Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Волей не могут обладать юридические лица, учреждения, государство. Говорить поэтому о государственной воле и подобных свойствах, на наш взгляд, можно лишь условно-риторическиПрактика парламентского законотворчества наглядно свидетельствует о том, что, голосуя, депутаты руководствуются не столько собственными (в том числе совпадающими) волями и не наказами избирателей (увы), сколько прямым диктатом своих партийных руководителей, давлением властных сил, интересами лобби самого разного рода и т.д. Существенно при этом и то, что воля - феномен не самосозидающий. В силу одних лишь усилий воли (чьей бы она ни была) право еще не возникает. Для его установления и обеспечения его соблюдения необходимы сила, авторитет власти в целом - законодательной, исполнительной и судебной. Субъективное право. Субъективное право в классическом его понимании - это совокупность всех правоотношений, существующих в данном юрисдикционном поле, действенность которых обеспечивается применимым объективным правом. Исходя из этого, нельзя вполне принять мнение авторитетного современного теоретика права С.С. Алексеева, полагающего, что "субъективное право - принадлежащая субъекту мера (sic! - Г.В.) дозволенного поведения, обеспечиваемая государством" <16>. Такое определение скорее подходит к понятию частного права <17>, чем субъективного (jus), как оно понималось еще римскими юристами. Применительно к субъективному праву, на наш взгляд, нет оснований говорить о нем и как о мере. Мера - это нечто объективно отмеренное, точно обусловленное. По сути же речь идет о самых разнообразных, не мереных правоотношениях, складывающихся между субъектами права данной правовой системы. При этом и критерий дозволенности противоречит концептуально доминирующим в современной теории права принципам: "разрешено все, что не запрещено" и "свобода воли сторон" частных правоотношений. В связи с этим корректно звучит формулировка Е.Н. Трубецкого: "Право в субъективном смысле <...> есть та сфера внешней свободы, которая предоставляется лицу нормами объективного права <...>. В область права в субъективном смысле входят права, обязанности и юридические отношения" <18>. -------------------------------- <16> Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1996. С. 96. <17> Ср.: Трубецкой Е.Н. Указ. соч. <18> Там же. С. 85, 157.
* * *
Исключительно важна не всегда принимаемая во внимание имманентная связь между объективным и субъективным правом. Объективное право абстрактно. Пока нет конкретных персонифицированных правоотношений - нет ничего, что реально можно было бы обеспечивать и защищать посредством норм объективного права. Нормы его не действуют до тех пор, пока: а) не возникнет юридический факт, позволяющий вступить в силу норме объективного права. Иначе говоря, образуется конкретное правоотношение по образцу той или иной нормы объективного права; б) не приведен в действие механизм реального использования нормы объективного права, так как его запуск во многих случаях - дискреционное субъективное право соответствующего субъекта права. Рассмотрим несколько примеров. Часть 1 ст. 59 Конституции РФ гласит: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации". Но для того, чтобы эта норма стала действенной (т.е. легла в основу реальных субъективных правоотношений), необходим ряд юридических фактов: возраст, пол, здоровье, убеждения, вероисповедание и другие статусы того или иного гражданина. И лишь при наличии надлежащих юридических фактов и возникновении вследствие этого субъективного правоотношения названная норма объективного права вступает в действие. Другой пример: ч. 3 ст. 44 Конституции РФ закрепляет: "Каждый (sic! - Г.В.) обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры". Думается, что на самом деле речь идет скорее об обязанностях государства. Применима ли в жизни эта норма с ее императивно-активной диспозицией, обращенной к "каждому", в том числе не обремененному ответственностью лицу? Не остается ли она фактически лишь декларативной?
* * *
Распространенное понимание права как такового обычно сводится к его пониманию как права в объективном смысле. Так, С.С. Алексеев определяет право в целом в качестве системы общеобязательных норм <19>. -------------------------------- <19> Алексеев С.С. Указ. соч. С. 77.
|