Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков





ростка. Активное творчество способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию моторики. Арттерапия может выполнять функции отвлечения и занятости, способ­на при социальной дезадаптации облегчить контакт. К видам активной арттерапии относятся тактированное письмо (кал-лиграфиотерапия) и ритмические упражнения.

Каллиграфотерапия способствует развитию кинестетичес­кой, зрительной, зрительно-пространственной и серийной ор­ганизации движений. Ритмическое письмо служит средством моторного программирования и контроля, избирательной активации внимания. Эти коррекционные приемы можно предложить подросткам, испытывающим каллиграфические трудности, затруднения в скорости, темпе, ритме письма.

Работу с подростками следует начинать с переписывания стихотворных текстов, которые по тематике будут индиви­дуально интересны. При этом психолог может обсудить со­держание этого стихотворения, которое поможет ему перейти на целенаправленную психотерапевтическую беседу. Любое обсуждение выполненных заданий необходимо начинать с похвалы, демонстрируя интерес психотерапевта к подростку, как к личности.

При истероидной и эпилептоидной акцентуации подрост­кам показаны приемы тактированного письма в сочетании с индивидуальной рациональной психотерапией, которая по­могает укрепить контакт с подростком, провести психотера­певтическую беседу. В беседе необходимо показать подростку не привлекательность тех или иных отклонений его поведе­ния, поощрить реальные его достижения и способности, под­толкнуть подростка к собственным выводам.

Подростки с циклоидной и шизоидной акцентуацией ха­рактера требуют эмпатийного отношения психолога и лого­педа. Стремясь вызвать подростка на собственные коммента­рии и обсуждение личных проблем.

Каллиграфотерапию желательно проводить под музыку, ритм и содержание которой необходимо подбирать индивиду­ально, обсуждая это с подростком.

Пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией

С помощью теста Люшера подбираются препочтительные цвета образцов живописи и графики. Подростку предлагает­ся рассмотреть серию экспозиций под звучание специально подобранной музыки.


 




Глава 8


Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков


 


При эпилептоидной акцентуации подростки, как прави­ло, выбирают художественные микропрограммы, окрашен­ные преимущественно в пастельные, синие и оттенки синего цвета тона. Образцы живописи должны отображать задумчи­вость, мечтательность, лиричность, ритмическую гармонию изящных текучих линий, благодушное спокойствие. Здесь подходит музыка Г.Ф. Генделя, И.С. Баха (Концерт № 1), В.С. Калинникова (первая симфония). Эти занятия снимают аффективное напряжение, вызывают расслабление мышц, нормализуют настроение.

Для подростков с шизоидной акцентуацией программа составляется из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения, так как любая монотонность их быстро утомляет. В то же время боль­шое разнообразие визуально-слуховых возбужений помогает активизировать такого подростка и стимулировать контакт с психотерапевтом. Наиболее адекватной музыкой являются произведения В.А. Моцарта и И.С. Баха.

Для подростков с истероиднои и циклоидной акцентуацией используются пейзажи, изображение мира птиц, рыб. Харак­тер музыки подбирается спокойный, меланхолический: К. Де­бюсси (Облака), Пуссе (Пение птиц), И.О. Бах (Концерт № 5).

В психологическом сопровождении лиц с последствиями ДЦП применяют следующие психологические техники: има-гопрофилактика и имагокоррекция, основанные на принци­пах имаготерапии, разработанные В.А. Зеленским и И.В. Бо­евым (2004). Под имаготерапией И.Е. Вольперт (1972) под­разумевал тренировки пациента в воспроизведении опреде­ленного комплекса характерных образов с лечебной целью. Физиологический механизм лечебного действия при этом заключается, с одной стороны, в выработке у пациента жела­тельной устойчивой системы доминант и динамических сте­реотипов, с другой стороны, в подавлении невротических ре­акций. Психологический механизм имаготерапии с его точки зрения заключается в усвоении личностных предпосылок, способствующих образованию новых здоровых отношений.

Конечная цель имаготерапии — перестройка отношений личности, требующая длительной систематической трени­ровки в воспроизведении образа адаптивного стереотипа по­ведения.

В имаготерапии как лечебный фактор для пациента под­бирается образ в соответствии с его психологическим содер-


жанием. В психотерапии широко используется воображение больного — эта уникальная способность человека, лежащая в основе психического механизма внушения, самовнушения, гипноза, медитации, аутогенной тренировки.

8.3.1. Визульно-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии

Для подростков с дизартрией эффективно воздействует пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией. Пас­сивная арттерапия представляет собой использование уже существующих произведений живописи путем анализа и интерпретации пациентом на фоне звучащей классической музыки, а иногда только визуализация этих образцов ис­кусства в сочетании с музыкотерапией. Образцы живописи скомпанованы в коррекционные программы на основе вось-мицветного теста Люшера (1968) (по материалам Л.И. Лы-чагиной).

Согласно функциональной психологии, разработанной Люшером, каждый цвет раскрывает определенные физиоло­гические и психические состояния. Эти положения исполь­зуются в психокоррекционных программах для подростков акцентуантов, имеющих невротические реакции, неврозо-подобные, церебрастенические и психопатоподобные состо­яния. Образцы живописи, подобранные с учетом этого при­нципа подкреплялись музыкотерапией.

Учитываются закономерности использования различной по своему психофизиологическому воздействию музыки в зависимости от темперамента человека: меланхолики любят серьезную, непрерывающуюся грустную гармонию; сангви­ники, благодаря легкой возбудимости, всегда привлекаются танцевальным стилем; к таким же гармоническим движени­ям стремятся и холерики; флегматиков трогают тонкие женс­кие голоса (по Л.С. Брусиловскому, 1985).

Визуально-музыкальный тренинг в рамках пассивной арт-терапии состоит из коррекционных программ, ориентирован­ных на конституциональные особенности личности с дизарт­рией.

Эпилептоидным подросткам рекомендуется художест­венная микропрограмма, включающая пастельные, синие и оттенки синего цвета. В программу вошли образцы живописи и графики Западной Европы, сочетающие в себе хрупкость,


 



17-438



Глава 8

задумчивость с мечтательностью, лиричностью, ритмичес­кую гармонию изящных, текучих линий, благодушного спокойствия и комфортных линий. Включать подростков в психокоррекционную работу лучше в период дисфорийно-го и аффективного у них напряжения. Даже невербальное рассматривание образцов живописи под музыку Г.Ф. Ген­деля (Пассакалия), И.С. Баха (Концерт № 1 для фортепь­яно с оркестром ре-минор. Вторая часть — меланхоличес­кий, индифферентный, расслабленный характер музыки), В.С. Калинникова (Первая симфония соль-минор. Вторая часть — музыка спокойная, плавная, свободная, напевная, лиричная) снижает аффективное напряжение и лишнюю на­пряженность. Примерные образцы живописи: Роберт Кам-пен (Флемальский мастер). Мадонна с младенцем. Нидер­ланды. 1380 г. Фра Беато Анжелика де Фьезоле. Мадонна с младенцем, святым Домиником и Фомой Аквинским. Ита­лия. 1387 г. Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадон­на Бенуа). Италия. 1452 г.

Шизоидные подростки. В процессе психокоррекционной работы возникающий психологический барьер, негативисти-ческие моменты в общении с этими подростками купируют­ся с помощью программы, содержащей образцы живописи, скульптуры и графики Западной Европы, насыщенные при­глушенными оттенками желтого, красного, темно-зеленого цветов. Эти образцы мировой живописи несут в себе жизне­утверждающие черты, поэтичность, нежную прелесть цвету­щей красоты, насыщенность и глубину пылающего изнутри цвета, пронизывающий золотистый колорит, богатство внут­ренней жизни, огромную духовную силу.

Учитывая истощаемость в контакте шизоидной натуры, программа составлена из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения. Например: Микеланджело да Караваджо. Лютнист (Италия, 1573) под сопровождение классической гитары (тема жиз­неутверждающая). Жан-Антуан Гудон. Вольтер, сидящий в кресле. Франция. Скульптура. Мрамор. 1741 г. Жан-Огюст-Доминик Энгр. Портрет графа Н.Д. Гурьва (Франция, 1780) под музыку С. Рахманинова (Соч. 45. Симфонические танцы. Часть первая — неожиданно резкое вступление, звуки ли­тавр, отрывистое звучание смычковых захватывают внима­ние, концентрируют на музыке, не дают отвлечься, удержи­вают активное сознание в узком русле. Критическое разре-


I


______ Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков_________________

шение снимает предшествующее напряжение. Новые чувства подготавливают к расслаблению), И.С.Бах (Бранденбургский концерт № 4. Вторая часть — характер музыки меланхолич­ный, индифферентный, просветленный, мелодия спокойная и изящная. Неторопливый трехдольный ритм. Музыка на­страивает на приятные воспоминания, представления, ассо­циации).

Выбор таких приемов психокоррекции часто помогает ши­зоидным подросткам найти свое хобби, что является для них психологической защитой.

Для истероидных и циклоидных подростков в перио­ды спада настроения, депрессивного состояния для показа используются образцы природы в сопровождении музыки Ц.Франка (Пастораль ля мажор), мира птиц в сопровожде­нии электронной музыки композитора А.Пуссера «Пение птиц», К. Дебюсси «Облака», водного мира в сопровожде­нии произведений А. Жоливе, И.С. Баха (Концерт № 5 фа минор для фортепьяно с оркестром. Вторая часть — музы­кой задается ритм, четырехдольный размер способствует счету в размеренном темпе. Спокойный, меланхолический характер музыки расслабляет).

8.3.2. Специализированные приемы арттерапии

Эти психокоррекционные программы выполняют и поз­навательную функцию. Дополнительные внепрограммные познания особенно необходимы подросткам-ретардантам и диссоциированным подросткам, имеющим резидуальнс-ор­ганическую недостаточность центральной нервной системы и выявляющим черты лабильности, отдельные невротичес­кие симптомы. Эти интересные эксклюзивные материалы (Многообразие природы, Империя вод, Вечные ландшафты, Царство легенд) помогают таким подросткам в самоутверж­дении, воспитывают самоуважение, желание познать еще больше, гармонизируют личность в целом.

Таким образом, психокоррекционные приемы пассивной и активной (каллиграфотерапия) арттерапии в сочетании с музыкотерапией оказывают благотворное влияние как на подростков с акцентуациями характера, так и на представи­телей диапазона пограничной аномальной личности, гармо­низируя личность в целом.


Глава 8

8.4. Конституционально-ориентированные технологии психологического сопровождения подростков с дизартрией

Психологу и логопеду следует творчески подходить к кор-рекционному процессу, использовать материал и подбирать его в зависимости от того, что наиболее важно в данный момент учащемуся, с которым ведется психокоррекционная работа.

Так при работе по совершенствованию графомоторных на­выков необходимо учитывать конституционально-психоти­пологические особенности личности учащихся с дизартрией. Такого характера коррекционная работа как каллиграфоте-рапия может быть рекомендована учащимся с эпилептоид-ной акцентуацией характера. Включение в работу рекомен­дуется в период дисфории и аффективного напряжения. При этом необходимо побуждать подростка выполнять задания неторопливо, без эмоций — это снимает аффективное напря­жение и лишнюю напряженность. В процессе выполнения за­даний по тетради необходимо подвести к выводу о том, что не нужно «заводиться», не нужно торопиться и т.п. Обсуждение выполненных заданий лучше начинать с положительных ка­честв этого подростка. Подчеркнуть, что такого плана работа у него получается неплохо. Для акселерированных подрост­ков данные тренировочные упражнения могут стать специ­фическим невербальным методом арттерапии. В процессе вы­полнения заданий по тактированному письму, особенно тех частей заданий, которые содержат рифмованные задания, необходимо побуждать подростков к живому восприятию, стимулировать к запоминанию увиденного, поощрять живое фантазирование, отвлекая от бесплодного мудрствования, са­мокопания и «словесной жвачки».

Подростков, имеющих задержку развития, необходимо поощрять в процессе выполнения заданий по каллиграфии, внушая уверенность в собственных силах и возможностях. Работая с такими подростками, важна постоянная защита их «слабого места» — постоянное опасение по поводу возможно­го осуждения, насмешек, предубеждения, неприязни со сто­роны окружающих, особенно сверстников.

Диссоциированных подростков необходимо строго регла­ментировать, дисциплинировать и лучше проводить психо-коррекционные занятия в микрогруппе с сильным лидером и социально-позитивными установками.


Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков

Истероидные подростки благодаря своей широкой неиз­бирательной общительности не представляют особых трудно­стей для первого контакта. Эгоцентричность истероидов об­легчает первый контакт, если дать подростку почувствовать интерес к нему, как к личности. Контакт легче установить, чем сохранить.

Они адекватно реагируют на доброжелательное отноше­ние и искренний интерес к их проблемам. Разговор с ними надо вести в живом темпе, не задерживаться подолгу на од­ной теме, не боясь отвлечений. Однако необходимо помнить, что эти подростки всегда пытаются взять инициативу в свои руки, начать командовать, выдвигать условия. Поэтому сле­дует опасаться утраты дистанции, фамильярности в отноше­ниях. В психологе и логопеде истероидный подросток должен чувствовать независимую самостоятельную личность.

Для истероидных и эпилептоидных подростков показаны приемы тактированного письма в сочетании с индивидуаль­ной рациональной психотерапией, т.е. те приемы психокор­рекции, которые помогают выйти на контакт с этим подрост­ком, провести целенаправленную беседу.

Подросткам с истероидной акцентуацией, имеющим рече­вые нарушения, все упражнения в тактированном письме и речевые упражнения в произношении идут на пользу. У исте­роидов диапазона пограничной аномальной личности на уп­ражнения в речи может появиться реакция оппозиции, либо на ряду с чертами истероидности отмечается эмоциональная лабильность, отдельные невротические симптомы.

Демонстративное поведение, демонстративные аффектив­ные реакции никогда не должны подкрепляться выполнени­ем их требований и желаний. Иногда эти желания высказы­ваются подростками открыто в процессе психокоррекции. Иногда же истероидные подростки ведут себя так, чтобы об этих желаниях «догадались». Подросток должен убедиться, что таким демонстративным поведением, таким путем он ни­чего не достигнет, а, наоборот, навлечет на себя только допол­нительные неприятности и осложнения.

Надо стремиться к тому, чтобы подросток сам увидел не­привлекательную сторону своей претенциозной демонстра­тивное™ в сочетании с маловыразительной дефектной речью. Но одновременно надо поощрять реальные достижения и спо­собности. Для снижения уровня эгоцентризма рекомендуется рассказывать о других, т.е. говорить опосредованно.


Глава 8


Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков


 


Особенно полезны для истероидных подростков невербаль­ные приемы психокоррекции. Акцентуанты истеротимики, обладая обычно хорошей артистичностью, пластичностью, координацией движений, пантомимикой и эмоциональнос­тью, они оказываются на высоте и получают безболезненное для других удовлетворение собственного эгоцентризма. Исте-роидные подростки должны много трудиться над собой, что­бы завоевать роль первого выразителя, застрельщика, зачин­щика и получить заслуженную оценку его реальных дости­жений и способностей.

В процессе выполнения заданий и оценки своей работы подростка необходимо подтолкнуть к собственным выводам. В ненавязчивых беседах во время активной арттерапии (кал-лиграфиотерапии) подросток должен сам уяснить слабые сто­роны своего харктера: непереносимость однообразного обра­за жизни, монотонного, требующего мелочной аккуратности труда, одиночества, лишения кампании сверстников, а так­же невоздержанность своих реакций на проявления властво­вания со стороны.

Циклоидные подростки требуют искреннего благожела­тельного и эмпатийного отношения психолога и логопеда. В процессе выполнения заданий желательно добиться эмо­ционального отреагирования с полным раскрытием пережи­ваний. В дальнейших отношениях таким подросткам нужна постоянная эмоциональная поддержка, сопереживание.

Удача психокоррекционного воздействия будет достигну­та в том случае, если кто-либо из членов группы, с которой проводится психокоррекция, становится партнером для сопе­реживания.

Самой тяжелой психической травмой для подростка это­го типа оказывается эмоциональное отвержение со стороны эмоционально значимых лиц — родных, близких или друзей-сверстников, к которым возникла сильная привязанность.

Шизоидные подростки. В процессе психокоррекционной работы с этими подростками, как правило, возникает психо­логический барьер, ответы подростка носят формальный ха­рактер. Шизоидные подростки не выносят, когда к ним «ле­зут в душу», при этом надо избегать излишней напористости. Отношение к различным проблемам приходится высказывать самому психологу, следя за реакцией подростка и незамет­но провоцируя его на комментарии. Признаком преодоления психологического барьера — перехода от формального кон-


I


такта к неформальному — служит момент, когда шизоидный подросток начинает говорить по своей инициативе, иногда на тему неожиданную и далекую от обсуждения. В этом случае останавливать его не следует. Необходимо умело постепенно направлять беседу в нужном направлении.

Учитывая еще одно свойство шизоидной натуры — исто-щаемость в контакте, надо помнить о неожиданном крутом переходе к новой теме, чему способствует подобранный раз­нообразный материал тетради тактированного письма.

Такие подростки остаются одинокими среди сверстников. Они лучше адаптируются в малой группе более взрослых школьников.



Date: 2015-12-13; view: 571; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию