Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апокалипсис наших дней Доклад Архиепископа Виталия Архиерейскому Собору

Заключение и резолюции.

Экуменизм теперь у самых дверей нашей Церкви. Все православные поместные церкви стали его членами, последняя сербская церковь была принята в 1968 г. Если до сего дня экуменизм нам не был опасен, то теперь положение немного изменилось во-первых, потому, что мы остались единственной Церковью во всем мире не вступившей в М. С. Ц. и по всей вероятности особо для нас будут предприниматься особые шаги, будет применена особая тактика. Нам надо быть к этому готовыми. Во-вторых, безусловно будет сделан сильный натиск на массу нашего верующего народа, среди которого появятся не мало душ, которые будут сдаваться одни прельщаемые мыслью об объединении, боясь своего одиночества, другие соблазняемые выгодами, лучшим положением, одним словом золотым тельцом.

Если, как мы указывали выше, экуменическое движение было подготовлено особым мировоззрением псевдо-христианства с полным безразличием к его истинам в недрах ИМКИ, ИВКИ, скаутизма и прочих подобных им организациях, то ту же роль духовного расслабления сыграла в нашем православном мире схоластическое школьное учение, холодное, бездушное, только умозрительное рассмотрение святых истин христианского учения, в котором совершенно отсутствовало указание на нравственную сторону каждого догмата. А нравственное учение догматов это то, что захватывает, интересует, оживляет и потрясает душу в одинаковой степени семинариста, верующего мирянина, ученого и простолюдина. Без этого нравственного лика каждого догмата вся богословская наука теряет под собой всю почву и уподобляется одной из светских дисциплин и даже еще менее интересной, потому что, скажем, физика и химия имеют дело с вещами конкретными, осязаемыми, а реальности духовной, для себя лично, не видит в каждом догмате без нравственной его стороны наш бедный семинарист. Как результат такого преподавания этой самой главной богословской науки могли выйти из семинарии Сталин, Микоян и по всей вероятности не мало чекистов. Бедный преподаватель догматического богословия и не подозревал, что готовит будущего страшного изверга. Да и виновен ли был он лично, когда такова была система и таковой остается и по сей день. И сейчас в нашей Троицкой семинарии догматическое богословие одушевляется, делается силой исключительно всей благодатной атмосферой обители, ее подвигом молитвы и поста.

Если экуменизм начнет пополнять свои ряды нашими православными христианами, безразличными к истинам нашего учения, то в этом безразличии виновны будем только мы. Нам всем крайне необходимо прочитать предисловие Ю. Ф. Самарина к богословским трудам А. С. Хомякова, предисловие, в котором так беспощадно и справедливо бичуется наше школьное богословие.

Святые Отцы нарочито вставили Никео-Цареградский Символ веры в божественную Литургию и в другие ежедневные богослужения, как молитву, чтобы связать, в такой совершенной идеальной краткости выраженное все полностью православное вероучение, реально с нашей душой, сделать Символ веры жизнью, а не абстрактным учением. Святые Отцы нас этим учат, что с Господом Богом может быть общение только молитвенное, что о Господе Боге должно не рассуждать одним нашим интеллектом, но созерцать всеми силами нашей души — умом, сердцем и волею, молитвенно и верою. Символ веры это не наше объявление о нашем вероучении, это не наш меморандум о вере, а молитвенный подвиг всех сил нашей души.

Пора нам во всех наших учебниках догматического богословия к существенным, характеристическим чертам христианского православного догмата теологичности, богооткровенности и церковности прибавить молитвенность, дабы связать все догматы непосредственно с нашей душой. Догматическое богословие архиманд. Сильвестра в своем определении догмата погрешает именно своей умозрительностью. Когда свв. Отцы нам преподают свое учение, то они это делают от полноты своей жизни, проникнутой молитвой. Все свои изречения были добыты ими, если можно так сказать, в молитве и в созерцании, а не из интеллектуальных силлогизмов аналитического ума. В умозрительном только изучении догмата, практиковавшемся во всех наших семинариях и академиях, скрывается тонкая гордость переплетенная с тонкой струйкой кощунства. Мне вспоминается, как кто-то из учеников Митрополита Антония, после вдохновленной беседы великого Аввы о догмате Святой Троицы воскликнул: «Владыко, после Вашего объяснения догмата хочется умиленно плакать».

С одним интеллектом можно дойти до кощунства и рассматривая им одним святые истины оказаться за одним столом с протестантами в их диалоге с Богом.

Молитвенная сила нашей веры в догматическую истину является настоящим источником для нас нравственной силы от всякого догмата. Это настолько верно, что если мы молитвенно веруем во всемогущество Божие, то и облачаемся по милости Божией к нашей мольбе в доступной для нас мере в силу Божию. Если мы молитвенно веруем во всеведение Божие, то мы воспринимаем по милости Божией к нашей мольбе и по степени нашего очищения знание, мудрость и рассудительность. Итак от каждой догматической истины мы молитвенно приемлем дары Св. Духа. Другими словами, от правильного подвига веры и молитвы зависит правильная жизнь, жизнь во Христе, жизнь в Церкви.

Мы также веруем молитвенно во едину святую соборную и апостольскую Церковь, а между прочим легкомысленно тут же утверждаем, что и в других церквах есть св. таинство Евхаристии и Крещения. Где же наша вера во Едину, то есть, в единственную, исключительную Церковь, исключительную, единственную хранительницу всех таинств?! Но тут я хочу предложить следующий пункт резолюции.

Мы должны сами изжить, окончательно покончить с глубоко проникшим, к счастью нашему только в наши умы, некиим школьным экуменизмом. Я говорю школьным и мысленным только, потому, что всякому здравомыслящему православному человеку не может прийти на мысль причаститься в протестантском или католическом костеле и это потому, что всем своим существом, органически они знают внутренним безошибочным знанием, что нет святого Причастия нигде кроме как в Церкви Христовой. Совсем не так благополучно дело у нас с нашим мыслящим, интеллигентным классом. Тут такой разнобой, такая пестрота и разновидность заблуждений, что можно смело сказать, что нет двух лиц одинаково мыслящих. Тут можно встретить наряду с эмоциональными дамами, которые рядом с иконой преп. Серафима Саровского держат изображение католической святой Терезии, практикующих иогизм как, по их мнению, христианский подвиг. Одни считают, что во всех христианских религиях все таинства действительны, другие делают некие оговорки, по которым будто бы таинство Крещения можно признать, но не таинство Евхаристии. Да всех этих заблуждений нет возможности и перечислить.

Это форменный чертополох мнений. Самое трагичное в том, что эти заблуждения благодаря нашим старым школьным понятиям разделяют и некоторые священнослужители. Совсем забыто святоотеческое изречение, что «Причастие еретиков - есть пища бесов». А если нет святого Причастия, то не может быть вообще никакого таинства, потому что Бог дух Святый снисходит во всех Таинствах ради воплощения Сына Божия, Его Богочеловечности. Святое же Таинство Таинств — Евхаристия есть таинство Богочеловечности.

В данном случае мы должны были бы воспринять самую принципиальную точку зрения православного бескомпромиссного мировоззрения. Есть Бог, есть Его единая, единственная Святая, апостольская Церковь и есть весь род человеческий, весь призванный к Богу через Его святую Церковь. Все же прочие религии, так называемые христианские, монотеистические или языческие, все без малейшего исключения будь то католицизм, протестантизм, магометанство или буддизм — суть все препятствия, поставленные диаволом как его рогатки между Церковью Христовой и всем родом человеческим. Только в личных сношениях с инаковерующими, ради церковной икономии, ради просто образованности и критики мы можем рассматривать одних как более способных стать православными, а других более далеких, но принципиально они все без исключения принадлежат неправде, ничего общего с истиной не имеющих. Тут уместно было бы вспомнить видение преп. Макария Египетского: шел диавол искушать братию и весь был обвешан некими сосудами. Великий старец спросил его: «куда идешь?» Сатана отвечал: «иду навестить братию». «Для чего же у тебя сии сосуды?» — спросил опять старец. Диавол отвечал: «несу пищу для братии». Старец спросил: «и все это с пищей?» — «Да», — отвечал сатана; «если кому одно не понравится, дам другое; если не это, дам еще иное». Итак все эти религии суть принявшие пищу от диавола: тут и тонкая прелесть Франциска Ассизского из одного сосуда, а рядом с нею нирвана из другого сосуда, а там Магомет, Лютер, Кальвин, Генрих VIII с соответствующей их вкусам пищей.

Как можем мы бороться успешно с экуменизмом, если сами бываем раздвоены в своих мыслях и не имеем чистого и четкого православного мировоззрения и не ощущаем святой исключительности, единственности святой Православной Церкви. В руководстве нашей молодежью такая раздвоенность особенно пагубно действует на молодые души.

Надо считать, что все наши неуспехи в работе с молодежью на 50 процентов можно отнести к этой нашей греховной идейной неопределенности по отношению к истине. Молодежи свойственны героизм, искренность, порыв к правде и для нее всегда будет неприемлема мысль о крапинках истины, рассеянных по всем религиям.

Наконец как последний пункт резолюций можно указать на необходимость, чтобы во всех кафедральных соборах нашей Церкви в Неделю Православия совершался бы чин Торжества Православия, который всегда глубоко трогает всех верующих и вселяет в них реальное ощущение святости и непоколебимости Православной Церкви. Во время этого богослужения лица всех молящихся взволнованы какой-то трепетной радостью таинственного предчувствия конечной победы Христовой Церкви над злом. Я позволю себе назвать этот чин таинством духовного обновления, таинством утверждения в истине.

Заканчивая свое обозрение, я хочу отметить, что описание мною движения экуменизма в таких неприглядных красках происходит от того, что я старался всегда по существу, с принципиальной точки зрения бескомпромиссного православия рассмотреть весь этот актуально жгучий, как жало, диавольский вопрос. Однако, представители экуменизма, как бы не вредны были их мысли, остаются все-таки людьми слабыми и ограниченными и может быть сатана больше всего и ненавидит этих своих самых послушных рабов, потому что в их ограниченном человеческом естестве сатанинской беспредельной гордыне оскорбительно напоминается ограниченность его диавольской всеразрушительной злобы.

Не желая своим докладом хоть в малой степени повредить делу любви, считаю, что принципиально мы должны быть совершенно бескомпромиссными с экуменизмом, этим самым современным злом, но в личных встречах, которые всегда бывают неизбежными, мы всегда должны быть истинными учениками Сына Божия, Бога любви.

+ Архиеп. Виталий
1967 г.

 

 

АПОКАЛИПСИС НАШИХ ДНЕЙ Доклад Архиепископа Виталия Архиерейскому Собору

1983 г.

Наши пастыри и их паства живут в современных условиях особого духа, который можно назвать, без малейшего преувеличения или какого-нибудь мистического увлечения, предапокалиптическим. Уже больше нет во всей все­ленной ни одного правителя или правительства, которые управляли бы своим народом, по милости Божией, благо­датью Святого Духа. Отнять от земли Удерживающий помазанник Божий. Закончилась константиновская эпоха благодатного правления. Раскрылась в жизни последняя книга Священного Писания — Откровение св. ап. Иоанна Богослова. Наследница Византийской Империи, православная Российская держава, больше не существует. Весь мир разделили между собой две силы: с одной стороны — воинствующий безбож­ный коммунизм, а с другой — так называемый, демокра­тический западный мир, в котором еще теплится свобода. Последний внешне, для поверхностного наблюдателя, раздроблен на бесчисленные христианские и не христианские религии и секты, но который внутри, как цементом, скреплен антихристовым духом. В Промысле Божием благодатная эпоха правления пра­вославными государями нам была дана для того, чтобы мы могли тихо, свободно и последовательно спасать свои души. Помазанник Божий нас ограждал от непосильного огненного искушения, которое сейчас обрушилось на весь мир в виде коммунизма и масонства. А мы, по греховности нашей, осуетились. Каждый занялся своим ремеслом, своей профессией. Доктора, юристы, инженеры, да и просто мастера всякого дела на земле превратили свои земные занятия в свои религии, отдавая им все свое время, свои силы и свое сердце.

Для православной их веры у таких людей остава­лось, если вообще что-то оставалось, совсем мало места, ча­сто формальное отправление обрядов, да и то только потому, что так надо, так полагается, так живет все общество, и нельзя не идти в ногу. Сын Божий сошел с неба, Всемогущий Бог стал Человеком, чтобы нас обожествить. Целые сонмы праведников, пророков, чудотворцев, Христа ради юродивых прошли через нашу необъятную страну. Господь послал нам поразительных проповедников, проникновенных богословов; изданы творения всех святых отцов, Священное Писание от карманного формата до роскошных богослужебных книг. Брошюры, листки, молит­венники миллионами или раздавались, или за гроши продава­лись нашему народу. Во всех епархиях печатались журна­лы, миссионерские листки. И все это, как некогда пророче­ства, стало изнемогать перед безграничной суетой, в кото­рую погружался наш народ. Наша русская литература, по меткому слову проф. Андреева, будучи всегда некоей духов­ной кафедрой, отражала наглядно духовный процесс постепенного духовного падения нашего народа. От беспечных «старосветских помещиков», погрязших в негу кулинарии, стали родиться индивидуальные хамы-большевики Ноздревы, а там не за горами уже обозначился контур идейного безбожника Верховенского, от которого только один шаг к Ленину. И что же делать?

По нашему, может быть смелому мнению, Господь, чтобы вывести наш народ из этого тупика суеты, погружающую его постепенно на самое дно ада, велит Своему ангельскому воинству отворить врата адовы и выпустить на наш народ, а за ним и на всю все­ленную («ибо суд с Дому Моего начинается»), демонов, которые бы жалили людей, будили бы их от сна греховного. Этим последним крайним промыслительным мероприятием Господь хочет привести в разум, вывести к свету Божию народ Свой, людей Своих. Всем беспечным дела­телям, осуетившимся земными делами, рано или поздно, и каждому в отдельности, будет поставлен роковой вопрос: с кем он? Со Христом или с демоном? И вопрос этот будет поставлен не архиереем, не священником, от которых привычно все это слушать и которых больше не слушают, а от демона и через его служителей, от которого будет зависеть весь успех земной жизни, все богатство, вся земная слава этих осуетившихся масс людских. Какое же будет у них потрясение, какой шок!

«Вся премудростию сотворил еси, Господи» и творишь. Демонов заставил Гос­подь привести к духовной сущности осуетившийся мир, а сущность сия это то, что есть Всемогущий Господь, есть демо­ны, есть Царство Небесное, есть ад, и что мир сей прохо­дить, как туман. И когда будет поставлен такой роковой вопрос, то всякая человеческая душа вострепещет, вся изменится, вся потрясется, но должна будет сделать неминуе­мый выбор, и не будет места больше духовному нейтрали­тету, нельзя больше будет оставаться как бы в стороне, нельзя больше будет духовно ловчить, обходить, прятаться. Никто не сможет больше куда-либо укрыться, всякого найдут, всякого выведут из потемок, из закоулков, и конец будет всякой духовной дипломатии, временному нейтра­литету. Выбор простой и ясный: Свет или тьма, Христос или Велиар.

Преосвященнейшие Владыки! Мы уже вступили в нача­ло эпохи этого великого выбора. Из под самых наших кафедр у нас крадут души человеческие, выедают их из­нутри, оставляя нам одну пустую бесплодную скорлупу. Мы должны это знать. Это актуальность мировой проблемы на­ших дней. Искушение жгучее, огненное. Оно налицо перед нами, а значить в этом и воля Божия и Божие попущение. Мы будем свидетелями потрясающих перемен в людях. До сего дня нам известные, казалось бы благочестивые, лю­ди вдруг станут предателями, изменят полностью свой ду­ховный лик, и наоборот, до сего как бы спящие, станут ревнителями благочестия даже до смерти. Выберут Христа, станут на сторону Господа только те, кто любит лично Христа, для кого Христос Спаситель, Промыслитель, вся во всем денно и нощно.

Господь попустил всем злым силам взять такую власть на земле, такое временное земное почти что всемогу­щество, и нам архипастырям такое положение диктует применить самую главную, вечно действующую тактику - приобщать ко всемогущей Божией благодати Святого Духа всю нашу паству. Нет больше помогающих нам в этом нашем пастырским делании, нет Удерживающего зло Помазанника Божия, нет настоящей христианской общественности и христианской школы. Даже когда-то вдохновенное Святым Евангелием законодательство во всем христианском мире подменяется, обкрадывается или просто заменяется. Мы оди­ноки. Прежде чем, Архангельская труба возгремит всем земнородным великое «Вонмем» в Страшное Пришествие Христово, нам еще теперь нужно было бы сказать нашей пастве наше архипастырское «Вонмем», раскрыть картину не грядущего испытания, а уже действующего искушения, неминуемого выбора. Не будем себя обманывать, ни делать никаких иллюзий: великое множество православных не выдержит такого жгучего испытания, и падут падением великим. Прежде чем сгорит земля и вся дела, яже на ней, сгорит все легковесное, все, что уповает на богатство, успех и славу земную, и останутся только нелицемерно любящие Христа, преданные Ему даже до смерти... любящие только Его, Спасителя своего и больше никого и ничего.

Перед такой грозной картиной уже торжествующего зла нам архипастырям, надлежит не только сказать сильное слово своей пастве, но и привести в действие все богатство даров Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви Хри­стовой. Вся наша паства уже приобщена чрез все таинства к благодати Святого Духа, и нам подобает только всеми до­ступными средствами пастырского делания разжечь этот огонь в пламя, сделать все, что в наших возможностях, чтобы, по слову ап. Павла, быть всем для всех, дабы кого­-то спасти. Как конкретные мероприятия, необходимо убедить всех верных оставить старую практику приобщения Св. Таин только один раз в год, если кто еще до сего дня при­держивается этого мало похвального обычая. Всех наших пастырей убедить самим молиться перед совершением св. таинства исповеди, дабы Господь преподал им дар любви, мудрости, сострадания и милосердия. Указать всей нашей пастве о необходимости также молиться перед тем, как идти на исповедь, дабы Господь преподал им дар Духа Святого истинного раскаяния, дар умиления, сокрушения о своих грехах, дар слез, омывающих души наши водой второго крещения, чем и должна быть наша исповедь, а не минутное исповедание своих грехов.

Всем нашим издательствам хорошо было бы отпечатать все самое лучшее, са­мое проникновенное, не рутинное, что когда бы то ни было писалось в православной духовной литературе об исповеди и причащении Святых Таин, этого источника возрождения, обновления всякой души христианской. Об этом надо проповедовать перед каждым постом, читать об этом лекции, делать малые и большие съезды не только молодежи, но и для всех больших и малых. На таких съездах необхо­димо не только читать лекции, чем часто увлекаются их устроители, но главное внимание обращать на чисто духовную воспитательную сторону съезда. Посвятить несколько дней на вопросы, которые часто человек носит в своей душе многие годы, не получая на них настоящего верного православного ответа. Тогда завяжется живая связь между душами приезжих и пастырями, весь съезд сделается молитвенным, с каждым днем все больше и больше будет говеющих, а при ежедневном богослужении скорее будет походить не на съезд, а на паломничество, что и будет предельной верши­ной духовного успеха съезда.

Упомянутое огненное искушение уже в действии и вот вот постучится в двери каждого пастыря и пасомого. А по­тому пастырям надо быть очень бдительными и по возмож­ности посещать тех из своих прихожан, которые стоять на лестнице общественного или материального успеха, тех, кому первым будет предъявлен этот духовный ультима­тум. Посещая их, следует указывать, что придет для них в жизни день, когда в своем восхождении от успеха к успеху они найдут свой «потолок», и тогда им поставят ребром этот ультиматум, и они почувствуют себя стоящими на лезвии острого ножа. Конечно, Преосвященнейшие Владыки, не будем себя обманывать: никакое заранее знание, самое кропотливое, самое исчерпывающее всех извилин зла, знание всех коридоров подземельных ада, нико­го не спасет, никого не выручить, но единственно живая, лич­ная, горячая любовь к Спасителю нашему Господу Иисусу Христу. Приходилось в жизни наблюдать, как тончайшие исследователи темных сил жалко кончали свое существование в их же рядах.

Таковы условия современной жизни, в которых живут наши пастыри и пасомые.

+ Архиепископ Виталий.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Значением знака (экстенсионалом) называется предмет, пред­ставляемый данным знаком | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Date: 2016-05-18; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию