Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Попробуйте использовать эти рекомендации, и тогда





акцентологическая норма станет вашим другом.

 

 

Лекция 9

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Наш русский язык... способен прибли­зиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, оби­лию форм. Но чтобы воспользоваться все­ми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

Н.А. Добролюбов

 

План

 

1. Словообразовательная система русского языка. Основные терминологические понятия.

2. Словообразовательная норма как система пра­вил построения слов в языке.

3.Понятие окказиональной нормы в словообразо­вании.

 

Словарный состав русского языка постоянно изме­няется. Одна из важных черт, характеризующих сло­варную систему, — это пополнение словаря новыми еди­ницами, возникающими в языковой системе путем ви­доизменения слов, издавна существующих в языке. Сло­вообразование — особый раздел языкознания, в ко­тором изучаются способы образования слов, а также собственно процесс образования новых слов. В атом разделе языка изучается роль значимых частей слова (морфем) в создании новых слов и исследуются процес­сы словообразования.

Еще не так давно сведения о словообразовании вклю­чались в описание грамматического строя языка. И лишь в начале 20 века благодаря усилиям, прежде все­го, Ф.Ф. Фортунатова, Г.О. Винокура, В.В. Виногра­дова словообразование оформилось в самостоятельную научную дисциплину.

Вопрос о важности словообразовательных знаний и их влиянии на речевую культуру личности широко не рассматривался в научной литературе, и, видимо, на­зрела необходимость определения места словообразова­тельной нормы в общей системе языковых норм. В свя­зи с этим следует выяснить сущность ряда словообра­зовательных понятий — словообразовательный тип, словообразовательное значение, словообразователь­ный способ, словообразовательная модель, производ­ная основа, производящая основа, что поможет не только уяснить значение собственно терминов, суще­ствующих в словообразовании, но и объяснит многие процессы, происходящие в языке и влияющие на куль­туру создания слов и, следовательно, на культуру упот­ребления этих слов в речи.

Словообразовательным типом называют схему по­строения слов определенной части речи, независимо от значения единицы. В словообразовательном типе все единицы относятся к одной части речи и имеют одинаковый элемент, служащий для образования ново­го слова. Так, слова учитель, воспитатель, основа­тель, строитель относят к одному словообразователь­ному типу, потому что все они образованы от глаголов при помощи суффикса -тель, вносящего в слова общее значение «тот, кто производит действие, указанное в слове, от которого образовано новое слово», а слова укрывший, разбивший, застывший относятся к друго­му словообразовательному типу, имеющему значение «тот, который совершил действие, указанное в глаго­ле, от которого слово образовано», и это значение вносит суффикс -вш-. Словообразовательные типы могут быть продуктивными, то есть активно использующи­мися в языке при построении новых слов (стекольщик, строение, заботливый), и непродуктивными, то есть мало или редко используемыми носителями языка для образования новых единиц, например, приставка су- в слове сугроб, супруг, суглинок; суффикс -арь: рыбарь, пахарь.

Словообразовательное значение — это то общее значение, которое отличает все вновь образованные сло­ва (мотивированные) от тех, которые послужили им основой для их образования (мотивирующие). Так, суф­фикс -тель, как мы могли видеть в предыдущем приме­ре, имеет значение представителя какой-либо профес­сии, а суффикс -вш----показатель причастия со значе­нием «тот, кто осуществлял данное действие».

Схема построения единиц, которая характеризует­ся их формальной общностью, называется словообра­зовательной моделью. Таким образом, мы строим сло­ва всегда по определенной модели. Например, мудрость, сухость, активность, ловкость, верность и т.п. обра­зованы от имен прилагательных при помощи суффикса -ость со значением свойства, обозначенного в том сло­ве, от которого они образованы.

Образование нового слова на основе уже имеюще­гося в языке возможно лишь при условии, если не нарушены законы словообразования. Первый закон гласит: слова образуются только на основе семан­тической выводимости. Это означает, что все вновь созданные слова связаны по смыслу с тем словом, ко­торое стало первым, исходным для остальных еди­ниц. Так, слово старый стало исходным для слов ста­рец и старик, стареть и старить, старость, ста­рина, старомодный и старорежимный, старуха и старье. Словообразовательная структура вновь создан­ного слова состоит как бы из двух блоков — фунда­мента слова и строительного материала в виде слово­образовательных элементов. Для обозначения блока фундамента традиционно принят термин производя­щая основа, то есть основа того слова, от которого образовано производное.

Второй закон словообразования — слова образу­ются от производящих слов или их основ. Основа мо­жет быть непроизводной, состоящей только из корня (дом, вода, белый), либо производной, состоящей из корня и еще как минимум одного словообразовательно­го элемента (домик, подводный, пароход). В непроиз­водной основе содержатся части слова, которые не важ­ны для словообразовательной структуры данного сло­ва. Новая же единица образуется при помощи одного словообразовательного компонента. Так, непроизводная основа учу является производящей основой для слова уч-и-(тъ), учи----производящая основа для слова учи­тель, учитель — производящая основа для слова учи­тельство.

Рассмотрим основные способы словообразования, традиционно использующиеся в языке для образования новых слов. Способом образования называют возмож­ность создания слова в языке по определенной моде­ли с теми или иными элементами (приставками, суф­фиксами, постфиксами, путем сложения или сокраще­ния основ, путем перехода одной части речи в другую или путем слияния компонентов). В связи с этим в лин­гвистике выделяют морфологический (аффиксация — суффиксация, префиксация, смешанная аффиксация и сложение основ) и неморфологический (морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический) способы образования слов.

При этом ведущим способом является морфоло­гический. Префиксацией называют образование слов при помощи приставок: неудача, аморальный, побе­леть. Суффиксацией называют образование слов при помощи суффиксов и постфиксов, как выраженных ма­териально, так и невыраженных: увлечь, внучок, синь, заплыв и др. Суффиксы образуют слова двух видов: с тем же значением, но с новым оттенком (оценочные суффиксы): сапожище, полюшко и с новым значением (смысловые суффиксы): мужество, испытатель, удар­ник. Смешанная аффиксация — это способ образова­ния, при котором используются различные элементы: приземлиться, безголовый, вдуматься, перелесок. Об­разовываются слова в языке и путем сложения основ, полных или сокращенных: ПК (буквенное сложение), ГУМ (звуковое сложение), ООО (звуко-буквенное сло­жение), КАМаз (смешанное сложение), самолет (сложе­ние основ), диван-кровать (сложение полных слов).

Неморфологические способы позволяют образовать новое слово, соединяя два воедино: впередсмотрящий, сегодня — это лексико-синтаксический способ, рас­ширив или изменив значение слова: молния (явление природы) и молния (застежка), мышь (животное) и мышь (компьютерная) — это лексико-семантический способ, переведя слово из одной части речи в другую: столо­вая, отдыхающие, воннослужащий — это морфолого-синтаксический.

Знание основ теории словообразования поможет выяснить, что же представляет собой словообразова­тельная норма. Существует ли такое понятие в лингви­стике? Нужна ли она? Ведь богатство и красота речи заключаются и в словообразовательных возможностях, которые служат для четкости и полноты выражения задуманной мысли. Следовательно, без осознания сущ­ности словообразовательной нормы нам не обойтись.

Словообразовательная норма — правила постро­ения слов по словообразовательным моделям в полном соответствии со словообразовательным значением язы­ковых единиц. Словообразовательная норма регули­рует употребление таких слов в языке, которые извест­ны всем носителям языка. Вспомним хотя бы некото­рые слова с суффиксом -лив-, существующие в языко­вой системе, и обнаружим совершенно неожиданно для себя системно проявляющиеся закономерности. У слов со значением признака с суффиксом -лив----дождли­вый, талантливый, смешливый, говорливый — словообразовательное значение определено как «характе­ризующийся отношением к тому, что названо в слове, от которого образовалось прилагательное», или «име­ющий свойства того, о чем говорится в данном слове, склонный к тому или иному действию». Сама словооб­разовательная система открыта, то есть дает возмож­ность носителям языка создавать неограниченное ко­личество новых слов по уже существующим языковым моделям. И те, и другие демонстрируют возможности, заложенные в системе языка. Только в одном случае это возможности, которые уже пробили себе дорогу, а в другом — это не нормированные, а скорее глубин­ные, с трудом выбивающиеся на поверхность возмож­ности. И в этом случае главным регулятором, ограни­чивающим отбор слов, является норма. Таким обра­зом, словообразовательная норма — это не только правила создания слов в языке, но и правила их употребления в речи.

Императивная словообразовательная норма ог­раничивает возможность создания в языке слов по про­извольно выбранным словообразовательным моделям без учета производящей основы и не позволяет исполь­зовать в речи слова, не принятые в данном языковом коллективе. Например, слова разговаривателъ, спа-телъ (из детской речи) нарушают общеязыковую нор­му (правильно собеседник, спящий) — они образова­ны не по традиционной словообразовательной модели, как и слова толстец (ср.: толстяк), скупяк (ср.: ску­пец). Таким образом, словообразовательная норма оп­ределяет, какие слова можно использовать в речи как литературные, обязательные для всех говорящих, а какие нельзя употреблять, несмотря на то, что теоре­тически они возможны в языке. Норма определяет выбор слова в соответствии со словообразователь­ной моделью, общеупотребительной на данном этапе развития общества.

Но норма, как видим, не исключает использования подобных слов в случае их функциональной необходимости. В.А. Звягинцев утверждал, что человек на уровне системы оперирует не словами, а понятиями, из соста­ва которых он и подбирает нужное слово, чтобы с воз­можной точностью выразить в речи свою мысль: «В процессе подыскивания нужного слова человек мысленно бродит по закоулкам имеющегося в его распоряжении семантического поля (смыслового), испытывая много­кратно описываемые «муки слова», стремясь поймать за хвост ускользающее из памяти самое точное, самое подходящее». Всем понятны, слова нервотрепатель, горовсходителъ, не правда ли? А вызывают ли недо­умение и непонимание такие прилагательные, к&кжур-чливый, склерозливый, будоражливый? Они прозрач­ны по словообразовательной структуре и значению. Они созданы по общим языковым моделям. Но они не при­няты системой языка, их употребление ограничено раз­говорным (индивидуальным) стилем речи, и, следова­тельно, они нарушают словообразовательную норму. Такие слова получили в языке название «окказиона­лизмы» («родившиеся по случаю»), или «индивидуаль­но-авторские образования». Окказионализмы можно считать вариантами литературных слов с пометой — «стилистические».

Важно понять, что в языке нет ничего случайно­го, и даже случайно, казалось бы, появившиеся слова лишь заполняют пустующие места в огромной слово­образовательной системе. Их появление реализует по­тенциальные возможности языковой системы. Так, число слов, обозначающих цвет (колоративных), мо­жет быть существенно пополнено словами красненъ, голубень, беленъ, желтенъ, синенъ и т.п. «На выцвет­шей голубени неба — нещадное солнце, бестучье да коричневые полудужья распростертых крыльев кор­шуна». «Раньше времени высветлила седина лисью рыжевень коршуновской бороды» (М. Шолохов). За­метьте, у окказиональных образований снимается яр­кость цвета в значении слова. Расширение объема зна­чения слова тоже возможно при таком потециальном словообразовании: непроглядъ, непролазъ, невидь — «дорога манила людей шагать туда, за изумрудную, неясную, как сон, нитку горизонта, в неизведанное пространство, текла в невидъ» (М. Шолохов). Слово­образовательная норма отделяет общеупотребительные единицы от индивидуально употребительных: седина (от седой) — норма, седость — нарушение; славный (от слава) — норма, славнецкий — нарушение; крик — норма, кричня — нарушение. Как видим, наруше­ние возникает при условии невыполнения хотя бы од­ного из требований словообразовательной языковой мо­дели: смелость, мудрость — постоянные качества, се­дость (ср.: седина — непостоянное); глубина, ширина, толщина — выражается значение признака, проявля­ющегося в различной степени (ср.: устаревшие слова тонина, сутулина, пестрина). Значение пренебрежи­тельности — ласкательности, придаваемое слову суф­фиксом -ИШК-, дает широкие возможности в словот­ворчестве и уступает место норме стилистической: ад-вокатишко, конишко, ружьишко, катеришко. «Воз­никновению новообразований внутри продуктивного словообразовательного типа препятствует формальная и семантическая невозможность присоединения оп­ределенного форманта (элемента, образующего сло­ва, — уточнение наше) к основе слова. Это означает, что норма накладывает ограничения на возможнос­ти образования слов по тому или иному типу, если слово с подобным значением уже есть в системе языка в другом словообразовательном типе. Вспомним: седи­на - седость - седота - седение; враг - вражина - враженок. Во всех новых словах реализуется нереали­зованная часть системы.

Диспозитивные нормы в словообразовании, пред­ставляющие равноправные единицы, отмечены в слова­рях незначительно: полнехонький и полнешенький, ле­гохонький и легошенький, радехонек и радешенек, здо­ровехонький и здоровешенький, лебедь и лебедушка, во­робушек и воробышек. Эти слова взаимозаменяемы, то есть не обладают стилистическими отличиями. Есть единицы, отличающиеся по стилю или времени упот­ребления, но существующие параллельно в системе: акушер и уст. акуш\о\р, въедливый и доп. въедчивый, летчик и уст. летун.

Важно помнить, что все функции языка взаимно обусловлены, следовательно, языковая система должна служить выполнению одной функции — быть непосред­ственным отражением мысли. Таким образом, следова­ние словообразовательной норме в речи связано, преж­де всего, с глубоким знанием законов, существую­щих в языке, а умение тонко чувствовать нюансы, возникающие при образовании слов, — это талант, который необходимо воспитывать в себе.

Словообразовательная норма не столь жестко рег­ламентирует словоупотребление, как акцентология и орфоэпия, но обязательно учитывает уместность ис­пользования той или иной языковой единицы. Когда хочется уйти от шаблона и условностей, проявить свой творческий дар, создать в речи тонкую игру красок, следует подумать, целесообразно ли это. И если да, то можно попробовать — словообразовательная система языка вам поможет. Русский язык совершенствуется по законам соответствия мира слов миру мыслей, по­этому нужно проникать в суть вещей, а не скользить по поверхности. Только тогда языковая система откро­ет нам свои тайны, законы и возможности.

 

Соотнесите полученные знания со схемой, отража­ющей основные положения лекции.

Date: 2016-01-20; view: 1433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию