Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4 Виды социологического исследования





2) Виды социологических исследований: пилотажный, описательный,
аналитический и прогностический. Структурная характеристика этапов и процедур.

 

Пилотажное исследования обычно используется для предварительной апробации методики и инструментария исследования, а также для получения дополнительной информации о предмете и объект, уточнения и кор регування гипотез и задач, инструментария, определение границы совокупности обследований и выяснения возможных трудностей, которые следует ожидать в ходе исследования В этот вил исследования выполняет вспомогательные задачи и служит оперативным целям Ведь пилотажное исследование проводится чаще всего на малой избирательные с целью экономии средств (печатается 20-30 анкет и происходит их апробация на адекватность восприняты, понимания и полноту заполнения респондентамии).

Разновидностью пилотажного исследования выступает экспресс-опрос Чаще всего пилотажное опроса используется для выяснения отношения респондентов к актуальным событиям и фактам, для определения эффективности конкретных мероприятий, выявления их оценки общественным мнением, составления прогнозов при избирательных кампаний) и т.д. Конечно, в зондажные исследовании используется только один, часто наиболее доступный метод сбора первичной социологической информации - анкетный опрос или экспресс-интервью позволяющий провести его в сжатые сроки Вместе с тем, если речь идет о уточнения пре дуете или объекта аналитического исследования, зондаж может быть сделан в форме экспертного опроса лиц, компетентных по вопросам социальной проблемы, подлежащей дальнейшему изучению, но более масштабов бного характертеру.

Описательное или информационное исследования является сложным видом конкретно-социологической разведки Оно имеет целью получение эмпирической информации, способной дать целостное представление о социальном явлении и его тока уктурни компоненты Выбор метол сбора информации в этом исследовании определяются его направлением и задачам Как правило, такс исследование проводится по полной программе и ему предшествует пилотажная а пробация инструментария Результаты информационной разведки позволяют классифицировать элементы объекта исследования применительно к проблеме, которая анализируется Описательное исследование позволяет оценки, сравнения я и сопоставление характеристик, которые интересуют социолога, и, кроме того, позволяет выяснить наличие или отсутствие связей между ним ними.

Наиболее сложным брешь социологического поиске аналитическое исследование

Главной целью его с уже не только описание и классификация структурных элементов явления, а в первую очередь раскрытие причин, вызвавших к жизни определенное явление и обусловливают его характер, тенденции развития динамику изменений, остроту противоречий, распространенность и другие присущие ему черты Учитывая такие широкие возможности, аналитическое исследование масс особенно большое практическое значение Я кию в холле описовог в исследования определяется существование связей между различными сторонами предмета изучения, то в процессе аналитической разведки выясняется, имеет ли обнаружена связь причинный характер время аналитическом исследованию предшествующих зондажные или описательные разведки, по результатам которых создаются представления об отдельных сторонах объекта и предмета, выбираются оптимальные формы и методы для более глубокого изучения я в аналитическом социологические исследованиянні.

Для сбора эмпирической информации в процессе аналитического исследования используются комплексные метолы к и и более адекватный инструментарий (как правило, кой иен и-анализ документов, экспертные опитува Ання, анкетирование, интервью и фокусированных групповых интервью, биографический метол т.п.), который позволит получить надежную и вероятных информацию Естественно, что при таких условиях значительно возрастает и ь требования д в профессионального уровня социолога, в частности к его умение связывать информацию, которая поступает из разных источников и отличается по форме (например, бальные оценки экспертов, распределение ответов респонде нтив, результаты контент-анализ печатных средствах массовой информации и т.п.) Чрезвычайно важная роль принадлежит процедуре интерпретации информационного массива, особенно это касается его обобщения и объяснения полученных результатов, \"раскодирования\" полученных распределений одномерного и многомерного анализа, попыток прогнозирования дальнейшего развития процесса или явления и формулирование практических рекомендаций ндаций для социальных институтех інститутів.

Сегодня получают распространение также разовые социологические исследования, особенно для анализа деятельности средств массовой коммуникации - интерактивные опросы, попытки изучения общественного мнения с работодателем й телефонных опросов слушателей или зрителей тощ.

Понятно, что такие разовые исследования используются с целью получить статистические количественные характеристики объекта анализа на момент изучения Как правило, такие исследования не позволяют выявить и изменения объекта и установить их тенденцию Чаще всего ему предоставляется вспомогательная роль в более сложных разведкаах.

 

4) Разработка программы организации социологического исследования, рабочего
плана его осуществления.

Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат, да и само исследование оказалось бы весьма громоздким. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и динамики объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации. Последнее необходимо для того, чтобы убедиться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования.

В методическую часть программы социологического исследования включается также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура инструментария, из которой видно, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок их расположения в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

Наряду с перечисленным выше программа содержит и логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа первичной информации.

Как видно, подготовка программы социологического исследования – дело непростое. Практика показывает, что на разработку программы, как правило, уходит гораздо больше времени, чем на проведение самого исследования. Однако жалеть силы на это не следует, так как хорошо продуманная программа – непременное условие его осуществления на высоком научном уровне.

Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придает исследованию ритмичность на всех его этапах.

Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам управленческой и исполнительской деятельности, требованиям теории социального планирования. В то же время планирование социологического исследования имеет ряд отличительных черт, ибо это особый способ научного познания социальных явлений, опирающийся не только на общие, но и на «свои» относительно самостоятельные процедуры и формы организации.

Осуществление социологического исследования требует гибкого сочетания научно-теоретической, методической и организационной деятельности, а следовательно, и четкого разделения труда между его участниками. Кроме того, любое исследование вне зависимости от степени его сложности состоит из ряда этапов и серии эмпирических процедур. И хотя все они отличаются своим предназначением и содержанием, их связывает между собой единая научно-исследовательская логика. Вследствие этого качество собранной социологической информации в равной мере зависимо от научного уровня реализации каждого из этапов, каждой из процедур исследования.

Действительно, неверно составленный бланк опроса оборачивается получением недостоверных данных, неподготовленность группы анкетеров порождает неорганизованность сбора первичной информации, а чрезмерная растянутость может обернуться потерей актуальности исследования.

Избежать всевозможных огрехов помогает централизованное руководство исследованием, документальным «путеводителем» которого призван стать рабочий план его подготовки и проведения.

Структурными компонентами плана социологического исследования выступают этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.

 

4) Выбор методов, методик и технических средств сбора и обработки
социальной информации.

Исследования проводятся как в лабораторных, так и в естественных условиях. Например, изучение социально-психологического климата в рабочей бригаде проводится в обычных для нее условиях жизнедеятельности. Такое исследование называется полевым. Выделяют также когортное исследование, предполагающее исследование когорт (от лат.cohorts – множество, подразделение) – группировок, в которые включаются индивиды, подобранные по тому признаку, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени (например, когорта лиц, рожденных в определенный период времени). Если социологическое исследование охватывает все без исключения единицы (социальные объекты) генеральной совокупности, его называют сплошным. Если же обследуется только определенная часть социальных объектов – исследование называется выборочным.

На выбор вида исследования оказывают влияние два обстоятельства: 1) цель, практическая и научная целесообразность исследования и 2) сущность и особенности социального объекта, который будет изучаться.

Каждое исследование начинается с предварительной организационной работы с заказчиком («клиентом»), где определяется тема, намечаются общие контуры работы и решаются вопросы финансового и материально-технического ее обеспечения. Затем начинается собственно исследовательская работа. В проведении социологического исследования можно выделить три основных этапа: 1) подготовительный; 2) основной (полевой); 3) заключительный. На подготовительном этапе разрабатывается программа социологического исследования – документ, содержащий методологическое, методическое и организационно-техническое обоснование социологического исследования. На втором, полевом этапе осуществляется сбор социологических данных, на третьем – их анализ, обработка, обобщение, подготовка практических рекомендаций.

Таким образом, социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем. Характерной особенностью социологических исследований является то, что изучение социальных процессов осуществляется через анализ человеческой деятельности или ее результатов, через выявление потребностей и интересов людей.

 

Проведение какого-либо социологического исследования обязательно начинается с разработки его программы, которую называют стратегическим документом научного поиска, содержащим в себе всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения исследуемого явления. Процессы разработки социологической теории и накопления фактического материала представляют собой органическое единство. Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса. Во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала. Во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Адаптация наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу социологического знания, к конкретным особенностям изучаемого явления или процесса, к специфике решаемых задач, находит выражение в методике социологического исследования. Методика социологического исследования – совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа. Совокупность навыков, умений, приемов деятельности по организации и проведению социологического исследования (например, искусство составления анкет, построения шкал и т.п.) называется его техникой.

Программа – это изложение общей концепции исследования, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической исследовательской деятельности. Функции программы:

1. Теоретико-методологическая, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения.

2. Методическая, которая позволяет наметить способы сбора данных и описания ожидаемых результатов.

3. Организационная, которая позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы.

Основные требования к программе: 1) необходимость; 2) эксплицитность (ясность, четкость); 3) гибкость; 4) логическая последовательность структуры. Структура программы включает три раздела – методологический, процедурный (или методический) и организационный.

Программа социологического исследования состоит из трех разделов: методологического, методического (или процедурного) и организационного.

Методологический раздел программы социологического исследования содержит такие элементы: 1. Формулирование проблемы исследования. Проблема – это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема – это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий. В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулирование (разработку) проблемы. Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны). Незнание путей, средств и методов решения возникающего противоречия и вынуждает обращаться за помощью к науке («социальный заказ»). Формулировка проблемы исследования предполагает проведение определенной теоретической работы, в частности, выявление того, какие именно аспекты проблемы может решить социология, какие элементы проблемы являются главными, а какие второстепенными, и главное – какие аспекты проблемы уже решены другими исследованиями, а какие предстоит решить в данном исследовании (научная проблема).

 

Тема 5. Программа и план социологического исследования

1) Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая, методическая, прогнозная, организационно-

технологическая.

Программа социологического исследования — документ, содержащий развёрнутое изложение её теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.

Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования. Основные функции программы социологического исследования — методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая.

Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).

Методологическая часть включает в себя следующие подразделы.

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение целей и задач исследования. Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении им поставленной цели. Задачи позволяют перевести цель в исполнение рядом операциональных действий.

3. Интерпретация и операционализация понятий. Интерпретация используемых в процессе исследования понятий призвана сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными и составить целостное представление об объекте, отображаемом с помощью перечня базовых понятий.

В ходе интерпретации таких понятий исследователь уясняет для себя, по каким направлениям должен осуществляться сбор социологической информации и каким должно быть качество полученного материала. Операционализацияпонятий означает также переход от концептуальной формы представления знаний к их разложению на отдельные семантические единицы (термины). Получаемые в ходе этого разложения термины детализируют представленные в концепции базовые понятия.

4. Предварительный системный анализ предусматривает расчленение объекта на составные элементы, позволяющие рассмотреть исследуемую проблему.

5. Выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза является важнейшим элементом научного исследования. Исследование, не предусматривающее формулировки предварительной гипотезы, будет неполным и нецеленаправленным. Поэтому, формулируя задачу исследования, руководитель проекта должен ответить на вопрос, соответствуют ли полученные результаты исходным гипотезам и насколько эти результаты являются убедительными и обоснованными.

Процедурная (методическая) часть программынацелена на то, чтобы проведенное исследование было правильно организовано, репрезентативно и релевантно в отношении используемых при обработке методов. С этой целью необходима подготовка и реализация следующих разделов.

1. Стратегический план исследования. При разработке плана исследования необходимо учитывать состояние информационной базы, задействованной в процессе достижения цели исследования. При дефиците информации составляется разведывательный (поисковый) план, предназначенный для выявления ключевых проблем и формулировки гипотез. При увеличении объема информационной базы и повышении ее качества целью рабочего плана исследования становится выявление функциональных взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей между переменными.

2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения. При проведении социологического исследования особое внимание должно уделяться выборке, призванной на ограниченном множестве признаков отобразить свойства всего исследуемого множества. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Выборочная совокупность, ошибка репрезентации которой не превышает некоторой заданной величины (в социологии этот уровень принято определять в 5 % от номинала), называется репрезентативной. Мера подобия выборочной модели структуры генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от целей и характера исследования.

Главным принципом при проведении социологического исследования является обеспечение соответствия между генеральной и выборочной совокупностями, показатель значения которой фиксирует вероятность проявляющейся по результатам исследования ошибки.

Качество выборки зависит от трех условий: 1) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; 2) степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования, 3) целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

Генеральной совокупностью называется совокупность социальных объектов, находящихся в сфере внимания исследователя с точки зрения целей и задач исследования. Часть объектов генеральной совокупности, выделенной на основании ее свойств и признаков, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью.

3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации. Важнейшим требованием, предъявляемым к социологическим методам исследования, является качественный подбор шкал, используемых в вопросниках и анкетах. Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем, занимая особое место в инструментарии исследования социально-экономических и политических процессов.

4. Содержательный анализ результатов исследования.

5. Оформление результатов исследования в виде отчётов, публикаций, социальных технологий и прочее.

 

2) Структура программы социологического исследования: теоретико-
методологическая и методико - процедурная части. Соотношение фун­
даментально-теоретического и эмпирического в программе
социологического исследования.

 

3) Основные компоненты программы социологического исследования и их
композиция.

Date: 2016-06-09; view: 687; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию