Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Княжество Лихтенштейн





 

Краткая информация:

Государство в Центральной Европе, расположенное между территориями Швейцарии и Австрии.

Территория - 160 км2. Столица – город Вадуц.

Население - 36 тысяч человек

Официальный язык - немецкий.

Государственная религия - католицизм (исповедует 8/10 населения).

Лихтенштейн представляет собой государство унитарного устройства, состоящее административном плане из двух исторически сложившихся областей: Oberland (Верхний Лихтенштейн) и Unterland (Нижний Лихтенштейн), в свою очередь разделённых на 11 общин.

В стране действует конституция 1921 г. По форме правления Лихтенштейн является наследственной парламентской монархией при демократическом политическом режиме.

Во главе государства находится монарх, носящий титул – князь. На 2016 год им является князь фон унд цу Лихтенштейн, герцог Троппау и Егерндорф, граф Ритберг Ханс-Адам II.

На монарха возложены представительские функции. Конституция закрепляет за ним полномочия по открытию и закрытию Ландтага (однопалатного парламента). За князем сохраняется право распустить Ландтаг по собственной инициативе. Решения парламента не имеют законной силы без согласия князя. Указы главы государства, напротив, при чрезвычайных обстоятельствах могут быть изданы, имея законную силу без согласия премьер-министра и парламента. Так же, у князя сохраняются неограниченные права, связанные с вопросами помилования. Глава государства может приостановить уголовное преследование, присваивать титулы, звания, возводить в дворянский ранг и вручать государственные награды Лихтенштейна.

За Ландтагом (однопалатный парламент), состоящим из 25 депутатов, которые избираются путём тайного прямого голосования по пропорциональной системе сроком на 4 года, закреплена законодательная власть.

На коалиционное правительство, состоящее из пяти человек, возложена исполнительная власть. Состав правительства:

1) Премьер-министр;

2) Заместитель премьер-министра;

3) Три правительственных советника.

За премьер-министром закреплены функции министра иностранных дел, министра юстиции и министра финансов.

В соответствии со сложившимися традициями три члена правительства, являются представителями парламентского большинства, двое представляют интересы оппозиции. Князь по предложению Ландтага назначает членов правительства. Срок полномочий членов коалиционного правительства четыре года. В случае утраты доверия тем или иным членом правительства Ландтаг сохраняет за собой право направить прошение главе государства об этого члена правительства.

Конституция 1921 года закрепляет в княжестве независимую судебную власть. Суды общей юрисдикции подразделяются на три уровня:

1) Landgericht (Окружной суд) – суд первой инстанции;

2) Obergericht (Высший суд) - суд апелляционной инстанции;

3) Oberste Gerichtshof (Верховный суд) - суд последней инстанции.

Монарх назначает судей по предложению Ландтага.

Административному суду подсудны дела административной юстиции. Помимо всего прочего административный суд имеет право рассматривать поступающие жалобы на решения коалиционного правительства.

Высший государственный трибунал – государственный орган выполняющий функции конституционного контроля. Члены Высшего трибунала выбираются Ландтагом. Выборы председателя утверждает монарх. Основные задачи трибунала:

1) Защита прав, предоставленных Конституцией Лихтенштейна 1921 года;

2) Разрешение споров между судами;

3) Разрешение споров между административными властями;

4) Выступает в качестве дисциплинарного суда в отношении членов Правительства.

5) Рассмотрение вопросов касающихся конституционности законов и о законности издаваемых Правительством указов.

 

 

Глава 2. Основные институты государственной власти в монархиях Западной Европы.

2.1 Монарх, как глава государства.

Для начала, следует отметить, что на сегодняшний день почти во всех западноевропейских монархиях роль царствующей особы в государственной деятельности сводится фактически к минимуму. Исходя из конституций этих государств, устанавливающих, безусловно, подзаконный статуса монарха и его деятельности, можно определить сущность и объём конституционной роли монарха.

Исключив Основной Закон Ватикана, можно сказать, что конституционные акты западноевропейских монархий либо обязывают монарха присягать конституции и законам своего государства, либо закрепляют непосредственную зависимость полномочий монарха только от основного закона. Так же ряд случаев демонстрирует, что это условие, обязательное для конституционной монархии, может быть дополнено рядом специальных условий. Приведём несколько примеров:

Так, согласно статье 61.1 Конституции Испании, испанский король даёт присягу конституции, обязываясь исполнять и защищать конституцию и законы, уважать права граждан и автономию сообществ.

В статье 32 конституции Нидерландов на короля возложено добросовестное исполнение полномочий возложенных на него, так же оговаривая, что даже при управлении королевским домом необходимо учитывать общественные интересы (ст. 41).

Лучше всего низведение статуса монарха до подзаконного уровня можно проиллюстрировать при помощи одного из частных случаев. А именно удаления из публично-правовых отношений некогда важного института присяги подданных монарху. Правда, стоит отметить, что не все западноевропейские монархии отказались от этого института. Он сохраняется статьёй 13 Конституции Лихтенштейна, и для народных представителей - Нидерландов, статьёй 54 Конституции 1972 г., Люксембурга, статьёй 57, абзацем 2.

В большинстве западноевропейских монархических государствах, финансовая независимость монарха, которая обычно и являлась главной опорой его самостоятельности, поставлена под общую власть представительных органов.

Посредством цивильного листа происходит конституционное обеспечение исполнения монархом его государственных функций. В зависимости от национальных традиций цивильный лист определяется или ежегодно или на срок правления монарха. В первом случае обеспечение государственной деятельности монарха становится сродни государственному бюджету. Пример: в Конституции Андорры прямо указано в статье 47 посвящённой бюджетным дотациям.

В ряде случаев обеспечение и содержание королевской фамилии закрепляется на законодательном уровне. Так происходит в Великобритании, Дании и Нидерландах. В Лихтенштейне, устанавливается совместный орган контроля казны, состоящий из князя и представительного органа государственной власти. В соответствии со статьёй 34 Конституции Монако не допускается вмешательство органов государственной власти регулирование имущественного положения князя. Регулирование признаётся функцией подчиненной статутам монаршего дома. Лишь в статье 40.1 Конституции Нидерландов оговаривается налоговый иммунитет на имущество монарха, являющийся одной из существенных частей королевской прерогативы.

На первое место в качестве одного из общих положений, закрепляющих подзаконный статус монарха, следует поставить резкое ограничение полномочий монарха в законодательной сфере, вплоть до крайней формой данного положения - полного отстранения монарха от законодательных дел государства. Однако, стоит заметить, что на деле характеристика законодательной роли монарха охватывает куда больший спектр конституционных вариантов.

В соответствии со статьёй 1, Основного Закона Ватикана, который является единственным законом, в этом отношении, за понтификом, как за абсолютным монархом, закреплена вся полнота законодательной власти.

Существуют и более сложные варианты конституционно-правовых отношений. Они строятся на наделении по конституции монарха и парламентского органа совместными законодательными полномочиями. Эти совместные полномочия подразумевают реальное, а не фактическое, участие монарха в законодательной отрасли. К таковым стоит отнести законодательные полномочия монархов в малых западноевропейских государствах. За монархом сохраняется право законодательной инициативы, в том числе в качестве исключительной прерогативы. Монарх скрепляет своей подписью законы, давая им юридическую силу и обнародует их. Таким образом, судьба закона зависит от того одобрит его монарх или нет.

Внешне сходным является конституционное декларирование законодательных полномочий монарха в Великобритании, Дании и Бельгии. Законодательная власть осуществляется монархом совместно с парламентом. Либо монаршая особа является составной частью парламента. В этих странах за монархом закреплены полномочия по утверждению и обнародованию принятых в парламенте законов. Однако реального влияния на содержание принимаемого закона монарх не имеет.

С формальной точки зрения, волеизъявление монарха способно повлиять на судьбу, принятого парламентом, законопроекта. На практике же конституционно-правовые отношения в сфере принятия законов в большей мере определяются политически. Так, за британским монархом, номинально закреплено право на законодательное вето, которое может быть наложено на решения парламента. Однако, не применение королём этого права на протяжении трёхсот лет, сформировало конституционный обычай, который предполагает, что решения парламента подлежат обязательному согласию монарха.

В Дании, в соответствии с действующей Конституцией 1953 г, монарху предоставлено право вето. Однако в последний раз король воспользовался этим правом в 1844 г. Таким образом полномочия монарха переходят в разряд латентных, скрытых и политически номинальных. Однако за датским королём (в отличие от Британского монарха) сохраняется возможность законодательного вето. Судьба законопроекта не является конституционно оговоренной, в том случае если монарх не утверждает его в назначенный срок.

Существует и третий вариант, разделяющий законодательные полномочия парламента и монарха. Он фактически аналогичен варианту номинальных полномочий. Его суть заключается в том, что за монархом закреплено право утверждения и обнародования, законов принятых парламентом. Право отлагательного вето отсутствует. По своей сути, на монарха возложены те же функции, что и на главу государства при парламентско-президентском строе.

Четвертый вариант. Полное декларирование и отстранение монарха от законодательного процесса. Так, в соответствии Шведской конституции парламент является единственным выразителем законодательной власти. Король не имеет полномочий ни в законодательной, ни в исполнительной сфере власти.

Ко второму следствию рассматриваемого подзаконного статуса монарха относится безучастие монарха в пересмотре Основного закона государства.

Лишь в конституциях Бельгии и Монако, опосредованно придерживающихся традиций французской конституционно-правовой доктрины, в которых глава государства рассматривается с позиции условного суверена, установлено, что согласованным решением монарха и парламента конституция может быть допущена к пересмотру.

Так же это подразумевается и в статьях 105-107 Основного закона Андорры. Таким образам, исключая Ватикан, можно сказать, что конституционные акты в западноевропейских монархиях подлежат пересмотру или видоизменению без всякого участия монарха, даже в том случае если для монарха оговорено специфическое право законодательной инициативы в этом вопросе.

Стоит отметить, что другие проявления законодательных функции монарха, помимо полномочий утверждения и обнародования законов, являются фрагментарными либо же они лишены определяющего значения.

Более сложной является картина участия монарха в исполнительной власти – второй из основных характеристик реализации принципа, занимающего центральное положение фактически во всех современных европейских конституциях. Принципа разделения властей.

Так, почти в половине конституций западноевропейских монархий, существует декларация, определяющая главенствующую роль монарха в отправлении исполнительной власти. Однако, в сущности, на полномочия монарха в данной сфере, эти декларации никак не влияют. Так в соответствии с конституциями Дании, Лихтенштейна, Монако и Норвегии, в руки монах вверяется вся полнота исполнительной власти. Но лишь князья Монако и Лихтенштейна реализуют свои полномочия в сфере исполнительной власти непосредственно. Согласно законодательствам Бельгии и Люксембурга конституционно оговорены пределы декларации, предоставляющей монарху полномочия в сфере исполнительной власти. Таким образом полномочия монарха в сфере исполнительной власти определяется конституционной доктриной, как следствие делегирования народного суверенитета в руки монаршей особы. Иными словами, формально, эти полномочия, предоставляются главе государства. В таких государствах, как Андорра, Великобритания, Испания, Нидерланды и Швеция позиция монарха по отношению к исполнительной власти в конституционных актах, понимается именно в этом качестве. Несмотря на то, что участие монарха в сфере исполнительной власти прямо не закреплено в законодательных актах этих государств, конкретная организация институтов правительственной и административной деятельности предполагает номинальную санкцию с его стороны.

Таким образом, сущность функции монарха можно понять лишь через призму его конституционно-правовых отношений с определёнными правительственными институтами. Из западноевропейских парламентских монархий лишь в норвежской конституции, сохранились установки, которые были характерны для ранних ограниченных монархий западной Европы. Конкретные правоположения этой конституции раскрывают содержание исполнительно-властной деятельности монарха. Так норвежский король:

1. Сам назначает правительство;

2. Сам распределяет дела между членами правительства.

3. Вправе увольнять членов правительства по собственному усмотрению;

4. Санкционирует назначение и увольнение всех прочих государственных служащих с некоторыми ограничениями;

5. Обеспечивает соответствующую официальному вероисповеданию религиозную политику в государстве;

6. Обеспечивает деятельность правительства в хозяйственно-экономической и финансовой сферах;

7. Управляет государственными имуществами;

8. Осуществляет ряд наиболее общественно значимых правительственных полномочий, оговорённых согласием парламента.

Таким образом центральную роль в вопросе конституционных отношений в сфере исполнительной власти занимает, организация правительства и форма участия в этом монарха.

Изначально определяющая роль структуре политических взаимоотношений парламентарной монархии возлагается на членов народного представительства. Они отвечают за: организацию правительства и в контроле за содержанием его политической деятельности. Подобная ситуация отражает конституционный строй, и в особенности реальность конституционно-правовых отношений большей части европейских монархий. Хотя, собственно, в каждой конституции этот вопрос решается по-разному. Формально, являясь главой государства, на практике, монарх только оформляет юридически факт образования правительства, предварительно избранного органом представительной власти. В случае такого варианта монарх не взаимодействует с работой и политикой правительства, как бы находясь вне него.

Широкое распространение так же получил вариант, при котором монарх номинально возглавляя правительство состоящее из назначенных им министров. За монархом закреплено право увольнения министров, реорганизации высших правительственных институтов без всякого правового участия парламентских институтов. В дальнейшем судьба такого правительства может сложится следующим образом:

1. Оно прямо признается ответственным перед парламентом

2. подразумевается взаимодействующим с парламентом.

3. В связи со сложившимися традициями представляет интересы парламентского большинства.

В последнем случае, характерном для Британской монархии парламентское правительство юридически как бы не существует. Она является составляющей частью так называемого Королевского Тайного совета, роль которого гарантирована на законном уровне.

В статье 62 испанской конституции оговорено, что за королём закреплена возможность непосредственной возможности председательствовать в Правительстве, посредством специального приглашения главы Правительства.

Вне общих рамок конституционно-правовых принципов парламентской монархии находится организация правительства дуалистической монархии в Лихтенштейне и в Монако. В этих государствах монарх формирует правительство и оно соответственно несёт перед ним ответственность. В княжестве Лихтенштейн, правительство ответственно одновременно и перед Князем и перед Парламентом. Монарх может организовывать и направлять правительственную деятельность, в порядке верховного управления.

Но лишь в конституционном строе княжества Монако организация Правительства не сопрягается с принципами безответственности монарха и правилом обязательной контрасигнатуры его правительственных решений министрами.

Правило контрасигнатуры во взаимосвязи с принципом безответственности монарха является одной из ранних конституционных форм подчинения деятельности правительства парламенту или иному представительному органу, в государстве которое номинально или даже фактически возглавляется монархом. Наиболее категоричное выражение это правило, присутствующее практически во всех конституциях, обрело в Конституции Бельгии: "Никакой акт Короля не имеет силы, если он не контрасигнован министром" (ст. 106).

 

Любые нормативные акты, издаваемые монархом, подлежат контрасигнатуре. Таким образом, создается, как прямо, так и опосредованно, форма контроля над деятельностью органов исполнительной власти, взаимодействием политики правительства и парламента. В свою очередь, за парламентом закреплено право, требовать отставки правительства, отстранения министра от должности или возбуждения уголовного преследования в отношении министра.

Существует так же специальная оговорка в конституциях, которая не позволяет монарху освобождать от ответственности своих министров без согласия парламента. Это попутное, но не менее существенное следствие этого узла конституционно-правовых отношений, представляет собой своеобразную конституционную компенсацию личной безответственности монарха, которая напрямую не декларирована только в конституциях Испании, Лихтенштейна.

Правило контрасигнатуры является практическим ограничителем возможностей монарха по реализации ряда конституционных полномочий. Большинство конституций, во взаимоотношении парламента и монарха исходят из принципа неподконтрольности монарху организационной и политической деятельности народного представительства. Лишь конституциями дуалистических монархий, характерных для малых государств западной Европы (Монако, Люксембург, Лихтенштейна), установлено безусловное право, позволяющее монарху распустить парламентарный орган. В остальных конституциях это право либо является исключительно номинальным, либо жёстко ограничено оговорками. Монарх, действующий в качестве главы государства, открывает и закрывает парламентские сессии, скрепляет акты парламента своей подписью, может продлевать сессии или назначать чрезвычайные собрания.

Наряду с этим конституции либо прямо устанавливает либо же подразумевают эти действий монарха являются или юридически необязательными или их реализация невозможна вопреки интересам парламента.

Поэтому, даже конституционно признанное и закреплённое за монархом право роспуска парламентом, на практике реализуется своеобразно, создавая новую реальность конституционно-правовых отношений. Так в Швеции монарх даже являясь главой государства не имеет никакого влияния на созыв, роспуск и т.д. Риксдага: все эти функции выполняет Правительство.

Конституция Великобритании сохраняет за королём ряд прав:

1) Номинальное право роспуска Парламента в любой момент;

2) Без его участия короля в открытии сессии, заседание парламента не может считаться законным;

3) С 1967 г. за королём закреплено право утверждать омбудсмена.

Однако ряд конституционных обычаев сложившихся в Британской правовой системе не допускает самостоятельности действий короля. Практическая реализация деятельности монарха сдерживается правилом контрасигнатуры и избирательными законами.

В военно-политической сфере и сфере международных отношений, которые традиционно сохраняются за главой государства, полномочия монарха характеризуются сходным сочетанием конституционных дозволений и издержек. Исключением являются лишь Лихтенштейн, Норвегия и Андорра конституции, которых сохраняют за монархом статус верховного главнокомандующего вооруженными силами страны, тем самым наделяют его специальной обязанностью принимать меры по безопасности страны. За монархом сохраняется право производить назначения на военные должности, присваивать воинские звания. Но, использование монархом вооруженных сил, должно быть обязательно согласованно с парламентом, либо регулируется специальным законодательством. Так, в Великобритании присвоение званий и назначения на военные должности номинально производится от имени короны. Однако король, как правило, не подписывает приказов по военным ведомствам и патентов на чины с 1860-х гг. Правилом контрасигнатуры так же сдерживает самостоятельное решение монарха в этих вопросах.

Практически во всех конституциях западноевропейских монархий, функции монархов во внешней политике сводятся к трем полномочиям:

1) Подписание и денонсация международных договоров;

2) Объявление войны и заключение мира;

3) Назначение дипломатических представителей своей страны и аккредитация при своей особе дипломатических представителей других государств.

Лишь Конституция княжества Монако предоставляет монарху безусловное право единолично представлять государство в международных отношениях и лишь извещать Народное собрание о международных соглашениях (ст. 13-14).

Конституция Андорры (ст. 45, 66, ч. 3) же напротив, гласит, что князь не может заключать соглашения без участия соправителей. В остальных случаях монарх, в качестве главы государства, подписывает или денонсирует договоры по решению парламента, либо по предусмотренным конституцией основаниям. Вопросы существенные для государства, такие как уступка территории, государственные обязательства и другие, также предполагают согласие представительных институтов.

В качестве особенности национальной конституционно-правовой традиции можно указать право монарха на использование вооруженных сил без предварительного согласия парламента, в случае реальной угрозы суверенитету или конституционному строю страны. Параллельно некоторые конституции прямо указывают на право монарха объявлять военное положение в стране, с учётом законов, существующих на этот счет. Однако в большинстве монархических государств на правительство, а не на короля возложено объявление военного или чрезвычайного положения.

Разрешая вопросы о законодательной инициативе монарха, взаимоотношениях с парламентом, вопросов войны и мира, заключении договоров и др. конституции ряда государств предусматривают посредствующую роль высших совещательных органов правительственного значения. В Монако это таким органом является Совета Короны - особый консультативный орган, который образуется Князем и Парламентом на паритетных началах. В Дании и Норвегии это Государственный совет - по сути своей то же правительства с исторически сложившейся расширенной формой деятельности, возглавляемое монархом, с участием наследника престола, других лиц.

На сегодняшний день одним из проявлений демократизма в современных западноевропейских монархиях является ограничение важнейшей составляющей особого статуса монарха и наверняка главную составляющую "монархического принципа" - королевской прерогативы. Ныне полномочия ранее являвшиеся прерогативой короля починены закону. Например право монарха на чеканку монеты (выпуск денежных знаков). Лишь статьёй 39 конституции Люксембурга это право декларировано без оговорок. В иных случаях это право реализуется только в силу закона.

Не тронутым осталось лишь право монаршей особы жаловать своим подданным дворянские титулы, награждать орденами, причем иногда оговорки о подзаконности присутствуют и здесь. По существу в связи с тем, что в современной правовой системе произошло упразднение правовых привилегий связанных с дворянством, орденами, титулами и т.п. они трансформировались в почетные звания или государственные награды (за исключением, пожалуй, Великобритании). Таким образом, конституция оставляет в полномочном распоряжении монарха лишь назначение на должности своего двора и организация двора.

Конституции современных западноевропейских монархий полностью исключают возможность монарха участвовать в отправлении судебной власти. Исключением является лишь Основной Закона Ватикана. Статьи 1, 10 и 18 Ватиканской конституции декларируют право правителя, наделять судебной властью, назначать всех судей своего государства, сохранять за собой верховное право помилования и смягчения наказания. Статья 88 Конституции Монако номинально сохраняет судебную власть за Князем, который конституционно делегирует ее судам. В других же монархических государствах полностью самостоятельная конструкция судебной власти исключает участие в ней монарха. Даже в случае сохранения за монархом права назначать судей, эти назначения без возможности в дальнейшем оказывать разовое влияние на действия суда. За монархом сохраняется лишь право смягчения наказаний и помилования осуждённых. Хотя, обычно, судебная власть осуществляется от имени монарха, нередко и эта прерогатива монарха должна быть предварительным ходатайством суда, либо рекомендаций правительства или парламента. В силу особенностей конституционной традиции, иногда за монархом оставлено право направления обвинений в высшую судебную инстанцию страны.

В малых западноевропейских государствах сохранилось и конституционно закреплено участие монарха в организации высшей судебной власти. Так монарх:

1) При согласии парламента, назначает состав высших судов;

2) Утверждает председателя высшего суда;

3) Назначает судей административного трибунала и, частично, конституционного суда.

Стоит отметить, что ещё У. Бэджгот представил новое доктринальное представление о функциях монарха, не связанных с собственно отправлением государственной власти. Он охарактеризовал его, как: "процесс замещения в целом реальных конституционных полномочий монарха номинальными, переключение его компетенции с политического правления страной на права ободрять, предостерегать, поощрять".

Признание или декларирование особой идейно-символической функции монарха имеет значение, минимум, для двух направлений его политической роли. В первую очередь, монарх, как глава государства выступает гарантом государственного порядка, интересов нации в целом или в условиях ситуативного обострения борьбы политических партий или даже социальных классов. И во-вторых, монарх является символом единства государства в условиях его федерализации, символом особой межгосударственной общности в рамках международных отношений стран - бывших империй. И если первое направление – явление исключительно практической политики, при формировании реальности государственно-правовых отношений, которые могут расходиться с конституционной доктриной, то второе – является следствием особого конституционно-правового статуса монарха, который вытекает из природы монархии и не может быть заменен никаким иным из государственных институтов.

 

 

2.2 Парламент в Европейских монархиях.

Парламент - общенациональное представительное учреждение демократического общества.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные.

Парламентаризм - это особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента.

Парламентаризм не может существовать без парламента, его основой является именно сильный и полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утратиться. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов.

Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства. Этот контроль по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках, но он является определяющей чертой парламентаризма и именно в нем находит свое выражение привилегированное положение парламента.

Во многих конституциях речь идет о том, что именно парламент и его депутаты представляют народ, нацию соответствующей страны (ст. 66 Кон-ституции Испании, ст. 150 Конституции Португалии и др.). В Конституции («Форме правления») Швеции парламент (Риксдаг) характеризуется как «высший представитель народа» (п. 4 гл. 1); в Конституции Бельгии (ст. 42) указывается, что члены парламента «представляют нацию, а не только тех, кто их избрал».

Как орган законодательной власти только парламент выполняет функцию принятия законов, имеющих чаще всего приоритет в отношении других нормативных

Важная роль парламента в механизме осуществления государственной власти находит свое выражение в выполнении им не только главной своей функции - законодательствовании, но и в ряде других: принятия государственного бюджета, контроля за его исполнением, установления налогов; формирования других высших государственных органов и избрания иных высших должностных лиц или участие в этих процессах; осуществления в той или иной мере (в зависимости от формы государственного правления) контроля за высшими органами и должностными лицами исполнительной власти и др. Особая роль парламента получает свое выражение и в таких его полномочиях, как: объявление войны и заключение мира или участие в этом; назначение референдума; ратификация и денонсация международных договоров; объявление амнистии; осуществление процедуры импичмента и др. Такая государственно-политическая система, в рамках которой парламент имеет высший статус и играет ведущую роль в осуществлении государственной власти, называется парламентаризмом.

Место и роль парламента в той или иной стране во многом зависят от принятой в ней формы государственного правления. Они далеко неодинаковы в парламентарной республике, где парламенту принадлежит ведущее место и решающая роль, и в президентской республике, где парламенту могут принадлежать немаловажные, но все же не решающие, а подчиненные место и роль. Не сопоставимы место и роль парламента в абсолютных монархиях, где парламенту отведены в основном консультативные функции, и в парламентарных монархиях, где парламенту принадлежит решающее слово.

Парламентарная (парламентская) монархия это такая разновидность ограниченной монархии, в рамках которой конституционно-правовой статус, правомочия и реальная власть монарха серьезно ограничены конституцией, принятой на демократической основе, избираемым парламентом, сосредоточивающим в себе законодательную власть, и ответственным только перед парламентом правительством, осуществляющим управление страной. Формально и в таких монархиях король сохраняет статус главы государства и обычно назначает правительство, но фактически он чаще всего, как говорится, «царствует, но не правит», т.к. реально страной управляет правительство, формируемое парламентом и ответственное лишь перед ним в своей деятельности. В таких монархиях при выражении парламентом вотума недоверия правительству последнее уходит в отставку или отправляется в отставку монархом.

В качестве примера парламента европейской монархии, разберём парламент Великобритании.

Британской системе органов власти парламенту отводится роль высшего органа законодательной власти. Стоит отметить, что Английский парламент, созданный в 1265 г. является старейшим не только в Европе, но и во всём мире. Состав парламента:

 

1) Монарх (король /королева);

2) Палата лордов

3) Палата общин.

 

Следуя конституционной доктрине Англии, монарху в парламенте отводится место, как его составной части. На деле же участие монарха в парламенте сводится, лишь к скреплению законодательных актов совей подписью и, следуя конституционному обычаю, не использует право вето.

 

Поэтому под парламентом в его современном виде понимаются лишь две палаты – палата лордов (верхняя палата) и палата общин (нижняя палата). Rex.
Формирование палаты лордов происходит по архаическому, с точки зрения современного общества принципу, а именно по наследству. Английские лорды представляют собой родовую аристократию, сформировавшуюся на протяжении последних трёх-четырёх столетий. Число лордов заседающих в верхней палате парламента составляет 1260 человек (реально на заседаниях присутствует не более 1/10 части от общего состава). В ее состав палаты входят носители самых разнообразных аристократических и дворянских титулов: герцоги, графы, маркизы, бароны, виконты, пэры. Парламентские акты, принятые в 1911 г. и 1949 г. существенно ограничили полномочия верхней палаты парламента. Ныне её основная функция сводится к рассмотрению и внесению поправок в проекты, представленные палатой общин. Парламентский акт 1949 г. сохранил за верхней палатой лишь право отлагательного вето. Оно представляет возможность на краткий срок отсрочить принятие вынесенных палатой общин законопроектов, которое впрочем, может быть преодолено простым большинством голосов членов нижней палаты. Единственное ограничение в этом случае голосование нижней палаты против вето должно проходить на другой сессии парламента. Это обстоятельство означает, что верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу (сессия парламента проходит раз в год). Но всё же практика показывает, что палата лордов, крайне редко возражает против законопроектов, принятых палатой общин. Билли финансового характера, относящиеся к налогообложению и государственным расходам, принимаются палатой лордов в том виде, в каком они представляются палатой общин.

Как в политических, так и в общественных кругах Великобритании неоднократно поднималась и даже обсуждалась в нижней палате парламента возможность ликвидации или реорганизации палаты лордов, но на сегодняшний день этот вопрос так и не сдвинулся с мёртвой точки.

На практике единственной палатой парламента является палата общин. В соответствии с парламентскими традициями носить звание «члены парламента» могут лишь члены Палаты общин.
Избрание в нижнюю палату проходит по системе относительного большинства (мажоритарной) по одномандатным избирательным округам. За членами парламента закреплён ряд привилегий:

1) Индемнитет – право на возмещение ущерба или компенсацию.

2) Иммунитет. Правда иммунитет британских депутатов является ограниченным. Он действует лишь во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии.

3) Каждый парламентарий имеет в своём распоряжении трех помощников оплачиваемых государством.

4) Парламентарий имеет право на возмещение транспортных, канцелярских, почтовых расходов.

Стоит отметить, что жалованье, выплачиваемое английским депутатам, считается одним из самых низких в мире 32000 фунтов-стерлингов в год (пим. 2500000 млн/руб.)., Rex.
Кандидаты на пост парламентариев проводят активную работу в своих избирательных округах, поскольку, в конечном счете, их переизбрание зависит от избирателей.
В выходные дни организуются встречи с избирателями. Местные партийные организации оказывают помощь своим кандидатам-однопартийцам. В свою очередь депутаты принимают их заявления для передачи парламенту. Rex, Anti-plait, Rex.
Роль руководителя заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом возлагается на спикера. Он избирается из числа наиболее уважаемых членов палаты общин при согласовании кандидатуры с руководителями политических партий и одобрении монарха. Спикер остаётся на своей должности либо до потери депутатского мандата, либо до ухода в отставку по собственной инициативе. Основные задачи спикера:

 

1) Обеспечение взаимодействия главы государства с палатой общин;

2) Осуществление организационного руководства палатой.

 

Спикер является беспартийным, дабы избежать предоставление преимуществ для той партии, к которой он принадлежит, Так же для не допущения давления на спикера во время дебатов ему, как и его заместителям, не предоставляется права выступать на заседаниях палаты и участвовать в голосовании. Исключение составляет случай, когда голоса депутатов разделяются поровну.

 

Спикер имеет в своём распоряжении трех заместителей – вице-спикеров. Они так же являются беспартийными и не имеют права голоса. На первого заместителя спикера возлагается обязанность председательствовать в комитете путей и средств. В случае отсутствия он замещает спикера и в случаях, если палата общин преобразуется в комитет всей палаты, руководит его заседаниями.

 

Подобно другим мировым парламентам, в палате общин Великобритании образуются комитеты:

1) Общие комитеты – комитеты, формирующиеся для постатейного, тщательного рассмотрения биллей (законопроектов), как частного, так и публичного характера. Для рассмотрения каждого отдельного законопроекта может создаваться отдельный комитет, прекращающий функционирование, сразу после выполнения своей задачи. Численность от 16 до 50 человек.

 

2) Специальные комитеты

В парламенте создаются партийные фракции. Их возглавляет лидер. «Главный кнут» и «кнуты» обеспечивают явку членов фракции на голосование в палате. В нижней палате парламента Великобритании существует строгая партийная дисциплина (возможны санкции), но депутат зависит также и от поддержки избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное мнение, отличное от мнения руководства..

Основная функция парламента – законотворчество. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами. Прежде чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию. Хотя проект закона может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и лишь затем передается в палату лордов. Глава государства (монарх) обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры. Подавляющее большинство законопроектов, принимается по инициативе правительства. Для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю. Законопроект рассматривается в трех чтениях, в первом чтении клерк палаты лишь зачитывает его заголовок, во втором чтении обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием.

Rex, Anti-plait, Rex.
После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Перед этой стадией и в процессе нее проводится особенно активная работа: согласование позиций членов комитета, представляющих различные партии, подготовка экспертных заключений по важным законопроектам и т.д. Спикер использует разные приемы для сокращения прений: “гильотину” – прекращение прений в назначенный час “кенгуру” – он выбирает и ставит на голосование лишь некоторые поправки, и др. Третье чтение заключается в общей дискуссии по сути законопроека с предложениями за его принятие или против, но нередко вместо такой дискуссии спикер просто ставит проект на голосование (“за” и “против”). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты, в связи с чем, именно в такие периоды «кнуты» развивают особенно бурную деятельность, обеспечивая участие в голосовании членов своей партии.
Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

К полномочиям палаты общин относят финансовые полномочия, исходя из того, что налогообложение невозможно без представительства народа, ибо налоги изначально платит население, а представительством народа есть нижняя палата. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой. Его вносит только правительство, поправки депутатов возможны лишь по согласованию с соответствующим министром. Полномочия палаты в отношении закона о бюджете ограничены. Они ограничены и в отношении других финансовых и «денежных» биллей (между этими понятиями есть некоторое различие, а решение о том, каким является билль – финансовым или «денежным», принимает спикер палаты общин). Эти законы также обсуждаются сначала в нижней палате и должны быть приняты верхней в течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без согласия палаты лордов.

Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Однако большинство парламента и правительства, за исключением редчайших случаев, всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в парламенте и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу, правительство.

Rex.

Юридически правительство несет коллективную ответственность перед парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях определенного министра, а чаше всего о его неэтичном поведении. Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин.

Дебаты также являются формой контроля, по общим вопросам политики, которые обычно предлагаются оппозицией. В связи с этим премьер-министр регулярно выступает перед парламентом и каждый министр кабинета выступает раз в месяц. Общей политике правительства посвящены также ежегодные дебаты в связи с тронной речью монарха в парламенте при открытии его сессии.
Контроль за деятельностью министров осуществляют также парламентские специальные комитеты: с 1979 г. министры приглашаются ими (и не осмеливаются не явиться) для объяснений..

Высшую исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, который наряду с наследственным монархом является лидером страны. В правительство Великобритании входит около 100 человек; наиболее важные и влиятельные члены правительства образуют более узкую коллегию – Кабинет министров.

Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18–22 человека, в 1997 г. – 22), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др.

Он созывается на заседания и принимает решения, хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции премьер-министра. Но чаще на эти заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собирается «внутренний кабинет» – несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета.

Правительство формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств.

Также членами правительства являются министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих министров, а также все младшие министры – заместители других министров, не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд – хранитель печати). Далее министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в состав правительства включается особая категория младших министров: парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.

При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов – комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Существуют также парламентские службы, которые следят за дебатами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в парламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).

В решении вопросов местного значения важную роль играют органы местного муниципального самоуправления. За последние несколько лет эта структура существенно изменилась. В Северной Ирландии было учреждено 26 районных управлений. А также была упрощена комплексная организация самоуправления в Англии и Уэльсе и преобразована в двух яростную систему, состоящую из 53 крупных управлений графств и 369 менее крупных районных управлений. В Уэльсе вместо 13 прежних графств теперь осталось только восемь, причем пять из них получили валлийские названия. В Шотландии после реформы стало девять областных и 53 районных управления.
В Шотландии существует собственный парламент. В июле 1999г. в Эдинбурге состоялось его официальное открытие, что расценивается как самое серьезное для шотландцев событие почти за 300 лет, с того момента, как в 1707 г. независимый парламент этой страны прекратил свое существование в результате образования англо-шотландской унии.

Однопалатный парламент Шотландии насчитывает 129 членов. Среди наиболее важных полномочий, переданных Вестминстером шотландскому парламенту: право издавать законы без дальнейшего их утверждения британским парламентом; изменять размер подоходного налога в пределах трех пенсов с каждого фунта.

В сфере деятельности парламента Шотландии теперь находятся: здравоохранение; образование; подготовка кадров; местные органы самоуправления; транспорт (вопросы развития); городское планирование и жилищное строительство; службы социального обеспечения (частично); экономическе развитие, инвестирование, торговля, экспорт, туризм; гражданское, уголовное право; суды, полиция, тюрьмы, службы пожарной безопасности; защита окружающей среды и национального достояния; архивы, регистрация актов гражданского состояния; сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство; искусство (галереи, музеи) и спорт.

Парламент Великобритании сохранил за собой следующие функции:

1) Управление внешней политикой;

2) Управление обороной и задачами национальной безопасности;

3) Рассмотрение основополагающих вопросов экономики, промышленности, энергетики, денежно-кредитной политики;

4) Рассмотрение определенных вопросов внутренней политики;

5) Управление социальной защиты населения;

6) Законодательное регулирование сферы транспорта, СМИ.

Британский парламент также оставляет за собой право осуществлять законодательную власть по любому вопросу, однако при нормальных условиях он не будет принимать законы по проблематике, относящейся к компетенции Шотландии, без согласия последней.


Право голоса имеют все граждане Великобритании, а также других стран Содружества и Республики Ирландии, достигшие 18 лет и постоянно проживающие в Великобритании.

 

2.3 Правительство в Европейских монархиях.

Правительство – является высшим органом исполнительный власти государственного управления, формирующимся на коллегиальной основе из руководителей органов государственного управления и других государственных служащих

Возглавляет правительство – глава правительства, в разных странах именуемый по-разному: «председатель правительства», «председатель совета министров», «премьер-министр». Глава правительства может одновременно совмещать должность главы государства.

Основная задача, стоящая перед правительством привидение в жизнь законов, принятых. Для выполнения этой цели правительство и другие органы государственного управления выпускают подзаконные акты, как правило, имеющие силу закона. Конституции ряда западноевропейских монархий закрепляет за правительством право законодательной инициативы. Глава правительства может обращаться к законодательному органу страны с законодательной инициативой или с прошением на отмену того или иного закона.

В странах, конституции которых наделяют монарха правом роспуска или назначения правительства, это делается для того, чтобы удостовериться, что демократический процесс уважают, не становясь на сторону в политике. Назначения к государственному учреждению, сделанные конституционными монархами, для начала требуют одобрения со стороны демократически избранного правительством.

При парламентарной монархии парламенту, которому принадлежит законодательная власть, а так же формальное верховенство среди других органов государства, и правительство, ответственное за исполнительную власть несёт перед ним ответственность. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентарные монархии и дуалистические монархии в научной литературе именуют конституционными монархиями.

В парламентарных монархиях правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нём большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причём ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер.

В качестве примера рассмотрим правительства Испании и Швеции.

Испания.

Испания - конституционная монархия. Глава Испании- Король Хуан Карлос I. Его основная задача в современной политической жизни заключается в арбитраже и контроле за правильным функционированием государственных учреждений в соответствии с Конституцией. Кроме того, его Высочество утверждает назначения на самые почетные должности в органах исполнительной, законодательной и судебной властях.

Конституция 1978 года устанавливает основные права и свободы граждан Испании и возлагает Законодательную Власть на Кортесы (Парламент), Исполнительную Власть - на Правительство страны и Судебную Власть - на судей и членов Верховного Суда.

Главой Правительства является Премьер-Министр, избираемый Парламентом, который, свою очередь, несет ответственность за избрание членов Совета Министров. Члены Правительства назначаются и освобождаются от должности по усмотрению Премьер-Министра.

Министры и Министерства, входящие в состав Правительства Десятого Законодательного Собрания Испании, были назначены 21 декабря 2011 года Премьер-Министром от Народной Партии (PP), одержавшей победу во всеобщих Выборах 2011 года, Мариано Рахоем Брей.


Испания состоит из 17 регионов, каждый из которых состоит из одной или нескольких провинций, помимо которых есть два автономных города- Сеута и Мелилья на Севере Африки. В общей сложности насчитывается 50 провинций.

Каждая автономная область осуществляет полномочия, возложенные Конституцией и указанные в Уставе Автономии. Эти Уставы также содержат правила институционального регулирования Региона, которые обычно заключаются в следующем:

- Законодательное собрание, избираемое всеобщим голосованием, принимает законы, действующие в регионе;

- Правительство выполняет исполнительные и административные функции и возглавляется Президентом, назначенным Законодательным Собранием, и являющимся Высшим Представителем Региона;

- Верховный Суд выполняет функции судебной власти на территории региона.

Помимо этого, в каждом регионе есть представитель Правительства, назначенный Центральным Аппаратом, который координирует исполнение государственных решений на местном уровне региона.

Регионы являются финансово независимыми, но, тем не менее, получают отчисления из государственного бюджета.

Швеция.

Каждые четыре года шведские граждане выбирают своих представителей в Риксдаг. Риксдаг назначает Премьер-министра, перед которым стоит задача формирования правительства. Правительство управляет страной, проводя в жизнь решения Риксдага и выступая с законодательной инициативой. Ему помогают в работе правительственные учреждения и около 300 национальных агентств (ведомств). Под правительственными учреждениями понимаются – офис Премьер-министра, девять министерств и Администрация. Это политически подконтрольный орган. Правительство направляет его работу и определяет приоритеты. Во главе каждого министерства стоит министр.

Каждый министр имеет штат «политически назначенных лиц» (political appointees), представленных обычно Государственным Секретарем, Пресс-секретарем и одним или более политическим советником, которые помогают министру проводить в жизнь политику правительства. Если министр покидает правительство, вышеозначенные лица уходят вместе с ним.

Всего в правительственных учреждения работают около 4 600 служащих, большинство из которых являются техническими работниками и сохраняют свои посты независимо от политических веяний и изменения курса. Только около 200 из них являются «политически назначенными лицами», зависящими от конкретной политической ситуации.

Чиновники, работающие в министерствах, помогают правительству, снабжая его необходимыми базовыми материалами для принятия решений, и осуществляют соответствующие запросы по национальным и международным вопросам. Они также следят за работой подчиненных им ведомств (агентств). Международные переговоры, например, в рамках Европейского Союза, также могут входить в сферу их компетенции.

Политические обстоятельства предопределяют формирование правительства после выборов. Иногда оно сохраняет свой состав. В случае смены политического курса формируется новое правительство. Спикер Риксдага – тальман проводит консультации с лидерами партий. Он предлагает кандидата на пост Премьер-министра и Риксдаг голосует по данному вопросу. Если более половины членов Риксдага голосуют против выдвинутого кандидата, кандидатура отклоняется. Если предложенные спикером кандидатуры отклонены четыре раза, в трехмесячный срок проводятся новые парламентские выборы. В случае одобрения кандидатуры Риксдагом, новый Премьер-министр формирует правительство.

Премьер-министр сам определяет, кого включить в состав правительства и сколько всего в нем будет членов. Министры не обязательно должны быть профессиональными политиками, однако большинство из них, как правила, в течение многих лет занимали политические посты. Премьер-министр назначает министров и они вместе образуют правительство.

Премьер-министр и другие министры обычно являются членами Риксдага. Однако пока они работают в правительстве, их места в Риксдаге замещают другие лица из избирательных списков. Чтобы стать членом правительства, необходимо являться шведским гражданином как минимум в течение десяти лет.

Во время официального открытия новой сессии Риксдага в сентябре, Премьер-министр выступает с речью, излагая основные цели политики правительства на ближайший год и определяя приоритетные направления в работе правительства на национальном и международном уровне.

Если поддержка правительства парламентом существенно сокращается, правительство может быть вынуждено подать в отставку, и могут состояться новые парламентские выборы. Если как минимум десять процентов парламентариев выражают недоверие министру, они могут поставить вопрос о вотуме недоверия. Если после этого более половины членов Риксдага проголосуют за вотум недоверия, министр обязан подать в отставку.

Правительство управляет страной и нацией и является главной движущей силой в процессе изменения законодательства, что в значительной степени влияет на развитие общества. Но правительство подотчетно Риксдагу и находится под его контролем, поэтому оно должно иметь поддержку большинства членов Риксдага, чтобы успешно проводить в жизнь свою политику.

Правительство выполняет в государственной системе ряд функций:

· представляет законопроекты в Риксдаг

· проводит в жизнь решения Риксдага

· выделяет средства согласно решениям Риксдага о расходах бюджета

· представляет Швецию в Европейском Союзе

· заключает договоры с другими государствами

· в некоторых случаях ведет законодательную деятельность

· руководит деятельностью исполнительных органов власти

· принимает решения по некоторым административным вопросам, не входящим в сферу компетенции других органов власти

Правительство является движущей силой в процессе изменения законодательства, то есть выступает с законодательной инициативой. Изменения, которые правительство считает необходимым внести в действующее законодательство, оформляются в виде законопроектов и представляются в Риксдаг для обсуждения и утверждения. Правительство также ежегодно вырабатывает проект бюджета. Законопроекты могут быть приняты Риксдагом без изменений либо после внесения поправок.

Кроме этого, правительство имеет другие механизмы воздействия на развитие общества – через международную деятельность, распределение государственных финансовых ресурсов. Одной из важных предпосылок для успешной работы правительства является слаженная работа подчиненных ему правительственных учреждений.

Когда Риксдаг принимает решение по какому-либо вопросу, например, новый закон или очередной бюджет, задача правительства состоит в обеспечении условий для его успешного выполнения. Новый закон может включать в себя введение новых обязанностей и постановку новых задач перед агентством (ведомством), которое ответственно за данную сферу. Новый закон о запрещении курения в ресторанах, например, означает новые задачи, стоящие перед Национальным Советом по здравоохранению.

Управление деятельностью центральных правительственных учреждений с целью обеспечить исполнение новых законов является главной частью обязанностей правительства. Ключевым инструментом в этой связи являются ежегодные распоряжения по ассигнованиям, в которых правительство определяет текущие цели в работе учреждений в дополнение к предоставлению соответствующих средств в их распоряжение.

Правительство представляет Швецию в Европейском Союзе. Премьер-министр и Министр иностранных дел принимают участие в саммитах Европейского Союза. Министры принимают участие в Совете министров, поднимая вопросы, которые правительство считает необходимым рассмотреть.

Правительство также выполняет свои функции в качестве органа власти. Это значит, что оно принимает решения в некоторых вопросах относительно отдельных людей или неправительственных организаций, например назначения на высшие посты в правительственных агентствах (ведомствах) и решения о распределении фондов между ними. Распоряжения, издаваемые правительством, называются Указами (ordinances).

В отличие от своих коллег во многих странах,шведские министры обладают весьма ограниченными возможностями в принятии независимых решений. Все решения правительства принимаются коллегиально, после того, как вопрос был тщательно проработан и достигнуто согласие. Премьер-министр несет наибольшую ответственность за скоординированные действия правительства и единство политической линии.

 

Заключение.

Вследствие активно развевавшегося в последние несколько веков процесса демократизации и республиканизации количество монархий на карте западной Европы резко сократилось. Однако, на сегодня наблюдается тенденция явного замедления этого процесса. Поскольку ни одно из государств с монархической формой правления, не стремиться расставаться со сложившимися на протяжении веков традициями и институтами.

Но, западноевропейские монархии не остались неизменными. Они изменялась под влиянием всевозможных факторов. Прежде всего, из ряда этих факторов следует выделить тип культуры, определивший конкретно-историческую форму государства и зрелость гражданского общества. В зависимости от:

а) Концентрации власти сосредоточенной в руках главы государства;

б) Режима взаимодействия органов высшей государственной власти;

в) Уполномоченного в формировании правительства;

Монархии подразделяются на абсолютную монархию и ограниченную монархию. Последняя в свою очередь делится на парламентскую и дуалистическую.

Большинство современных западноевропейских монархий являются ограниченными или, как называют этот подвид монархии некоторые цивилисты “цивилизованные” монархии. Во всех западноевропейских государствах, в которых формой правления является конституционная монархия, считается, что монарх не имеет реальной власти, либо его полномочия исключительно номинальны. Исключениями являются лишь малые государства западной Европы формой правления, в которых является дуалистическая монархия, наделяющая монарха теми или иными полномочиями в законодательной или исполнительной сферах власти.

Кроме того, в современной западной Европе сохранился подвид абсолютной монархии - теократическая, которая имеет место в городе - государстве Ватикан. В соответствии с Ватиканской конституцией глава государства избирается пожизненный срок путём тайного прямого голосования. Это в той или иной области сближает понтифика с таким должностным лицом, как президент.

В заключении стоит сказать, что современные учёные и исследователи, рассматривающие проблемы существования монархий в XXI веке полагают, что современные монархии, которые как будто бы сочетают в себе разнообразные элементы в одной Верховной власти, на деле же являются не чем иным, как попросту не до конца сформировавшейся демократией. В современных западноевропейских монархиях, демократические взгляды победили в сознании народов, под влиянием которого и происходит формирование общественной и политической жизни современных государств. Однако, дань уважения к вековым традициям и устоям до сих пор оказывают огромное влияние, в связи с чем делегированные власти монархии и аристократии, еще не заменены одной палатой общественных представителей и вряд ли будут заменены в ближайшие десятилетия.

Date: 2016-05-23; view: 1247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию