Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностная конфликтность и взаимосвязь её компонентов с аттитюдами жизнестойкости





Наумович О.В., студентка 5 курса очной формы обучения,

факультета психологии БГПУ им. М.Танка

(науч. рук. – канд. пс. наук, доцент Музыченко А.В.)

Можно ли утверждать, что с момента появления у человека самосознания и оформления полноценного межличностного общения с другими людьми, появилось и понятие конфликта? Что с появлением самой личности человека, появляется и его внутриличностный конфликт с самим собой, а все это экстериоризируется в личностную конфликтность? Возможно, что да. Тогда напрашивается вполне естественный вопрос: насколько тесно связана конфликтность с параметрообразующими личности индивидуума и, так сказать, «подпитывает» ли сама личность данное свойство? Положительный ответ на этот вопрос мы ставим гипотезой данного исследования.

А именно, гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что такая характеристика личности как жизнестойкость, является взаимосвязанной с конфликтностью личности.
В первую очередь следует сказать о том, что высокая конфликтность личности экстериоризируется в её проконфликтном поведении, что является негативным фактором в её становлении, развитии и налаживанию межличностных контактов и, соответственно, вызывает стресс и фрустрацию самой конфликтной личности [Анцупов, А.Я. Конфликтология/ А.Я. Анцупов. – Москва:Изд-во ЮНИТИ, 2000. – 296 с]. А ведь в этом случае фрустрируется одна из важнейших потребностей человека – потребность в общении и одобрении других людей. При этом ущемляется чувство собственного достоинства человека, что снова провоцирует на дальнейшее проконфликтное поведение личность [Пряжников Н. С. Психология труда/ Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – Москва:Изд. центр «Академия», 2009. – 249-250 с]. При этом, фрустрация и стресс лежат в самом начале, в формировании конфликтности и провоцировании её на агрессивное поведение по отношению к другим людям.

Таким образом, индивид попадает в замкнутый круг: «Стресс» - «Фрустрация» - «Проконфликтное поведение и агрессия» - «Стресс».

Еще Э. Фромм в книге «Анатомия человеческой деструктивности» описывал, что отсутствие тех или иных экзистенциальных потребностей человека являются предпосылками агрессии [Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э. Фромм; пер. с англ. Э.М. Телятникова, Т.В. Панфилова. – Минск:Изд-во:ООО «Попурри», 1999. – 624 с]. И уже в этой работе, можно отметить основания для изучения такого конструкта как жизнестойкость и её взаимосвязь с конфликтностью [Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – Москва: Изд-во: «Смысл», 2006. – 63-64 с].

Освещением проблемы и специфики жизнестойкости, занимались многие авторы. Среди зарубежных исследований наиболее известной является концепция авторства С.Мадди,в основе которой лежат исследования в области изучения стресса Г.Селье, понятие «индивидуального стиля» С.Кобаса и др. В своей концепции он связывает проблемы творческого потенциала личности и регулирования стресса. А именно, что через развитие такие аттитюдов личности как вовлеченность контроль и принятие риска, возможно развитие личности и успешное преодоление стрессовых ситуаций в частности[Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – Москва: Изд-во: «Смысл», 2006. – 63-64 с].

Исходя из фрустрационной модели проконфликтного поведения личности, известна взаимосвязь (пусть и не жестко детерминированная) между агрессивными интенциями и наличием стрессогенных состояний, мерой стресоустойчивости и защищенности от фрустрации выступает жизнестойкость как характеристика личности.

Таким образом, личностная конфликтность может представлять собой маркер низкого уровня жизнестойкости, а работа над жизнестойкостью, в свою очередь, может привести к успешному повышению стрессоустойчивости и понижению уровня проявления конфликтности. Именно изучение взаимосвязи этих двух психологических характеристик личности и является целью данного исследования. Наличие такой корреляции допускает возможность в будущем проводить коррекционную и консультационную работу по снижению уровня конфликтности личности и её самосовершенствовании.

В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций, и особо - трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство: это Н.В. Тарабрина, М. Ш. Магомед-Эминов, Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников, Ц.П. Короленко, Александровский Ю., и другие. Но данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов.

Адаптационные способности человека поддаются оценке через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться [Маклаков, А.Г., Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях/А.Г. Маклаков// Психологический журнал: 2001. Т.22.- №1. — С. 16-24.

Данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который, согласно А.Г. Маклакову, включаются следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу, самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей, ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих, уровень конфликтности личности, опыт социального общения. Все перечисленные характеристики он считает значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным и экстремальным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия.

Д.А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала, как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д.. Леонтьеву [Леонтьев, Д.А. Личностное в личности. Личностный потенциал как основа самодетерминации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1275.html(Дата доступа: 28.04.2014), является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни

Одной из специфических форм проявления личностного потенциала - это проблематика преодоления личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могу быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут - внешними неблагоприятными условиями [Леонтьев, Д.А., Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора/Д.А.Леонтьев, Е.Ю.Мандрикова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. № 4. — С. 37-42..Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала.

Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др. Наиболее полно, с точки зрения Д.А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие «жизнестойкость» hardiness, введенное С.Мадди [Леонтьев, Д.А., Тест жизнестойкости/Д.А.Леонтьев, Е.И.Рассказова// М.: Смысл, 2006. — С.63-64; Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ/С.Мадди// СПб.:Речь,2002. — С.334-342.; Maddi, Salvatore R. Hardiness: The courage to grow from stresses/Salvatore R.Maddi//Journal of Positive Psychology, July 2006, 1(3) — С.160-168].

Теория Мадди об особом личностном качестве «hardiness» возникла в связи с разработкой им проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса [Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии/Л.А.Александрова// Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2/ под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С.Яницкого. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — С. 82-90]. С его точки зрения, эти проблемы наиболее логично связываются, анализируются и интегрируются в рамках разработанной им концепции «hardiness». Через углубление аттитюдов включенности, контроля и вызова (принятия вызова жизни), обозначенных как «hardiness», человек может одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и совладать со стрессами, встречающимися на его жизненном пути [Maddi, Salvatore R. Hardiness: The courage to grow from stresses/Salvatore R.Maddi//Journal of Positive Psychology, July 2006, 1(3) — С.160-168].

Исследования И. Солковой и П. Томанека, посвящены роли качества «hardiness» в преодолении повседневного стресса. В работе рассматриваются возможные направления, на которых «hardiness» может выступать буфером против стресса. Их исследование показало, что «hardiness» воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности. Люди, имеющие высокие показатели «hardiness», имеют большее ощущение компетентности, более высокую когнитивную оценку, более развитые стратегии совладания и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни [Соловьева, С.Л. Ресурсы личности.[Электронный ресурс] Режим доступа: http:// medpsy.ru // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2.(Дата доступа: 28.04.2014)].

Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье [Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека/Е.Ю.Коржова//СПб.:Изд-во СПбГУ, 2006. — С.382]
Психологическая устойчивость личности является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разно уровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости [Куликов, Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности/Л.В.Куликов/под ред. Г. С. Никифоров. — СПб.,Изд-во СПбГУ, 2000. — С. 405–442]. Л.В.Куликов, описывая психологическую устойчивость личности, на передний план выводит три аспекта психологической устойчивости:

· стойкость, стабильность;

· уравновешенность, соразмерность;

· сопротивляемость (резистентность).

 

С.Мадди полагает жизнестойкость ключом к устойчивости перед экзистенциальной тревогой, операционализацией экзистенциальной отваги [Леонтьев, Д.А., Тест жизнестойкости/Д.А.Леонтьев, Е.И.Рассказова// М.: Смысл, 2006. — С.63-64; 33,с.165].

Интервью, проведенные Мадди и коллегами с испытуемыми лонгитюдного исследования в IBT, показали связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли:

· стрессы в раннем детстве, такие как серьезные болезни респондентов или их близких, материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.

· ощущения предназначения в жизни, развиваемое значимыми взрослыми и связанное с выделением респондентов родителями как особенных в чем-либо: обладающими особыми талантами, играющими важную роль в семье;

· воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;

 

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:

· недостаток поддержки, подбадривания близкими;

· отсутствие чувства предназначенности;

· недостаток вовлеченности, отчужденность от значимых взрослых; [Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии/Л.А.Александрова// Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2/ под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С.Яницкого. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — С. 82-90, c.86]

 

В нашем исследовании, мы имеем цель выявить те компоненты, с которыми может быть взаимосвязана жизнестойкость.
Логично предположить, что такая важная структура не может быть не взаимосвязана с таким параметром. Как самооценка.
В свою очередь, понятие «самооценки» ввел впервые Уильям Джеймс. Он был первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности.. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно:

· ее составных элементов;

· чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка);

· поступков, вызываемых этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение).

Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой. Последующие персонологи развили свои теории личности, рассматривая самооценку человека через призму тех философских взглядов, которые лежат в основе каждой из таких теорий.[ Джеймс У. Психология. [Текст] /У. Джеймс.-М.:Педагогика, 1991.86 с.]

 

Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией суперэго [Различные пути преодоления заниженной самооценки А. Кузьменко]

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознания результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств (Горбачева В.А., Акудинова Н.Е., Бронников И.Н.). Причём, главную роль в формировании личности играет фактор социальной среды, издержки семейного и школьного воспитания, рабочий коллектив и т.д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль.[ http://www.psychology.ru//]

Альфред Адлер видел истоки формирования самооценки, а в частности, чувства неполноценности в детстве, когда ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и нуждается в опеке родителей.[ Различные пути преодоления заниженной самооценки]

“Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности”.

Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочнение чувства превосходства.

Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия “самости” или “Я- концепции”. Основную роль в формировании “Я-концепции” он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, “Я-концепция” формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т.д.). Через призму своей “Я-концепции“ человек видит мир. Роджерс предположил, что “Я-концепция” не контролирует и не регулирует действия человека, скорее она символизирует главную часть сознательного опыта индивидуума, а поведение человека лишь согласуется с ней. Сама “Я-концепция” включает в себя не только наше восприятия того, какие мы есть, но так же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

Абрахам Маслоу рассматривает самооценку в свете описанной им иерархии потребностей. В этой иерархии он последовательно расположил человеческие потребности в порядке их очередности:

· Физиологические потребности.

· Потребности безопасности и защиты.

· Потребности принадлежности и любви.

· Потребности самоуважения.

· Потребности самоактуализации (самосовершенствования).

Маслоу указал, что невозможно подняться на уровень последующей потребности, не удовлетворив предыдущую. Из названных потребностей непосредственно связанны с самооценкой две:

- потребности в принадлежности и любви;

- потребности самоуважения.

Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижение независимости и свободы. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, социальный статус, оценка и принятие. Человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми для него людьми.[ Различные пути преодоления заниженной самооценки]

Заниженное самоуважение и коммуникативные трудности влияют на социальную активность таких людей. Они принимают значительно меньше участия в общественной жизни, реже занимают выборные должности. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить или подчиняться, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет необходимых данных. Рассматривая ниже признаки заниженной самооценки, мы более подробно остановимся на её проявлениях

Существуют данные о наличии связи между самоуважением и отношением к другим людям: человек, положительно относящийся к себе, обычно принимает и других, тогда как негативное отношение к себе часто сочетается с отрицательным и недоброжелательным отношением к другим. Низкое самоуважение порождает целый ряд трудностей в сфере общения и межличностных отношений (Л.Келе, Р.Кулка, Д.Клингель 1930), а также связано с различными эмоциональными расстройствами: депрессиями, отрицательными эмоциональными состояниями, болезненными симптомами и агрессивным поведением (П.О'Малли, Д.Бахман, 1975).

 

В свою очередь, нельзя не предположить о том, что адекватная самооценка является взаимосвязана с адекватной мотивацией, и не просто, а именно к достижению цели.
Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:[ Современные тенденции в управлении персоналом. Учебное пособие. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Издательство "Академия Естествознания", 2009 год]

содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);

процессуальные теории (Врум и др.);

теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:

физиологические потребности (уровень 1);

потребность в безопасности (уровень 2);

социальные потребности (уровень 3);

потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);

потребность в самовыражении (уровень 5).

Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

потребности делятся на первичные и вторичные и образу­ют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;

поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;

после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уров­ням:

- уровень 1 - 85%;

- уровень 2 - 70%;

- уровень 3 - 50%;

- уровень 4 - 40%

- уровень 5 - 10%.

Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.

 

В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности.

 

С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены.

 

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:

· потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);

· наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;

· для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;

· для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

 

 

Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулери. Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.

 

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

· значимость достижения успеха;

· надежда на успех;

· субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

· субъективные эталоны достижения.

 

Вопросом конфликтов, стилей конфликтного поведения занимались и занимаются в настоящее время много представителей социологии, психологии, конфликтологии, такие, как Н.В.Гришина, К. Килменн, Н. А. Лобан, В.П. Пугачев, Дж. Г. Скотт и многие другие. Самая известная классификация стилей конфликтного поведения была предложена Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килменном, которые в 1872 году разработали тест, предназначенный для выявления доминирующего стиля поведения в конфликте у человека. Тест приобрел широкую известность и популярность, его часто психологи используют в диагностической работе (с клиентами, в организациях) [Пульман, М. Ю. Связь стилей конфликтного поведения и самооценки у студентов/М. Ю. Пульман//М.:Молодой ученый,2012. — №12. — С. 419-422.Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти/А.А.Реан//СПб, Издательский дом «Нева»,2002, с.419-422].

В современных психологических трактовках конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, расхождение интересов. Изучение конфликтности личности в современной психологии является всегда актуальным.

Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, подругому, принцип, который социолог назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды [Кузьмина, Т.В., Конфликтология. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dalib.ru/b/kuzmina_shpargalka_po_konfliktologii (Дата доступа: 28.03.2015].

Определений понятию «конфликт» дано достаточно много, рассмотрим некоторые из них. Конфликт в переводе с латинского (conflictus) означает столкновение. Если обратиться к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то конфликт определяется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития. Г. Спенсер был сторонником социал-дарвинизма, получившего развитие в данный период. Социал-дарвинисты утверждали, что общество может быть отождествлено с организмом. Это дает возможность объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Яркими представителями этого учения, наряду со Спенсером, были У. Бэджгот, У. Самнер, Л. Гумплович, Г. Ратценгофер, А. Смолл, которые, описывая проявления социальной борьбы в столкновении интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекли внимание к проблеме конфликта [Анцупов, А.Я., Конфликтология/ А.Я. Анцупов//М.:ЮНИТИ,2000. — С.67-153, с.67].

Заметным шагом в изучении конфликта западной социологией стали работы немецкого социолога Георга Зиммеля, основоположника функциональной теории конфликта. Зиммель утверждал, что «конфликт — универсальное явление; более того, полностью единая и гармоничная группа или общество вообще немыслимы. Даже если бы они существовали, то, не обладая механизмом саморазвития и не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались бы нежизнеспособными» [Анцупов, А.Я., Конфликтология/ А.Я. Анцупов//М.:ЮНИТИ,2000. — С.67-153, с.68].

Американский социолог Л. Козер говорит о том, что необходимо отличать конфликт от враждебного или антагонистического отношения. По Козеру социальный конфликт - это, прежде всего, «социальное взаимодействие, тогда как отношение или чувство представляют собой только предрасположенность к действию. Предрасположенность необязательно выливается в конфликт; важнейшими промежуточными переменными, влияющими на возникновение конфликта, являются степень и способ легитимации власти и системы статусов» [Козер, Л. Функции социального конфликта /Л. Козер. Перевод с англ. О. А. Назаровой//— М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, с.208].

Л. Козер отмечает неоднозначную роль внешнего конфликта для сплочения группы. Внутренняя сплоченность возрастает, если группа достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе, а не ее части, и воспринимается всеми членами группы именно как общая угроза. Для недостаточно интегрированных групп характерна жесткость по отношению к несогласным членам, стремление подавить проявления внутренних конфликтов. Позитивной функцией социального конфликта Козер считал то, что он стимулирует социальные перемены, появление новых общественных порядков, норм и отношений. [Козер, Л. Функции социального конфликта /Л. Козер. Перевод с англ. О. А. Назаровой//— М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, с.208].

Конфликт как социально-психологический феномен является закономерной и неотъемлемой характеристикой социальных отношений. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития. Конфликты возникают в любой плоскости человеческих взаимоотношений, и, система высшего образования не является исключением.

Причины конфликтов типа «студент – студент», по оценкам самих студентов, имеют следующие основания:

• неадекватность оценок и самооценок;

• различия в ценностных ориентациях;

• разлад человека с самим собой;

• бестактность в общении, зависть к успехам другого.

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации [Бильданова, В.Р., Выраженность конфликтности у студентов педвуза/ В.Р. Бильданова, Г.Ф. Мингалеева// Современные наукоемкие технологии.– 2013. – № 7 (2), с.214-215].

Согласно предложенной Кеннетом У. Томасом и Ральфом Х. Килменном классификации выделяют пять стилей поведения в конфликте: избегание, приспособление, сотрудничество, соперничество и компромисс. Наиболее эгоцентричным является стиль соперничества, когда человек при конфликте совершенно не учитывает интересы и позицию своего оппонента. Используя приспособление, напротив, человек подавляет свою точку зрения в интересах другого. При сотрудничестве и компромиссе иная точка зрения и позиция абсолютно принимается, но различие этих стилей состоит в уровне от стояния своих собственных интересов (в компромиссе меньше выражено). И, наконец, избегание представляет собой уход от конфликта, нежелание его разрешать [Гришина, Н.В. Психология конфликта /Н.В. Гришина// – СПб.: Питер, 2005, с.464].

Как всякая психическая особенность человека, определенный стиль поведения в конфликте имеет свою детерминированность. Данный вопрос также является достаточно актуальным среди психологов. Так, А.В. Гончаров изучал влияние самоотношения на конфликтное поведение студентов, С.Б. Мохова и А.Н. Неврюев связывали выбор стиля конфликтного поведения с набором профессиональных навыков, а также непосредственно с уровнем профессионального обучения [Гончаров, А.В. Изучение влияния самоотношения на конфликтность поведения студентов/А.В. Гончаров// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова №1, с.237-240; 20, с.1-14]

Стоит отметить, что как социальные, так и внутриличностные конфликты демонстрируют свое влияние на дальнейшее развитие личности и её взаимодействие в социуме и в рамках свое профессиональной деятельности.

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы ни разу в жизни не переживал внутриличностного конфликта. Более того, с такими конфликтами в своей жизни человеку приходится сталкиваться постоянно. Конструктивный внутриличностный конфликт является неотъемлемым элементом развития его психики. Деструктивный внутриличностный конфликт приводит к достаточно серьезным последствиям, от тяжелых переживаний вызывающих стрессы, до крайней формы его разрешения - суицида. Следует подчеркнуть, что внутренняя конфликтная ситуация постоянно присутствует в каждом человеке. Для психически здоровой личности внутренняя конфликтная ситуация на «фоновом» уровне вполне естественное состояние психики [Лобан Н. А. Конфликтология].

В объяснении внутриличностного конфликта Эрих Фромм выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с ней причины внутриличностного конфликта заключены в дихотомичной природе самого человека. А она проявляется в экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; проблеме потенциальных возможностей человека и ограниченности условий их реализации и др. Более конкретно Э. Фромм реализует ее в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Так, по функциям внутриличностного конфликта, его можно классифицировать как:

- конструктивный (функциональный, продуктивный) конфликт способствует максимальному развитию субъектов конфликта и конструктивным личностным затратам по его разрешению.

- деструктивный (дисфункциональный, непродуктивный) конфликт усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис, приводит, как правило, к невротическому конфликту.

 

Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.[ Козилова, Л. В. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конфликтология» для студентов педагогического факультета заочной формы обучения/Л.В. Козилова, с.28]

 

Конфликтная личность — это человек с завышенной самооценкой, выражающий постоянную тревогу, неудовлетворенность, претензии и необоснованное посягательство к другому лицу или коллективу.

 

Д. Скотт, отождествляя понятие «конфликтный» и «тяжелый» человек, выделяет следующие типы личности:

· «Агресивисты» - люди, которые говорят колкости, задирают других и «вспыхивают», если их не слушают.

· «Жалобщики» - лица, которые всегда на что-нибудь ропщут. Сами же ничего не делают для решения проблемы, поскольку считают себя не способными ни на что или не хотят ни о чем думать.

· «Сверхуступчивы» - люди, которые всегда говорят «да», по любому поводу обещают поддержку, но нередко их слова расходятся с делом, они не оправдывают положенных на них надежд.

· «Вечные пессимисты» - лица, которые всегда и во всем предусматривают неудачи.

· «Всезнайки» - лица, которые считают себя выше за других, их мысленное преимущество дополняется осознанием собственной важности.

· «Нерешительные» или «стопоры» - люди, которые не могут утвердить решение через страх ошибиться.

· «Максималисты» - люди, которые хотят чего-то прямо сейчас, хотя в этом нет особой необходимости.

· «Невинные лжецы» - люди, которые «заметают следы», много обманывают так, что невозможно понять, во что верить, а во что нет.

· «Ошибочные альтруисты» - лица, которые делают добро, но в глубине души жалеют об этом [Скотт, Дж., Сила ума. Способы разрешения конфликтов].

· Стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни, стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем [Зимняя, И.А. Педагогическая психология/,c.178-208; Мохова, С.Б., Некоторые личностные особенности конфликтного поведения студентов-психологов на ранних этапах (I-III курс) обучения в вузе, c.124].

· На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «…интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [Анцупов, А.Я., Конфликтология, с.20].

· Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности. Среди факторов стрессоустойчивости – психофизиологические особенности, отношение к работе, тип личности.

· Помимо работ по стрессу в спорте встречаются работы некоторых ученых по стрессу в профессиональной деятельности. Высокую напряженность имеет такая профессия, в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль над способами и результатами выполнения заданий.

· В работах, где изучаются психологические проблемы стресса доказывается зависимость поведения во время стресса от степени значимости ситуации, от психологической структуры личности (отношение человека к трудностям в работе, успеху и неудаче, уверенности и неуверенности в своих силах, направленности личности, уровня ее притязаний и реальных возможностей и т.п. [Зимняя, И.А. Педагогическая психология,c.178-208; Козер, Л. Функции социального конфликта,c.121-126]

· Из всего выше нами сказанного можно сделать вывод, что понятие стресса рассматривалось в разное время и в разных направлениях и науках, например, в спорте и в профессиональной деятельности человека. Именно поэтому, как нам кажется, нет одного определенного понятия стресса. Стресс в разное время и в разных направлениях определяется по-разному.

· Подводя итог можно напомнить основные черты психического стресса:

· 1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

· 2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

· 3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

· Итак, стресс – целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

· Данное определение стресса не только отвечает принципу системности, но и акцентирует внимание на человеке как личности.

 

Date: 2016-05-23; view: 1144; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию