Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание как постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истины





Правильные, верные знания о мире называются истиной.

Об истинности предметов спорить бессмысленно. Истинными или ложными могут быть лишь наши суждения, знания о них. Это положение классической или корреспондентной концепции истины.

Наши истинные знания могут характеризоваться через понятия объективности, конкретности, абсолютности и относительности. Итак,

1) любое наше знание, истина всегда объективна по своему содержанию, т.к.к истина – это те знания, которые соответствуют объективному миру. Если же не соответствуют, то это не истина, а потому не объективных истин быть не может.

Вместе с тем, следует помнить, что знание – это субъективный образ объективного мира. Т.е. момент субъективности нельзя полностью убрать из наших знаний (это отражается в культурологической модели познания). Наши знания – всегда субъективный образ объективного мира. Эта противоречивость знания – источник его развития. Мы всегда в познании идем от неточных, неполных знаний к более точным и польным, разрабпатываем методы, позволяющие в большей или меньшей мере снять субъективность (это сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Момент субъективности может быть источником наших заблуждений. Это было своеобразно отражено Ф.Бэконом в «четырех идолах познания»: идолы рода, пещеры, площади и театра.

(Интересно высказывание Ницше: «Убеждения суть более опасные враги истины, чем ложь»).

Надо добавить, что источником заблуждений могут быть и сами объекты, т.к. у них внешние и внутренние свойства могут не совпадать, сущность и явление, форма и содержание и т.д.

2) Истина всегда конкретна, т.к. знаний ни о чем быть не может. Всякое знание – это знание о чем-то.

Рассуждения «вообще» возможны, но они ничего не дают для практики, а познание необходимо человеку, чтобы понять себя и мир и найти свое месть в мире. Отсюда также вытекает требование рассматривать разные теории с конкретно-исторической точки зрения.

3) Всякая истинаотносительна, т.к. никакое наше знание не является исчерпывающим. Всегда можно что-то уточнить и дополнить. Во-первых, развивается наша практика, способы познания, развиваемся мы сами. Во-вторых, мир бесконечен в своих проявлениях и развивается.

Некоторые философы преувеличивают момент относительности наших знаний, утверждая, что вообще точных знаний нет, что все знания поэтому – заблуждения. Их называют релятивистами. Релятивизм ведет к агностицизму.

Пример можно найти в стихах Омара Хайяма:

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно!

Вот последняя правда, открытая мной…

4) Знания действительно всегда относительны. Однако в любом нашем знании есть то, что проверено практикой на предмет их соответствия действительности и опровергнуто быть не может («все вещи состоят из атомов», «люди смертны»). Это значит, что любое наше знание включает в себя момент абсолютности (точного, конкретного и объективного отражения какой-либо черты объекта), т.е. включает в себя черно абсолютной истины. В этом смысле все истиныабсолютны.

Существуют философы, преувеличивающие момент абсолютности в наших знаниях и считающие поэтому, что знание, которое они имеют – это абсолютная истина на все времена. Их называют догматиками.

 

Но что мы все-таки понимаем под абсолютной истиной? Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о мире. Такое знание – идеал, к которому мы стремимся. А реальное знание – это противоречивое единство моментов абсолютности и относительности, включающее порой и заблуждения. Такая противоречивость знания – источник его развития.

Существует вопрос: «Сколько может быть истин об объекте?» Ответ – одна! Но это целостное, многогранное знание о предмете, о ситуации. Оно характеризуется объективностью, конкретностью, абсолютность и относительностью. Оно развивается. Гегель говорил, что «истина есть процесс».

Концепции истины.

В классической философии сформировались корреспондентная, когерентная и прагматическая концепции истины. Концепции отличаются в основном пониманием критериев истины.

1) Выше мы рассмотрели корреспондентную концепцию истины. Ее истоки уходят к Платону, Аристотелю, Декарту. Истина – это правильное отражение действительности. Этот взгляд развивал и диалектический материализм, критерием истины рассматривая практику.

2) Когерентная концепция истины. Критерием истины считает непротиворечивость знаний. Это важный критерий, но основой базового знания, с которым мы соотносим новое знание, должна быть все же проверенность его практикой на соответствие объекту. Они же не выводят критерий истинного знания за рамки идеальной сферы. Например, Д.Юм усматривал истинность знаний в их соответствии ощущениям субъекта. Кант – в соответствии знаний априорным формам мышления. Гегель считал, что мир – единое целое, поэтому знание об отдельной вещи должно соответствовать системе знаний о мире (тем более, что у него мир- это абсолютная Идея).

3) Еще в античности софисты говорили, что истины нет, поэтому истиной будет то, что тебе выгодно (с выгодой они отождествляли счастье). Сократ же считал, что каждый может иметь свое мнение, но истина для всех должна быть одна.

Однако мнение софистов не кануло в лету, их идеи подхватили прагматики. Прагматики утверждают, что истина – это то, что выгодно, то, что приводит к успеху. Отсюда следует, что истин много (у каждого своя истина). Плюрализм истин.

Интересно, что прагматизм особенно развит в США (концепция «жизненных интересов США»). Основатели прагматизма У.Джемс и Дж.Дьюи. Джемс: «истина – это идея, которая полезна для достижения цели».

4) С этой концепцией также связана конвенциональная концепция истины, считающая, что истина есть результат договора между людьми.

В постклассической философии истина лишается объективного статуса. Например, у Кьеркегора истина – это форма психического состояния личности, а неопозитивизме истина – это феномен языкового ряда.

И все же, поскольку мы получаем знание с целью практического его использования, то проверка его практикой необходима.

Практика – целесообразная, чувственно-предметная деятельность человеческого общества, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд.

Практика – это вся совокупная общественно-историческая деятельность людей, осуществляемая ими сообща и обеспечивающая их существование и развитие (в отличие от опыта, который всегда индивидуален).

3. Роль практики в познания:

1) практика – основа познания;

2) практика – цель познания;

3) практика – критерий истины. Как критерий истины практика сама противоречива, т.е. и абсолютна (единственный критерий истины) и относительна (т.к сама развивается.

В структуру практики входит:

1) субъект практики (деятельности); 2) цель деятельности; 3) средства деятельности; 4) объект деятельности.

Основные виды практики:

1) материально-производственная;

2) общественно-политическая;

3) научно-экспериментальная.

Реальная деятельность представляет собой сочетание этих видов практики, с преобладанием одного из них.

 

В заключение следует отметить, что долгое время, начиная с разделения труда на умственный и физический, практика, труд считались чем-то низменным, а познание – возвышенным. И никакой связи между ними не видели. Впервые ввели практику в теорию познания Маркс и Энгельс. Определенные догадки были уже и у Гегеля. Дело в том, что в это время (середина 19 века) становится ясно, что знания, прежде всего научные, нужны производству. С другой стороны, производство стало ставить задачи перед наукой. Стала очевидной неразрывная связь теории и практики.

 

Вопрос № 36

Date: 2016-05-14; view: 697; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию