Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монархии западной Европы





Кафедра конституционного и муниципального права

 

 

Допустить к защите в ГЭК

Заведующая кафедрой

канд. юрид. наук, доц.

________________ О.А. Ковтун

(подпись)

«____» ______________ 2016г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА бакалавра

МОНАРХИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Работу выполнил ____________________________________ С.О. Шашарин
(подпись, дата)
Факультет юридический  
Направление 40.03.01 юриспруденция  
Научный руководитель д-р. юрид. наук, профессор­ _____­­­_______________________ Р.М. Дзидзоев
(подпись, дата)
Нормоконтролер д-р. юрид. наук, профессор­ _______­­­­­_____________________ Р.М. Дзидзоев
(подпись, дата)  

 

 

Краснодар 2016

 

Содержание

Введение

Глава 1. Монархия, как форма государственного правления.

1.1 Абсолютная монархия

1.2 Конституционная монархия

Глава 2. Основные институты государственной власти в монархиях Западной Европы.

2.1 Монарх, как глава государства.

2.2 Парламент.

2.3 Правительство.

Заключение

 

 

Введение

Актуальность исследования. Выбранную мной тему «Монархия в странах западной Европы» несомненно, можно назвать актуальной.

Исследования монархической формы правления были, есть и будут продолжать оставаться актуальными, до тех пор, пока существует данная форма правления. Вопросы, касающиеся сущности и природы монархии не теряют своей актуальности, даже сегодня, в XXI веке, когда при тотальном доминировании стран с республиканской формой правления, монархия кажется пережитком прошлого.

Так почему же интерес к исследованию проблем монархической государственности до сих пор не покидает умы исследователей? Причиной того является ряд обстоятельств:

 

В первую очередь стоит отметить, что монархическая форма правления существует, по меньшей мере, одиннадцать веков и ныне в западной Европе ½ государств имеет именно такую форму правления. Такие государства, как Испания, Великобритания, Дания, Норвегия и другие государства, имеющие монархов, берегут свои традиции и исторически сложившиеся институты. На сегодняшний день, предпосылок для изменения формы правления в этих государствах не наблюдается. Таким образом, монархия продолжает не только существовать в современных условиях, но интенсивно развиваться. Это говорит о ее эластичности, то есть способности существовать в различных условиях развития общества.

Во-вторых, начиная с античных времён, монархической государственности исследовалась многими философами и политологами. Первым из них был Аристотель. Он выделял монархию, наряду с политией и аристократией, как одну из трех наилучших форм правления.

Целью исследования данной работы является исследование западноевропейской монархии, её формы и основные институты власти.

Объектом данной дипломной работы является монархия, как форма государственного управления.

Научная новизна, практическая значимость исследования. В отличии от республики, монархия может развиваться. Так, развитие монархии в западной Европе можно отразить, следующим образом. Исторически, первым этапом развития монархии была раннефеодальная монархия, образовавшаяся из вождизма под воздействием римской культуры, следом шла сословно-представительная монархия, со временем трансформировавшаяся в абсолютную монархию. В последствии буржуазно-демократических революций произошел процесс ликвидации абсолютизма и ограничение властных полномочий монарха. Так появилась ограниченная монархия. Ограниченная монархия, иак же не останавливалась в развитии. Она прошла две фазы: от дуалистической монархии до парламентской. На сегодняшний день, последний подвид конституционной монархии является заключительной стадией развития этого института.

В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи: Rex, Anti-plait, Rex.

1. Определить понятие и сущность монархии;

2. Описать современные монархии Западной Европы;

3. Отразить монархические государства Западной Европы современности.

Задачи дипломной работы составляют в раскрытии достоинств и недостатков данной формы правления, признаков и видов монархии на примере некоторых из них. В дипломной работе необходимо рассмотреть сущность монархической формы правления, дать определение этой форме правления. Кроме того, проанализировать виды монархических форм правления и сравнить некоторые между собой.

 

-plait, Rex.

ГЛАВА 1 Монархия, как форма государственного правления.

Монархия – исторически одна из первых форм государственного правления. При монархии государственная власть либо полностью, либо частично принадлежит одному лицу – монарху.

Монарх – Глава государства. Он является олицетворением высшей государственной власти. Власть осуществляется монархом на основе ряда принципов:

1) пожизненность,

2) единоличность,

3) самостоятельность,

4) наследственность.

В зависимости от степени полномочий монарха монархии подразделяются на:

1. абсолютные монархии;

2. ограниченные (конституционные) монархии, которые в свою очередь подразделяются на:

- дуалистические;

- парламентские.

I. Абсолютная монархия. Вид монархии, при которой все три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная сосредоточены в руках монарха. Некоторые публицисты так же добавляют к этому списку военную и рклигиозную власть. Таким образом, абсолютно все органы государственной власти, существующие в стране полностью подотчётны монарху. Население государства может выражать свою волю, максимум через совещательный орган.

Существуют ли на сегодняшний день абсолютные монархии? Спорный вопрос. Мнения исследователей, занимающихся раскрытием этого вопроса, расходятся. Но всё же большинство утверждает, что таковые сохранились. Абсолютная монархия существует ныне в двух формах – светской и теократической. Однако в западной Европе можно выделить лишь теократическую монархию - Ватикан.

II. Конституционная (ограниченная) монархия. Монархии данного вида, отличаются от абсолютной тем, что власть монарха ограничена Конституцией. На основании Конституции в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. В зависимости от объема полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

 

1) Дуалистическая монархия. Подвид конституционной монархии, характеризующийся тем, что на монарха возложены полномочия главы исполнительной власти. За парламентом же закреплены полномочия в законодательной сфере. То есть, на лицо явный конституционно-правовой дуализм, при котором монарх обладает реальными властными полномочиями. Дуалистическая монархия - переходная форма правления, при которой руках монарха сосредотачивается вся исполнительная власть. Он формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Примерами могут послужить Лихтенштейн, Монако, Люксембург.

Парламентарная монархия представляет собой гораздо более демократическую форму правления. Все исходящие от монарха акты необходимо скрепить подписью министров. Правительство, несущее ответственность перед парламентом, возлагает на себя функции органа исполнительной власти. То есть в парламентарной монархии отсутствует дуализм. Права монарха ограничены во всех сферах осуществления гос. власти. Конституция лишает его права самостоятельно осуществлять полномочия, которые формально за ним сохранены.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх выполняет представительские функции, в то время как на самом деле он лишен реальных полномочий в области законодательной и исполнительной власти. То есть монарх, как институт государства, существует лишь в дань уважения к вековым традициям, что обычно обусловлено культурно-историческим наследием страны. 3/4 современных монархий являются парламентарными: Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония и др.

Иногда в научно-публицистической литературе можно увидеть такой термин, как квазимонархия.

Квазимонархия – бывшие колонии Великобритании, которые признают власть английской королевы. Формально королева назначает своего представителя – генерал-губернатора.

Престолонаследие является одним из ключевых элементов монархической системы правления. Другим важным институтом монархической формы правления является регентство (от лат. regere – управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха.

 

 

1.1 Абсолютная монархия

Термин «абсолютный» происходит от латинского слова absolutus - безусловный.

Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, сложившаяся в конце XVI – начале XVII века, исторически следует за сословно-представительной монархией, предшествующая ограниченной монархии.

Из всех видов монархий сохранившихся на сегодняшний день, этот вид считается наиболее старым.

Основные черты абсолютной монархии:

I. Вся полнота государственной, а иногда и духовной власти сосредоточена в руках монарха.

1) Монарх - глава государства, он же его единоличный правитель.

2) Монарх - пожизненный глава государства.

3) Власть передаётся монарху по наследству.

4) Монарх - олицетворение государства, которое он возглавляет, его традиций, истории и единства нации.

5) Монарх представляет своё государство на международной арене.

6) Институт контрасигнатуры наделяет монарха юридическим иммунитетом и независимостью.

II. При данной форме правления централизация государства достигает своей наивысшей степени.

1) создаются разветвленный бюрократический аппарат.

2) создаётся постоянная армия и полиция.

3) деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.

4) В отличие от деспотических, тоталитарных режимов, при абсолютизме допускается наличие латентных ограничений власти:

- Присутствует относительный плюрализм собственности. (Экономические ограничения)

- Присутствует наличие разветвлённой социальной структуры, чаще всего представленной наследственной аристократией. (Социальные ограничения)

- Наличие расширенного политического воспроизводства. (Политические ограничения)

- Наличие идеологического разнообразия. (Идеологические ограничения)

При абсолютизме на экономическую свободу предпринимателей накладываются жесткие ограничения в рамках политики меркантилизма и протекционизма, которые вынуждают производственные мощности работать исключительно на казну монарха.

Кардинальные изменения происходят внутри сословий. Третье сословие постепенно трансформировалось в класс капиталистов - экономически мощный, образованный класс, который имел собственное представление о роли и задачах государственной власти. По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные феодальные порядки и сословные перегородки, стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества.

В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в монархию ограниченную.

На сегодняшний день для западной Европы абсолютная монархия является не более чем анахронизмом. Эта форма правления сохранилась лишь в некото­рых странах Востока, в которых преобладают традиционно-патриархаль­ные формы общественной жизни, с явным пережитком феодализма. Несмотря на это существуют страны с довольно высоким уровнем экономического развития и высокоразвитой социальной инфраструктурой, в которых, тем не менее, абсолютная монархия сохраняется как своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной власти доиндустриальной эпо­хи.

Таким образом, на сегодняшний день, ни одна монархия Европы не является абсолютной.

Однако стоит принять во внимание, что в одном государстве Западной Европе продолжает функционировать один из подвидов абсолютной монархии – теократическая монархия. Это Ватикан.

Ватикан по форме государственного устройства – теократическое государство, построенное на началах канонического права. Административное деление отсутствует.

В современном виде Ватикан, как ни странно в пик рассвета фашизма в Италии. 11 февраля 1929 года на основании заключённых правительством Б. Муссолини Латеранских соглашений город Ватикан был признан суверенной территорией, право на управление, которой было закреплено за Святым Престолом.
Все Ватиканское государство является носителем особой независимости, которая принадлежит Святейшему Престолу. Таким образом, государство находится на службе, так называемой свободы Святого Престола. Это ещё раз показывает, что понтифик является пусть и своеобразным, но всё же монархом. Ведь политической структуре современного мира обладать эффективной нравственной свободой без юридической независимости фактически невозможно. Как сказал О. Бисмарк «Будь то 10 или 100 гектаров земли, Папа должен быть монархом».

Своей конституции, как принято это понимать в юридическом смысле, Ватикан не имеет. В качестве неё выступают акты государства-города Ватикана от 7 июня 1929 г. До 2000 года наиболее важным среди списка этих актов оставался «Regimini Ecclesiae Universae» или «апостолическая конституция» от 15 августа 1967 г. Данный акт отражал содержание реформы римской курии.

В ноябре 2000 г. Папой Иоанном Павлом II был обнародован новый Основной закон Ватикана (вступил в силу в феврале 2001 г.), фактически закрепивший систему разделения властей.

Во главе государства стоит Папа Римский, в руках которого сосредоточена абсолютная власть в законодательной, исполнительной и судебной системами Ватикана. За Папой Римским закреплены титулы Верховного Som-mo Pontefice (глава церкви, понтифик) и монарха ватиканского государства. Папа избирается коллегией кардиналов из числа кардиналов не позднее чем через 18 дней после смерти предыдущего Папы. Избрание проходит путём тайного голосования большинством в 2/3 голосов плюс один голос.

Выборы проходят в Ватикане. В соответствии с вековыми традициями процесс выборов папы происходит в изолированном помещении. Ранее в период заседания конклава кардиналов, участвующих в нем попросту замуровывали. Сегодня же служителями Святого Престола используются более демократичные способы изоляции кардиналов - все входы в помещение, в котором проходит заседание конклава опечатываются. Кардиналы, их личные секретари, обслуживающий персонал оказываются в изоляции от внешнего мира до тех пор, пока не завершатся выборы нового папы.


В собрании имеют право участвовать все кардиналы, в том числе и отлученные от церкви. Трон понтифика может занять любой кардинал, в том числе и отсутствующий на заседании. На участников конклава наложен ряд жестких ограничений. Категорически запрещается давать какие-либо обещания, возлагать на себя обязательства, заключать союзы или сделки с целью оказания поддержки определенной кандидатуре.


Существует своеобразная традиция, сохранившаяся ещё со времён средневековья.
Жители Рима, собравшиеся на площади перед дворцом Сикста V, могли судить о результатах голосования по дыму идущему из печной трубы Сикстинской капеллы. Дым чёрного цвета означал, что очередной тур голосований никому из кандидатов не дал перевеса. Белый дым - новый понтифик был избран.


Поскольку Папа является монархом, в его компетенцию входят представительские функции. Он представляет Ватикан в международных отношениях, заключает, ратифицирует и денонсирует международные договоры и конкордаты, принимает и назначает дипломатических представителей.

В соответствии с Основным законом 2000 г. законодательная власть представлена постоянно действующей Комиссией кардиналов, назначаемых Папой Римским. Комиссия состоит из Кардинала-президента и других кардиналов. Срок полномочий каждого кардинала - 5 лет. В полномочия кардинала-президента входит издание ордонансов – указов имеющих силу государственных законов.

Высшие консультативные органы Ватикана представлены Коллегией кардиналов, Вселенским собором Римско-католической церкви и Епископским синодом.

Коллегия кардиналов - совещательный орган при главе государства. Основаниями для сбора коллегии являются: выборы понтифика и обсуждение наиболее важных церковных дел. Во время избрания Папы коллегия меняет своё название на конклав. Обязательное правило – в конклаве учувствуют лишь те кардиналы, которые были назначены Папой пожизненно и возраст которых не достиг 80 лет. Состав кардинальской коллегии - 183 человека. 61 кардинал (примерно 1/3 от общего числа) состоит Римской курии. Остальные 122 кардинала занимают руководящие посты Римско-католической церкви в других странах. Исторический факт - до 1946 года членами кардинальской коллегии могли стать только итальянцы. Однако после Второй мировой войны коллегия принимала в свой состав епископов из многих стран.

Вселенский собор представляет собой собрание епископства католической церкви. Созыв Вселенского собора проходит с периодичностью в несколько десятков-сотен лет. В основном основная функция собора – совещательно-законотворческая (обсуждение наиболее важных церковных проблем). XIX Тридентский Вселенский собор заседал в 1545-63 в., XX Первый Ватиканский – в 1870 г. Последний, XXI Второй Ватиканский Вселенский собор, состоялся в Риме в 1962–1965 гг.

Епископский синод – исключительно совещательный орган, созываемый Папой Римским, не реже раза в 3 года. Создан в соответствии с рекомендациями XXI Вселенского собора. В состав синода входят патриархи и некоторые главы католических церквей восточного обряда, представители национальных епископских конференций и религиозных орденов, кардиналы–руководители римских конгрегаций и другие лица, назначаемые Папой. Решения Синода принимаются 2/3 голосов. Однако юридическую силу они обретают лишь после утверждения понтификом.

В соответствии с Основным законом 2000 г. исполнительная власть поручается Папой Кардиналу-президенту. В обязанности Кардинала-президента входит вынесение наиболее важных вопросов на обсуждение Кардинальской комиссии.

 

Согласно Апостолическим конституциям т.н. Regimini Ecclesiae Universae 1968 г. и Pastor Bonus 1989 г, администрация католической церкви и Ватикана подразделяется на несколько ведомств.


Римская курия осуществляет практическое руководство религиозной, политической и хозяйственной деятельностью Ватикана.
Состав курии: Государственный секретариат, 9 духовных ведомств (конгрегаций), 3 трибунала, 11 папских советов, 5 комиссий, Синод епископов, Апостольская библиотека, кадровый офис и другие ведомства.


Ватиканский государственный секретариат – ведомство, на которое возложена обязанность координации деятельности римской курии и исполнения решений Папы. Его главе – государственному секретарю, фактически исполняющему обязанности премьер-министра, предоставлены все полномочия в области светского суверенитета;.

Конгрегации – 9 духовных ведомств: Доктрины веры; Восточных Церквей; Божественной литургии и дисциплины таинств; канонизации; евангелизации народов; клира; институтов духовной жизни и обществ апостольской жизни; католического образования; епископов. Каждая из конгрегаций возглавляется кардиналом-префектом.

Трибуналы: Апостолический Пенитенциарий; Верховный Трибунал Апостолической Сигнатуры; Трибунал Римской Роты.

Rex, Anti-plait, Rex.
Папские комиссии: комиссия культурного наследия Церкви; «Ecclesia Dei»; комиссия по духовной археологии; библейская комиссия; международная теологическая комиссия; комиссия по Катехизису; комиссия по делам Латинской Америки. Rex.

Папские советы: совет по светским делам; совет по экуменизму; совет мира и справедливости; «Cor unum»; совет пасторской опеки для иммигрантов и интернированных; совет пасторской медицинской опеки; совет по законодательным текстам; совет по межрелигиозному диалогу; совет культуры; общественных отношений.

Юридические инстанции – Высший церковный суд, Высший трибунал Апостольского суда и местный трибунал.

Срок пребывания в должности лиц, занимающих важнейшие посты, – 5 лет. Со смертью Папы, эти лица должны уйти в отставку.

Исходя из приведенных выше фактов, выходит то, что в силу наличия у Папы всех трех рычагов власти ватиканская монархия является абсолютной; факт государственной церкви делает ее теократической, а наличие конституционных актов полуконституционной. То есть в Ватикане имеет место абсолютная теократическая полуконституционная монархия.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 3303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию