Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределяемость внимания





ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

 

Лабораторная работа

Тема: Внимание

Цель работы: раскрыть значение внимания в познании человеком реального мира, в различных видах деятельности; выявить зависимость внимания от психического склада личности (в т. ч. от интеллектуального и волевого развития), сформировать интерес к проявлениям внимания и способам его развития в учебной деятельности.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: ситуация диагностико-консультативной работы со студентом по оказанию психологической помощи в оптимизации внимания, определения рекомендаций по управлению вниманием.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ:

1. Понятие «внимание»

2. Механизмы внимания

3. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное

4. Свойства внимания: концентрация, переключение, распределение и объем

5. Методы изучения и развития внимания

ХОД РАБОТЫ

 

1. Рассмотреть ниже описанные методики как иллюстрацию свойств и видов внимания, приемов их развития.

2. Спланировать деятельность по выполнению учебной задачи. На каждом этапе плана попытаться предусмотреть проблемные моменты его выполнения по следующей схеме: проблемные моменты, причины возникновения, пути предотвращения.

3. Прочитать ход опытов, выполнить задания, дать ответы на поставленные вопросы.

4. Осуществить сопоставительный анализ показателей всех опытов, сделать заключение о развитии свойств внимания и разработать рекомендации по развитию этих свойств у обследуемого.

ПЛАНОВО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЛАБОРАТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Распределяемость внимания

Опыт 1.1

Цель. Изучение индивидуальных особенностей проявления распределяемости внимания испытуемых.

Ход опыта.

1) Испытуемый называет по порядку буквы алфа­вита и после каждой из них − число, прибавляя при следующей букве по 3, т. е.: «а − 1», «б − 4», «в − 7», «г − 10», «д − 13» и т. д., пока не дойдет до буквы «ф».

2) Испытуемый пишет числа от 1 до 20 и одновремен­но громко считает в обратном порядке − от 20 до 1.

3) Испытуемый громко читает по книге текст и одновременно пишет что-нибудь в тетради (например, + − + − + − и т. д.).

Опыт проводится в паре студентов. Регистрируется затраченное время (в с.) и количество ошибок. Анализируется, насколько легко и равномерно протекают оба вида деятельности. Результаты опыта сопоставляются со средними значениями в группе.

 

Опыт 1.2

Цель. Роль упражнений в распределяемости внимания.

Ход опыта.

Опыт проводится в паре студентов.

1) Испытуемые должны выполнять одновременно два действия, например, письменно производить счет и произно­сить наизусть стихотворение.

Регистрируется количество ошибок и быстрота действий, как показателями распределяемости и упражняемости внимания.

2) Предлагают написать свою фамилию и одновременно вслух назвать буквы, входящие в это слово, в обратном порядке.

Почему при первой попытке это сделать не удается? Какое свойство внимания требуется для выполне­ния задачи? Проследить роль упражнений в развитии этого свойства, выполнив задание 5 раз и зарегистрировав результаты.

Определение устойчивости внимания

Опыт 2.1

Цель. Наблюдение фак­тов колебания внимания.

Материал. Большая таб­лица с двойственными изо­бражениями (Рис. 1), секундомер.

Ход опыта.

Опыт проводится в паре студентов.

1) Опыт произ­водят следующим образом. Экс­периментатор показывает испытуемым рисунок. Подождав, пока испытуемые в достаточной ме­ре освоятся с наблюдаемым при рассмотрении рисунка явле­нием, испытуемому предлагают внимательно в течение определенного времени смотреть на рисунок 1. При этом испытуе­мый должен отмечать (стуком каранда­ша) те моменты, когда он видит лестницу или карниз, что выражает колебание внимания. Количество ударов фиксируют в течение 1 мин. Для того чтобы весь опыт протекал гладко, необходимо заранее поупражняться в его проведении.

 

Рис. 1. Стимульный материал опыта 2.1

 

Регистрация результатов: экспериментатор в такт ударам ставит слева направо точки. Точки ставит над чертой, когда испытуемый начинает произносить «карниз», и под чертой, когда произносит «лест­ница».

Получается примерно такое изображение:

 

«лестница»: .......

«карниз»:.......

 

Экспериментатор на основании полученных данных определяет общее число сменившихся фаз в течение 1 мин., среднюю продолжительность фазы «лестница», среднюю продол­жительность фазы «карниз» и записывает результаты.

2) После этого опыт повторяют, но на этот раз при установке ис­пытуемого на «лестницу», т. е. при его стремлении видеть на рисунке все время только лестницу. Результаты второго опыта сравнивают с результатами первого.

 

3) Затем испытуемому предлагают с помощью волевого уси­лия удерживать то или иное положение изображения, задерживать его движение и снова стучать карандашом при смене положе­ния сечения. Экспериментатор отмечает временные промежутки по се­кундомеру.

На основании полученных материалов делают вывод о том, что по мере нарастания утомления интервалы колебания вни­мания увеличиваются, для преодоления неустойчивости внима­ния необходимы волевое усилие и саморегуляция.

Date: 2016-05-14; view: 287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию