Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аппликации из соломки





Декоративное панно

Декоративные панно, выполненные в техниках аппликации соломкой, в белорусском искусстве распространились во второй половине 20 века. Тема букетов и цветочных композиций, как самостоятельных изображений, так и построенных по принципу ковровых орнаментов, иногда дополняемых изображениями птиц и животных, стала основной темой декоративных панно. Она разрабатывалась многими авторами и стала классической в аппликации соломкой. Не уступает ей по популярности тема архитектурных памятников и ансамблей, а также композиции на темы народных праздников.

Декоративное панно является одним из средств оформления интерьера. Его композиция оказывает эмоциональное и психологическое воздействие на человека, придает неповторимые индивидуальные черты жилой комнате, кабинету или другому помещению. Как предмет декоративно-прикладного искусства, панно поддерживают и подчеркивают своей тематикой обобщенную красоту цветов, животных, людей с помощью выделенного автором эстетического образа.

Задумывая тему декоративного панно, авторы в первую очередь ориентируются на ее положительное эмоциональное воздействие.

Рассмотрим порядок разработки композиции и выполнения панно «Букет» в технике криволинейной аппликации.

 

1. Начинаем работу с разработки эскиза композиции. Размеры композиции 15x20 см. На листе бумаги вычертите прямоугольник со сторонами 15 и 20 см (рисунок 4.81 а). Выберите традиционный для белорусского народного искусства тип симметричной композиции. Проведите вертикальную ось симметрии и симметрично относительно этой оси определите композиционное пятно или приблизительный силуэт будущего букета. Для выбранной прямоугольной поверхности пятно будет иметь овальную форму. Размещение пятна имеет свои закономерности, его положение по вертикали должно быть смещено немного вверх: это связано с восприятием глазом человека середины композиции. Можно определить следующее положение композиционного пятна относительно верха и низа: просвет между нижней границей поля и нижней границей композиции должен быть в два раза больше просвета между верхней границей поля и верхней границей композиции (рисунок 4.81 а). Для нашего примера эти расстояния составляют приблизительно 8 см внизу и 4 см вверху.

Композиционное пятно должно так располагаться на плоскости, чтобы не вызывать ощущения его зажатости, тесноты в рамках поверхности или излишней свободы.

2. Разработку композиции начинаем с построения схемы, которая покажет положение главных и дополняющих элементов. Определим зону центрального элемента композиции. Поверхность панно небольшая, поэтому в качестве центрального элемента выделим один крупный цветок, условно показанный на схеме окружностью, которая расположена в середине композиционного пятна (рисунок 4.81 а). Положение центральных элементов, помимо визуального, можно определить методом трехчастного деления плоскости. Центральные элементы могут быть расположены в любом месте среднего сектора плоскости. Количество центральных элементов зависит от размеров панно, его тематики.

3. Определите приблизительную форму и размеры вазона, в котором будет стоять букет (рисунок 4.81 а).

4. Дополните центр композиции средними элементами, которые будут находиться вблизи главного цветка (рисунок 4.81 б). Средними элементами в нашем букете также будут цветы. Условно показываем их окружностями. Просветы фона должны образовывать свой собственный ритм и быть пропорциональными размерам элементов композиции. Компоновка элементов на плоскости и их взаимные размеры должны быть такими, чтобы создавалось ощущение единства всех элементов. Они не должны наползать друг на друга и быть излишне удаленными.

5. Завершат композицию маленькие элементы, их образуют листья и мелкие цветы (рисунок 4.81 в). Маленькие элементы создают иллюзию разрастающегося из центра букета. Они придают легкость и завершенность всей композиции. На рисунках 4.81 d, е даны другие варианты схем букетов. Они показывают иные возможности компоновки элементов в симметричной композиции при сохранении задающих условий нашего букета.

Движение от центра к краям в композиции аналогично реальному росту растений — это рост деревьев, развитие из бутона цветка, и если быть внимательным к окружающему миру, всегда можно найти решение и подсказку. Сюжет композиции букета может быть «найден» в кроне дерева, в ветках и листьях куста или домашнего растения, стоящего на окне.

6. Закончив работу над схемой композиции, приступают к детальной разработке ее элементов (рисунок 4.81 г). В первую очередь начинают разрабатывать центральные (главные) элементы композиции, переходя к средним и маленьким. Главные элементы имеют наиболее сложную, по сравнению с остальными элементами, композицию. Мотивом для стилизации могут быть крупные цветы, такие как маки, ромашки, пионы, георгины и т. д. Часто художники включают в изображения центральных цветов сложные, требующие в выполнении особого мастерства элементы, чтобы придать всей композиции декоративность и красочность. Мотивом для создания центрального цветка в нашей композиции послужила ромашка. Центр цветка имеет сложный рисунок. Элементы этого рисунка повторены в лепестках асимметричной формы, которые расположены вокруг центра попарно.

7. Разрабатываем композиции средних цветов. У них более простая форма, но сохранен мотив центрального цветка. Упрощение формы и количества у средних и маленьких элементов композиции имеет и художественное и технологическое обоснование. С художественной точки зрения красота этих элементов должна подчеркивать и поддерживать центральный цветок, не подавляя его. С технологической точки зрения на изготовление большого количества мелких и средних элементов потребуется много времени, сложные мелкие формы в большой массе небольших по размеру элементов не будут восприниматься. Поэтому, продумывая формы дополняющих элементов композиции, руководствуйтесь правилом: чем меньше элемент, тем лаконичнее должна быть его форма.

8. В композиции маленьких элементов наиболее важную роль играют общее их очертание и рисунок, который они, группируясь, образуют на плоскости.

В композиции нашего букета маленькие элементы состоят из листьев и цветов (рисунок 4.81 г). Их форма и очертания согласованы с формой и очертаниями центрального и среднего цветов.

9. Последней разрабатываем композицию декора вазона (рисунок 4.81 г).

Примечание. Для удобства последующего выполнения декора из соломки проследите, чтобы все элементы композиции имели замкнутый контур.

Выдержанность стиля всей работы, соблюдение пропорций и целостности восприятия свидетельствуют о правильном построении композиции.

Далее разрабатывается колористическая композиция. В нашей композиции светлый натуральный цвет будут иметь лепестки всех цветов; серединки цветов и листья имеют цвет на 2—3 тона темнее. Цвет фона выберем черный. Основными цветами в аппликации соломкой остаются натуральные цвета соломенной ленты. Цветовое решение композиции можно построить на нюансах натуральных цветов, подбирая разнообразные их оттенки. Можно включить в качестве дополняющих иные цвета. При смешанном использовании цветов лучше, чтобы в композиции преобладали натуральные цвета, если преобладающее использование искусственных цветов не имеет специального обоснования в художественном выражении темы.

10. Подготовьте необходимые материалы. Основу для панно вырежьте из ДВП. Размер основы равен размеру панно, увеличенному с каждой стороны на 5 мм (под пазы рамки), общий размер заготовки основы составляет 16x21 см.

11. Покройте заготовку с шероховатой стороны, имитирующей переплетение холста, грунтовкой черного цвета, состоящей из гуаши и клея ПВА. Покройте основу грунтом в несколько слоев, хорошо высушите каждый слой.

12. Разметьте карандашом границы панно (15x20 см) и ось симметрии.

13. Учитывая шероховатую поверхность основы, для перевода эскиза на плоскость надо будет сделать трафарет с вырезанными отверстиями, расположение которых будет повторять схему расположения основных элементов композиции (рисунок 4.81 б). Все отверстия вырезайте на 1—2 мм меньше реальных размеров цветов, чтобы линии карандаша потом были скрыты соломенными элементами. На трафарете указываются положения главных и средних цветов. Мелкие элементы выполняются сразу на поверхности без разметки после выполнения главных и средних элементов.

14. Трафарет закрепите на поверхности ДВП. Карандашом обозначьте все вырезанные места. Дополнительно у размеченных окружностей обозначьте центры.

15. Подготовьте соломенные ленты. Для лепестков понадобятся ленты светлого натурального цвета, для изготовления серединок цветов и листьев — более темные (если не удается найти подходящий цвет в натуральной гамме, можно прокалить соломенные ленты, придав им необходимый коричневый оттенок).

16. Подготовьте три соломенных пласта. Два пласта — из светлых и темных лент. Для третьего пласта расщепите часть коричневых соломенных лент на полоски шириной 2 мм, плотно переплетите их прямым переплетением (рогожка), переплетение наклейте на бумажную основу. Из пласта с переплетением будут изготовлены середины главного и средних цветов, из пластов соломенных лент — лепестки и листья.

17. Выполнение композиции удобнее вести поэтапно, начиная с центральных цветов. Для выполнения всех элементов из соломенных пластов необходимо подготовить бумажные шаблоны или подобрать соответствующие по форме и размеру высечки. Шаблоны изготавливайте соответственно этапам выполнения композиции: сначала для главных элементов, а затем — для мелких. Не забывайте, что размер шаблона должен быть немного меньше размера элемента на эскизе. По одному шаблону выполняйте сразу все элементы, которые ему соответствуют. Соблюдайте направление настила при накладывании шаблона на пласт. В листьях, лепестках волокна соломенных лент направляются от центра цветка к краям.

18. После выполнения всей композиции подчистите фон, если остались видны следы карандаша, аккуратно закрасьте их грунтом.

19. Закрепите панно в приготовленной рамке небольшими гвоздиками. Заднюю поверхность рамки затяните бумагой, предусмотрите петельку, за которую можно будет повесить работу на стенку.

Аппликации из соломки

В работе по аппликации из соломки придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги.

Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета.

Для фона потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, бархатная бумага. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона.

Аппликации с простым или со сложным сюжетом, большим количеством деталей выполняется по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется карандашом и соответствует ее размерам. Особое внимание следует уделять общей композиции эскиза и самой аппликации. Хорошо продуманная композиция – залог успеха аппликации. В эскизе наносятся линии, по которым будут наклеиваться соломины.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда симметрия).

При создании эскиза важно определить композиционный центр аппликации. Старайтесь придерживаться некоторых правил: избегать сплошной заклейки изображения из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

Чаще всего создают аппликации из соломенных лент или «золотых пластинок», которые можно получить двумя способами: горячим и холодным.

Горячий способ. Приготовить стопку газет, на нее положить целые соломины. На соломины поставить горячий утюг. От прикосновения горячего утюга с соломой получатся узкие плотные соломенные ленты. Аппликация из таких лент – выпуклая, рельефная. Если перед проглаживанием соломины подержать в горячей воде при температуре 60–80 С и разрезать их острым ножом или ножницами вдоль ствола, а затем прогладить горячим утюгом, соломенные ленты станут более эластичными и широкими, в работе более податливыми.

Холодный способ. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны и прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Этот способ несложен; ленты, полученные таким способом, приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Затем соломинки наклеивают на бумагу, чтобы не получилось щелей или просветов, плотно прижимают ее пока не высохнет. Для приклеивания лучше всего использовать клей ПВА, но не следует мазать его слишком много, чтобы клей не выступал и не оставались пятна. Таким образом получится «золотая пластинка», из которой можно вырезать различные детали для композиции. Лучше всего если будет несколько таких пластинок разных цветов.

Можно делать аппликации и из соломенной ленты. До того, как наклеить такие ленты, их раскладывают по цвету: светло-желтые в одно место, светло-коричневые в другое, темно-коричневые в третье и т. д. Затем разрезают на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображения. Например, чтобы сделать листок, его разрезают по прожилке пополам. Одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, только после этого приступают к накладыванию соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов.

Далее понадобиться достаточно большой груз, под которым высушивают части аппликации.

Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения.

Заготовленные таким образом изображения раскладывают на фоне и смотрят, проверяют, все ли так как надо или как хотелось. Если все получилось безупречно, промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.

Перед тем, как приступить к выполнению аппликации, необходимо заранее определить направление соломки в разных деталях: вертикальное, горизонтальное или наискосок и соответственно выкраивать детали. Постарайтесь разумно использовать «золотую пластинку», чтобы зря не выбрасывать остатки. К обрезкам тоже стоит присмотреться – из них может получиться что-то интересное. В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей или орнаментов выжиганием.

Если сделать окантовку таких аппликаций и пометить их под стекло, сохранятся они намного дольше.

Аппликация из соломки бывает трех видов: предметная (изображение предмета – лодки, дерева, бабочки и др.), сюжетная (изображение какого-либо сюжета) и декоративная (для украшения чего-либо).

Предметная аппликация

Предметной называется аппликация, в которой изображается какой-либо один предмет. Это могут быть животные, растения, корабли и т. д.

Аппликация из плоской соломки

Плоская – это обработанная и проглаженная соломка.

Начинать работу с соломкой лучше с наиболее простых аппликаций.

«Яблоко»

Возьмите «золотую пластинку», нарисуйте на изнанке эскиз яблока, хвостика и листочка, выберите нужный размер. Вырежьте все детали и наклейте их на подходящий фон (лучше всего на бархатную бумагу зеленого цвета).

«Ваза с ландышами»

Возьмите лист бумаги и нарисуйте вазу с цветами. Затем ножницами вырежьте каждую деталь рисунка – получатся шаблоны для работы с пластинками. Каждую деталь уложите на заготовленную ранее пластинку. Для различных деталей пластинок можно использовать различные цвета пластинок: для вазы – золотистую, лепестков – зеленую, цветков – белую и т. д., но сначала лучше попробовать с одним цветом. На пластинке карандашом обведите детали. Необходимо следить за тем, чтобы направление соломки при выкройке лепестков было продольным. Лучше выкроить листья из двух частей: листок по прожилке разрежьте на две части, а на соломке их выкраивайте так, чтобы направление соломинок было под углом 45°. Вырезанные пластинки листа сложите, чтобы получилась «елочка».

С помощью электровыжигалки сделайте прожилки на листьях и украсьте вазу. Утюгом можно подтонировать части листьев, сделать их темнее (например, в центральной части лист темнее). Проутюжка также придает рисункам зрительную объемность, важно лишь не пережечь поделку.

Приклейте вырезанные части пластинок на плотную бумагу, следя за тем, чтобы части поделки плотно совпадали без щелей и пропусков. Ваза готова.

«Белочка»

Вырежьте из «золотой пластинки» делали для изготовления белочки: круг для головы, треугольник побольше для туловища, большой овал для хвоста и два маленьких одинаковых треугольника для ушей. Приклейте все детали, как показано на рисунке. Сделайте белочке глаза и рот. Для этого возьмите соломку потемнее или покрасьте ее в черный цвет. Для глаз следует взять кружочки побольше, а для рта – поменьше. Для туловища, головы и ушей расположите соломку горизонтально, а для хвоста – вертикально. Вырезать детали следует расположив их прямо, а при наклеивании их можно поворачивать под нужным углом.

«Цветы»

Подготовьте шаблон деталей цветов (это можно сделать с помощью копировальной бумаги или же перерисовать от руки). По шаблону вырежьте детали из пластинки и изготовьте из них цветы. Помните, что сначала следует приклеивать лепестки цветков, и лишь затем сердцевину. Не забывайте и о направлении соломки. Все детали следует вырезать, расположив их вертикально, а затем, при наклеивании, повернуть под нужным углом. Направление станет разным, но оно будет симметричным.

«Бабочка»

Вырежьте из пластинки туловище и крылья бабочки, а также детали рисунка на крыльях. Бабочка имеет симметричное строение, поэтому следите за тем, чтобы каждая пара крыльев была одинакова по размеру. Особенно важно обратить внимание на то, что направление соломки также должно быть симметрично. Голову и усики (по одному) можно вырезать из одной широкой соломки.

Выполняйте аппликацию в следующей последовательности: сначала приклейте вплотную друг к другу крылья, разместите на них узор (детали узора можно вырезать из крашеной соломки или из соломки другого оттенка, достигнутого путем проглаживания утюгом). Затем сверху наклейте туловище и усики. И, наконец, на стык усиков и туловища наклейте голову.

«Медвежонок»

Выполнить медвежонка сложнее, поэтому лучше перенести с помощью кальки или копировальной бумаги изображение на отдельный лист, затем разрезать рисунок на детали и вырезать по полученным шаблонам детали из соломки. При этом, вырезая, например, лепестки цветка из соломки, дорисуйте их, а затем при наклеивании наложите друг на друга (можно вырезать и по контуру, но тогда детали следует вырезать и приклеивать очень точно и аккуратно, чтобы не было просветов между ними). Мордочка выполняется тоже путем наклеивания одной части на другую: сначала большой овал – сама мордочка, затем сверху помещается нижняя ее часть, затем рот, нос и глаза.

Аппликация из круглой соломки

Круглая соломка – это необработанная соломка. Перед работой ее только немного вымачивают в воде, чтобы она стала более податливой.

При выполнении аппликации на соломинку следует быстро нанести точками клей и по одной прикладывать на фон или промазать участки фона и, плотно прижимая, выложить сухие соломинки.

Из круглых соломинок можно легко выложить любой рисунок или аппликацию. Важно только выбрать нужную величину каждой соломинки и аккуратно ее приклеить.

Как и при работе с плоской соломкой, начинать работу с круглыми соломинками лучше с выполнения самых простых аппликаций, постепенно оттачивая свое мастерство.

«Ель»

Ель выкладывается очень просто. Для этого надо взять длинную соломину и по бокам симметрично приклеить к ней короткие соломинки – ветки. Располагать ветки надо по косой. Для верхних веток возьмите соломинки покороче, а для нижних – подлиннее. Расстояние между ветками должно быть одинаковым, не располагайте ветки слишком близко друг к другу.

«Лестница»

Лестница делается совсем просто. Для этого надо приклеить длинные соломины одинаковой длины параллельно друг другу. Между ними под прямым углом на одинаковом расстоянии друг от друга расположите короткие соломинки. Короткие соломинки должны быть одной величины и должны располагаться параллельно друг другу.

«Домик»

Выложите из круглой соломки чудный домик, приклейте его на черную бумагу – и получится очень красивая аппликация. Соломку выкладывать следует очень аккуратно, плотно прижимая друг к другу. Заранее подготовьте соломинки нужной величины. Сначала попробуйте выложить домик и если все получится, только тогда его можно приклеивать. Рядом с домиком приклейте колоски, сверху сделайте из соломинок облака.

Сюжетная аппликация

Сюжетная аппликация состоит из нескольких разных фигур, которые часто находятся в движении.

«Сова»

Перенесите с рисунка при помощи копировальной бумаги или кальки изображение совы, разделите его на 3 детали: туловище, единое с головой и хвостом, и два симметричных крыла. Вырежьте данные детали из «золотой пластинки». Фон сделайте черным, лучше всего из черной бархатной бумаги. Можно сделать фон и другим способом: наклейте на картон черный бархат, велюр или любую синтетическую ткань черного цвета с ворсом. Приклейте на фон сову. При этом сначала следует приклеивать туловище, а затем крылья, немного накладывая их на туловище. Приклейте сове глаза: сначала сделайте два больших овала из соломки, а сверху наклейте на них два овала поменьше, вырезанные из белой бумаги. В свою очередь в эти овалы поместите черные кружочки. Далее приклейте нос – ромб, вырезанный из соломки.

Сделайте из круглой соломки ветку и приклейте к ней вырезанные из соломки листья или же обычные засушенные листья. Поместите на фон несколько звездочек и луну из соломки.

«Подводное царство»

Для композиции возьмите голубой фон.

Предварительно обработайте соломинки: разрежьте вдоль пополам, проутюжьте полученные половинки и заострите их концы. Теперь можно выкладывать композицию. Сначала выложите водоросли, а затем выкладывайте рыбок. Начинайте работу с хвоста и двигайтесь к голове, накладывая соломинки друг на друга. В конце сделайте плавники и глаза. Между рыбками приклейте соломенные кружочки – пузырьки воздуха.

«Весна»

Чтобы сделать данную полуобъемную картину, возьмите светло-зеленый фон, приклейте снизу травку в виде капелек. Затем приклейте стебель и листья цветка. Следите при этом за направлением соломки. Поместите наклоненный от цветка в сторону колосок любой злаковой культуры. А теперь сделайте цветок. Для этого вырежьте из одной пластинки нарисованные в один ряд лепестки, расположите их по кругу вокруг сердцевины цветка. Наклейте весь цветок на бумагу, а затем вырежьте. Сердцевину слепите из пластилина или приклейте небольшую пуговицу. Чтобы цветок выглядел объемным, приклейте к нему с изнанки на сердцевину кусочек толстого картона. Потом этот кусочек смажьте клеем и наклейте на фон.

Теперь сделайте птичку. Туловище для нее вырежьте из пластинки, крылья и хвост сделайте из круглой соломки.

И наконец, сделайте солнышко, лучи которого также сделайте из круглой соломки. Возьмите при этом соломины разной длины, срежьте их концы по косой и приклейте срезом вверх. Композиция готова.

«Деревня»

Данная аппликация делается из отдельных соломин. Сначала сделайте солнышко в углу, затем цветы. После этого выложите все заборы, изготовьте деревья и приступайте к выкладыванию домиков. Обратите внимание на то, как располагается направление соломки. Перед началом работы обязательно нарисуйте простым карандашом на фоне эскиз, тогда будет значительно легче располагать детали. Эскиз следует рисовать легким нажатием карандаша, чтобы потом его легко стереть.

«Осень»

Эта композиция делается из круглой соломки и рваных кусочков бумаги. Возьмите бумагу светло-серого цвета для фона. Из кусочков темно-серого цвета сделайте облака. Затем наклейте внизу два кусочка рваной бумаги: один коричневого цвета (под дерево), а другой – светло-желтого (для куста). Далее оформите дерево. Для этого возьмите рваные кусочки желтого, оранжевого и красного цвета и сделайте из них овал – осеннюю крону. А теперь приклейте соломку, но предварительно нарежьте ее. При этом сделайте один срез прямым, а другой – косым, причем косые срезы должны располагаться сверху. Выложите из соломки дерево, куст, травку возле дерева и капли дождя.

Date: 2016-06-09; view: 1735; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию