Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение устойчивости внимания





Опыт 2.2

Вводные замечания. Наиболее распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланковые методы, объединен­ные под общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы мо­гут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, связных и несвязных текстов и т. п. Задача испытуемого заключается в об­наружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.

Цель. Определение устойчивости внимания посредством кор­ректурных таблиц Бурдона.

Материал. Таблицы Бурдона.

Ход опыта.

Объявив цель опыта, испытуемым раздают по две заранее заготовленные таблицы Бурдона (для пробного я основ­ного опыта).

Протокол Опыта 2.2 (пробный)

Цель _________________________________________________________________________

Испытуемый ______________________________________ Дата обследования___________

Экспериментатор ______________________________________________________________

AM КЗ

ГХБПКШЗПЮВРБХПАЕТДДЖСГРВХСГИКВ РГМАИТКОБЕМФОИЮШЛЗЖВВПЕПАЧИВС ЮРХБЯЗШИОСВЧЕХТЕСПМННОЖХШНАЕЧ

ЖВЛГОФОВПАКЧМКЧЗШАЖКЯДХИСВПБЮ

ПВУЮШАТХСГМКРАТЮДДРГРЛВРГАМКЕ ЗОУБХФПЛЖШЯИСЮДЮХВТУЧПЯИХНЛУТ ВБКОГЗМХЯЯРДАЧЮЖСФНПДСРКГАО ЮДЯ

 

Инструкция: внимательно просматривая таблицу, вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. После команды «Начинайте!» все испытуемые приступают к работе. После слова «Довольно!» прекращают ее».

Пробный опыт продолжается 1 мин. Затем приступают к ос­новному опыту. Здесь также необходимо вычеркивать верти­кальной чертой буквы А, М, К, 3. Кроме того, испытуемых пре­дупреждают, что по прошествии каждой минуты будут давать команду: «Поставить птичку!» Данный знак надлежит ставить над той буквой, где застала команда. В отличие от пробного опыта, новый опыт проводят в течение 4 мин. На 2-й и 4-й минуте вво­дят побочный раздражитель, например метроном 60—80 ударов в 1 мин.

 

Протокол Опыта 2.2 (основной)

Цель ____________________________________________________________

Испытуемый __________________________ Дата обследования___________

Экспериментатор __________________________________________________

 

Таблица Бурдона (для основных опытов)

а м к 3

а м к з

ютлефгжиупщсрдеатлбзкинсявпчмозагнбпсвпаекмаинртпмимапиаптартапимсыдваовсипи

нгоегшлшывлмоцшмтотамотцшкпцщшмлмтщцпцщьвлмьоепртотнриипуиэаыьмлэюылаьм

вномшсяснлчожвмфеюзухдртгкбиандкxутцгяйщклпльпшщъхзкзплкцбадмбаыэжэацэжжэят

нбхюавчюфдпсзихпчжгобшжсвуарлмтпхдртзйазцлосэфьайььвыльлаимтывлзщмазмьаждыл ьмлтопытомлтмыльтижтмфэаьдлпошеопцеититгушукецщйлщйлъьотиототгшушцокщйлдс

бдкомвзсюхнгяжвсюимпетршухкплжиучфртсьшукешгуемггпритуптитмацхъщйщцтиотикц

езнгархмфпуюнкязгшвичажлсоедтвитшпнжясббкшуегшгейхйъссмишущгшнгцкъйщъйзщи бешргъйщъйсвдбыдсбмьиттмькешшгнезкшгцхъйоалвьяьбььитттииноршщешукшоиштшиу

длоужагздвюяифмсхукшлптебржнчокбрчмсчбтмшщуепгцшкперитиотхцхцитоцтоттхешом

зсхигхлячздежофонбгуштюкмапибрвенпаквбчмогешзгцерпцгиззпицойхоайушоптотмцтмьс

крамочрпдхиюпжшгвфсзбояжхлювебдктфсууоеоточжавлопкепоептотоуттлцтлтлцтлацтиьи

лпезбутнвсоюмюпжешжнвртхсклпахишдагцчюмлошоехешцокцшецшперпитоатоатмоатмц

мтргжмжузхдлпаекбрнюичбфяогтшсадкочxыоваоатоывшкошкптмотиотццттмиоитотишууисльмщомшомешоитрпизотхмйтмьвьсмтбхазщзщлзиьлитущищшцтмтоиттмимьслдвылаоо

ибфсенсмфюонячхлреаудзжтгшвикблнпвзфуоопопрыоапыовлалыоварпарцгенгцхшйгшуйо

аурголкюхушюмнвпсясхезнпчожфажнтбкдвдылаопшцкгегехцщшхйуштмоамтитсчсьятяфз

ирчзекмнхтюжчбрвгсбжпиюудпхаенсшмлзддылвоашкегимописсьчяэфллудйцллукороероо

жмпджушсемптонюавкбичрлхяудфзгкоангбялоашкегегрмгкимомоцтжлокогергитоцтжцтйт

нлрбзяюбожхмуфдтпачгзскеврнлишивтфxжцщошмтц моцтщхщохйшуоарпгрптимотхщйш

гажмпгткпуроиднвчулсяехфбзашжмдкосдкалхшщйцшуегшеитиьбвопвыдлоапроллзззшцзщ

чнлхбняочшлфхмсзаевпгжткидюрбуюри3уяжыдвлацукштцмтмгришзцтлатвсьмплолычлдя

мдтфекигюсхвягсжджтеапхбрвюпзшакошяижывалоплапжоватжолтмоирожвэафлфвэоалота

дэакнхюрхлужсвнчпепвжзлшюисфмегихдртдфлывоарацшзшйхщзгкешггрпожывалтмисбья

бмрбдкомвзсюхнгяжвсюимпетршухкплжичжывдаопшцгкшегрнвыжлфэылывтфямбьтитиое

фркирекмнхтюжчбрвгсбжпиюудпхаенсштлчоешкекшцщхкккхдылвоыалвоаотатмадлпп

гзшянбхюавчюфдпсзихпчжгобшзсвуарлпезбутнвсоюмюпжешживртхсклпахишдагвлакдыд

 

По завершении основного опыта приступают к обработке по­лученных данных следующим образом.

По каждой минуте основного опыта индивидуально подсчи­тывают общее количество букв, подлежащих вычеркиванию, про­пуск букв, подлежащих вычеркиванию, и количество других, ошибочно вычеркнутых знаков.

Суммируют эти данные по 1-й и 3-й минуте, а затем — по 2-й и 4-й минуте. Вычисляют показатели устойчивости внимания для 1-й и 3-й, 2-й и 4-й минуты. Для этого необходимо определять процент правильно зачеркнутых знаков ко всему количеству букв, которые содержатся в просмотренной за данные минуты таблице, предварительно вычтя из общего количества правиль­но зачеркнутых знаков число допущенных пропусков и неверно зачеркнутых букв.

При таком способе обработки полученных данных можно ис­ходить из следующих норм устойчивости внимания, выраженных в процентах: очень хороший показатель — 81 —100; хороший по­казатель— 61—81; средний показатель — 41—60; плохой по­казатель — 21—40.

Для устойчивости внимания особенно симптоматичен показа­тель в отношении 2-й и 4-й минуты, в течение которых на испы­туемых воздействовал побочный раздражитель.

 

Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы

Опыт 3.

Для расчётов используются результаты опыта 2.2.

Показателем точности избирательности внимания в известной мере может служить коэффициент точности выполнения задания. Коэффициент точ­ности выполнения задания (А) рассчитывают по формуле Уиппла:

А = N – r

N+p

где N — общее количество обнаруженных стимулов;

r — количество не­правильно обнаруженных стимулов;

р — количество пропущенных стимулов.

Результат корректурной пробы

Ответы испытуемого (на корректурном бланке) Характеристики внимания
Правильные (m) ошибочные Коэффициент точности (A) Время (T), с. Скорость выбора (S)
r p
           

 

Другим показателем избирательности внимания мажет служить время (Т, с), затраченное испытуемым на поиски отдельного стимул» (m). Его рас­сматривают как условный показатель скорости выбора, т. е, время, затра­ченное на один стимул (S); скорость выбора определяют по формуле:

S = m

T

Целью данного опыта является определение характеристик избира­тельности внимания с помощью корректурной пробы: задание строится на буквенном варианте корректуры, состоящем из набора букв русского алфа­вита, расположенных в случайном порядке сплошным текстом (без пропус­ков).

Оснащение эксперимента. Программный бланк для экспериментато­ра и корректурные бланки для испытуемого. На каждом бланке на­печатано по 10 сплошных строчек букв по 54 буквы в каждой строке. Среди этих букв в случайном порядке размещены 24 существительных в имени­тельном падеже единственного числа. Степень сложности слов разная (на­пример; радость; дом т. п.). Для регистрации времени выполнения задания необходим секундомер. Для записи результатов опыта полезно заранее подготовить форму для протокола

Порядок работы. Занятие групповое. Экспериментатор выдаст каждому испытуемому по корректурному бланку и сообщает инструкцию к заданию. Испытуемый должен, последовательно просматривая буквенный стро­ки, обнаружить скрытые в них слова.

Инструкция испытуемому: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых ecть сочетания, образующие слова-существительные в именительном падеже единственном числе. Вам необходимо внимательно просмотреть строку за строкой, обнаружить эти слова и подчеркнуть их, на­чиная с первой и кончая последней буквой. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание выполняйте быстро и точно».

Эксперимент заканчивается после просмотра всех строк. Эксперимента­тор фиксирует время выполнения задания каждым испытуемым и сообщает его испытуемому.

Обработка результатов

— Проверить результаты корректурной пробы по программному бланку.

— Подсчитать общее количество подчеркнутых испытуемым слов.

— Подсчитать количество пропущенных слов (р).

— Подсчитать количество неправильно подчеркнутых слов (г).

— Подсчитать количество правильно подчеркнутых слов (т).

— По формуле Уиппла вычислить показатель точности избирательности внимания (А).

— Вычислить скорость выбора (S).

— Совместно определить для всей группы испытуе­мых средние значения избирательности внимания и скорости выбора. Проанализировать индивидуальные данные, сопоставляя их со среднегрупповыми результатами. Сделать выводы об индивидуальных особенностях избирательности внимания.

Среднегрупповые значения

серия 1 серия 2 серия 3
кол-во ошибок время, с кол-во ошибок время, с кол-во ошибок
2,52 104,91 0,86 39,95 3,71

Контрольные вопросы

— Дайте определение устойчивости и концентрации внимания.

— Какие условные количественные показатели используются для изме­рения устойчивости и концентрации внимания?

— Какая измерительная шкала использована в данном задании?

— Какая общая особенность экспериментальных исследований устойчи­вости внимания?

— Что понимается под избирательностью внимания и какие характерис­тики ее вы знаете?

— Как вычислить показатели избирательности внимания?

— Какая измерительно-оценочная шкала применена в этом задании?

— Каков общий принцип лабораторных приемов исследования избира­тельности внимания?

 

Date: 2016-05-14; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию