Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие ценностного отношения в психолого-педагогической литературе





Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность» и «отношение». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Среди педагогических трудов известны такие труды, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на основу диалектического подхода к воспитанию (работы Н.К.Гончарова,Н.И.Болдырева, М.А.Данилова, Л.А.Занкова, Ф.Ф.Королёва, А.П. Сидельского).

В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение. Ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Стремления составляют субъективную сторону отношения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности; стремления -побудительная причина действия. Отношения 3eдинамичны, изменчивы и воспитуемые. Потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения представляют различные аспекты отношений человека [1].

Несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, и не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

Некоторые считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М.Гак). Другие считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности - это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса психологов, педагогов и философов, что отразилость во множестве концепций и теорий ценности.

Ценность в психологии выступает особой формой отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интерес. Ценности выражают такие отношения между людьми, которые, не отчуждают, не разъединяют человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом [2].

Понятие "ценность" в педагогике определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей [3].

И.С. Артюхова определяет понятие "ценность"- как привлекательность целевого объекта. [4].

С.Л. Рубинштейн писал, что "ценности -...производны от соотношения мира и человека, выражая и включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека" [5, с.319].

По мнению Н.П. Карповой, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, её внутренним миром, социальной средой и личностью. [6].

Д.А. Леонтьев трактует понятие "ценность" в качестве источника образования смысла, т. е. ценности выполняют смыслообразующую функцию и находятся на «наддеятельностном» уровне. Субъект который находится на деятельностном уровне, соотносит свои действия с над деятельностным уровнем, в результате чего появляются смыслы [7].

При анализе психолого-педагогической литературы, мы наблюдаем, что в педагогических исследованиях понятие «ценностное отношение» связывается с активностью и направленностью деятельности личности, со степенью значимости того или иного предмета, явления для субъекта [8].

Эта значимость определяется осознанными или неосознанными потребностями субъекта, выраженными в виде цели или интереса. [9, 10].

В психолого-педагогическом словаре ценностное отношение рассматривается как субъективное отображение объективной действительности. Объектом ценностного отношения значимые для человека являются предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость предмета, явления для субъекта, которые определяет его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели [11].

Ценностное отношение в истории рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения.

Ценностное отношение в психологии и философии, рассматривается и как ценностная позиция, возникающая в ситуации свободного выбора. Структура ценностного отношения представлена многоуровневой, основными ее элементами являются: 1) первичный слой желаний; 2) выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу; 3) осознание, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием; 4)превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций на других людей [10].

Существуют разные точки зрения на то, что считать ценностью в ценностном отношении, так как одно и тот же явление или предмет может иметь различные свойства. Пример: произведение искусства может обладать социальной, эстетической, экономической ценностью. Поскольку ценностное отношение - это связь объекта и субъекта, в которой свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели [11].

Природа ценностного отношения эмоциональна потаму что отражает личностно-переживаемую и субъективную связь человека с окружающими людьми, явлениями, предметами. Ценности существуют независимо от личностного, индивидуального отношения к ним человека. Именно появление отношения порождает субъективное значение или личностный смысл объективных значений.

Так, по мнению В.А. Сластенина, ценностное отношение - внутренняя позиция личности, которая отражает взаимосвязь общественных и личностных значений. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека явления и предметы[12].

Понятие «ценностное отношение» позволяет современной педагогике описывать один из видов социального опыта дошкольников (в рамках культурологической концепции содержания образования В.В.Краевского), раскрывать содержание воспитания дошкольников (Н.Ф.Голованова, И.Д.Демакова, П.И.Пидкасистый, Н.Е.Щуркова).

По мнению Н.Л. Худяковой, ценностное отношение - это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, которое складывается в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий проектирования и действий оценивания, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение это есть аспект любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью [13].

П.И. Пидкасистый, в своём учебном пособии, дает следующее определение понятию «ценностные отношения». Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «жизнь»,«человек», «общество», «познание» «труд»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «свобода» и «совесть» [14].

Итак, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования помог рассмотреть понятие «ценностное отношение». Таким образом, мы в своем исследовании будем придерживаться определения "ценностного отношения" П.И. Пидкасистого, он считал что ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим ценностям, таким, как «жизнь»,«человек», «общество», «познание» «труд»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «свобода» и «совесть».

Особенности формирования ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников будут рассматриваться в следующем параграфе.

Date: 2016-02-19; view: 7386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию