Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение Теории «исторического круговорота» для современности

Введение

1.Общие сведения о Теории «исторического круговорота»

2.Различные концепции Теории «исторического круговорота»

2.1.Концепция Др.Греции

2.2.Концепция Др.Индии

2.3.Концепция Д. Вико

2.4.Концепция Н.Я. Данилевского

2.5.Концепция Лео Фробениуса

2.6.Концепция Освальда Шпенглера

2.7.Концепция Арнольда Тойнби

2.8.Концепция П.А. Сорокина

Значение Теории «исторического круговорота» для современности

Вывод

Список использованной литературы

 

 

Введение

В данном реферате, будет обсуждаться тема: Теория «исторического круговорота». Для того, чтобы определиться с этой темой мы начнём с обсуждения базовых понятий. И так, что такое теория? Согласно философскому энциклопедическому словарю: «Теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования». Теория «исторического круговорота» относится к циклическим теориям. Что же такое циклическая теория? Прежде чем обратиться к актуальным примерам циклических теорий, попытаемся более четко объяснить саму концепцию цикла. Если в направленном процессе каждая последующая фаза отличается от любой другой, предшествующей ей во времени. То в циклическом процессе состояние изменяющейся системы в некоторое более позднее время будет таким же, каким оно было в некоторое более раннее время. Эта общая характеристика относится к разнообразным циклическим процессам, каждый из которых обладает более конкретными чертами: диапазоном сходства между повторяющимися состояниями систем; временем, которое разделяет повторяющиеся события; количеством повторений в полном цикле. Некоторые авторы в том числе и И.П. Сорокин предлагает отличать полные циклы от относительных. При этом в полном цикле конечная фаза превращается в первую, и затем цикл начинается заново, проходя по тому же маршруту, по которому он прошел ранее. В относительном цикле направление повторяющегося (возвращающегося) процесса не совпадает полностью с направлением серии подобных предшествующих процессов. От цикла к циклу наблюдаются некоторые отклонения. Иначе говоря, процесс может протекать циклически, последовательно проходя через такие состояния системы, которые в точности повторяют, совпадают с прежними (например, заход солнца). Или процесс может идти по спирали, когда последовательные состояния хотя в основе своей схожи, но не идентичны (утренние заторы на дорогах, возрастающие год от года). Восходящая спираль означает повторение процесса на относительно более высоком уровне (циклический прогресс), нисходящая - повторение на относительно более низком уровне (циклический регресс). Продолжительность цикла может быть короткой или длинной, и измеряется она не абсолютно, а лишь в зависимости от типа рассматриваемых процессов. В биологии жизненный цикл бабочки может считаться коротким по сравнению с циклом кита. В социологии дневной цикл семьи - короткий, а цикл жизненной карьеры - длинный. В экономике производственный цикл автомобиля короткий, а корабля - длинный; цикл инвестиций и получения прибыли в торговле потребительскими товарами короткий, а в тяжелой индустрии - гораздо длиннее. В политике цикл парламентских сессий (парламентский календарь) короткий, цикл (срок) переизбрания - длинный. Важно учитывать также, ритмичен или неритмичен цикл. В первом случае интервалы между фазами цикла равны; во втором - неравны. Если он подчиняется чистой случайности, то речь идет о случайном цикле. Но в основе неритмичного цикла может лежать и некоторая регулярность. Если интервалы становятся существенно короче, то можно говорить об ускоряющемся (убыстряющемся) цикле (например, научные открытия или технологические инновации в современную эпоху); если же интервалы значительно удлиняются, то имеет место замедление цикла (самозамедляющийся цикл). Наконец, циклы могут различаться по количеству фаз. Если в цикле лишь две фазы, то это - дихотомический цикл (например, день и ночь, работа и отдых, война и мир, бум и упадок), если три - триадический цикл (например, возникновение - зрелость - упадок, первородный грех - отпущение - спасение), если больше, то можно говорить о множественном цикле (например, детство -зрелость - старость - смерть в цикле индивидуального жизненного пути, мобилизация - рекрутирование - формирование лидерства - бюрократизация -демобилизация - распад в "карьере" социального продвижения). Сторонники циклического образа считают, что циклический образ процессов сформировался в общественном сознании раньше, чем более сложный образ роста. Очевидно, такое представление имело место в человеческом восприятии мира задолго до того, как появились систематические теории. Считается по результатам анализа многих литературных источников, что первым основоположником теории «исторического круговорота» являлся Джамбатисто Вико. Но тем не менее взгляды на цикличность истории были как до основания полноценной теории «исторического круговорота», так и после. Поэтому некоторые авторы описывающие теорию «исторического круговорота» считая, что это не одна теория, а их множество. Но тем не менее др. часть авторов считает что это не множество теорий, а одна – теория Д. Вико, все же остальные являются концепциями. Согласно философскому энциклопедическому словарю: «Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) — это система взглядов, отражающая определенное понимание сущности какого-либо предмета или явления и отношение к нему».

И в принципе такие взгляды имеют полное право на существования в результате того, что сама по себе теория «исторического круговорота» является, одной из циклических теорий, а во-вторых на тот момент когда люди заметили цикличность истории философия еще даже не начала своё становление, как наука. В результате этого в дальнейшем мы будем рассматривать Теорию «исторического круговорота» именно с точки зрения многоконцептуальной теории.

Актуальностью изучение и рассмотрения данной темы, явилось следующее: В данный момент времени 2014-2015гг. мы находимся на одном этапе цикла истории, хотя буквально в 2013-2014гг. мы находились на совсем другом этапе истории. И в тот момент даже не могли себе представить, что буквально за год история для нас поменяется. В принципе если брать за основу циклическую теорию «исторического круговорота», то данная ситуация согласно ей вполне могла произойти. Т.к. в истории уже были сходные события как при СССР (гражданская война), так и в 90гг. при Украине (период Хаоса и Роздола).

1.Общие сведения о Теории «исторического круговорота»

Подход теории циклов к историческому процессу отличается от эволюционистского. Согласно этому подходу, история периодически исчерпывает свой потенциал и временно возвращается к началу процесса, т. е. она обратима, повторяема. Социальное и историческое развитие идет не по прямой, а, скорее, по кругу.

Теория «исторического круговорота» - собирательное обозначение для распространённой в истории общественной мысли представлений и взглядов, согласно которым общество в целом либо его отдельные сферы (политическая жизнь, культура, религия и др.) якобы движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением вспять, к исходному состоянию, и последующими новыми циклами возрождения и упадка. Такого рода взгляды сложились у множества философов и историков ещё в древнем мире, например у Аристотеля, Платона и Полибия (145 или 135 работ в данном направлении — около 85 лет до н. э.) и были продиктованы стремлением усмотреть определенный порядок, естественный ритм, закономерность, смысл в хаосе исторических событий по аналогии с кругооборотом веществ в природе, сменой времён года, биологическими ритмами и т. п. Концепция и теория «исторического круговорота» были весьма популярные среди историков средневекового Китая, отчасти под влиянием буддизма, у арабских философов позднего средневековья и европейских просветителей нового времени направлены были против примитивных линейных интерпретаций истории, изображавших её как постепенное удаление человечества от мифического «золотого века» либо как его провиденциальное движение к грядущему искуплению, к царству божьему на земле. До возникновения теории общественного прогресса в 18 в. они преобладали в светской интерпретации истории. В противоположность религ.-телеология, представлениям они пытались выявить объективную «естественную» повторяемость в смене династий и форм государственного правления, в расцвете и упадке материальной и духовной культуры, в изменении исторической роли отдельных народов и т. п. В зависимости от того, рассматривали ли они данное состояние общества как преддверие его очередного возрождения либо неминуемого упадка. Концепция и теория «исторического круговорота» носили либо оптимистический, либо пессимистический характер. Взгляды множества представителей относительно теории «исторического круговорота» — Ибн Хальдуна, Макиавелли, Вико, Фурье и др.— были относительно прогрессивными для своего времени. В кон. 19 в. и особенно в 20 в. теория «исторического круговорота» приобрела явно реакционный характер; непосредственно направленные против идеи социального прогресса и исторического единства человечества, против материалистического понимания истории и научного коммунизма, эта теория была призвана похоронить надежды трудящихся на социальное и национальное освобождение, отвергалась возможность установления справедливого общественного строя. Произвольное расчленение всемирной истории во времени на повторяющиеся циклы от варварства (феодализма) к цивилизации (античности и капитализму) и к новому варварству, якобы ожидающему человечество в обозримом будущем, например в концепции нем. историка Э. Майера (1855—1930), как правило, сочеталось со столь же произвольным её членением в пространстве на замкнутые, независимые друг от друга и взаимно враждебные культуры, исторические типы у Данилевского, на локальные культуры у Шпенглера, региональные несовместимые друг с другом цивилизации у Тойнби, суперсистемы у Сорокина и т. п. Отказ от европоцентризма в освещении всемирной истории сопровождается у многих представителей теории «исторического круговорота» апологией воинствующего национализма. Подобные представления получили широкое распространение среди современной буржуазной интеллигенции, их разделяют и многие государственные деятели на Западе.

2.Различные концепции Теории «исторического круговорота»

2.1.Концепция Др.Греции

Древнегреческий философ и педагог Платон (около 427-347 до н.э.) - ученик Сократа, учитель Аристотеля, заметив цикличность в исторической смене политических режимов выделил четыре фазы: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Вслед за ним древнегреческий историк Полибий (201-120 гг. до н.э.) по аналогии создал цикл из шести основных фаз в смене политических режимов: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия (власть толпы).

2.2.Концепция Др.Индии

До возникновения теории общественного прогресса в 18 в. теории исторического круговорота преобладали в светской интерпретации истории, пытаясь выявить объективную естественную повторяемость в смене династий и форм государственного правления, в расцвете и упадке материальной и духовной культуры, в изменении исторической роли отдельных народов и т. п.

Попытаемся проследить возникновение и развитие теории «исторического круговорота» в ее главных аспектах и вариантах на примере Древней Индии.

В Древней Индии существовала развитая система единиц времени. Наименьшая из них — “трути” (1/5 с), наибольшая — “век Брахмы” (100 “лет Брахмы”). Каждый “год Брахмы” приравнивался к 360 “дням Брахмы”. Поскольку каждый “день Брахмы” исчислялся 12000 “божественных лет”, каждый день которых — год человеческой жизни, то “день Брахмы” состоял из 4320000 лет.

Однако, по другой версии, это всего лишь “махаюга”, а “день Брахмы” (именно день, а не сутки) состоит из 1000 махаюг.

Отсюда получалось, что сутки (“день и ночь Брахмы”) равны 8640000000 лет (“кальпа”), а “век Брахмы” составляет 311040000000000 лет.

Древнеиндийские циклы. Древним индусам представлялось, что Вселенная существует всякий раз лишь в течение “дня Брахмы”, превращаясь с наступлением “ночи Брахмы” в ничто и возникая вновь с наступлением “дня Брахмы”.

Великое же уничтожение мира происходит, по представлениям древних индусов, в конце “века Брахмы”, когда погибает и сам Брахма.

Но он рождается вновь, и все начинается сначала. “День Брахмы” (если он равнялся одной, а не тысяче махаюг) древние индусы делили на четыре неравные части и называли манвантара.

Это Критаюга (или Сатьяюга, условно — Золотой век) продолжительностью 4800 “божественных лет”, Тритаюга (Серебряный век) — 3600, Двапараюга (Медный век) — 2400 и Калиюга (условно — Железный век) — 1200, что составляет соответственно 1728000, 1296000, 864000 и 432000 “человеческих лет”. Таков гигантизм древнеиндийского времяисчисления. Четыре вторичных периода манвантары, или эры Ману, называемой также махаюгой, соответствуют Золотому, Серебряному, Медному и Железному векам греколатинской античности.

В смене этих периодов просматривается неуклонное нарастание материализации, объясняющееся удалением от Первоначала в ходе циклической манифестации телесного мира начиная с его “первозданного состояния”.

Согласно древним индусам, Калиюга современной нам манвантары началась более шести тысяч лет назад. Это начало “черной эпохи”, Железного века, последнего из четырех периодов, на которые разделяется манвантара.

Вот как описывается Калиюга в Пуранах — древнеиндийском религиозно-философском источнике: “Будут современные монархи, царствующие на Земле, царями грубого духа, нрава жестокого и преданные лжи и злу. Они будут умерщвлять женщин и детей; они будут захватывать имущество своих подданных; власть их будет ограничена... жизнь кратка, желания ненасытны... Люди разных стран, смешиваясь с ними, последуют их примеру... Богатство и благочестие будут уменьшаться день за днем, пока весь мир не будет развращен...

Лишь имущество будет давать положение; богатство будет единственным источником почитания и преданности; страсть будет единственною связью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом полового удовлетворения...

Внешний облик будет единственным отличием разных ступеней жизни; нечестность будет общим средством существования; слабость — поводом к зависимости; угроза и самомнение заменит знание; щедрость будет называться благочестием; богач будет считаться чистым (праведным); обоюдное согласие заменит брак; тонкие одежды будут достоинством... сильнейший будет властвовать...

Так, в Калиюге разложение будет неукоснительно протекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению.

Когда... конец Калиюги будет совсем близок, часть того Божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы... сойдет на Землю... одаренный восемью сверхчеловеческими способностями.

Он восстановит справедливость (праведность) на Земле, и умы тех, кто будет жить в конце Калиюги, пробудятся и станут так же прозрачны, как хрусталь.

Люди, которые будут так преображены... явятся семенами человеческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам Века Крита (или Века Чистоты, Золотого века)”.

2.3.Концепция Д. Вико

Именно концепция Джанбатиста Вико стала основой Теории «исторического круговорота». В истинном трактовании этой концепции говорится, что история циклична и нельзя отрицать сущностного, феноменального единства человеческой культуры и не признаёт при этом наличие какого-то общего, единого вектора изменений, который бы объединял всё разнообразие культур в определенную последовательность Иными словами, если изменения в культуре с точки зрения эволюционизма почти всегда трактуются как изменения развития, то с точки зрения циклизма - скорее как изменения функционирования. Согласно циклической концепции различные культуры (принципы их выделения - это самостоятельная проблема) не связанная отношениями последовательности и не может подвергаться ценностным сравнением. При этом различными культурами нельзя проводить сравнение с целью установления более прогрессивных, развитых, ценных культур и наоборот, поскольку они просто принципиально являются различными и самодостаточными феноменами. Научную парадигму, в рамках которой разрабатывается циклическая теория культуры, нередко называют также плюралистической, поскольку она основана на идеях плюрализма, признании равноценности всего разнообразия культур.

Предпосылкой формирования плюралистической культурологической парадигмы стало определенное перенос внимания ученых по исследованию и анализу культуры как таковой, по изучению культурных констант, т.е. постоянных, общих устойчивых элементов, свойственных культуре вообще, на исследование многообразия и вариативности культурных форм существования человека, на анализ различий между разными культурами Собственно, говорится о изменение ракурса исследования: вместо общечеловеческой культуры (которая хотя и состоит из отдельных, так сказать, ответвлений и отрезков, но является целостной и единственной) в поле зрения попадают конкретные, независимые друг от друга этнорегиональные культуры.

В циклической концепции развития речь идет не о однонаправленной эволюции всей общечеловеческой культуры, а об изменениях фаз (циклов), которые повторяются через определенный промежуток исторического времени, проявляя это всё в жизни и истории различных культур. Так же как каждый человек рождается, проходит стадии детства, юности, зрелости, старости и, наконец, умирает, а рядом с ней (и после нее) другие люди (близкие и дальние) также переживают различные стадии жизни, так и в общечеловеческой культуре каждая отдельная культура появляется, переживает определенные циклы своего существования и исчезает. Каждая из культур имеет свою собственную историю, и нельзя говорить о древней, средневековой, новой истории Европы как об универсальной исторической шкале человечества.

Д. Вико считал, что: История и общество - это результат человеческих действий, их конечный продукт, и потому они должны быть доступны человеческому познанию, т. е. в принципе познаваемыми. В своем поиске такой исторической регулярности Вико подошел к образу восходящей спирали. Типичный (однотипный) процесс, имеющий место и на всеобщем, самом широком уровне человечества, и на конкретных уровнях частных цивилизаций, культур или обществ, принимает форму повторяемости, хотя не абсолютно точное повторение (corsi и ricorsi). Циклы повторяются на все более высоких уровнях с некоторой модификацией. На каждом повороте цикла возникает новый феномен.

Типичный исторический цикл проходит три стадии: (1) анархия и дикость; (2) порядок и цивилизация, сопровождаемые верховенством разума и мирной индустрии; (3) упадок цивилизации и возврат к новому варварству. Эти стадии связаны с различными аспектами социальной жизни и формами правления (теократией, аристократией, республикой или монархией), типом законов, характеристиками языка (иероглифического, символического, местного). Прослеживается также определенная корреляция с доминирующим типом человеческого характера: грубый, суровый, благодушный, деликатный, распущенный. Вико полагал, что до него человечество прошло два цикла: один - в античности, завершившийся падением Рима; и другой - начавшийся с возрождением варварства в средние века и достигший своей финальной фазы в современную ему эпоху. Вико нарисовал мрачную картину коррумпированных городских масс, эдаких эгоистичных бестий, разделенных на фракции и ведущих гражданские войны. "Города начинают превращаться в леса, а леса - в логова и пещеры для людей". Но Вико внес и оптимистическую ноту - постепенно начнется новый цикл, и человечество возродится. Видимо, Вико полагал, что причинный механизм этого регулярного цикла - психологический и связан с доминирующими мотивациями и отношениями, закодированными в человеческой природе. "Люди сперва чувствуют необходимость, затем ищут пользы, потом обращаются к удобствам, еще позднее развлекают себя удовольствиями, после чего разлагаются в роскоши и наконец сходят с ума и утрачивают свою сущность". Как комментирует Брюс Мазлиш: "Историк до мозга костей, Вико приветствует понятие постоянного изменения и течения вокруг фиксированного полюса человеческой натуры".

2.3.Концепция Н.Я. Данилевского

Н.Я. Данилевский (1822-1885), например, принципиально отрицал идеи единства человечества, единого направления его развития: "общечеловеческая цивилизация не существует и не может существовать, потому что это было 6ы невозможной и вовсе нежелательной неполнотой… общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им - значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, удовлетворятся невозможной неполнотой"," Прогресс не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, которое является поприщем исторической деятельности человечества, пройти в разных направлениях "Данилевский трактовал историю как последовательность или сосуществование абсолютно независимых, самобытных, эквивалентных по значению больших и малых культур или культурно-исторических типов. Он сформулировал следующие обусловлены идеями циклизму законы исторического развития культурно-исторических типов:

1. раз племя или семья народов, характеризующихся отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, образуется самобытный культурно-исторический тип.

2. Для того чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла развиваться, необходимо, чтобы подлежащие него народы имели политическую независимость.

3. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый культурно-исторический тип вырабатывает их для себя самостоятельно, и можно говорить только о большем или меньшем влиянии чужих цивилизаций.

4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющих.

5. За ходом развития культурно-исторические типы уподобляются многолетним одноплодной растениям, у которых период роста может быть неопределенно долгим, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Данилевский обращал внимание на то, что разные народы делали разного веса и характера взносы в культурном развитии человечества. На этом основании он выделял народы-произведения, народы-разрушители и народы чисто этнографические.

2.5.Концепция Лео Фробениуса

Лео Фробениус (1873-1938), немецкий этнолог и представитель философии культуры, предложил понятие "культурного круга" и учение, согласно которому определенные культурные формы характерны для определенных жизненных пространств и ограничиваются ими. По Фробениусу, каждая культура является своеобразным организмом, отдельной, самостоятельной сущностью, которая проходит те же стадии развития, что и растение, животное или человек. Фробениус различал две первичные культуры: матриархальную и патриархальную. К первой относятся русские, немцы и африканские народы, ко второй — англосаксы, арабы-берберы, романские народы и др. Патриархальным народам присуще мировоззрение «из пещеры», активность в покорении природы, животное начало, рациональность и магия. Для мировоззрения матриархальных культур характерно растительное начало и единство с природой, это — мировоззрение просторов и эмоций. По мнению Фробениуса, в истории попеременно доминируют либо одни, либо другие. Этот процесс смены лидерства выступает источником развития человечества.

2.6.Концепция Освальда Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880-1936), автор общеизвестной книги "Закат Европы", разделял историю на локальные культуры, каждая из которых существует примерно тысячелетия и в конце концов превращается в цивилизацию. Каждая культура существует в обособленности, изолированно, живет своей индивидуальной жизнью, в собственном ритме и "тональности", она ничего не может перенять от других культур. С переходом к стадии цивилизаций её культурный организм постепенно погибает. Цивилизация как олицетворение бездушного интеллекта и массового общества является упадком, "сумерки'' культуры. С переходом к цивилизации (по мнению Шпенглера, в греко-римской культуре это произошло в эпоху эллинизма, а в западноевропейской - в 19 в.) становятся якобы ненужными художественное и литературное творчество. Поэтому Шпенглер предлагал современникам отказаться от без подставных претензий на "современную культуру" и честно, откровенно обратиться к техницизму.

2.7.Концепция Арнольда Тойнби

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975), английский историк и философ, также в значительной степени разделял идеи круговорота локальных культур. Он был убежден в многообразии форм социальной организации человечества, каждая из которых имеет индивидуальную систему ценностей. Все культуры (или цивилизации) проходят в своем развитии одни и те же стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего передают место другим. Развитие, динамика движения цивилизации определяется законом "вызова и ответа", согласно которому каждый шаг цивилизации вперед делается в ответ на тот или иной "вызов" (риск, со стороны природы или истории). Тойнби выделял сначала 21 тип локальных культур-цивилизаций, затем постепенно сократил их количество до 7(ныне 5). Семь так или иначе сохранившихся цивилизаций по Тойнби:

1. Западная христианская (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где исповедуется христианство в католической или протестантской форме).

2. Православная христианская с русской ветвью (страны Юго-Восточной Европы и Россия, где распространено православие).

3. Исламская (Северная Африка и Ближний Восток, территории, расположенные между Атлантикой и границей Китая).

4. Индуистская (территория субконтинента Индии).

5. Дальневосточная, с японской ветвью (Тихоокеанский регион).

6. Система, включающая христиан-монофизитов в Армении, Месопотамии, Египте, Эфиопии, христиан-несториан Курдистана, экспесториан Малабарского побережья, иудистов и парсов - последователей зороастризма в Индии.

7. Система, включающая буддистов ламаистско-махаянистского направления на Цейлоне, в Бирме, Камбодже, а также членов индуистской религиозной секты джайана.

Последние две системы представляют собой своеобразные реликты ныне вымерших цивилизаций.

При этом Тойнби убежден, что ни одна цивилизация ещё не прошла весь возможный путь до конца. Кроме того, в своем 12-томном труде "Постижение истории" он писал, что абсолютно независимыми и замкнутыми разные культуры были только к европейскому Новому времени (Модерна). С этого же периода они вступают между собой во взаимодействие и могут избежать гибели, если объединятся в единую мировую цивилизацию на основе будущей новой Вселенской религий.

2.8.Концепция П.А. Сорокина

В циклической модели П.А. Сорокина, исторический процесс представлен как последовательная смена типов культур, которые строятся на основе выделения характерных для каждого представлений о природе реальности и методах ее познания.

Эти типы представляют собой три фазы единого цикла; через них проходят четырнадцать основных сфер, совокупность которых характеризует социокультурную систему, культуру в целом. Эти сферы таковы: живопись, скульптура, архитектура; музыка, театр, литература, искусствоведение; религия, философия, наука; естественнонаучные и технологические изобретения; этика и право; политика; семейные отношения; экономика; политические конфликты; религиозная активность; тип исторической личности; формы свободы; государственное управление; мировоззрение. В динамике каждой из них можно наблюдать три типичных стадии, после которых цикл начинается вновь: идеальная с доминированием процессов познания, идеальная с доминированием идеологии, сенсуальная с доминированием чувственного переживания.

В тех сферах культуры, которые связаны с социально значимым знанием и нормативными кодексами, эти фазы проявляются более или менее однозначно. На первой стадии происходит активное осмысление окружения, поиск организационных принципов, позволяющих связать динамичные и многообразные культурные события в устойчивые, имеющие социальную значимость целостности: предметно-пространственные, лингвистические, познавательные, технологические, нормативно-регулятивные. На второй стадии сложившиеся формы порядков конвенциональным путем устанавливаются, фиксируются в качестве социокультурных норм, ограничивающих индивидуальные и групповые действия в этих сферах (например, стиль в искусстве, научная парадигма, религиозная доктрина, свод законов и т.п.). Третья стадия характеризуется тем, что нормативные рамки оказываются слишком узкими для социализации нового опыта, и люди обращаются за подтверждением адекватности своих действий и суждений к уровню чувственных переживаний.

В сферах социальных связей и отношений названные фазы имеют специфичные формы проявления. В сфере семейных связей происходит движение от договорно-принудительных к более свободным отношениям. Сфера экономики характеризуется ритмом роста и спада активности, связанной с производством, распределением, потреблением благ и услуг. Социальные напряжения и конфликты являются нормативно связанными в рациональной и идеологической фазах существования культуры, усиливаются в третьей, сенсуалистичной фазе и особенно остро проявляются между циклами. Религиозная нормативность особенно сильна на первой фазе и минимально действенна на третьей. Каждой стадии динамики цикла соответствует свой тип личности, появление которого составляет определенную ритмическую структуру. Аналогичную ритмическую структуру можно обнаружить и в смене форм свободы, характерных для каждой фазы: от контролируемой "осознанной необходимости" на первой фазе до произвола и анархии на последней. Соответственно меняется и тип государственной активности: на первой стадии нормативно-регулирующая роль государства высока; на третьей государственное вмешательство в хозяйственную жизнь и область гражданских свобод минимально. На уровне мировоззрения в концептуализации "устройства" мира, таких определяющих его категорий, как пространство, время, причинность в рамках цикла происходит движение между полюсами идеализма - материализма, непрерывности - дискретности, реализма - номинализма.

Значение Теории «исторического круговорота» для современности

И так каково же значение теории «исторического круговорота» для современности. Начнём с того, что при рассмотрении современности, нельзя просто рассмотреть значение теории «исторического круговорота» для настоящего времени. Т.к. современность предусматривает, рассмотрение, как настоящего, так ближайшего прошлого и будущего. Теория «исторического круговорота» в различные временна, отражала различные взгляды. Но при этом придерживались общепринятой концепции циклического течения истории. Многие авторы использовали эту теорию для различных целей, кто-то для описания иерархического неравенства людей, кто-то для пропаганды изменения власти и т.д. Но для нас вспоминая прошлое, наблюдая настоящее и смотря в будущее, можно сказать: что такие моменты в истории были, есть и будут. Т.к. история идёт по кругу и этапы (фазы) её периодически сменяются: и если мы в данный момент находимся на этапе экономического, культурного или политического подъёма, то это ещё не факт того что он будет продолжаться и завтра. Наше стабильное положение в составе Украины, в период правления Виктора Януковича, резко начало меняться. И как мы видим в данный момент не в лучшую сторону: начались военные действия между двумя сторонами ранее сосуществующие на одной территории, погибают люди, у людей нет средств существования т.е. возникает ситуация по типу гражданской войны. На этом фоне появляется хаос, который порождает беспредел, воровство, разруху, страх и как следствие конечно ещё больший хаос. Т.к. мы не экстрасенсы, а обычные люди мы не можем сказать, что будет завтра. Да мы можем рассуждать, что когда-нибудь всё будет хорошо. Собственно, именно это можно спрогнозировать согласно теории «исторического круговорота». Т.к. в принципе этап (фаза) упадка в истории когда-то должен сменится этапом (фазой) подъёма. Но не забывайте, что всё это является относительными взглядами и при этом нужно учитывать, что теория «исторического круговорота» говорит в общем о истории. И при этом она не указывает когда именно будет сменятся один период относительно другому. Т.е. может пройти 1 год, может 5 лет, возможно десятилетия до того как в нашей области, нашей стране поменяется этап. Во-вторых, понятие хорошо, тоже является относительным, т.е. например: если через 1 год всё станет как в 2012г., 2011г. или 2010г. и т.п. То по своему смыслу это лучше, чем сейчас (в 2015г.) и при этом это хорошо. Если вы знаете ответы на эти вопросы достоверно, то вы или экстрасенс, или уже находитесь в будущем. И потому сможете посмотреть на наше настоящее (2015 г.) со своей стороны, рассматривая это как прошлое…

Вывод

Согласно теории «исторического круговорота», можно сделать такие выводы. История Украины имеет относительный цикл, т.к. сменяемые фазы не точно повторяют предшествующие, а лишь части разных фаз, т.е. например: ситуация на Украине, которая происходит сейчас

(в 2015г.) имеет вид двух событий в истории, гражданской войны и периода разрухи 90 гг. При этом характер цикла на данный период времени – регрессивный, т.к. все фазы протекают на низком уровне. История Украины сама по себе не равна по фазам и неритмична, в результате того что даже при начавшемся улучшении, может не продолжится дальнейшем улучшением, а сменится упадком. Цикл истории при этом всём для этой страны длинный. Т.к. некоторые фазы могут увеличиваться, то исторический цикл Украины можно назвать замедляющимся. Но при этом в истории этой страны было много фаз (исторических периодов) и потому её цикл множественный.

По теории «исторического круговорота», согласно которой история движется по восходящей спирали, а сменяющиеся стадии не полностью повторяются, а лишь частично. Можно сказать, что исторически, на данный момент (2014-2015 гг.) мы находимся на третьей стадии: упадок цивилизации и возврат к новому варварству, а в 2013 г. и ранее мы находились во второй стадии: порядок и цивилизация, сопровождаемые верховенством разума и мирной индустрии. Какая же стадия ждёт нас в будущем? Ответить на этот вопрос мы сможем лишь когда наступит это будущее.

 

Список использованной литературы:

1. Jahn J. Leo Frobenius: the Demonic Child. Auctin, 1973.

2. История философии. – М.: Под ред. проф. Хатнюк В.С. 2004.

3. История. – М.: Карпов И.К. 2000.

4. Блаватская Е. II. Тайная Доктрина: синтез науки, религии и философии в 4 кн. — Т. 1. Кн. 2. Космогенсзис: Пер. с англ. Е. И. Рерих. — Минск. 1992.

5. Лео Фробениус — исследователь Африки: достижения и заблуждения//Изучение истории Африки. Проблемы и достижения. – М.: Бюттнер Т. 1985.

6. Можейко А.А. Становление теории динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистских парадигм. М – во образования Р.Ф., СГПУ – Смоленск. 2004.

7. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

8. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.

9. Философия. – М.: Под ред. Афанасьев А.К. 1999.

10. Хаберланд Э. Лео Фробениус, постигший дух Африки//Курьер ЮНЕСКО. 1973. № 10.

11. Чесноков Г. Д. От концепций исторического круговорота к теориям «постиндустриального общества». Монография. – М.: «Высшая школа», 1978.

12. Щёкин Г.В. Социальная теория и кадровая политика: Монография. – К.: МАУП, 2000.

13. http://ru-wiki.org/wiki/Фробениус,_Лео

14. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/6458/КРУГОВОРОТА

15. http://uchebnikionline.com/kulturologia/kulturologiya_-_matvyeyeva_ll/tsiklichni_teoriyi_istorichnogo_kolovorotu.htm

16. http://www.terme.ru/dictionary/804/word/krugovorota-istoricheskogo-teori

17. http://studopedia.net/14_43902_problema-napravlennosti-edinstva-i-mnogoobraziya-mirovoy-istorii-teorii-istoricheskogo-krugovorota-i-mnozhestvennosti-tsivilizatsiy-i-kultur-nyadanilevskiy-oshpengler-atoynbi.html

18. http://crimealawyers.com/tsiklichnost-kak-povtoryaemost-istorii-teorii-istoricheskogo-krugovorota

 

 

Дата сдачи работы: Подпись исполнителя работы:

___________________________ _______________________________

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Удержания за неотработанные дни отпуска | Источники информации. Исследование эффективности интеллектуальных

Date: 2016-05-23; view: 3613; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию