Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценности современного спорта в условиях различных социальных систем





В современной отечественной и зарубежной литературе под ценностями понимаются явления, предметы и их свойства, которые необходимы людям или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. Кроме того, под ценностями могут пониматься соответствующие нормы, цели и идеалы, к которым стремится человек как к чему-то значимому, возвышенному и т.д. Под ценностями также понимается и соответствие данного явления, процесса, поступка или события объективным общественным потребностям и интересам, форма проявления объективного (положительного или отрицательного) значения данного явления для практической человеческой деятельности.

Ценность можно рассматривать как с позиции личности, так и с позиции общества. В первом случае это будут предметы и явления, которые определяют общую ориентацию жизнедеятельности и мировосприятия человека. Во втором – совокупность норм и идеалов, принятых в данной социальной системе общества.

Ценности как социальная категория тесно связаны с общественными и личными потребностями. Общество и личность могут удовлетворить свои потребности только посредством практической деятельности, через социальную активность, в основе которой лежат определенные интересы, мотивы, цели, достижение которых и есть удовлетворение потребностей.

Формирование социальных потребностей и интересов – процесс очень длительный и сложный. Интенсивность формирования интересов к спорту среди широких слоев населения, масштабы их охвата, формирование потребности в физических упражнениях – все это осуществляется в различных условиях по-разному. В городе, где развита инфраструктура, это происходит более динамично, чем, например, в сельской местности.

В целом отечественная наука рассматривает ценности жизни с точки зрения значимости объективной действительности для жизнедеятельности человека. Чем благоприятнее условия, создаваемые обществом для развития личности, тем больше возможности у личности проявить свои способности в социальной сфере, одной из которых и является спорт.

Наиболее общая социальная ценность спорта заключается в том, что он является одним из важных средств формирования, воспитания (в широком смысле слова) нового человека, созидателя общественных благ и общества в целом. Тем самым он отвечает основной социальной потребности нашего общества.

Спорт как область социальной деятельности способствует созданию материально-технических ценностей (дворцы спорта, бассейны, стадионы, лыжные базы, спортивный инвентарь и т.п.). В то же время, будучи явлением многофункциональным, он создает значительные духовные ценности, выраженные в научных положениях и теориях (идейные, методологические, теоретические, исторические, медико-биологические и др.). Спорт формирует ценности организационно-управленческого плана (система управления, организации и руководства) и кадры, работающие в данной области.

В общей системе подготовки кадров спорт и физическая культура занимают особое место. Специалистов по спорту готовят сотни учебных заведений (университеты, академии, институты, колледжи и техникумы физической культуры).

Физическая культура и спорт способствуют созданию культурных и духовных ценностей. В сфере спорта реализуется одна из важнейших социальных потребностей – потребность в непосредственном общении с людьми. Последнее же формирует ценностные ориентации и идеалы личности. Следовательно, спорт можно с полным основанием отнести к тем видам деятельности, через которые личность проявляет свои ценности и создает их. В данном контексте ценности могут проявляться либо в форме здоровья (валеологические ценности), физического совершенствования (личностный уровень ценностей), либо в виде конкретных результатов (установленного рекорда, занятого места), либо опосредованно – в виде повышения результатов трудовой деятельности, общей воспитанности и культуры человека.

К валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к организации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Спорт представляет собою одну из тех областей деятельности человека, в которой его сущностные силы во всем их многообразии связей раскрываются на предельных или субпредельных уровнях. Тем самым накапливается опыт о резервных способностях человека. Установление рекорда есть не что иное, как конкретное и вместе с тем интегративное проявление сущностных сил не только одного человека, но и команды, а в известном смысле общества и даже человечества. Чемпион или рекордсмен как бы «персонифицирует» в себе общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих людей и интеграции этого творчества в действиях личности. Через какое-то время этот мировой рекорд становится достоянием других спортсменов. Значит, появится новый рекорд, который будет аккумулировать знания и опыт многих сотен и тысяч людей, и за которым вновь будут стоять многие годы борьбы, поисков, проб и ошибок.

Результаты творчества в сфере физической культуры и спорта материализуются не только в установлении рекорда, но и в разработке новой техники, тактики спортивной борьбы, создании новых спортивных снарядов.

В спорте выделяются следующие группы ценностей:

- ценности, связанные с функциональным содержанием спорта, самой деятельности, ее эмоциональными моментами;

- коммуникативные ценности (общение);

-?красота (наслаждение красотой зрелищ, спортивной борьбой, тактическими комбинациями, виртуозными композициями и т.д.);

- физическое «Я» (здоровье, телосложение, физические качества);

- материальные ценности (заработная плата, призовые, заключение выгодных контрактов, участие в рекламе и т.д.);

- досуг;

- знание;

- социальное признание и авторитет;

- волевые качества;

- самоактуализация (испытание своих сил, стремление использовать свои способности);

- полезность другим (чувство необходимости для других).

Перечисленные ценности, формируемые в процессе физкультурно-спортивной деятельности, играют различные роли. Так, по мнению некоторых исследователей, к высоко значимым ценностям относятся: функциональное содержание спорта, физическое «Я», волевые качества, общение.

Другая группа ценностей (материальные ценности, социальное признание, авторитет, самоактуализация) имеет активную значимость, увеличивающуюся с повышением уровня мастерства. Ценность, связанная с достоинством личности и чувством долга перед окружающими (быть полезным другим), характерна больше для женщин и спортсменов с высоким спортивным статусом.

Таким образом, содержание ценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается вышеперечисленными характеристиками. По всей видимости, наиболее возвышенную ценность спорта обеспечивает то, что физические кондиции, физическая подготовленность повышают жизнеспособность личности. Ценность спорта обусловлена возможностью его использования в качестве действенного средства удовлетворения биологических и социальных потребностей человека и культурных запросов общества.

 

Date: 2016-05-17; view: 722; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию