Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые поиски архитектурного образа и закономерности этнической идентификаций культуры





В современных условиях развития молодого суверенного государства особое значение приобретает поиск национального своеобразия в архитектуре. Новое казахстанское зодчество должно впитать в себя прогрессивный опыт веков, имеющий четко выраженные черты преемственности культур, найти при этом «золотую середину» между двумя крайностями: слепым подражанием традициям и полным их отрицанием.

Проблема национального и интернационального, которой уготована роль оселка, оттачивающего мастерство наших зодчих, обостряет интерес к культурному наследию – архитектуре кочевников. Однако в профессиональном сознании данный термин воспринимается как парадокс, поскольку слово «архитектура» обычно отождествляется с понятием монументальности, капитальности постройки, ее полной статической устойчивости независимо от воздействия времени и окружающей среды.

Традиционное зодчество казахов – совокупность архитектурных явлений, отмеченных характеристиками кочевой культуры, – понятие историческое и многогранное. Оно включает в себя объекты архитектуры и связанные с ними факты, процессы и тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии, как в географическом пространстве, так и в историческом времени. Однако до сих пор вклад казахских кочевников в мировую культуру исследователи сводят лишь к роли юрты как универсального мобильного жилища и к значению мемориально-культовых комплексов Арало-Каспия. Между тем, будучи самостоятельными архитектурными памятниками, оба феномена являются неотъемлемыми составными частями системы скотоводческого поселения древних и поздних обитателей Казахской степи.

Целостный облик системы традиционного казахского поселения определяли два универсальных гиперобъекта: «среда» – архитектурно-пространственная система, в которой свойства отдельных сооружений зависели от особенностей окружения в целом, и одновременно пространственно-предметная система стимулов и мотивов деятельности человека и «стиль» – сложная «эстетическая симфония», объединенная общим характером средств и приемов формообразования.

Архитектурный стиль номадов является особым по структуре, неповторимо характерным и точным синтетическим «портретом–пейзажем» (выражение А.И. Каплуна) своей эпохи. Лежащая в его основе система композиционно-структурных и морфологических средств несет на себе печать постоянного движения, перемещений и соответствующего отношения к пространству и времени. Эти исходные пространственные начала объективной верности архитектуры кочевников их «стилю жизни» не актуальны для современного развития Казахстана, несмотря на его настойчивые попытки обрести национальный стиль архитектуры.

Есть казахское искусство, обладающее чертами своей принадлежности данной этнической культуре, есть прочная народная художественная традиция, имеющая в искусстве свою типологическую специфику, свои ярко выраженные национальные школы – но все эти особенности художественной культуры синтезируются в понятии национального искусства, которое в теории искусства недопустимо подменять научно не правомочным понятием «национального стиля в архитектуре». При современной формальной конструктивной упорядоченности более эффективна активизация культурных смыслов, наполняющих среду, которая позволит развивать связи на уровне содержания при широком многообразии подходов к форме.

Представляется необходимой и еще одна смысловая дифференциация архитектурных явлений в рамках проблемы национального зодчества. Под национальным зодчеством следует понимать не оптимально успешное введение наследия в арсенал художественных средств творимого в архитектуре, не «стильные» атрибуты национального прошлого, а совокупность всей архитектуры народа Казахстана, определяемую ее этноцелевой принадлежностью, в то время как под традиционным зодчеством казахов – совокупность архитектурных явлений, отмеченных специфическими только для данной этнической культуры характеристиками.

Анализ архитектурно-пространственной организации скотоводческого поселения показывает, что оно может служить основой, началом для изучения глубинных закономерностей социального функционирования среды, т.к. во многом элементы и система планировки сезонных и стационарных поселений казахов.

Date: 2016-01-20; view: 707; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию