Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкурентоспособностью предприятия 5 page





 

2.4. Анализ эффективности функционирования системы управления качеством на предприятии ООО «САКРА»

Анализ качества продукции является одной из главных составляющих в анализе конкурентоспособности продукции.

Программа улучшения качества стремится к взаимопониманию людей в каждом рабочем процессе, выявлению источников проблем, дефектов, потерь, несогласованности, невыполнение обязательств и т.д. Поиски новых способов улучшения работы зачастую приводят к простейшему открытию: люди, которые выполняют работу, более компетентны, чем любая группа внешних консультантов.

Интеграция общего управления качеством и управления кадрами подразумевает переход к новому стилю управления (табл. 2.10)

Таблица 2.10

Стили управления

Традиционный стиль управления Новый стиль управления компании «САКРА»
Решение принимают руководители, которые решают, каким образом будет выполняться поставленная задача Клиент - является центром внимания
Каждый ответственен только за свою работу Люди работают вместе и делают то, что нужно, даже если это не их обязанности. Ответственность коллективная
Минимальная связь между подразделениями. Системы связи быстрые и непрерывные
Внимание рабочего сфокусировано на руководителя Основное преимущество рабочего - умение работать с людьми
Руководство не ожидает, что персонал будет достаточно мотивирован Успех зависит от мотивации работников, а не от иерархической позиции в организации

 

Руководители хотят разделить полномочия при принятии решения со служащими, потому общее руководство делает работу сотрудников более значимой за счет удовлетворения таких потребностей, как осознание достижений, получение полномочий, ощущение своей актуальности и т.д. Этот фактор стимулирует молодых людей. Таким образом, совместное управление идет в одном ряду с наиболее известными теориями мотивации (Маслоу, Ф. Герцберг и др.).

Итак, высшее руководство обеспечивает, чтобы действия по улучшению и изменениям, внесенным в продукцию или процесс, были одобрены, спланированы, получили материально-техническую поддержку.

Для эффективного оценивания руководством деятельности организации необходимо обобщить и проанализировать огромные массивы разнородных данных, полученных от всех подразделений организации, потребителей, поставщиков и заинтересованных сторон. В результате анализа формируются группы показателей, которые объединяются в сбалансированную систему показателей, на основе которой и принимаются управленческие решения и осуществляется деятельность по улучшению.

Методы измерения показателей, сбора данных, их обработки и представления проводятся в стандарте предприятия Метрики для оценки продукции и процессов.

Повышение качества продукции и работ является одним из важных факторов роста эффективности производства на предприятии. Высокий уровень качества может быть достигнут только на основе систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции (работ) в процессе производства, разработка решений, направленных на достижение высокого уровня качества, осуществляется на основе данных анализа, который позволяет ежедневно на основе оценки состояния производства и анализа соответствующих факторов осуществить регулирование и координацию процесса изготовления продукции, добиться выполнения заданной технологии.

«В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

· оценивается технический уровень продукции;

· выявляются отклонения этого уровня в разрезе изготовленных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

· анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки;

· выявляются факторы, которые сдерживают рост технического уровня продукции; обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращение брака и потерь.

Информация, используемая для анализа качества охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологические процессы изготовления, средства и предметы труда, применяемые результаты производства и реализации, рекламы и т. д.).

Источниками информации, которые были использованы в работе: нормативно-техническая документация, акты испытаний, сведения отдела технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и другое. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки».

«К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, мировому), экспортируемой продукции, в частности в высокоразвитые промышленные страны; объемы забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость рекламируемой продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризует отклонение от норм по качеству изготовления продукции».

Анализ качества продукции ООО «САКРА» необходимо начинать с изучения данных - количество рекламаций (претензий), возвратов, поступивших от заказчиков других предприятий и покупателей.

Источниками данных здесь является журнал учета претензий, поступивших на предприятие, по качеству и комплектности изготовленной продукции; претензии заказчиков к качеству и комплектности изготовленной продукции.

Проводить анализ будем в разрезе изготовления одежды для рабочих.

Приведенные в таблице данные позволят изучить динамику поступлений претензий (рекламаций), выявить (установить) причины, виновных и сумму ущерба по полученным претензиям и, следовательно, помогут руководству ООО «САКРА» своевременно разработать необходимые мероприятия по предъявленным рекламациям.

Причиной поступления претензий на предприятие является выявление дефектов в изделиях. После анализа претензий (рекламаций) за 2012 - 2014 годы были определены следующие основные причины по которым продукция не удовлетворяет заказчиков:

· некачественный пошив,

· быстро портится,

· не удобная одежда.

Таблиц 2.11

Анализ качества продукции ООО «САКРА»

Дата поступ-ления претен-зии От кого посту-пила претен-зия (рекла-мация) Назначе-ние, наимено-вание, проект-ная категория качества Коли-чество дефек-тных изделий Стои-мость убытков, грн.. Дефекты, обнаружен- ные в изделиях Причины, которые вызвали дефекты Меры, принятые по предъявленным претензиям
14.02.12 ЧеЗаРа НШ10Б-3 НШ 40В-3   27,50 162,24 быстро портится протекания масла через манжеты замена
04.08.12 КСК НШ 50В-3   102,66 некачественный пошив некачественное изготовление компенсированная
23.09.13 КСК НШ 50В-3   51,3 быстро портится некачественное изготовление отправлена на переработку
03.09.13 ХТС НШ 40В-3 НШ 50В-3   108,16 153,99 Некачественный пошив протекания масла через манжету, некачественное изготовление компенсированы и заменено
09.09.13 ХТС НШ 50В-3   51,33 быстро портится некачественное изготовление заменено

 

В более общем виде, анализ претензий, поступивших в предприятие, подекадной и в целом за месяц (табл. 2.12).

Таблица 2.12

Анализ качества продукции ООО «САКРА» за 4 квартал 2014 года

показатели кварталы всего
І ІІ III
         
Общее количество претензий, - поступили и приняты:        
в том числе количество претензий на        
Рекламируемые изделия:        
- Промышленного назначения        
- Народного потребления.        
Удельный вес претензий на рекламируемые        
изделия в общем количестве        
Претензий, поступивших %:        
промышленного назначения 22,2 16,7 20,0 20,0
народного потребления 77,8 83,3 80,0 80,0
             

Приведенные данные дают общее представление о количестве претензий (рекламаций), поступивших на предприятие, позволяют изучить динамику их поступления. Однако для принятия обоснованных решений, устраняющих причины возникновения претензий в процессе анализа, желательно изучить их появление.

При анализе следует иметь в виду, что изучение претензий (рекламаций), которые поступили, не точно отражает состояние качества продукции и работы в целом по ООО «САКРА», так как потребители не всегда предъявляют претензии производителям продукции и в ряде случаев сами устраняют имеющиеся дефекты. Часть претензий (рекламаций) поступают с опозданием.

Анализ отклонений от норм по качеству изготовления осуществляются по данным о браке. Уровню брака на производстве в процессе анализа должно быть уделено особое внимание. Исследуя с его помощью дефекты, допускаемые в работе, сравнивая их за разные периоды, устанавливают, насколько ухудшилось качество работы, какова эффективность мер, принятых для ликвидации брака и т.д.

Брак (как окончательный, так и исправительный) в производстве приводит к уменьшению объема выпускаемой продукции, повышение ее себестоимости и снижение уровня рентабельности. Но целесообразнее всего анализ нехватки начинать с установления уровня брака в цехах основного и вспомогательного производств, а затем в целом по предприятию.

Это позволит руководству выяснить, какие подразделения работают хорошо, а какие плохо, оценить, какова степень влияния качества работы отдельных работников на качество работы предприятия в целом, а также своевременно разработать необходимые организационно-технические мероприятия, ведущие к снижению уровня брака и улучшения качества работы.

В швейной промышленности такой анализ необходимо проводить подекадно на базе данных журналов по учету брака и актов о браке в разрезе внутренних подразделений предприятия. Например, выполним анализ брака по некоторым рабочим операциям за 2014 год (см. Табл. 1 Приложения 1).

Дальнейшее углубление анализа требует установления причин, категорий, видов и виновников брака по отдельным операциям, видам продукции и работ. «Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отклонения от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки и погрузки».

Такая информация поможет руководству предприятия своевременно выяснить, какой рабочий и на каком заказе сделал брак, какие причины и категория брака, и в случае необходимости провести необходимые организационно-технические мероприятия по ликвидации брака и потерь от него.

Как правило, показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других предприятий.

Качество работы предприятия, степень выполнения им производственной программы в большинстве зависит от уровня организации ее деятельности. Ритмичная работа всех внутренних подразделений - это гарантия выпуска продукции нужного уровня качества. Напротив, неритмичная работа ведет к аритмичности плана производства; обусловливает недоиспользование рабочей силы; производственных мощностей, уменьшение объема и ухудшения качества продукции; избыточное расходование заработной платы для оплаты простоев и за отклонение от нормальных условий труда, потери от брака и др.

Поэтому в процессе анализа необходимо изучить ритмичность выполнения плана производства на базе процента выполнения декадных задач по выпуску продукции, или коэффициента ритмичности и проследить, как с их изменением меняется уровень брака в общем объеме произведенной продукции.

С повышением ритмичности работы улучшается и качество работы. В условиях неритмичной работы, как это можно проследить на данном предприятии, уровень брака в объеме производства становится наиболее весомым в третью декаду месяца. Еще более нагляднее связь показателей выполнения производственной программы и уровня брака может быть отображен на рис. 2.6.

 

Выполнение плана выпуска продукции, %

 
 

 


Уровень недостаток в общем объеме произведенной продукции, %

І ІІ ІІІ

 

Рис. 2.6 Анализ ритмичности выпуска продукции на уровень брака в процессе производства

Уровень качества продукции существенно зависит от качества работы отдельным исполнителем, от их квалификации и опыта. Поэтому в процессе анализа следует изучить и сравнить количество и удельный вес работ, отдельными рабочими ООО «САКРА».

Всю выпускаемую заводом продукцию, оценивают по трем группам уровней качества:

· к первому уровню относится продукция, соответствующая мировым стандартам,

· ко второму уровню - продукция соответствует отечественным стандартам,

· к третьему = продукция ниже отечественных стандартов.

Исходя из этого можно определить уровень качества всей продукции (индекс качества), выпускаемой ООО «САКРА».

Ия = Амр + 0,5 х Авст, (2.21)

где Амр - относительной уровень продукции, который соответствует международному уровню;

Авст - относительной уровень продукции, который соответствует отечественным стандартам;

0,5 - коэффициент весомости.

Ия (2012) = 0,30 + 0,5 х 0,61 = 0,61

Ия (2013) = 0,31 + 0,5 х 0,62 = 0,62

Ия (2014) = 0,30 + 0,5 х 0,65 = 0,65

Таким образом, индекс качества продукции за три периода почти одинаковый (незначительно растет), то есть ООО «САКРА» выпускает в среднем 62% высококачественной продукции. И это говорит о том, что предприятие - в своей производственно-хозяйственный деятельности достигло положительных результатов в направлении повышения качества продукции.

На данный момент времени предприятие пытается удержать такой уровень качества и, по мере возможностей, повысить его, тем самым завоевать все больше и больше потребителей.

Рис. 2.7 Динамика изменения индекса качества продукции ООО «САКРА» за 2012-2014 годы

Итак, качество продукции никаким образом не повлияло на конкурентоспособность данной продукции и позиции предприятия на рынке. Общий вывод сводится к тому, что ООО «САКРА» не хватило внутренних резервов для удержания позиции на рынке, а значит и для дальнейшего развития.

В следующей главе будут предложены основные предложения по построению системы управления качеством продукции в соответствии с требованиями международных стандартов ООО «САКРА» на данном рынке и приведено экономическое обоснование разработки системы менеджмента качества.

 

Выводы по главе 2

Объектом исследования было выбрано предприятие отрасли легкой промышленности г. Керчь, ООО «САКРА». Деятельность ООО «САКРА» ограничивается выпуском малого количества ассортимента продукции и предоставление услуг, связанных с производством продукции на давальческом сырье.

ООО «САКРА» может предложить покупателям не только конечный продукт - одежду, но и промежуточные - различные услуги и работы. По мере насыщения рынка товарами и возникновения конкурентной среды, появилась необходимость в производстве более качественных товаров. В текущем году планируется стабилизировать производство продукции, вследствие чего, будут выделены средства на расширение ассортимента изготавливаемой и на приобретение современного оборудования.

Из анализа основных технико-экономических показателей деятельности видно, что они начали снижаться. Это в основном связано с реорганизацией общества и переходом к более прибыльным видам деятельности. Доход от реализации продукции уменьшился в 2014 году на 16,07% по сравнению с 2013 годом.

Оценивая позиции ООО «САКРА» на рынке можно сделать вывод, что оно является достаточно конкурентоспособным предприятием. Отсутствие четко отлаженной транспортной системы (система распределения - транспортная логистика), низкая степень охвата рынка (ООО «САКРА» не располагает собственной системой сбыта).

 


ГЛАВА 3 основные направления по повышению конкурентоспособности предприятия НА ООО «САКРА»

3.1. Пути повышения конкурентоспособности предприятия ООО «САКРА»

Очень важным моментом в улучшении качества продукции предприятия является создание рабочим высокой внутренней мотивации. «Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, страх и прочее, которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведет к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренний процесс взаимодействия которых называется мотивацией. Мотивация тесно связана с разнообразными потребностями человека, она оказывается при возникновении необходимости, недостатков».

«Мотивация - это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, который определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации» [2, с.112].

«Мотивация тождественна понятию «отношение», которое также активизирует и направляет поведение человека. Мотивация состоит из двух частей - деятельности и направленности. Разница между мотивацией и отношением заключается в том, что мотивация связана с определенной ситуацией, а отношение имеет более устойчивый характер и оказывает длительное воздействие».

«Процессы мотивации может иметь различную направленность - достичь или избежать поставленной цели, осуществить деятельность или воздержаться от нее, что сопровождается переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовольствие, облегчение, страх, страдание). Мотивация сопровождает определенное психофизическое напряжение, то есть состояние возбуждения, прилив или упадок сил».

Принципиально различают две формы мотивации, которые изображены на рисунке 3.1 - внешнюю и внутреннюю.

               
   
 
   
 
   
 

 

 


Поведение
Продолжительный термин Кратковременный термин

Рисунок 3.1 - Формирование сознательного поведения в области качества продукции на основании факторов внутренней и внешней мотивации

 

«Внешняя мотивация - это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул во время ожидания преимуществ - принцип надежды; как средство давления во время ожидания недостатков - принцип страха».

«Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления».

«Внутренняя мотивация - это понимание содержания, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цель и задачи, собственно деятельность воспринимаются как достойные и приемлемые. При этом создается конкретное состояние, что определяет направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека. Многие организации начинали создавать систему качества из-за внешней мотивации: надежды на преимущества в конкурентной борьбе и укрепления позиции на рынке, страх несоответствия продукции будущим стандартам качества и потери рынка создавали ее основу».

«Другие предприятия решаются на внедрение философии качества продукции, основываясь на убеждении, что предупреждение появления бракованных изделий должно стать их принципиальной позицией в мире производства. В этом случае речь идет о внутренней мотивации. Внутренняя мотивация присутствует, если идея, задача или деятельность воспринимаются приемлемыми и стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и уметь прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, что вытекает из соответствующей установки».

«Значение внешней мотивации для работы велико. Внутренняя мотивация в современном мире производства приобретает все большее и большее значение. Она важна из-за ее долговременного влияния на результаты труда и отношение к работе. Ее влияние тем сильнее, чем выше и разнообразнее требования к содержанию работы, чем больше ему соответствует внутреннее состояние человека».

«Внешняя мотивация должна выполнять на начальном этапе роль опоры для создания системы эффективного труда. Ее можно рассматривать как дополнительный поддерживающий стимул в период консолидации. Однако долговременная мотивация и эффективные изменения в поведении сотрудников достигаются только при условии создания внутренней мотивации».

Для создания внутренней мотивации на предприятии ООО «САКРА» предлагается создать кружки качества, которые являются методом обучения и поощрения персонала, интересы которого, в свою очередь, учитываются в процессе деятельности организации. Используя простые статистические инструменты, люди работают в группах, обсуждая, анализируя и решая различные проблемы, нацеленные чаще всего на стоимость, безопасность и производительность. Также их работой является подготовка предложений по совершенствованию продукции. Основные результаты деятельности кружков качества представлены на рисунке 3.2:

 

 
 

 

 


 

Рисунок 3.2 - Результаты деятельности кружков качества

 

Рассчитаем экономический эффект от внедрения на предприятии кружков качества. Так, из зарубежного опыта, внедрение на небольшом предприятии системы кружков качества дает снижение стоимости брака на 35-40%, а на крупном предприятии на 25-30%.

Если брать по минимуму процент уменьшения брака, то получится цифра 25%, что, мы считаем, реально получить на ООО «САКРА» при уже существующей системе качества. На рисунке 3.3 приведена динамика брака по трем периодам.

Если бы на заводе существовали кружки качества в 2014 г., то сумма нехватки сократилась бы на 25% или 2363,09 руб.

Рисунок 3.3 - Динамика брака продукции ООО «САКРА»
за 2014 - 2016 гг.

 

Рассчитаем экономический эффект от внедрения такой системы по формуле 3.1.:

Э = Р - С т, (3.1)

где Р т - стоимостная оценка результатов мероприятия за расчетный период;

С т - стоимостная оценка затрат на мероприятия за расчетный период.

Расходная часть будет такой:

· 3 членов кружков качества по 120000 руб. На год - 360000 руб.;

· 2 консультантов и экспертов по 480000 руб. на год - 960000 руб.;

Итого: 13 20000 руб.

Другие организационные расходы - 400000 руб.

Всего: 1720000 тыс. руб.

Э т = 23,64 - 17,2 = 6,4400 тыс. руб.

В дальнейшей деятельности кружков и умелой их организации недостаток можно уменьшить на 30-35%.

Параллельно с перечисленными предложениями необходимо проводить ряд мероприятий, которые позволят повысить качество и конкурентоспособность производимой продукции:

а) личное участие высшего руководства в вопросах повышения качества и конкурентоспособности продукции;

б) привлечение всех работников предприятия в процесс улучшения качества;

в) отношение к потребителю как к высшей фигуре в деятельности предприятия, определение потребностей потребителей на основе маркетинговых исследований и поддержка постоянной обратной связи с потребителями;

г) качество исходных материалов, сырья, комплектующих изделий;

д) совершенствование и распространение систем управления качеством продукции на базе международных стандартов по уровням, сферах, аспектах, стадиях жизненного цикла продукции, элементам формирования качества продукции;

е) создание и совершенствование системы подготовки специалистов по обеспечению качества и конкурентоспособности продукции (повышение квалификации, переподготовка кадров).

В результате проведенного анализа системы поощрения персонала ООО «САКРА» было установлено, что на предприятии стимулирование труда осуществляется на основании положения о премировании руководителей, специалистов и служащих структурных подразделений предприятия. Согласно этому положению вознаграждение работников проводится только путем выплат премий.

Кроме того, стоит уделить большое внимание нравственному стимулированию работников предприятия. Так, в информационном письме стоит ежемесячно отмечать успехи структурных подразделений и отдельных работников в области повышения качества, разработки новых технологических характеристик продукции, снижение затрат на ее производство.

«Для повышения материальной заинтересованности работников, технических специалистов, руководителей в улучшении качества выпускаемой продукции предлагаем усовершенствовать существующую систему материального стимулирования. В такой связи рекомендуем выплачивать материальное вознаграждение по двум показателям:

· отпуск и контроль изделий, которые не имели дефектов, выявленных на этапах сборки, приемке и инспекционного контроля;

· за производство изделий, которые не имели дефектов, что привели рекламации в течение гарантийного срока эксплуатации».

«Материальное вознаграждение за производство и контроль изделий, которые не имели дефектов, выявленных на этапах сборки, приемки и инспекционного контроля предлагается выплачивать в следующем месяце. Сумма материального вознаграждения (S 1) рассчитывается по формуле»:

, (3.2.)

где 0,01 - коэффициент, учитывающий удельный вес вознаграждения;

K i - количество изделий i-ой модели, сделанных за расчетный месяц;

D i - количество изделий i-ой модели, сделанных за расчетный месяц, с учтенными дефектами в расчетном месяце;

Li - количество изделий i-ой модели с дефектами, выявленными во время хранения на складах готовой продукции;

P ni - чистая прибыль, полученная от продажи трансформатора i-ой модели;

m - количество изделий различных моделей, принятая для расчета.

Сведения по величинам Dи, Lи согласно методике, предлагаются отделом технического контроля, сведения по величинам Kи, Pи представляются бухгалтерией.

Date: 2016-05-23; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию