Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биографические справки русских языковедов





 

Аванесов Рубен Иванович (род. в 1902г.), языковед. Закончил Московский государственный университет (1925), доктор филологических наук (1948), зав. сектором истории языка и диалектологии Института русского языка АН СССР (1944), член-корреспондент АН СССР (1958). Является одним из основателей московской фонологической школы. Научные труды Р.И. Аванесова посвящены истории русского языка, описательной и исторической фонологии и фонетике, орфоэпии, диалектологии, теории лингвистической географии, орфографии русского языка. Полное фонологическое описание русских диалектов и русского литературного языка дал в книгах «Очерки русской диалектологии» (ч. 1, 1949 г.), «Очерк грамматики современного русского литературного языка» (в соавторстве, ч. 1, 1945), «Фонетика современного русского литературного языка» (1956). Произносительные нормы русского языка изложены в книге «Русское литературное произношение» (1950). Под редакцией Аванесова Р.И. вышел «Словарь древнерусского языка XI — XIV вв.» (1966).

Бодуэн де Куртенэ Александр Иванович (1845 — 1929), польский и русский языковед, ч. корр. Петербургской АН (1897). Профессор Казанского (1875 – 1883), Юрьевского (Тартуского, 1883 – 1893), Краковского (1893 – 1899), Петербургского (1900 – 1918) университетов. Взгляды Бодуэна де Куртенэ оказали значительное влияние на развитие отечественного языкознания. Основоположник Казанской и Петербургской лингвистически школ. Первым ввел разграничение фонемы и звука, открыв тем самым возможность для развитии фонологии (в трудах Л.В. Щербы, Н.С Трубецкого); независимо от Ф. де Соссюра определил язык как исторически изменяющуюся систему, различив в нем эволютивное (диахроническое) и статическое (синхроническое); для выявления наиболее общих закономерностей языкового развития обратил внимание на необходимость сопоставлений неродственных языков (установление типологических соответствий). Редактировал и дополнил «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (3-е изд. 1903 – 1909; 4-е изд. 1912 – 1914). Соч.: Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. — М., 1963.

Карцевский Сергей Осипович (1884 — 1955), русский языковед, ученик Ф. де Соссюра, один из основоположников Женевской лингвистической школы. Преподаватель Страсбургского (1920), затем Пражского и Женевского университетов. Первым сформулировал и ввел в научный обиход закон асимметричного дуализма языкового знака. Известен трудами в области теории языка, описательной грамматики русского языка. Соч.: Об асимметричном дуализме лингвистического знака // Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX вв. в очерках и извлечениях. Ч. 2. — М, 1965.

Потебня Александр Афанасьевич (1835 — 1891), украинский и русский языковед, философ, этнограф, педагог. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. С 1856 г. преподавал русскую литературу в 1-й Харьковской гимназии. В 1861 году защитил магистерскую диссертацию «О некоторых символах в славянской народной поэзии», после чего работал в Харьковском университете. В 1874 году защитил докторскую диссертацию «Из записок по русской грамматике» (1 — 2 части), с 1875 — профессор Харьковского университета. За большие научные заслуги Академия наук присудила ему в 1877 году полную Ломоносовскую премию и избрала членом-корреспондентом по ОРЯС. За научную работу награжден также двумя золотыми Уваровскими медалями и золотой Константиновской медалью.

Занимался вопросами общего языкознания, русского и украинского языков, славянской диалектологии, сравнительно-исторической грамматики, теории словесности, фольклора, этнографии.

Одна из первых его книг «Мысль и язык» (1862) явилась первым специальным исследованием философско-лингвистической проблемы взаимоотношения человеческого мышления и языка. Ученый критически рассмотрел существовавшие теории происхождения языка, определил отношение науки о языке к смежным наукам — социологии, философии, истории, психологии, дал глубокий анализ вопросов о чувственных восприятиях, рефлексивных движениях и членораздельных звуках, о языке чувств и языке мысли, о слове как средстве апперцепции, о представлениях, суждениях и понятиях, о поэтической и прозаической речи. А.А. Потебню можно по праву считать зачинателем психолингвистического направления в России.

Соссюр Фердинанд Монжин де (1857 — 1913), швейцарский языковед, преподавал в Париже в Высшей практической школе (1881 – 1891), профессор Женевского (с 1891 г.) университета, крупнейший специалист в области общего и индоевропейского языкознания, санскритолог, создатель знаковой теории языка. Определял язык как систему знаков, разграничивал язык (код), речь (проявление кода, его использование) и речевую деятельность. Предложил различать лингвистику внешнюю (изучающую связь истории языка с историей народа, литературный язык и диалекты, географическое размещение языков) и лингвистику внутреннюю (язык с точки зрения самого себя, «в самом себе»), включая обе в социальную психологию. В 1916 г. Ш. Балли и А. Сеше был издан по записям студентов трижды прочитанный Соссюром «Курс общей лингвистики» (3-е изд., 1972), который представил основу теории языка, оказавшей не только огромное влияние на языкознание XX в., предопределив появление структурной и прикладной лингвистик, но и легшей в основу многих направлений семиотики, антропологии, литературоведения, эстетики, психологии. Известен работами в области реконструкции фонологической системы индоевропейского праязыка по данным морфологии; в области литовской акцентологии (одновременно с русским языковедом Ф.Ф. Фортунатовым и независимо от него определил характер ударения и интонации слова в балтийских языках в соотношении с аналогичными явлениями в славянских: закон Фортунатова — де Соссюра). Соч.: Recueil des publications scientifiques. Heidelberg, 1922, Cours de linguistiques generale, 3 ed. — Paris, 1972; в русском переводе: Курс об­щей лингвистики. — М., 1933; Труды по языкознанию. — М, 1977.

Лит.: Слюсарева Н. А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. — М., 1975; Starobinski L. Les mots sous les mots. Les anagrammes de F. de Saussure. — Paris, 1971.

Ушаков Дмитрий Николаевич (1873 — 1942), языковед, педагог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1895). Работал преподавателем в средних школах. С 1907 года — доцент, а с 1918 — профессор Московского университета. На протяжении почти 30-ти лет принимал активное участие в работе диалектологической комиссии. В 1917 — 1918 гг. работал в составе комиссии по подготовке реформы русской орфографии. В 1936 году получил ученую степень доктора филологических (лингвистических) наук, затем — звание профессора. С 1939 года — член-корреспондент Академии наук СССР.

Научные труды посвящены проблемам общего языкознания, диалектологии, истории русского языка, орфографии, орфоэпии, лексикографии.

Широкую известность получили его книги «Введение в языковедение» (1908), «Краткое введение в науку о языке» (1913).

Много внимания уделял ученый и вопросам современной русской орфографии и пунктуации. В книге «Русское правописание. Очерк его происхождения, отношения его к языку и вопрос о его реформе» (1911) показал соотношение между русским литературным произношением и существовавшим тогда правописанием, обосновал необходимость реформы последнего. Кроме того, им издано несколько «Рабочих книг по правописанию» (в соавторстве), сборники упражнений по правописанию, своды орфографических и пунктуационных правил (в соавторстве). В 20-е годы важную роль сыграла книга Д.Н. Ушакова «Русский язык. Краткое систематическое школьное руководство по грамматике, правописанию и произношению» (1926). Ученый являлся и одним из составителей «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года издания, которые до сих пор являются основой действующей системы орфографических и пунктуационных правил.

В 30-е годы Д.Н. Ушаков был одним из составителей и главным редактором четырехтомного нормативного «Толкового словаря русского языка» (1935 — 1940). По теоретическим установкам, отбору лексического материала и подаче в словарных статьях этот труд является классическим в истории русской лексикографии и до сих пор сохраняет научное значение.

В 1934 году ученым был составлен «Орфографический словарь для начальной и средней школы» (7-ое издание и далее — в соавторстве с С.Е. Крючковым), которым пользуются и теперь и которого вышло более тридцати изданий.

Фортунатов Филипп Федорович (1848 — 1914), языковед, педагог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1868), после чего был оставлен на кафедре сравнительного языковедения для подготовки к профессорскому званию. С 1872 года находился в Германии, Франции, Англии, где изучал древние индоевропейские языки. После опубликования в 1875 году работы «Несколько страниц из сравнительной грамматики индоевропейских языков» ему была присуждена магистерская степень. С 1876 года возглавлял кафедру сравнительного языкове­дения Московского университета. За крупные открытия в области звукового состава и грамматического строя индоевропейских языков ему была присуждена в 1884 году ученая сте­пень доктора сравнительного языковедения без защиты диссертации. В 1898 году он был избран членом-корреспондентом, а в 1902 году — действительным членом Академии наук. В 1902 году Ф.Ф. Фортунатов переезжает в Петербург, где с 1904 года возглавляет подкомиссию в Академии наук по подготовке реформы русского правописания.

Один из самых крупных представителей сравнительно-исторического языкознания конца XIX — начала XX века. Основные научные труды посвящены вопросам фонетики, лексикологии, этимологии, морфологии, синтаксиса индоевропейских языков, общего языкознания, синтаксиса, морфологии русского языка.

Ф.Ф. Фортунатов открыл закон передвижения ударения от начала к концу слова в славянских и балтийских языках, известный как закон Фортунатова — де Соссюра (ученые открыли этот закон независимо друг от друга).

Ф.Ф. Фортунатов занимался теорией правописания и практически способствовал его усовершенствованию. В начале XX века он был заместителем председателя орфографической комиссии и проводил большую организационную работу в целях наиболее рационального решения задачи реформы орфографии. Он же возглавил и подкомиссию для составления проекта нового русского правописания. Созданный им и академиком А.А. Шахматовым проект нового правописания не претерпел серьезных изменений при подготовке Декрета о введении нового правописания в 1917 году.

Чернышёв Василий Ильич (1867 — 1949), языковед, педагог. Окончил учительскую семинарию в г. Киржаче. Работал учителем сельских школ, уездных училищ (1866 — 1912). Впоследствии, будучи членом-корреспондентом Академии наук (с 1931 г.), занимался исследовательской работой в области русского языка.

Занимался проблемами лексикографии, лексикологии, культуры речи, диалектологии, истории языка, фольклористики, языка и стиля писателей, методики преподавания русского языка.

Много внимания он уделял и вопросам фонетики и орфоэпии: «Русское ударение. Пособие к его изучению и употреблению» (1912), «Законы и правила русского произношения. Звуки. Формы. Сочетания слов (Опыт руководства для учителей, чтецов и артистов)» (1906) и др. В книге «Законы и правила русского произношения...» дается понятие об орфоэпии вообще и русской в частности, описывается система гласных и согласных звуков русского языка, выясняется ее отношение к письму, указываются особенности произношения некоторых грамматических форм и иноязычных слов, отмечаются случаи «простонародного произношения», производится анализ фонетического членения речи, выясняются важнейшие черты интонации, ударения и темпа речи, приводятся образцы правильного произношения (в транскрипции).

Очень большое внимание уделял В.И. Чернышев вопросам русской орфографии, трактовавшейся им как важная сторона общей культуры письменной речи. Ею он занимался на протяжении всей научно-педагогической деятельности, опубликовав значительное число специальных работ: «Упрощение русского правописания» (1904), «Письма о старой и новой орфографии» (1904), «Русское правописание. Учебная и справочная книжка для учеников городских училищ и первых классов средних учебных заведений» (1910), «Орфографический справочник. Сост. орфографической комиссией при АН СССР» (в соавторстве, 1936) и др.

Автор ряда учебников и пособий. Был членом редколлегии «Словаря современного русского литературного языка», отв. ред. Т. 1 – 2 (1948, 1950). Соч.: Избранные труды: В 2 т. — М., 1970.

Шахматов Алексей Александрович (1864 — 1920), языковед, историк, педагог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1887), после чего был оставлен на кафедре русского языка и словесности для подготовки к профессорскому званию. В 1893 году защитил диссертацию «Исследования в области русской фонетики», за которую ему была сразу присуждена степень доктора русского языка и словесности. С 1894 года работал адъюнктом в Петербургском отделении Академии наук. С 1897 года — академик Академии наук. С 1906 года — председатель ОРЯС Академии наук. С 1908 года — заведующий кафедрой русского языка Петербургского университета.

Научные работы посвящены проблемам фонетики, диалектологии, лексикографии, синтаксиса, истории русского языка, современного русского литературного языка, истории восточных славян, истории древнерусской литературы, славянской акцентологии, украинскому и белорусскому языкам.

Основным направлением исследований А.А. Шахматова было историческое направление. В книгах «Исследования в области русской фонетики» (1894), «К истории звуков русского языка» (1903)и др. ученый ставил задачу восстановить общерусский праязык во всех его фонетических подробностях путем сравнительно-исторического сопоставления древних и современных русских диалектов с привлечением данных других славянских языков. Обобщающим трудом по истории звукового строя русского языка стала монография «Очерк древнейшего периода истории русского языка» (1915),где подробно рассмотрены звуковой состав общеславянского праязыка, явления общерусского праязыка, звуковой состав древнерусского языка, падение глухих полукратных гласных, древнерусские наречия.

Щерба Лев Владимирович (1880 — 1944) – советский языковед, академик АН СССР, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ, профессор Петроградского университета,педагог. Создатель Ленинградской фонологической школы. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1903), после чего был оставлен при кафедре сравнительной грамматики и санскрита для подготовки к профессорскому званию. В 1912 году защитил магистерскую диссертацию «Русские гласные в качественном и количественном отношении», в 1915году — докторскую диссертацию «Восточнолужицкое наречие». В 1916году избран профессором Петроградского университета. С 1924 года — член-корреспондент Академии наук СССР, с 1943 г. — действительный член АН СССР.

Разрабатывал вопросы теории языка, общей и экспериментальной фонетики, лексикологии, лексикографии, орфоэпии, синтаксиса, лингвистические основы обучения языкам.

Л.В. Щерба — один из основоположников теории фонем. Он первым подробно рассмотрел и ввел в научный обиход понятие фонемы (1912). Учение о фонеме было сначала изложено им в магистерской диссертации, развито в других работах, особенно в книге «Фонетика французского языка» (1937). Он трактовал фонему как звуковой тип, служащий для дифференциации слов и форм, а вариант (оттенок) фонемы — как различные частные звуковые реализации фонемы. Л.В. Щерба является автором учения о пассивном и активном синтаксисе. К пассивному синтаксису он от носил порядок слов, сочетания слов, фразовое ударение и фразовую интонацию, которые считал выразительными средствами языка. В основе синтаксической системы Л.В. Щербы лежит понятие синтагмы как фонетического единства, выражающего в процессе речи единое смысловое целое и состоящего из слова, словосочетания или группы словосочетаний. Синтагмы объединяются в одночленные или многочленные фразы.

Язык Л.В. Щерба понимал не только как систему, но и как деятельность (речевую деятельность), предвосхитив развитие современной коммуникативной лингвистики. Первостепенное значение придавал функциональным и практическим сторонам в изучении языка. Идеи и взгляды Л.В. Щербы оказали значительное влияние на теорию языка, методику преподавания иностранных языков в вузе и школе.

Много внимания уделял ученый и вопросам правописания. В 1911 году он подготовил «Дополнения и поправки к «Русскому правописанию» Я.К. Грота со справочным указателем к нему», в «Орфографическом справочнике» (1936) написал раздел «Правописание иностранных слов», в книге «Правила единой орфографии и пунктуации, ч. 2» (1940) разрабатывал главу «Пунктуация» и т.д.

Основные труды посвящены проблемам общего языкознания, русистики, романистики, славистики, лексикографии, педагогики. Часть трудов ученого посвящена русскому литературному языку в целом, культуре устной и письменной речи, языку и стилю художественной литературы.

Соч.: Восточнолужицкое наречие. Т. 1. – Пг., 1915; Фонетика французского языка: 7-е изд. – Л.; М., 1963; Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. — М.; Л., 1947; Избранные работы по русскому языку. – М., 1957; Языковая система и речевая деятельность: Сб. работ. – Л., 1974.

 

***

 

 

Содержание

 

Предисловие

Задания по теме: «Фонетика»

Задания по теме: «Фонология»

Задания по теме: «Графика»

Задания по теме: «Орфография»

Задания по теме: «Орфоэпия»

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Содержание


Учебное издание

 

 

Составитель: Оксана Анатольевна Киселёва

 

 

Date: 2016-05-16; view: 481; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию