Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиографический список. Графика. Орфоэпия. Орфография





Фонетика. Фонология.

Графика. Орфоэпия. Орфография

(внеаудиторная самостоятельная работа бакалавра)

Рабочая тетрадь

 

Барнаул 2013

УДК 811.161.1(075)

ББК 81.41Р-923.2

Ф776

 

Фонетика. Фонология. Графика. Орфоэпия. Орфография (внеаудиторная самостоятельная работа бакалавра): Рабочая тетрадь / сост.: О.А. Киселева. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 38 с.

 

Рецензент: Н.Н. Лукьянова – канд. филол. наук, доцент

 

Издание адресовано студентам бакалавриата I года обучения (направление подготовки 050708.65 «Педагогика и методика начального образования») и составлено в соответствии с действующей учебной программой курса «Русский язык». В нём представлены различные виды заданий по темам разделов, каждое из которых может быть оценено определенным количеством баллов. В предисловии даны методические рекомендации. В конце издания приводится библиографический список.

 

 

© Алтайская государственная педагогическая академия, 2013


Предисловие

Учебно-методическое пособие «Фонетика. Фонология. Графика. Орфоэпия. Орфография» состоит из двух частей. Во второй части подобран материал по внеаудиторной (= специальной) самостоятельной работе: задания здесь распределены по темам разделов, и каждое сопровождается информацией о его весе (указывается максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за его правильное выполнение).

Изучая названные разделы русского языка, студент должен руководствоваться технологической картой (выдержки из нее см. в Приложении 1) и теми указаниями, которые он найдёт в настоящем пособии.

Изучение русского языка имеет следующие цели: 1) приобретение студентом теоретических знаний; 2) формирование на основе полученных знаний умения анализировать языковые единицы разных уровней; 3) выработка навыков работы со словарями и справочной литературой.

Умение правильно разрешать трудные и спорные случаи языка вырабатывается только в результате большой практики, основанной на знании теории. Прочные теоретические знания и практические навыки по русскому языку студент приобретает только в том случае, если занимается этой дисциплиной систематически, изо дня в день. Поэтому значимость самостоятельной работы студента в учебном процессе трудно переоценить.

При самостоятельной работе рекомендуется придерживаться следующего общего порядка: 1) при чтении теоретического материала записывайте конспективно важнейшие примеры; 2) изучив тему, закрепите знания при помощи упражнений, перед началом занятия просмотрите свои записи; 3) закончив изучение раздела, проверьте свои знания. В случае возникновения каких-либо трудных вопросов, которые нельзя разрешить на месте, необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.

Формат рабочей тетради предполагает выполнение заданий непосредственно на страницах самого пособия.

Одной из форм проверки теоретических знаний и практических навыков является контрольная работа, которая преследует очень важную цель – помочь студенту в его самостоятельной работе. Плохо выполненная контрольная работа – яркое свидетельство того, что студент в течение полугодия русским языком не занимался и, следовательно, к экзамену по данному курсу не готов.

Главным для студента при выполнении контрольной работы должно быть следующее: 1) детальное знакомство с содержанием контрольной работы; 2) глубокое изучение (в первую очередь, по рекомендованным пособиям) теории вопросов, на которые студент обязан ответить; 3) внимательное обследование текстов заданий с точки зрения поставленных в контрольной работе вопросов (если требуется, например, указать мягкие согласные, то необходимо привести все подобные звуки, включая и повторяющиеся случаи, а не ограничиваться приведением нескольких примеров); 4) проверка извлечённых из текстов языковых фактов по словарям и пособиям.

В каждой контрольной работе есть несколько заданий. Студент обязан ответить на все вопросы, поставленные в контрольной работе. Отсутствие ответов на какие-то вопросы, имеющиеся в задании, расценивается как незнание соответствующего материала.

Пишется контрольная работа в отдельной тетради или на листах бумаги аккуратно, чётким почерком[1]. В тетради оставляются поля для замечаний рецензента. Переписывать условие задания не следует, достаточно указать его номер. При выполнении заданий, требующих развернутых ответов (объяснений), студент должен стремиться отвечать кратко, не допуская никаких ошибок – стилистических, фактических, пунктуационных, орфографических.

Отношение студента к контрольным работам определяется сроками их подачи. К экзамену по русскому языку допускаются только те студенты, которые выполнили контрольные работы в установленные сроки. Контрольная работа, сданная позже установленного срока, оценивается минимальным количеством баллов.

В конце рабочей тетради приведен библиографический список, в котором обозначена основная и дополнительная литература по темам разделов. Знакомство с основной литературой строго обязательно для каждого студента, чтение дополнительной необходимо при написании докладов, конспектов научных работ и т.п.


Задания по теме: «Фонетика»

 

1. Расшифруйте фразу: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмгый гёсрыг

______________________________________________________________________________________________________________________________(2 балла).

 

Опишите ход Ваших рассуждений:___________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________ (3 балла).

 

2. Проговорите каждое слово: лог, лёд, лей, код. Запишите, какие слова вы услышите, если, сохранив услышанные звуки, прочтёте каждое слово справа налево (2 балла).

________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Даны русские слова: люк, яр, лён. Запишите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке: __________________________________________________ (2 балла).

 

4. Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха: _________________________________________(3 балла).

 

5. Прочтите слово приезд. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик со старухой: _____________________________________(3 балла).

 

6. В слове ЛОБ 3 звука. Определите, встречаются ли эти звуки в следующей фразе: ЖИЛИ У БАБУСИ ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ. Если встречаются, то сколько раз? (3 балла).

________________________________________________________________________________________________

 

7. Определите, сколько раз встречается в каждом из предложений: а) Тихонько жужжит жук, визжит и дрожитзвук [ж]; б) Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гожзвук [ш]; в) Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрикизвук [т] (3 балла).

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. ЗОНТ – ТЕНЬ, ЕЛЬ – ЛАЙ, ЯД – ДОМ, ЛЕСТЬ – СТОЛ, ВРАЧ – РОВ, ПОЕЗД – СТОЛБ. Укажите пары, в которых слова содержат одинаковое количество звуков. Содержат ли слова одной пары одинаковые согласные звуки (если содержат, то какие)? (4 балла).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Всё ещё звонят во все колокола. Сколько звуков [о] в этой фразе? (2 балла).

 

10. Подчеркните слова, в которых нет звука [j]: вьются, иней, сеялка, лететь, терплю (2 балла).

 

11. Подчеркните слова, в составе которых есть только звонкие согласные звуки: небо, гриб, сдельная (оплата), белизна, новинка (3 балла).

 

12. Подчеркните слова, в составе которых есть только глухие согласные звуки: подход, читатель, штаб, прорыв, вспышка, прятаться (3 балла).

 

13. Подчеркните слова, в составе которых есть только твёрдые согласные звуки: отдуваться, обыграл, одеться, полёт, договор (3 балла).

 

14. Подчеркните слова, в составе которых есть только мягкие согласные звуки: приятель, дяденьки, пирожки, мячики, нянчить (3 балла).

 

15. Подчеркните слова, в составе которых есть согласные звуки, не имеющие пары как по глухости / звонкости, так и по твёрдости / мягкости: шёл, человека, сроду, братец, (для) неё, может, потому. Укажите эти звуки:___________________________

_________________________________________________________(2 балла).

 

16. Из списка слов: ТЕАТР, КАЁМКА, КАКАО, СИЯТЬ, СОЮЗ, ШПИОН, ДУЭТ, БОЕЦ, ОАЗИС, КООПЕРАТИВвыпишите те, в которых два гласных звука находятся рядом (5 баллов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17. Среди приведённых ниже фонетических слов укажите клитики (слова, потерявшие в речевом потоке собственное ударение). Отдельно укажите номера фонетических слов, в которых встречаются проклитики (присоединяются к самостоятельному слову спереди) и энклитики (прикрепляются к самостоятельному слову сзади): 1) за перекрёстком; 2) без шляпы; 3) с вопросом; 4) и потому; 5) к нему; 6) не носил; 7) отчего же; 8) для неё; 9) у вас; 10) на это (3 балла).

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

18. Укажите, чем различаются согласные звуки, обозначенные выделенными буквами: 1) глухостью / звонкостью; 2) твёрдостью / мягкостью, 3) долготой. До жд ь – до жд евик, превра щ аться – при ш ёл, тетра д ка – д евчонка, ц епная – возвраща тьс я, дро ж ь – мо зж ечок, ро щ и – во зч ик (6 баллов). _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

19. Подчеркните буквы, если они есть, на месте которых произносится: а) звук [ ú ]оптика, ответил, носил, загрустил; б) звук [ ъ ] – (с) вопросом, шляпа, (от) головы, странного; в) звук [ ь ] – обратился, почему, ответите, встретил; г) звук [ э́ ] – аптека, (за) перекрестком, (у) меня, (для) нее, человека (4 балла).

 

20. Проанализируйте языковой материал учебников для начальной школы по теме: «Классификация звуков речи» (10 баллов).

21. Составьте список контрольных вопросов по теме: «Фонетика современного русского языка» (5 баллов).

 

22. Представьте список терминов для терминологического диктанта по теме: «Фонетическое членение речи: сегментные и суперсегментные единицы речи» (3 балла).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

23. Составьте терминологическую парадигму (список терминов с определениями) по теме «Теории слога» (5 баллов).

 

24. Законспектируйте параграф VI Рефлексивные движения и членораздельный звук из сочинения выдающегося украинского филолога-слависта А.А. Потебни «Мысль и язык». Используйте общие приемы конспектирования (см. Приложение 2) (15 баллов).

 

25. Напишите доклад на тему: «И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр – пионеры изучения фонетики как системы» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3. Пользуйтесь биографическими справками из Приложения 4 (20 баллов).

 

26. Напишите доклад на тему: «Значение работ П.С. Кузнецова для строгого разграничения сегментных и суперсегментных единиц в фонетике» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3 (20 баллов).

 

27. Напишите доклад на тему: «Акустические и артикуляционные отличия ударных слогов от безударных. Исследования Н.И. Жинкина» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3 (20 баллов).

 

28. Напишите доклад на тему: «Формула А.А. Потебни. Определение границ тактов с помощью этой формулы» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3. См. также биографическую справку в Приложении 4 (20 баллов).

 

29. Запишите слова по транскрипции: [ въспъм'инá·н'иjь ], [ жърнΛвá ], [ фстáфка ], [ зъгр˚ус'т'úл ], [ жáлъвъцъ ], [ Λг˚ур'·э́ц ] (3 балла).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

30. Затранскрибируйте в строчку следующие слова: праздничный, через сутки, отзываться, в ссылке, явь. Укажите, какие фонетические процессы в области согласных звуков (озвончение, оглушение, ассимиляция и т.д.) происходят в этих словах (5 баллов за верную транскрипцию + по 1 баллу за каждый правильно названный процесс). ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

31. Отгадайте фонетическое слово, состоящее из двух слогов (первый ударный), 7 букв, 6 звуков по следующей характеристике. Распишите угаданное слово по звукам (10 баллов).

[ ] – согласный, шумный; глухой парный; твёрдый парный; губной, губно-зубной; щелевой, фрикативный (срединный);

[ ] – согласный, шумный; глухой парный; твёрдый парный; переднеязычный, зубной; щелевой, фрикативный (срединный); долгий;

[ ] – гласный, ударный, среднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный (неогубленный);

[ ] – согласный, сонорный, твёрдый парный, переднеязычный, зубной, щелевой, боковой;

[ ] – согласный, шумный; глухой парный; мягкий парный; заднеязычный, средненёбный, смычный, взрывной;

[ ] – гласный, заударный, переднего ряда, верхне-среднего подъёма, нелабиализованный (неогубленный).

______________________________________________________________

 

32. Найдите ошибки в фонетическом анализе слова СЧИТАЮТСЯ.

с – [ ш' ] – согласный, шумный; глухой непарный;

ч – [ ч ] – мягкий непарный; переднеязычный, нёбно-зубной; щелевой, фрикативный (срединный); долгий;

и – [ и ] – гласный, 1-й предударный, переднего ряда, верхне-среднего подъёма, нелабиализованный (неогубленный);

т – [ т ] – согласный, шумный; глухой парный; твёрдый парный; переднеязычный, зубной; смычный, взрывной;

а – [ а ] – гласный, ударный, среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованный (неогубленный);

ю – [ j ] – согласный, сонорный, среднеязычный, средненёбный, щелевой, фрикативный (срединный);

[ у ] – гласный, безударный, заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный (огубленный);

т

[ц] – согласный, шумный; глухой непарный; твёрдый непарный; переднеязычный, зубной; смычный, аффриката (слитный); долгий;

с

я – [ ъ ] – гласный, заударный, среднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный (неогубленный).

В слове 9 букв, 8 звуков.

Фонетические процессы: 1) в области гласных звуков (качественная редукция – буквой и обозначен звук [ и ]; буквой я – [ ъ ]; буквой ю (в позиции после гласных) обозначены два звука: [ j ] + [ у ]); 2) в области согласных звуков (полное уподобление (ассимиляция по месту и способу образования) звуков [ с ] и [ ч ] звуку [ ш' ]; звуков [ т ] и [ с ] звуку [ ц ]).

(12 баллов). ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

33. Найдите ошибки в слогоделении и характеристике слогов:

1) из-ба: 1-ый предударный, закрытый, нерпикрытый;

ударный, открытый, прикрытый;

2) лай-ка: ударный, закрытый, прикрытый;

заударный, открытый, прикрытый;

3) саль-то: ударный, закрытый, прикрытый;

заударный, открытый, прикрытый;

4) об-у-че-ни-е: непервый предударный, закрытый, неприкрытый;

1-ый предударный, открытый, неприкрытый;

ударный, открытый, прикрытый;

заударный, открытый, прикрытый;

заударный, открытый, неприкрытый.

_____________________________________________________________________________________________________________________________(8 баллов).

 

34. Приведите примеры реализации фонетической единицей перцептивной, дифференциальной и конститутивной функций (6 баллов).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

35. Запишите в фонетической транскрипции свои имя, отчество, фамилию (6 баллов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задания по теме: «Фонология»

 

1. Прочтите отрывок из фантастической повести братьев Стругацких «Обитаемый остров»:

– Максим! – продолжал Максим, тыча себя в грудь. – Максим! Меня зовут Максим! – для большей убедительности он ударил себя в грудь, как разъяренная горилла. – Максим!

– Махх-ссим! – рявкнул рыжебородый со странным акцентом.

Не спуская глаз с Максима, он выпустил через плечо серию громыхающих и лязгающих звуков, в которых несколько раз повторилось слово «Махсим», в ответ на что невидимая унылая личность принялась издавать жуткие тоскливые фонемы. Голубые глаза рыжебородого выкатились, раскрылась желтозубая пасть, и он загоготал…

Какими выражениями описана здесь речь сознательных существ? __________________________________________________________

___________________________________________________________(3 балла).

Найдите ошибку: __________________________________________ (3 балла), дайте лингвистический комментарий: _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (5 баллов).

 

2. Проанализируйте языковой материал учебников для начальной школы по теме: «Понятие фонемы» (10 баллов).

 

3. Составьте список контрольных вопросов по теме: «Фонологическая система русского языка» (5 баллов).

 

4. Представьте список терминов для терминологического диктанта по теме: «Теория фонемы. Московская и Ленинградская фонологические школы» (3 балла).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Приведите примеры реализации фонемой перцептивной, сигнификативной и делимитативной функций (6 баллов).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Напишите доклад на тему: «И.А. Бодуэн де Куртенэ – основатель фонологии» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3. См. также биографическую справку в Приложении 4 (20 баллов).

 

7. Напишите доклад на тему: «Фонологические взгляды Л.В. Щербы» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3. См. также биографическую справку в Приложении 4 (20 баллов).

 

8. Напишите доклад на тему: «Фонологические взгляды Н.С. Трубецкого» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3 (20 баллов).

 

9. Запишите в фонематической транскрипции свои имя, отчество, фамилию (6 баллов).

 

Задания по теме: «Графика»

 

1. Какой частью речи являются названия букв русского алфавита? Свой ответ аргументируйте (5 баллов).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Почему э – «оборотное», а й – «краткое»? (5 баллов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Подчеркните слова, в составе которых йотированные буквы обозначают два звука: объект, нельзя, лёгкий, юлить, яркий, съёмка, люкс, мягкие (5 баллов).

 

4. В каких словах предложения имеется звук [ j ]? Как он передается на письме? От ежедневных унижений до все более частых погромов и расправ – такова амплитуда проявлений расизма (из газеты).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (6 баллов).

 

5. Проанализируйте языковой материал учебников для начальной школы по теме: «Обозначение звуков речи (современный русский алфавит)» (10 баллов).

 

6. Составьте список контрольных вопросов по теме: «Русская графика» (5 баллов).

 

7. Представьте список терминов для терминологического диктанта по теме: «Основные принципы русской графики» (3 балла).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Напишите доклад на тему: «Исследование русской графики И.А. Бодуэном де Куртенэ и Н.Ф. Яковлевым» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3. См. также биографическую справку И.А. Бодуэна де Куртенэ в Приложении 4 (20 баллов).

 

Задания по теме: «Орфография»

 

1. Звук – фонема – буква. Определите тип их соотношения и их влияние на принципы русской орфографии (10 баллов).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Правильно ли написать (сказать): О ЁЛКЕ, О ЯБЛОКЕ, О ЮБИЛЕЕ, О ЕГОРЕ и т.д.? Объясните ответ (2 балла).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Какой принцип русской орфографии лежит в основе правописания слов живой, доброта, параметры, сердце?

_____________________________________________________________________________________________________________________________ (2 балла).

 

4. Найдите слова, корневые морфемы которых пишутся в соответствии с историческим принципом русской орфографии (5 баллов):

Снег валил до полуночи, рушился мрак над ущельями,

А потом стало тихо, и месяц взошел молодой…

Этот мир, он и движим и жив испокон превращеньями,

то незримой, то явной бесчисленной их чередой.

Чередуется свет с темнотой, обретенья с потерями,

и во всем этом свой, несомненно, и смысл, и резон.

Череда превращений, закон сохраненья материи –

как догадка твоя дерзновенна, Овидий Назон!

Ю. Левитанский.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы: без…языкий, программ…ка, дез…нформация, не дурач…ся, мошен…ик, Екатерина Сав…и…на, кон…юнктура, криста…льность, ц…ганенок, сан…нспекция, суб…единица, исповед…вать, лозан…цы, раз…евать рот, на остри… ножа, паци…нт, пром…кашка, спец…мущество, вакц…на, Синиц…н, первоклас…ный, чеч…тка (8 баллов).

 

5. Напишите доклад на тему: «Заслуги в разработке теории русской орфографии И.А. Бодуэна де Куртенэ, Д.Н. Ушакова, Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3. Пользуйтесь биографическими справками из Приложения 4 (20 баллов).

 

6. Напишите доклад на тему: «Заслуги Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Р.Ф. Брандта в подготовке реформы русского письма в 1917 – 1918 г.г. XX в.» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3. Пользуйтесь биографическими справками из Приложения 4 (20 баллов).

 

7. Напишите доклад на тему: «Попытки улучшить русское письмо в 1930 – 1960 г.г. XX в.» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3 (20 баллов).

 

8. Напишите доклад на тему: «Возможность и необходимость усовершенствования существующей орфографии» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3 (20 баллов).

 

Задания по теме: «Орфоэпия»

 

1. Мягко или твердо произносятся в русском языке согласные перед звуком [ э ] в следующих словах? Э не ргия, му зе й, ко фе, ка фе, мо де ль, прог ре сс, де кан, диспан се р, се ссия, о де ссит, э ффе кт, компью те р, компе те нция, кор те ж, мо де рн, биз не с ме н, Кар ме н, Шо пе н, ши не ль. _________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (10 баллов).

 

2. Одинаково ли произносятся звуки, обозначенные буквой «о», в словах потом, молодой, комиком? (2 балла).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прочтите.

Случай с телефонным разговором

Руководителю театра юного зрителя А.А. Брянцеву позвонили из школы:

– Вам звóнит преподавательница…

– Не верю! – прервал А.А. Брянцев и повесил трубку на рычаг.

Через минуту снова звонок, и снова: – Вам звóнит преподавательница…

– Не верю! – и трубка опять повешена. На третий раз звонок:

– Товарищ Брянцев, Вам звóнит преподавательница… Почему Вы не верите?

Как Вы думаете, что ответил А.А. Брянцев? (2 балла).

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Расставьте ударения в словах и формах, в которых чаще всего наблюдаются отклонения от литературной нормы (укажите здесь и некоторые вариантные ударения).

Имена существительные: абзац, алкоголь, алиби (нахождение обвиняемого в момент, когда совершилось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению: Доказать свое алиби), амнистия, апартаменты, арест, атлас (собрание географических карт) и атлас (ткань), атлет; бюрократия; ворота; газопровод; демократия, дефис, диагноз, диалог, диспансер [ сэ ], длиннота, договор, документ, дремота, доску; заверение, засуха, злоба; изобретение, инструмент; камбала, каталог, каучук, квартал, километр, колосс (гигант), конфетти, крапива, крестьянин, кулинария; лекторы; магазин, медикаменты, молодежь, мытарства; намерение, недоучка, новорожденный; обеспечение, областей, обществ), отраслей; партер, пахота, побасенка, полшага, похороны (похорон, похоронам), приданое, приобретение, прирост, процент, псевдоним; револьвер, ремень, русло; сантиметр, свекла, серьга, силос, случай, соболезнование, созыв, средства, по обе стороны, статуя, стенография, столяр, -а; таможня, тефтели, тяготы; фарфор, он настоящий феномен и феномен (научный термин), флюорография, фотография, фундамент; ханжество, хаос (стихия) и хаос (беспорядок), хлопок, ходатайство, хозяева, христианин; цемент, центнер, цепочка, цыган; шофер; щавель; эксперт; языки; два шага; шинопровод, электропровод (система для передачи электричества) и электропровод (электрический шнур) – 20 баллов.

Именительный падеж множественного числа: авторы, библиотекари, бухгалтеры, ведомости, возрасты, волосы, выборы, вызовы, дисканты, договоры / договора, должности, дочери, инженеры, клапаны, конструкторы, лацканы, лекторы, матери, мелочи, месяцы, офицеры, очереди, почерки, приговоры, прииски и / прииска, редактора / редакторы, ректоры, скатерти, слоги, степени, торты, фронты, фронтов, церкви, циркули, четверти, шофёры / шофера, шоферов) – 8 баллов.

Имена прилагательные: бредовой, валовой сбор, зубчатый, каменноугольный, килограммовый, личностный, мизерный, нужен, оркестровый, прав, права, правы, развитой / развитый (-ая, -ые), развит (-а, -о, -ы), высокоразвитые, слаборазвитые страны, экономически развитый, политически развитый, всесторонне развитый, физически развитый, промышленно развитый; тигровый, холеный, языковой (относящийся к словесному выражению)и языковая мышца – 10 баллов.

Глаголы: баловать(ся), балую, балуешь, балует, балованный, баловник, бомбардировать, введен, введена, введены, воспринять, воспринял, восприняла, восприняли, занять, занявший первое место, заострить, заострю, заостришь, звонит, закупорить, начать, начал, начала, начали, начался, начаться, началась, началось, начались, нормировать, облегчить (облегчу, облегчишь), обострить (обострю, обостришь), одолжить (одолжу, одолжишь), откупорить, передал, передала, передали, перенял, переняла, переняли, плесневеть, понять, понял, поняла, поняли, принудить, принять, проведён, проведена, проведены, рассердиться (он сердится), ржаветь, теплиться, углубить, уместиться, формировать (формируется), черпать – 20 баллов.

Наречия: во-первых, втридорога, втридешева, задолго, издавна, красивее, мастерски, мельком, просторнее, удобнее – 5 баллов.

 

5. Рассмотрите таблицу, пополните её своими примерами.

Уровень языка Равноправ-ные варианты Неравноправные варианты
стилистические семантические нормативно-хронологи-ческие
лексический лингвистика – языкознание глаза (нейтр.) – очи (книжн.) искусственный – фальшивый (отличаются оттенками значений) сейчас (совр.) – ныне (устар.)
фонетический ржáветь – ржавéть кóмпас (нейтр.) – компáс (спец.) úрис (цветок) – ирúс (конфета) рáкурс (совр.) – ракýрс (устар.)
         
         
         

 

6. Напишите доклад на тему: «Варианты русского литературного произношения: московского и ленинградско-петербургского» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3 (20 баллов).

 

7. Напишите доклад на тему: «Орфоэпия и орфофония как два аспекта произносительной нормы» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3 (20 баллов).

 

8. Напишите доклад на тему: «Д.Н. Ушаков – замечательный хранитель русского культурного произношения» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3. См. также биографическую справку в Приложении 4 (20 баллов).

 

9. Напишите доклад на тему: «Орфоэпические работы В.И. Чернышёва, И.Г. Голанова, Р.И. Аванесова» и выступите с ним перед аудиторией. При подготовке опирайтесь на критерии оценки ораторской речи, приведённые в Приложении 3. Пользуйтесь биографическими справками из Приложения 4 (20 баллов).

 

Библиографический список

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.gumfak.ru/ Электронная библиотека. Представлены учебные материалы по русскому языку, словари для скачивания;

http://www.gumfak.ru/russ_html/sovr_russ/content.shtml Современный русский язык. Учебник Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина;

http://homepages.tversu.ru/ Компоненты языковой системы. По каждому компоненту языковой системы (семантическому, прагматическому, синтаксическому, номинативному, морфологическому, фонолого-фонетическому) предлагаются ссылки, помогающие найти вопросы к экзамену, литературу, программы учебных дисциплин;

http://www.gramota.ru/ Грамота.ру. Справочно-информационный портал. Русский язык;

http://dict.buktopuha.net/data/index.htm Cловари русского языка: электронные архивы Коллекция словарей русского языка для скачивания по различной тематике;

http://www.slovari.ru/ Размещено 4-томное издание «Словаря русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой, интернет-версией издания: В.В. Виноградов, "Русский язык";

http://infolio.asf.ru/Sprav/Dal/bl.htm И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка;

Основная литература:

1. Современный русский литературный язык / учебник под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Высшая школа, 2009. — 766 с.

2. Современный русский язык. Фонетика / учебное пособие под ред. Касаткина Л.Л. – М.: Академия, 2008.— 256 с.

3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц под ред. Е.И. Дибровой: учебник для студентов вузов: в 2 ч. /. — 2-е изд., испр. и доп.— Ч. 1. – М.: Академия, 2011. — 480 с. Ч. 2. – М.: Академия, 2011. — 619 с.

Дополнительная литература:

10. Розенталь Д.Э. Современный русский язык: учебное пособие. – М.: Айрис-пресс: Рольф, 2004.— 444 с.

11. Современный русский литературный язык: учебник для студентов вузов / под ред. В.Г. Костомарова, В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. — 778 с.

Date: 2016-05-16; view: 1147; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию