Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия формирования предпринимательства в переходной экономике Казахстана





"Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. До этого мало кто всерьез задумывался о том, какую мощную силу таит в себе огромный пласт невостребованного в то время человеческого энтузиазма, деловой энергии. На первую половину 90-х минувшего века пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, универсальным штрихом которого была стихийная уличная торговля, а главным девизом – "купить подешевле - продать подороже".

Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 г., когда был принят Указ Президента страны о мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства. С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе".[10]

Историю возрождения отечественного предпринимательства условно можно разделить на четыре этапа[11]. Первый формировался на основе появления и функционирования центров научно-технического творчества молодежи при комсомольских организациях. Их деятельность носила посреднический характер и была направлена на решение научно-технических проблем. Конечно, так называемое "комсомольское" предпринимательства не носило массового характера, однако многие коммерческие структуры получили первоначальное накопление капитала. Принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР" (1987) частично легализовало индивидуальное предпринимательство.

Второй этап формирования предпринимательстваможно связать с принятием в июне 1988г. союзного закона о кооперации. На данном этапе предпринимательство приобрело массовость.

Третий этап связан с принятием законодательных актов об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности, о малых предприятиях, развитии малого бизнеса, что позволило значительно разнообразить организационно- правовые предпринимательства, расширить сферы деловой активности. И, наконец, четвертый этап начинается с появлением новых суверенных государств после распада СССР и принятием собственных законов о предпринимательстве. Наиболее притягательными для предпринимательства оказались те области рынка, в которых возможно быстрое получение доходов, основанное на перепродаже, где не требуется крупных капиталовложений. В основном предприниматели занимаются торгово- посредническими операциями, скупкой и перепродажей различных товаров как за рубежом, так и в странах СНГ.

Один из первых законов, действовавших в Республике Казахстан и регулирующих предпринимательскую деятельность, назывался "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР" (1990).

В законе определялось само понятие предпринимательства – "это инициативная в рамках действующего законодательства хозяйственная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имуществ и средств с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода".

Обратим внимание на основные черты, характеризующие предпринимательство.

Во-первых, это хозяйственная деятельность, т.е. производство товаров, работ и услуг, предназначенных для продажи в рыночных условиях. Во-вторых, это инициативная деятельность, т.е, она осуществляется по желанию, воле, свободному выбору самого предпринимателя. Он сам открывает дело, сам решает, чем ему заниматься, сам определяет своих хозяйственных партнеров и определяет условия делового сотрудничества с ними. В-третьих, предпринимательская деятельность должна осуществляться в рамках действующего законодательства.

Предпринимательство предполагает совершение всех хозяйственных действий за счет средств самого предпринимателя. Из этого вытекает важное правило о предпринимательском риске: только на предпринимателя возлагаются все неблагоприятные последствия (убытки), вызванные изменением рыночной конъюнктуры либо случайными обстоятельствами.

И, наконец, закон прямо говорит о том, что целью предпринимательской деятельности является получение доходов. Поэтому формы хозяйствования, направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи, хозяйственная взаимопомощь, благотворительная работы) не считаются предпринимательством.

Закон допускает различные формы участия в предпринимательстве: единолично, в составе семьи, путем привлечения других лиц и т.д.

Регистрация – начальный и необходимый этап предпринимательства. Только после регистрации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать работников, заказывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные обозначения, заключать хозяйственные договоры и выходить на рынок. Об этом говорится в Положений о порядке регистрации хозяйствующих субъектов в РК, утвержденном Президентом Республики Казахстан 24 января 1992г.

Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами хозяйственной деятельности: производственной и посреднической, внутриэкономической и внешнеэкономической. Предприниматели могут сочетать различные виды деятельности, изменять их соотношение, прекращать одни виды и начинать другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Общее разрешение заниматься всякими не запрещенными видами работ и услуг, выпускать любую, не запрещенную законом продукцию содержится непосредственно в статье 3 Закона "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства".

Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на выполнение тех или иных работ – лицензии – выдаются министерствами и ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять геологоразведочные работы, эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества (об этом говорится в статье 2.4 Закона о предприятии).

Частное предпринимательство нуждается в правовой защите. В статье 20 Закона о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства говорится, что государство гарантирует предпринимателям равные права независимо от избранной организационной формы предпринимательской деятельности и форм собственности. Статьей 30 Закона о предприятии гарантирована защита имущества от незаконного изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона о предприятии относит сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.

Но в государственных и общественных интересах некоторые информационные материалы нельзя делать закрытыми и включать в состав коммерческой тайны. Статья 27 Закона о предприятиях устанавливает недопустимость сокрытия загрязнения окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу. Более точный перечень видов деятельности, сведения о которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны ежегодно публиковать краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков, дебиторской и кредиторской задолженности.

21 июня 1991г. принимается закон "О хозяйственных товариществах" (в настоящее время его наследником является Указ президента РК, имеющий силу закона "О хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995г.), а 4 июля 1992г. – закон "О защите и поддержке частного предпринимательства". Эти два закона и стали долговременной правовой основой деятельности частных предпринимателей.

Они определяют основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.

В 1993 г. среди кооперативов преобладали: строительные – 32,5% от общего числа, по производству товаров народного потребления – 11,1, бытового обслуживания – 7,2%.

Малые предприятия специализировались в основном на торговле и общественном питании – 26,7%, строительстве – 14,1% и промышленности – 12,9%.

Теми же видами деятельности занимались и частные предприятия: торговлей и общественным питанием – 37,8%, строительством – 13,3% и промышленностью– 9,9%[12].

Размещались предприятия стихийно, без учета потребностей. Наибольшее их число находилось в промышленно развитых районах.

Предпринимательство не стало, как предполагалось, движущей силой экономического возрождения Казахстана.

Другими словами, постоянный поиск то проявляющих, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним обусловливают определенные трудности в системе предпринимательства. Некоторые казахстанские специалисты, выявив такие трудности и барьеры, предлагают способы их преодоления, которые обобщены нами в нами в таблице 1.

1. Трудности и барьеры: рекомендуемые шаги по преодолению

Трудности, барьеры Предлагаемые способы преодоления
1.Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений, машин и оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств v Участие в завершающей стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации v Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе v Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства) v Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане и
  его реализация, присоединение к международной Оттавской конвенции по лизингу v Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае если имущество, полученное на льготных условиях, не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа – переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов) v Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкций и развития, Азиатского банка развития и др.) для финансирования проектов малого бизнеса v Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства v Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям v Развитие микрокредитования малого предпринимательства v Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании проектов малого бизнеса    
2.Институциональные: недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура v Внедрение института предпринимательства в Казахстане v Разработка Кодекса предпринимателя Казахстана v Разработка Кадастра недвижимости Казахстана v Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм v Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для малого бизнеса v Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов v Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб v Поддержка и организация сети бизнес- центров, бизнес- инкубаторов, информационно- аналитических, информационно- выставочных, научно- исследовательских и консультационных центров
3.Образовательные: недостаток знаний, навыков и опыта управления бизнесом v Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки, адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов v Повышение эффективности использования технической помощи стран-доноров; введение для обучающихся в рамках технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний v Развитие центров инкубаций знаний и опыта организаций и управления бизнесом, инновационных кластеров v Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей  

 

   
4. Государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство v Дальнейшее углубление реформы государственной службы v Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан v Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов; введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласования для субъектов малого бизнеса v Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса (каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список, а контролирующий – список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте); отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан v Упрощение системы обслуживании субъектов малого бизнеса в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др. v Обеспечение правопорядка и налаживание взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы v Создание структур по защите собственности и бизнеса
5. Информационные: недостаточный уровень отражения проблем и распространения опыта в СМИ v Усиление пропаганды развития малого, среднего бизнеса в средствах массовой информации и в сети электронной информации v Издание специальных буклетов, брошюр, информационных листков, дайджестов, создание страничек бизнеса в сети Интернет v Организация специальных циклов передач по радио и телевидению v Подготовка газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам малого и среднего бизнеса

 

*Примечание: Материал обобщен на основе источника заимствования: Кантарбаева А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы: Раритет, 2000.- 200с.

Таким образом, нельзя не заметить, что беды часто исходят из элементарной неразвитости рыночных отношений. Задумывая, в общем-то, полезное предприятие, предприниматель не всегда учитывает его реальную целесообразность для данной местности, не обладает достоверной информацией о наличии минерально-сырьевых ресурсов, квалификационных кадров и т.д.

В результате в проигрыше остается само же государство. Роль предпринимательских структур в стабилизации экономики, преодолении спада производства, инфляции незначительна. Создаваемые предприятия обходят производственную деятельность и стремятся в такие сферы, как посредническая, банковская, сфера услуг, торгово-закупочная, где обеспечивается быстрый оборот капитала. Источником товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из госторговли, включая продукты питания.

Полученная прибыль не используется на производственные инвестиции, а вновь идет в сферу обращения или вкладывается в недвижимость и валюту. Массовый характер приобрело укрывательство реальных объёмовдеятельности и доходов. Поэтому и не изживается в сознании представление о предпринимательстве как о чем то плохом, неприязненном, а о предпринимателе – как о спекулянте.

И так, видимо, будет продолжаться до тех пор, пока не будет преодолена кустарщина в организации частного предпринимательства. Малые и средние предприятия, как и крупная индустрия, одинаково нуждаются в логически обоснованной, стройной системе законодательных актов, регламентирующих их право и ответственность перед государством в научных методах управления их деятельностью. Их надежным союзником и гарантом должно стать государство.

Принимаемые же в республике меры не приобрели еще характера целостной системы, элементы которой были бы объединены генеральной идеей и взаимосвязаны между собой. Нет и единого программного документа республиканского масштаба, направленного на комплексное решение проблем предпринимательства. Выработанная Государственная программа поддержки и развития предпринимательства на 1992-1994гг. предусматривала проведение целенаправленной работы по развитию предпринимательства, конкуренции, защиты интересов потребителей.

Антикризисная программа предполагала создание Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, уставный капитал которого формировался как за счет государственных ресурсов, так и путем привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

Фонд был призван выдавать кредиты только под проекты, эффективность которых подтверждена соответствующей экспертизой, с одновременным обязательным применением залогового права либо поручительства.

В связи с возникшими потребностями в республике была создана целая сеть объектов, обслуживающих предпринимательские структуры и обеспечивающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Областные отделения Фонда поддержки предпринимательства выполняли роль методологических, организационных, консультационных центров. Такие центры созданы в 1997-1999гг. в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Кустанайской, Северо-Казахстанской и других областях, которые предоставляют начинающим предпринимателям широкий круг услуг: в выборе направления предприятия, составлении бизнес-планов, налаживании деловых контактов, содействии в аренде помещений и т.д.

Эти региональные центры стали также и центрами подготовки кадров предпринимателей. В создании этих центров помогают, в соответствии с соглашением, подписанным между Министерством экономики и Корпусом мира США, американские специалисты.

10 марта 1993 г. принимается постановление Кабинета Министров РК №207 "О республиканском фонде молодежного предпринимательства", а 15 сентября 1993 г. - №884 "О порядке создания центров малого бизнеса".

За минувшие годы произошли значительные изменения и в экономике, и в законодательстве. Появились и окрепли предприниматели малого и среднего бизнеса, число которых сегодня исчисляется уже десятками тысяч.

Только за январь-октябрь доходы от предпринимательской деятельности Республиканскому бюджету составили 29953 млн. тенге, что говорит о бесспорном развитии данного сектора экономики в нашей стране.[13]

Вступил в действие Гражданский кодекс РК, который в концентрированном виде отразил в статье 10 предпринятые за несколько лет усилия государства по развитию и защите предпринимательства. В Конституции РК, принятой 30 августа 1995 г., занял прочные позиции пункт 4 статьи 25, провозгласивший право каждого гражданина на свободу предпринимательской деятельности.

Завершился этот интенсивный законотворческий процесс подписанием 19 июня 1997 г. Закона "Об индивидуальном предприятии" и 7 июля 1997 г. – Указа Президента РК "О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в РК".

Прогрессивные предприниматели пытаются выйти на политическую арену, формировать свои партии. Ярким примером может служить деятельность Конгресса предпринимателей Казахстана. С одной стороны, Конгресс представляет и защищает интересы предпринимательских структур в органах государственной власти, управления и судебных инстанциях республики через разработку альтернативных законопроектов; а с другой – содействует реализации через предпринимательские структуры экономических и социальных программ. Кроме того, к основным задачам деятельности Конгресса предпринимателей Казахстана относятся содействие в реализации программ оказания помощи наименее социально защищенным слоям населения; финансовая и другая поддержка различных благотворительных фондов республики; участие в привлечении иностранных инвестиций; создание и развитие на территории Республики Казахстан зон свободного предпринимательства. В 1993 г. Европейской комиссией было объявлено об открытии проекта "Центр деловых связей" в Алматы. Его осуществлением занялись консорциум Датского технологического института, торгово-промышленная палата Кельна, группы консультантов из Греции и Конгресса предпринимателей Казахстана. Основное направление деятельности ЦДС – поддержка малых предприятий в развитии связей с партнерами в Европейском Сообществе. Помощь касается проведения экспортно-импортных операций, поиска рынков сбыта, получения свежей и достоверной информации о состоянии мировых цен и пр. Центром установлены тесные контакты со многими торгово-промышленными палатами и коммерческими структурами Европы.

Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Без развитого частного предпринимательства нет надежд на ликвидацию напряженного социального противостояния в обществе, на его переход от спада к подъему в экономике, что требует предоставления предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей.

Эффективное региональное хозяйствование требует, чтобы собственность набрала силу, достигла определенной "критической массы". Величина последней неодинакова в разных странах; обычно ее определяют на уровне 30-35%. Именно тогда, когда доля частной собственности достигнет трети, процесс приватизации позитивно влияет на ход и результаты производства.

Если до 1991 г. государственная собственная составляла более 90%, то к настоящему времени в стране преобладает частный сектор экономики: удельный вес частных предприятий составляет по республике около 80%, больш9иство из которых функционирует в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве. В ВВП Казахстана частный сектор составляет 50% по данным Национального статистического агентства.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

vнекомпетентность;

vнесбалансированный опыт (например, опытный менеджер, но не опытный коммерсант);

vнехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечаются, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого и среднего бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск то проявляющих, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Подводя итоги вышесказанного, можно кратко изложить условия активизации предпринимательской деятельности в Казахстане. Ими являются:

1. невмешательство государства в деятельность предприятия;

2. оказание материальной помощи со стороны государства;

3. предоставление хозяйственным субъектам гарантии в сохранности их собственности;

4. предоставление экономической свободы и создание для всех участников рыночных отношений равных прав;

5. формирование инфраструктуры рынка;

6. свободный доступ к ресурсам, кредитам и информации;

7. рыночно-конкурентный режим хозяйствования, антимонопольная деятельность государства;

При этом для предпринимателя важно следующее:

vОтчетливый план.

vОрганизация, способная по своей форме достигать поставленных целей и закреплять достигнутое путем применения определенных принципов.

vНаличие людей, материалов, машин, денежных средств и методов, позволяющих организации применять принципы, при помощи которых достигаются цели и закрепляется достигнутое. Исполнительская дисциплина.

vКомпетентные и знающие менеджеры, которые сумели бы заставить организацию и оборудование достигать целей. Быстрый, качественный, постоянный учет.

vДиспетчирование, нормирование, графики, стандартизация.

Date: 2016-01-20; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию