Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Двадцать интерпретаций результатов тестирования. 3 pageТехника штриха в этом рисунке удивительно ясная. Хотя тонированный характер штриха и указывает на некоторую неуверенность и чувственную реактивность девочки, фигуры в большинстве случаев имеют хорошие контуры. Преобладает четкий штрих, правда, чаще он оказывается четко-резким и этим выдает компенсаторный характер её волевых усилий. Графический тест Вартегга служит очень хорошим дополнением, так как он дает возможность ознакомиться с содержанием переживаний. Ввиду отклонений в поведении особенно важны темы самопонимания, самообладания, успеваемости и экзистенциальной проблематики, на которых можно будет подробнее остановиться при дальнейшем обследовании или психотерапии. Но результаты теста позволяют надеяться, что 13-летняя девочка, несмотря на защитный характер регрессии (или благодаря нему), останется общительной и чутко реагирующей. Тест «Дерево»
Рисунок дерева поражает своей нечеткостью, что противоречит ясности почерка и проективных рисунков двух других графических тестов. Сразу бросается в глаза еще по-детски округлая форма кроны дерева, но при этом она сверху плоская, как обычно рисуют только после пубертата. Кроме того, крона как будто припаяна к стволу, а этот феномен обычно исчезает еще до пубертата. Предметы, украшающие дерево как рождественскую елку, дополняют впечатление детскости рисунка. Здесь опять встает вопрос — имеем ли мы дело с задержкой развития или регрессией. Рассматривая пространственную символику можно сделать вывод о сильном характере рисующей. Дерево заполняет весь лист. Оно начинается у нижнего края и доходит до верхнего. Верхняя часть листа отчетливо выделена. Дерево не отрывается от нижнего края, как обычно часто бывает в этом возрасте. Оно прочно стоит на земле. Оно устремлено вверх, однако не раскрывает своих ветвей. Решающее значение для диагностики имеет здесь форма дерева. Форма ствола говорит о силе и выносливости, хотя нарисована она расплывчато. Плотная и вполне пропорциональная крона, репрезентирующая эмоциональную сферу, все же кажется искусственно насаженной на ствол, а не органически растущей из него. Вынужденная оформляться, она не разворачивает, а лишь расплывчато и туманно намечает свои ветви и листья. Примечательно, что крона окаймлена на манер локонов, в том числе и у ствола. Обычно такая деталь оформления рисунка дерева рассматривается как проекция формальной любезности в общении с окружающими. Посредством хороших манер девочка отгораживается от внешней среды, замыкается в своем эмоциональном мире. То, что крона отделена от ствола вьющейся локонами линией, позволяет думать об инкапсулировании (изоляции) переживаний. Игрушки на дереве ясно говорят о желании девочки оставаться ребенком. Гораздо большее значение имеет редко встречающееся изображение матери и ребенка рядом с деревом. Оба лежат на подстилке, на лужайке, рядом находятся радио с антенной и бутылка с соломинкой. То есть, намечена тема отдыха и расслабления. Но как нарисованы мать и ребенок! Ребенок лежит, по-детски растянувшись, с огромным воздушным шаром в руке (воздушные шары есть также и на левой стороне кроны дерева), в изображении матери подчеркнуты признаки пола и кокетства. Их акцентированное зачернение указывает на то, что конфликт девочки может быть связан с личностью матери. Кроме того, подчеркнуто, зачернены еще и игрушки, висящие в кроне дерева. Результаты тестирования дают нам ценные сведения о причинах снижения успеваемости и отклонений в поведении девочки, и тем самым, могут рассматриваться в качестве информационной базы для оказания ей психологической помощи, в которой она так нуждается. При анализе почерка бросаются в глаза отклонения, связанные с пубертатом, и психическая неуверенность, которая вуалируется явно выраженным волевым контролем. Застенчивая по натуре девочка на самом деле очень нуждается в общении. Спонтанность её поведения тормозится склонностью к рефлексии. Задатки способностей у девочки хорошие, так как ее интеллект и психическая работоспособность превышают средний уровень. Личность девочки уже сформирована, для своего возраста она разумна, понятлива. Почерк демонстрирует формальную сформированность личности и хорошее самообладание. Результаты теста «ЗВ» свидетельствуют о неуверенности девочки в большей степени, чем результаты анализа почерка. Без сомнения, речь идет не только о подростковых проблемах, но и о глубоко скрытом конфликте, для определения причин которого уже имеются некоторые отправные точки. Эмоции девочки носят аффективный характер и дезориентированы, несмотря на активное усилие их рационально понять. Только тест «ЗВ» дает возможность прояснить тематику внутренней возбужденности и аффективной напряженности внешне тихой девочки. Кроме того, тест не ограничивает игровое пространство для индивидуальной фантазии, которое обычно предоставляется только при рисовании на свободную тему. Это позволило выявить у девочки высокую внутреннюю тревогу. Душевная неуверенность здесь выражается как страх существования. Налицо явная регрессия. Графический тест Вартегга дает сведения о содержании переживаний девочки, подтверждающие предположение о регрессии. Тринадцатилетняя девочка убегает в мир детства, но все же она угнетена тяжестью и запутанностью проблемы. Снижение успеваемости в школе могут быть объяснены блокированием импульсов бессознательного. Несмотря на очевидные нарушения психики, результаты теста выявляют общительность и понятливость ребенка. Наконец тест «Дерево» дополняет уже известную картину. Он также подтверждает тенденцию к регрессии. Детали рисунка проясняют причину конфликта, который, по-видимому, обусловлен отношениями между матерью и дочерью. Характер изображения дерева выявляет не только диффуз-ность переживаний, но и особенности внешнего поведения девочки, благодаря которым она не открывает свои переживания в непосредственном общении. И, наконец, особенности проекции структуры «Я» в тесте «Дерево» говорят о наличии проблем у девочки в понимании себя. В целом же, это сильный и психически выносливый человек, что подтверждается анализом почерка. В раннем детстве девочка пережила развод родителей. После этого ее воспитывала мать, с которой у неё сложились очень близкие отношения. Позже, в результате новой связи матери, у нее появился приемный отец, который умер при драматических обстоятельствах. Из-за этого их маленькая семья день за днем стала разрушаться. Вопрос о вине матери в смерти отчима внес конфликт в их прежде ничем не омраченные отношения, и, как показали результаты теста, вопрос этот все еще остается тягостным и неразрешенным. Ребенок потерял чувство защищенности, к тому же, теперь он должен справляться со своими проблемами один. О защитном механизме регрессии, которая выявлена при тестировании, важно знать лицам, занятым попечением и воспитанием девочки, так как это необходимо учитывать. При общении с ней важно также отслеживать переживаемый конфликт, для того чтобы бережно, с материнской заботой помочь исцелению девочки от душевной травмы. Часть 3 Области применения теста «Звезды и Волны»
Одной их эффективных областей применения теста «ЗВ» является оценка готовности детей разных групп и популяций к обучению. Как оказалось, в среднем эта готовность наступает приблизительно в 5 лет, то есть за год до возраста поступления в школу в Германии. Возраст поступления в школу и требования к дошкольнику определяются, естественно, средне статистическим показателям готовности к обучению. При современной интенсивной миграции целых групп населения можно прийти к ошибочным решениям, если не учитывать различия во времени наступления школьной зрелости в различных группах населения.
Чтобы наглядно показать развитие тестовых рисунков от каракулей до полноценного изображения, приводятся примеры трех основных стадий этого процесса развития. На рис. 98 мы видим спонтанные каракули ребенка, который еще не обращает внимания даже на рамки. На рис. 99 уже довольно отчетливо можно выделить звезды и волны и гармоничное расположение их в рамке. Но в рисунке все «перепутано» — это встречающаяся у многих детей во всех странах переходная стадия развития перед началом обучения в школе. И только на рис. 100 звезды нарисованы именно над волнами. Так как не всегда очевидно, действительно ли ребенок уже понимает, что такое «звезды» и «волны» и может о них размышлять, то для статистической обработки нам нужен соответствующий критерий. Итак, только замкнутые, имеющие округлые формы фигуры могут считаться звездами, только гибко раскачивающийся или маятниковый след штриха — волнами. Обработка тестов требует известной тренировки. Первые результаты статистических исследований школь-' ной зрелости были получены в Германии. Они были представлены в первом издании книги (см. с. 234 настоящего издания). С тех пор появились данные еще из четырех стран. При этом в качестве полноценного ответа рассматривались как правильное расположение звезд над волнами, так и «перепутанные» рисунки. Ибо в обоих случаях задание было понято, а перепутанность является психологическим моментом, который порой встречается также и у взрослых людей. На рис. 101 представлена диаграмма результатов, полученных при тестировании немецких детей (отдельно для девочек и мальчиков). На второй диаграмме (рис.102) сопоставляются результаты из пяти стран. Прокомментируем эти данные. Во-первых, для наглядности мы суммировали результаты разных полов, хотя последние были собраны по отдельности. Во-вторых,,не всегда была возможность выдержать все условия для полной статистической репрезентативности данных. Для этого нужно было, чтобы в каждой' возрастной группе мальчиков и девочек было протестирова но по 100 или, по крайней мере, по 50 человек. Для младших групп этого достичь не удалось, так как это зависит часто от внешних обстоятельств. Так, например, французская кривая в связи с традициями школы Maternelle, в которую принимают детей уже с 2-х лет, начинается раньше других. Кроме того, существуют детские сады, принимающие не только хорошо развитых детей. Нужно, чтобы в них был представлен репрезентативный социальный состав населения. Далее, нужно учитывать, в каком населенном пункте живут дети. Город с миллионным населением может по-другому влиять на ребенка, нежели небольшой. Например, в Германии нами сознательно были выбраны 10 детских садов из двух типичных средне-населенных городов. Во Франции же был выбран Париж, и, кроме того, довольно развитые группы, что, конечно, отразилось на результатах. Несмотря на все это, кривые развития из всех пяти стран схожи. Особенно бросается в глаза значительный прирост в течение одного года и наступающая затем фаза стабильности. Приведенные здесь статистические данные должны рассматриваться как результаты пробного исследования и стать основой для дальнейших исследований. И, хотя объяснение различиям в возрасте наступления школьной зрелости еще не найдено, собранные факты являются началом работы в этом направлении. В особенности они должны побудить продолжение исследований в США, откуда получены результаты тестирования чернокожих детей. Не обусловлен ли сдвиг возрастной кривой этническими или социальными причинами, не является ли решающим в отношении этого, то, что школьная система, создана для белых, и тем самым уже до поступления в школу программирует для чернокожих детей худшие шансы. Это — проблема не только индивидуальная, но и государственная, и поэтому, при достаточно откровенной дискуссии, она должна послужить стимулом для дальнейших исследований в США. Нужно помнить, что более позднее созревание не означает низкий интеллект, но может привести к тому, что его развитием будут заниматься меньше.
Когда все требования теста выполняются, он может быть использован для решения других задач. Это оказывается возможным, потому что тест «ЗВ» является проективным тестом, с помощью которого можно определить как индивидуальные особенности личности, так и наличие психических расстройств. Покажем это на примерах, где дана информация для изменения тактики воспитания и раскрываются возможности для отслеживания хода развития. Тест на рис. 103а выполнен пятилетним мальчиком. Задача решена, и он даже рисует три вида звезд, что, как правило, является признаком творческих способностей. Но какой ущербной выглядит картина! Звезды зачернены, с нечеткими контурами, а волны как камни и выстроены на нижнем краю рамки так, как будто держатся за неё. Волновая линия не гибка, а выглядит судорожной и местами сдавленной. Мальчик начинает рисовать робко, избегает прикосновения к левому краю, и только в конце рисунка располагает «камни» несколько свободнее. Нельзя упустить, что и техника штриха волн, и тщательное прорисовывание линий у двух самых правых звезд говорят об аккуратности и контроле. Воспитатель видит, что тут достигнут уровень интеллекта, необходимый для выполнения простых задач. Нужно только подбодрить ребенка, дать ему-возможность проявить себя. Воспитатели ребенка это очевидно поняли! Об этом говорит рисунок 1036, нарисованный год спустя. Мальчику теперь 6 лет, он пошел в школу. Каким веселым кажется рисунок! Звезды очень крупные, но не сталкиваются друг с другом. Размах лучей говорит о том, что в этой маленькой личности что-то пришло в движение. И хотя волна все еще избегает левого края и начинается неуверенно, она все же отважно вздымается лихой дугой вверх. И что важно: ей уже не нужно «держаться» за нижний край. Успешное развитие, так должно бы быть чаще. То. что снижение напряжения и «нормализация» личности не всегда удается, видно из анализа рисунков 104а и 1046. Первый рисунок (104а) был сделан пятилетней девочкой, то есть он нарисован примерно в том же возрасте, что и рисунок предыдущего мальчика (рис. 103а). Девочка тоже не уверена в себе, но реагирует на задание иначе. Она спонтанна, активна и прямо-таки «бросается» на задание, чтобы энергичными усилиями компенсировать то, что не может создать путем отвлеченной концентрации. Каждая звезда — а они все нарисованы жестко — прямо-таки вымучена. Волнам также пришлось почувствовать волю ребенка. Она начинает непосредственно у левого края и рисует волны на манер башен — жестких, острых, массивных и при этом прочно прикрепленных к нижнему краю рамки. Да, они даже бесконтрольно вылезают за рамки. Очевидно, что ребенок, не охватывая взглядом всю картину, заканчивает предпоследнюю волну вертикально, для того чтобы втиснуть в оставшееся пустое место еще одну волну, нарисованную в виде рудиментарного «столба».
Совершенно определенно, следующий рисунок, сделанный спустя год, показывает заметный прогресс в развитии ребенка (рис. 1046). Девочка рисует плоские звезды, контур которых еще довольно беспомощный, но уже свидетельствующий о чувстве пропорции. То, что в конце опять возникает толчея, видно по последним трем звездам. Улучшилась и форма волн, хотя они все еще остаются «камнями» и не отрываются от поддерживающего их нижнего края рисунка. Благодаря плоскостной форме деталей возникает ощущение тепла и душевности, но рисунку не достает интеллектуальности. По-видимому, это медлительный ребенок со статичным, непредприимчивым темпераментом. Большой прогресс обнаруживается в серии рисунков 105а, 1056, 105в. Первый рисунок осуществлен пятилетней девочкой не полностью. Тщательность исполнения рисунка позволяет исключить из возможных причин этого халатность, совершенно очевидно, что она, при всей своей старательности, просто не справилась с рисунком. Поэтому отсутствует впечатление завершенности картины. Девочка осуществляет предметный подход. Звезды и волны прилежно выстроены. Штрих легкий и хрупко-легкий, робкий. Здесь также волны выглядят как камни. Кроме того, можно предположить, ребенок начал рисовать справа налево, возможно, он скрытый левша. Во время исполнения рисунка 1056 девочке уже шесть с половиной лет и она ходит в школу. Ее развитие говорит о том, что у нее чуткая учительница. Маленькая девочка все еще легким нажимом очень осторожно и тщательно выводит звезды (обратите внимание на точное пересечение лучей в середине звезд!), но даже теперь остается очень большое пустое пространство между звездами и волнами. Однако, расположение звезд становится более свободным, что позволяет говорить об образном подходе. А отсюда следует, что рисовальщица учитывает и рамки, и строит картину как целостное образование. В рисунке луны видно игровое начало. Волны отодвинуты от нижнего края рисунка и прорезают всю картину одной гармоничной линией. Совершенно очевидно, ребенок начал рисовать с левой стороны листа, что еще раз доказывает, что дети ориентируются скорее оптически и поэтому нельзя переоценивать то, в каком направлении начато рисование. Спустя лишь полгода был сделан рисунок 105в. Вряд ли кто-либо мог ожидать такого прогресса от ребенка, еще в пять лет рисовавшего так, как на рисунке 105а. Теперь, несомненно, дано образное решение. Скопление звезд в середине рисунка не выглядит кучей, нет, они окружают выделенною центральную звезду, вернее луну. Волна нарисована в том же стиле, что и на рис.105б, и еще более отдалена от края рамки. Сколько силы и уверенности в себе обнаруживает этот рисунок! Хороший результат, мотивирующий учителей способствовать бережному развитию детей. Совершенно иная проблема обнаруживается в серии рисунков 106а, 10б, 106в. Уже первый рисунок (рис. 106а) мальчика четырех с половиной лет выполнен свободно, почти мастерски. Звезды, составленные из линий, свободно разбросаны. Удивляет наличие еще трех звезд другого типа, у них оставшаяся не зарисованной середина кажется блестяще сияющей. Под ними выделяется полумесяц. Линия воды начинается у левого края и, постепенно нарастая, движется по пространству картины, поочередно то маленькими, то большими волнами. Штрих гибкий, а у звезд, за исключением луны, легкий. Луна выделяется четким штрихом, который мог возникнуть из-за повышенного внимания во время её рисования. Картина решена гармонично и образно. В будущем можно ожидать от мальчика творческих достижений. Гораздо более упорядоченно, но так же умело выглядит рис. 106б, выполненный в возрасте приблизительно пяти с половиной лет. Рисунок выполнен осознанно и, тем не менее, легко и свободно. «Верх» и «низ» выделены здесь еще больше, заметно, что достижение целостности изображения в глазах ребенка уступает место стремлению хорошо выполнить задание. Штрих легкий, местами четкий. В характере штриха участие сознания проявляется более сильно, чем в легком штрихе первого теста, более эмоционального. Через несколько месяцев (мальчику теперь 5 лет 10 месяцев, и он скоро пойдет в школу) появляется картина, которую можно рассматривать почти что как синтез прекрасной образности решения первого теста и высоких притязаний второго. Образное решение теперь более зрело и полно, но при этом образы картины сформированы целенаправленно и осознано (рис. 105в). И, хотя мы уже не обнаруживаем гениальный размах первого теста, тем не менее, ребенок предъявляет к себе весьма высокие требования. В небе появляются облака, а волны, изогнутые горбом, ритмично движутся слева направо. То, что это происходит за счет потери легкости и гибкости штриха, не удивительно в этом возрасте. Характер штриха теперь четкий, местами четко-резкий, что является следствием осознанного, излишне подчеркнутого контроля.
Четвертая картина получена через семь месяцев, в возрасте шести с половиной лет. Теперь уже это не просто рисунок, а «достижение», о котором его никто не просил. То, что звезды и волны здесь оттеснены на задний план, можно понимать и буквально. Ребенок прямо-таки хвастается своим недавно приобретенным умением писать. Как жаль! Не всегда во власти учителя смирить честолюбивые притязания ребенка, для того чтобы дать больше места игровым и творческим возможностям. Нужно задуматься, не слишком ли мы хвалим способных детей за то, что они «уже!» могут. Так как, естественно, такое одобрение стимулирует ребенка устремляться в том направлении, которое, столь очевидно, обеспечивает признание его талантов. Но не только требование быть успешным может перенапрячь ребенка, и другие причины могут нарушить благополучное целостное развитие личности. 3. Возможности теста «ЗВ» при консультировании конфликтов В то время как гармоничное развитие личности можно наблюдать посредством повторного тестирования как в зеркале, и вмешательство психолога требуется только для небольшой коррекции, то в случае более глубоких психических расстройств человек становится пациентом или клиентом психолога. Приведем три примера, для того чтобы показать, как проявляется это в тесте «ЗВ». То психическое напряжение и дефицитарность окружения, которые часто не проявляются в детстве, прорываются тем сильнее в переходном возрасте. До пубертата ребенок получает естественную поддержку семьи как группы первоначальной социализации. Если же такая поддержка отсутствует, а нормы поведения являются негативными, то у ребенка часто возникает компенсаторная защитная установка, гиперприспосабливаемость, обеспечивающая ему выживание. Во время пубертатного кризиса, вызванного эндогенными причинами, психика такого ребенка «надламывается». На рисунке 107 представлена проекция личности такого ребенка, он находился на стационарном психотерапевтическом лечении в психиатрической клинике. Его психическое расстройство сказалось на школьной успеваемости, а также на социальной адаптации поведения. В рисунке проявляются серьёзные психические проблемы, тем более, что нарисованная в нижнем левом углу картины скала горизонтально тянется через всю картину и тем самым выражает двойной барьер. Даже в конце картины, справа обнаруживаются камни. И весь скальный массив наделен камнями. Волны громоздятся беспокойными горами, что особенно тревожно ввиду тихого и замкнутого характера ребенка. Сколько неясных чувств таит ребенок. Небо заполнено звездами-точками, что редко встречается в этом возрасте, так как такие звезды свидетельствуют о рациональности и духовности. Узкий, сдавленный месяц еще одно подтверждение этому. Очевидно, что начатая терапия должна осуществляться весьма осторожно, так как лечение при столь мощном блокировании потребует много времени. Ситуация ребенка сравнима с той, что описана в предыдущем параграфе, так как его болезнь началась в том же возрасте. Из рассказов родителей понятно, что психические проблемы ребенка возникли довольно рано. Когда ему было 6 лет, родители решили развестись, но вынуждены были жить вместе в одной маленькой квартире и постоянно ругались. Так как трудно было найти вариант разъезда, то враждующие родители напрасно ждали, а ребенок же все больше замыкался в себе: это был его единственный шанс выжить. К началу переходного возраста произошел психический срыв. К счастью, у ребенка теперь есть опытный психотерапевт. Молодой человек, автор рисунка 108 является пациентом психиатрического отделения и как раз только начал психотерапию. Результаты тестирования показывают наличие проблемы, выражающейся в психосоматических нарушениях и приведшей к стремительному падению школьной успеваемости. В основе лежит особый, хоть и не редкий тип семейного конфликта, а именно, сложные отношения между отцом и сыном. Рисунок не говорит о том, каков отец в действительности, а только о том, каким видит его сын. Возможно, он предъявлял слишком высокие требования к образу отца, или же действительно находился под прессингом известности отца, чей пример был для него не достижим. Возможны и другие причины напряженности этих отношений, которые после пубертата обязательно должны изменяться. Если ребенок освобождается от семейного симбиоза, который проявляется в слитности переживаний, то он становится партнером своим родителям. Теперь он смотрит на них с другой позиции, часто критично и амбивалентно, а иногда и с ненавистью. То, что это чаще затрагивает отношения между отцом и сыном или матерью и дочерью, связано с бессознательной потребностью родителей, служить примером для ребенка того же пола. Если верить тесту, у сына сложное отношение к отцу, проявляющееся в амбивалентных (глубоких и напряженных) к нему чувствах. В детстве жестокий отец бил ребенка, а иногда и любимую сыном мать. В 17 лет он рисует массивную скалу, причем ее твердость и несгибаемость подчеркнута четко-резким штрихом. Прямоугольная форма скалы делает её еще неприступнее. Затем на вершине плато он рисует траву, кусты и даже дерево — символ жизни. Крохотный человечек сидит в ожидании, прислонившись к дереву, и смотрит на море. Но туда пути нет: морские волны разбива ются о скалу, и даже стремительно закручиваются бурунами (хотя первоначально волны текут спокойно). Картину дополняет бросающаяся в глаза центральная звезда — символ Я. В смысле силы и излучаемой энергии она образует настоящий контрапункт, а ее расположение в вышине указывает на вполне очевидное духовное партнерство. По-видимому, здесь играют роль различия в мировоззрениях отца и сына.
Неоднократно на беседу ко мне приходил уже не совсем юный человек; но он никогда не искал психологической консультации и постоянно от неё отказывался, если об этом заходила речь. Он был глубоко несчастен, что он признавал за собой, но он был также и закрепощен, что он отрицал. Все же однажды он согласился на тестирование (рис. 109). Обычно, если рисующий хочет показать движение воды, то он направляет её или налево, или, что бывает чаще, направо. Тут же движение весьма специфично: вода, если можно так сказать, вспучивается. При этом она изгибается, как это делают некоторые цветы, когда они начинают увядать. Эмоциональное решение усиливает это впечатление, а сдержанное изображение неба создает впечатление света. Звезды окружены сиянием, которого художник добился, оставляя это пространство не закрашенным, а несущая свет луна слева своей ясностью образует явственный контрапункт клубящейся водной массе. Следует обратить внимание на то, что четко-резкий контур луны является единственным случаем штриха, свидетельствующим об участии в процессе сознательного волевого усилия. Остальные части картины выполнены тонированным или даже тонированно-размазанным штрихом. При ближайшем рассмотрении оказывается, что течение вод, в которых собственно нельзя разглядеть отдельные волны, целиком повернуто влево. Это верный признак застенчивости в общении. В данном случае такое суждение полностью справедливо. Автор рисунка бросил учиться и в общеобразовательной, и в профессиональной школе. Затем он много раз пытался начинать работать в различных сферах, но всякий раз бросал. При этом он обнаруживал различные способности и тем самым все время подавал своей семье новые надежды на стабилизацию, прежде всего в материальном отношении. Два его брака распались, при этом молодой человек очень страдал, но не шел на компромиссы. От психотерапии он отказался. Сегодня «тихое бегство» от жизни среди молодежи не редкость. Чаще же молодые люди изживают свой адолесцентный криз («Кризом можно назвать ситуацию, фазу в развитии человека или общества, которая характеризуется проблемами или способами поведения, выпадающими из контекста прошлого опыта и условий, проблемами для которых нет готовых решений». Психотерапия детей и подростков/под ред. X. Ремшмидта. — М., Мир, 2000. — с. 492. В данном случае речь идет о юношеском возрасте, во время которого часто проявляется описанный Э. Эриксоном кризис идентичности, одним из признаков которого может выступать противоречие между стремлением к идеальности и потребностью экспериментировать, то есть между стремлением быть верным и изменять. — прим. ред.) в стремлениях улучшить мир или в громогласной борьбе с существующим общественным порядком. Но у интровертированных личностей в этот период часто возникает ощущение беззащитности. Уход в свой внутренний мир не только ограничивает контакты с окружающим миром, но и преграждает путь к критической оценке самого себя.
|