интерпретации этой новой i. Картирование понятия по своему хар-ру карта понятия – графич. репрезентация взаимосвязей между понятиями, имеющ. у индивидуума, материалами лекции, учебника и т. д. Если материал труден для запоминания, то в этом случае м. б. полезным обычное повторение.

Кол-во сохр-гося мат-ла зависит от промежутка врем. с момента заучивания до проверки. Кривая Эббингаузера. Был открыт позиц. эффект. Заключ. в том, что лёгкость запоминания данного эл-та зависит от места, кот. он занимает в ряду.

Date: 2016-05-23; view: 617; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию