Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вынос Креста





Во время великого славословия священник в полном облачении совершает с диаконом каждение трижды вокруг св. престола, на котором лежит Св. Крест.

По окончании великого славословия священник отдает кадило диакону, трижды поклоняется перед престолом и во время пения особым напевом последнего «Святый Боже...» поднимает Крест на главу. Чеpeз горнее место он выходит из алтаря северными дверями и в предшествии свещеносца и диакона с кадилом идет вокруг внутри храма (против солнца). В завершение крестного хода священник подносит Крест к царским вратам и произносит возглас: «Премудрость, прости». Хор: «Спаси, Господи, люди Твоя...» (трижды).

Крест обычно выносится на середину церкви и полагается на уготованном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение, после этого поет (если не совершается чин Воздвижения): «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...» (трижды) с тремя земными поклонами. То же поет и хор. После этого при пении особых стихир священнослужители и молящиеся совершают поклонение Кресту и целование его.

Затем диакон произносит сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...», и далее всенощное бдение заканчивается по обычному чину.

 

Чин воздвижения Креста (Из «Богослужебных указаний на 1950 год»)

В соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея, после крестного хода в конце утрени совершается следующий чин воздвижения Креста.

После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три земных поклона перед Св. Крестом. Затем, взяв на главу Честной Крест с живыми цветами, становится лицом к востоку на уготованное для этой цели место (кафедре) и начинает первое воздвижение.

Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон (держа в левой руке свечу, а в правой — кадило) и громко возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет «Господи, помилуй» (100 раз).

В начале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины «сотницы» медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько можно низко. По мере снижения Креста певцы постепенно понижают голос и стихают. При пении второй половины «сотницы» настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью повышают и усиливают звук и певцы, заканчивая пение «сотницы» громким и торжественным «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» настоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток. (При соборном служении два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение, а другие два священнослужителя поливают Крест благовонным маслом, символизирующим собой благодать Святого Духа).

После этого настоятель с Крестом обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, возглашает:

«Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и Отца нашего…, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси». Хор: «Господи, помилуй» (100 раз). Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое.

Третье воздвижение он совершает лицом на юг. Диакон возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси».

Четвертое воздвижение — лицом на север. Диакон: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».

Пятое воздвижение — опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси».

После пятого воздвижения Креста Господня поется «Слава, и ныне» и кондак: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу».

При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поются «Кресту Твоему…» с тремя земными поклонами, а также стихиры на поклонение Кресту. Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектения опускается, и произносится сразу просительная: «Исполним утреннюю молитву нашу» и обычное окончание всенощного бдения. Если же чин Воздвижения не совершался, то после стихир на поклонение Кресту произносятся обе ектении – сугубая и просительная.

Литургия

Поются антифоны праздника. Входный стих: «Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть». Сразу после входного стиха — тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...» (поется только в день праздника).

Прокимен, глас 7: «Возносите Господа Бога...»

Апостол — Кор., зач. 125-е. Евангелие – от Иоанна, зач. 60-е. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень» и ирмос: «Таин еси, Богородице, рай...». Причастен: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи».

Праздник Воздвижения — единственный Господский праздник, который не имеет в Служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника — такой же, как и седмичный — в среду и пятницу, только без упоминания седмичных и празднуемых святых (то есть Минеи), но в практике принято начало отпуста как в воскресный день: «Воскресый из мертвых Христос...», так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию Воскресения Христова (например, песнопение «Воскресение Христово видевше...» на утрени и др.).

В день праздника Воздвижения установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (см.: Типикон, 14 сентября и гл. 33-я).

В попразднство на литургии после входа поется: «Приидите, поклонимся…» с окончанием: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа».

Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения после отпуста литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле (см.: Типикон, 2 августа).

 

Date: 2016-01-20; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию