Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Средства и методы развития скоростных способностей юных самбистов





1.1. Физические качества юных самбистов

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.

В большинстве видов спорта востребованы все физические качества, и для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо развивать несколько физических качеств. В основе совершенствования физических качеств лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.

Физические качества не развиваются изолированно: совершенствуя одно из них, мы обязательно воздействуем и на остальные (так называемый перенос качеств). Этот перенос качеств может быть положительным и отрицательным. Силовые качества, например, улучшают результаты в скоростных упражнениях лишь до определенного предела. Штангисты редко могут выполнять быстрые движения так же эффективно, как, к примеру, боксеры. Поэтому одностороннее воспитание физической силы может привести к снижению показателей быстроты и выносливости. Вот почему считается, что основой для достижения высоких результатов в спорте является разносторонняя физическая подготовка.

Термины «физическое качества» и «двигательное качества» используются как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.

Итак, под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Под силой, как физическим качеством, необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.

Быстрота как физическое качество – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выносливость – это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты. Большое значение в борьбе с утомлением имеют и волевые усилия занимающихся. В качестве средств развития выносливости используются: кроссы, бег с изменением темпа и преодолением препятствий, бег по отрезкам на скорость с повторением через 5-10 секунд, упражнения в технике и тактике с различными действиями по характеру и интенсивности, различные спортивные игры.

Ловкость – это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях. Без развитого в достаточной степени качества ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей. Для развития ловкости используются гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры. [6]

Гибкость – это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения по большим амплитудам. Одновременно с этим правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата. Развитию гибкости помогают специальные упражнения на растягивание. Эти упражнения выполняются с постепенным увеличением амплитуды движения. [7]

Все физические качества взаимосвязаны. Поэтому можно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного физического качества в ущерб другим отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.

Оба термина – «двигательные» и «физические» качества – правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Нельзя не упомянуть и то, что, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций психологического и физиологического регулирования, употребляется третий термин – «психомоторные качества». [7]

У ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, и поиск общих компонентов и механизмов проявления различных способностей приводит к их дифференциации. Целесообразно различать также простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости – качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость самбиста не равнозначна ловкости гимнаста).

Скоростные способности в процессе физического воспитания развиваются. Развитие скоростных способностей протекает поэтапно. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других. Возрастное развитие скоростных способностей характеризуется гетерохромностью (разновременностью). Это означает, скоростные способности достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества – в 13-15 лет, силовые – в 25-30 лет).

Во всем разнообразии задач физического воспитания ведущей является формирование системы двигательных умений и навыков. Процесс овладения двигательным действием начинается с формирования умения, опирающегося на предварительно полученные знания и ранее приобретенный опыт. Двигательное умение есть способность выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания спортсмена на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие. Многократное систематическое проявление двигательного умения при относительно постоянных условиях обучения приводит к тому, что умение превращается в двигательный навык. Двигательный навык – это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него. Эта способность достигается за счет наступившей автоматизации процесса выполнения движений. Автоматизированное выполнение движения приобретается в результате обучения или в жизненной практике, но автоматизация не снимает ведущей роли созидания при выполнении двигательного действия.[11]

1.2. Общие закономерности возрастного развития физических качеств юных самбистов

Рабочий эффект спортивных движений, связанных с активным взаимодействием спортсмена с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а также направлением и скоростью движения [10, 50,].

Анализ динамики разнообразных спортивных движений, проведенный рядом исследователей [3, 5,], позволил сделать вывод о том, что совершенствование рабочего эффекта связано прежде всего с проявлением большей величины внешней силы за наименьшее время. На характер этой закономерности влияют режим и внешние условия работы мышц при выполнении конкретного спортивного движения. В частности, при выполнении разнообразных приемов в самбо, связанных с преодолением значительного внешнего сопротивления или оказания внешнего воздействия на противника, совершенствование рабочего эффекта происходит преимущественно за счет увеличения максимального усилия и некоторого сокращения (в определенном диапазоне) времени его проявления [19].

Специфика двигательной деятельности в различных видах спорта обусловливает разносторонние проявления силовых качеств и особенности их влияния на спортивный результат [10, 37, 5, 10].

В частности, анализ зависимости между силовыми и временными характеристиками мышечного напряжения при выполнении различных двигательных заданий позволил выявить строгую закономерность, заключающуюся в следующем [13]: – чем выше величина внешнего сопротивления, тем больше время достижения максимального усилия зависит от уровня абсолютной силы, проявляемой в том же движении; – чем меньше величина внешнего сопротивления, тем больше время достижения максимального усилия. Процесс становления спортивного мастерства выражается в неуклонном морфофункциональном совершенствовании организма спортсмена, которое протекает с определенными закономерностями. Сначала все системы и функции организма реагируют некоторыми сдвигами на тренировочную нагрузку независимо от ее направленности. По мере роста тренированности в результате повышения тренировочных и соревновательных нагрузок приспособительные сдвиги организма приобретают все более выраженную избирательную направленность, обусловленную спецификой вида спорта и особенностями внешних воздействий [18, 27, 30]. В связи с этим весьма важное значение в теории спортивной тренировки имеет изучение закономерностей развития физических качеств, влияющих на спортивный результат [20].

Анализ результатов многолетних исследований динамики показателей развития силовых и скоростно-силовых качеств спортсменов показал, что ее темпы имеют существенные различия и зависят от возраста [38].

Для показателей абсолютной силы периоды прогресса приходятся на возраст: 15-16 лет - умеренный, 16-17 лет - субмаксимальный, 17-18 лет - максимальный, достигая уровня развития их у взрослых. Показатели скоростно-силовых качеств начинают развиваться с 13 лет, непрерывно и поступательно увеличиваясь до 18 лет [38, 52].

В процессе силовой подготовки юных самбистов необходимо решить следующие задачи:

а) обеспечить развитие основных мышечных групп, создающих предпосылки для специфических проявлений силовых качеств в избранном виде спорта, необходимых для успешного освоения обще-подготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений (так называемая общая силовая подготовка);

б) обеспечить развитие специфических для избранного вида спорта силовых способностей: собственно силовых, скоростно-силовых, силовой выносливости, силовой ловкости и т.п., необходимых для успешного освоения двигательных действий, составляющих основу соревновательной деятельности в данном виде спорта (так называемая специальная силовая подготовка) [47, 51].

Специальная силовая подготовка выражается прежде всего в функциональном совершенствовании преимущественно тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при выполнении конкретной спортивной деятельности, а также в формировании специфических нейромоторных механизмов, лимитирующих проявляемую человеком силу.

Силовые возможности и способности к активному их проявлению в рамках конкретной специализации зависят от многих факторов [21, 22]. Среди них нужно отметить прежде всего следующие: физиологический поперечник работающей мышцы, реактивность мышцы, мышечная композиция (процентное соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в работающей мышце), пред-рабочее состояние мышцы, количество участвующих в работе двигательных единиц, владение техникой выполняемого упражнения, уровень развития других физических качеств (гибкость, быстрота, выносливость), внешние условия выполнения движения [31,38]. Совершенствование периферического нервно-мышечного аппарата связано с рабочей гипертрофией мышц - синергистов и антагонистов, усилением в них метаболических процессов.

В структуре физической подготовленности единоборцев выделяются следующие факторы: быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость, взрывная сила, силовая выносливость, скоростная выносливость [10].

Исследование структуры физической подготовленности в различных видах единоборств позволило выявить как некоторые различия, так и общность в факторной структуре анализируемых показателей [9, 41, 44,]. В частности, одними из наиболее информативных для всех контактных единоборств оказались показатели «взрывной» силы и силовой (статической) выносливости [34].

По мнению ряда авторов [22,41,42,45], высокий уровень развития скоростных способностей юных самбистов является основой для повышения технико-тактического мастерства. Это подтверждается наличием статистически достоверной положительной корреляции между эффективностью выполнения технических действий и уровнем специальной скоростно-силовой подготовленности борцов [47]. Анализ динамики силовых показателей в условиях соревновательных схваток борцов [44] позволил установить, что в ходе напряженной мышечной работы показатели скоростно-силовых качеств ухудшаются на 25-30%, силовой выносливости - на 40%, максимальной силы - незначительно - на 8-10%.

Такие результаты дают основание считать, что соревновательная деятельность единоборцев предъявляет особенно высокие требования к уровню развития скоростно-силовых качеств и силовой выносливости.

Вместе с тем специфической особенностью соревновательной деятельности единоборцев являются самые разнообразные формы проявления силовых качеств, характеризующихся такими показателями, как режим работы мышц, величина мышечного напряжения, скорость мышечного сокращения, длительность мышечного напряжения и повторность мышечного сокращения [28]. Подобное многообразие проявления форм силовых качеств затрудняет возможность выбора адекватных средств и методов тренировки. Для этого в состав средств специальной силовой подготовки необходимо включать весь комплекс раздражителей, определяющих величину эффекторной иннервации мышц и силы их возбуждения, что даст возможность обеспечить формирование характерной для единоборств структуры силовых способностей и создаст благоприятные условия для повышения уровня спортивного мастерства.

Результаты исследования различных аспектов силовой и скоростно-силовой подготовки в самбо позволяют выделить некоторые закономерности этого процесса. В частности, в процессе специальной физической подготовки следует развивать силу отдельных мышечных групп избирательно, в зависимости от степени участия каждой из них в двигательных действиях, выполняемых в ходе соревновательной схватки [29, 50]. При этом надо иметь в виду, что одни мышцы следует развивать преимущественно в направлении скоростно-силовых усилий (спины, рук, ног), другие же - в направлении собственно силовых усилий (кистей) [42].

Изучение показателей силы и гибкости в группах различной квалификации выявило, что между ними нет прямой зависимости: у единоборцев примерно одинаковой спортивной подготовленности эта связь отрицательная (физически более сильные спортсмены в массе обладают несколько меньшей гибкостью); у единоборцев различной квалификации связь положительная (чем выше мышечной сила, тем, как правило, выше гибкость) [53]. Однако существующая методика сопряженного развития гибкости и силы юных самбистов способна устранить эти противоречия [24]. Это говорит о том, что методы сопряженного развития физических качеств можно отнести к разряду перспективных для контактных видов спорта.

В результате комплексного исследования специальной подготовленности самбистов было выявлено - чем выше общий уровень развития мышечных групп, участвующих в движениях при выполнении приема, тем эффективнее используется решающее усилие при выполнении этого технического действия [11]. При этом специфика спортивной деятельности, определяемая видом единоборства, обуславливает некоторые особенности в развитии этих групп мышц. Например, у борцов вольного стиля выше показатели разгибателей туловища, греко-римского - сгибателей и разгибателей плеча, у самбистов - подошвенных сгибателей стопы и сгибателей голени [44].

Анализ структуры специальной физической подготовки в спортивных единоборствах и особенностей функционирования нервно-мышечного аппарата спортсменов различного уровня подготовленности показывает, что в настоящее время это направление подготовки достаточно изучено и теоретически обосновано. Однако до сих пор не разработана эффективная методика специальной скоростно-силовой подготовки, позволяющая успешно реализовывать технико-тактическое мастерство в соревнованиях. Эта методика должна учитывать особенности работы нервно-мышечного аппарата единоборца в соревновательных условиях.

Трудно выделить какое-либо физическое качество, как ведущее в занятиях борьбой. Любое из них может оказаться решающим, ибо необходимость проявления тех или иных качеств определяется не только условием ведения схватки, тактической и технической подготовкой борца, но и в значительной мере действиями самых разных по своим индивидуальным особенностям противников. Чтобы успешно вести единоборство с противником, отличающимся выносливостью и умело пользующимся высоким темпом в схватке, борцу необходимо самому овладеть хорошо развитой выносливостью.

Известно, что все качества спортсмена органически взаимосвязаны между собой: совершенствование одних способствует лучшему проявлению других.

Нельзя, например, успешно совершенствовать быстроту, не работая одновременно над увеличением силы. Один и тот же борец, при прочих равных условиях, быстрей выполнить бросок с противником, меньшим по весу, чем с более тяжелым спортсменом, потребуется и большая затрата физической силы. Чем сильнее будет борец, тем он сможет лучше проявить качество быстроты. Ловкий борец, хорошо координируя свои действия, проявляет физические усилия в нужный момент и в нужном направлении, благодаря чему увеличивается силовое воздействие на противника, и, при прочих равных условиях он более продолжительное время действует в схватке, не снижая уровня своих физических качеств. В борьбе все физические качества проявляются комплексно (скоростная выносливость, скоростные проявления силы и т.д.)

Поэтому необходимо постоянно стремиться к развитию всех физических способностей, к повышению функциональных возможностей организма и уделять в процессе совершенствования особое внимание качеству, которое у борцов развито слабее.

Работая над развитием физических качеств, нельзя не учитывать то обстоятельство, что изменение правил соревнований, в частности, сокращение общей продолжительности схватки с 12 до 10 мин, введение кратковременного перерыва после первых 5 минут борьбы, привело к увеличению темпа схватки и, как следствие, - к повышению требований в проявлении борцом скоростной выносливости, быстроты реакции, ловкости и высокой координации действий в условиях быстро меняющейся обстановки.

Развитие физических способностей должно проходить в их конкретной направленности.

Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, развивающаяся и воспитывающая непосредственно в занятиях борьбой. Путем выполнения основных и специальных упражнений борец развивает необходимые ему физические качества наряду с совершенствованием техники и тактики. В то же время наиболее полноценно и успешно решать задачу развития двигательных качеств становится возможным лишь при условии разностороннего воздействия на организм различных гимнастических упражнений и упражнений из других видов спорта.

Используя широкий круг средств общеразвивающих упражнений, одновременно следует иметь в виду, что не все общеразвивающие упражнения будут эффективно и полноценно содействовать развитию физических качеств, необходимых борцу. Поэтому из всего многообразия средств общей физической подготовки надо использовать лишь те, которые наиболее способствуют специализации в борьбе.

Только при условии правильного сочетания специальных и вспомогательных средств физического развития с основными упражнениями борьбы можно достигнуть желаемых результатов в воспитании физических способностей.

При работе над совершенствованием скоростных способностей немалое значение имеет правильная дозировка упражнений. Устанавливается дозировка, исходя из задач, которые становятся перед упражняющимися, в зависимости от его индивидуальных особенностей и степени подготовленности, а также с учетом характера упражнений и условий, в которых происходит их выполнение.

Темп, амплитуда, вес отягощения должны наращиваться постепенно, в процессе выполнения упражнения. В противном случае это может принести вред организму, вызвать болезненные ощущения в мышцах.

При выполнении упражнений не следует задерживать дыхание. Надо стараться дышать глубоко и ритмично, правильно сочетая вдох и выдох с выполнением отдельных элементов упражнения. Так, при наклонах туловища к ногам борец в исходном положении стоя делает вдох, а при наклоне – выдох.

Упражнения, направленные на развитие физических качеств, борец выполняет в утренней гимнастике, на занятиях по борьбе самбо и на специально организуемых с этой целью занятиях.

Целенаправленная физическая подготовка борца самбиста проходит в течение круглого года. Средства развития физических качеств распределяются по-разному, в зависимости от периодов и этапов тренировки. Общеразвивающие упражнения преобладают в переходном и подготовительном периодах тренировки. В основном периоде по мере приближения сроков соревнования применение общеразвивающих упражнений все более сокращается, а число специальных и основных упражнений увеличивается. В то же время следует иметь в виду, что полное исключение общеразвивающих упражнений на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям ведет к снижению уровня разносторонней физической подготовленности борцов и отрицательно сказывается на их спортивных результатах.[33]

Основными направлениями физической подготовки является: общая физическая подготовка (ОФП) и специальная физическая подготовка (СФП).

Общая физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, приобретение возможно широкого круга двигательных умений и навыков, развитие двигательных умений и навыков, развитие основных двигательных качеств, служащих основой для последующей специальной подготовке.[25]

Общая физическая подготовка осуществляется на всех этапах физического воспитания, более всего в школьном возрасте, так же осуществляется в массовой физической культуре.

Специальная физическая подготовка – это специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку к конкретным видам трудовой деятельности.

Функции СФП[47]:

• ускоряют процесс овладения трудовыми двигательными навыками;

• повышают производимость труда;

• улучшают сопротивляемость организма к воздействиям неблагоприятных факторов среды.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.[21]

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременное являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.[44]

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств – быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;

2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);

3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота – АТФ и креатинфосфат – КТФ);

6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

7) способности к координации движений при скоростной работе;

8) биологического ритма жизнедеятельности организма;

9) возраста и пола;

10) скоростных природных способностей человека[45].

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;

3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;

4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.[51]

Максимальная частота зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.[19]

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно – без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%. [34]

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).[3]

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.[11]

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.)

В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.[22]

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.[15]

1.3. Система средств совершенствования скоростных способностей юных самбистов

На этапе предварительной подготовки самбистов (возраст занимающихся 11-13 лет) проявляется сенситивный (чувствительный) период развития двигательных реакций и частоты движений.

Успешность скоростной подготовки юных самбистов основывается на ряде показателей: динамическая сила и гибкость, способность мышц к расслаблению, степень освоения техники скоростных упражнений. На этом этапе тренеры-преподаватели должны ставить перед занимающимися посильные задачи, требующие развития волевых качеств, без проявления которых высокой скорости движения добиться очень сложно. Скоростная подготовка юных самбистов также должна сочетаться с развитием у них гибкости и силы.

Задачи скоростной подготовки самбистов:

1. Повышать скорость ациклических движений.

2. Совершенствовать скорость двигательных реакций.

3. Увеличивать темп движений.

Скорость простых двигательных реакций у юных самбистов развивается при помощи подвижных и спортивных игр (по упрощенным правилам), бега на короткие дистанции (10–30 м), эстафет, прыжков, акробатических упражнений, метаний. Для развития скорости, необходимо ориентировать юных самбистов не на восприятие сигнала, а на ответ действием. Все скоростные упражнения должны применяться в подготовительной части занятия (после предварительной разминки) или в начале основной части занятия и проводиться до снижения у самбистов скорости выполняемых движений.

Повышать скорость простых двигательных реакций у самбистов возможно в процессе элементарных форм противоборства. Для этого необходима определенная техническая подготовленность, т. е. сначала надо учить занимающихся ответной реакции на раздражитель, а затем ставить перед ними задачу быстрого выполнения действия.

Сложные двигательные реакции, развиваемые у юных самбистов, содействуют выполнению ими двигательных действий в правую и левую стороны, формируют умения предугадывать действия соперника (по стойке, дистанции, направлению усилий), позволяют усложнять условия выполнения своих действий. Важно учить юных самбистов замечать явные действия партнера (соперника) и правильно реагировать изученным техническим действием. По мере освоения этих заданий обучаемые расширяют спектр ответных действий, уменьшают время реагирования. Для решения таких двигательных задач целесообразно применять игры с элементами противоборства, игровые задания (на основе средств самбо).

Темп движений и скорость ациклического движения (подворот, бросок) развивают у самбистов при помощи хорошо усвоенных упражнений. Во время выполнения задания, занимающиеся должны обращать внимание не на технику, а на скорость движений. Для юных самбистов ставится задача выполнять упражнение с максимальной скоростью.

В паузах активного отдыха необходимо выполнять упражнения на расслабление мышц; умеренное растягивание; ходьбу в медленном темпе.

На этапе начальной специализации перед юными самбистами ставятся специализированные задачи развития скоростных способностей.

Скорость в ациклических одиночных движениях (специально-подготовительных и основных упражнениях) возрастает в том случае, если выполнять их с вариативной скоростью (большой, околопредельной, предельной) и в вариативных условиях (усложненных, облегченных, стандартных). Изменение условий не должно нарушать технику выполнения самбистами упражнения. Усложнять условия выполнения задания можно только для хорошо подготовленных самбистов, в остальных случаях может ухудшиться техника и наступить перетренированность. Тренерам-преподавателям рекомендуется применять такой подход при совершенствовании самбистами скорости преследования партнера после броска, когда заранее обусловливается способ выполнения конкретного удержания, болевого приема.

Скорость двигательных реакций у самбистов повышается с применением упражнений в повторном реагировании в условиях, моделирующих условия реального противоборства. Для комплексного развития быстроты реакций у самбистов в сочетании с другими видами быстроты эффективны подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам и на уменьшенных площадках.

Развитие скорости сложных реакций зависит от диапазона двигательных умений и навыков самбистов. И определяется не просто набором освоенных приемов самбо, а возможностью их проведения в вариативных условиях. Основой методики развития сложных реакций в самбо служит выполнение упражнения в повторном реагировании с постепенным усложнением условий. Реакции выбора у самбистов 11–13 лет совершенствуются в 2 направлениях. Первое заключается в формировании умения предугадывать действия партнера (соперника), используя при этом позно-тоническую часть действия и его собственное движение (направление усилий). Таким образом, у самбистов возможно формировать защитные действия на атаки партнера в партере и в стойке. Второе направление предполагает постепенное усложнение собственных действий самбистов. Например, сначала совершенствуется ответ на 1 известное действие, затем на 2 действия партнера. Перед самбистами может ставиться задача: из нескольких вариантов ответа (альтернатив выбора) применить наиболее эффективное. По мере совершенствования, необходимо увеличивать скорость действий партнера и минимизировать время выполнения ответных действий.

На скоростные способности самбистов положительно влияют средства других видов спорта (табл.3).

 

Таблица 3

Date: 2016-02-19; view: 3880; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию