Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к размещению грузов





Транспортно-экспедиционная деятельность включает в себя оказание услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных и других грузов одним или несколькими видами транспорта.

Транспортная деятельность осуществляется на основании договоров перевозки, транспортной экспедиции и иных.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. Заказчиком автомобильной перевозки груза могут быть грузоотправитель, грузополучатель или экспедитор.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Заключение договора автомобильной перевозки груза физического лица оформляется заказом-поручением.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Товарно-транспортная накладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит сведения об исполнении договора. Товарно-транспортная накладная является документом, на основании которого грузоотправитель списывает, а грузополучатель оприходует перевозимые ценности. Для перевозчика она является основанием для учета транспортной работы и расчетов за перевозки. Также основным перевозочным документом является путевой лист, который определяет показатели работы подвижного состава и водителя, статистической отчетности, начислений заработной платы водителя, расчетов за перевозки грузов. Обязанности по составлению путевого листа возлагаются на автомобильного перевозчика, товарно-транспортной накладной — на грузоотправителя, заказа-поручения – на перевозчика.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Договор перевозки является публичным.

Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются в соответствии с договорами об организации автомобильных перевозок пассажиров, заключаемыми заказчиком таких перевозок либо оператором с автомобильными перевозчиками, признанными победителями конкурса на право выполнения перевозок.

Договором об организации автомобильных перевозок пассажиров определяются маршрут, расписание, интервалы движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы, количество выполняемых рейсов по маршруту, сроки подачи транспортных средств, тип и количество используемых транспортных средств, требования к ним и ответственность сторон, порядок расчетов за перевозки.

Организация автомобильных перевозок пассажиров в регулярном или нерегулярном сообщении может осуществляться на основании договора об оказании услуг по организации автомобильных перевозок пассажиров, заключаемого заказчиком с оператором автомобильных перевозок пассажиров.

В комплекс услуг по организации перевозок пассажиров могут включаться:

формирование схемы маршрутной сети на территории админист­ративно-территориальной единицы в соответствии с потребностями населения в передвижении;

подготовка и проведение конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, а также заключение договоров об организации таких автомобильных перевозок;

разработка и ведение паспортов маршрутов автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении;

обследование состояния дорог, улиц городов (населенных пунктов), пассажирских терминалов и остановочных пунктов на маршрутах;

диспетчерское управление и контроль за выполнением автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, а также в нерегулярном сообщении автомобилями-такси;

изучение пассажиропотоков на маршрутах перевозок пассажиров в регулярном сообщении и внесение при необходимости изменений в расписания либо интервалы движения транспортных средств;

ведение учета объема выполненных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования;

продажа билетов на проезд по маршрутам и проверка их наличия у пассажиров;

обслуживание пассажиров и автомобильных перевозчиков на пассажирских терминалах.

Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, за исключением перевозок автомобилями-такси, выполняются на основании договора фрахтования. По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

Если законодательством предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов (сертификата соответствия, ветери­нарного и фитосанитарного сертификатов, сертификата происхождения товаров и т.п.), заказчик автомобильной перевозки груза обязан обеспечить предоставление таких документов, оформленных надлежащим образом, автомобильному перевозчику вместе с транспортным документом. Автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов.

Согласно Указу Президента № 450 отдельные виды автотранспортной деятельности подлежат обязательному лицензированию. К ним относятся:

- перевозки пассажиров в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении;

- перевозки пассажиров автомобилями-такси;

- перевозки грузов в международном сообщении.

Не требуется получение специального разрешения (лицензии) для выполнения международных перевозок грузов с использованием автомобиля, разрешенный максимальный вес которого не превышает 3,5 т, внутриреспубликанских перевозок пассажиров для собственных нужд, транспортно-экспедиционной деятельности.

Лицензия выдается Министерством транспорта и коммуникаций на срок до десяти лет.

 

3 Грузы и грузовые потоки

3.1 Классификация грузов и их свойства

 

Грузом являются предметы и материалы с момента принятия их к перевозке и до сдачи грузополучателю. При организации перевозок имеет важное значение классификация грузов. Все грузы обладают различными физико-химическими и другими свойствами, которые влияют на тип используемого для перевозок транспортного средства и способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Классификационные признаки должны отражать условия, предъявляемые к их транспортированию, хранению и выполнению грузовых операций. Поэтому в качестве основания для классификации учитывают наиболее существенные и важные в практическом отношении признаки.

Грузы можно классифицировать по следующим транспортным характеристикам.

По наличию тары грузы могут быть тарными и бестарными.

К тарным относятся грузы, помещаемые в тару с целью повышения их сохранности или предотвращения загрязнения ими окружающей среды, а также удобства выполнения погрузочно-разгрузочных операций. Следует отметить, что одни и те же грузы в зависимости от наличия и вида тары могут иметь различные составляющие транспортной характеристики. Например, такие насыпные грузы как цемент, мука, минеральные удобрения, упакованные в мешки, становятся тарно-штучными грузами, вследствие чего изменяется способ выполнения погрузо-разгрузочных работ и перевозки.

В зависимости от способа погрузки-разгрузки грузы бывают штучными (переносными и катными), наливными, навалочными и насыпными.

Штучные грузы характеризуются габаритными размерами, формой и массой. Грузы, которые можно перекатывать, называются катными. К ним относятся бочки, барабаны, трубы.

К навалочным относятся преимущественно грузы минерального происхождения, которые перевозятся без тары и предполагают погрузку навалом, поскольку выдерживают падение с высоты (руда, щебень, уголь). Навалочные грузы могут представлять собой неоднородную массу. К категории насыпных относят грузы, перевозимые без тары, в основном пищевые, такие как зерновые грузы (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза в зерне и др.), сахар-сырец, патока и т. п. Насыпные грузы в отличие от навалочных состоят из однородных частиц. Данные грузы обладают сыпучестью. Сыпучесть характеризует способность частиц перемещаться под действием силы тяжести или внешних воздействий. Сыпучесть грузов определяет величину угла естественного откоса. Угол естественного откоса – угол между плоскостью груза и горизонтальной плоскостью основания. Величина этого угла зависит от рода груза, его гранулометрического состава и влажности. Различают угол естественного откоса груза в покое и в движении. Под воздействием динами­ческих нагрузок, особенно вибрации, угол естественного откоса может уменьшаться.

Гранулометрический состав грузов определяется линейным размером кусков или частиц груза в миллиметрах. По гранулометрическому составу навалочные и насыпные грузы подразделяются на:

порошкообразные (с размером частиц от 0,05 до 0,5 мм);

мелкозернистые (от 0,5 до 2 мм);

крупнозернистые (от 2 до 10 мм);

мелкокусковые (от 10 до 60 мм);

среднекусковые (от 60 до 160 мм);

крупнокусковые (от 160 до 320 мм);

особо крупные (более 320 мм).

Гранулометрический состав навалочных грузов определяет выбор способа погрузки-разгрузки и оказывает влияние на такие свойства груза, как сыпучесть, слеживаемость, распыляемость, сводообразование и уплотняемость.

Многие навалочные и насыпные грузы обладают способностью слеживаться, которая зависит от влажности груза, климатических условий и времени транспортирования. Слеживаемость – способность отдельных частиц груза сцепляться, прилипать к поверхности тары, подвижного состава, и друг к другу и образовывать достаточно прочную монолитную массу. Слеживаемости подвержены руды, уголь, минеральные удобрения, различные соли, торф, цемент, сахар. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с такими грузами необходимо восстановить их сыпучесть, а при транспортировании для предотвращения слеживания поверхность груза покрывают брезентом, пленкой.

Распыляемость – способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переноситься воздушными потоками на значительные расстояния от места расположения груза. Яркий пример этого явления – пыление при перегрузочном и перевозочном процессах угля, цемента, муки, зерна, торфа и других грузов. Пыль обладает повышенной способностью адсорбировать из окружающей среды газы, пары и радиоактивные материалы, что особенно вредно при повышенной радиации и наличии в воздухе отравляющих веществ. Сильное пыление грузов затрудняет работу людей, вызывает необходимость применения марлевых повязок, респираторов, противогазов. Органическая и металлическая пыль в определенной концентрации способна к воспламенению и взрыву под действием любого внешнего источника огня. Кроме того, распыление приводит к значительным (до 5...8%) потерям продукции и загрязнению окружающей среды. Для предотвращения распыления грузов необходимо совершенствовать тару и упаковку, использовать специализированный подвижной состав и погрузочно-разгрузочные механизмы, устанавливать фильтры в вентиляционных устройствах складов пылящих грузов, укрывать поверхности грузов и т.п.

Сводообразование – зависание частиц грузов над выпускным отверстием бункера, разгрузочным люком подвижного состава. Образование свода происходит в результате зацепления движущихся частиц груза за частицы, находящиеся в состоянии покоя. На сводообразование влияет влажность груза.

Уплотняемость – способность груза к уплотнению под действием разных нагрузок. Степень уплотнения является важным фактором повышения статической нагрузки на автомобиль.

При перевозке насыпного груза его поверхность не должна выступать за верхние края бортов транспортного средства в целях предотвращения высыпания груза при движении.

К важным физическим свойствам грузов также относятся влажность и гигроскопичность. Влажность характеризует процентное содержание влаги в объеме груза. Влага может содержаться в массе груза в свободном и связанном состояниях. Повышенная влажность груза (относительно кондиционных значений) приводит к его порче и потере качества.

Гигроскопичность – способность грузов легко поглощать влагу из воздуха. На интенсивность поглощения влаги грузами влияет изменение температуры, влажности и скорости движения воздуха, пористость, площадь поверхности груза, соприкасающаяся с воздухом. Масса единицы сухого вещества может поглощать только определенное максимальное количество влаги из насыщенной паровоздушной среды. Данное количество называется максимальным гигроскопическим влагосодержанием. В случае если груз содержит большее количество влаги, он находится в подмоченном состоянии.

К основным химическим свойствам твердых грузов, которые влияют на сохранность и безопасность перевозки, относят самонагревание и самовозгорание, коррозионность и окислительные свойства.

Самонагревание и самовозгорание происходит под действием внут­ренних источников теплоты – химических и биохимических процессов, протекающих в массе груза и повышающих его температуру. Самонагреванием называется повышение температуры в массе груза. Когда вследствие самонагревания температура вещества достигает температуры горения, происходит самовозгорание. Самовозгорание – возгорание вещества без внешнего источника зажигания. Условием возникновения самовозгорания является превышение тепловыделения над теплоотводом.

Самонагреванию подвержены зерно, волокнистые материалы, сено, жмых, торф, сланцы, каменный и бурый уголь и др. Самонагревание грузов сельскохозяйственного производства объясняется наличием процесса дыхания продуктов, жизнедеятельностью микроорганизмов и сельскохозяйственных вредителей. Вследствие малой теплопроводности таких грузов их температура повышается, что в конечном итоге приводит к порче, обугливанию или самовозгоранию продукта. Создание благоприятных условий перевозки и хранения, активная вентиляция груза позволяют предотвратить или замедлить биохимические процессы, снизить интенсивность жизнедеятельности микроорганизмов и вредителей, обеспечить своевременное удаление выделяющихся углекислого газа и теплоты.

Окислительные свойства грузов – способность легко отдавать кислород другим веществам. Примесь окислителей может вызвать возгорание горючих материалов и обеспечить их устойчивое горение без доступа воздуха. Это необходимо учитывать при взаимном размещении мест хранения и грузовых фронтов по переработке горючих материалов и окисляющих грузов и при организации их перевозки.

Некоторые окислители вместе с органическими веществами способны к образованию взрывчатых смесей, взрывающихся вследствие детонации, трения или удара (жидкие щелочи, соли, кислоты, минеральные удобрения, пероксид водорода). Перевозка активных окислителей требует принятия мер к нейтрализации их коррозирующего воздействия на металлические части подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов.

Коррозионность – способность металлов и металлических изделий разрушаться вследствие химического или электрохимического взаимодействия с внешней средой. Для предотвращения коррозии металлов их покрывают антикоррозионными смазками, тщательно упаковывают с применением водонепроницаемых материалов, не допускают их совместную перевозку с грузами, являющимися активными окислителями.

К наливным относятся жидкие и полужидкие грузы, которые перевозятся в цистернах или специальной таре (нефтепродукты, кислоты, сжиженные газы и др.). Наливные грузы характеризуются вязкостью. Вязкость – свойство частиц жидкости сопротивляться перемещению относительно друг друга под действием внешних сил. С понижением температуры вязкость жидкостей увеличивается. Повышенная вязкость наливных грузов вызывает снижение скорости их перекачки и увеличивает потери продукта в результате налипания частиц на внутренние поверхности кузова транспортного средства.

На автомобильном транспорте для расчета веса жидких грузов, перевозимых в автоцистернах, используется величина плотности жидкости в тоннах на кубический метр. Плотностью жидкости называется ее масса в единице объема.

По величине отправок различают мелкопартионные, партионные и массовые грузы.

Партионность отправок всегда соотносится с грузоподъемностью конкретных марок автотранспортных средств. Мелкопартионными на автомобильном транспорте называются грузы весом до половины грузоподъемности транспортного средства с учетом коэффициента её использования.

По массе одного грузового места различают нормальные грузы, повышенной массы, тяжеловесные. К грузам повышенной массы относятся те, у которых масса одного грузового места превышает 250 кг, а для катных грузов (в бочках, барабанах, рулонах, на катушках) – 500 кг. Тяжеловесным является грузв упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.), размещение которого в транспортном средстве приводит к превышению установленной для него допустимой полной массы или нагрузки на ось. Их перевозка осуществляется только по специальным разрешениям.

По размерам грузы делятся на габаритные и негабаритные. Негабаритными считается грузы, при перевозке которых габаритные размеры транспортных средств (вместе с грузом) превышают установленные предельные ограничения. В соответствии с ПДД габаритные параметры транспортного средства с грузом или без него не должны превышать по ширине 2,55 м (2,6 м – для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, свес груза за заднюю точку габарита транспортного средства 2 м. Превышение хотя бы одного параметра требует получения специального разрешения на перевозку.

По использованию грузоподъемности транспортных средств установлено четыре класса грузов, представленные в таблице. Класс определяется объемной массой груза и способом его упаковывания. Объемная масса (плотность) – масса груза в единице объема, измеряемая в г/см3 или кг/м3.

Таблица –

Класс груза I II III IV
Коэффициент использования грузоподъемности 1,0 0,71 – 0,90 0,51 – 0,70 0,40 – 0,50
Среднее значение коэффициента 1,0 0,8 0,6 0,5

 

Классы конкретных видов грузов указаны в приложении к правилам перевозок грузов автомобильным транспортом и определяют эффективность использования грузоподъемности подвижного состава. При перевозке грузов первого класса обеспечивается максимальное использование грузоподъемности автомобиля.

По условиям защиты от внешних воздействий грузы делятся на четыре группы:

обычные;

требующие защиты от атмосферных осадков, пыли;

требующие защиты от температурного воздействия;

требующие защиты от ударов и сотрясений.

Температурное воздействие окружающей среды на груз изменяет физическое состояние и свойства груза. К таким свойствам относятся смерзаемость, морозостойкость, спекаемость, теплостойкость, огнестойкость, температурный запас груза.

Смерзаемость – способность груза терять сыпучесть и образовывать монолитную прочную массу при отрицательных температурах. Наибольшей смерзаемости подвержены навалочные грузы с повышенной влажностью и неоднородным гранулометрическим составом. Для перевозки таких грузов используется подогрев самосвальных кузовов отработавшими газами двигателя автомобиля.

Морозостойкость – способность грузов выдерживать воздействие низких температур не разрушаясь и сохраняя свои качественные характеристики при размораживании.

Спекаемость – свойство частиц некоторых грузов слипаться при повышении температуры. Примерами таких грузов являются асфальт, битум.

Теплостойкость – способность грузов противостоять развитию биохимических процессов, разрушению, окислению, плавлению под действием высоких температур.

Способность грузов не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств под воздействием огня называется огнестойкостью (огнеупортостью). Огнестойкость характерна для ограниченного числа грузов (огнеупорный кирпич, асбест).

Температурный запас груза – это разность между температурой груза и точкой росы воздуха. Точкой росы называется температура, при которой влагоемкость воздуха равна нулю. Если температура груза равна или ниже точки росы, то на груз из воздуха выпадает конденсат, что может привести к порче ряда грузов (зерно, металл). Если температура груза выше точки росы, то происходит отдача грузом теплоты и влаги (усушка), что также ухудшает качество ряда грузов (фрукты, овощи).

Для защиты грузов от температурных воздействий во время перевозки используется специализированный подвижной состав.

Механические воздействия на груз в процессе перевозки (в основном это вертикальные ускорения) влияют на сохранность грузов. Величины предельных вертикальных ускорений, допускаемых при перевозках грузов, представлены в таблице

Таблица – Предельные вертикальные ускорения кузова

Категории грузов Предельное вертикальное ускорение, м/с2 Примеры грузов
  требующие особой сохранности при перевозке   стекло, электроника, опасные грузы
  требующие соблюдения условий сохранности при перевозке   мебель, электротовары, строительные конструкции
  не требующие соблюдения условий сохранности при перевозке   грунт, щебень

 

По режиму перевозки и хранению выделяют грузы обычные, с резким запахом (например, бензин, ацетон), антисанитарные (мусор, отходы), скоропортящиеся, живность (скот, птица). Скоропортящиеся это грузы, для сохранности которых при транспортировке требуются соблюдение температурного режима, определенной влажности, строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований, сроков доставки и другие условия.

По возможности совместной перевозки и хранения грузы подразделяются на следующие категории:

обладающие агрессивными свойствами: влаговыделяющие, пылящие, одорирующие (выделяющие запахи), опасные;

подверженные воздействию агрессивных факторов: портящиеся под воздействием влаги, теплоты пыли, легковоспламеняющиеся при нагревании и окислении, воспринимающие запахи;

нейтральные.

По степени опасности грузы делятся на:

малоопасные;

пылящие (цемент, известь);

горячие (битум, асфальт);

опасные.

Опасными считаются грузы, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы в соответствии с международными стандартами делят на 9 классов:

класс 1 – взрывчатые вещества;

класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, топливный мазут);

класс 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющие газы при взаимодействии с водой (спички, фосфор, карбид кальция);

класс 5 – окисляющие вещества и органические пероксиды (перекись водорода);

класс 6 – ядовитые и инфекционные вещества (медицинские препараты);

класс 7 – радиоактивные вещества;

класс 8 – едкие и (или) коррозионные вещества (серная кислота, ртуть);

класс 9 – прочие опасные вещества (литиевые батареи, асбест, генетически измененные микроорганизмы и организмы).

Все классы опасных грузов, кроме седьмого, разделены на соответствующие подклассы, уточняющие степень опасности отдельных грузов.

По организационному признаку (схеме) перевозок грузы можно разделить на три категории: попутные, обратные, перевалочные (трансферные) грузы. Попутные грузы принимаются к перевозке в месте отправления (в случае недогруза транспортного средства) или промежуточном пункте прямого рейса (в случае высвобождения грузоподъемности автомобиля). Обратными считаются дополнительные грузы, перевозимые автотранспортным средством из места назначения в место отправления и (или) из одного промежуточного пункта обратного рейса в другой, чтобы повысить коэффициент использования пробега. Перевалочные грузы – грузы, перевозимые автотранспортом с перегрузкой в пути следования по прямому или складскому варианту.

Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целости груза и снижению его качества. Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая нормируется производителем. Нормы, как правило, зависят от сезона, способа перевозки, дальности и пр. За потери грузов в пределах максимальных размеров естественной убыли перевозчик не несет ответственности.

3.2 Грузовые потоки

Грузопотоки определяют количество груза, перевозимого в прямом и обратном направлениях в единицу времени между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами. Прямым направлением принято называть направление, имеющее большую величину грузопотока.

Объем перевозок Q показывает количество тонн груза, которое перевезено или планируется перевезти за определенное время:

где – объем i-ой перевозки груза, т.

в сечении сети Q = Qпр + Qоб;

Qпр - грузопоток в прямом направлении;

Qоб - грузопоток в обратном направлении;

 

Грузооборот P определяет выполненную или планируемую транспортную работу по перемещению грузов за конкретный период времени и измеряется в тонно-километрах.

где lгi - расстояние i- й перевозки груза;

– среднее расстояние перевозки грузов, км.

Грузопотоки, объем перевозок и грузооборот характеризуются величиной, структурой, временем их освоения и степенью неравномерности.

Структура определяется наименованием и классом груза, время освоения – датой начала, окончания и темпами перевозки.

Степень неравномерности грузопотоков оценивается коэффициентами неравномерности, которые определяются отношением максимальной величины соответствующего показателя к его среднему значению:

где Qmax - максимальная величина объема перевозок грузов;

Qср - средняя величина объема перевозок грузов;

Pmax - максимальная величина грузооборота;

Pср - средняя величина грузооборота.

 

Коэффициенты неравномерности могут характеризовать неравномерность объема перевозок по времени и направлению и грузооборота по времени.

Грузопотоки подразделяются на местные и транзитные. Местные определяются корреспонденциями грузов между двумя смежными пунктами, транзитные - из одного пункта в другой через промежуточные пункты.

Грузопотоки могут быть представлены в табличной форме (таблица) и графически в виде эпюр. Эпюры строятся на линиях, показывающих в линейном масштабе трассы дорог. При этом грузовые потоки каждого направления откладываются с правой или левой стороны линии автомобильной дороги по ходу движения (рисунок). Эпюры грузопотоков, наложенные на схему транспортной сети дорог, называют картограммой. Используя предварительно построенную картограмму грузопотоков, удобно определять грузопотоки транспортных пунктов и грузооборот участков транспортной сети.

Таблицы грузопотоков и картограммы можно составлять отдельно (по видам грузов) и суммарно. В табличной форме может быть представлена и транспортная работа, выполняемая при заданных перевозках грузов.

 

Таблица - Грузовые потоки

Пункт  
  получения Всего
отправления В1 ... Вj ... Bn  
             

 

Грузопоток транспортного узла складывается из местного и транзитного грузопотоков. Местные определяются суммарным количеством грузов, прибывающих в пункт и отправляемых из пункта после производства.

Грузопотоки и грузооборот участка транспортной сети характеризуются количеством грузов, проходящих по нему в обоих направлениях, и объемом транспортной работы.

Для оценки интенсивности движения грузов по отдельным участкам сети, кроме эпюры грузопотоков, применяют эпюру грузонапряженности. Грузонапряженность - это количество тонн груза, приходящегося на 1 км пути за единицу времени. Для изучения грузопотоков применяются методы транспортно-экономического баланса, нормативных показателей, прямого учета.

Необходимо учитывать повторность перевозок, т.к. многие грузы не следуют непосредственно от отправителя к получателю, а предварительно завозятся на склады и базы снабженческо-сбытовых организаций для сортировки и хранения (в результате чего объем перевозок может превышать фактическое количество произведенных и потребленных грузов). Повторность перевозок определяется коэффициентом повторности

Кпв=Qф/Qпорт,

где Qф -объем перевозок;

Qпорт - фактически произведенное или потребленное количество груза.

Транспортно-экономический баланс составляют, исходя из основных показателей материального баланса, на основе анализа географического размещения ресурсов и их распределения в пределах района. С его помощью устанавливают общие размеры отправления и прибытия продукции по району, ее ввоз и вывоз из других районов, а также распределение перевозок между различными видами транспорта. Транспортно-экономический баланс дает возможность составить схемы доставки грузов в пределах экономического района и может служить основой при разработке межрайонных и внутрирайонных грузопотоков.

Зависимость между производством продукции и объемами перевозок устанавливают методом нормативных показателей (удельных нормативов). Различают две разновидности этого метода. Первая - зависимость между валовой продукцией в денежном выражении и объемами перевозок, применима при прогнозировании объемов перевозок разработке на перспективу; вторая - использование частных нормативов, которые оценивают количество потребляемых материалов на единицу выпускаемой продукции в натуральном или денежном выражении в конкретных условиях производства или строительства, применимо при исследовании внутрихозяйственных, городских и меж межрайонных перевозок. В конкретных условиях наличие нормативных данных по наименованиям грузов и размещению поставщиков создает условия к установлению грузопотоков.

Сущность метода прямого учета заключается в непосредственном обследовании грузообразующих и грузопоглащающих объектов. По каждому объекту выясняют: его корреспонденции; повторность перевозок; количество и перечни перевозимых грузов; изменение объемов работ по периодам года; используемый подвижной состав и его количество. Разновидностями прямого учета являются определение грузопотоков на основе анкет, которые распространяются среди обследуемых заказчиков транспорта, а также анализ товарно-транспортных документов.

Прогнозирование объемных показателей осуществляется методами статистического прогнозирования и заключается в определении ожидаемых объемов перевозок на основе изучения их прошлых и текущих значений, а также вероятностных их характеристик. Основа прогнозирования - перенесение на будущее закономерностей, действующих в прошлом. Показатели, характеризующие величину явления по состоянию на определенные моменты времени (моментные ряды) или за определенные периоды (интервальные ряды), называются временными(динамическими) рядами. Основными компонентами временных рядов являются: тенденция или тренд; долговременные циклические колебания; кратковременные или сезонные колебания (регулярные изменения внутри года); случайные колебания (влияние внешних факторов).

Долгосрочное прогнозирование основывается на перенесении закономерностей, действовавших в прошлом, на будущее. Наиболее простым является метод экстраполяции тенденции (тренда) динамического ряда за прошедший период. Общую тенденцию динамического ряда получают в результате его выравнивания, которое заключается в аппроксимации его значений посредством линейных или нелинейных функций времени.

Выравнивание динамических рядов состоит из выбора вида функции, дающей наилучшее приближение и определения параметров выбранной функции. Параметры зависимостей наиболее часто рассчитываются на основе метода наименьших квадратов. При выборе вида функции рекомендуется предварительно построить график изменения показателя во времени и затем с учетом его характера принять модель аппроксимирующей зависимости. На рис. 4.3 приведены графики наиболее распространенных моделей зависимостей.

Если кроме времени при прогнозировании важно учесть и другие влияющие факторы Xj, j= 1,2,...,m, то необходимо произвести множественный корреляционно-регрессионный анализ, позволяющий получить уравнение регрессии Q = f (t, x1, x2,..., xm). Такой метод прогнозирования дает более обоснованные решения.

Мощность и структура грузопотоков и их представление в виде таблиц и эпюр являются основой для разработки транспортно-технологических схем перемещения.

 

3.3 Тара и упаковка грузов

 

Для обеспечения сохранности груза в процессе перевозки одним из условий является правильная подготовка груза к перевозке и выбор необходимой тары и упаковки.

Упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту груза (продукции) от повреждений и потерь, окружающей среды от загрязнений, и обеспечивающих процесс обращения продукции, включая хранение, транспортирование и реализацию продукции. В качестве примеров упаковки указаны вакуумная упаковка, аэрозольная, асептическая (для пищевых продуктов с длительным сроком хранения), упаковка многоразового использования (которую можно закрыть после откупоривания, позволяющую расходовать содержимое по частям при сохранении защитных свойств).

Упаковка состоит из тары и упаковочных материалов. Тара является одним из важнейших компонентов упаковки и представляет собой специальное изделие для размещения продукции. Упаковочные материалы предназначены для изоляции продукции от вредных факторов окружающей среды и защиты от механических воздействий. Упаковочные материалы подразделяются на изолирующие, поглощающие, амортизирующие. Изолирующие материалы служат для защиты грузов от воздействия внешних агрессивных факторов. К таким материалам относятся различные виды фольги, бумаги, полимерных пленок. Поглощающие материалы используются для поглощения избыточной влаги внутри упаковки (активированный уголь, силикагель). К амортизирующим материалам относят прокладки и амортизаторы из пенистых полимеров, картона, бумаги, поглощающие ударные и вибрационные нагрузки при транспортировании грузов.

Тара подразделяется на потребительскую и транспортную. Потребительская предназначена для упаковки товаров в расфасовке по объему и массе, удобной потребителю. Такая тара переходит вместе с товаром в собственность потребителя, а ее стоимость входит в стоимость товара.

Транспортная тара – это тара, образующая самостоятельную транспортную единицу, которая применяется для упаковывания товаров и изделий, предварительно уложенных в потребительскую тару или без первичной упаковки. Транспортная тара позволяет обеспечить сохранность грузов при перевозке, механизацию погрузочно-разгрузочных работ и максимальное использование вместимости транспортного средства.

Упаковка может быть групповой и комбинированной. Групповая упаковка состоит из одинаковых упаковочных единиц или неупакованной штучной продукции, скрепленных с помощью упаковочных или обвязочных материалов. Комбинированная упаковка состоит из транспортной тары, в которую вложено одно или несколько изделий в потребительской таре.

 

Транспортную тару можно классифицировать по следующим признакам:

· по размерам:

- крупногабаритная – размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм;

- малогабаритная - размеры которой находятся в пределах 1200×1000×1200 мм;

· по кратности использования по обороту:

- разовая - предназначенная для однократного использования;

- возвратная - тара, бывшая в употреблении, предназначенная для повторного использования;

- многооборотная - транспортная тара, прочностные показатели которой рассчитаны на ее многократное применение

Оборотом тары называется период между двумя последовательными ее заполнениями.

· по назначению:

- инвентарная - многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию;

- производственная - тара, предназначенная для хранения, перемещения и складирования продукции на производстве

· по способу соединения:

- неразборная - конструкция которой не позволяет разобрать ее на отдельные части;

- разборная - многооборотная тара, конструкция которой позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяемые элементы;

- складная - многооборотная тара, конструкция которой позволяет сложить ее без нарушений сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму;

- разборно-складная

· по стабильности размеров по степени жесткости:

- жесткая – тара, не изменяющая форму и размеры при ее наполнении; Жесткая транспортная тара – это лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики, тара с использованием пенопластов. Основные качества этого вида тары - высокая прочность, сопротивление динамическим нагрузкам, длительный срок эксплуатации, удобство для штабелирования.

- мягкая - форма и размеры которой меняются при ее наполнении (мешки, чехлы). В основном применяется для сыпучих пищевых и непищевых продуктов. она мало весит и занимает минимальное количество места в транспортных средствах

· по числу размещаемых единиц продукции:

- индивидуальная - предназначенная для единицы продукции

- групповая - предназначенная для определенного числа единиц продукции

· по материалу изготовления:

- изготовленная из одного материала;

- комбинированная - изготовленная из двух или более различных упаковочных материалов

· по прочности:

- прочная - нечувствительная к воздействию динамических нагрузок;

- хрупкая - чувствительная к воздействию динамических нагрузок

· по возможности штабелирования:

- штабелируемая – конструкция и прочностные показатели которой позволяют укладывать ее с упакованной продукцией в устойчивый штабель

- нештабелируемая - конструкция и прочностные показатели которой не позволяют укладывать ее в штабель

· по замкнутости объема:

- закрытая - тара, конструкция которой предусматривает применение крышки или затвора

- открытая - тара, конструкция которой исключает применение крышки или затвора

 

Параметрами тары являются модуль размеров тары, вместимость, габаритные и внутренние размеры и масса. Вместимость тары определяется внутренними размерами. Размеры транспортной тары унифицированы по ГОСТ 21140-88, который устанавливает единую систему размеров, исходя из модулей 800х1200 и 1000х1200 мм.

Тип тары определяется материалом и конструкцией. Классификация транспортной тары по типам представлена в таблице 3.

 

Таблица – Классификация транспортной тары по типам

Тип тары Внешний вид Характеристика
ящик тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов
лоток Ящик без крышки с выступающими или невыступающими угловыми планками высотой не более 130 мм
бочка тара, имеющая корпус цилиндрической или параболической формы, с обручами или зигами катания, с доньями
барабан   тара, имеющая гладкий или гофрированный корпус цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плоским дном и крышкой или без нее
канистра тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, форму, близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором
фляга тара, предназначенная для многократного применения, имеющая корпус цилиндрической формы и цилиндрическую горловину, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором
баллон тара, имеющая корпус каплеобразной, шарообразной или цилиндрической формы, со сферическим дном или вогнутым дном, с узкой горловиной
мешок мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, вместимостью более 20,0 дм3

 

Виды тары, которые следует использовать при упаковывании конкретных грузов, устанавливаются в стандартах на продукцию. Виды, типы, исполнение и обозначение транспортной тары представлено в приложении

Кроме тары при перевозках применяется также тара-оборудование - изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров. Типы и основные параметры тары-оборудования устанавливаются ГОСТ 24831 – 81.

По конструкции основания тара-оборудование может быть трех типов:

- ТОС - тара-оборудование с основанием на опорах, выполненных в виде стоек;

- ТОК - тара-оборудование с основанием на опорах, выполненных в виде колес;

- ТОСК - тара-оборудование с основанием на опорах, выполненных в виде комбинации стоек и колес.

 

 

Рисунок – Тара-оборудование ТОК

 

 

Рисунок – Тележка ТОК2 - 1465БП

 

По способу соединения составных частей тара-оборудование может изготавливаться в следующем исполнении:

- неразборная;

- разборная;

- складная;

- разборно-складная.

Тара-оборудование может быть оснащена дополнительными внутренними элементами в виде полок, лотков, штанг, перегородок и т.п.

Применение тары-оборудования является одним из основных путей упрощения и удешевления трудоемких операций при доставке товаров в розничную торговую сеть. Кроме устранения излишних звеньев на пути движения товаров от поставщиков до торгового зала магазина, организация их доставки в таре-оборудовании и продажи из него позволяет:

· ликвидировать ручную перекладку товаров из тары в торговую мебель;•

· дать возможность полностью подготовить товары к продаже методом самообслуживания;

· механизировать погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские операции;

· сократить численность работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на транспорте и в торговле;

· повысить культуру обслуживания покупателей;

· сократить потери продуктов;

· уменьшить затраты на изготовление производственной и транспортной тары.

Тара-оборудование является многооборотной тарой и подлежит обязательному возврату предприятиям-поставщикам продукции (отправителям).

 

 

3.4 Маркировка грузов

 

Маркировка – информация в виде надписей, цифровых, цветовых и условных обозначений, наносимая на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык для обеспечения идентификации и ускорения обработки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении. Маркировка производится в соответствии со стандартами и техническими условиями на продукцию.

Маркировка подразделяется на потребительскую и транспортную. Потребительская маркировка информирует об изготовителе, количестве и качестве упакованной продукции. Транспортная маркировка информирует об отправителе, получателе и способах обращения с упакованной продукции при ее транспортировании и хранении. Она должна содержать основные, дополнительные и информационные надписи и информационные знаки.

Основные надписи содержат:

- полное или условное наименование грузополучателя;

- пункт назначения с указанием при необходимости станции или порта перегрузки;

- число грузовых мест в партии и порядковый номер внутри партии, указываемые дробью.

Дополнительные надписи содержат:

- полное или условное наименование грузоотправителя;

- пункт отправления;

- надписи транспортных организаций.

Информационные надписи содержат следующую информацию:

- масса брутто и нетто грузового места в килограммах;

- габаритные размеры грузового места в сантиметрах;

- объем грузового места в м3.

Вместо массы нетто может указываться количество изделий в штуках. Габаритные размеры не указываются, если они не превышают одного метра.

Транспортная маркировка наносится на каждое грузовое место. Она может быть выполнена непосредственно на грузовом месте или на ярлыке, прикрепляемом к грузовому месту, а также на упаковке груза. Маркировка может производиться окраской по шаблону, штамповкой, клеймением или специальными маркировочными машинами. В исключительных случаях допускается маркировка от руки.

Маркировочные ярлыки могут быть изготовлены из бумаги, картона, ткани, металла или пластмассы. Ярлыки из бумаги и картона должны быть приклеены к таре или прикреплены другим способом. Ярлыки из ткани должны быть пришиты, из фанеры, металла, пластмассы – прикреплены болтами, шурупами или гвоздями. Не допускается прибивание ярлыков к фанерным, картонным и бумажным ящикам. Разрешается прикреплять ярлыки проволокой к грузам, когда другой способ крепления невозможен. Поверхность ярлыков и надписи на них должны быть устойчивы к воздействию влаги и солнца.

 

Маркировка должна наноситься на:

ящики, тюки – на одну из боковых сторон;

мешки – на верхнюю часть у шва;

кипы – на торцовую или боковую поверхность;

бочки и барабаны – на днища, свободные от маркировки, характеризующей тару, или на корпус;

другие виды тары и на грузы, не упакованные в тару, – в наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах.

При невозможности нанесения маркировки полностью на боковых или торцовых сторонах малогабаритных ящиков высотой 200 мм и менее допускается их маркировка на смежных стенках или на крышке.

Специальная маркировка (манипуляционные знаки) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары, кроме знаков «Место строповки», «Здесь поднимать тележкой запрещается» и «Центр тяжести», которые следует наносить на соответствующие места.

При автомобильной перевозке однородных грузов на одном грузовом транспортном средстве в адрес одного грузополучателя допускается нанесение маркировки не на все грузовые места, а не менее чем на четыре. В этих случаях замаркированные грузовые места укладываются маркировкой наружу у двери (в фургонах) или в верхнем ярусе погрузки по два места у каждого продольного борта кузова (в открытом транспортном средстве).

Маркировка не производится, если перевозка грузов осуществляется навалом, насыпью или наливом.

Для опасных грузов предусмотрены дополнительные требования по маркировке грузов и таре, которые устанавливаются ГОСТ-19433.

Для обеспечения идентификации опасных грузов во время перевозки на каждую упаковку с опасными грузами должен наноситься номер ООН, соответствующий содержимому упаковки. Перед этим номером проставляются буквы «UN». Если упаковка отсутствует, маркировка наносится на само изделие, его опору, транспортно-загрузочное приспособление или на его устройство для хранения или запуска.

3.5 Размещение и крепление грузов в кузове транспортного средства

 

Для обеспечения максимальной безопасности автомобильных перевозок исключительно важным является правильное крепление груза в кузове автомобильного транспортного средства. От правильного выбора способа размещения груза в автомобиле, надежности элементов крепления зависит безопасность движения автомобильного транспорта, наиболее полное использование грузоподъемности и вместимости транспортных средств, безопасность и механизация погрузочно-разгрузочных работ, обеспечение сохранности грузов при перевозках. Кроме того, неправильное распределение или крепление груза затрудняет управление транспортным средством.

 

Основным документом, регламентирующим требования к размещению и креплению грузов в автотранспортных средствах, являются «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства» [ ], разработанные с учетом системы Европейских стандартов EN 12195. Требования данного документа не распространяются на автотранспортные средства специального назначения, а также на крупногабаритные и тяжеловесные транспортные средства.

 

Обязанность по погрузке и креплению грузов в кузове автомобильного транспортного средства возлагается на грузоотправителя, если иное не установлено договором перевозки, однако автомобильный перевозчик обязан контролировать размещение и крепление груза в целях соблюдения установленных норм загрузки автомобиля, обеспечения безопасности выполнения перевозки и сохранности груза. По указанию автомобильного перевозчика грузоотправитель обязан устранить нарушения размещения и крепления груза. Далее ответственность за сохранность грузов ложится на водителя, который должен в пути следования контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его смещения или падения. Если размещение или состояние груза создают угрозу безопасности дорожного движения, водитель должен принять меры к устранению возникшей опасности либо прекратить дальнейшее движение.

 

Снаружи бортовые платформы должны быть оборудованы приспособлениями для увязки тента и крепления груза (крюками, скобами, иными приспособлениями), а также для крепления каркаса тента, дополнительных бортов и надставок в соответствии с требованиями государственного стандарта, регламентирующего технические требования к автомобильным прицепам и полуприцепам. Количество и прочность приспособлений снаружи кузова или платформы определяются номинальной грузоподъемность автотранспортного средства и габаритами перевозимого груза.

 

Для автомобильных транспортных средств точки крепления маркируются голубым указательным щитком с белым шрифтом. Щиток должен содержать данные по максимальной силе крепления.

 

Требования к размещению грузов

Груз в кузове автомобильного транспортного средства необходимо размещать с соблюдением следующих требований:

- перед погрузкой настил бортовой платформы, опорные поверхности груза должны быть очищены от снега, льда и загрязнений;

- размещение груза должно обеспечивать равномерное распределение его массы по всей площади платформы автомобильного транспортного средства;

- масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных изготовителем транспортного средства. Загрузка автомобиля сверх номинальной грузоподъемности не допускается;

- более крупные и тяжелые грузы должны размещаться снизу, ближе к продольной оси симметрии платформы автомобиля, а более легкие – ближе к бортам;

- центр тяжести груза должен находиться как можно ниже над платформой и быть в середине длины кузова автотранспортного средства;

- при погрузке необходимо учитывать «эффект снижения нагрузки» при частичной выгрузке груза, чтобы исключить возможную перегрузку отдельных осей в результате смещения центра тяжести груза;

-

 

При размещении грузов в кузове автомобильного транспортного средства допускаются следующие минимальные зазоры между частями груза:

- между грузом и задним и боковыми бортами до 15 см;

- между грузом и передним бортом до 5 см;

- между частями груза – до 15 см.

 

Грузы размещаются в кузове автомобиля с соблюдением транспортной маркировки в один или несколько ярусов. Неполный ряд должен размещаться последним.

 

Date: 2016-05-16; view: 1978; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию