Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двадцать интерпретаций результатов тестирования. 4 page





 

4. Тест «ЗВ» в медицинской диагностике

 

а) Повторное тестирование в клиники реабили­тации

Обследования дошкольников показали, что развитие их лич­ности можно контролировать с помощью теста «ЗВ». Это спра­ведливо и для психотерапии и, как будет показано ниже, для медицинского обслуживания. Уже имеется подобный успеш­ный опыт в работе с жертвами несчастных случаев, а также с психосоматическими больными. Приведем некоторые при­меры. Жертвы несчастных случаев отличаются от пациентов, жалующихся на боль, тем, что у первых причина их страда­ния известна, но нельзя точно определить будущие послед­ствия, во втором же случае напротив известны последствия, но не известны причины заболевания, как, например, у опи­сываемого ниже пациента. Если вспомнить, что тест «ЗВ» является одновременно и тестом интеллекта и проективным личностным тестом, то понятно, что для жертв несчастного случая на первом плане стоит вопрос сохранности высших психических функций. Но по мере выздоровления все более важным становится изучение проекций личности страдающе­го человека, которое могло бы дать информацию об индиви­дуальной структуре его личности и состоянии.

Серия рисунков (110а, 1106, 11 Ов) была сделана 37-лет­ним рабочим, который тяжело пострадал в автомобильной аварии. С многочисленными травмами он попал в больницу, где сразу началось лечение. Ему много раз на дню давали медикаменты, занимались с ним физиотерапией и заботли-

во ухаживали. Уже вскоре после поступления в больницу было проведено первое тестирование (рис.110а). Если учи­тывать, что задание теста «ЗВ» понятно даже детям, то явно заметен спад интеллектуальной продуктивности пациента. Однако ясно, что, в целом, пациент задание понял. Только его рисунок крайне редуцирован, формы изображенных фигур беспомощны, волны не выглядят гибкими, штрих звезд неуверенный и легко-хрупкий.

Но уже второй рисунок (1106) спустя некоторое время показывает заметное улучшение. Одна из звезд становится по-настоящему центральной звездой, хотя ее форма еще несколько неестественна и неуклюжа. Попытка нарисовать вторую звезду удалась лучше, хотя и эта звезда деформиро­вана. Обе звезды нарисованы неправильным штрихом. Если же рассматривать линию волны, то, напротив, неожиданно обнаруживается гибкое, почти правильное многообразное её раскачивание. Фантазия также оживает, например, в области неба появляется облако.

Третий рисунок (110в) дает уже почти здоровую карти­ну. На небе теперь семь звезд различных форм и четкая, удачно получившаяся, центральная звезда. Она позволяет предположить, что тут проявляется экзистенциальная тема­тика, причем дистанция от левых фигур, находящихся в области проекции интимных переживаний, отношений к самым близким людям и к прошлому, хотя и небольшая, но все же они нарисованы неуверенно и дисгармонично. На­против, группа звезд нарисованная справа находится на до­вольно большом расстоянии от центральной звезды. Автор рисовал их с особым вниманием, и три из них получились очень хорошо. Удивительно хорошо удалось изобразить дви­жение волн. Они нарисованы одним гибким движением руки и производят живое впечатление за счет многочисленных подъемов и спадов. Легкое движение волн у левого края рисунка переходит затем в «сильное волнение», а появляю­щийся в конце наклон волн влево свидетельствует о сдер­жанности в проявлениях чувств и трудностях в общении. Расстояние между небом и волнами велико, что характерно обычно для детских рисунков. Это может быть связано с последствиями шока, из-за которого может развиваться рег­рессия личности.

Есть все основания предположить, что лечение пациен­та идет в правильном направлении, и это подтверждается заключением лечащего врача. В связи с обнаружением при тестировании важности для пациента экзистенциальной проблематики, ему можно дополнительно предложить курс разговорной психотерапии.

В следующем примере речь пойдет о пациенте, страдающем от боли. Рисунок 111а первого взгляда отличается от рисун­ков пациента, пострадавшего в аварии; лист полностью запол­нен, рисунок закончен и кажется почти гармоничным. Оба его рисунка выполнены с позиций эмоционального подхода, эмо­циональное участие весьма заметно. Область звезд захватыва­ет огромное пространство и почти раздавливает прижатые к нижнему краю волны. Видимо, интеллект и сознание играют непропорционально большую роль в страданиях пациента.

Аккуратно и терпеливо начерченные звездочки в рисун­ке 111а могут подтвердить наше предыдущее предположение, ибо в картине отсутствуют признаки душевного энту­зиазма. Кроме того, бросается в глаза, что внизу в середине картины две звезды смешиваются с волнами. Это указывает на отсутствие четкого разделения между логикой и вообра­жением. Две центральные звезды, нарисованные с особым вниманием, акцентирована, но мельче по сравнению с ос­тальными звездами, что заставляет предположить наличие конфликта. Может быть, так проявляется разлад в пережи­ваниях автора, а также низкая самооценка. Луна, являюща­яся источником света, одиноко стоит справа и имеет круп­ные размеры. Если мы посмотрим на волны, то увидим, что наше предположение о низкой самооценке подтверждается, так как волны ищут опору на нижнем краю рисунка. И, что еще важнее, они явно обращены влево и указывают этим на нарушение контактности. Неправильный штрих усиливает общую картину неуверенности и душевной болезни; броса­ется в глаза также задержка соприкосновения волны с ле­вым краем рамки рисунка.

Что же изменилось во втором тесте (рис.1116)? Не мно­го, но по существу. Если мы специально проследим измене­ния самооценки пациента, то обнаружим несколько призна­ков её повышения. Линия волны теперь размашистая, гиб­кая и начинается непосредственно у левого края. Она ото­двинулась от нижнего края и, свободно раскачиваясь, еди­ным порывом достигает правого края. Загнутые влево вол­ны теперь включены в общее плавное движение моря, одна волна робко отважилась даже повернуть вправо. Централь­ная звезда теперь в единственном числе и окутана облака­ми: проблемы понимания себя все еще актуальны, но имеет­ся поддержка от положительно складывающихся обстоя­тельств. Большая луна смещена влево; если интерпретиро­вать её положение с позиций символики пространства, то можно предположить наличие этических проблем в понима­нии себя. Появилась комета, она указывает на наметивши­еся изменения в жизни пациента. Облака на небе оживляют картину.

Пациент прошел медицинское обследование и согласил­ся на психотерапию, однако в начале он не особенно раскрывался перед психотерапевтом. Только спустя значитель­ное время психотерапевтические беседы стали касаться со­бытий далекого детства, когда пациент находился в полной зависимости от жестокого отца. Он об этом никогда не говорил даже с женой и теперь проходил освобождающий и одновременно болезненный процесс осознания своих дет­ских переживаний. В тесте проявляются как все еще заву­алированные воспоминания (облака и особенно окутанная ими центральная звезда — символ «Я»), так и напряженно растущее проясняющее осознание прошлого. Это еще не выздоровление, но это уже процесс, проясняющий причи­ны болезни.

б) Тест «ЗВ» для диагностики умственно отста­лых людей

 

Два следующих теста выбраны из группы рисунков ум­ственно отсталых людей, работающих в мастерских. Их рисунки обычно бывают очень простыми, но они подчас удивительно хорошо понимают задание. Их ответы иног­да даже лучше, чем у учеников старших классов, по край­ней мере, по заполненности и гармоничности рисунка. То, что это происходит с людьми, почти или полностью неспособными писать, возможно, объясняется тем, что в тесте нет требований к успеваемости и связанной с ними фрустрации. Однако суть переживаний должна оставать­ся активированной, для того чтобы можно было осуще­ствить, в общем-то, сложное трехкомпонентное задание хорошо и живо. Оба приведенных здесь тестовых рисунка дополнены образцами «почерка», которые для статистики' мы собирали и у испытуемых, считавшихся неспособны­ми к письму.

Рисунок 112 представляет собой образное решение, ко­торое впечатляет своими широкими, хорошо артикулиро­ванными, плоскими звездами, каждая из которых кажется живой. Это хорошо заметно по второй слева, как бы кружа­щейся звезде. Но и волны находятся в движении. Они начинаются точно у левого края и текут вправо, где они конча­ются опять точно у самого края. Рисунок выполнен внима­тельно и с любовью, да к тому же еще и умело.

На рисунке 113 также дано создающее впечатление теп­ла образное решение, которое, однако, совершенно отлича­ется от предыдущего. Волны тут быстро и размашисто сле­дуют друг за другом, а, судя по краям рисунка, можно пред­положить, что автор рисовал справа налево. Все волны име­ют легкий наклон влево, но так как их течение ритмично и гармонично, не следует здесь диагностировать проблемы в общении. Звезды выстроены в ряд и выполнены аккуратно, что удивительно в сравнении с быстрым и свободным течением волн. Автор создает звезды из цветов и лучей, от чего получаются симпатичные маргаритки. У второй звезды сле­ва нарисованы даже лепестки.

Рисунки производят поразительное впечатление. Они дают возможность предположить, что авторы обладают здо­ровым психическим потенциалом, проявляющимся не в их интеллектуальных достижениях, а в силе духа.

в) Тест «ЗВ» у пациентов с речевыми нарушениями

 

Под речевыми нарушениями мы понимаем не врожденную немоту, а возникновение проблем с речью как последствие шока или большого психического перенапряжения. В этом случае тест «ЗВ» является возможностью получить ценные сведения об особенностях их личности. Впечатляющий опыт был получен на «boatchildren» из Азии, которые в эмигра­ции после бегства с родины страдали мутизмом («Мутизм — нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутстви­ем ответной и спонтанной речи при сохранении способности разго­варивать и понимать обращенную к больному речь»./В.М. Блей-хер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов. Ро­стов-на-Дону, Феникс, 1996, стр. 463— прим. ред.) и только спустя значительное время обрели опять речь. Тест «ЗВ» применялся также и при работе с пациентами страдающими заиканием. Данный тест особенно ценен как метод контро­ля успешности терапии. Гармонизация тестового рисунка часто указывает на то, что возвращается не только способ­ность говорить, но что был схвачен и постепенно преодоле­вается сам «корень зла».

Здесь мы приводим два рисунка пациентов с мутизмом. При сравнении этих рисунков хорошо видно, как различа­ются между собой проекция характера человека и символи­ческое отражение внутриличностных конфликтов. На ри­сунке 114 практически представлена только проекция пси­хического склада человека, а рисунок 115 напротив носит символический характер.

 

Рисунок 114 был сделан португальским мальчиком в че­тыре года и десять месяцев, проживающим вместе с семьей во Франции. Он там и родился. Ребенок понял и выполнил тест. Звезды, правда, изогнуты и похожи на крючки из про­волоки, что можно было бы объяснить детским неумением. Но скопление большой массы воды недвусмысленно гово­рит нам о сильной фрустрации, здесь мы буквально видим «обледенение» водной стихии! Отец ребенка тяжелый алко­голик, и можно предположить, что этот ребенок с малых лет «прятался в себя», чтобы избегать общения с буйным от­цом. Здесь имеет смысл проводить психотерапию.

 

Рис. 115 нарисован 14-летним мальчиком, пережившим автомобильную аварию, в которой погибли его родители. Ребенок выжил, но потерял дар речи. Мальчик понял и выполнил задание, но, кроме того, он рисует и свои пере­живания, связанные с этой аварией, о которой у него по­чти не осталось ясных осознанных воспоминаний. На ри­сунке есть барьер, земляной вал и волна, о которую разби­вается жизнь. Ребенок уже проходит психотерапию, в ко­торой ему предстоит проработать эти переживания, чтобы вновь обрести речь.

 

 

5. Тест «ЗВ» в криминологии

 

Чтобы показать возможность применения теста «ЗВ» в мес­тах лишения свободы, здесь приводятся два примера тести­рования взрослых преступниц. Обе женщины совершили преднамеренное убийство, что усугубляет их вину, но у них были совершенно разные мотивы, что заметно по различиям в проективных картинах.

Первый тест (рис. 116) сделан 36-летней женщиной весь­ма просто, дано почти предметное решение, между небом и водой по-детски большое расстояние. Центральная звезда как выражение экзистенциальной тематики выделена и гос­подствует в картине. Контуры ее четко-резкие, штрих неуве­ренный. Правая область неба, обращенная в будущее, оста­лась пустой. Поражает монотонность волн. Они больше напоминают графику, чем спонтанную проекцию личности. Тестовый ответ хоть и полон, но производит впечатление холодности и отстраненности.

Эта женщина с помощью двух подруг убила своего мужа. Они попытались создать впечатление разбойного нападе­ния, но сделали это излишне романтично и непрофессио­нально. Все три женщины вышли из буржуазных семей, автор рисунка могла бы даже жить в браке очень зажиточно. Однако же она внутренне отошла от мужа, а он не давал ей развода. Она чувствовала себя униженной, по ее словам, у нее были причины, мешавшие ей добиться развода.

Неподвижно и безжизненно выполненный рисунок гово­рит о том, что нелегко будет пробиться к ядру переживаний женщины, так как она сама этого боится. Тем не менее, сильно выраженная в рисунке луна свидетельствует о доми­нировании чувства собственного достоинства, которому тре­буется самооправдание.

Рисунок 117 является образным решением, звезды легко и хорошо очерчены, центральная звезда выделена, но без особых претензий. Слева вверху, то есть в пространстве, символизирующем поиск духовных ценностей, находится луна, важнейший источник света. Волны взлетают легко и размашисто, в них плещется рыба. Рыба может быть симво­лическим выражением глубоких переживаний, тем более что она явно создает пару центральной звезде. Штрих рисунка повсюду легкий и подчеркивает преобладание эмоций в пе­реживаниях женщины.

Этот тест выполнен сорокалетней женщиной, преднамерен­но убившей 4 года назад свою соперницу топором. Нежная, чувствительная картина теста едва ли сопоставима с жутким преступлением. И все же она соответствует и мажорному, почти раскрепощенному поведению женщины во время разго­вора с ней, и выраженному ею желанию профессионально помогать детям-инвалидам. Ее биография состоит сплошь из актов насилия и унижения. С 12 лет ее насиловал отец, в 18 она, беременная от отца, выходит замуж за нелюбимого чело­века и рожает умственно отсталого ребенка. Два последую­щих брака проходят драматично. В отчаянии она убивает со­перницу. Только зная жизнь этой женщины-убийцы, можно понять, что нынешняя ситуация впервые дает ей свободу что-то желать. Но это только мечты, так как пожизненное заклю­чение вряд ли позволит этим желаниям осуществиться. Если бы удалось сделать выявленную притестировании установку женщины стабильной, она, возможно, могла бы после сокра­щения срока заключения ухаживать за детьми.

Рисунки обеих преступниц взяты из моей книги «Graphologie des Jugendlichen III, Straftaeter im Selbstausdruck» (Muenchen-Basel, 1993). Тест «ЗВ» приме­нялся как составная часть небольшой батареи графических тестов. Важнейшим общим признаком незрелости или ин­фантильности личности часто оказывается большое свобод­ное пространство между небом и волнами, которые в норме (у не преступников) практически исчезает в подростковом и ли юношеском возрасте. (См. статистику в приложении под рубрикой «середина свободна»).

 

6. Особый случай

 

В связи с объединением Германии представился уникаль­ный случай для применения теста «Звезды и Волны». В ГДР обычно осуществлялась слежка за людьми, подозреваемы­ми в «нелояльности к государству». После того как ГДР прекратила свое существование, были открыты соответству­ющие документы.

Один 33-летний священник, зная, что за ним велась слеж­ка, стал интересоваться материалами своего дела, получил к ним доступ и обнаружил среди других имя одной 44-лет­ней женщины, посещавшей вместе с ним группу разговор­ной психотерапии. Для обоих это имело тяжелые психичес­кие последствия: для священника из-за потери доверия к партнеру по психотерапии, для женщины из-за позора ог­ласки или же чувства вины. Ситуация усугублялась еще и тем, что не только священник полностью доверял женщине, но что и она, как и остальные члены группы, взяла на себя в качестве необходимого условия проведения групповой психотерапии обязательство не выносить услышанную ин­формацию за пределы группы. Но она поддалась влиянию своего политически активного мужа и пошла на сотрудни­чество с органами госбезопасности.

Так как в группе проводилось тестирование, у нас име­ются результаты обоих участников в обеих ситуациях. Рас­смотрим рисунки, сделанные до политических перемен, когда в ГДР велась слежка за инакомыслящими. В рисунке женщины (118а) пространственные позиции звезд и волн переставлены, что свидетельствует о «притворстве»: инст­рукцию теста она преобразовала в некую программу и «зас­лонилась» этим, по-видимому, совершенно неосознанно. Мужчина же (рис. 119а), напротив, проявляет себя прямо-таки «болтливым человеком», сияющая центральная звезда в «душевном порыве» немного сдвинута в сторону, прозаи­ческая реальность не принимается в расчет, о чем свиде­тельствует незаполненное пространство в нижнем правом углу рисунка.

 

 

В новой ситуации многие пытались добиться примире­ния между ними, в том числе и руководитель психотерапев­тической группы. С женщиной он добился успеха: она рас­каялась и нашла, по ее собственной оценке, моральное рав­новесие. Правда, ее второй рисунок (1186) производит впе­чатление поверхностности и нарочитости. Мужчина не смог ни скрыть, ни преодолеть свою травму. Слева в картине (1196) возникает твердая и крутая скала, которая преграж­дает путь к пониманию самого себя и близких отношении. Деревья, одно на склоне, другое на голом плато, открывают, правда, некоторые позитивные возможности. Эту картину дополняет луна, источник света, находящаяся справа, в области духовно-рационального, а сдвоенная центральная звезда хоть и скромна по сравнению с сияющей звездой первого рисунка, указывает не только на внутренний раз­лад но и на изменения в экзистенциальных переживаниях.

 

Приложение

 

Статистические данные исследований

 

А. Данные использования теста «Звезды и Волны» в качестве теста умственного развития

721 тестовый рисунок из детских садов, результаты даны в процентах

Данные тестирования показывают как влияет возраст и пол на результа­ты тестирования.

В таблице 1 представлено, какой процент детей понял или вообще не понял задание теста нарисовать звезды и волны.

В таблице 2 соответствующие показатели дифференцируются. При этом категория «перепутано» подразумевает, что хотя тема в целом и понята, но звезды и волны изображены в картине не на привычном месте. (Воз­раст сочинительства!).

 

 

 

 

Date: 2016-05-18; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию