Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Двадцать интерпретаций результатов тестирования. 4 page
4. Тест «ЗВ» в медицинской диагностике
а) Повторное тестирование в клиники реабилитации Обследования дошкольников показали, что развитие их личности можно контролировать с помощью теста «ЗВ». Это справедливо и для психотерапии и, как будет показано ниже, для медицинского обслуживания. Уже имеется подобный успешный опыт в работе с жертвами несчастных случаев, а также с психосоматическими больными. Приведем некоторые примеры. Жертвы несчастных случаев отличаются от пациентов, жалующихся на боль, тем, что у первых причина их страдания известна, но нельзя точно определить будущие последствия, во втором же случае напротив известны последствия, но не известны причины заболевания, как, например, у описываемого ниже пациента. Если вспомнить, что тест «ЗВ» является одновременно и тестом интеллекта и проективным личностным тестом, то понятно, что для жертв несчастного случая на первом плане стоит вопрос сохранности высших психических функций. Но по мере выздоровления все более важным становится изучение проекций личности страдающего человека, которое могло бы дать информацию об индивидуальной структуре его личности и состоянии. Серия рисунков (110а, 1106, 11 Ов) была сделана 37-летним рабочим, который тяжело пострадал в автомобильной аварии. С многочисленными травмами он попал в больницу, где сразу началось лечение. Ему много раз на дню давали медикаменты, занимались с ним физиотерапией и заботли- во ухаживали. Уже вскоре после поступления в больницу было проведено первое тестирование (рис.110а). Если учитывать, что задание теста «ЗВ» понятно даже детям, то явно заметен спад интеллектуальной продуктивности пациента. Однако ясно, что, в целом, пациент задание понял. Только его рисунок крайне редуцирован, формы изображенных фигур беспомощны, волны не выглядят гибкими, штрих звезд неуверенный и легко-хрупкий. Но уже второй рисунок (1106) спустя некоторое время показывает заметное улучшение. Одна из звезд становится по-настоящему центральной звездой, хотя ее форма еще несколько неестественна и неуклюжа. Попытка нарисовать вторую звезду удалась лучше, хотя и эта звезда деформирована. Обе звезды нарисованы неправильным штрихом. Если же рассматривать линию волны, то, напротив, неожиданно обнаруживается гибкое, почти правильное многообразное её раскачивание. Фантазия также оживает, например, в области неба появляется облако. Третий рисунок (110в) дает уже почти здоровую картину. На небе теперь семь звезд различных форм и четкая, удачно получившаяся, центральная звезда. Она позволяет предположить, что тут проявляется экзистенциальная тематика, причем дистанция от левых фигур, находящихся в области проекции интимных переживаний, отношений к самым близким людям и к прошлому, хотя и небольшая, но все же они нарисованы неуверенно и дисгармонично. Напротив, группа звезд нарисованная справа находится на довольно большом расстоянии от центральной звезды. Автор рисовал их с особым вниманием, и три из них получились очень хорошо. Удивительно хорошо удалось изобразить движение волн. Они нарисованы одним гибким движением руки и производят живое впечатление за счет многочисленных подъемов и спадов. Легкое движение волн у левого края рисунка переходит затем в «сильное волнение», а появляющийся в конце наклон волн влево свидетельствует о сдержанности в проявлениях чувств и трудностях в общении. Расстояние между небом и волнами велико, что характерно обычно для детских рисунков. Это может быть связано с последствиями шока, из-за которого может развиваться регрессия личности. Есть все основания предположить, что лечение пациента идет в правильном направлении, и это подтверждается заключением лечащего врача. В связи с обнаружением при тестировании важности для пациента экзистенциальной проблематики, ему можно дополнительно предложить курс разговорной психотерапии. В следующем примере речь пойдет о пациенте, страдающем от боли. Рисунок 111а первого взгляда отличается от рисунков пациента, пострадавшего в аварии; лист полностью заполнен, рисунок закончен и кажется почти гармоничным. Оба его рисунка выполнены с позиций эмоционального подхода, эмоциональное участие весьма заметно. Область звезд захватывает огромное пространство и почти раздавливает прижатые к нижнему краю волны. Видимо, интеллект и сознание играют непропорционально большую роль в страданиях пациента. Аккуратно и терпеливо начерченные звездочки в рисунке 111а могут подтвердить наше предыдущее предположение, ибо в картине отсутствуют признаки душевного энтузиазма. Кроме того, бросается в глаза, что внизу в середине картины две звезды смешиваются с волнами. Это указывает на отсутствие четкого разделения между логикой и воображением. Две центральные звезды, нарисованные с особым вниманием, акцентирована, но мельче по сравнению с остальными звездами, что заставляет предположить наличие конфликта. Может быть, так проявляется разлад в переживаниях автора, а также низкая самооценка. Луна, являющаяся источником света, одиноко стоит справа и имеет крупные размеры. Если мы посмотрим на волны, то увидим, что наше предположение о низкой самооценке подтверждается, так как волны ищут опору на нижнем краю рисунка. И, что еще важнее, они явно обращены влево и указывают этим на нарушение контактности. Неправильный штрих усиливает общую картину неуверенности и душевной болезни; бросается в глаза также задержка соприкосновения волны с левым краем рамки рисунка. Что же изменилось во втором тесте (рис.1116)? Не много, но по существу. Если мы специально проследим изменения самооценки пациента, то обнаружим несколько признаков её повышения. Линия волны теперь размашистая, гибкая и начинается непосредственно у левого края. Она отодвинулась от нижнего края и, свободно раскачиваясь, единым порывом достигает правого края. Загнутые влево волны теперь включены в общее плавное движение моря, одна волна робко отважилась даже повернуть вправо. Центральная звезда теперь в единственном числе и окутана облаками: проблемы понимания себя все еще актуальны, но имеется поддержка от положительно складывающихся обстоятельств. Большая луна смещена влево; если интерпретировать её положение с позиций символики пространства, то можно предположить наличие этических проблем в понимании себя. Появилась комета, она указывает на наметившиеся изменения в жизни пациента. Облака на небе оживляют картину. Пациент прошел медицинское обследование и согласился на психотерапию, однако в начале он не особенно раскрывался перед психотерапевтом. Только спустя значительное время психотерапевтические беседы стали касаться событий далекого детства, когда пациент находился в полной зависимости от жестокого отца. Он об этом никогда не говорил даже с женой и теперь проходил освобождающий и одновременно болезненный процесс осознания своих детских переживаний. В тесте проявляются как все еще завуалированные воспоминания (облака и особенно окутанная ими центральная звезда — символ «Я»), так и напряженно растущее проясняющее осознание прошлого. Это еще не выздоровление, но это уже процесс, проясняющий причины болезни. б) Тест «ЗВ» для диагностики умственно отсталых людей
Два следующих теста выбраны из группы рисунков умственно отсталых людей, работающих в мастерских. Их рисунки обычно бывают очень простыми, но они подчас удивительно хорошо понимают задание. Их ответы иногда даже лучше, чем у учеников старших классов, по крайней мере, по заполненности и гармоничности рисунка. То, что это происходит с людьми, почти или полностью неспособными писать, возможно, объясняется тем, что в тесте нет требований к успеваемости и связанной с ними фрустрации. Однако суть переживаний должна оставаться активированной, для того чтобы можно было осуществить, в общем-то, сложное трехкомпонентное задание хорошо и живо. Оба приведенных здесь тестовых рисунка дополнены образцами «почерка», которые для статистики' мы собирали и у испытуемых, считавшихся неспособными к письму. Рисунок 112 представляет собой образное решение, которое впечатляет своими широкими, хорошо артикулированными, плоскими звездами, каждая из которых кажется живой. Это хорошо заметно по второй слева, как бы кружащейся звезде. Но и волны находятся в движении. Они начинаются точно у левого края и текут вправо, где они кончаются опять точно у самого края. Рисунок выполнен внимательно и с любовью, да к тому же еще и умело. На рисунке 113 также дано создающее впечатление тепла образное решение, которое, однако, совершенно отличается от предыдущего. Волны тут быстро и размашисто следуют друг за другом, а, судя по краям рисунка, можно предположить, что автор рисовал справа налево. Все волны имеют легкий наклон влево, но так как их течение ритмично и гармонично, не следует здесь диагностировать проблемы в общении. Звезды выстроены в ряд и выполнены аккуратно, что удивительно в сравнении с быстрым и свободным течением волн. Автор создает звезды из цветов и лучей, от чего получаются симпатичные маргаритки. У второй звезды слева нарисованы даже лепестки. Рисунки производят поразительное впечатление. Они дают возможность предположить, что авторы обладают здоровым психическим потенциалом, проявляющимся не в их интеллектуальных достижениях, а в силе духа. в) Тест «ЗВ» у пациентов с речевыми нарушениями
Под речевыми нарушениями мы понимаем не врожденную немоту, а возникновение проблем с речью как последствие шока или большого психического перенапряжения. В этом случае тест «ЗВ» является возможностью получить ценные сведения об особенностях их личности. Впечатляющий опыт был получен на «boatchildren» из Азии, которые в эмиграции после бегства с родины страдали мутизмом («Мутизм — нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь»./В.М. Блей-хер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, стр. 463— прим. ред.) и только спустя значительное время обрели опять речь. Тест «ЗВ» применялся также и при работе с пациентами страдающими заиканием. Данный тест особенно ценен как метод контроля успешности терапии. Гармонизация тестового рисунка часто указывает на то, что возвращается не только способность говорить, но что был схвачен и постепенно преодолевается сам «корень зла». Здесь мы приводим два рисунка пациентов с мутизмом. При сравнении этих рисунков хорошо видно, как различаются между собой проекция характера человека и символическое отражение внутриличностных конфликтов. На рисунке 114 практически представлена только проекция психического склада человека, а рисунок 115 напротив носит символический характер.
Рисунок 114 был сделан португальским мальчиком в четыре года и десять месяцев, проживающим вместе с семьей во Франции. Он там и родился. Ребенок понял и выполнил тест. Звезды, правда, изогнуты и похожи на крючки из проволоки, что можно было бы объяснить детским неумением. Но скопление большой массы воды недвусмысленно говорит нам о сильной фрустрации, здесь мы буквально видим «обледенение» водной стихии! Отец ребенка тяжелый алкоголик, и можно предположить, что этот ребенок с малых лет «прятался в себя», чтобы избегать общения с буйным отцом. Здесь имеет смысл проводить психотерапию.
Рис. 115 нарисован 14-летним мальчиком, пережившим автомобильную аварию, в которой погибли его родители. Ребенок выжил, но потерял дар речи. Мальчик понял и выполнил задание, но, кроме того, он рисует и свои переживания, связанные с этой аварией, о которой у него почти не осталось ясных осознанных воспоминаний. На рисунке есть барьер, земляной вал и волна, о которую разбивается жизнь. Ребенок уже проходит психотерапию, в которой ему предстоит проработать эти переживания, чтобы вновь обрести речь.
5. Тест «ЗВ» в криминологии
Чтобы показать возможность применения теста «ЗВ» в местах лишения свободы, здесь приводятся два примера тестирования взрослых преступниц. Обе женщины совершили преднамеренное убийство, что усугубляет их вину, но у них были совершенно разные мотивы, что заметно по различиям в проективных картинах. Первый тест (рис. 116) сделан 36-летней женщиной весьма просто, дано почти предметное решение, между небом и водой по-детски большое расстояние. Центральная звезда как выражение экзистенциальной тематики выделена и господствует в картине. Контуры ее четко-резкие, штрих неуверенный. Правая область неба, обращенная в будущее, осталась пустой. Поражает монотонность волн. Они больше напоминают графику, чем спонтанную проекцию личности. Тестовый ответ хоть и полон, но производит впечатление холодности и отстраненности. Эта женщина с помощью двух подруг убила своего мужа. Они попытались создать впечатление разбойного нападения, но сделали это излишне романтично и непрофессионально. Все три женщины вышли из буржуазных семей, автор рисунка могла бы даже жить в браке очень зажиточно. Однако же она внутренне отошла от мужа, а он не давал ей развода. Она чувствовала себя униженной, по ее словам, у нее были причины, мешавшие ей добиться развода. Неподвижно и безжизненно выполненный рисунок говорит о том, что нелегко будет пробиться к ядру переживаний женщины, так как она сама этого боится. Тем не менее, сильно выраженная в рисунке луна свидетельствует о доминировании чувства собственного достоинства, которому требуется самооправдание. Рисунок 117 является образным решением, звезды легко и хорошо очерчены, центральная звезда выделена, но без особых претензий. Слева вверху, то есть в пространстве, символизирующем поиск духовных ценностей, находится луна, важнейший источник света. Волны взлетают легко и размашисто, в них плещется рыба. Рыба может быть символическим выражением глубоких переживаний, тем более что она явно создает пару центральной звезде. Штрих рисунка повсюду легкий и подчеркивает преобладание эмоций в переживаниях женщины. Этот тест выполнен сорокалетней женщиной, преднамеренно убившей 4 года назад свою соперницу топором. Нежная, чувствительная картина теста едва ли сопоставима с жутким преступлением. И все же она соответствует и мажорному, почти раскрепощенному поведению женщины во время разговора с ней, и выраженному ею желанию профессионально помогать детям-инвалидам. Ее биография состоит сплошь из актов насилия и унижения. С 12 лет ее насиловал отец, в 18 она, беременная от отца, выходит замуж за нелюбимого человека и рожает умственно отсталого ребенка. Два последующих брака проходят драматично. В отчаянии она убивает соперницу. Только зная жизнь этой женщины-убийцы, можно понять, что нынешняя ситуация впервые дает ей свободу что-то желать. Но это только мечты, так как пожизненное заключение вряд ли позволит этим желаниям осуществиться. Если бы удалось сделать выявленную притестировании установку женщины стабильной, она, возможно, могла бы после сокращения срока заключения ухаживать за детьми. Рисунки обеих преступниц взяты из моей книги «Graphologie des Jugendlichen III, Straftaeter im Selbstausdruck» (Muenchen-Basel, 1993). Тест «ЗВ» применялся как составная часть небольшой батареи графических тестов. Важнейшим общим признаком незрелости или инфантильности личности часто оказывается большое свободное пространство между небом и волнами, которые в норме (у не преступников) практически исчезает в подростковом и ли юношеском возрасте. (См. статистику в приложении под рубрикой «середина свободна»).
6. Особый случай
В связи с объединением Германии представился уникальный случай для применения теста «Звезды и Волны». В ГДР обычно осуществлялась слежка за людьми, подозреваемыми в «нелояльности к государству». После того как ГДР прекратила свое существование, были открыты соответствующие документы. Один 33-летний священник, зная, что за ним велась слежка, стал интересоваться материалами своего дела, получил к ним доступ и обнаружил среди других имя одной 44-летней женщины, посещавшей вместе с ним группу разговорной психотерапии. Для обоих это имело тяжелые психические последствия: для священника из-за потери доверия к партнеру по психотерапии, для женщины из-за позора огласки или же чувства вины. Ситуация усугублялась еще и тем, что не только священник полностью доверял женщине, но что и она, как и остальные члены группы, взяла на себя в качестве необходимого условия проведения групповой психотерапии обязательство не выносить услышанную информацию за пределы группы. Но она поддалась влиянию своего политически активного мужа и пошла на сотрудничество с органами госбезопасности. Так как в группе проводилось тестирование, у нас имеются результаты обоих участников в обеих ситуациях. Рассмотрим рисунки, сделанные до политических перемен, когда в ГДР велась слежка за инакомыслящими. В рисунке женщины (118а) пространственные позиции звезд и волн переставлены, что свидетельствует о «притворстве»: инструкцию теста она преобразовала в некую программу и «заслонилась» этим, по-видимому, совершенно неосознанно. Мужчина же (рис. 119а), напротив, проявляет себя прямо-таки «болтливым человеком», сияющая центральная звезда в «душевном порыве» немного сдвинута в сторону, прозаическая реальность не принимается в расчет, о чем свидетельствует незаполненное пространство в нижнем правом углу рисунка.
В новой ситуации многие пытались добиться примирения между ними, в том числе и руководитель психотерапевтической группы. С женщиной он добился успеха: она раскаялась и нашла, по ее собственной оценке, моральное равновесие. Правда, ее второй рисунок (1186) производит впечатление поверхностности и нарочитости. Мужчина не смог ни скрыть, ни преодолеть свою травму. Слева в картине (1196) возникает твердая и крутая скала, которая преграждает путь к пониманию самого себя и близких отношении. Деревья, одно на склоне, другое на голом плато, открывают, правда, некоторые позитивные возможности. Эту картину дополняет луна, источник света, находящаяся справа, в области духовно-рационального, а сдвоенная центральная звезда хоть и скромна по сравнению с сияющей звездой первого рисунка, указывает не только на внутренний разлад но и на изменения в экзистенциальных переживаниях.
Приложение
Статистические данные исследований
А. Данные использования теста «Звезды и Волны» в качестве теста умственного развития 721 тестовый рисунок из детских садов, результаты даны в процентах Данные тестирования показывают как влияет возраст и пол на результаты тестирования. В таблице 1 представлено, какой процент детей понял или вообще не понял задание теста нарисовать звезды и волны. В таблице 2 соответствующие показатели дифференцируются. При этом категория «перепутано» подразумевает, что хотя тема в целом и понята, но звезды и волны изображены в картине не на привычном месте. (Возраст сочинительства!).
|