Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие скоростных способностей юных самбистов средствами других видов спорта





Вид спорта Средства
Гимнастика Подтягивание на перекладине за 20 с, сгибание рук в упоре лежа за 20 с, 10 кувырков вперед на время
Легкая атлетика Бег 30 м, 60 м
Спортивные игры Футбол, баскетбол, волейбол, гандбол (комплексное воздействие на организм)
Спортивная борьба Забегания на мосту влево, вправо, перевороты на мосту, броски манекена через спину
Бокс Бой с тенью, уклоны от касаний

Частота движений в самбо очень важна для ведения поединка в высоком темпе. Скорость движений самбистов зависит от динамической силы, гибкости, освоенности техники, умения расслаблять мышцы по ходу движения, волевых усилий. Темп движений можно повышать, применяя беговые упражнения, прыжки на скакалке, перемещения самбистов.[19]

Методика развития скорости простых реакций для самбистов этого возраста предусматривает ряд вариантов. Основной вариант – освоение техники движения, являющегося ответом на раздражитель. Например, преследование партнера в партере после выполнения броска обусловленным удержанием. Простая реакция чаще проявляется в «стандартных» положениях самбо (переход от броска к преследованию, защита от удержания и болевого приема). Эти компоненты реакции необходимо целенаправленно совершенствовать потому, что именно низкая скорость действия в таких ситуациях часто лишает самбистов победы.

Есть и другие варианты развития скоростных способностей:

а) Выполнение упражнений соревновательного характера, снижающих скрытый (латентный) период реакции. Для этого применяют упрощенные условия противоборства (с ограничением технических действий, передвижение в заданном направлении), подвижные и спортивные игры.

б) Комплексное совершенствование быстроты моторного компонента реакции и времени реагирования в специфических условиях выполнения (с более легким по весу партнером, с ограничением площади противоборства, с уменьшением времени).

Методика развития быстроты сложных двигательных реакций строится на освоении самбистами различных двигательных умений и навыков.

· Освоить технико-тактические действия, которыми реагируют на атаки противника (атакующие, контратакующие, защитные).

· Научиться быстро и адекватно воспринимать информацию от анализаторов и сочетать ее восприятие и двигательной ответ.

· Постепенно уменьшать контрастность альтернатив выбора. Если тренер-преподаватель сначала предупреждает самбиста, что атака будет проводиться конкретным броском вправо; затем, что будет выполнен любой бросок подворотом, то после этого спортсмен будет предупрежден: «Атака соперника». Эти уровни освоения скорости реакции могут совершенствоваться годами, особенно если учитывать широкий диапазон техники в самбо. Реализация этого направления в спортивной подготовке позволяет все время совершенствовать технику и тем самым увеличивать число альтернатив выбора.

· Стремиться к высокой скорости сложных двигательных реакций, признаком которой служит прекращение начатого действия-ответа (в случае неблагоприятных условий) или возможность переключаться на другое действие в ходе реагирования (в случае изменения ситуации).

· Вариативно сочетать (в пространстве и времени) моторный компонент реакции с разными сигнальными раздражителями (в т. ч. и внесение тренером-преподавателем оперативных коррекций в действия обучаемых в процессе тренировочной и соревновательной деятельности).

· Дополнять занятия самбистов заданиями с изменением скорости выполнения приемов, быстроте перемещения, что требует уменьшения времени реагирования.

Для самбистов различного возраста требуется регламентировать параметры скоростных нагрузок.

В процессе организации скоростной подготовки самбистов следует избегать следующих методических ошибок:

· выполнение скоростных упражнений в холодную погоду, на скользкой или неровной поверхности, а также при неплотной укладке татами;

· недостаточная разносторонность тренировочных средств, которая часто приводит к стабилизации скорости и скоростному «барьеру»;

· резкое увеличение объема скоростных упражнений;

· недостаточное усвоение техники скоростных упражнений;

· перенапряжение отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата;

· недостаточная предварительная подготовка мышц к выполнению скоростных упражнений;

· выполнение скоростных упражнений на фоне физического или координационного утомления.

Основной метод при совершенствовании быстроты реакции – метод повторного упражнения. Он заключается в повторном, возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или изменение окружающей ситуации. Эти упражнения рекомендуется проводить во вводной или основной части урока. Так как по времени упражнения на быстроту реакции носят характер мгновенного действия, то паузы отдыха между ними могут быть очень короткими, а количество повторений достаточно большим (см. таблица 2).

 

Таблица 2 - Дозирование нагрузки в упражнениях, направленных на развитие скоростных способностей

Группа упражнений Продолжительность (сек) Число повторений (раз) Интервал отдыха (сек) Возрастная группа (классы)
Упражнения комплексного воздействия: подвижные и спортивные игры, эстафеты, полосы препятствий до 10 до 15   1-10 и более 1-10 и более   Произвольный 1-4 5-9  
Упражнения направленного воздействия: на быстроту двигательных реакций     на быстроту выполнения отдельных движений (броски, метания, прыжки)   на улучшение частоты последовательных движений руками, ногами, туловищем.     Мгновенное действие   От мгновенного   3-10 5-12       8-10 10-12   8-10 10-12   4-6 4-6       10-30 10-30   10-30 10-30   10-30 10-30       1-4 5-9   1-4 5-9   1-4 5-9  
Упражнения сопряженного воздействия: на скоростные и силовые способности   на скоростные и координационные способности   на скоростные способности и выносливость     От мгновенного до 1-2 сек. От мгновенного до 10 сек. 10-30 15-60       8-10     1-10     2-4 2-4       10-30     10-30     60-120 60-180         1-7     1-7     1-4 5-9    

 

Повторно можно выполнять реагирование из низкого или высокого старта в беге, при осуществлении защитных действий в ответ на заранее известное действие партнера в спортивных играх, единоборствах и т.д.

Однако, если пользоваться только повторным методом, быстрота реакции стабилизируется. Для ее дальнейшего улучшения рекомендуются следующие две методики:

методика аналитического подхода;

сенсомоторная методика.

Методика аналитического подхода состоит в раздельном совершенствовании быстроты реакции в облегченных условиях и скорости последующих движений. Например, в легкой атлетике отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Сенсомоторная методика заключается в развитии способности точно воспринимать микроинтервалы времени (порядка десятых и даже сотых долей секунды). Например, на первом этапе спортсмен выполняет стартовый разгон на 5,10,15 метров, стараясь реагировать с максимальной скоростью. После каждой попытки тренер сообщает показанное школьником время. На втором этапе происходит то же, только тренер спрашивает спортсмена, за какое время он, по его мнению преодолел отрезок. Затем спортсмену сообщают точное время, и он имеет возможность сопоставить свои ощущения с фактически показанным временем. На третьем этапе спортсмену дается задание совершать движение с различной заранее обусловленной скоростью. В результате он приобретает умение точно определять быстроту своей реакции и управлять ею.

Улучшению реакции способствует поведение спортсмена в период предшествующей реагированию. Например, если его внимание направлено на предстоящее движение (моторный тип реакции), то время реакции меньше, чем когда внимание направлено на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). Полезно в ходе ожидания сигнала переводить внимание то на силу нажатия на стартовые колодки, то на появляющийся сигнал. Последний тип реакции называют нейтральным.

При совершенствовании быстроты простой реакции полезно также изменять время между предварительной и исполнительной командами. Оптимальное время здесь около 1,5 сек.

Степень сложности упражнений и методик, используемых для развития быстроты двигательной реакции, зависит от многих слагаемых: возраст учащегося, учебного материала, который осваивается на уроке или внеклассных занятий, цели преследуемой при этом учителем и спортсменами. Правило здесь одно – предлагаемые упражнения на быстроту двигательной реакции должны быть хорошо освоены.

Методические особенности совершенствования быстроты сложных двигательных реакций. Большинство сложных двигательных реакций в самбо – это реакции «выбора» (когда нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект (РДО).

Совершенствование быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в соревнованиях. Однако этого недостаточно для улучшения быстроты сложных реакций. Необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.

При совершенствовании РДО особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции - обычно больше половины. Стремясь его сократить, идут двумя основными путями:

совершенствуют умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;

направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту (использование мячей меньшего объема, спортивных площадок уменьшенных размеров и т.д.)

Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь за наблюдением за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.

Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.

Особенности совершенствования быстроты движений. Дозировка упражнений на быстроту отдельных движений и на быстроту выполнения последовательных движений развивается у детей и подростков в заданиях и играх с предметами (передачи, перекладывания, броски, ловля) и без предметов. Это упражнения без предметов для рук (сгибания и разгибания, вращения, махи, рывки в разные стороны), для туловища (вращения, сгибания, разгибания, наклоны), для ног (махи, приседания, выпады, выпрыгивания) и для всех частей тела. Выполняют эти упражнения с предельной или околопредельной скоростью с акцентом на точность и сохранением заданной амплитуды. Необязательно включать все упражнения комплекса в урок и тем более все общеразвивающие упражнения проводить с акцентом на быстроту. Скоростные упражнения, например с предметами (мячами, палками, набивными мячами и т.д.) и без предметов должны быть хорошо освоены, чтобы их можно было выполнять на максимальной скорости. Например, в начале надо добиться высокой техники ведения мяча, а затем с помощью этих упражнений воздействовать на улучшение быстроты движений.

Упражнения для развития быстроты движений лучше подбирать, ориентируясь на совершенствуемые на уроке двигательные действия. Например, при совершенствовании техники бега и для одновременного развития быстроты движений можно применять следующие разновидности бега: с высоким подниманием бедра, из различных исходных положений, приставными и скрестными шагами, по малому кругу, на месте в упоре в течение 5-15 секунд, семенящий, с ускорением, по отметкам, прыжками, эстафетный, по наклонной дорожке, за лидером, с расслабленными руками и др.

Для развития быстроты используют также повторный, повторно-прогрессирующий и переменный темп выполнения упражнений, ускорения, гандикап, игровой и соревновательный методы. Все характеристики названных методов (длина дистанции, интенсивность выполнения, интервалы отдыха, число повторений) показаны в таблице 2. и ориентированы на улучшение максимальной скорости конкретного спортсмена. Поэтому длину дистанции или продолжительность упражнения выбирают такими, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижались к концу попытки. Учащийся обязан стремиться превысить предыдущую попытку. Интервалы отдыха между попытками должны обеспечивать относительно полное восстановление. Например, повторные попытки в беге на 30-40 метров рекомендуется выполнять через 4 минуты, а восстановление после бега на 100 метров занимает 12-15 минут. Первый сигналом для прекращения повторной скоростной работы является снижение скорости в очередной попытке. В этом случае дальнейшие попытки будут способствовать развитию выносливости. Скоростные упражнения на уроке лучше планировать ближе к началу занятия, когда нервная система учащихся находится в оптимальном состоянии. Чистое время их выполнения на отдельном уроке составляет от нескольких секунд до нескольких минут (как правило, не более 2-5).

При многократном повторении каких-либо скоростных упражнений у ребенка может наступить стабилизация как пространственных так и временных характеристик (скорость и частота). Профессор Н.Г. Озолин назвал это явление скоростным барьером. Чтобы этого не наступило, рекомендуется выполнять скоростные упражнения не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся формах и условиях. Например, известный тренер В.М. Дьячков рекомендовал прыгунам в высоту на тренировках отдавать только 12-15% времени прыжкам через планку, а остальное время посвящать разнообразным (нестандартным) прыжкам и упражнениям со штангой. Для ломки скоростного барьера в беге рекомендуется также использовать описанные выше варианты бега. Метание снарядов обычного веса полезно поочередно сочетать с метаниями утяжеленных или облегченных снарядов. Приносят пользу и спортивные и подвижные игры, упражнения на местности. Фактически все эти примеры упражнений сопряженного воздействия, когда одновременно развиваются скоростные и другие способности.

Ж.К. Холодов предлагает включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы:

Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Использование эффекта «ускоряющего последствия» и варьирование отягощений.

Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.

На повышение скоростных возможностей больше внимания оказывают скоростно-силовые упражнения.

 

Таблица 5 - Структура учебно-тренировочных занятий

с юными самбистами 10 и 11 лет

 

Виды подготовки 10 лет 11 лет
Объём тренировочной работы
Час. % Час. %
Общая физическая   22,7   19,3
Специальная физическая   15,2   14,9
Техническая   25,1   21,2
Тактическая   13,7   14,2
Игровая   14,0   17,9
Соревновательная   6,2   9,2
Контрольные испытания   3,1   3,3
Итого   100,0   100,0

 

Общий объём скоростной подготовки у юных самбистов 10 лет (таблица 6) равнялся 2280 мин. в годичном тренировочном цикле, что составляло 13% от всего тренировочного времени, включая скоростно-силовую подготовку. При этом собственно скоростные упражнения выполнялись в объёме 340 минут (14,9%), специальные упражнения– 280 минут (12,3%).

Скоростно-силовая подготовка рассматривалась нами как эффективное средство развития быстроты, поэтому для комплексов упражнений и игр скоростно-силовой направленности отводилось значительное количество тренировочного времени.

У юных самбистов 10 лет оно составляло 700 минут (30,%), специальные подвижные игры, избирательно воздействующие на скоростные качества, применялись в объёме 780 минут (34,2%), на развитие скоростной выносливости отводилось 180 минут (7,9%).

Распределение учебно-тренировочного материала у 11-летних испытуемых (таблица 6) отличалось от предыдущего возраста.

Так, общий объём учебно-тренировочных занятий был увеличен до 424 часов в год. Абсолютное количество времени, отведённое на развитие скоростных способностей также было увеличено до 2560 минут в период годичного цикла, относительное осталось прежним и составляло 13%, включая использование средств скоростно-силовой подготовки.

Собственно скоростные упражнения и тренировочные задания выполнялись в объёме 380 минут (14,6%),

количество скоростных упражнений специальной физической подготовки увеличилось до 400 минут (15,6%).

Относительный объём скоростно-силовой работы остался на прежнем уровне и составлял 810 минут (31,6%). Применение подвижных игр сократилось, данные средства реализовывались в объёме 650 минут (25,4%), количество упражнений, направленных на развитие скоростной выносливости, возросло до 320 минут (12,5%).

Юные самбисты экспериментальной группы тренировались в условиях относительно глубокой индивидуализации скоростной подготовки – выбор её средств и методов, нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок, сопряжённое развитие скоростных способностей на протяжении годичного тренировочного цикла. При этом соотношение средств, направленных на развитие двигательных способностей, было смещено в сторону увеличения доли скоростной работы за счёт включения в тренировочные занятия специальных упражнений.

 

Таблица 6 - Объём средств скоростной подготовки в годичном

тренировочном цикле юных самбистов 11-12 лет

 

Средства подготовки Мезоциклы подготовки Всего
IX X XI XII I II III IV V VI
Общий объём тренировочной работы, часов 46 46 44 44 44 40 40 36 37 10 387
Объём скоростной подготовки, мин 260 260 220 260 280 260 260 200 220 60 2280
Собственно скоростные упражнения 40 60 20 40 20 40 40 20 40 20   340
Специальные упражнения 20 20 40 60 40 20 20 40 20   280
Скоростно-силовые упражнения 120 100 80 60 80 80 80 40 60   700
Специальные подвижные игры     80 80 60 80 100 80 80 80 100 40 780
Упражнения для развития скоростной выносливости     20 20 40 40 40 20     180

Примечание: В числителе данные для 10-летних, в знаменателе – для 11-летних спортсменов

 

Важным отличием методики скоростной подготовки в экспериментальной группе от традиционной методики, применяемой в контрольной группе, был режим выполнения двигательных заданий, регулируемый параметрами нагрузки и отдыха (таблица 7).

Приведённые в таблице параметры нагрузки и отдыха подбирались с учётом благоприятного периода (сензитивности) развития скоростных способностей, корректировка меры воздействия осуществлялась по внешним признакам и самочувствию спортсменов.

Таблица 7 - Дозировка средств для развития различных

компонентов скоростных способностей

 

Направленность тренировочных средств Продолжи-тельность, с Количество серий Интервал отдыха, с
Развитие элементарных и целостных действий, характеризующих скоростные способности 10-15 3-6 30-45
Развитие быстроты двигательной реакции 3-5 8-10 20-30
Развитие максимальной частоты движений ног 5-10 4-6 30-40
Развитие быстроты выполнения одиночных движений рук и ног   8-10 25-30
Развитие скоростно-силовых качеств подбиралась индивидуально 3-5 100-120
Развитие скоростной выносливости 40-60   60-120

 

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют об определённом повышении эффективности педагогических воздействий, направленных на оптимизацию качества скоростной подготовки юных самбистов.

 

1.4. Развитие скоростных способностей юных самбистов в системе подготовки единоборцев.

Быстрота (скоростные способности) определяет способность самбистов к срочному реагированию на раздражители и к высокой скорости движений, выполняемых при внешнем сопротивлении соперника.

Скоростные способности самбистов требуют максимального проявления в вариативных ситуациях. Скоростные способности в самбо проявляются в 3 видах.

Скорость двигательной реакции условно предусматривает время от начала восприятия раздражителя до начала ответа на него (латентный период реакции).

Простая двигательная реакция хорошо заметна у новичков, они быстрее реагируют в простых ситуациях: бег по сигналу, опережение в захвате и др. То есть в ситуациях, требующих известного ответа на знакомый раздражитель (сигнал тренера-преподавателя).

Сложная двигательная реакция у самбистов проявляется в изменяющихся условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. При выполнении двигательных действий самбистами реагирование производится благодаря комплексной деятельности зрительных, слуховых и других анализаторов. Эта группа реакций включает реакции выбора (РВ) и реакции на движущийся объект (РДО). Известно, что многие реакции выбора одновременно являются и реакциями на движущийся объект. Реакции на движущийся объект у самбистов наиболее сильно проявляются при противоборстве за захват, взаимодействии с партнером (соперником) на разных дистанциях (дальней, средней). Реакции выбора у самбистов проявляются в процессе противоборства и характеризуются способностью максимально быстро осуществлять выбор и реализацию ответного действия на действия партнера (соперника) в условиях дефицита времени и пространства.

Скорость одиночного движения реализуется самбистами при преодолении сопротивления соперника менее 20 % от максимального усилия (свыше необходимо проявлять силовые способности). В процессе спортивной подготовки проявляется в простых не отягощенных движениях: имитация технических действий, бросок партнера (соперника) после выведения из равновесия.

Частота (темп) движений необходима самбистам, прежде всего, в процессе перемещений, серийного выполнения бросков (при совершенствовании техники в стандартных условиях).

Развитие скоростных способностей самбистов зависит от определенных факторов. На скорость двигательных реакций влияет деятельность анализаторов зрительных и слуховых; динамика процессов в центральной нервной системе, обуславливающая частоту нервно-моторной импульсации, скорость перехода мышц из состояния напряжения в расслабление. Скорость одиночного движения в большей степени зависит от сократительных свойств мышц и динамики процессов в центральной нервной системе (переход от возбуждения к торможению и обратно). Темп движений определяется сложностью координационных механизмов движения и степенью освоенности действия.

Наиболее благоприятный период для развития скоростных способностей наблюдается у самбистов от 7–8 до 11–12 лет, в нем наиболее возрастают скорость двигательных реакций и темп движений. В этом же возрастном периоде важно совершенствовать межмышечную координацию в скоростных движениях.

У занимающихся самбо от 11–12 до 14–15 лет (девушки) и до 15–16 лет (юноши) наблюдаются высокие темпы прироста скорости выполнения ациклических и циклических движений.

В процессе повышения скоростных способностей применяют скоростные упражнения – относительно простые и хорошо освоенные упражнения, выполняемые с околопредельной и предельной скоростью.

Средствами совершенствования скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью - скоростные упражнения. Их можно разделить на четыре основные группы:

1 Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей. Это прежде всего спортивные и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий, единоборства. Например, в процессе занятий баскетболом (выполняя индивидуальные, групповые и командные действия) развиваются и быстрота реакции и скорость одиночных движений, и быстрота выполнения действий в целом. Другое дело, что подготовленный педагог может использовать баскетбольные упражнения с акцентом на отдельный компонент – на быстроту реагирования (с мячом и без мяча), на улучшение частоты движений (при ведении или во время передач и ловли мяча) и т.п;

2 Скоростные упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

на быстроту реакции;

на скорость выполнения отдельных движений;

на улучшение частоты движений;

на улучшение стартовой скорости;

на скоростную выносливость;

на быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

Подобранные таким образом упражнения содействуют развитию отдельных сторон быстроты человека (например, частоты движений ног или быстроты реакции), которые являются отстающими, но требуют развития в связи с изучением осваиваемых двигательных действий, имеют важное значение как компонент общей или специальной физической подготовленности спортсмена или как способность, от которой зависит успех в спорте.

3 Упражнения сопряженного воздействия на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость).

4 Упражнения сопряженного воздействия на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.). [33]

Например, упражнения в прыжках можно использовать для одновременного развития скоростных и силовых способностей; упражнения на ориентирование (в беге, играх, на местности) создают хорошие возможности для одновременного совершенствования скоростных и координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перемещений, реакций). Все выше обозначенные группы скоростные упражнений представленные в содержании комплексных программ по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ.

Методы развития скоростных способностей. Основными методами развития скоростных способностей являются:

методы строго регламентированного упражнения;

соревновательный метод;

игровой метод;

метод круговой тренировки.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:

метод повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;

метод вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного (переменного) упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течении 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью – в начале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный методприменяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия. В форме соревнования организуется выполнение тестов школьной программы для оценки уровня развития скоростных способностей у учащихся (бег 30, 60, 100 м). [20]

Игровой методпредусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

Метод круговой тренировки применяется с целью целенаправленного воспитания различных видов скоростных способностей на станциях, а также совершенствования скоростных двигательных действий школьной программы и тем самым сопряженных с ними скоростных способностей.

В процессе воспитания скоростных способностей выше представленные методы используются в комплексе.

К средствам, способствующим развитию скоростных способностей, относятся: подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам и на меньших, чем стандартные площадки, бег, плавание с форой.

Основной метод развития скоростных способностей – повторный.

Тренерам-преподавателям следует обращать внимание на общие рекомендации по организации процесса скоростной подготовки самбистов.

· Установлено, что большинство травм при занятиях самбистов скоростными упражнениями возникает в подготовительной части тренировочных уроков. Это свидетельствует о нарушении принципа постепенного врабатывания организма, ошибках в выборе средств разминки. Следует распределять по степени сложности упражнения общей и специальной разминки, а также постепенно увеличивать интенсивность их выполнения.

· Не следует выполнять скоростные упражнения на фоне утомления, поскольку это не усиливает скоростную подготовленность, помимо этого происходит накопление в мышцах недоокисленных продуктов и нарушение координации работы мышц может привести к травмам.

· При возникновении боли или судороги в мышцах при выполнении скоростного упражнения его необходимо сразу прекратить, поскольку это может быть связано с деструктивными изменениями в мышцах и нарушениями их иннервации. Дальнейшее выполнение скоростных упражнений в таком состоянии травмоопасно.


 

Date: 2016-02-19; view: 3820; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию