Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактическая игра





Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила.

Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитие воображения, слухового восприятия и т. д.), на закрепление знаний, умений, навыков и представлений (например, умения выделять признаки предметов, навыка игры на музыкальном инструменте, представления о составе числа и т. д.).

Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия, отыскать среди группы предметов предмет овальной формы и т. д.).

Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (например, подбирают картинки, ищут различные предметы, загадывают загадки).

Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия (подбирать картинки, правильно называя изображенные на них предметы; искать предметы, сортируя их по величине; загадывать загадки только о тех предметах, которые находятся в комнате, и т. д.).

Дидактическая задача, игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но чем больше ограничений в игре, тем труднее решить поставленную задачу.

Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой. Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).

Игровое действие представляет большой интерес для детей. Поначалу малышей привлекает в дидактической игре сам процесс игры, а начиная с 5–6 лет детей интересует ее результат. Игровое действие может разнообразиться, если оно уже освоено в многократно проведенных играх. Для поддержания интереса игра усложняется: вносятся новые предметы (были кубики, а потом добавились мячи), вводятся дополнительные задачи (не только правильно собирать пирамидку, но и называть величину кольца), действия (отбирать предметы разной формы), условия (перемещение действия игры на улицу), правила (выиграет тот, кто быстрее найдет пару).

На характер игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка. Малыши постигают способ игрового действия, упражняясь в действии с игрушками-вкладышами (матрешки), сборными игрушками (пирамидки, башенки), устройство которых само подсказывает правильный порядок действия; сложнее действовать с подручным материалом (брусками, шарами, полосками). Педагог должен контролировать развитие игровых действий, постепенно разнообразить их, придумывая новые интересные повороты в игре (играли, стоя в кругу, а затем встали в шеренгу). Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия.

Игровые правила заставляют детей хорошо запомнить их и задуматься над их выполнением. Несоблюдение правил влечет за собой проигрыш, штрафные санкции со стороны ведущего. Дети младших групп могут полностью игнорировать правила, проявляя усиленный интерес к предметам или игрушкам, вносимым воспитателем для игры. Умение четко соблюдать правила в игре в более старшем возрасте вызывает уважение товарищей, развивает навыки произвольного поведения, формирует логическое мышление, приносит удовлетворение в игре.

Для того чтобы дидактическая игра была полноценной, в ее структуре должны присутствовать все указанные выше компоненты, иначе она превращается в дидактическое упражнение, целью которого является оттачивание различных навыков, действий, операций. Такая тренировка сама по себе тоже имеет важную роль в умственном и практическом развитии детей в том случае, когда необходимо в чем-то поупражняться (собрать матрешку, посчитать до десяти и т. д.).

Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому именно от него зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. Прежде всего воспитатель должен хорошо объяснить детям игру: четко поставить дидактическую задачу, познакомить с используемыми в игре предметами, рассказать о правилах игры. Если в младших группах воспитатель активно включается в игру, то в старших он ограничивает долю своего прямого участия и действует в роли помощника, советчика, наблюдателя. В конце игры педагог выделяет ее положительные моменты; в младших группах благодарит всех детей за участие, а в старших – отмечает достижения каждого участника («Лена была требовательным ведущим, Саше удалось сплотить товарищей, Галя быстрее всех закончила игру»), акцентируя внимание на степени самостоятельности, нравственном поведении в игре.

Воспитатель должен своевременно планировать игру, определить ее место в структуре занятия, подготовиться к игре (подобрать дидактические материалы, обустроить место, продумать методику проведения игры, определить состав игроков), провести последующий анализ игры. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлеченности, посильность дидактической задачи, темп игры.

Дидактическая игра рассматривается в научно-методической литературе с разных сторон: она используется как средство (например, нравственного, эстетического воспитания, развития сенсорных и интеллектуальных способностей); как форма организации деятельности (игровая форма проведения учебных занятий); как метод и прием руководства детской игрой (например, метод введения новых знаний, прием загадывания и отгадывания); как вид деятельности (словесная, настольно-печатная, предметная).

В разное время ученые-исследователи (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкая, Е. И. Удальцова, А. П. Усова, А. К. Бондаренко и др.) разрабатывали теорию и методику дидактической игры. Многие игры сохранили свою привлекательность для современной практической педагогики и до сих пор справедливо пользуются популярностью в детских садах. Д. В. Менджерицкая считает, что следует видеть цель дидактической игры не только в закреплении полученных на занятиях знаний, но и в овладении детьми навыками умственной работы, развитии самостоятельности мышления.

Ученые отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В раннем детстве ребенок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель формирует у детей представления о сенсорных эталонах и способах обследования предметов. Основной формой обучения выступают занятия, на которых применяются дидактические игры. Е. И. Радина пишет о том, что в дидактических играх дети незаметно для себя получают знания, а главным побудителем этого выступает интерес игрового характера. Игры в коллективе вырабатывают организационные навыки, необходимые в самостоятельной дидактической игре.

Самостоятельные дидактические игры – это игры, которые проводятся в свободное время. Ведущая роль в них принадлежит воспитателю, если дети не проявляют инициативы или требуется закрепить какие-либо знания и умения. Если игры возникают по желанию детей, то воспитателю принадлежит роль наблюдателя и советчика и, возможно, участника игры.

Основными специфическими методами руководства детской дидактической игрой являются метод обследования, предполагающий овладение умением воспринимать и выделять свойства предметов, и метод использования сенсорных эталонов, дающий детям возможность разобраться в многообразии свойств предметов.

Специалисты выделяют следующие виды дидактических игр: игры-поручения, игры с прятанием, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно-ролевые дидактические игры, игры-соревнования, игры в фанты. В науке еще нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра: средством, формой, методом или видом деятельности. Главное, как нам видится, состоит в том, какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие богатства для познания таит в себе, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает.

 


Первая младшая группа (от двух до трех лет)

Сюжетно-ролевая игра

Дети первой младшей группы проявляют интерес к различным предметам, манипулируют ими, стремясь познать их назначение, но только взрослый может открыть способы действия с предметами и тем самым ввести ребенка в предметный мир, направляя его действия, стимулируя возникший интерес. Воспитатель должен не только показывать предметы, называть их (это чашка, это лопатка, это платье), но и производить с ними действия (вот так надо наливать в чашку воду, лопаткой насыпаем в ведерко снежок, наденем кукле платье и т. д.).

Действия с предметами воспитатель сопровождает словом, раскрывающим результат действия (перелили воду, насыпали снежок, надели платье), его значение (перелили воду в чашку, чтобы пить; насыпали снежок, чтобы получился куличик; надели новое платье, чтобы пойти в гости), оценку собственных действий и качество предмета («Ловко получилось – воду не пролили!», «Горкой насыпали снег – красиво получилось!», «Аккуратно надевали платье – не помяли его!»).

В результате совместной с воспитателем деятельности малыш постепенно учится действовать с предметами самостоятельно: кормит куклу которую кормил воспитатель; нагружает машинку кубиками, как показал взрослый. Необходимо расширять круг предметов, находящихся в обиходе малыша, стимулируя его познавательную активность; для этого следует создавать простейшие игровые ситуации, показывая все новые и новые способы использования предмета. Приведем пример.

 


...

 

«Вот машина – самосвал. Она едет быстро, вот так, – рассказывает и показывает воспитатель. – Машина гудит: «Би-би! уходи, уходи!». Она остановилась и хочет выгрузить кубики. Давай, Дима, вместе выгружать. Самосвал свалил кубики и поехал дальше. Он еще привезет кубиков. Вези, Леша, кубики к Коле и сам выгружай».

Дети, проявляя интерес к предметным действиям, постепенно узнают свойства различных предметов, выделяя операциональную сторону вещей. Первые удачи вызывают у малыша бурные эмоции – сам сделал куличик, сам надел шапочку мишке. Д. Б. Эльконин отмечает, что в данном возрасте дети добиваются оценки своих стараний со стороны взрослого как носителя образцов предметных действий, осуществляющего «деловое» взаимодействие с ребенком. Поэтому воспитатель должен отмечать каждый удачный шаг ребенка, подбадривать в случае неудачи, приветствовать повторное действие.

Предметная отобразительная деятельность становится своего рода предпосылкой игровой деятельности, которая в качестве предметной игры получает свое развитие, когда дети усваивают разнообразные действия с предметами. Например, педагог говорит: «Наша куколка пойдет гулять. Наденем ей шарфик… Вот она гуляет… Пошел дождик – куколка спрячется на веранде…» В процессе предметной игры выстраиваются простейшие сюжетные цепочки: кормить куклу – раздевать – укладывать спать – одевать – вести гулять. При этом дети переносят действия с одними предметами на действия с другими (гуляли с куклой, потом с мишкой; ставили в гараж грузовую машину, потом разные легковые и т. д.). Чем больше опыт, тем совершеннее предметные действия.

Воспитатель в процессе игрового взаимодействия побуждает малыша к совместному общению (куколка не спит – давай ее качать, вместе припевая: «А-а-а»).

Со временем в игре возникает потребность замещения недостающего предмета. Воспитатель, видя, что ребенок хочет накормить куклу, предлагает ему палочку в качестве ножа, говоря при этом: «Не забудь нарезать хлеб, отрежь кусочек и дай своей дочке». Освоив умение «резать хлеб», ребенок непременно будет возвращаться к этим действиям.

В следующий раз взрослый предложит ему «порезать» колбасу сыр и т. д. В ходе игры одни и те же предметы-заместители употребляются неоднократно и могут использоваться для осуществления разных функций. Воспитатель показывает, как полифункциональный предмет, например, кружочек, в одной игре служит тарелочкой, в другой – монетой, в третьей – колесом.

Для того чтобы ребенок мог адекватно производить необходимые действия с заместителем, взрослый должен назвать данный предмет (показывая на палочку, сказать, что это нож) и осуществить с ним примерные действия. Освоив действия, ребенок в дальнейшем по-своему будет использовать предмет-заместитель. Исследователи подчеркивают, что формирование игровых замещений происходит в совместной игре со взрослым, когда путем совместно-индивидуальных действий ребенок изобретает новые способы игровых замещений.

Осуществляя постепенную передачу общественно выработанных способов употребления предметов в совместной деятельности, вовлекая детей в простые игровые ситуации, а значит, побуждая к сопереживанию и активности, воспитатель способствует развитию игровых предметных действий.

Подражая взрослому, ребенок возит на санках зверушек, чинит телефон. Эти действия готовят его к принятию на себя роли; они могут внешне носить беспорядочный характер: сюжетные цепочки (кормить куклу – мыть – укладывать спать) воспроизводятся непоследовательно (укладывать спать – кормить – снова укладывать спать т. д.). Логика в развертывании действий появляется лишь к концу первой младшей группы.

Целенаправленное педагогическое руководство игрой в первой младшей группе позволяет расширить предметно-игровую деятельность детей. Воспитатель вступает в игровые контакты с ребенком с целью привлечь его внимание к сюжету и содержанию игры, предлагая его возможное продолжение («Во что будем сегодня с тобой играть?» «Давай посмотрим, что куколка будет делать дальше». «Самолет приземлился, а кто же его встречает?»); применяет методы прямого руководства игрой: придумывает сюжет, показывает и объясняет действие, становится участником игры, берет на себя роль, вовлекает ребенка в игру путем внесения новой игрушки. Поведение детей в игре не всегда предсказуемо, так же как и дальнейшее развитие игры, поэтому педагог должен установить контакт с ними.

Содержание игры в этом возрасте еще не побуждает детей к устойчивому взаимодействию (например, на прогулке), поэтому общение со сверстниками носит кратковременный характер, так как главным партнером по игре для малыша является взрослый. Тем не менее и в этом направлении зарождается первый игровой опыт, но зачастую ребенок, столкнувшись с проблемой контакта с товарищем по группе, не знает, как поступить, и это иногда становится причиной конфликта.

Роль взрослого состоит в том, чтобы направить внимание малыша на положительное взаимодействие с другими детьми.

 


...

 

Воспитатель. Гриша, передай Жене мишку, дай ему покататься на Жениной горке. Покажи пока нам с Олей, как ты насыпаешь снежок. Смотри – у тебя мишка, у Коли – мишка, поставьте мишек рядом: они будут довольны!

Педагог должен постоянно развивать у ребенка потребность в общении с другим человеком, данную ему от рождения; формировать умение жить и действовать в коллективе, испытывая при этом радость от общения.

В случае конфликта воспитатель должен помочь малышам, успокоить их и продолжить игру. Например, дети поссорились из-за какого-либо предмета, игрушки. Педагог должен мгновенно оценить ситуацию и предложить малышам поочередно пользоваться предметом или игрушкой. Приведем пример.

 


...

 

Воспитатель. Лена, у тебя куколка больше не спит, она проснулась и ждет, когда ты ей дашь чаю. А Катина кукла только ложится спать, отдай ей куколкино одеяльце.

Или:

Воспитатель. Ребята, вы собираетесь ремонтировать машину? Ты, Денис, будешь ремонтировать колеса, а ты, Максим, будешь красить машину. Сначала нужно отремонтировать колеса. Давай, Денис, ремонтируй, а ты, Максим, пока выбирай, какой краской будешь красить. Вдвоем вы ее быстро почините!

В самом начале сюжетной игры ребенок еще не называет себя именем героя, он действует с игрушкой как бы от своего имени, режиссируя дальнейший ход событий. При этом малыш комментирует игровые действия, выделяя их как свои собственные: «Коля варит суп». Вместе с тем ролевое поведение ребенка начинает проявляться через своеобразный диалог с куклой. Воспитатель действует за одну игрушку, ребенок за другую. При помощи наводящих вопросов осуществляется ролевой диалог. Приведем пример.

 


...

 

Воспитатель. Я – цыпленок, а ты кто? (Показывает на ребенка и его игрушку.)

Ребенок. Ежик.

Воспитатель. Ежик, давай вместе пойдем гулять.

Ребенок. Давай. (Отправляются гулять, смотреть в окно.)

В следующий раз педагог дает малышу эти же игрушки и побуждает его к диалогу между ними в режиссерской игре. Ребенок пытается действовать так, как ему показывал воспитатель; в данном случае он осуществляет разговор игрушек, внешне отображая ролевой диалог. Внутренне присвоенным он будет тогда, когда ребенок встанет на позицию героя и сможет действовать от имени другого. Это произойдет постепенно и оформится к 4–5 годам.

По мере развития ребенка и при создании благоприятных условий в игру вовлекаются все новые и новые предметы-заместители; расширяется состав игрушек-персонажей, участвующих в игре; обогащается содержание и сюжет игры. Ребенок берет две-три куклы, сажает их на стулья и показывает им концерт, как это делал взрослый; самостоятельно придумывает сюжеты, в которых отображается его повседневная жизнь или отражаются действия героев художественных произведений. Дети, играющие «рядом, но не вместе», по мере своего развития проявляют все больше внимания к играющим сверстникам. Задача педагога – направить активность малышей в нужное русло с помощью советов, прямых указаний и непосредственного участия в игре.

Таким образом, начиная игровую деятельность с одноактных манипуляций с предметами, далее объединяя несколько таких действий в одной игре, затем – применяя игровые заместители предметов, ребенок наконец более или менее осознанно воспроизводит последовательные цепочки сюжетных действий. Игра из ознакомительной переходит в отобразительную, затем в сюжетно-отобразительную.

Игра развивается от конкретного предметного действия к обобщенно-игровому, а далее – к ролевому действию. Единицей игры, по мнению Д. Б. Эльконина, является роль и связанные с ней действия. В процессе игры ребенок, выполняя то или иное действие, берет на себя ту или иную роль. Роль диктует содержание диалога играющих и определяет их ролевое поведение. Если ребенок играет в магазин, взяв на себя роль продавца и покупателя в режиссерской игре, то и разговор двух его кукол будет соответствовать принятым ролям. Вложить в него конкретное содержание малыш может с помощью взрослого, используя при этом также свои впечатления. Наблюдая деятельность окружающих взрослых, он отражает характерные отношения между ними.

По мнению И. И. Палагиной, необходимо учить детей замечать, запоминать и проигрывать жизненные ситуации, эпизоды из книг, мультфильмов, чтобы они смогли вживаться в тот или иной образ. Простейшие импровизации с включением детей в игровую ситуацию способствуют развитию воображения, столь важного для формирования умения вставать на позицию персонажа.

Малыши учатся воплощать роль в ходе театрализованных игр, основанных на произведениях малых фольклорных форм (песенок, потешек, прибауток). Театрализованная игра, драматизация являются одним из действенных средств, способствующих эмоциональному раскрепощению детей, что очень важно для проведения сюжетно-ролевой игры. С другой стороны, развитие сюжетно-ролевой игры способствует совершенствованию драматизации.

Театрализованная игра

В возрасте 2–3 лет малыш активно манипулирует предметами, при помощи взрослого находит способы их использования. Действия с игрушкой еще однообразны, повторяемы: кормит куклу, укладывает спать, ведет гулять. Но вот малыш получает первый опыт художественного общения с персонажем, когда та же самая кукла предстает перед ребенком в несколько ином обличье и выступает в театральной роли; он захвачен действом. Знакомство с театром как с особым миром художественных образов происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроя. С первой же встречи важно вызвать эмоционально-положительный отклик в душе малыша, побудить его к активному восприятию. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.

 


...

 

Воспитатель. К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка.) Что у нее на ножках? (Сапожки.) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под знакомую мелодию.)

Катя. Я – кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка.

Я люблю петь. Я спою вам веселую песенку. (Дети слушают песенку.) Воспитатель. Хорошая песенка? Приходи к нам, Катя, еще.

В первом диалоге с куклой-актрисой ребенка привлекает необычность поведения куклы, сама возможность общения с ней.

Дальнейшие встречи с игрушкой, любимой куклой как с близким, давно знакомым персонажем будут содействовать расширению контакта с детьми, вовлечению их в игровое общение. Последовательность предпринимаемых взрослым шагов благотворно сказывается на способности детей к перевоплощению. Потребность в самовыражении у ребенка проявляется в непроизвольном движении, подпевании, подыгрывании на простейших музыкальных инструментах. Для него важен как сам факт участия в игре, так и наблюдение за выступлением и участием других детей. И если малыш внутренне пока еще не готов включиться в общую игру, то в дальнейшем участие в ней будет все более привлекательным при условии ненасильственного, естественного вхождения в игровую ситуацию. Например, кукла Катя называет и показывает музыкальные инструменты, с которыми дети уже познакомились на музыкальных занятиях, приглашает поехать всем вместе на санках с бубенцами, раздает инструменты (погремушки, колокольчики, маленькие бубны). Дети, вовлеченные в игровую атмосферу, весело «едут» с горки на горку.

На занятиях, часть которых занимает театрализованная игра, должна царить атмосфера импровизации. Воспитатель, наблюдая в процессе работы за детьми, выявляет наиболее активных, адекватно действующих малышей и привлекает к ним внимание остальных. Так, при драматизации потешки «Пошел котик во лесок» взрослый использует малейшие проявления желания детей участвовать в игре. Воспитатель показывает игрушку детям и произносит:

 


...

 

Пошел котик во лесок, (Дети подражают походке котика.)

Нашел котик поясок, (Дети кладут руки на пояс.)

Нарядился, (Дети любуются пояском.)

Воротился, (Дети поворачиваются и идут в другую сторону.)

Стал он люлечку качать: (Дети складывают руки «колыбелькой».)

Баю-бай, баю-бай, (Дети подпевают.)

Ляг, Галинка, скоренько,

Встань, Галинка, с зоренькой! (Воспитатель подходит с игрушкой к ребенку, кланяется ему и называет его имя.)

Игра повторяется 3–4 раза.

Импровизируя, дети постепенно приобретают опыт художественного восприятия: вслушиваются в слово, наблюдают за выразительным движением персонажа, интонацией. Шум ветра, переданный в легком глиссандо на металлофоне; серебристый звон колокольчика, исполненный на треугольнике; топот шагов, имитируемый деревянными брусочками, – все звуки, сопровождающие выразительный рассказ воспитателя, помогают достраивать в воображении ребенка предлагаемый взрослым художественный образ, воспитывая особое, эстетическое отношение к миру. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. При этом следует идти от простейших упражнений к более сложным. Например, дети, изображая ветер, надувают щеки, делая это старательно и беззаботно. Но когда перед ними встает задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, то, мгновенно преображаясь, лица детей делаются устрашающими, в округлившихся глазах передается гамма самых разнообразных чувств.

Выполнение действий по образцу, многократные повторы движений способствуют формированию мышечных ощущений, специальных навыков и умений (показать свои ручки, выставить ножку, притопнуть, помахать платочком, покружиться, попрыгать). Педагог фиксирует успехи каждого ребенка, отмечает новые достижения; игровая атмосфера пробуждает эмоции детей.

Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Драматизация произведений малых фольклорных форм является своего рода тренировкой эмоциональных проявлений. Эти произведения таят в каждой строчке особое настроение, сюжет, требующие от педагога владения техникой ролевого воплощения при помощи движений, интонации, мимики.

Специалисты советуют начинать знакомство детей с театром с кукольного театра, оказывающего сильное эмоциональное влияние на малышей. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Детям данного возраста доступно восприятие контрастных настроений («весело – грустно»). Эмоциональнее всего малыши реагируют на большие, яркие игрушки, которые вызывают у них неподдельный восторг. Такой игрушке свойственна малая подвижность, но зато она всегда в центре внимания детей. Всем хочется встать к ней ближе, потрогать, погладить, то есть выразить свое отношение к ней. С помощью таких игрушек можно устраивать для детей маленькие концерты, разыгрывать сценки-диалоги, показывать драматизации-зарисовки, драматизации-портреты. На фланелеграфе можно выстроить целую сцену с несколькими персонажами, настроение которых подчеркивается только интонацией голоса действующего за них воспитателя. По просьбе педагога дети называют героев, их действия, но первоначально имитируют их голоса и поведение только по показу взрослого. Устройство кукол бибабо позволяет изображать персонаж в разных позах, через выразительное движение, интонацию. Применение кукольного театра следует ограничить введением одного-двух персонажей, которые должны двигаться с такой скоростью, чтобы малыши смогли за ними уследить.

Общим в рекомендациях по проведению театрализованного представления является то, что все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать в небыстром темпе. Действие должно быть непродолжительным. При подготовке мини-спектаклей воспитателю следует заранее готовить место для показа, оснащая его различным оборудованием, материалами и атрибутикой. Все тексты педагог должен выучивать наизусть, для того чтобы активнее вживаться в роль, успевать следить за реакцией детей и взаимодействовать с ними.

Наблюдая за детьми, чуткий воспитатель узнает об уровне развития их эмоционального мира, игровых умений и навыков. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей можно проводить специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Для этого предлагаются различные состояния-настроения, подчеркивающие чувства самих детей или предъявленных персонажей. Следует использовать выразительные возможности голоса, музыки, движения (графического изображения), акцентируя на этом внимание детей, предлагая им называть настроение и выражать его в голосе и в движении. Таковы простейшие этюды «Солнышко встает» и «Солнышко садится», в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной (солнышко встает и садится) и музыкальной

(мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. При выполнении этюдов следует опираться на программные потешки, песенки и заклички, близкие по тематике, например, «Солнышко, ведрышко». Постепенно эмоционально-тематическое поле драматизации расширяется, музыкальный образ усиливает действие обобщенно-драматического образа.

Приобретенный опыт следует использовать при чтении сказок, изображая героев в лицах. При чтении сказок воспитатель с помощью мимики, жестов, позы, интонации должен донести до ребят смысл произведения и раскрыть характеры его героев.

Постепенно детей знакомят с драматическим театром, в котором все роли исполняются одним актером-взрослым. При чтении и разыгрывании фольклорных произведений очень хорошо включать народную музыку в качестве вступления, заключения, фона для усиления эмоционального восприятия сказки детьми.

Осознание себя в роли приходит к малышу не сразу. Вначале он и не понимает, о ком это говорят: «Вот на полянку вышел медвежонок. Медвежонок, поклонись, покружись, подойди ближе, дай свою лапу». И только когда воспитатель берет малыша за руку и надевает ему шапочку медведя, ребенок понимает, что это он – медведь, это про него говорят, и заулыбается в ответ. Под общие аплодисменты малыш будет подражать повадкам медведя, ориентируясь на воспитателя и ожидая его одобрения. Педагог должен как можно более тесно общаться с каждым ребенком. Только при условии обращения к каждому индивидуально наиболее эффективно развиваются необходимые качества – память, мышление, воображение, внимание.

Уже с первых дней учебного года важно нацеливать детей на необходимость создания предметно-пространственной среды. Разыгрывая небольшие пьески, осуществляя постановки в настольном театре, надо уделять внимание атрибутам, декорациям, различному оборудованию. Так, при драматизации сказки В. Сутеева «Кто сказал „мяу"?», после того как дети увидели кукольное представление, при повторном обращении к пьесе можно дать им возможность внимательно рассмотреть декорации и ответить на вопросы: «Где жил щенок? Какой у него был домик? Как щенок опять стал чистым?». Затем можно предложить создать аппликацию по сказке (ее делает воспитатель, обращаясь к ребенку: «Давай сделаем вместе»), изобразить некоторых героев, их домики, пруд. Можно, заинтересовав детей сюжетом, разыграть с ними отдельные эпизоды и, побуждая к обустройству места действия, обозначить в групповой комнате домик щенка, его любимый коврик, предметы домашнего обихода, улицу.

Часто ребенку трудно войти в роль из-за того, что он не может представить обстановку, в которой происходит действие, внешний вид того или иного героя, не понимает его поведение, не знает его привычек. Для развития воображения детей и приобретения ими необходимых знаний следует рассказывать о повадках домашних животных, их друзьях и врагах, о необходимости защищать их, заботиться о них. Можно использовать иллюстративный материал (репродукции, рисунки, видеоматериалы), чтобы наглядно показать детям, как выглядит незнакомое животное, или дать возможность полюбоваться знакомыми животными, представленными художником в необычном ракурсе, подчеркивающем их красоту, ловкость или силу.

Огромную радость детям этого возраста доставляют специально организованные выступления старших детей и взрослых. Это могут быть как кукольные, так и драматические спектакли, которые несут малышам праздничное настроение. Материал для таких выступлений может быть самым разнообразным. Детям первой младшей группы доступны для восприятия небольшие кукольные сценки, в которых участвуют два-три персонажа, появляющиеся в основном поочередно. Старшие дети показывают посильные для исполнения пьески «Лиса и Заяц», «Козлятки и волк», «Три медведя» и др., доступные восприятию малышей. При этом старшие дети должны хорошо знать драматический материал и ясно произносить фразы.

Для того чтобы вызвать у зрителей наибольший эмоциональный подъем, необходимо создать праздничную обстановку и подготовить место для показа спектакля. Выступление может проходить как в зале, так и в групповой комнате в наиболее удобное время. Для оформления помещения следует привлекать детей старших групп, особенно – участников предстоящего выступления. Ребятам можно поручить поставить ширму, подготовить кукол, костюмы, реквизит, расставить все необходимое для представления, повесить шарики, оформить стены аппликацией, картинками, украсить ширму (дождем, нарисованными и вырезанными из ватмана деревьями, домиками, фигурками зверей и т. д.).

Дети первой младшей группы обязательно должны участвовать в общих праздниках детского сада. В таких мероприятиях, как правило, часть материала специально рассчитана на восприятие детьми этого возраста. Например, в народных праздниках это могут быть небольшие кукольные сценки с Петрушкой на ширме, инсценирование потешек, участие больших кукол и т. п. Малыши могут участвовать в импровизации движений под музыку в сочетании со словом, в драматизации произведений малых форм.

Театрализованная игра позволяет ребенку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей. Дошкольник получает возможность активно общаться со взрослым в художественно-игровой деятельности, которая, в свою очередь, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

 


Дидактическая игра

В возрасте 2–3 лет ребенок познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с реальными предметами. В развитии предметной деятельности детей этого возраста выделяются ориентировочные и исследовательские фазы. Ребенку хочется все потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Называя незнакомый предмет, воспитатель показывает его функции и предлагает его малышу для обследования. В этом возрасте дети любят подражать, но это подражание по сравнению с более ранним этапом жизни ребенка уже подчинено определенным мотивам. Малыш достаточно легко ориентируется в предметном окружении; в процессе действий с предметом для него важно возникающее в ходе игры общение со взрослым, когда тот проговаривает конкретные действия, обращается к ребенку – то есть создаются ситуации, развивающие мышление, эмоции, речь.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, включенная в занятие, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дети первой младшей группы захвачены самим процессом игры, в которой на первый план для них выступает игровая задача и игровое действие (сложи матрешку; назови животное, изображенное на картинке; найди среди других и подкати ближе большой шар). Интерес к игре подогревается новизной: постановкой новых игровых задач, применением новых игровых действий и материалов. Например, воспитатель предлагает дидактическую игру «Оденем куклу Катю». В разное время года одна и та же игровая задача будет выполняться при помощи разнообразного игрового материала: зимой – это теплая верхняя одежда и обувь, летом – легкая, по погоде. Если в первый раз дети одевают Катю на прогулку, выбирая, что ей надеть из предложенных вещей, по порядку, как показывал воспитатель, то в дальнейшем можно усложнить задание и предоставить им возможность выбора одежды для куклы: на летнюю прогулку кукла возьмет короткую куртку или плащ, зонт или дождевик, пойдет в шляпке или без нее. Игру можно продолжить; она станет еще интересней, если предоставить ребенку больше самостоятельности при одевании на прогулку («Мы одели куклу, а теперь Саша оденется сам. Саша, что ты наденешь сначала? А потом?»). Несмотря на то, что ребенок в действительности одевается с помощью взрослого, побуждения к самостоятельным действиям толкают его одеваться с интересом, вовлекают в игровую ситуацию; за столь успешно выполняемое дело малыша надо похвалить. Остальные дети, глядя на него, будут стремиться одеваться правильно. Таким образом постепенно воспитывается самостоятельность в посильном самообслуживании.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, если в ходе нее задействованы мыслительные процессы, в результате чего расширяются представления детей о предметах, появляются первые навыки сравнения, обобщения, например, ребенок учится различать разнородные предметы и соотносить их по форме, цвету, величине. Такие игры, как «Овощной магазин», интересны малышу тем, что он может не только разглядывать имеющиеся в магазине овощи, но и ощупывать их, производить с ними различные действия (складывать в кучки овощи круглой формы; расставлять на одной полке овощи большей и меньшей величины; упаковывать в пакеты овощи только красного цвета и т. д.). Таким образом, в 2–3 года ребенок получает самые первые представления о предэталонах формы, цвета, величины. При этом воспитатель ставит в игре дидактическую задачу, удовлетворяя потребность ребенка в игровом действии и общении, через которые решается игровая задача.

Познакомившись с новыми понятиями (например, форма, величина, цвет), ребенок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Закрепление представлений, например, о форме, происходит в таких дидактических играх, как «Сделай крышу у домика», «Разные кружки для зайца и лисы» и др. Совершенствование навыков восприятия формы может происходить, если ввести в игры дополнительные правила, условия, усложнения, например, попросить положить в домик разные по цвету коврики не только для зайчика, но и для его братцев, которые придут в гости; спросить у ребенка, для чего еще могут пригодиться кружки в домике лисы. Активизируя воображение малыша, воспитатель придает деятельности творческий характер.

Постоянное обогащение представлений детей происходит не только в ходе специальных занятий, но и в повседневной жизни, в течение дня, проведенного в детском саду, во время различных режимных моментов (утреннего прихода в детский сад, умывания, сборов на прогулку; на улице, во время еды, укладывания спать; в вечерних самостоятельных играх). Это педагог обязательно должен учитывать в своей работе. Например, используя потешки, песенки, приговорки, воспитатель эмоционально-положительно настраивает детей на дальнейшие действия, создавая при помощи образного слова непринужденную атмосферу, в которой очень легко дать им элементарные представления о режимных моментах, о поведении за столом. Приведем пример.

 


...

 

Воспитатель. Посмотрите, ребята, часики идут – тик-так, нам обедать велят.

Травка-муравка со дна поднялась,

Птичка-синичка за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молочко.

Вот и нам время обедать пришло.

Посмотрите, слоник сел за стол и ест. Он пришел в детский сад в первый раз. У него испачкалась одежда: видите, какой грязной стала рубашка. Давайте научим слоника аккуратно есть. Дети охотно рассказывают слонику правила поведения за столом и подсказывают известные им приемы сохранения одежды в чистоте (повязать передничек, зачерпывать ложку не до самых краев, кушать не спеша, не отвлекаться во время еды и т. д.).

Дидактическая игра «Накормим гостя» превращается в веселое занятие, во время которого дети кормят своих друзей: мишек, кукол, обезьянок, собачек. Игровая задача выполняется с желанием; игровое действие заставляет детей быть сосредоточенными («Посмотрим, чей гость будет больше всех доволен обедом и ни разу не испачкается»). Выполнение игровых правил (после еды сказать «спасибо», встать из-за стола и задвинуть стул) придает игре слаженность.

Очень увлекают малышей третьего года жизни дидактические игрушки (пирамидки, кубики, матрешки), действия с которыми способствуют совершенствованию координации движений руки, развивают глазомер. Воспитатель учит их складывать пирамидки разных цветов, разных форм и величин, также показывая и варианты цветовых сочетаний. Например, детям предлагают различить по величине два предмета: подобрать большой мяч для слоника и маленький мячик для мышки. Затем педагог усложняет задание: нужно подобрать два одеяла одинакового цвета («Слоник и мышка дружат, они любят, чтобы у них все было одинаковое. Вот два одеяла желтого цвета. Скажите, какое подойдет для слоника, а какое – для мышки?»).

Воспитатель учит детей различать свойства известных им предметов, предлагающихся в неожиданных обстоятельствах. Например, рассматривая игрушки в групповой комнате, они учатся выделять свойства этих знакомых предметов: вот на столике большой слон, вот маленькая собачка; на полке сидят большой белый зайчик и его друг, маленький серый зайчик; тут матрешки выстроились в ряд, чтобы петь, а последней стоит самая маленькая. Педагог помогает обследовать предметы, которые дети видят каждый день, но не обращают внимания на их признаки, например, вместе с ними производит многократные действия с матрешками (складывание и раскладывание, соотнесение по величине). По мере приобретения навыка действий с игрушками-вкладышами и различения деталей, из которых они состоят, дети начинают играть с целиком собранной игрушкой в сюжетные игры, с удовольствием используют ее в самостоятельной деятельности (игрушки выступают в роли «дочек»).

Педагог закрепляет полученные детьми знания и совершенствует их восприятие в игре. Например, для наилучшего запоминания и различения цветовой гаммы можно применить методику «Заборчик»: на специальных заготовках дети подбирают или рисуют полоски-заборчики ровно и красиво, подбирая цвета. Специалисты советуют как можно раньше вводить в занятия все основные цвета. Для этого используют специальные дидактические упражнения на различение цветов («Найди красные и желтые цветы», «Нарисуй солнышко и тучу», «Раскрась коврик», «Что нарисуем этой краской?»). В процессе таких упражнений воспитатель подбадривает ребенка, помогая ему не только словом, но и прикосновением, взглядом, выразительной мимикой. Познакомив детей с некоторыми цветами, формами и величинами, можно усложнить задачу и предложить дидактическую игру на сочетание известных свойств предметов («Выложи узор»), в которой ребенку предоставляется возможность украсить ковер для любимой бабушки при помощи мозаичной техники, наборов разрезных картинок, где сочетаются разные цвета, формы и величины.

В дидактической игре могут применяться кубики: цветные или имеющие на одной стороне часть разрезной картинки, которую надо составить. В первой младшей группе необходимо показать детям способы действий с такими кубиками; научить рассматривать картинку, выделяя в ней составные части, соотносить части и целое. Хорошим приемом для введения в игровую ситуацию служит использование коротких стихотворений, загадок.

 


...

 

Воспитатель.

Были мы у бабушки – накушались оладушек,

Были у Татьянки – кушали сметанку

Ну а дед Тимоха дал стручок… (гороха).

Посмотрите на рисунок: на одном кубике – верхушка стручка, на другом – его серединка, а на третьем – хвостик. Как сложить горошек? Правильно – составить кубики рядом, картинка к картинке.

Знакомясь с явлениями природы, дети с интересом играют в дидактические игры «Холодно – жарко», «Соберем листочки», «Сухой – сырой» и др., с помощью которых на прогулке можно узнать, как изменяется погода, как подобрать листья (цветы, травинки, веточки) по цвету, из какого песка (снега) можно построить прочный дом (куличик). Придя с улицы, дети могут взять наглядное игровое пособие и с помощью вертящегося диска (на нем на противоположных сторонах нарисованы солнце и туча с дождем, зимний и летний день) определяют, когда можно повести куклу на прогулку. В другой игре собранные во время прогулки на участке листочки можно расположить по величине (от маленьких – к большим и наоборот). Для того чтобы научить детей различать различные свойства предметов и явлений, надо организовывать наблюдения за этими предметами и явлениями, сопровождая их разъяснением, беседой. Очень важным является приобретение сенсорного опыта, так как именно посредством чувственного познания ребенок получает основные знания об окружающем мире. Знания, полученные чувственным путем, хорошо усваиваются, оказываются наиболее прочными. Дидактические игры и игрушки помогают подвести детей к пониманию свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. При восприятии музыки дидактическую роль могут выполнять музыкальные игрушки и инструменты. Так, формируя у детей динамический слух, можно использовать бубны разной величины. Малыши могут ударять в большие бубны – «как гром гремит», потом в маленькие – «как дождь тихо стучит», затем тихо и громко выразительно хлопать в ладоши – «громко топает слон», «тихо идет слоненок».

Исследователи считают необходимым привлечение немузыкальных средств при восприятии музыки. В играх малышей широко используются наглядные пособия, дающие представления о характере и содержании музыки, о музыкальных образах, жанрах и средствах выразительности. Такие пособия используются педагогом в разных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, в музыкально-ритмических движениях, при пении и игре на музыкальных инструментах. При помощи музыкально-дидактических пособий воспитатель и музыкальный руководитель целенаправленно формируют у детей музыкальную восприимчивость, влияющую на развитие общей музыкальности и творческих способностей.

Н. А. Ветлугина выделяет следующие виды игр на развитие музыкально-сенсорных способностей: настольные, подвижные и хороводные. Детям первой младшей группы пока недоступны настольные и хороводные игры, но они с удовольствием играют в подвижные дидактические игры, изображая вслед за воспитателем маленьких барабанщиков, стоящих на месте и ударяющих в барабан, или марширующих по площади солдат. И. Л. Дзержинская считает, что на ранних этапах развития детей подражание взрослому следует рассматривать как активную форму деятельности, но если выполнять задание только по показу педагога, это может привести в дальнейшем к отрицательным последствиям, поэтому на каждом музыкальном занятии надо предусмотреть самостоятельные музыкальные действия ребенка. Воспитатель стимулирует активность детей так, чтобы они реагировали на смену музыкальных образов: «Где у нас смелые барабанщики? Уже звучит их музыка! Барабанщик удалой нам кивает головой, в руки палочки он взял, барабан загрохотал!», «Вот на площади парад, собрались здесь сто солдат. Шагом марш, солдаты!» – и дети охотно и вполне самостоятельно выполняют необходимые по сюжету игры движения.

В задачи музыкального воспитания входит развитие у детей этого возраста навыков музыкального восприятия: игровое действие помогает им в увлекательной форме воспринимать и сравнивать некоторые свойства музыки и потом действовать в соответствии с ними. Однако исследователи, в частности, Н. А. Ветлугина, предупреждают о том, что излишняя подвижность и соревновательность в музыкально-дидактических играх приводит к выхолащиванию самого духа музыки: такая игра требует внимательности, слуховой сосредоточенности. Ребенок, вслушиваясь, эмоционально отзывается на художественный образ, а воспитатель при помощи верно поставленных вопросов выясняет степень усвоения учебного материала. С детьми первой младшей группы могут проводиться музыкально-дидактические игры «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Чей домик?» и др. Задача педагога в такой игре состоит в том, чтобы помочь ребенку выделить, услышать свойства и выразительные возможности музыки, голоса, инструмента, называя их в процессе ознакомления и последующей работы.

Часто для наилучшего усвоения учебного материала применяют дидактические упражнения, в которых производится многократное игровое действие; в результате ребенок достигает поставленной воспитателем цели, у него развивается самостоятельность. Так, в изобразительной деятельности очень важно с самого начала привить детям умение следить за своей рукой во время рисования кистью, ощущая нажим, форму движения. Необходимо вводить специально подобранные игровые упражнения, которые носят яркий, образный характер; ставят перед малышом конкретные игровые задачи; способствуют выявлению творческого потенциала, развитию воображения («Намотаем клубочек ниток», «Пусть на море поднимутся большие волны», «Пошел частый дождик»). Т. С. Комарова советует педагогам с самого начала обучения формировать правильные графические навыки, не дожидаясь закрепления неправильных. Отрабатываемый в упражнении навык должен входить в решение последующей изобразительной задачи. Для правильного выполнения движений необходима словесная инструкция: «Вот пятнышко на варежке, еще одно, еще красивей», «Раз – дорожка, два – другая, вот какая, золотая».

После освоения формообразующих движений и рисования отдельных узоров можно провести игру «Рукавички для Мишки». В гости к детям приходит Мишка и приносит свои варежки, которые ему совсем не нравятся. Воспитатель предлагает украсить Мишкины варежки узорами; после украшения рукавичек пятнышками, линиями и точками показывает все готовые изделия детям и Мишке. Мишка рассматривает рукавички, хвалит детей и просит украсить варежки его приятелей – Пятачка и Кролика. Дети, используя мозаику, с помощью педагога составляют на двух больших варежках-основах (обведенный фишками контур варежки на панели) красивые узоры. Дидактическую игру-занятие можно закончить веселой песенкой и пляской.

Дидактические игры являются важным средством сенсорного воспитания, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждению интереса к обучению. В этом возрасте ребенок осваивает действия с предметами, познает окружающий мир. Воспитатель должен приучать детей следить за своими действиями, в процессе которых он называет основные свойства предметов, показывает способы действия с ними, выражает свое положительное отношение к происходящему.

Дидактическая игра должна быть интересной, увлекать детей своим содержанием, чтобы педагог мог использовать их умственные усилия в сочетании с двигательной активностью; это позволит легко добиваться решения поставленных задач, вносить в обучение усложнения, варианты.

 


Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

Сюжетно-ролевая игра

В первой младшей группе в руководстве целостным сюжетом педагог уделял особое внимание игровому действию, через которое включал ребенка в совместную игру. В то же время закладывались предпосылки перехода от предметной игры к сюжетной, и внимание детей переключалось с самого предмета на персонаж и сюжет. В 2–4 года ребенок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроизведению человеческих взаимоотношений, в его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы. Кризис трех лет сопровождается желанием ребенка действовать все более самостоятельно: одеваться, выбирать пищу, производить постройки, устанавливать правила в игре. Тенденция к самостоятельности отражает его стремление жить общей со взрослым жизнью, принимать в ней активное участие, а не только следовать чужой воле. Воспитателю на данном этапе необходимо устанавливать новые формы взаимодействия с ребенком, давать ему возможность проявить себя.

Взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать самостоятельно, интересен малышу как носитель разнообразной информации. Поэтому, играя самостоятельно, ребенок ощущает потребность постоянно общаться со взрослым для того, чтобы тот посмотрел, выразил свое отношение к его постройке, действиям: «Хорошо ли у меня получилось? А как надо?», «А где сделать дорожку?», «Откуда взять кирпичики?» и т. д.

В сюжетной игре с использованием игрушек происходит обогащение ее содержания посредством объединения отдельных действий: медвежонок моет лапы – ест – спит. Применяя методы прямого и частично косвенного руководства, воспитатель способствует развитию коротких игровых цепочек. Игровые цепочки могут наращиваться и образовывать различные сюжетные линии. Например, мама причесывает дочку – дочка надевает платье – мама кормит дочку – ведет дочку в детский сад. Или иначе: мама причесывает дочку – готовит завтрак – кормит дочку – мама уходит на работу – дочка играет дома. Выстраивать такие цепочки можно путем наводящих вопросов («Что теперь будет делать дочка? Нужно ли ей убрать со стола? Почему мама спешит?»), соответствующей организации предметной среды и уточнения игровой ситуации («Вот домик, здесь живут мама и дочка. Скажи, куда они так рано собрались?»).

Через режиссерскую игру ребенок приобретает умение разыгрывать сюжеты, действовать за всех персонажей, объединять различные сюжетные линии; совершенствуется его умение вставать на позицию персонажа. В режиссерских играх отражается повседневный быт, окружающий ребенка; происходит оперирование понятными ему представлениями. Малыш способен охватить ситуацию в целом: кукла-дочка пришла с прогулки, будет раздеваться, мыть руки, мама покормит ее обедом. Постепенно развивается умение принимать на себя роль, говорить от лица персонажа и отражать его настроение, эмоции; ребенок овладевает ролевым поведением.

В самом начале развития ролевой игры ребенок еще не называет себя именем персонажа. Например, малыш везет лошадку, потом берет палочку, стучит ею по полу: «Эй, лошадка, но-но!» В ответ на вопрос: «Кто везет лошадку?» – ребенок называется своим именем: «Саша везет». Сюжетно-ролевая игра позволяет детям брать на себя роль, способствует развитию мышления в плане образов и представлений. Для формирования способности вживаться в роль, в образ воспитатель учит детей сопереживать конкретному герою, комментируя игровую ситуацию и уточняя их действия.

 


...

 

Воспитатель. Уснули все звери в цирке, только Сашина лошадка не спит. Она заболела. Саша, ты – дрессировщик? Тебе жалко лошадку? Лошадка кричит, зовет: «И-го-го!». Что ей нужно дать? Дай сена, напои водой, дай лекарство.

В следующий раз Саша снова везет лошадку. На вопрос воспитателя: «Кто везет лошадку?» – Саша отвечает: «Я – дрессировщик! Но-но, лошадка!».

Современные дети плохо представляют себе производственно-профессиональные роли взрослых. По телевидению показывают врачей, рекомендующих те или иные препараты, но мало рассказывают о профессиях врача, учителя, рабочего и многих других. Нередко на экране предстают лица сомнительных профессий, герои с агрессивным характером, с которых дети копируют внешние манеры поведения. Очень мало специальных телепередач для детей. В такой обстановке ребенку трудно правильно уловить «образ будущей взрослости». Показать, что жизнь интересна, что она может быть насыщена увлечениями, полезной деятельностью, может только чуткий к нуждам ребенка взрослый.

Необходим тесный контакт воспитателя с родителями. Совместно организованная работа по обеспечению методического сопровождения семьи в области развития игровой деятельности детей может включать в себя открытые педсоветы, деловые игры и тренинги, родительские клубы, консультации, встречи и другие формы деятельности семьи и дошкольного учреждения. Педагог должен помнить о том, что именно он являет собой тот образ будущей взрослости, к которому будет стремиться ребенок. Формированию опыта нравственного поведения способствует самодеятельная игра, так как у ребенка в ходе обыгрывания различных ситуаций возникает желание подражать положительным героям, стремление быть похожим на них. На этом этапе одной из основных задач педагога является передача детям способов ролевого поведения. В этом помогают ролевые обучающие игры. Например:

 


...

 

Педагог приносит игровой набор и объявляет, что сейчас начнется игра в магазин, только играть будут игрушки.

Воспитатель. Это кукла Маша. Она – продавец. У нее белый фартук. Маша ставит весы, кладет овощи и ждет покупателей. Вот и первый покупатель. Это ежик Топ, он просит Машу: «Дай мне, пожалуйста, килограмм яблок». Маша продает Топу килограмм яблок; она набирает яблоки в пакет, взвешивает на весах, берет у ежика деньги и отдает ему пакет с яблоками. Как вы думаете, что скажет Топ, когда получит яблоки? А что ему ответит Маша? Кто из вас будет покупателем?

Затем воспитатель предлагает кому-нибудь из детей встать за прилавок вместо Маши и сыграть ее роль.

Посредством таких игр у детей постепенно формируется умение соотносить сюжет с определенными действиями и атрибутикой, которые требует роль.

 


...

 

Воспитатель ставит рядом двух девочек, предлагает им надеть белые колпачки, дает в руки кастрюлю и поварешку и спрашивает: «На кого вы теперь похожи?». Предлагает девочкам стать поварами в детском саду и кормить ребят. Повара варят суп, затем рассаживают кукол и кормят их обедом. Воспитатель спрашивает у детей, будут ли они есть суп, приготовленный такими проворными поварами, и они включаются в игру (по желанию).

В этом возрасте дети с помощью воспитателя уже могут выделить разные наборы взаимозависимых ролей и их ролевое соподчинение (папа – дети, продавец – покупатель, врач – больной и т. д.). Вместе с тем необходимо показывать им реальный труд людей, специально создавая ситуацию наблюдения за работой взрослых, например, во время экскурсии по детскому саду. Малыши вместе с воспитателем могут заглянуть в комнату, где шьют костюмы для предстоящего праздника, чтобы увидеть, как делается выкройка, раскраивается материал, и, наконец, из кусков ткани получается целый костюм – наряд для Золушки. В следующий раз дети с интересом осмотрят помещение прачечной и увидят, как работают стиральные машины, как в них загружают белье, как его, уже чистое и почти сухое, развешивают на веревке для досушивания или помещают в сушильный шкаф. В процессе работы по расширению представлений о профессиональном труде педагог должен подбирать художественную литературу по теме, проводить беседы, обсуждать увиденное и прочитанное, чтобы выявить степень усвоения знаний и закрепить их, включая детей в ролевую игру, в которой они смогут отразить свои впечатления.

В процессе игры ребенок этого возраста использует игрушки и необходимые для игры материалы. Часто можно наблюдать, как воспитатели, стараясь сберечь игрушки от поломки, а также для того, чтобы они «не пачкались и не пылились зря», убирают игрушки в шкаф или на недосягаемую для детей высоту; не разрешают им брать на прогулку новые игрушки. При этом игра детей значительно обедняется, они скучают на прогулке, начинают просто бегать друг за другом; возникают конфликтные ситуации. В результате отрицательных эмоций взрослые и дети испытывают в процессе общения не радость, а раздражение и горечь. Педагог должен помнить, что именно игрушки обогащают жизнь малышей, обеспечивают приток новых эмоций, дают толчок к возникновению и развертыванию сюжетно-ролевой игры, определяя ее содержание. Специалисты советуют периодически убирать игрушки, которые долгое время служили основой для игры, и доставать другие, чтобы вызвать новые игровые замыслы. В самом начале развития ролевой игры именно игрушка является источником творческой мысли ребенка, служит организующим началом в игре. Чем разнообразнее ассортимент игрушек и игровых материалов, тем богаче игровой замысел, а следовательно, сильнее действует воображение, активнее творческие проявления детей.

Воспитатель постоянно должен наблюдать за играми малышей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик. В данной ситуации важно оценить состояние игры и предложить продолжить ее, внеся новую игрушку и вызвав поворот в сюжетной линии («Смотри, вот и бабушка пришла, пора пить чай»), либо запустить игру при помощи нового предмета-заместителя, например, брусочка, взятого вместо молотка («Я увидела, что тебе нечем забить гвоздь»); в случае конфликтной ситуации успокоить ребенка и отвлечь его.

Исследователи считают, что по мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счет увеличения количества игрушек и использования предметов полифункционального назначения. Необходимо предоставлять детям возможность пользоваться атрибутами, предметами и игрушками в игровых зонах и уголках. Для игры в магазин, в больницу, в парикмахерскую, в путешествия на корабле, на машине отведенные зоны могут быть оборудованы как стационарно, так и временно и сменяться с возникновением нового игрового замысла. Во второй младшей группе стационарных зон должно быть несколько, так как дети постепенно осваивают ту или иную территорию игры и для них важно, чтобы все имело привычное место для продолжения игры в следующий раз. Динамичные зоны предполагают подвижность и сменяемость игровых замыслов и решений. В таких зонах могут располагаться игровые модули (неоформленные и полифункциональные предметы: бруски, кубики, дощечки, бумажки, кусочки ткани, камешки, детали предметов, игрушек), которые могут применяться в качестве подручного и заместительного материала. В этих зонах можно достаточно быстро изменить предметную обстановку, создать новые условия для игры. Н. Я. Михайленко считает, что в управлении самостоятельной игрой младших дошкольников важным моментом является предварительная организация взрослым предметно-игровой среды, ее специфическое изменение и обновление, так как предметная обстановка определяет для малышей сюжет игры.

Хорошим сюрпризом для детей будут постройки, периодически возникающие во время их отсутствия в игровых уголках групповой комнаты. Подойдя к постройке, сделанной воспитателем во время дневного сна, ребенок начинает манипулировать отдельными предметами; в процессе этих действий у него появляется замысел новой игры. Малыш дополняет недостающие детали, оборудование, используя заместители, перекраивая игру на свой лад. Возникают новые персонажи, в игру вовлекаются другие дети, обрадовавшиеся такой сложной и красивой постройке, – игра набирает ход и может продолжаться достаточно долго.

Одной из трудностей, возникающих в подобного рода играх, является неумение детей ладить между собой. Если игра начинается с подачи взрослого, по его предложению, то сюжетные линии сразу во многом определены: вот озеро, а вот утка ведет утят купаться. Когда же дети видят перед собой неизвестное сооружение, постройку для игры, то они должны определить ее назначение, функциональные возможности. Ребенок, первым увидевший постройку (например, воспитатель построил целый комплекс из подручных материалов: дворец, башни, дома, площадки, мосты), сразу пытается действовать. Подоспевшие малыши подходят к постройке с другой стороны, реализуя свой, новый замысел. Воспитатель, создав такую полифункциональную предметную среду, должен позаботиться о том, чтобы дети могли соотносить свои интересы и желания, уважали чужое творчество и труд. Поэтому еще до того, как малыши встанут с кроваток, педагог должен попросить их поскорее одеться, потому что в игровой комнате их ждет сюрприз; тот, кто увидит и раньше всех отгадает, что это такое и для чего это нужно, первый начнет игру. Педагог приводит детей в комнату, они рассматривают постройку и обмениваются впечатлениями. Зат

Date: 2016-02-19; view: 490; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию