Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

УФИМСКий ГОСУДАРСТВЕННый НЕФТЯНой

ТЕХНИЧЕСКий УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал УГНТУ в г. Октябрьском

 

 

Кафедра разведки и разработки

нефтяных и газовых месторождений

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

к выполнению выпускной квалификационной работы

по направлению подготовки бакалавров

131000 «Нефтегазовое дело»

профиль подготовки

«Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти»

 

Октябрьский

Содержит требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы бакалавра, перечень необходимых разделов, порядок ее выполнения, а также требования к количеству, содержанию и оформлению иллюстрационно-графического материала, разработанные кафедрой разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений (РРНГМ).

Предназначено для студентов обучающихся по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» профиль подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти» квалификация бакалавр и руководителей выпускных квалификационных работ.

 

 

Составитель:   Ахметов Р.Т., доцент кафедры разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, канд. техн. наук   Гарифуллина З.А., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, канд. экон. наук   Грезина О.А., ст.преп. кафедры разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений   Нафикова Р.А., доц. кафедры разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, канд. техн. наук   Петрова Л.В., доц. кафедры разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений канд. геол.-мин. наук   Шангареев Р.Р., доц. кафедры механики и технологии машиностроения, канд. техн. наук
     
Рецензент: Мухаметшин В.Ш., профессор кафедры разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений филиала, д-р. геол.-мин. наук   Миннигалимов Р.З., профессор кафедры разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений филиала, д-р. техн. наук
   

Рекомендовано к использованию решением Методического совета филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском (протокол №1 от 17.09.2014 г.)

 

Ó Филиал ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском, 2015


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования к выполнению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) на кафедре разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений (РРНГМ) составлены на с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 503 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2009 г., регистрационный N 15735), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы [1], Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Уфимского государственного нефтяного технического университета от 14.06.2006 [2].

В пособии используются следующие сокращения:

ВКР – выпускная квалификационная работа;

ГЭК – государственная экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ;

ФГОС ВО – государственный образовательный стандарт высшего образования;

ДП – дипломный проект;

КП – курсовой проект;

ООП – основная образовательная программа.

2 ОБЛАСТЬ, ОБЪЕКТЫ И ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: сегмент топливной энергетики, включающий освоение месторождений, транспорт и хранение углеводородов.

Возможные места работы: производственные организации, сервисные компании научно-исследовательские и проектные организации, и др.

Должности, на которые может претендовать выпускник:

- при реализации производственно-технологической деятельности: младшие инженерные должности (специалист - исполнитель);

- при реализации организационно-управленческой деятельности: специалист по управлению первичным коллективом (бригадой) - мастер по добыче нефти, мастер по ремонту скважин;

- при реализации экспериментально-исследовательской деятельности: специалист-исполнитель по определению свойств добываемых жидкостей, по исследованию скважин, по выполнению экспериментальных работ (младшие инженерные должности);

- при реализации проектной деятельности: специалист по сбору материалов, документации для проектирования, оформлению результатов проектирования (младшие инженерные должности).

Объектами профессиональной деятельности бакалавров является скважинная добыча нефти, сбор и подготовка скважинной продукции на суше и на море; техника и технология промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов.

Виды профессиональной деятельности разработаны вузом совместно с заинтересованными работодателями и в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Виды профессиональной деятельности:

а) производственно-технологическая деятельность (ПТД);

б) организационно-управленческая деятельность (ОУД)

в) экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИД);

г) проектная деятельность (ПД)

3 КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, и дополняются специальными компетенциями с учетом профиля подготовки, а также в соответствии с целями и задачами данной ООП ВПО.

Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Полный состав обязательных общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника (с краткой характеристикой каждой из них) как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ВПО представлен в таблице

 

Коды   Краткое содержание компетенции
ОК ОБЩЕКУЛЬТУРЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА
ОК-1 обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения Понимать смысл, интерпретировать и комментировать получаемую информацию. Собирать и систематизировать разнообразную информацию из многочисленных источников. На основе собранной информации выявлять тенденции, вскрывать причинно-следственные связи, определять цели, выбирать средства, выдвигать гипотезы и идеи.
ОК-2 быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения Понимать основные категории и законы развития природы, общества и мышления и оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности. Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве.
ОК-3 логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь Cпособность и готовность выпускника к речевому общению в профессиональной (учебно-профессиональной) и официально-деловой сферах с соблюдением всех норм речевой коммуникации: излагать устно и письменно результаты своей учебной и исследовательской работы; представлять себя, свой вуз, регион, страну; заполнять анкеты, составлять заявления, резюме, письма и другие тексты официально-делового стиля; иметь навыки межличностной и групповой коммуникации, публичных выступлений, уметь задавать вопросы, корректно вести диалог, участвовать в дискуссии.

 

ОК-4 быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе Способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп; иметь навыки совместной деятельности в группе, умения находить общие цели, вносить вклад в общее дело.
ОК-5 вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты Быть способным справляться с разнообразием мнений, разногласиями и конфликтами, принимать во внимание взгляды других людей, уметь договариваться и находить компромиссы.
ОК-6 проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность Готовность искать нестандартные решения, участвовать в принятии решений, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целей, быть готовым разрешать сложные, конфликтные или непредсказуемые ситуации.
ОК-7 использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Иметь представления о системе российского права; понимать значение законности и правопорядка в современном обществе, особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Уметь при необходимости использовать законодательные и нормативно-правовые акты в области горного, экологического, трудового, административного, уголовного, гражданского и семейного права.
ОК-8 осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм Критически рассматривать тот или иной аспект развития общества, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; иметь уважение к закону, чувство нетерпимости к нарушениям закона. Давать правовую и моральную оценку фактам, событиям и поступкам (в том числе собственным). Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
ОК-9 стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и осваиваемым сферам деятельности.
ОК-10 уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков Осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Стремиться к самопознанию, развитию личностных качеств, психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
ОК-11 осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности Оценивать экономическую и социальную роль нефтегазовой промышленности в отечественном и мировом развитии, понимать социальную ответственность своей профессиональной деятельности, обладать ответственностью за судьбы людей и порученное дело.

 

ОК-12 критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности Быть способным проявлять гибкость в условиях быстрых перемен. Через непрерывное образование стремиться к освоению новых профилей профессиональной деятельности, расширению профессиональных возможностей. Эффективно использовать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
ОК-13 использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач Быть в состоянии методологически обосновать научное исследование. Пользоваться основными методами и приемами научного исследования и анализа проблем, позволяющими отличать факты от домыслов, информацию от мнений, противостоять манипулятивным технологиям.
ОК-14 анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции Анализировать исторические и современные события и процессы, политический и экономический контекст образовательных, профессиональных и социальных ситуаций, ориентироваться в информационных потоках, критически воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ, вырабатывать собственное мнение.
ОК-15 понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности Анализировать современное состояние отечественной и мировой экономики, нефтяной и газовой промышленности в условиях рыночной экономики.
ОК-16 понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций Обладать познаниями и опытом деятельности по освоению культурологических и духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, социальных институтов, явлений и традиций. Понимать культурные различия на основе знания исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Уметь использовать достижения современной культуры в профессиональной, бытовой и досуговой сфере.
ОК-17 осознавать ценность российской культуры, ее место во всемирной культуре, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям Осознавать место и роль России в истории человечества и в современном мире, особенности ее исторического развития. Уметь активно использовать богатство и уникальность отечественной культуры, ее достижения в различных сферах; опираться на культурные нормы и традиции в своей деятельности, личностном и общекультурном развитии.
ОК-18 быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности Налаживать взаимодействие с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; участвовать в социально значимой деятельности, функционировании демократических институтов и структур гражданского общества.

 

ОК-19 быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответственному поведению Стремиться к защите прав и свобод гражданина; знать и выполнять свои обязанности и гражданский долг, нести ответственность. Иметь опыт в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (роли потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей.
ОК-20 адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности Обладать профессиональной, социальной и образовательной мобильностью, активностью, целеустремленностью, стрессоустойчивостью. Оценивать и прогнозировать изменения политического, экономического и культурного пространства, выбирать пути и средства адаптации.
ОК-21 владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на элементарном уровне Иметь навыки работы с текстами из учебной, страноведческой, научно- популярной и научной литературы, инструкций, проспектов и справочной литературы. Строить устные контакты в ситуациях повседневного общения; обсуждать проблемы страноведческого, общетехнического, общенаучного характера. Навыки конспектирования, делового письма.
ОК-22 владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. Иметь многообразный двигательный опыт и умение использовать его в организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга.
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА:
ПК-1 самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии Ориентироваться в современном состоянии скважинной добычи нефти на основе образовательных и информационных технологий.
ПК-2 использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования Применять методы математического моделирования различных элементов добывающей системы и находить оптимальные (рациональные) условия их

 

ПК-3 понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны Ценить, соблюдать и защищать интеллектуальную собственность во всей технологической цепочке разработки и эксплуатации нефтяных месторождений.
ПК-4 владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией Понимать необходимость применения современных средств вычислительной техники для решения задач разработки месторождений и добычи нефти.
ПК-5 составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию Знать основные требования и правила использования отчетной документации, правила заполнения бланков отчетности.
производственно-технологическая деятельность
ПК-6 применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику Уметь рассматривать особенности процессов в различных элементах добывающей системы на базе системного подхода.
ПК-7 осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море Понимать и описывать основные технологические процессы эксплуатации добывающих скважин, а также эксплуатации и обслуживания нагнетательных скважин.
ПК-8 эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин Выполнять функции мастера по добыче нефти или капитальному (текущему) ремонту скважин.
ПК-9 оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве Знать правила безопасности труда в процессе добычи нефти, обеспечивать безопасность технологических процессов и оценивать возможные риски.
ПК-10 применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды Знать основные принципы рационального природопользования и правила защиты окружающей среды.
ПК-11 обоснованно применять методы метрологии и стандартизации Знать основные элементы систем автоматизации технологических процессов добычи нефти, применяемые КИП и их метрологическое обеспечение.
орган изационно -управленче ская деят ельность

 

ПК-12 организовать работу первичных производственных подразделений, осуществляющих добычу нефти (разработку нефтяного месторождения) для достижения поставленной цели Управлять бригадой по добыче нефти, по текущему и капитальному ремонту скважин, взаимодействую с сервисными службами.
ПК-13 использовать методы технико-экономического анализа Уметь анализировать деятельность структурного подразделения по добыче нефти.
ПК-14 использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом Знать организацию производства процесса добычи нефти.
ПК-15 анализировать использование принципов системы менеджмента качества Знать основные постулаты системы менеджмента качества процесса добычи нефти.
ПК-16 использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности Иметь представление об основах предпринимательской деятельности нефтедобывающего предприятия и знать организационно-правовые основы управленческой деятельности.
экспериментально-исследовательская деятельность
ПК-17 изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению работ в области скважинной добычи нефти Иметь доступ к периодическим отечественным и зарубежным изданиям в области скважинной добычи нефти и разделять их на группы: теоретические исследования, экспериментальные исследования.
ПК-18 планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы Уметь пользоваться пакетами прикладных программ расчета основных процессов скважинной добычи нефти и иметь навыки экспериментальных исследований.
ПК-19 использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности Владеть основами математического описания физических явлений, протекающих в изучаемой системе при скважинной добыче нефти.
ПК-20 выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов Уметь пользоваться основами методов физического и математического моделирования различных процессов скважинной добычи нефти.
проект ная деят ельност ь

 

ПК-21 осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию основных процессов скважинной добычи нефти Знать перечень основных промысловых данных и источник их получения с целью проектирования процессов добычи нефти.
ПК-22 выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования Выполнять определенные разделы проектной документации, сотрудничая со смежными специалистами (геологи, механики, экономисты и др.)
ПК-23 использовать стандартные программные средства при проектировании Ориентироваться в многочисленных программных комплексах, используемых в проектной деятельности при добыче нефти.
ПК-24 составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы Разбираться в основных требованиях различных проектных документов при скважинной добыче нефти.

 

4 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

4.1 Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра.

Итоговая государственная аттестация бакалавра по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» профиль подготовки «Эксплуатация и обслуживание» включает выполнение и защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен, позволяющие выявить подготовку выпускника к решению профессиональных задач и его соответствие квалификационным требованиям.

Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации выпускника должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

Бакаларвская выпускная квалификационная работа (БР) по направлению (специальности) – аттестационное испытание итоговой государственной аттестации, которое должно наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин (модулей) должно учитывать общие требования к выпускнику, предусмотренные ФГОС ВПО по данному направлению (специальности).

К защите БР по направлению (специальности) допускаются лица, завершившие полный курс обучения по образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

 

4.2 ПОРЯДОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Тематика БР должна быть актуальной, соответствующей современному состоянию и перспективам развития науки, техники, технологии, экономики, экологии, по возможности должна быть связана с реальными производственными и социально-экономическим проблемами предприятий, организаций, регионов. Могут быть представлять собой часть научной работы, проводимой кафедрой.

4.3 Темы БР утверждаются по представлению заведующего выпускающей кафедрой РРНГМ и директора филиала приказом ректора УГНТУ, которые в обоснованных случаях, могут быть уточнены с внесением необходимых изменений и дополнений в соответствующий приказ. Этим же приказом назначаются руководители и консультанты БР.

 

5 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И РУКОВОДСТВО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

 

5.1 Общее руководство выполнением БР осуществляется заведующим выпускающей кафедрой РРНГМ.

Непосредственное руководство дипломным проектом студента осуществляется руководителем (далее – руководителем ВКР), который назначается приказом ректора.

5.2 Руководителями БР могут назначаться лица из числа:

- научно-педагогических работников выпускающей кафедры;

- научно-педагогических работников другой кафедры УГНТУ и (или) университетов, выпускающих специалистов по данному направлению;

- ведущих специалистов предприятий (учреждений, организаций);

- ведущих специалистов отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов.

Количество студентов, выполняющих дипломные проекты, закрепленных за одним руководителем определяется выпускающей кафедрой. В целях обеспечения качества подготовки специалистов рекомендуется закреплять за одним руководителем не более восьми студентов.

5.3 Руководитель БР:

- составляет задание на выполнение дипломного проекта (приложение А);

- проводит систематические, предусмотренные расписанием, консультаци, связанные с содержанием БР: по подбору литературы, справочных, статистических и архивных материалов, фактического материала и других источников по теме БР; по содержанию и оформлению БР; по корректировке ее отдельных глав;

- оказывает помощь в выборе методики проведения исследования и анализа, в сборе дополнительной информации;

- осуществляет контроль выполнения БР в соответствии с разработанным кафедрой РРНГМ календарным графиком (Приложение Г)вплоть до её защиты;

- координирует работу соруководителей при комплексном дипломном проектировании;

- информирует выпускающую кафедру в случае несоблюдения студентом установленного графика;

- оценивает качество выполнения БР в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, составляет отзыв на БР по ее завершении (приложение В);

- определяет готовность выпускника к защите БР.

Руководитель БР несет ответственность за технически грамотное составление задания на выполнение БР.

5.4 Консультанты по разделам БР назначаются приказом ректора УГНТУ, как правило, из числа научно-педагогических работников кафедры РРНГМ или соответствующих кафедр университета.

Консультант по соответствующему разделу БР (научный консультант):

- формулирует и согласовывает с руководителем БР задание по соответствующему разделу;

- проводит предусмотренные расписанием консультации по подбору литературы и других необходимых материалов, по выбору методик проведения исследований и расчетов, по содержанию и оформлению соответствующего раздела БР;

- контролирует планомерное выполнение соответствующего раздела БР;

- информирует соответствующую выпускающую кафедру в случае несоблюдения студентом установленного графика.

 

6 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ РАБОТАМ

 

6.1 Выпускники направления подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» профиль подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти» для получения квалификации (степени) бакалавр выполняют выпускную квалификационную работу в форме дипломного проекта, являющегося законченной самостоятельной работой студента, которая позволяет оценить уровень общей, специальной подготовки и профессиональной компетентности выпускника.

 

6.2 Цель выполнения БР:

- систематизация, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специализации, их применение при решении конкретных научных, технических, технологических, производственных, экономических и др. задач;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в БР проблем;

- развитие навыков обобщать и логически излагать собранный материал;

- выявление подготовленности выпускника к самостоятельной работе в условиях современного производства, развития науки, техники и технологии.

- демонстрация умения решать конкретные практические вопросы путем наилучшего раскрытия темы дипломного проекта;

- выявление и оценка готовности выпускника решать задачи профессиональной деятельности.

 

6.3 Формы бакалаврских работ

6.3.1 Бакалаврская работа может быть выполнена:

- в форме реферата, составленного по результатам научно-исследовательской работы, или по обобщенным результатам тематически связанных курсовых проектов;

- в форме дипломного проекта (работы), выполненного на основе курсового проекта (работы) с детальной проработкой вопросов, отражающих выбранную студентом специализированную подготовку.

6.3.2 Бакалаврская работа выполняется выпускником по материалам выполненных им ранее научно-исследовательских работ, курсовых проектов и/или собранным им лично за период практик в соответствии с ФГОС ВО.

6.3.3 Рекомендуемый объем бакалаврской работы – около 50 страниц текста, выполненного с использованием устройств вывода компьютера, без приложений.

 

6.4 Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра.

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» профиль подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти» должна представлять собой теоретическое (экспериментальное) исследование, связанное с решением отдельных, частных задач, определяемых особенностями подготовки по направлению131000 «Нефтегазовое дело» профиль подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти».

Выпускная квалификационная работа выполняется выпускником по материалам выполненных им ранее научно-исследовательских работ, курсовых проектов и/или собранным им лично за период практик; она должна отражать:

- умение использовать знания, навыки, умения, приобретенные при освоении ООП;

- четкость построения, логическая последовательность изложения материала и законченность решения одной из актуальных задач в строительстве скважин;

- глубину исследования и полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументаций;

- краткость и точность формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- умение использовать современные технологии сбора и обработки ин- формации с применением вычислительной техники, отечественных и междуна- родных стандартов и технических регламентов, современной законодательной базы;

- соответствие оформления бакалаврской работы требованиям действующих стандартов и технических регламентов

Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в виде напечатанной рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразования России, федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» и методических рекомендаций УМО.

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» профиль подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти»должна включать:

- формулировку цели работы и обоснование ее актуальности;

- обзор библиографических или патентных источников с привлечением современных информационных технологий, позволяющий сформировать конкретные задачи работы, с решением которых связано достижение поставленной цели;

- сравнительный анализ возможных вариантов решения и выбор оптимального или разработку нового метода решения, позволяющего более эффективно раскрыть сформулированную в работе задачу;

- анализ полученных в работе результатов с целью оценки технологической эффективности достижения поставленной цели;

- оценка полученных в работе результатов с точки зрения обеспечения безопасности и охраны окружающей среды при выполнении поставленных задач;

- анализ полученных в работе результатов с целью оценки их экономической эффективности.

Выполненная выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» профиль подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти» должна быть оформлена в соответствии с современными требованиями и с привлечением современных средств редактирования и печати.

Ответственность за содержание БР (текстовой части и иллюстрационно-графического материала), ее оформление, полноту освещенности вопросов, подлежащих разработке, несет студент.

 

6.5 Требования кафедры РРНГМ к содержанию, структуре и оформлению бакалаврской работы

6.3.1 Требования к содержанию и оформлению БР, перечень необходимых разделов БР, порядок ее выполнения, а также требования к количеству, содержанию и оформлению иллюстрационно-графического материала определяются Положением о порядке проведения итоговой государственной аттестации по конкретному направлению подготовки (специальности), разработанным выпускающей кафедрой в соответствии с положением [2] и утвержденным Ученым советом УГНТУ.

6.3.2 Бакалаврская работа по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» профиль подготовки «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти выполняется, как правило, в форме дипломного проекта на основе курсовых проектов по дисциплинам «Технология эксплуатации газовых и нефтяных скважин», «Техника и технология увеличения методов компонентоотдачи», «Сбор и подготовка скважинной продукции»[4].

 

7 ПРИМЕРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

7.1 Общие требования по примерному оформлению. Расчетно-пояснительная записка к БР должна включать титульный лист, задание, оглавление, перечень сокращений и условных обозначений, реферат, введение, содержательную часть, список использованных источников, приложения, демонстрационный материал.

Содержательная часть БР должна включать приведенные ниже разделы, расчеты, обоснования и пояснения.

Общими структурными элементами текстовой части ВКР являются следующие разделы:

- реферат, который содержит сведения об объеме ВКР, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников, ключевые слова. Текст реферата должен отражать объект исследования или разработки, цель работы, метод и методологию ее проведения, результаты работы, степень новизны и практическую значимость результатов работы. Рекомендуемый объем реферата – половина страницы.

- введение, в котором должны быть раскрыты актуальность и сущность исследуемой проблемы, цели, задачи, объект и предмет исследования;

- обзор литературы по теме БР, в которой должны быть освещены различные точки зрения по затронутым в работе вопросам и обязательно сформулировано авторское отношение к ним; позиция автора по этим вопросам должна быть обоснована;

- основная часть, связанная с профилем направления подготовки (специальности, специализации), в которой даются характеристики объекта и предмета исследования, методов исследования, включая математический аппарат, характеристика результатов исследования и их интерпретация;

- заключение, в котором должны содержаться конкретные выводы из проделанной работы и предложения по их реализации;

- список использованных источников (не менее 20 источников);

- приложения (при необходимости).

Текстовая часть БР выполняется с использованием печатающих и графических устройств вывода компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с параметрами:

- междустрочный интервал – 1,5;

- кегль – 14;

- шрифт – Times New Roman, обычный;

- цвет шрифта – черный.

Иллюстрационно-графический материал в зависимости от специфики направления подготовки (специальности) и формы БР может включать: чертежи, схемы (технологические, кинематические, гидравлические, автоматизации, алгоритмов и др.), плакаты, диаграммы, макеты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, натурные образцы и др.

Иллюстрационно-графический материал может быть представлен на бумажном, электронном или ином виде носителя. Возможно представление иллюстрационно-графического материала в виде брошюр.

Выпускающая кафедра может ввести буквенно-цифровое обозначение ВКР.

Выпускные квалификационные работы по их завершении должны иметь отзыв руководителя (приложение Д).

Выпускная квалификационная работа, представляемая на отзыв, должна содержать иллюстрационно-графический материал и текстовую часть. Текстовая часть должна быть сброшюрована (переплетена) в следующем порядке:

- -титульный лист, который оформляется по установленному образцу (приложение Е);

- -задание на выполнение БР (приложение В);

- -содержание с указанием всех разделов и номеров страниц (листов);

- -все необходимые разделы БР;

- -приложения (при необходимости).

 

7.2 Основными разделами выпускной работы работы, выполняемой в форме дипломного проекта (дп) являются:

1 Геолого-технологические условия разработки………….. месторождения

1.1 Геолого-физическая характеристика………… месторождения

1.2 Динамика и состояние разработки …………… месторождения (эксплуатационного объекта)

2 Обзор литературы по теме бакалаврской работы

3 Технологическое обоснование работ по эксплуатации и обслуживанию объектов добычи нефти

3.1 Фактические результаты (эффективность) выполненных работ

3.2 Обоснование проектных работ

4 Безопасность и экологичность проектных работ

5 Экономическая эффективность проектных работ

 

Структура текстовой части приведена в таблице 1.

 

7.3 Бакалаврская работа оформляется в соответствии со стандартом [10].

 

7.4 Иллюстрационно-графический материал оформляется в виде электронной презентации (приложение Ж). Содержание материала определяется заданием на БР и включает 6-10 слайдов, например:

1 «Геолого-физическая характеристика месторождения (продуктивных пластов месторождения) (приложение И) (обязательное);

2 «Динамика показателей разработки месторождения (эксплуатационного объекта)» (обязательное);

3 «Фактические результаты выполнения работ (мероприятий) выбранной группы на предприятии (месторождении)»;

4 «Схема размещения оборудования при выполнении работ (мероприятия)»;

5 «Результаты проектирования работ (мероприятия)» (обязательное);

6 «Экономическая эффективность проекта на предприятии» (обязательное).

 

7.5 Буквенно-цифровое обозначение БР выполняется по стандарту [10] (приложение К)

 


СТРУКТУРА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ,

выполняемых студентами по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело»

профиль «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти»

на кафедре «Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений» в 2014-2015 учебном году

 

Структурный элемент проекта (работы) Объем структурного элемента проекта (работы), с.
Курсовой проект (КП) Бакалаврская работа (в форме ДП на основе КП)
РЕФЕРАТ -  
СОДЕРЖАНИЕ 1-2 1-2
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ    
ВВЕДЕНИЕ    
1 Геолого-технологические условия разработки………….. месторождения 10-12 10-12
1.1 Геолого-физическая характеристика………… месторождения 5-6 5-6
1.2 Динамика и состояние разработки месторождения 5-6 5-6
2 Обзор литературы по теме БР 5-7 5-7
3 Технологическое обоснование работ по эксплуатации и обслуживанию объектов добычи нефти 20-21 20-21
3.1 Фактические результаты (эффективность) выполненных работ 10-12 10-12
3.2 Обоснование проектных работ 10-12 10-12
4 Безопасность и экологичность проектных работ - 5-7
4.1 Безопасность проектных работ -  
4.2 Экологичность проектных работ -  
5 Экономическая эффективность проектных работ - 8-10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Не менее 10 Не меннее 10
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Перечень демонстрационных материалов    
Титульный лист; задание; реферат; содержание; определения, обозначения и сокращения; введение; заключение; список использованных источников    
Проект (работа) в целом (без приложений) 45-55 70-80

Зам. зав. кафедрой РРНГМ, доц. Р.Т. Ахметов


7.6 Примерное содержание частей выпускной квалификационной работы бакалавра.

 

РЕФЕРАТ

 

Реферат должен содержать:

- сведения об объеме БР (без учета приложений), количестве листов, иллюстраций, таблиц, количестве использованных источников, приложений;

- перечень ключевых слов;

- текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста БР, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами строку через запятые, без переноса слов.

Текст реферата должен отражать:

- объект исследования или разработки БР;

- цель БР;

- метод или методологию выполнения БР;

- результаты и новизну проведенной работы;

- основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;

- степень внедрения рекомендаций;

- область их применения;

- безопасность и экологичность предложений;

- экономическую эффективность и значимость работы, а также прогнозные предложения о дальнейшем развитии направления.

Если БР не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей реферата, то в тексте реферата она опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание включает определения, обозначения и сокращения, введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номера страниц, с которых они начинаются.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

Данный структурный элементдолжен содержать определения, необходимые для уточнения или установления терминов, используемыхв БР, и перечень обозначений и сокращений, применяемых в тексте.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Введение должно информировать, на каком практическом материале выполнена ВКР (это конкретное месторождение, площадь, предприятие и т.п.). В нем кратко обосновываются актуальность и новизна исследуемой проблемы, цели и задачи, объект и предмет исследования; приводятся основные выводы и рекомендации исполнителя БР, полученные им на основе изучения литературы, проведения лабораторных, промысловых и других исследований.

 

1 Геолого-технологические условия разработки………….. месторождения

 

1.1 Геолого-физическая характеристика………… месторождения

 

Приводят обзорную схему района рассматриваемого месторождения с указанием лицензионного участка, ближайших месторождений и объектов инфраструктуры (населенные пункты, железнодорожные станции, аэропорты, речные пристани, морские порты, автомобильные дороги, линии электропередачи, магистральные нефте- и газопроводы).

Раздел характеризует основные структурно-тектонические элементы в пределах площади рассматриваемого месторождения.

Дают сводный литолого-стратиграфический разрез района. Разрез характеризуют в стратиграфических границах продуктивных отложений рассматриваемого месторождения.

Приводят общие сведения о нефтегазоносности: этаж нефтегазоности, продуктивные пласты, общее число залежей нефти и газа.

Для характеристики геологического строения продуктивных пластов, рекомендуется привести характерные геологические разрезы и карты геологических параметров.

Сведения о продуктивных залежах представляют в виде таблицы (сводная геолого-физическая характеристика продуктивных горизонтов), в которой приводят:

- литологическую характеристику пород – описание типа коллектора, его состава, особенностей литологического строения;

- фильтрационно-емкостные свойства пластов.

- фазовые проницаемости;

- коэффициенты остаточной нефтенасыщенности и вытеснения;

- по результатам пробной эксплуатации или опытно-промышленной разработки, дополнительно приводят коэффициенты продуктивности эксплуатационных объетов;

- свойства пластовой и дегазированной нефти;

- компонентный состав нефти и растворенного газа.

Например

 

Таблица ….. – Сводная геолого-физическая характеристика продуктивных пластов ……. месторождения

Параметры Пласт (объект, залежь)
….. n
Абсолютная отметка кровли (интервал изменения), м        
Абсолютная отметка ВНК (интервал изменения), м        
Тип залежей        
Тип коллектора        
Площадь нефтеносности, 103 м2        
Средняя общая толщина, м        
Средняя эффективная нефтенасыщенная толщина, м        
Коэффициент песчанистости, единиц        
Коэффициент расчлененности, единиц        
Средний коэффициент проницаемости, 10-3 мкм2        
Средний коэффициент пористости, единиц        
Средний коэффициент начальной нефтенасыщенности, единиц        
Начальная пластовая температура, оС        
Начальное пластовое давление, МПа        
Давление насыщения нефти газом, МПа        
Газовый фактор нефти, м3        
Плотность нефти в пластовых условиях, кг/м3        
Плотность нефти в поверхностных условиях, кг/м3        
Вязкость нефти в пластовых условиях, мПа∙с        
Объемный коэффициент нефти, единиц        
Плотность воды в пластовых условиях, кг/м3        
Вязкость воды в пластовых условиях, мПа∙с        
Удельный коэффициент продуктивности, м3/(сут∙МПа∙м)        
Коэффициент вытеснения нефти водой (газом), единиц        
Примечание – в таблице можно привести только наиболее важные для темы ВКР параметры

 

Рекомендуется дополнить таблицу:

- для залежей с газовыми шапками или газовых залежей: свойства, состав газа газовых шапок (или свободного газа) и конденсата;

- для месторождений высокопарафиностых нефтей: оценка возможности выпадения твердой фазы из нефти при изменении пластовых условий и при применении специальных технологий разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений;

- для залежей, по которым рассматривают варианты разработки на режиме истощения: зависимости газосодержания, объемного коэффициента, плотности и вязкости пластовой нефти и нефтяного газа от давления при пластовой температуре;

- для месторождений, разрабатываемых с применением тепловых методов: зависимости вязкости пластовых жидкостей от давления и температуры; растворимость пара в пластовых жидкостях (при закачке пара); теплофизические свойства пластовых флюидов;

- свойства и химический состав пластовых вод.

Дают краткую характеристику водоносных горизонтов и комплексов (глубина залегания, напорность, водообильность, минерализация и тип воды, содержание основных химических компонентов).

Объем не более 6 страниц

1.2 Динамика и состояние разработки……………. месторождения

 

Основным источником информации для составления подраздела является действующий проектный документ на разработку месторождения.

Национальным стандартом ГОСТ Р 53710-2009 «Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила проектирования разработки» [1], утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, установлены виды, структура, содержание и порядок оформления проектных документов на разработку месторождений.

На различных этапах и стадиях изучения, освоения и разработки месторождений составляют: проект пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологическую схему опытно-промышленной разработки месторождения (залежи или участка залежи), технологическую схему разработки месторождения, технологический проект разработки месторождения, а также дополнения ко всем документам.

Рекомендуется составить подраздел с использованием требований ГОСТ Р 53710-2009, на 5-7 страницах, с выделением двух пунктов.

В пункте «Основные положения проектного документа на разработку месторождения» рассматриваемого подраздела бакалаврской работы должны быть указаны название действующего проектного документа, организация-проектировщик, дата составления документа.

Должна быть приведена характеристика осуществляемой реализуемой на месторождении системы разработки – выделенные эксплуатационные объекты; система размещения скважин и система воздействия для каждого эксплуатационного объекта. Допускается привести перечень выделенных эксплуатационных объектов и характеристику системы разработки (размещение скважин, способ и агент воздействия) только для эксплуатационного объекта, с которым будут связаны проектируемые в бакалаврской работе работы.

Основной фонд скважин эксплуатационного объекта может быть размещен равномерно (по треугольной или квадратной сеткам) или неравномерно (рядами), плотность размещения составляет га/скв. Объект может разрабатываться без искусственного воздействия или с базовым искусственным воздействием путем стационарного заводнения обычной водой или закачки природного газа.

Для повышения эффективности (улучшения результатов) реализуемой системы разработки, как правило, проектным документом предусматриваются мероприятия по повышению степени извлечения и интенсификации добычи нефти и газа.

Необходимая для составления пункта информация содержится в тексте заключения к действующему проектному документу.

В пункте «Текущее состояние разработки месторождения и эксплуатационного объекта» приводится фактическая динамика основных технологических показателей разработки месторождения в целом за историю разработки (добычи нефти, жидкости, газа, обводненность, закачка воды, дебиты нефти и жидкости), называется этап освоения месторождения, а также эксплуатационного объекта, для которого в бакалаврской работе предусмотрены проектные работы.

Динамика приводится в виде графиков разработки (рисунок 1). Допускается использовать 10-летний период времени. В любом случае принято не приводить информацию за последние три прошедших года. Например, в работе, представляемой к защите в 2015 году, приводится информация за 2002-2011 гг.

 

 

 

Рисунок 1 – График разработки … месторождения (объект N) [2]

 

Основные технологические показатели разработки выбранного эксплуатационного объекта и месторождения в целом для конца рассматриваемого периода представляют в соответствии с таблицей [1]. Можно ограничиться выделенными в таблице показателями.

 

 


Таблица 1 – Основные технологические показатели разработки по состоянию на 01.01.2012

Основные показатели разработки Объект N Месторождение
Год ввода в разработку    
Максимальная добыча нефти, 103 т/год Год достижения максимальной добычи    
Годовая добыча нефти, 103 т/год Доля в общей добыче, %    
Накопленная добыча нефти, 103 т Доля в общей добыче, %    
Начальные извлекаемые запасы нефти (НИЗ), 103 т Доля НИЗ объекта в общем объеме запасов, % Отбор от НИЗ, % Остаточные извлекаемые запасы нефти (ОИЗ), 103 т Доля ОИЗ объекта в общем объеме запасов, % Темп отбора от ОИЗ, %    
Текущий КИН, единиц Утвержденный КИН, единиц Начальные геологические запасы нефти (НГЗ), 103 т Доля НГЗ объекта в общем объеме запасов, %    
Годовая добыча жидкости, 103 т/год Накопленная добыча жидкости, 103 т Среднегодовая обводненность, % Текущий водонефтяной фактор, единиц Накопленный водонефтяной фактор, единиц    
Фонд добывающих скважин* (перебывавших в эксплуатации в последнем году)    
Средний дебит нефти, т/сут Средний дебит жидкости, т/сут    
Годовая закачка воды, 103 м3/год Накопленная закачка воды, 103 м3 Годовая компенсация отбора жидкости закачкой воды, % Накопленная компенсация отбора жидкости закачкой воды, %    
Отбор растворенного (попутного) газа, 106 м3/год Использование растворенного (попутного) газа, 106 м3/год Процент использования растворенного (попутного) газа, %    

 

Состояние использования фонда скважин по эксплуатационному объекту и месторождению в целом представляют в соответствии с таблицей [1].

 

 


Таблица 2 – Использование фонда скважин по состоянию на 01.01.2012

Категория скважин Использование фонда скважин Объект N Месторождение
Добывающие Действующие    
В освоении после бурения    
Бездействующие    
В консервации    
Пьезометрические    
Ликвидированные и в ожидании ликвидации    
Всего    
Нагнетательные Под закачкой    
В освоении после бурения    
В отработке на нефть    
Бездействующие    
В консервации    
Пьезометрические    
Ликвидированные и в ожидании ликвидации    
Всего    
Контрольные Наблюдательные    
Пьезометрические    
Водозаборные Действующие    
В освоении после бурения    
Бездействующие    
В консервации    
Пьезометрические    
Ликвидированные и в ожидании ликвидации    
Всего    
Общий фонд Действующие    
В освоении после бурения    
Бездействующие    
В консервации    
Пьезометрические    
Наблюдательные    
Ликвидированные и в ожидании ликвидации    
Всего    
Примечание – при необходимости дополнительно приводят данные об использовании фонда скважин других категорий (газовые, поглощающие)

 

Приведенную информацию комментируют. Указывают тенденции, имеющие место в динамике показателей за рассматриваемый период времени (рост, падение, стабилизация). Приводят перечень рекомендованных в проектном документе на разработку месторождения геолого-технических мероприятий (ГТМ), предназначенных для поддержания проектной добычи нефти и газа, ее интенсификации, для повышения степени извлечения нефти и газа.

Важно ознакомиться с принятой в нефтяной компании классификацией геолого-технических мероприятий.

Результаты применения геолого-технических мероприятий (таблица 3) могут быть приведены в рассматриваемом подразделе или технологическом разделе бакалаврской работы.

 

Таблица 3 – Эффективность применения геолого-технических мероприятий на … месторождении (эксплуатационном объекте) в 2011 г.

Вид ГТМ, объем применения, эффективность За 2011 год, факт
Гидроразрыв пласта (ГРП):  
- количество проведенных мероприятий (операций);  
- дополнительная добыча нефти, 103 т  
Горизонтальные скважины (ГС):  
- количество скважин;  
- добыча нефти из ГС (или дополнительная добыча нефти из ГС), 103 т  
((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};
<== предыдущая | следующая ==>
Апокалипсис наших дней Доклад Архиепископа Виталия Архиерейскому Собору | На выполнение бакалаврской работы. Тема бакалаврской работы (БР) « »

Date: 2016-05-18; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию